Учебное пособие рассматривает содержание, особенности выполнения и представления раздела «Безопасность и экологичность решений проекта»


Скачать 0.55 Mb.
Название Учебное пособие рассматривает содержание, особенности выполнения и представления раздела «Безопасность и экологичность решений проекта»
страница 1/5
Тип Учебное пособие
rykovodstvo.ru > Руководство ремонт > Учебное пособие
  1   2   3   4   5
РОСЖЕЛДОР

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Ростовский государственный университет путей сообщения»

(РГУПС)


Т.А. Шатихина, Н.Н. Харченко.
БЕЗОПАСНОСТЬ И ЭКОЛОГИЧНОСТЬ РЕШЕНИЙ ПРОЕКТА
Учебное пособие для дипломного проектирования

строительных специальностей


Ростов-на-Дону

2005



УДК 682

ББК 28.081

Шатихина, Т.А.

Безопасность и экологичность решений проекта: учебное пособие / Т.А. Шатихина, Н.Н. Харченко; под общ. ред. Т.А. Шатихиной; Рост. гос. ун-т путей сообщения.− Ростов н/Д, 2005. − 43 с.

Учебное пособие рассматривает содержание, особенности выполнения и представления раздела «Безопасность и экологичность решений проекта» в дипломных проектах студентов строительных специальностей Ростовского государственного университета путей сообщения. Содержит конкретные рекомендации по работе над подразделами «Охрана труда» и «Охрана окружающей среды». По вопросам, для которых литературные источники ограничены, в приложении приводятся необходимые для проектирования данные.

Рецензенты: д-р техн. наук, проф. П.Н. Щербак (РГУПС); д-р техн. наук, проф. П.Н. Курочка (РГУПС); главный инженер В.Б. Горшенин (ДРП)

Учебное издание

Шатихина Тамара Алексеевна

Харченко Наталья Николаевна

БЕЗОПАСНОСТЬ И ЭКОЛОГИЧНОСТЬ РЕШЕНИЙ ПРОЕКТА

Учебное пособие для дипломного проектирования строительных специальностей

Редактор А.И. Гончаров

Техническое редактирование и корректура А.И. Гончаров

Подписано в печать 25.02.2005. Формат 60×84/16.

Бумага офсетная. Ризография. Усл. печ. л. 2,67.

Уч.-изд. л. 3,74. Тираж 100 экз. Изд. № 23. Заказ №

Ростовский государственный университет путей сообщения.

Ризография РГУПС

Адрес университета: 344034, г. Ростов н/Д, пл. Ростовского Стрелкового

Полка Народного Ополчения, 2.
ã Ростовский государственный университет путей сообщения, 2005



ОГЛАВЛЕНИЕ
1. Общие положения

2. Рекомендации по подготовке к работе и ее организации

2.1. Подготовка к работе

2.2. Выполнение и оформление работы

3. Основные технологические процессы при проектировании, строительстве и ремонте железнодорожных линий

3.1. Изыскание и проектирование новых участков железных дорог и сооружений

3.2. Строительство и реконструкция участка железнодорожной линии

3.3. Текущее содержание пути

3.4. Средний ремонт пути

3.5. Усиленный средний ремонт пути

3.6. Капитальный ремонт пути

3.7. Усиленный капитальный ремонт пути

4. Содержание подраздела «Охрана труда»

4.1. Пояснения к выполнению подраздела

4.2. Содержание подраздела для производственного объекта

4.3. Содержание демонстрационного плаката

5. Содержание подраздела «Охрана окружающей среды»

5.1. Пояснения к выполнению подраздела

5.2. Содержание подраздела при строительстве железнодорожных путей

5.3. Содержание подраздела при проектировании и реконструкции железных дорог

Библиографический список

Приложение А

Приложение Б

Приложение В

Приложение Г

Приложение Д

Приложение Е



1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Выполнение в дипломных проектах раздела «Безопасность и экологичность решений проекта» осуществляется в соответствии с положениями законов РФ «Об охране окружающей среды» 2002 г. (ст. 72, 73) и «Об основах охраны труда в Российской Федерации» 1999 г. (ст. 4, 18), где указывается на необходимость подготовки специалистов в областях экологии и охраны труда. Этим же вопросам посвящены Указания № Ш-1301у от 19.07.01, телеграмма ЦКадр В-1/82 от 27.09.01 и др.

