Скачать 490.33 Kb.
|
Система подготовки вожатых в Ямало-Ненецком автономном округе г. Салехард 2016 год Введение В Ямало-Ненецком автономном округе на протяжении 13 лет департаментом молодёжной политики и туризма автономного округа совместно с государственным бюджетным учреждением «Окружной Молодёжный Центр» реализуется комплекс мероприятий, направленных на подготовку педагогических кадров для работы в местах отдыха и оздоровления детей и молодёжи автономного округа. В 2004 году состоялось неформальное объединение всех работающих на оздоровительных сменах вожатых в «Содружество вожатых Ямала», которое до настоящего времени является эффективной коммуникационной площадкой, транслирующей профессиональные и личностные качества успешных и авторитетных вожатых, способствующей формированию осознанной мотивации вожатого к развитию и профессиональному росту. В настоящее время во всех муниципальных образованиях действуют локальные школы вожатых, участниками которых являются школьники средних и старших классов от 12 лет. С 2013 года ежегодно количество человек, прошедших обучение, в среднем, увеличивается на 16,4%. Данные школы, готовящие в основном несовершеннолетних вожатых на пришкольные площадки, стали отправной точкой для тех, кто выразил желание работать в детских оздоровительных учреждениях в дальнейшем. В связи с этим, в 2012 году для ямальских студентов, обучающихся за пределами автономного округа, организована работа локальных школ вожатых Ямала при Представительствах автономного округа в городах Москва, Санкт-Петербург, Тюмень и Курган. Педагогические команды работают в детских оздоровительных учреждениях Тюменской, Курганской, Ленинградской областей, Краснодарском крае, Республике Крым, Республике Болгария, палаточных лагерях на территории Ямало-Ненецкого автономного округа. Вожатые «Содружества вожатых Ямала» неоднократно представляли регион на мероприятиях различного уровня, демонстрируя высокий уровень знаний, умений и навыков вожатского мастерства. Финансирование школ вожатых осуществляется в рамках государственной программы Ямало-Ненецкого автономного округа «Развитие туризма, повышение эффективности реализации молодёжной политики, организации отдыха и оздоровления детей и молодёжи на 2014-2020 годы», муниципальных программ.
К настоящему времени в Ямало-Ненецком автономном округе сложилась следующая схема подготовки педагогических кадров: Набор специалистов на должность руководителя смен в детских оздоровительных лагерях, определение тематики смен «Локальные школы вожатых Ямала» Локальные школы вожатых Ямала за пределами Ямало-Ненецкого автономного округа (гг.Тюмень, Москва, Санкт-Петербург, Курган) Локальные школы вожатых в муниципальных образованиях Ямало-Ненецкого автономного округа Молодёжь в возрасте от 18 лет, имеющая опыт работы в качестве руководителей смен, соруководителей смен, аниматоров Возрастная категория 12-14 лет Возрастная категория 18 лет и старше Возрастная категория 14-18 лет и старше Локальн Программа подготовки «Школа юного вожатого Ямала» Программа подготовки «Школа вожатого Ямала» Инструктивный сбор для руководителей смен Педагогические кадры, успешно прошедшие подготовку в Школах вожатых Формирование педагогических команд Возрастная категория от 18 лет и старше Возрастная категория от 12 до 18 лет Работа в палаточных лагерях на территории Ямало-Ненецкого автономного округа Работа в детских оздоровительных учреждениях за пределами Ямало-Ненецкого автономного округа Работа в лагерях с дневным пребыванием на базе образовательных организаций Подведение итогов работы на Фестивале вожатых Ямала
Локальные школы вожатых в муниципальных образованиях Ямало-Ненецкого автономного округа (далее – Школы вожатых) организованы на базе учреждений сферы молодёжной политики. Участниками Школ вожатых являются школьники средних и старших классов, а также учащиеся образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования в возрасте от 12 до 18 лет. Программы Школ вожатых в разных муниципальных образованиях отличаются по наполнению, технологиям преподавания, срокам проведения и перечню основных тем. С целью выработки единого подхода к подготовке вожатых были разработаны учебно-тематические планы «Школа юного вожатого Ямала» (Приложение 1) для возрастной категории 12 - 14 лет и «Школа вожатого Ямала» (Приложение 2) для возрастной категории 14-18 лет и старше. К настоящему времени программы Школ вожатых содержат следующие основные темы теоретического и практического курсов: сфера профессиональной деятельности вожатого, правовые основы деятельности вожатого, санитарно-гигиенические нормы и правила работы вожатого, техника безопасности работы вожатого, оказание первой медицинской помощи, психология и физиология развития ребенка, логика развития и динамика смены, творческая деятельность в работе вожатого, этапы развития коллектива, разработка коллективного творческого дела, конфликтология, игротехника вожатого, оформительский практикум и др.
