Выпуск № 5/2011
Содержание номера
Страница главного редактора …………………………………………………………… 3 - 4
Дневник событий ………………………………………………………………………………. 4 - 15
Всероссийская акция «ЗА ОТМЕНУ!»……………………………………………………………… 4 – 6
Участие Ассоциации во внешних мероприятиях ……………………………………………… 7 - 12
Региональные конференции Ассоциации ………………………………………………………. 13- 15
Образовательные программы ассоциации ………………………………………. 16 – 21
Социальные программы ассоциации ……………………………………………….. 22 - 24
Фармацевтическая справочная служба……………………………………………. 25
Аналитический обзор фармацевтического рынка ……………………………. 26 - 33
Тренды весны. Обзор коммерческого розничного сектора российского фармрынка.
1 кв. 2011 г. Компания «Фармэксперт» ………………………………………………………….. 26 – 27
«Бренд от бренда не далеко падает».Компания DSM Group ……………………………….. 28 - 33
Дайджест СМИ за май ……………………………………………………………………….. 34 - 40
Конференции, выставки …………………………………………………………………… 41 - 43
Конференция: «VII ежегодная межрегиональная конференция «Актуальные проблемы
обеспечения качества лекарственной и медицинской помощи» (г. Сочи)………………. 41– 42
Конференция: «Что происходит на фармацевтическом рынке?» (г.Москва) …………… 43
Правовой навигатор ААУ «СоюзФарма» ……………………………………………. 44 - 54
Нормативные документы ……… …………………………………………………………………. 44 – 51
Ответы Юридической службы на вопросы аптек ……………………………………………… 51 - 54
Приложение ……………………………………………………………………………………… 55 - 60
Ответы на запросы ААУ «СоюзФарма», полученные в мае
Страница главного редактора
Добрый день, уважаемые коллеги!
1. Что год текущий нам готовит? Новый закон – «Об охране здоровья граждан». Казалось бы, благое дело и для отрасли, и для каждого из нас, как пользователя системы здравоохранения, Однако, как отмечает ряд авторитетных экспертов, именно системы-то в ней и нет.
Министерство здравоохранения и социального развития обосновывает, а депутаты Гос.Думы в первом чтении соглашаются, что разработанный законопроект продолжает логику двух предыдущих Федеральных законов: «Об обращении лекарственных средств» и «Об обязательном медицинском страховании». И также, как и с прежними документами, ситуация повторяется…Дежавю…
Политические партии и движения, профессиональные организации собирают многочисленные форумы, проводят публичные слушания, собирают предложения и замечания для передачи разработчикам. Только вот дождутся ли они на этот раз обратной реакции? Хочется надеяться, что да! О том, как проходил ряд обсуждений и какие высказывались пожелания Вы можете узнать в «Дневнике событий».
2. Предпринята еще одна попытка добиться снижения ставки страховых взносов. ОПОРА России провела в мае широкомасштабную Всероссийскую акцию «ЗА ОТМЕНУ!». Она проходила в два этапа: сначала в регионах, а затем в Москве был митинг перед Домом Правительства. И, если в регионах аптеки Ассоциации уже имели дело с ОПОРОЙ, то для аптек Москвы и Московской области это было впервые. В общем, нашим участникам акции понравился боевой дух предпринимателей из других отраслей. Были бы еще и результаты… Держим ситуацию в поле зрения.
3. Заметили ли Вы, что экономическая составляющая все больше сменяется политическим перепозиционированием? Хотя нет, если точнее – «народным единением». Создается Общероссийский Народный Фронт и уже огромное количество движений заявили о своем вступлении в ОНФ. Крупнейшие по составу, территориальной представленности и масштабам деятельности организации, членом которых является наша Ассоциация (ОПОРА и Национальная Медицинская Палата), провели опрос своих участников и большинством голосов приняли решение о присоединении к Общероссийскому Народному Фронту.
Мы убедительно просим Вас – не делайте поспешных выводов, что это не нужно организациям, объединившимся для защиты своих профессиональных интересов. И подтверждением тому является позиция ОПОРЫ, которая заявила, что она оставляет за собой право участвовать в деятельности других политических партий и движений; оставляет безусловное право за региональными, местными отделениями и отдельными членами Организации не участвовать в деятельности ОНФ; дает право руководителям региональных и местных отделений Организации самостоятельно принимать решения об участии в работе региональных координационных советов и делегировании в их состав своих представителей.
