Скачать 418.06 Kb.
|
Управление образования Альметьевского муниципального района Республики Татарстан Муниципальное образовательное учреждение - гимназия №1 им. Ризы Фахретдина. УТВЕРЖДЕНО протоколом педагогического совета от______ _________ 2011 г. № ____ Директор школы____________ Валиуллина Ф. З. Введено приказом № ____от ____ ________ 2011г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ПРЕДМЕТУ русский язык ДЛЯ 1 КЛАССА (количество в неделю 3часа, в год 66 часов) Составители: Шайдуллина Гульчачак Яхиновна, Фассахова Сагида Хатиповна учитель начальных классов первой квалификационной категории СОГЛАСОВАНО Зам. директора ___________ Шайхутдинова М. Ш. РАССМОТРЕНО На заседании МО начальных классов, протокол от _____ ________ 2011 г. № _____ г. Альметьевск 2011 г. Обучение грамоте и развитие речи по "Прописям" ("Письмо с открытыми правилами"). пояснительная записка . Письмо - это средство выражения мыслей человека с помощью специально созданных условных знаков. Основное назначение письма заключается в передаче речи на расстояние и закреплении ее во времени. Для этого создаются специальные начертательные знаки, передающие элементы речи, - слова, слоги, звуки. Специально созданные знаковые системы письма обеспечивают возможность общения людей, позволяют получать информацию. Почерк - устойчивая манера письма, зафиксированная в рукописи система привычных движений, в основе формирования которой лежит письменно двигательный навык. Он предполагает устойчивое и индивидуальное выполнение человеком необходимых действий. Если говорить о своеобразии почерка, то следует отметить, что оно определяется следующими признаками: специфической формой отдельных букв, точнее, их округлостью или заостренностью; растянутостью или сжатостью письма, постоянным или неравномерным расстоянием между буквами; отрывным или безотрывным письмом; письмом без наклона, с наклоном вправо, влево, колеблющимся наклоном; ритмичным повтором элементов или их аритмичностью; нажимом, крупным или мелким письмом; ровным или колеблющимся вверх вниз расположением слов по горизонтали. Почерк зависит от индивидуальных особенностей человека и его психического состояния. По почерку можно довольно точно установить, кто писал тот или иной документ, но определять по почерку черты характера писавшего человека - неправомерно. Почерк является только косвенным свидетельством индивидуально психологических особенностей человека. Формирование почерка - процесс длительный. До конечной его стадии проходит от 8 до 10 лет и более. Окончательно почерк взрослого человека формируется к 20-25 годам. Обучение первоначальному письму - один из сложных процессов в начальной школе. На первом этапе формирования графического навыка задача учащегося состоит в том, чтобы научиться правильно сидеть, держать ручку, тетрадь; на втором - писать важнейшие элементы букв, точнее усвоить алгоритм письма; на третьем - писать буквы; на четвертом - целые слова. При управлении обучением нужно дать учащимся полный набор ориентиров для правильного выполнения действия. С этой целью необходимо:
Каждое из этих правил не только помогает формированию графического навыка, но и влияет на состояние здоровья школьника, поэтому обучение первоначальному письму в тетрадях с одной линейкой является преждевременным и только усложняет формирование правильного навыка письма.
выделить признаки, которым он должен отвечать. При этом очень важно вычленить те моменты, которые в сформированном навыке выступают как единое целое: сам процесс написания буквы и его конечный результат.
затем перечень исполнительных операций.