В связи с реформой железнодорожного транспорта России вопросы охраны труда и охраны окружающей среды отнесены к ведению ОАО «Российские железные дороги», а именно: вопросы охраны труда – в Управление охраны труда, а вопросы охраны окружающей среды отнесены к ведению Департамента безопасности движения и экологии. Тем не менее это не освобождает от необходимости более пристального внимания к ним.

В основу настоящего пособия положены основные принципы, изложенные в разработанном сотрудниками кафедры БЖД под руководством проф. В.М. Гарина пособии к дипломному проектированию (для экономических специальностей) «Безопасность и экологичность решений проекта» 2002 г.

Раздел «Безопасность и экологичность решений проекта» выполняется в соответствии с заданием, оформленным на специальном бланке (прил. А) и состоит из двух подразделов: «Охрана труда» и «Охрана окружающей среды». Консультантами этих подразделов являются преподаватели соответствующих циклов кафедры БЖД. Бланк задания выдается консультантом подраздела «Охрана труда». Фамилии преподавателей-консультантов подразделов и время консультаций указываются в специальных объявлениях на кафедре БЖД или в филиалах РГУПС.

Раздел «Безопасность и экологичность решений проекта» размещается в конце пояснительной записки к дипломному проекту и должен иметь самостоятельный порядковый номер с указанием нумерации подразделов. Пример оформления раздела приведен ниже:

4 Безопасность и экологичность решений проекта.

4.1 Охрана труда.

4.1.1 Общая характеристика капитального ремонта пути с точки зрения охраны труда, анализ потенциальных опасностей и вредностей.

4.1.2 Организационные и технические мероприятия по устранению опасностей и вредных производственных факторов.

4.1.3 Расчет виброзащиты сиденья машиниста путевой машины.

4.2 Охрана окружающей среды.

4.2.1 Общая оценка влияния работ по капитальному ремонту пути на окружающую среду.

4.2.2 Оценка загрязнения атмосферы выбросами от передвижных источников и платежей за них.

В бланке задания студент указывает тему дипломного проекта (работы) в точном соответствии с приказом (если были изменения – приводится последняя формулировка), название профилирующей кафедры, фамилию и инициалы, учебную группу, дату выдачи задания, тексты индивидуальных заданий по подразделам, согласованные с основным руководителем проекта.

Консультант каждого из подразделов подписывает последний лист чистового варианта записки, демонстрационный лист формата А1, выполненный под его руководством, задание на дипломный проект (работу) и титульный лист дипломного проекта (работы).

При защите дипломного проекта (работы) необходимо очень кратко осветить принятые решения по разделу «Безопасность и экологичность решений проекта» и быть готовым обосновать их.

Своевременное получение задания на выполнение раздела «Безопасность и экологичность решений проекта» у двух преподавателей кафедры «Безопасность жизнедеятельности» повысит качество работы. Задание целесообразно получать после осмысления основного задания и в полном соответствии с ним после выявления особенностей проекта, финансовые и организационные особенности работы которого будут рассматриваться в проекте (работе), но не позднее, чем за месяц до окончания проектирования.

Для комплексных проектов, выполняемых группой студентов по конкретным предприятиям и организациям, первый пункт подраздела может быть общим. Поэтому анализ платежей и условий труда целесообразно проводить совместно всей группой. Остальные пункты выполняются каждым студентом группы индивидуально в соответствии с выданным ему заданием.
2. РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПОДГОТОВКЕ К РАБОТЕ И ЕЕ ОРГАНИЗАЦИИ
2.1. Подготовка к работе
Одним из важнейших этапов работы над разделом «Безопасность и экологичность решений проекта» является выбор вопросов по подразделам. Целесообразно эти вопросы и индивидуальные задания выбирать самостоятельно в соответствии с темой проекта (работы) из числа актуальных для того предприятия, деятельность которого анализируется (рассматривается) в проекте. В этом случае предложенные студентом вопросы будут утверждены консультантом подраздела. Утверждение будет невозможно, если содержание и материал по вопросу заимствованы из дипломных проектов прежних лет.