4. За последний месяц мы провели ряд рабочих встреч с представителями нового движения – Центром программ опережающего развития и формирования интеллектуального кадрового ресурса «Достойный выбор». Предлагаем и Вам ознакомиться с их программным документом и, если разделяете подобные взгляды, включиться и в это движение.
Не думайте, мы не пытаемся отвлечь Вас от забот о Вашем бизнесе. Просто в каждой партии, в каждом движении есть люди, встреча с которыми может быть Вам полезна, есть идеи, которые позволят по иному взглянуть на свой бизнес, свои проблемы и найти пути их разрешения. А может быть кому-то необходима Ваша помощь и поддержка…
Мы никого не агитируем. Думайте и это будет ВАШ ВЫБОР!
5. Да, и еще одна маленькая ремарка на тему взаимопроникновения политики и экономики. На днях в печати появилась информация, что в Подмосковье, при поддержке областного отделения партии «Единая Россия», стартовал региональный проект «Забота и Здоровье», в рамках которого намечено создать сеть социальных аптек-дискаунтеров, а также бесплатную справочную службу «Инфолек», информирующую граждан о наличии и ценах на препараты в аптеках любого населенного пункта Московской области.
А ведь наш-то, СоюзФармовский poisklekarstv.ru успешно действует уже много лет. Хорошо, если это будет здоровая экономическая конкуренция, а если политическая?... Информация для размышления.
6. Обратите Ваше внимание на аналитический раздел Вестника, где представлены основные тренды коммерческого розничного сектора за январь-апрель 2011 г. (от компании «Фармкэксперт») и данные по спросу на нелекарственный ассортимент (от DСМ групп).
7. Выражаем огромную благодарность аптекам и партнерам Ассоциации, благодаря которым ветераны Великой Отечественной Войны в разных российских регионах не забыты и получили поддержку: и делом, и добрым словом! Для них это очень ценно, но, помогает и нам: жить, работать, думая не только о себе! Еще раз огромное всем СПАСИБО!
С наилучшими пожеланиями,
Н.И.Ривес, Главный редактор Вестника Ассоциации,
Руководитель Службы по связям с общественностью. n_rives@ sojuzpharma.ru. 31 мая 2011 г.
Дневник событий
Палитра майских мероприятий столь насыщена и разнообразна и, прежде всего, событиями во внешней среде, что на сей раз мы начинаем с них. Практическое участие Ассоциации во Всероссийской акции по снижению страховых взносов, теоретические дебаты на площадках Гос.Думы и Совета Федерации, выстраивание взаимоотношений по конструктивному взаимодействию с отраслевым министерством, другими региональными организациями. И, наконец, наши региональные конференции, получившие неожиданное развитие в Пензе…
Всероссийская акция по выживанию малого бизнеса
25 мая представители малого и среднего бизнеса разных отраслей и их профессиональные объединения приняли участие в завершающем этапе Всероссийской акции ОПОРЫ РОССИИ «ЗА ОТМЕНУ!», организованной в Москве перед Домом Правительства РФ. Цель акции – добиться снижения размера страховых взносов для малого бизнеса до 14 % с 1 июля 2011 года. На московский митинг собралось около 3000 предпринимателей более чем из 30 субъектов России. Ему предшествовали акции, пикеты, собрания, проведенные 23 мая в различных регионах РФ.
На импровизированных трибунах предприниматели имели возможность высказать свое мнение о том, что принятая с января 2011 г. ставка страховых взносов 34% - это приговор малому бизнесу. Пять месяцев жизни малого бизнеса в условиях увеличенной ставки страховых взносов показали, что предпринимателей вынудили работать на «выживание». В результате - многие предприятия закрылись, на других - существенно сокращена численность персонала, снизился уровень заработной платы и занятости населения. Такая политика плохо соотносится с заявленной руководителями государства поддержкой предпринимательства. Отсутствие прибыли не дает возможности активно развиваться, подрывает не только уверенность в завтрашнем дне, но и основные принципы развития рыночной экономики и социально-ориентированного общества.
Выступая на митинге, Президент ОПОРЫ РОССИИ С.Р. Борисов заявил о готовности малого бизнеса к участию в решении социальных вопросов страны, в том числе, созданием большего количества новых рабочих мест. Однако ставка страховых взносов в 34% для малых предпринимателей - «неподъемная ноша».