школьника есть система четких эталонов, специальных признаков, по которым он имеет возможность оценивать свои результаты. Систему таких эталонов представляют алгоритмы написания букв. Эти алгоритмы должны быть хорошо усвоены учащимися, т. е. превращены в реальные знания о действиях во время письма. При формировании правильного графического навыка выполнение действия осуществляется с ориентировкой на выделенные признаки в трех последовательно сменяющихся формах: материальной, речевой, умственной (Л. С. Выготский, П. Я. Гальперин). Материальная форма предполагает составление плана задания (рассматривание графического рисунка буквы, вместе с учителем выделение элементов, нахождение аналогичных элементов в уже изученных буквах, определение последовательности движений и т. д.), который обеспечивает понимание алгоритма действия. После того как алгоритм будет понят и начнет выполняться правильно по устной словесной инструкции педагога, ученик может перейти к следующей форме выполнения действия - речевой - с самостоятельным проговариванием. Задание выполняется с предварительным проговариванием вслух содержания очередной операции, т. е. написание буквы выполняется при условии устного проговаривания письма всех мелких элементов в заданной последовательности. Речевое выражение действия должно быть точным, иными словами - ученик должен уметь описать алгоритм написания изученной буквы. Если ему это удается, значит, все выполняемые действия им осознаны. В свою очередь, алгоритм написания буквы является средством для научения детей, верно мыслить о последовательности выполнения действий (а это очень важно для формирования любого навыка). Постепенно речевая инструкция становится более сокращенной. Учитель или ребенок напоминает себе о ключевых вехах написания (о том, где возможны ошибки). Тем самым учащийся приходит к более автоматизированному действию. Он уже может перейти к написанию буквы, представляя весь ход действия "в уме". Это не кратковременный процесс, но тем не менее именно на этом этапе действие (написание буквы или сочетания букв, слова) начинает выполняться гораздо быстрее, чем в предыдущий период. В дальнейшей деятельности происходит как бы "слияние" воедино ранее дробных, отдельных операций, что наконец при длительном стереотипном повторении действий приводит к автоматизации письма, т. е. все действия "текут" как бы сами собой. Следует отметить, что по мере увеличения количества изученных букв изчезает необходимость в развернутой поэтапной отработке, и все три формы сливаются, т. е. обучающийся начинает мыслить предельно кратко. Письмо с открытыми правилами В разработанной системе можно выделить два направления организации учебной деятельности, взаимодополняющие и обогащающие друг друга. С одной стороны, это включение всех сфер психики ребенка в процесс овладения графическим навыком, обеспечение осознания учеником значимости предстоящей ему деятельности, вселение в него уверенности в успешность ее осуществления, исключение отрицательных эмоций, связанных с письмом. С другой стороны, предъявление детям достаточно жестких требований к выполнению графических действий, которые необходимы для овладения правильным графическим навыком. При реализации этих двух направлений в процессе обучения пробуждается внутренняя энергия ребенка, его душевное состояние на уроке облегчает однообразную и монотонную работу, без которой не может обойтись формирование графического навыка. В свою очередь, успешность ребенка в ходе формирования этого навыка тоже способствует развитию у него положительного отношения к процессу письма. Желание учащегося добросовестно трудиться создает поисковые ситуации, моменты тесного сотрудничества между учителем и учеником, между учеником и его одноклассниками. Перечислим стержневые линии работы педагога по методике "Письмо с открытыми правилами". 1. Снятие психологической перегрузки учащихся в процессе обучения письму. 2. Вовлечение детей в конкретные виды деятельности по овладению графическим навыком и каллиграфическим письмом. 3. Установка на эстетичность выполняемой учениками работы. 4. Соблюдение учащимися санитарно гигиенических норм. 5. Детальный анализ строения букв знаков, проводимый первоклассниками с помощью учителя или самостоятельно. 6. Осознание обучающимися всех деталей графики письма. 7. Упражнения, тренировки учеников в процессе обучения письму. На первый взгляд эти стержневые линии могут показаться уже известными, но в таком целостном виде они встречаются впервые. Данные стержневые линии пронизывают все этапы работы над каллиграфическим письмом: 1. Введение обучающихся в новую для них деятельность на уроках письма. 2. Ознакомление с основным алгоритмом письма. 3. Написание всех букв с использованием основного алгоритма письма. 4. Перевод графических умений в полноценный графический навык. В первом классе ученики отрабатывают умение правильно графически изображать каждую букву (знак), усваивают все ее возможные соединения с другими буквами, учатся контролировать свои действия, определять графические недочеты и находить пути их исправления, проговаривают написание букв, узнают их по устному или письменному описанию. Алгоритм письма Ознакомление с алгоритмом письма мы начинаем с анализа написания буквы и, которая рассматривается как исходная, содержащая в себе основные элементы и способы их соединения, повторяющиеся при написании очень многих букв. Основной алгоритм письма 1. Написание прямых наклонных линий с соблюдением точных интервалов и их параллельности. 2. Деление наклонной линии и рабочей строки на 2 и 3 части по вертикали с целью подготовки к правильному выполнению соединений элементов букв и букв в слове (включение определенного математического расчета в написание букв, слов). 