ОТКРЫТОЕ АКЦИОНЕРНОЕ ОБЩЕСТВО
«РОССИЙСКИЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ»
ПРОЕКТНО-КОНСТРУКТОРСКОЕ БЮРО ВАГОННОГО ХОЗЯЙСТВА
ФИЛИАЛ ОАО «РЖД»
УТВЕРЖДАЮ
Начальника Управления
вагонного хозяйства Центральной
дирекции инфраструктуры - филиал
ОАО «РЖД»
___________________А.И. Сакеев
«____»__________________2014 г.
ПРАВИЛА
ТЕХНИЧЕСКОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ И ТЕКУЩЕГО ОТЦЕПОЧНОГО РЕМОНТА ТРАНСПОРТЕРОВ
№ 767 - 2014 ПКБ ЦВ
Директор
Проектно-конструкторского бюро
вагонного хозяйства филиал
ОАО «РЖД»
___________________А.О. Иванов
«____»__________________2014 г.
Содержание
Введение……………………………………………………………..…………..3
1. Общее положение……………………………………………………….……4
2. Требования безопасности……………………………………………………6
3. Требования к маневровым работам и ограждению ………………………9
4. Правила технического обслуживания и текущего
отцепочного ремонта транспортеров…………………………………..….…10
Приложения А……………………………………………………………..…..12
Лист регистрации изменений………………………………………..…..……13
Введение
Настоящие Правила по техническому обслуживанию и текущему ремонту транспортеров (далее – Правила) устанавливают правила технического обслуживания и текущего ремонта транспортеров в эксплуатации и предусматривают выявление и устранение неисправностей для обеспечения работоспособности и безопасности движения в процессе эксплуатации на сети железных дорог
Настоящие Правила предназначены для применения филиалами ОАО «РЖД» и иными структурными подразделениями ОАО «РЖД», занятыми техническим обслуживанием и текущим ремонтом транспортеров всех типов в эксплуатации.
Применение настоящих Правил сторонними организациями оговаривается в договорах с ОАО «РЖД».
Требования Правил являются обязательными при проведении технического обслуживания и текущего ремонта транспортеров в эксплуатации и на железных дорогах Российской Федерации колеи 1520 мм.
1 Общие положения
1.1 Техническое обслуживание и текущий ремонт транспортёров, эксплуатируемых на железных дорогах, производится в соответствии с действующим приказом №25 Ц от 23.10.98 г.
1.2 Периодичность проведения плановых видов ремонта транспортеров устанавливается в соответствии с Положением о системе технического обслуживания и ремонта грузовых вагонов, допущенных в обращение на железнодорожные пути общего пользования в международном сообщении. Утв. Советом по железнодорожному транспорту государств-участников Содружества (протокол от «16-17» октября 2012 г. № 57).
1.3 Предъявление транспортёров к техническому обслуживанию производится дежурным по станции с записью в книгу предъявления вагонов грузового парка к техническому обслуживанию формы ВУ-14.
1.4 Техническое обслуживание и текущий ремонт транспортёров, в том числе специального оборудования при подготовке к перевозкам осуществляется работниками специализированых депо в соответствии с требованиями:
- «Инструкции по техническому обслуживанию вагонов в эксплуатации» Утв. Советом по железнодорожному транспорту Государств участников Содружества Протокол от 21-22 мая 2009 г. № 50, с изменениями утвержденными на 52-м, 53-м, 55-м, 56-м, 58-м, заседаниях Совета по ж.д. транспорту Государств – участников Содружества
- РД 32 ЦВ 052-2009 «Руководства по ремонту тележек грузовых вагонов с бесконтактными скользунами (с изменениями)»;
- «Руководства по техническому обслуживанию и текущему ремонту транспортеров» РД 32 ЦВ 135-2013.
- № 732-ЦВ-ЦЛ «Общего руководства по ремонту тормозного оборудования вагонов» Утв. Советом по ж.д. транспорту государств-участников Содружества протокол от 18-19 мая 2010 г. № 54.
- «Руководящего документа по ремонту и техническому обслуживанию колесных пар с буксовыми узлами грузовых вагонов магистральных железных дорог колеи 1520 (1524мм)» Утв. Советом по ж.д. транспорту государств-участников Содружества протокол от 16-17 октября 2012 г. № 57.