Во Всероссийской акции и в регионах, и в Москве приняли участие аптеки, входящие в Ассоциацию аптечных учреждений «СоюзФарма».
Член Наблюдательного Совета Подмосковья Э.Н.Ванивская высказала обеспокоенность за судьбу единичных аптек– представителей малого бизнеса, которые помимо усиливающегося государственного регулирования отрасли (с чем нельзя не согласиться), вынуждены осуществлять столь высокие обязательные платежи.
По итогам проведения Всероссийской акции была принята резолюция обращения малого и среднего бизнеса к руководству страны.
Резолюция Акции - требования «ЗА ОТМЕНУ!»
С 1 января 2011 года для предпринимателей, применяющих УСН и ЕНВД, финансовая нагрузка увеличилась в 2,4 раза. Виной тому - 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования», который предусматривает отмену ЕСН и увеличение страховых взносов с 14 до 34% вне зависимости от применяемого режима налогообложения. И ОПОРА РОССИИ сразу указывала на пагубность такой реформы ЕСН.
В конце 2010 года ОПОРА провела свою публичную акцию с требованием отмены реформы ЕСН в текущем варианте. Тогда за 3 дня было собрано более 80 тысяч подписей предпринимателей, которые были направлены Председателю Правительства России и Президенту РФ. Тем не менее, закон вступил в силу 1 января 2011 года.
Сегодня уже нет сомнений в том, что повышение страховых взносов вынуждает предпринимателей заниматься оптимизацией расходов, сокращением персонала, снижением заработной платы. Малый бизнес по всей стране уходит в «тень». Фактически малый бизнес теряет конкурентоспособность, а возросшую налоговую нагрузку и тарифы переносит на стоимость работ, товаров, услуг.
Члены ОПОРЫ РОССИИ понимают необходимость выполнения государством социальных обязательств перед гражданами, однако видят социальную миссию малого предпринимательства в создании рабочих мест, в своевременной выплате заработной платы, страховых взносов на своих работников и налогов. Нас должно быть больше - чтобы было больше пенсий!
В этой связи предприниматели – участники акции – требования «ЗА ОТМЕНУ!» заявляют, что не хотят работать в «теневом» секторе экономики и требуют:
1) Возвращение ставки в 14% по страховым взносам с 1 июля 2011 года для всего малого бизнеса страны.
2) Обеспечить наложение дисциплинарных санкций на чиновников, отвечавших за подготовку и реализацию реформы ЕСН.
24 мая Ассоциация приняла участие в расширенном заседании Координационного Совета при Президиуме Генерального Совета Всероссийской политической партии «ЕДИНАЯ РОССИЯ» по инновационному развитию фармацевтической и медицинской промышленности.
На заседании была представлена широкая коалиция общественных сил: партия «ЕДИНАЯ РОССИЯ, «Центр социально-консервативной политики», Центр программ опережающего развития и формирования интеллектуального кадрового ресурса «Достойный выбор», представители фармацевтических организаций и профессиональных ассоциаций.
Цель мероприятия – оценка социально-экономических аспектов лекарственного обеспечения и механизмов лекарственного страхования. Вела заседание первый заместитель руководителя фракции «Единая Россия» Т.В.Яковлева. Она подчеркнула высокую социальную значимость лекарственного обеспечения учреждений здравоохранения и населения страны как неотъемлемой части медицинского обслуживания граждан в рамках государственных гарантий бесплатной медицинской помощи. За последние годы сделано немало, в том числе, в законодательной сфере (ФЗ «Об обращении лекарственных средств»; закон, разрешающий отпуск лекарств жителям сельской местности в помещениях ФАПов, центрах общей врачебной практики, амбулаториях введено государственное регулирование предельных цен производителей на ЖНВЛС; принята Концепция развития фармацевтической промышленности до 2020 года).
Однако этих мер недостаточно. Качественно изменить ситуацию в лучшую сторону возможно лишь на основе полного реформирования системы. Один из вариантов – переход системы лекарственного обеспечения в плоскость всеобщей программы возмещения. Пока не решено, какой тип модели выберет государство, будет ли это страховой принцип или государство возьмет на себя основную роль, используя уже имеющиеся финансовые институты и апробированные технологии финансирования. Сегодня – самый важный этап формирования новой системы – этап расчетов прогнозов и рисков, которые следует обязательно произвести до старта реализации реформы.
