Методические рекомендации для учителей Кызыл 2016


Скачать 460.22 Kb.
Название Методические рекомендации для учителей Кызыл 2016
страница 1/3
Тип Методические рекомендации
rykovodstvo.ru > Руководство ремонт > Методические рекомендации
  1   2   3
ТУВИНСКИЙ ИНСТИТУТ ГУМАНИТАРНЫХ И ПРИКЛАДНЫХ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ

Методические рекомендации для учителей


Кызыл

2016
Аннотация
Методические рекомендации посвящены методике проведения уроков по изучению жизни и деятельности видного государственного и партийного деятеля, народного писателя, Герою Социалистического Труда С.К. Тока. Они предназначены для учителей школ и могут быть использованы на уроках тувинской литературы и истории Тувы. Основу методических рекомендаций составил труд «Салчак Тока» из серии «Жизнь замечательных людей Тувы», подготовленный научными сотрудниками Тувинского института гуманитарных и прикладных социально-экономических исследований.
Пояснительная записка
Методические рекомендации для учителей по изучению жизни и деятельности видного государственного и партийного деятеля, народного писателя, Герою Социалистического Труда С.К. Тока, разработаны Тувинским институтом гуманитарных и прикладных социально-экономических исследований во исполнение пункта 3.1 протокола заседания рабочей группы по подготовке и проведению мероприятий 115-летнему юбилею со дня рождения С.К. Тока.

Известно, что ХХ в. в истории Тувы характеризуется коренной модернизацией социально-политической системы: объявление протектората Российской империи над Урянхайским краем (1914 г.), образование суверенного государства Танну-Тува Улус (1921 г.), вхождение в состав СССР на правах автономной области (1944 г.). И роль С.К. Тока, как бессменного руководителя Тувы, в этих событиях бесспорно велика.

Целью рекомендаций является оказание методической помощи педагогам-практикам в организации уроков, посвященных жизни и деятельности С.К. Тока.

Задачи:

  • Популяризация научных знаний.

  • Закрепление, углубление и расширение знаний учащихся.

  • Совершенствование способностей по аргументации учащимися своей точки зрения, а также по доказательству и опровержению других суждений.

  • Формирование навыков самостоятельной работы с литературой


Структура документа

Методические рекомендации включает три раздела: аннотацию, пояснительную записку, раскрывающую характеристику, цели и задачи; краткое изложение материала, методическое обеспечение и систему контроля успеваемости.

.
Краткое изложение материала
Раздел 1. Детство. Формирование мировоззрения и политических убеждений С.К. Тока
Детство и юность
В своих многочисленных автобиографиях С.К. Тока писал: «Я родился в 1901 г. в местности Мерген Малоенисейского района Урянхайского края в батрацкой семье». Кадынай, мать С.К. Тока, была небольшого роста, от ежедневных, ежечасных переживаний и дум она с каждым годом становилась все меньше, спина сгорбилась, так как на ее долю выпало много испытаний. Кадынай никогда не была замужем, и все дети ее были от разных мужчин. Чтобы одной вырастить, выкормить детей она работала с раннего утра до глубокой ночи. Вследствие перенесенной тяжелой болезни Кадынай уже не могла делать тяжелую работу, лицо было изуродовано, а на голове почти не осталось волос. Из-за этого народ дал ей кличку «Тас-Баштыг» (Лысоголовая). Тем не менее, «она была женщина умная, сноровистая в каждой работе, из всех трудностей находила выход».

Несмотря на все тяготы жизни, она сумела сохранить доброту души, неисчерпаемую любовь к своим детям, терпение и никогда не отпускала руки. В этой маленькой женщине, на удивление, было столько любви к жизни, веры в будущее. Природный ум, мудрость позволили ей одной вырастить пятерых своих детей. Каждый день Тас-Баштыг ходила по людям, чтобы достать еду. Но с каждым днем все тяжелее было это делать.

Однажды мать взяла Тывыкы и привела в дом Степана Петровича Михайлова. Тувинцы его звали по-своему – Чолдак-Степаном, из-за его маленького роста. Он за очень короткое время разбогател. Только табун у него был из нескольких косяков. Все плодородные земли в округе принадлежали ему. И русские, и тувинцы в основном работали на него. На Чолдак-Степана работали более десяти человек.