- «Инструкции по ремонту и обслуживанию автосцепного устройства подвижного состава железных дорог» Утв. Советом по ж.д. транспорту государств-участников Содружества протокол от 20-21 октября 2010 г. № 53.
- «Правил технической эксплуатации железных дорог»;
- местными нормативными и технологическими документами.
1.5 Текущий отцепочный ремонт выполняется на специализированных пунктах или путях, расположенные на ПТО или в депо.
1.6 Состав ремонтных бригад, сменность работы определяется руководством вагонного депо в соответствии с действующими нормативами, объемами ремонта и режимом работы пункта.
1.7 Материалы, запасные части, применяемые при ремонте вагонов, должны быть сертифицированы, соответствовать нормативной документации и рабочим чертежам на их изготовление и ремонт.
1.8 Текущий отцепочный ремонт вагонов транспортеров производится по способу замены неисправных узлов и деталей новыми или заранее отремонтированными
Устанавливаемые на вагон детали, клеймение которых предусмотрено соответствующими нормативными документами, должны иметь клейма (знаки маркировки или трафареты, указывающие место, дату изготовления или ремонта и испытания).
1.9 На вагоны, подлежащие ремонту с отцепкой от поезда, выдается уведомление формы ВУ-23м, ВУ-23ЭТД. В случае необходимости передислокации вагона в ремонт помимо ВУ-23м, Ву-23ЭТД оформляется сопроводительный листок формы ВУ-26м, ВУ-26ЭТД. На поврежденные вагоны к форме ВУ-23м должен прилагаться акт формы ВУ-25.
Уведомления формы ВУ-23М не выдаются на вагоны ремонтируемые безотцепочным ремонтом в парках прибытия и отправления и при подготовке вагонов к перевозкам в пределах норм времени, установленных технологическим процессам работы согласно «Инструкции по учету наличия и ремонта неисправных вагонов» от 31.04.93 г. № ЦЧУ-161 пункт 2.1.11.
Вагонное депо, производившее текущий отцепочный ремонт вагонов, несет гарантийную ответственность за качество сборки и комплектацию узлов, по которым вагон был отцеплен в ТОР до следующего планового вида ремонта или до выполнения заданного объема перевозок при эксплуатации железных дорог Российской Федерации
Ответственность за качество осмотренных колесных пар устанавливается в переделах гарантийного участка безотказного следования вагонов данного депо, за состояние замененных колесных пар, ответственность устанавливается в соответствии с указанием МПР России от 18.1198г. N пр. К-1316у. (В соответствии с Инструкцией РД 32 ЦВ 056-97 п . 1.5).
На детали, не выдержавшие срока гарантии, оформляют акт - рекламацию в порядке, установленным ОАО «РЖД» Форма акта-рекламации ф.ВУ-41М утверждена ОАО «РЖД» в 2004г.
1.10 Внесение изменений в настоящие Правила производятся в соответствии с ГОСТ 2.503-90.
1.11 Перечень документов, на которые даны ссылки в настоящих Правилах, приведены в приложении А.
2 Требования безопасности
2.1 При проведении технического обслуживания и ремонта транспортеров должны выполняться требования действующих нормативных документов:
- «Правил по охране труда при техническом обслуживании и ремонте грузовых вагонов» ПОТ РЖД-4100612-ЦБ-016-2012, Утверждены распоряжением ОАО «РЖД» от 17 января 2013 г. № 57р;
- «Инструкции по охране труда для осмотрщика вагонов, осмотрщика-ремонтника вагонов и слесаря по ремонту подвижного состава в вагонном хозяйстве ОАО «РЖД» МОТ РЖД-4100612-ЦВ-014-2013;
- Другой действующей нормативно-технической документации, содержащей требования охраны труда.
2.2 К работе по техническому обслуживанию и ремонту транспортеров допускаются лица, достигшие возраста восемнадцати лет, прошедшие обучение и проверку знаний по специальности и охране труда, прошедшие обязательный предварительный медицинский осмотр при поступлении на работу, вводный и первичный инструктаж на рабочем месте по охране труда, противопожарный инструктаж, стажировку и первичную проверку знаний требований охраны труда.