Т.В.Яковлева кратко охарактеризовала проблемы каждого сегмента отрасли. У производителей – неготовность перехода на стандарты GMP, который должен осуществиться с 2014 года. Сейчас в России, по данным Росздравнадзора, около 500 лицензированных фармпроизводств. Из них не более 15-20% оснащены по стандартам GMP на 80%, еще около 130-150 компаний имеют отдельные линии, соответствующие международным нормам.
Назрела реформа системы оптовой товаропроводящей цепочки, направленной на оптимизацию фармацевтической логистики. Такие предложения уже подготовлены, идет процесс рабочего обсуждения вместе с Минрегионом и Минэкономразвития.
Аптеки тоже должны внести свой вклад в упорядочение системы лекарственного обеспечения. Аптечное учреждение может и должно нести полную ответственность за то, что им выставляется на прилавок. Также важный вопрос - наведение порядка с рецептурным отпуском лекарств, в чем аптечные организации должны быть напрямую заинтересованы, особенно в свете возможного введения принципов лекарственного страхования.
Т.В. Яковлева обратила особое внимание на ситуацию, которая сложилась в аптеках с отпуском кодеинсодержащих препаратов. Мнения экспертов по решению данного вопроса полярно разделились. Но Т.В.Яковлева считает, что фармсообщество, аптечные организации должны проявить гражданскую позицию, возможно, принять Хартию этики, и ограничить отпуск таких препаратов не по назначению
Зам.секретаря президиума Генерального совета партии Единая Россия» по креативу Ю.Е. Шувалов поддержал Т.В.Яковлеву. Он отметил, что ориентация на развитие отечественной фармпромышленности является одним из партийных приоритетов, и пообещал, что этот пункт будет включен в предвыборную программу Партии.
Зам. председателя комитета Госдумы по охране здоровья С.И.Колесников рассказал о мерах, которые предпринимались государством и депутатами для решения проблем медицинской и фармацевтической промышленности в России, начиная с 2004 г., Он остановился на характеристике 10 проблем отечественного здравоохранения, в том числе, в сфере обращения лекарственных средств: дефекты процедуры регистрации лекарств, медлительность таможенников, из-за которых многие лекарства приходится снимать с продажи и др. «Абсурдность нашей системы еще и в том, что у нас стандарты лечения основываются на списке жизненно-важных лекарственных средств, а не наоборот, как это должно быть».
Тему рецептурного отпуска лекарственных средств поднял врач из Ленинградской области А. Лобжанидзе, который предложил оставить в безрецептурном списке 10-15 % лекарственных средств: «Абсолютный доступ к лекарственным препаратам дорого обходится бюджету. Потому что граждане, занимающиеся самолечением, попадают потом в стационары и реабилитационные палаты».
На социально-экономических аспектах лекарственного страхования остановился председатель экспертного совета по здравоохранению общественного объединения «Деловая Россия» Д.В.Мелик-Гусейнов. За последние пять лет государство удвоило расходы на здравоохранение, хотя они по-прежнему значительно ниже, чем за рубежом. Только на закупку лекарственных препаратов государство тратит сегодня более 200 млрд. рублей. Однако расходы предстоит оптимизировать, хотя это будет сложно сделать. Причина в том, что сама инфрастуктура отрасли не готова к таким преобразованиям. «Слабая информатизация системы здравоохранения, отсутствие персонифицированного учета пациентов, громадное количество посреднических структур в системе товаропроводящей цепочки лекарственного рынка требуют от государства незамедлительного реагирования». Пора уже переходить с ручного управления фармацевтическим рынком на полноценную замкнутую систему удовлетворения потребности населения России в современном лечении.
Менеджер компании «АстраЗенека» М.Д. Морозов предложил ввести систему обязательного лекарственного страхования, основываясь на зарубежном опыте. Т.В. Яковлева напомнила о негативном примере ОСАГО, и попросила проработать вопрос об источниках финансирования такой страховки.
В завершении заседания была озвучена позиция Партии «Единая Россия» о том, что она признает лекарственное обеспечение одной из приоритетных социально-экономических задач в системе государственных интересов и выработка платформы действий должна осуществляться на многосторонней основе, при широком взаимодействии с профессиональными организациями и институтами гражданского общества.
31 мая Ассоциация «СоюзФарма» участвовала в парламентских слушаниях «Об общественном контроле за качеством и доступностью лекарственной помощи населению Российской Федерации», которые провела комиссия Совета Федерации по вопросам развития института гражданского общества под председательством Б.И.Шпигеля.