Если Чолдак-Степан не был доволен работой или же кто-то провинился, то он жестоко наказывал. Начинали работать с восходом первых лучей солнца, а заканчивали глубокой ночью. При этом он никогда не хвалил за проделанную работу, а только ругал, бранился и иногда бил.

Так прошли десять тяжелых лет. Но не только горестями и лишениями были заполнены эти годы. Несмотря на несправедливость, которую он встречал почти каждый день, Тока вырос чутким, стойким, добрым, работящим и с непреклонным стремлением к лучшей жизни человеком.

Живя среди русских, он был в курсе всех событий, происходивших в России: о первой мировой войне, революции, Ленине, большевиках и т.д. Также он встретил свою первую юношескую любовь – Анну Лубошникову. Девушка понравилась с первого взгляда, он потерял сон и покой. Один раз ему удалось выхватить у нее платочек. И каждый раз, улучив момент, он брал спрятанный платочек и думал об Анне. А когда дарил Анне букет полевых цветов, то видел искреннюю радость и искры в глазах молодой девушки. По вечерам, когда молодежь собиралась на различных гуляньях, Тока и Анна не расставались друг с другом. Вместе плясали, играли, пели и водили хоровод.

По воспоминаниям современников С.К. Тока, русских старожилов Каа-Хема, Анна была несколькими годами старше С.К. Тока. Чтобы жениться на девушке из старообрядцев, «необходимо было обращение жениха в веру невесты, по-другому брак в старообрядческой среде был невозможен. Крещение проходило по старообрядческому типу, зимой». При крещении С.К. Тока получил имя Тит. Молодые поженились и прожили четыре года. У них родилась девочка, которая прожила недолго.

Узнав о том, что в Хем-Белдире правительство собирает молодых людей для учебы в Советской России, он, будучи посыльным в правительстве, немедленно направился в министерство. Здесь ему отказали, даже не раскрыли его коротенького, кое-как нацарапанного заявления, которое он смог написать благодаря «урокам» у русских и тувинских партизан. Тока был неотступен. Каждый день он появлялся на пороге министерства, держа в руке свое заявление и, словно глухой, не воспринимая их отказы, твердил об одном: он самый подходящий человек для обучения в Москве, увидите, он будет полезен Тувинской Народной Республике, трудовому народу родной Тувы и делу революции.

В один прекрасный день, когда наступило время назначать день для отъезда группы, несколько родственников чиновников и ученых лам отказались ехать в далекую, неизвестную землю. И тут на пороге опять появился Тока. Так решена была его судьба.

Судьба вела его на запад. Он знал русскую речь, а группе нужен был еще один «толмач» - хелемечи.

Так после трех лет армейской службы он уехал на учебу в Москву.
Учеба в КУТВе
Систематические занятия в КУТВ начались с 1 сентября. К теоретическому усвоению отмеченных выше задач тувинские студенты приступили не сразу. В программу первого полугодия учебы входили: русский язык, география, математика и физкультура. «Первый день для нас, «необъезженных», был особенно интересен, – вспоминал Тока. – Занятия с Александром Адольфовичем на даче были просто товарищескими беседами. К тому же у Пальмбаха был более чем своеобразный метод преподавания. Он не только хотел как можно скорее научить нас русскому языку, но и сам попутно учил тувинский. Когда мы занимались с башкы Александром, посторонний человек мог бы принять нас за полоумных. Пальмбах то становился на четвереньки и мычал, то хлопал руками и кукарекал, то мяукал по-кошачьи. …Понимали мы друг друга великолепно, слова запоминали сразу. Было шумно и весело…».

Для многих из первых кутвян-тувинцев адаптация на новом месте оказалась трудным делом, тоска по родине не давала покоя и не позволяла сосредоточиться на занятиях. Тока писал: «Парни ночами плакали, как дети, от стыда накрывшись одеялами». Осенью 1925 г. домой отбыл Оюн Барылга, через несколько месяцев после начала учебы попросили отправить их в Туву Шилаа и Кашпык, через год, были отторгнуты, как «классово чуждые», и вернулись домой Чамыян и Анай-оол. «Мы сами, - писал Тока, - став более зрелыми, раскритиковали их классовое происхождение и настояли на исключении из числа студентов».