Материал для выполнения раздела «Безопасность и экологичность решений проекта» рекомендуется собрать во время преддипломной практики. Для целенаправленного и эффективного использования времени преддипломной практики по сбору материалов к разделу «Безопасность и экологичность решений проекта» необходимо, прежде всего, внимательно изучить настоящее пособие, ознакомиться с возможными вариантами заданий, требованиями к содержанию подразделов (приложение А), какие вопросы и как они должны быть освещены в записке, какие возможные варианты индивидуальных заданий, какие графические материалы могут быть представлены на демонстрационном листе, какие расчеты могут быть выполнены для подтверждения принятых решений.

На преддипломной практике необходимо ознакомиться с назначением, структурой предприятия (если предприятие осуществляет производственную деятельность – с основными технологическими процессами); опасными и вредными факторами, характерными для данного предприятия, его подразделениями; источниками загрязнения окружающей природной среды.

Собранные материалы предъявляются консультантам подразделов при обсуждении и утверждении тем индивидуальных заданий.
2.2. Выполнение и оформление работы
Объем раздела «Безопасность и экологичность решений проекта» должен составлять 15 % общего объема дипломного проекта, т.е. включать 15-22 страниц текста вместе с расчетами, эскизами, графиками, номограммами и один лист формата А1 иллюстрационных материалов (демонстрационный плакат).

Лист формата А1, как правило, выполняется по охране труда. В некоторых дипломных проектах по согласованию с консультантами подразделов вместо листа по охране труда может быть представлен лист по охране окружающей среды или защите населения и территорий в чрезвычайных ситуациях.

Текст пояснительной записки должен быть четким, лаконичным, конкретным в соответствии с содержанием задания. Не допускается в пояснительной записке использовать общие призывы, фразы, определения, положения ин-струкций, такие как, например: «Необходимо неукоснительно соблюдать требования законов, правил, норм, инструкций…» или «В нашем государстве огромное внимание уделяется вопросам охраны труда и окружающей природной среды…», или «Охрана труда – система сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающая…», или «Конституцией гарантируется право на благоприятную окружающую среду…» и т.п. Не допускается ксерокопирование листов записки или схем в чистовом варианте записки.

При изложении материала необходимо делать ссылки на нормативные документы и литературные источники, проставляя номера в скобках в соответствии с порядковыми номерами документов в общем списке литературы, использованной в дипломном проекте (работе).

При оформлении пояснительной записки, эскизов, графиков, схем условные обозначения в схемах должны соответствовать действующим государственным стандартам, другим нормативным документам и методическим указаниям. Оформление пояснительной записки и графических материалов согласовываются с преподавателем выпускающей кафедры, осуществляющим нормоконтроль.

Черновые варианты пояснительной записки и графических материалов (последние могут быть представлены в тонких линиях, исполненных карандашом) предъявляются консультантам подразделов.

После устранения замечаний записка переписывается начисто, а демонстрационный лист оформляется в соответствии с требованиями выпускающей кафедры.

На завершающем этапе работы консультанту подраздела должны быть представлены:

  • бланк задания по разделу «Безопасность и экологичность решений проекта»;

  • чистовой вариант пояснительной записки;

  • демонстрационный лист;

  • черновые варианты (черновики), остающиеся у консультанта.


3. ОСНОВНЫЕ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ

ПРИ ПРОЕКТИРОВАНИИ, СТРОИТЕЛЬСТВЕ И РЕМОНТЕ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫХ ЛИНИЙ
Как известно, вопросы охраны труда и окружающей среды находятся в непосредственной зависимости от тех технологических процессов, которые связаны с проектированием, строительством и различными видами ремонтов участков железных дорог. Рассмотрим их.
3.1. Изыскание и проектирование новых участков железных дорог и сооружений
Проектирование нового участка железнодорожной линии сопровождается проведением изыскательских работ, в ходе которых изучаются климатические, топографические, гидрологические условия местности в районе трассируемой линии в летний и зимний периоды, выясняется наличие сельскохозяйственных угодий и неудобий в этом районе, а также населенных мест, вдоль которых предлагается прокладка нового участка железной дороги.

Проектная документация разрабатывается на основе утвержденных Обоснований инвестиций в строительство, технического задания на проектирование и материалов инженерных изысканий.