На заседании, где присутствовали представители 40 субъектов Российской Федерации, обсуждались вопросы взаимодействия институтов гражданского общества с органами государственной власти по исполнению 61 ФЗ «Об обращении лекарственных средств». Б.И.Шпигель предложил рассмотреть в режиме диалога, как изменилась ситуация с оборотом лекарств после принятия закона и последующих нормативно-правовых актов, какие проблемы остаются, в том числе, на региональном уровне.
Б.И.Шпигель подчеркнул, что лекарства не являются товаром. Это - средства обеспечения лекарственного процесса. Поэтому 94 Федеральный Закон «надо немедленно приводить в чувства – лекарственные средства выводить из сферы его действия. Надо говорить не о цене препарата, а его качестве, эффективности».
Сенатор обратил внимание на существующие минусы в организации региональных аукционов по закупке лекарственных средств. Каким образом могут в ходе аукциона снижаться объявленные первоначальные цены вдвое, а, есть случаи, даже в 90 раз? Это может указывать на наличие демпингового сговора. Б.И.Шпигель привел также конкретные примеры. «Необходимо качество лекарственных средств, а не их дешевизна. Тем более, что исходить надо не из цены упаковки, а стоимости курса лечения. Сколько человек потратит, чтобы был результат, чтобы вылечиться, а не сколько стоит одна таблетка».
За всеми нюансами, происходящими на рынке лекарственных средств, должны пристально следить институты гражданского общества.
Национальной угрозой, считает Б.И.Шпигель, является засилье российского рынка дешевыми иностранными лекарственными субстанциями. Надо это преодолевать, укрепляя ценовой политикой и грамотным маркетингом отечественную фарминдустрию. Для развития нашей промышленности надо изучить рынок и посмотреть, каких лекарств не хватает, чтобы начать выпуск именно с них. «Производственные площадки у нас есть, но их надо реконструировать при поддержке государства».
Отдельная проблема, на которую обратил внимание Б.И.Шпигель - наличие большого количества фирм-перекупщиков и посредников на рынке лекарственных средств. Это дает возможность не только накручивать цены на лекарства, но и поставлять фальсификаты на отечественный рынок. Он предложил ввести новую норму закона - закупать лекарственные средства за рубежом непосредственно у прямого производителя, минуя посредников.
Не оставил без внимания сенатор и проблемы аптек, подчеркнув, что надо освободить их от налога в 34%. Но, в свою очередь и аптекам надо отвечать за качество своей работы. Б.И.Шпигель подчеркнул, что будет просить местные Общественные Палаты включиться в более активное взаимодействие с общественными организациями.
Далее выступил представитель исполнительной власти – директор Департамента развития медицинского страхования Министерства здравоохранения и социального развития РФ В.А.Зеленский. Дав краткую характеристику двум принятым Федеральным законам («Об обращении лекарственных средств» и «Об обязательном медицинском страховании»), он обосновал необходимость принятия законопроекта «Об основах охраны здоровья граждан». По сути, документ формулирует на бумаге логику двух предыдущих законов. Министерство ведет громадную работу по разработке и внедрению стандартов оказания медицинской помощи, тарифов на оказание мед.услуг. Лекарственная составляющая является ключевой не только в стационарах, но и в амбулаторном лечении.
В.А.Зеленский подчеркнул, что лекарственное страхование - очень сложная проблема, но это следующий этап работы. Необходимо провести большое количество расчетов, чтобы создать нормальную базу.
Директор Департамента проинформировал также о том, что сейчас активно идут согласования между Министерствами здравоохранения, Минэкономразвития и Минфином по снижению размера страховых взносов для розничной торговли на период 2011-2012 гг.
В завершении В.А.Зеленский высказал свои пожелания об усилении общественного контроля и важность получения обратной связи от общественных организаций.
Ключевая мысль выступления заместителя председателя Общественной Палаты России, доктора экономических наук И.Е.Дискина – отсутствие системного подхода в здравоохранении. «Нам нужно обращение лекарственных средств не вообще, а как часть системы медицинского обслуживания!». Первая задача – вести общественный контроль за тем, как складывается эта система, ее рычаги: экономические, юридические и т.д. Чтобы данная задача могла быть решена, создается Закон об общественном контроле (в качестве справки: Общественные Палаты созданы в 62 регионах России, нет в 21, в том числе, в Москве и Санкт-Петрбурге). Однако система, подчеркнул И.Е.Дискин – не значит бюрократия. Должны заработать нормы процессуального кодекса.