Однажды, когда С.К. Тока по поручению руководства КУТВ выступал перед рабочими г. Иваново, его попросили рассказать о Туве и о том, что он будет делать, когда вернется на родину. Реагируя на эту просьбу, он сказал: «Сегодня моя Тува – отсталая страна, но она не будет такой! С помощью советского народа, с вашей братской помощью мы изменим ее!».

Обсуждая события, происходившие в последнее время в Туве, кутвяне возмущались тем, «с какой легкостью враги добиваются всего, чего хотят». «Мы не сомневались, - писал Тока, - что у республики хватит сил справиться с внутренними врагами, верили в победу дела революции и жалели лишь о том, что сами не можем сейчас, немедленно принять участие в борьбе». По возвращении в Туву им такая возможность представилась.
Раздел 2. Роль С.К. Тока в модернизации политической системы,

экономики и социальной сферы ТНР
В историческом тувиноведении превалирует точка зрения об авангардной роли ТНРП в течение всего периода ТНР. Она проведена в первом издании «Истории Тувы» (М., 1964) и «Очерках истории Тувинской организации КПСС» (Кызыл, 1975). Кроме того, в солидных справочных и энциклопедических изданиях указано, что С.К. Тока стал Генеральным секретарем ЦК ТНРП в 1932 г. и оставался таковым до 1944 г. Вольно или невольно, возвышая роль ТНРП, а вместе с ней и роль ее партийного лидера, советские историки подготовили почву, на которой историки-«либералы» легко и, казалось бы, логично, в соответствии с причинно-следственными связями сотворили миф о культе личности Салчака Тока в Туве, обвинив его во всех бедах – действительных и мнимых. Раз партия всем руководила, а ее лидер имел неограниченную власть, значит ЗА ВСЕ В ОТВЕТЕ ОН ОДИН. Вот, например, что говориться в одном биографическом указателе, подготовленном с использованием кн.: Залесский К.А. Империя Сталина. Биографический энциклопедический словарь. (Москва, 2000): «Более 40 лет Тока возглавлял парторганизацию Тувы и был там полновластным хозяином».

Из этого неверного представления о роли и месте партии и ее лидера, вытекает, в частности, и неверный вывод о решающей роли и вине С.К. Тока в загибах и ошибках при проведении социальных реформ, наконец, в политических репрессиях в Туве. Между тем, до осени 1933 года С.К. Тока не играл в тувинском политическом оркестре первую скрипку, а когда возглавил ТНРП, то, во-первых, не в качестве Генерального секретаря, а став председателем Президиума ЦК ТНРП, что повлекло сужение персональных полномочий лидера партии и расширение коллективной ответственности.

Во-вторых, после серии левацких ошибок в ходе антифеодальной революции и коллективизации ТНРП официально надолго (с 1933 по 1939 гг.) отошла от руководства страной, уступив эту роль правительству и став его «первым помощником». А правительство ТНР, став после не совсем удачного опыта партийного руководства главной руководящей силой в Туве, приступило к проведению «нового политико-хозяйственного курса», основанного на привлечении частной инициативы и индивидуального труда граждан, т.е. своеобразного тувинского нэпа.

Лишь в октябре 1939 г. менее чем за два года до войны С.К. Тока становится Генеральным секретарем ЦК ТНРП. Из постановления Политбюро ЦК ТНРП о распределении обязанностей секретарями ЦК ТНРП от 9 декабря 1942 г. за подписью С.К. Тока мы узнаем, что он сам, как Генеральный секретарь, руководил: «1. Общими вопросами хозяйственного, культурного и политического строительства республики. 2. Вопросами партийной работы хошкомов и горкома партии. 3. Обороной страны, работой Минвнудела, Мининдела, военного Министерства, суда и прокуратуры. 4. Осуществлял связь ЦК с Малым Хуралом ТНР и Совмином. 5. Руководство остальными вопросами осуществлял через других секретарей ЦК партии».

Далее были расписаны обязанности других секретарей ЦК ТНРП: Талганчик контролировал партийную жизнь, Ховалыг Базыр-Сат - культуру и общественные организации, Сат Намчак – сельское хозяйство и перевод на оседлость, Оюн Полат – промышленность, транспорт и связь. В 12-ом пункте данного постановления оговаривалось: «Предупредить руководителей министерств, хозяйственных и общественных организаций о том, что за организационную работу вверенных им учреждений отвечают перед ЦК партии, прежде всего, они сами. Распределение Министерств между секретарями ЦК партии имеет своей целью проверку исполнения указаний партии и правительства руководителями и работниками Министерств, своевременное выявление и устранение недостатков в их работе».