Проект на строительство участка железной дороги должен включать данные о значении проектируемой линии и ее взаимодействия с другими путями сообщения, размерах и структуре грузовых и пассажирских перевозок на расчетные годы эксплуатации. Раздел строительных решений должен содержать: обоснование выбора направления трассы, основных параметров и средств технического оснащения проектируемой дороги (руководящий уклон, полезная длина приемо-отправочных путей, число главных путей, род тяги); проекты плана и профиля дороги, земляного полотна на перегонах и станциях, верхнего строения пути, мостов, труб, тоннелей и других искусственных сооружений; размещение раздельных пунктов и их проекты; проекты устройств локомотивного и вагонного хозяйств, водоснабжения и канализации, энерго- и электроснабжения дороги, устройств СЦБ и связи, служебных зданий, административного деления линии. Аналогичные вопросы рассматриваются в данном разделе на строительство дополнительных главных путей или реконструкцию существующих железных дорог.

Изыскания, проводимые для проектирования железной дороги, подразделяются на экономические и инженерные.

Цель экономических изысканий – обосновать необходимость и целесообразность строительства новой железной дороги или реконструкции существующей и установить технико-экономические показатели данного объекта.

Инженерные изыскания включают: топографо-геодезические, инженерно-геологические и гидрологические работы, необходимые для выбора наиболее целесообразного положения трассы проектируемой линии на местности,сбор данных для проектирования всех объектов железной дороги, различные согласования (примыкание к существующей сети, отвод занимаемых земель, пересечение с другими видами транспорта и т.д.).

Изыскания для проектирования реконструкции эксплуатируемой линии предусматривают обследование существующих сооружений. При инженерных изысканиях широко применяют аэрометоды: аэровизуальные и аэрогеологические обследования, аэрофотосъемку.
3.2. Строительство и реконструкция участка железнодорожной линии
Строительство нового участка железнодорожной линии включает в себя комплекс строительных и монтажных работ, которые различны по назначению, но взаимосвязаны с привлечением большого числа машин, механизмов, самой разнообразной техники, а также людей разных профессий.

Строительство новой дороги можно разделить на три периода: подготовительный, основной и заключительный.

В подготовительный период ведется техническая подготовка к процессу строительства, т.е. изучение технической документации, проведение обследования района строительства и внесение необходимых дополнений и изменений в проектную документацию. Производится отвод земли для строительства железной дороги, разбивка и закрепление трассы на местности, привязка к местности типовых проектов материальных и звеносборочных баз, складов и других предприятий строительной индустрии. В состав строительных работ подготовительного периода входит освоение территории строительства, включающее расчистку полосы отвода со срезкой кустарника, рубкой леса и корчевкой пней. Для этих работ используют кусторезы, корчеватели-собиратели, бульдозеры. Валка леса и уборка порубочных остатков выполняется валочно-трелевочными машинами, оборудованными манипуляторами. Кроме этого, на подготовительном этапе проводят осушительные работы, снос и перенос коммуникаций и строений, мешающих строительству, создаются базовые поселки для строителей, постройка и оборудование индустриальных и ремонтных предприятий и карьеров для строительных материалов.

В основной период – возводится земляное полотно с водоотводными сооружениями, укрепляются его откосы; строятся искусственные сооружения; затем укладывается путь, производится его балластировка.

Для возведения земляного полотна в механизированных колоннах имеются экскаваторы, самоходные или прицепные скреперы, бульдозеры, погрузчики, автосамосвалы. Для рытья канав и кюветов используют специальные канавокопатели и экскаваторы с профилировочным ковшом «обратная лопата». Для уплотнения грунта имеются пневмоколесные катки и виброкатки. Путь укладывают путеукладочным краном УК-25/9. Балластировку пути выполняют механизированным способом с помощью высокопроизводительных машин непрерывного действия: ВПО-2-3000 (выправочно-подбивочная машина), электробалластеры ЭЛБ-1.

Заключительный этап – это планировка откосов и нарезание кюветов, производится с помощью машины для планировочных работ.

При реконструкции участка железнодорожной линии производят сплошную смену рельсов новыми, одновременно оздоравливают или усиливают балластный слой, шпальное хозяйство и земляное полотно. При этом выполняются следующие работы: сплошная смена рельсов новыми; промежуточных и стыковых скреплений; сплошная замена шпал на новые; постановка пути на новый балласт с устройством призмы; замена стрелочных переводов новыми со сплошной сменой переводных брусьев; выправка в плане круговых и переходных кривых; строительство вторых путей.