ФАС России представлял начальник управления контроля социальной сферы и торговли Т.В.Нижегородцев, начав с хорошей преамбулы: «Государство – это люди. Им тоже свойственно ошибаться. И в этом нет ничего страшного. Надо только в этом признаться и вовремя все исправить». Далее он подробно охарактеризовал, что уже удалось сделать ФАС совместно с Минздравсоцразвития. Это: обеспечение равного доступа медицинских организаций всех форм собственности к оказанию мед.услуг; разработка стандартов и порядков оказания мед.помощи обязательных для применения всеми мед.учреждениями. В них же должны быть прописаны лекарственные препараты, причем обязательно зарегистрированные. Стандарт лечения – магистральный путь терапии. У государства могут быть разные программы (ДЛО, 7 нозологий и др.), но не стандарты должны выходить из ЖНВЛП, а наоборот.
Ключевым звеном реализации стандартов лечения Т.В.Нижегородцев назвал приказ, изданный Минздравсоцразвития, - выписывать лекарственные препараты только на рецептурном бланке. Этот пункт надо только «доразвить» в ведомственных инструкциях – препарат должен назначаться не по торговым наименованиям, а по МНН. Еще один положительный момент, который вошел в законопроект «Об основах охраны здоровья граждан» - обязанность медицинских работников вести историю болезни и выдавать ее на руки. До этого не было ответственности за хранение мед.карт, изменение записей.
Серьезной проблемой до сегодняшнего дня, по мнению Т.В.Нижегородцева остается необходимость наделения надзора в сфере здравоохранения необходимыми полномочиями, Пока же 90% дел закрываются по истечению срока давности (два месяца). Статья 69 Законопроекта о взаимоотношениях производителей с врачами вызывает много споров. По мнению ФАС, требования надо сохранить, внеся отдельные корректировки. Необходимо ввести понятие «конфликта интересов».
В ходе обсуждения участники парламентских слушаний рассказали об опыте своих регионов в организации общественного контроля в здравоохранении и сфере лекарственного обеспечения, поделились своими проблемами и предложениями по совершенствованию ситуации с лекарствами. Выступили представители общественных организаций.
Ассоциацию аптечных учреждений «СоюзФарма» представлял исполнительный директор Д.Г.Целоусов. Не умаляя важности рассматриваемых вопросов (практически по каждому из них Ассоциацией направлялись письма в руководящие органы), он воспользовался призывом Б.И.Шпигеля: «Надо звонить в колокола тогда, когда нужно». А нужно сегодня говорить об институтах гражданского общества, которые не имеют достаточных полномочий, чтобы быть услышанными. Необходимо дополнить законодательство конкретными нормами. Первая попытка сделана в 71 статье законопроекта «Об основах охраны здоровья граждан». Ассоциация «СоюзФарма» предлагает расширить статью, определить конкретные полномочия медицинских и фармацевтических сообществ. Без этого мы остаемся безгласными. Д.Г.Целоусов предложил, чтобы была предусмотрена даже возможность обращения в судебные инстанции от лица общественных организаций.
Предварительные заявки на выступление подали 184 участника парламентских слушаний. По итогам обсуждения Комиссия СФ по взаимодействию с институтами гражданского общества выработает итоговые рекомендации парламентских слушаний, и мы обязательно Вас с ними ознакомим.
Координационный Совет Министерства здравоохранения и социального развития РФ по развитию малого и среднего предпринимательства
27 мая состоялось заседание Координационного Совета Министерства здравоохранения и социального развития РФ по развитию малого и среднего предпринимательства, в который входит Ассоциация «СоюзФарма». Основной темой стало обсуждение итогов деятельности совета в 2010 г. и планов работы, включая заседания Совета, на 2011 г., а также ход реализации аналитической ведомственной целевой программы «Содействие развитию малого и среднего предпринимательства в здравоохранении и сфере социальных услуг на период до 2012 года» в 2010 году.