2.3 В процессе работы осмотрщик и слесарь должны проходить в установленном порядке периодические медицинские осмотры, повторный инструктаж не реже одного раза в три месяца, а также внеплановый и целевой инструктажи по охране труда, обучение по охране труда, периодическую и внеочередную проверку знаний требований охраны труда.
2.4 Осмотрщик, осмотрщик-ремонтник и слесарь должны проходить периодическое, не реже одного раза в год, обучение по оказанию первой помощи пострадавшим.
Вновь принимаемые на работу проходят обучение по оказанию первой помощи пострадавшим в сроки, установленные работодателем, но не позднее одного месяца после приема на работу.
2.5 Осмотрщики-ремонтники перед началом работы должны надеть полагающуюся им спецодежду, сигнальные жилеты.
2.6 Осмотрщик, осмотрщик-ремонтник и слесарь обязаны:
- выполнять только входящую в их обязанности или порученную мастером (бригадиром) работу;
- соблюдать меры пожарной безопасности, обладать практическими навыками использования противопожарного оборудования и инвентаря;
- содержать в исправном состоянии и чистоте инструмент, приспособления, инвентарь, средства индивидуальной защиты (далее СИЗ);
- внимательно следить за сигналами и распоряжениями руководителя работ (мастера, бригадира) и выполнять его команды;
- выполнять требования запрещающих, предупреждающих, указательных и предписывающих знаков, надписей и сигналов, подаваемых водителями транспортных средств и крановщиками кранов;
- быть предельно внимательными в движения автотранспорта;
- проходить по территории депо и железнодорожных станций по установленным маршрутам, пешеходным дорожкам, проходам и переходам;
- соблюдать меры безопасности при переходе железнодорожных путей для осмотра и ремонта вагонов;
- соблюдать правила внутреннего трудового распорядка и установленный режим труда и отдыха. При работе на открытом воздухе в зимнее время для предотвращения переохлаждения и обморожения осмотрщик, осмотрщик-ремонтник и слесарь должны использовать предусмотренные перерывы в работе для обогревания в зависимости от температуры наружного воздуха и скорости движения ветра;
- уметь оказывать первую помощь при травмах, пользоваться аптечкой первой помощи.
2.7 Осмотрщик, осмотрщик ремонтник и слесарь, выполняющие ТО и ремонт грузовых вагонов, должны знать:
- технологию обслуживания и ремонта грузовых вагонов;
- порядок ограждения составов и отдельных групп грузовых вагонов, установленный технологическим процессом работы ПТО, инструкцией по производству маневровой работы, разработанными с учетом местных условий;
- действие на человека опасных и вредных производственных факторов, возникающих во время работы, способы защиты и правила оказания первой помощи;
- требования производственной санитарии, электробезопасности и пожарной безопасности;
- правила применения и использования противопожарного оборудования и инвентаря;
- видимые и звуковые сигналы, обеспечивающие безопасность движения, знаки безопасности;
- места расположения аптечки или сумки с необходимыми медикаментами и перевязочными материалами.
2.8 При техническом обслуживании и ремонте транспортеров на работников могут воздействовать следующие основные опасные и вредные производственные факторы:
- движущийся железнодорожный подвижной состав, транспортные средства, машины и механизмы;
- падающие с высоты предметы и инструмент;
- повышенные уровни шума и вибрации на рабочем месте;
- повышенное значение напряжения в электрической цепи, замыкание которой может произойти через тело человека;
- повышенная запыленность и загазованность воздуха рабочей зоны;
- повышенная или пониженная температура воздуха рабочей зоны;
- острые кромки, заусенцы и шероховатость на поверхностях заготовок, инструментов и оборудования.
2.9 Уровни шума и вибраций на рабочих местах не должны превышать значений ГОСТ 12.1.003 и ГОСТ 12.1.012.
2.10 Освещенность рабочих мест в производственных помещениях, на открытых площадках депо должна соответствовать требованиям СНиП 23-05 и ГОСТ Р 54984-2012.