Для производства вышеперечисленных работ используют машины и ручное электрооборудование: путеукладочный кран УК-25/9, балластноочистительная машина БМС, электробалластер ЭЛБ, выправочные машины ВПР-1200, ВПРС-500, а также гидравлические разгоночные приборы, электрошпалоподбойки, путевые гаечные ключи ПГК-1, передвижную электростанцию АБ-2Т/23ОЖ.
3.3. Текущее содержание пути
При текущем содержании пути проводятся осмотры и проверки пути, сооружений и устройств, выполнение плановых работ по поддержанию в исправном состоянии (замена элементов верхнего строения пути, оздоровление земляного полотна, разработка и уположение откосов выемок, досыпка откосов насыпей, устройство дренажей, ремонт и строительство регуляционных и укрепительных сооружений, местная выправка профиля, нарезка и очистка кюветов, укрепление откосов и насыпей и другие работы), регулировка зазоров, содержание колеи по шаблону и уровню, очистка водоотводов, обработка железнодорожного полотна гербицидами, уборка снега в зимнее время года, сварка, наплавка и шлифовка рельсов.

К неотложным работам относятся: замена остродефективных или изломавшихся рельсов, остряков и крестовин на стрелочных переводах; устранение разрывов стыков и другие работы, связанные с ликвидацией неисправности пути, угрожающих безопасности движения поездов.
3.4. Средний ремонт пути
Средний ремонт пути предназначен, в основном, для оздоровления балластной призмы за счет сплошной очистки щебеночного балласта на глубину от 25 до 40 см, зависящую от класса пути и вида балласта. Ремонт назначается на участках, где не требуется изменять отметку пути или ее изменение не потребует срезки балластной призмы. Кроме указанных выше работ, при среднем ремонте производится оздоровление стыков с правкой искривленных концов рельсов и их наплавкой; замена негодных шпал и скреплений; добавление (при необходимости) в путь балласта; регулировка или разгонка стыковых зазоров; сплошная выправка пути с восстановлением проектных отметок; выправка проектных очертаний круговых и переходных кривых; ремонт переездов; очистка кювета и других водоотводных сооружений; планировка обочин, шлифовка рельсов и др.

На стрелочных переводах, расположенных на путях, подлежащих среднему ремонту, также должна назначаться сплошная очистка щебеночного балласта и одиночная замена дефектных элементов в объеме среднего ремонта пути.

Расход щебеночного балласта на 1 км пути – 600 м3.
3.5. Усиленный средний ремонт пути
В состав работ по усиленному среднему ремонту пути входят: глубокая очистка (свыше 40 см) или срезка балласта, позволяющая привести отметку профиля к проектной с обеспечением требуемой толщины чистого балласта под шпалой; уширение основной площадки земляного полотна; срезка ее обочины с восстановлением нормальных размеров призмы и обочины и обеспечением необходимого одинакового и непрерывного уклона основной площадки земляного полотна для выхода воды из-под балластной призмы; устройство защитного подбалластного слоя из песка или укладка специальных покрытий (геотекстиль, пленка, пенопласт) толщиной, назначаемой исходя из условий обеспечения несущей способности основной площадки земляного полотна, ликвидации балластных выплесков и предупреждения появления пучин; уположение откосов насыпей с доведением крутизны до типовой 1:1,5 при высоте насыпи до 4 м; восстановление, ремонт и очистка водоотводных и дренажных устройств; уборка из выемок срезаемого с обочин и накопившегося за период эксплуатации пути грунта, ликвидация неустойчивых балластных шлейфов.
3.6. Капитальный ремонт пути
Капитальный ремонт пути предназначен для замены верхнего строения пути на более мощное или менее изношенное, смонтированное либо полностью из старогодных материалов, либо из старогодных в сочетании с новыми, и сопровождается очисткой щебеночного балласта на глубину от 25 до 40 см, а также частичным обновлением других видов балласта.
3.7. Усиленный капитальный ремонт пути
При усиленном капитальном ремонте пути выполняются следующие работы: сплошная замена рельсошпальной решетки; выправка всех круговых и переходных кривых, улучшение сопряжений кривых, изменение и устройство прямых вставок между ними в соответствии с проектом; выправка продольного профиля в соответствии с проектом; ликвидация балластных выплесков и пучин, неустойчивых балластных шлейфов; срезка и планировка обочин земляного полотна; восстановление и ремонт кюветов, лотков, водоотводных канав, дренажных устройств, а также уширение земляного полотна с недостаточной шириной обочин и уположение откосов насыпей высотой до 6 м в соответствии с типовыми поперечными профилями с обеспечением крутизны откосов 1:1,5; ремонт гидроизоляции железобетонных мостов; ликвидация негабаритных мест под путепроводами, у пассажирских платформ и других сооружений, расположенных около главных путей; обновление асбестового, очистка щебеночного балласта с доведением профиля балластной призмы до размеров, установленных для данного типа верхнего строения пути; ремонт имеющихся и установка новых рельсосмазывателей; замена рельсов и уравнительных приборов на мостах новыми; сплошная смена мостовых брусьев; исправление и приведение мостового настила к установленному типу на всем протяжении моста; подъемка малых мостов согласно проектной отметке головки рельсов и устройство отводов пути к большим мостам, ремонт гидроизоляции железобетонных мостов, устройство переходных участков к мостам и туннелям; ремонт и переустройство настилов, переездов и проезжей части дороги на подходах к ним; восстановление полосы отвода в требуемом объеме в соответствии с предварительно разработанной проектно-сметной документацией.
4. СОДЕРЖАНИЕ ПОДРАЗДЕЛА «ОХРАНА ТРУДА»
4.1. Пояснения к выполнению подраздела
Объем подраздела «Охрана труда» должен иметь до 10-12 страниц записки вместе с расчетами, эскизами, графиками, номограммами и, как правило, один лист графических материалов формата А1 (демонстрационный плакат).