Основной поток молодёжи в возрасте от 18 лет проходит обучение в ВУЗах и СУЗах других регионов Российской Федерации, в связи с этим было принято решение организовать локальные школы вожатых Ямала (далее – Локальные школы) при Представительствах Ямало-Ненецкого автономного округа в городах – Москва, Санкт-Петербург, Тюмень и Курган. Ежегодное финансирование данных школ осуществляется за счет средств государственной программы Ямало-Ненецкого автономного округа «Развитие туризма, повышение эффективности реализации молодёжной политики, организация отдыха и оздоровления детей и молодёжи на 2014 – 2020 годы». Обучение в Локальных школах проходит по программам аналогичным, реализуемым Школами вожатых в муниципальных образованиях. Целью данных программ является подготовка педагогических кадров (вожатых, аниматоров, руководителей смен) для работы с детьми Ямало-Ненецкого автономного округа в учреждениях различных форм отдыха и оздоровления, находящихся на территории и за пределами автономного округа. Основные задачи программ Локальных школ: - знакомство участников с нормативно-правовыми основами работы вожатого; - формирование знаний в области обеспечения безопасности, охраны жизни и здоровья детей, основ первой медицинской помощи; - формирование необходимых знаний в области педагогики и психологии развития временного детского коллектива, возрастной и социальной психологии; - формирование умений и навыков организации деятельности временного детского коллектива, разработки, организации и проведения коллективно-творческих дел; - знакомство с технологиями организации досуга детей и подростков в соответствии с их возрастными особенностями; - формирование навыков планирования деятельности и разработки программ; -развитие аналитических, коммуникативных и организаторских качеств; Обучение осуществляется на основании учебно-тематического плана в общем объеме 84 часов (Приложение 2). Программа включает в себя следующие разделы: Основной курс: - Нормативно-правовые основы деятельности вожатого; - Охрана жизни и здоровья детей; - Психолого-педагогические основы деятельности вожатого; - Методика, технология и инструменты вожатской работы; - Основы туризма. Дополнительный курс для руководителей и аниматоров летних смен: - Формирование эффективной педагогической команды; - Разработка, оформление тематических и профильных программ в ДОЛ; - Руководство педагогической командой в ДОЛ; - Материально-техническое обеспечение программы в ДОЛ. Программа может быть дополнена на усмотрение руководителя Локальной школы. Основными формами проведения занятий являются: лекции, семинары, практикумы, мастер-классы, тренинги, коллективная творческая деятельность. Обучение реализуется через занятия, которые проводятся еженедельно в течение учебного года (с октября по ноябрь, с марта по апрель), согласно учебно-тематическому плану. График занятий каждая Локальная школа формирует самостоятельно. Кроме обучения вожатых в программе проекта предусмотрен образовательный блок для будущих руководителей летних смен и аниматоров. Для оценки знаний участников Локальной школы применяется балльно-рейтинговая система. Посещение занятий, выполнение домашних заданий, выпускной экзамен, а также личное участие в организации занятий оцениваются как рейтинг успеваемости, который может составить 100 баллов:
По итогам реализации программы формируется общая таблица рейтингов участников школ. (Таблица 1). По завершению обучения и оценки знаний участников, предполагает проведение инструктивных сборов, программа которых включает основные темы по каждому разделу учебного курса. Локальные школы вожатых самостоятельно определяют форму, сроки и место проведения инструктивного сбора. Программа инструктивного сбора проходит обязательное согласование департамента молодёжной политики и туризма Ямало-Ненецкого автономного округа не позднее чем, за 14 дней до её проведения. Проведение инструктивного сбора может быть заменено участием в ином вожатском мероприятии, программа которого предполагает демонстрацию и закрепление на практике участниками знаний, умений и навыков по основным разделам учебного курса. Участие и программа такого мероприятия согласуется с департаментом молодёжной политики и туризма Ямало-Ненецкого автономного округа не позднее, чем за 30 дней до его проведения. Таблица 1.Сводная рейтинговая таблица успеваемости участников ШВЯ.