3. Требования к маневровым работам и ограждению
3.1 Маневровая работа и ограждение транспортеров на железнодорожных путях депо и их производственных подразделений должны производиться в соответствии с Правилами технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации, Инструкцией по движению поездов и маневровой работе на железных дорогах Российской Федерации. А также согласно технологического процесса и инструкции по производству маневровой работы, разработанными с учетом местных условий и утвержденными в установленном порядке.
3.2 Ограждение путей на которых производится осмотр, техническое обслуживание и текущий отцепочный ремонт транспортеров, может быть централизовано. Централизованное ограждение составов и вагонов должно осуществляться только оператором (диспетчером) ПТО, а где они отсутствуют дежурным по станции (маневровым диспетчером).
3.3 При отсутствии централизованного ограждения транспортеры ограждаются переносными сигналами (днем - прямоугольными щитами, окрашенными в красный цвет, а ночью - сигнальными фонарями красного цвета). Переносные сигналы ограждения должны устанавливаться на оси пути на расстоянии не менее 50 м от крайних вагонов. Стрелочные переводы запираются на замок.
3.4 Вагон или группу вагонов, ремонтируемых на специально выделенных путях, помимо постоянных переносных сигналов, ограждают дополнительно спаренными тормозными башмаками, которые располагают на обоих рельсах на расстоянии не менее 25 м от крайнего вагона или против предельного столбика, если расстояние до него меньше 25 м.
3.5 Ограждение места работ производится на период их выполнения и снимается после их окончания по указанию лица, ответственного за производство работ.
4 Правила технического обслуживания и текущего отцепочного ремонта транспортеров.
4.1 Система технического обслуживания транспортеров предусматривает:
- Техническое обслуживание №1 (ТО-1) – выполнение комплекса работ по поддержанию работоспособности транспортеров в пути следования – производится:
- при контроле технического состояния транспортеров во время приема –передачи по межгосударственным передаточным железнодорожным станциям.
После выгрузки производится контроль технического состояния транспортеров на пунктах технического обслуживания вагонов (далее ПТО).
- Техническое обслуживание №2 (ТО-2) – выполнение комплекса работ по восстановлению работоспособности узлов и укрупненного ремонта оборудования транспортёров перед погрузкой – транспортёрам сочленённого и сцепного типа грузоподъёмностью 120-500 т в специализированных вагонных депо, а других типов транспортёров – на ПТО эксплуатационных депо.
- Техническое обслуживание №3 (ТО-3) – единая техническая ревизия и укрупнённый ремонт специального оборудования - производиться только транспортёрам сочленённого типа грузоподъёмностью 120-500 т, выполняется один раз в год в вагонном депо.
Техническое обслуживание транспортеров сочлененного типа в пути следования производится работниками ПТО при участии работников обслуживающих бригад, сопровождающих транспортеры, под руководством начальника вагонов-транспортеров.
При подаче транспортёров в эксплуатационное депо или на специализированные пути для производства технического обслуживания в объёме ТО-3 (кроме ТСЧ), ТОР на эти транспортёры оформляется уведомление на ремонт вагона формы ВУ-23М.
4.2 Технический осмотр транспортеров сочлененного типа (далее ТСЧ) с проверкой состояния крепления груза, состояние деталей и узлов транспортеров производится работниками ПТО при участии работников обслуживающих бригад, сопровождающих транспортеры, под руководством начальника вагонов-транспортеров, технический осмотр производится механиками обслуживающих бригад, сопровождающих транспортеры.
4.3 Текущий ремонт (ТР1 или ТР2) – обеспечение восстановления работоспособности транспортеров - производится в пути следования с переводом вагонов нерабочий парк, оформлением уведомления формы ВУ-23м, ВУ-23ЭТД и передачей сообщения 1353, в случае необходимости передислокации вагона в ремонт помимо ВУ-23м, ВУ-23ЭТД оформляется сопроводительный листок формы ВУ-26м, ВУ-26ЭТД работниками ПТО.
4.4 При поступлении порожнего транспортёра в ТР за один месяц до наступления срока планового ремонта он направляется в специализированное вагонное депо, аттестованное для ремонта такого типа подвижного состава.