В связи с этим спрашивается, могло ли в таких условиях и за такое короткое время сложиться авторитарное правление с сопутствующим ему культом личности? Ведь даже политические репрессии 1938 г. в Туве прошли, когда С.К. Тока не был ни фактическим, ни легитимным руководителем Тувы. Поэтому преувеличивать его вину за них, как и преуменьшать, не стоит.

Таким образом, лишь в предвоенные годы и в период Великой Отечественной войны С.К. Тока стал полноправным руководителем ТНР и употребил свою власть на укрепление страны и оказание всемерной помощи СССР в справедливой борьбе с гитлеровской Германией.

Почему-то в левацких загибах начала 1930-х годов (ошибки коллективизации, разрушение хурэ, неправомерное лишение избирательных прав и т.п.) винят одного Салчака Тока, а между тем у руля партии все эти годы стоял Иргит Шагдыржап, а правительство в то время возглавлял член Политбюро ЦК ТНРП Сат Чурмит-Тажи.

В рамках антифиодальной революции С.К. Тока персонально отвечал за успешное проведение коллективизации аратских хозяйств. И в процессе решения этой, хотя и не главной, но все же исключительно важной задачи, было проявлено то самое «революционное нетерпение», от которого И.В. Сталин предостерегал студентов КУТВ. Обратимся вновь к докладу ЦК ТНРП Коминтерну «Текущий этап национальной революции и политическое положение страны» и, прежде всего, отметим, что вопрос коллективизации в нем в самостоятельный даже небольшой раздел не выделен, а звучит в увязке с другими более важными для левых вопросами: конфискацией имущества феодалов, развитием сельского хозяйства, укреплением финансово-кредитной системы. В третьем пункте раздела о конфискации, к примеру, говорилось: «В данное время …прорабатывается вопрос об эффективном использовании конфискованного имущества в целях развертывания коллективизации аратских хозяйств…».

Всеми мероприятиями по подъему народного хозяйства в целом и сельского хозяйства, в частности, было поставлено руководить специально для этого созданное Министерство Народного Хозяйства, которое по линии партии курировал С.К. Тока. С успешной реформированием сельского хозяйства связывалось совершенствование и пополнение бюджета страны и его перестроения «в сторону увеличения поступлений от неналоговых доходов». Это предполагалось осуществить «на базе реконструкции народного хозяйства страны, подъема аратских хозяйств путем их коллективизации и перехода к оседлому ведению хозяйства, строительства промышленности по переработке местного сырья, строительства государственных зерновых и скотоводческих хозяйств», – отмечалось в разделе «Финансы и кредит» доклада.

Хотя конфискация собственности феодалов и увязывалась с коллективизацией, ни VIII съезд, ни Коминтерн не ставили перед руководством левых задачу проведения в стране сплошной коллективизации и массового перевода аратов на оседлый образ жизни. Более того, как уже отмечалось, Исполком Коминтерна предостерегал тувинских реформаторов от поспешных и далеко идущих шагов в этом направлении. Однако, левое руководство и персонально С.К. Тока, видимо, посчитали удобным совместить конфискацию феодальной собственности с одновременным наращиванием темпов создания коллективных хозяйств, в том числе и на базе этой собственности. Очевидно, что в этой мысли их укрепляли и поддерживали представители Коминтерна в Туве В.А. Богданов, А.М. Метц и М.И. Амагаев. По крайней мере, на руководство со стороны этих коминтерновских работников тувинские реформаторы указывали, оправдываясь позднее перед Коминтерном за допущенные в ходе преобразований ошибки.

Неправильным было уже то, что в скотоводческой республике был сделан упор на создание земледельческих производственных объединений – товариществ по совместной обработке земли (ТОЗ), колхозов и других госхозов. Так, в 1930 г. в ТОЗ объединились 377 хозяйств, в 11 колхозах – 166 хозяйств, на 1 октября 1931 г. насчитывалось 303 колхозов с охватом 6429 хозяйств.