Заместитель министра здравоохранения и социального развития, председатель Координационного совета А.Л.Сафонов проинформировал об итогах заседания Правительственной комиссии по развитию малого и среднего предпринимательства 11 апреля 2011 г. Заслушав Отчет об итогах деятельности координационного совета в 2010 г., А.Л.Сафонов отметил, что не удовлетворен реализацией пункта о совершенствовании процедур реализации мероприятий в сфере охраны труда на малых предприятиях (отвечает Департамент заработной платы, охраны труда и социального партнерства Минздравсоцразвития). Мало заслушать вопрос на координационном совете – нужен практический результат. В данном случае речь должна идти об упрощении процедур по технологии ведения трудовых книжек, составления штатного расписания (есть малые предприятия с численностью всего 3-5 человек), распорядка трудовой дисциплины и др. Зачем там такое усложнение, может быть достаточно грамотно составленного Договора? Надо отрегулировать трудовое законодательство с учетом упрощения норм в области трудовых отношений с работниками малых и микропредприятий.
Члены Координационного совета остались не удовлетворены организацией подготовки информационно-аналитических материалов о состоянии развития малого и среднего предпринимательства в здравоохранении и сфере социальных услуг. Документы, которые бы упрощали процедуры при пересечении функций Роспотребнадзора и Росздравнадзора не появились. «Надо добиться того, чтобы был один вход для документов, а не передавать бизнесу одни и те же документы в разные инстанции», - резюмировал А.Л.Сафонов. «Роспотребнадзору совместно с Росздравнадзором подготовить для рассмотрения в третьем квартале 2011 года на заседании Координационного совета информацию о проведенной работе по исключению дублирования документов, предоставляемых в Роспотребнадзор и Росздравнадзор для получения лицензии, а также о государственных услугах, которые будут оказываться в электронном виде».
Вице-президент ОПОРЫ России Н.В.Ушакова отметила, что государство (в лице Минздравсоцразвития) и бизнес-сообщество значительно продвинулись в диалоге друг с другом. Но что касается выполнения решений – ситуация значительно хуже. «Провести заседание и подготовить протокол – это не то, что требуется. Нужны конкретные решения».
При обсуждении плана работы на 2011 год поступили предложения, во-первых, взять вопросы, которые не были рассмотрены с прошлого года (в частности, о развитии саморегулируемых организаций в здравоохранении и социально-трудовой сфере; анализ административных ограничений, препятствующих предпринимательской деятельности в здравоохранении и предложения по их сокращению).
Затем необходимо включить тему по информатизации здравоохранения (модель проекта планируется представить Президенту России к 1 июля), по регулированию обращения изделий медицинского назначения.
По итогам заседания принято решение - членам Координационного Совета в 10-дневный срок направить свои предложения и замечания к проекту плана работы.
Со своей стороны, Ассоциация «СоюзФарма» подготовила перечень проблем аптечных учреждений, требующих обсуждения с представителями Министерства и последующего решения.
Общественные организации Саратова обсудили целевую программу по предупреждению и борьбе с социально значимыми заболеваниями
Рабочее заседание комиссии по социальной политике Экспертного совета по проведению общественной экспертизы нормативно-правовых актов при Правительстве Саратовской области было посвящено обсуждению долгосрочной областной целевой программы «Предупреждение и борьба с социально-значимыми заболеваниями» на 2012-2014 гг.
Цель программы - повышение качества и доступности медицинской помощи при социально-обусловленной патологии, улучшение качества жизни больных, страдающих социально-значимыми заболеваниями. Она включает 8 направлений (подпрограммы «Сахарный диабет», «Онкология», «Психические и наркологические расстройства», «Артериальная гипертония», «Анти-ВИЧ/СПИД», «Неотложные меры борьбы с туберкулезом», «Неотложные меры борьбы с распространением инфекций, передаваемых половым путем».
Учитывая, что основным разработчиком и государственным заказчиком Программы является Министерство здравоохранения Саратовской области, основной доклад был сделан Куренковой Еленой Борисовной, председателем Комитета организации медицинской помощи взрослому населению Министерства.
Далее член областной общественной палаты В.М.Боброва, возглавляющая Экспертный Совет, пригласила всех участников заседания к обсуждению представленных проектов документов. От лидеров общественных организаций, возглавляющих направления в программе, в том числе, руководителя Саратовского регионального представительства Ассоциации аптечных учреждений «СоюзФарма» Бичевого К.Н. (члена Экспертного совета по проведению общественной экспертизы нормативно-правовых актов при Правительстве области) прозвучало много вопросов. Все они будут рассмотрены и учтены при дальнейшей доработке Программ
|