4.5 При поступлении на дорогу транспортёров с повреждёнными, неисправными или отсутствующими узлами и деталями должен быть составлен акт формы ВУ-25, который предъявляется территориальному управлению или дирекции инфраструктуры, где производилась погрузка или выгрузка и отправление порожних транспортёров. Об этом сообщается в ЦВ и ЦД ОАО «РЖД» и по согласованию с ними он направляется для ремонта на завод или в вагонное ремонтное депо.
4.6 При поступлении на ПТО транспортёров с неисправными узлами и деталями, эксплуатационное вагонное депо должно составить акт-рекламацию формы ВУ-41М на узлы и детали вагона, не выдержавшие гарантийного срока после изготовления, ремонта, модернизации и предъявить соответственно заводам-изготовителям, заводам или вагонным депо, производившим ремонт установленным порядком.
4.7 Пункт технического обслуживания или его подразделения, производившие подготовку транспортёров к погрузке, должно обеспечивать безопасную работу транспортёра и проследование их по гарантийным участкам без отцепки от состава.
4.8 Техническое обслуживание, ремонт узлов и деталей транспортёров с узлами: ходовых частей с тележками модели 18-100, автосцепным устройством, тормозным оборудованием осуществляется в соответствии с требованиями действующей нормативной и технической документации, утверждённой установленным порядком в ОАО «РЖД», а также в соответствии с требованиями «Руководства по техническому обслуживанию и текущему ремонту транспортеров» РД 32 ЦВ 135-2013.
4.9 Заменяемые узлы и детали транспортёров должны отвечать требованиям ГОСТов, техническим условиям, нормативной документации, а на узлы и детали, подлежащие сертификации, должны иметься сертификаты качества.
4.10 После проведения ТО-3 и ТОР необходимо оформить уведомление формы ВУ-36М.
Приложение А
(обязательное)
Перечень технической документации, применяемой при ремонте транспортеров
Таблица А1
Обозначение
|
Наименование
|
Утверждение
|
|
«Инструкции по техническому обслуживанию вагонов в эксплуатации»
|
Утв. Советом по железнодорожному транспорту Государств участников Содружества Протокол от 21-22 мая 2009 г. № 50.
|
РД 32 ЦВ 052-2009
|
«Руководства по ремонту тележек грузовых вагонов с бесконтактными скользунами (с изменениями)»
|
|
№ 732-ЦВ-ЦЛ
|
«Общего руководства по ремонту тормозного оборудования вагонов»
|
Утв. Советом по ж.д. транспорту государств-участников Содружества протокол от 18-19 мая 2010 г. № 54.
|
|
«Руководящего документа по ремонту и техническому обслуживанию колесных пар с буксовыми узлами грузовых вагонов магистральных железных дорог колеи 1520 (1524мм)»
|
Утв. Советом по ж.д. транспорту государств-участников Содружества протокол от 16-17 октября 2012 г. № 57.
|
|
«Инструкции по ремонту и обслуживанию автосцепного устройства подвижного состава железных дорог»
|
Утв. Советом по ж.д. транспорту государств-участников Содружества протокол от 20-21 октября 2010 г. № 53.
|
РД 32 ЦВ 056-97
|
«Руководства по текущему отцепочному ремонту»
|
|
ПОТ РЖД -4100612-ЦБ-016-2012
|
Правила по охране труда при техническом обслуживании и ремонте грузовых вагонов
|
Утверждены 17 января 2013 г. №57р
|
|
Инструкция по перевозке негабаритных и тяжеловесных грузов на железных дорогах государств – участников СНГ, Латвийской республики, Литовской республики, Эстонской республики
|
Утверждена на 30-м заседании Совета по железнодорожному транспорту государств - участников Содружества (протокол от19 октября 2001)
|
|
ЛИСТ РЕГИСТРАЦИИ ИЗМЕНЕНИЙ
|
|
Изм.
|
Номера листов (страниц)
|
Всего
листов
(страниц) в докум.
|
№
Докум.
|
Входящий № сопроводительного докуи. и дата
|
Подп.
|
Дата
|
|
Изме-
ненных
|
Замененных
|
Новых
|
Аннулированных
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Подпись и дата
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Инв. № дубл.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Взам. Инв. №
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Подпись и дата
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Инв.№ подп
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Лист
|
|
|
|
|
|
Изм
|
Лист
|
№ докум.
|
Подп.
|
Дата
|
|