Ошибки стали очевидными не сразу. Поэтому на IX съезде ТНРП (20 февраля – 10 марта 1932 г.) по докладу о колхозном строительстве, с которым выступил С. Тока, съезд принял резолюцию о завершении сплошной коллективизации в основном в течение пятилетки. Она противоречила предостережениям Исполкома Коминтерна, снова высказанным в 1931 г., об отсутствии соответствующих материально-технических предпосылок для сплошной коллективизации и ошибочности курса на ускорение ее темпов.

В ходе непродуманных и неподготовленных мероприятий большой ущерб был нанесен экономике республики. Так, монгольский полпред МНР в Туве в 1933 г. писал в МИД Монголии, что поголовье скота в Туве из-за левых загибов с 1929 г. уменьшилось примерно на 55% и составило 601 тыс. голов.

В целом в 1930-е годы в экономике ТНР произошли заметные сдвиги. Были созданы государственные предприятия по добыче золота, угля, развивались транспорт и связь, укрепились кустарно-промысловые артели, велось строительство школ, больниц и жилых домов, росла и хорошела столица республики – г. Кызыл.
  1   2   3

Похожие:

Методические рекомендации для учителей Кызыл 2016 icon Методические рекомендации по дистанционному обучению в образовательных...
Методические рекомендации предназначены для руководителей и заместителей образовательных организаций, для учителей, использующих...
Методические рекомендации для учителей Кызыл 2016 icon Методические рекомендации
Издревле известно, что любой экзамен – это испытание не только для учеников, но и их учителей
Методические рекомендации для учителей Кызыл 2016 icon Методические рекомендации по выполнению внеаудиторной самостоятельной...
Методические рекомендации предназначены для обучающихся независимо от их профиля
Методические рекомендации для учителей Кызыл 2016 icon Методические рекомендации Барнаул 2011
Методические рекомендации предназначены для руководителей и заместителей руководителей образовательных учреждений по икт, учителей...
Методические рекомендации для учителей Кызыл 2016 icon Методические рекомендации по организации развивающей деятельности...
Методические рекомендации по организации развивающей деятельности с учебным оборудованием
Методические рекомендации для учителей Кызыл 2016 icon Правилам дорожного движения
...
Методические рекомендации для учителей Кызыл 2016 icon Правилам дорожного движения
...
Методические рекомендации для учителей Кызыл 2016 icon В соответствии с планом работы департамента образования на 2015-2016...
Дметных знаний учителей математики, работающих в 2015-2016 учебном году в 10-х и 11-х классов (остальные учителя математики – по...
Методические рекомендации для учителей Кызыл 2016 icon Методические рекомендации по выполнению дипломного проекта специальности:...
Методические рекомендации печатаются по решению Методического Совета гбпоу «пгк» №12 от 19. 01. 2016 г
Методические рекомендации для учителей Кызыл 2016 icon Методические рекомендации для учителей и учащихся по подготовке к...
При изучении материала по содержательным разделам хотелось бы обратить внимание на наиболее трудные вопросы
Методические рекомендации для учителей Кызыл 2016 icon Методические рекомендации для школ, подключаемых к сети Интернет...
Должностная инструкция ответственного за работу «точки доступа к Интернету» в школе
Методические рекомендации для учителей Кызыл 2016 icon Доклад по итогам деятельности за 2015-2016 учебный год
Республика Тыва, г. Кызыл, ул. Салчака Тока, д. 14, приемная тел/факс: (394-22) 3-06-55, 2-33-75
Методические рекомендации для учителей Кызыл 2016 icon Методические рекомендации для учителей по подготовке обучающихся...
Государственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования «саратовский институт повышения квалификации...
Методические рекомендации для учителей Кызыл 2016 icon Методические рекомендации по изучению дисциплины для студентов 1...
Методические рекомендации предназначены для студентов, изучающих курс «Русский язык и культура речи». Методические рекомендации включают...
Методические рекомендации для учителей Кызыл 2016 icon Методические рекомендации по подготовке и написанию Иваново 2012
Методические рекомендации предназначены для студентов и преподавателей Ивановского фармацевтического колледжа
Методические рекомендации для учителей Кызыл 2016 icon Методические рекомендации для студентов по подготовке к практическим...
Методические рекомендации предназначены для студентов и составлены на основе программы профессионального модуля «Организация и управление...

Руководство, инструкция по применению




При копировании материала укажите ссылку © 2024
контакты
rykovodstvo.ru
Поиск