В первом пункте подраздела «Общая характеристика объекта с точки зрения охраны труда, анализ потенциальных опасностей и вредностей» необходимо очень кратко указать вид деятельности предприятия, отдела, участка, выделить оборудование, объект или технологический процесс, для которых далее провести анализ потенциальных опасностей и вредностей (приложение Б и В).

Во втором пункте подраздела «Организационные и технические мероприятия по устранению влияния опасностей и вредных производственных факторов» необходимо описать мероприятия, которые предусмотрены в проекте в соответствии с требованиями нормативно-правовых актов (НПА) по охране труда, поясняя при необходимости принятые решения.

Запрещается дословное переписывание правил и норм. Если в нормативных документах предусматривается несколько вариантов, необходимо выбрать один из них с соответствующим обоснованием. В тексте записки не допускается употребление таких слов, как «запрещается», «нельзя», «не рекомендуется», «должен», «должно» и т.п., а также призывов к соблюдению требований безопасности. Обязательными являются ссылки на нормативно-правовые акты (НПА), в соответствии с которыми разрабатываются организационные и технические мероприятия.

При разработке индивидуального задания следует дать обоснование необходимости принятого решения. Если это защита от воздействия опасного или вредного фактора, то описать действие этого фактора на организм, проанализировать возможные методы защиты и показать, что принятое решение является наиболее рациональным. Если выполняется расчет виброзащиты работающего, необходимо отразить вредное действие вибрации на организм человека, ее вид, проанализировать возможные способы снижения вредного действия вибраций на организм человека, показать, что выбранное решение является наиболее целесообразным.
4.2. Содержание подраздела для производственного объекта
При разработке подраздела для производственного объекта рекомендуется выбрать опасные и вредные виды работ с учетом основной темы дипломного проекта.

Рассмотрим варианты основных тем и перечень вопросов, рекомендуемых к рассмотрению в этом подразделе.
Проект новой железнодорожной линии
  1   2   3   4   5

Похожие:

Учебное пособие рассматривает содержание, особенности выполнения и представления раздела «Безопасность и экологичность решений проекта» icon Учебное пособие бжд безопасность жизнедеятельности
Безопасность жизнедеятельности /Под редакцией д-ра экон наук, проф. С. Г. Плещица. Часть 2: Учебное пособие.– Спб.: Изд-во Спбгэу,...
Учебное пособие рассматривает содержание, особенности выполнения и представления раздела «Безопасность и экологичность решений проекта» icon Учебное пособие для бакалавров
Безопасность жизнедеятельности / Под редакцией д-ра экон наук, проф. С. Г. Плещица. Часть 1: Учебное пособие.– Спб.: Изд-во Спбгэу,...
Учебное пособие рассматривает содержание, особенности выполнения и представления раздела «Безопасность и экологичность решений проекта» icon Учебное пособие разработано в соответствии с требованиями фгос спо,...
Учебное пособие для студентов образовательных учреждений среднего профессионального образования
Учебное пособие рассматривает содержание, особенности выполнения и представления раздела «Безопасность и экологичность решений проекта» icon Учебное пособие по курсу «Особенности россииского менеджмента» м...
Учебное пособие по курсу «Особенности россииского менеджмента» м международный университет бизнеса и управления, 2002 328 С
Учебное пособие рассматривает содержание, особенности выполнения и представления раздела «Безопасность и экологичность решений проекта» icon Учебное пособие модуль раздела 1 Геометрическое черчение раздела...
Разработала Коновалова Л. М., преподаватель кафедры эдод (Экономических и деревообрабатывающих дисциплин)
Учебное пособие рассматривает содержание, особенности выполнения и представления раздела «Безопасность и экологичность решений проекта» icon Безопасность жизнедеятельности и экологичность проекта
Охрана труда это разветвленная система правовых, социально – экономических, санитарно – гигиенических и организационно-технических...
Учебное пособие рассматривает содержание, особенности выполнения и представления раздела «Безопасность и экологичность решений проекта» icon Безопасность
Учебное пособие предназначено для студентов педагогических вузов, изучающих дисциплину «Безопасность жизнедеятельности»
Учебное пособие рассматривает содержание, особенности выполнения и представления раздела «Безопасность и экологичность решений проекта» icon Учебное пособие Рекомендовано умо по специальностям
В качестве важнейшей особенности культуры подчеркивается ее сложность, что и порождает серьезные проблемы познания культуры. Отсюда...
Учебное пособие рассматривает содержание, особенности выполнения и представления раздела «Безопасность и экологичность решений проекта» icon Учебное пособие Москва 2012 год Настоящее учебное пособие предназначено...
Учебное пособие предназначено для изучения и проведения практических занятий по дисциплинам «Бизнес планирование транспортных предприятий»,...
Учебное пособие рассматривает содержание, особенности выполнения и представления раздела «Безопасность и экологичность решений проекта» icon Учебное пособие Москва 2012 год Настоящее учебное пособие предназначено...
Учебное пособие предназначено для изучения и проведения практических занятий по дисциплинам «Бизнес планирование транспортных предприятий»,...
Учебное пособие рассматривает содержание, особенности выполнения и представления раздела «Безопасность и экологичность решений проекта» icon История татарстана (учебное пособие)
Руководитель проекта и научный редактор Б. Ф. Султанбеков История Татарстана: Учебное пособие
Учебное пособие рассматривает содержание, особенности выполнения и представления раздела «Безопасность и экологичность решений проекта» icon Учебное пособие набережные Челны 2015 удк 504. 064. 36: 574 Г. В....
Информационные методы в экологическом мониторинге: Учебное пособие к практическим занятиям для студентов специальности 20. 03. 01...
Учебное пособие рассматривает содержание, особенности выполнения и представления раздела «Безопасность и экологичность решений проекта» icon Безопасность жизнедеятельности учебное пособие
В настоящем учебном пособии впервые рассматривается прикладная направленность дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» в сфере...
Учебное пособие рассматривает содержание, особенности выполнения и представления раздела «Безопасность и экологичность решений проекта» icon Безопасность жизнедеятельности часть 2 Безопасность технологического оборудования
Безопасность жизнедеятельности. Ч. Безопасность технологического оборудования: Учебное пособие / Гимранов Ф. М., Гаврилов Е. Б
Учебное пособие рассматривает содержание, особенности выполнения и представления раздела «Безопасность и экологичность решений проекта» icon Учебное пособие предназначено для бакалавров юридических вузов. Предисловие...
Его содержание соответствует государственному образовательному стандарту высшего профессионального образования по данной дисциплине...
Учебное пособие рассматривает содержание, особенности выполнения и представления раздела «Безопасность и экологичность решений проекта» icon Учебное пособие. М.: Издательство "Март", 2004. Предыдущая
Моделирование как метод теории принятия решений и анализ ряда конкретных моделей предмет четвертой части. Приводятся методы принятия...

Руководство, инструкция по применению




При копировании материала укажите ссылку © 2024
контакты
rykovodstvo.ru
Поиск