Сертификат о прохождении «Школы вожатых Ямала» выдается при условии успешной сдачи выпускного экзамена (не менее 15 баллов), общего рейтинга не менее 75 баллов и прохождении учебной практики. По итогам Школы участник может получить три вида сертификата:
Для реализации указанной программы назначаются руководители Локальных школ. Назначение осуществляется по итогам конкурсного отбора, организованного департаментом молодёжной политики и туризма Ямало-Ненецкого автономного округа. С руководителем Локальной школы заключается договор на период реализации программы, согласно которому к его должностным обязанностям будет относиться в том числе: 1. Разработка плана и расписания занятий в соответствии с учебно-тематическим планом. 2. Организация учебного процесса. 3. Подбор привлеченных специалистов. 4. Контроль посещаемости и успеваемости участников. 5. Предоставление специалисту ГБУ ЯНАО «Окружной Молодёжный Центр», координирующему работу Локальных школ, следующей информации: - количество запланированных занятий на год; - общее количество участников (отметить количество достигших 18 лет, а также количество проходящих школу впервые и повторно); - индивидуальный учебно-тематический план Локальной школы с указанием количества часов отведенных на каждую тему; - промежуточный отчет о расходовании средств, реализации учебного процесса, посещаемости и успеваемости участников; - итоговый отчет о проделанной работе по завершению программы и рейтинговую таблицу успеваемости участников Локальной школы. |
Правительство ямало-ненецкого автономного округа постановление Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа в условиях ввода в промышленную эксплуатацию системы электронного документооборота... |
Об утверждении окружной долгосрочной целевой программы Ненецкого автономного округа по обеспечению защиты прав и свобод граждан и организаций, в соответствии с Законом Ямало-Ненецкого... |
||
Ямало-ненецкого автономного округа прика з Ямало-Ненецкого автономного округа и государственного казенного учреждения Ямало-Ненецкого автономного округа «Дирекция по развитию... |
Ямало-ненецкого автономного округа прика з Ямало-Ненецкого автономного округа и государственного казенного учреждения Ямало-Ненецкого автономного округа «Дирекция по развитию... |
||
26 июня на заседании совета при департаменте образования Ямало-Ненецкого... Ямало-Ненецкого автономного округа по реализации приоритетного национального проекта «Образование» и проведению демографической политики... |
Управление Федеральной антимонопольной службы по Ямало-Ненецкому автономному округу Уполномоченный орган: Департамент государственного заказа Ямало-Ненецкого автономного округа |
||
Руководство по условиям и срокам хранения материальных ресурсов для... Об утверждении Положения о резерве материальных ресурсов Ямало-Ненецкого автономного округа для ликвидации чрезвычайных ситуаций... |
Руководство по условиям и срокам хранения материальных ресурсов для... Об утверждении Положения о резерве материальных ресурсов Ямало-Ненецкого автономного округа для ликвидации чрезвычайных ситуаций... |
||
«Декада молодежного предпринимательства». Служба занятости населения... С целью вовлечения молодых людей в предпринимательскую деятельность с 13 по 22 марта 2017 года на территории Ямало-Ненецкого автономного... |
Аппарат Администрации Ненецкого автономного округа приказ Администрации Ненецкого автономного округа от 22. 12. 2014 №498-п «Об утверждении Положения об Аппарате Администрации Ненецкого автономного... |
||
Департамент образования и молодежной политики Ханты-Мансийского автономного округа Югры |
Инструкция по работе с единой электронной регистратурой ямало ненецкого автономного округа Единая электронная регистратура янао (еэр) предназначена для предоставления государственной услуги «Запись на приём к врачу в электронном... |
||
Информация об основных направлениях деятельности управления архитектуры... Азований автономного округа, схем размещения рекламных конструкций. Согласовано 5 схем территориального планирования муниципальных... |
Инструкция по использованию веб-камер в день голосования при проведении... Об Инструкции по использованию веб-камер в день голосования при проведении выборов разных уровней на территории Ямало-Ненецкого автономного... |
||
Ямало-ненецкого автономного округа Председатель: Долгополов А. В. – первый заместитель директора департамента здравоохранения янао |
2016 департамент образования и молодежной политики ханты-мансийского... Полные тексты статей размещаются в базе данных Научной электронной библиотеки на сайте elibrary ru |
Поиск |