3. Выполнение закругления на нижней линии рабочей строки как связующего элемента между двумя разнонаправленными линиями. 4. Письмо крючковой линии до середины строки. (Крючковая линия вместе с прямой наклонной и закруглением обычно называется крючком.) 5. Письмо "секрета", т. е. прямой линии, которая продолжает крючковую линию от середины строки до верхней ее линеечки, соединяя конец крючка с верхней линеечкой рабочей строки. ("Секрет" пишется параллельно прямой наклонной линии.) 6. Письмо вниз по "секрету" до нижней линии строки, т. е. написание второй наклонной линии ("прячем "секрет"). 7. Завершение написания второго крючка (второе закругление и вторая крючковая линия). Все эти составляющие алгоритма определяют собой написание буквы и, а также по отдельности или по нескольку вместе они входят в состав очень многих букв русского алфавита. Это не значит, что при ознакомлении с остальными буквами обучающиеся не встретятся с новыми элементами, но к их написанию они в основном будут подготовлены, если овладеют данным алгоритмом. планируемые результаты (УУД). (личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета); Личностными результатами изучения предмета «обучение грамоте по Прописям» являются следующие умения: осознавать роль языка и речи в жизни людей;. Средство достижения этих результатов – тексты литературных произведений из Букваря. Метапредметными результатами изучения курса «обучение грамоте по Прописям» является формирование универсальных учебных действий (УУД). Регулятивные УУД: определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом учебника; учиться работать по предложенному учителем плану Средством формирования регулятивных УУД служат технология продуктивного чтения и проблемно-диалогическая технология. Познавательные УУД: ориентироваться в прописях (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях); находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях; делать выводы в результате совместной работы класса и учителя; преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты. правила графического изображения каждой письменной буквы, её составные части и развёрнутый алгоритм написания Средством формирования познавательных УУД служат тексты учебников и их методический аппарат, обеспечивающие формирование функциональной грамотности (первичных навыков работы с информацией). Коммуникативные УУД: оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста); слушать и понимать речь других; выразительно читать и пересказывать текст; договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им; учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя). Средством формирования коммуникативных УУД служит технология продуктивного чтения и организация работы в парах и малых группах. Предметными результатами изучения курса «обучение грамоте по Прописям» является сформированность следующих умений: отличать текст от набора предложений, записанных как текст; осмысленно, правильно читать целыми словами; отвечать на вопросы учителя по содержанию прочитанного; подробно пересказывать текст; составлять устный рассказ по картинке; называть звуки, из которых состоит слово (гласные – ударный, безударные; согласные – звонкие, глухие, парные и непарные, твёрдые, мягкие, парные и непарные); не смешивать понятия «звук» и «буква»; делить слово на слоги, ставить ударение; определять роль гласных букв, стоящих после букв, обозначающих согласные звуки, парные по мягкости (обозначение гласного звука и указание на твёрдость или мягкость согласного звука); обозначать мягкость согласных звуков на письме; определять количество букв и звуков в слове; писать большую букву в начале предложения, в именах и фамилиях; Календарно-тематический план по предмету обучение грамоте и развитие речи по прописям на 2011-2012 учебный год. План составлен по программе: Планета Знаний. Обучение грамоте. Т.М. Андрианова. Традиционная система. Программы общеобразовательных учреждений. Начальная школа. 1-4 классы. УМК «Планета Знаний». М.: АСТ, «Астрель». 2010г.
|
Рабочая программа по учебному предмету «Русский язык» Данная рабочая программа по русскому языку составлена на основе следующих документов |
Рабочая программа учебной дисциплины оуд. 01 Русский язык и литература... Рабочая программа учебной дисциплины «Русский язык и литература» разработана на основе Примерной рабочей программы, рекомендованной... |
||
Рабочая программа по дисциплине «Русский язык» «Русский язык», утверждённой Департаментом государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере образования Минобрнауки... |
Рабочая программа основного общего образования по предмету русский язык для 8 класса Государственное бюджетное (областное) специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников специальная... |
||
Рабочая программа по русскому языку Рабочая программа учебного предмета «Русский язык» для 4 класса разработана на основе |
Пояснительная записка данная рабочая тетрадь составлена в соответствии... Рабочая тетрадь. Учебная дисциплина «Русский язык». Ярославль: Информационный центр, 2015 47 с |
||
Рабочая программа по учебному предмету «Английский язык» для обучающихся 6 «а», «б», «в» классов Рабочая программа по английскому языку для 6 класса составлена на основе следующих нормативных документов |
Программа отдельных учебных предметов Русский язык Пояснительная записка Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования... |
||
Учебному предмету «Английский язык» для обучающихся 5 а класса гбоу сош №210 Рабочая программа учебного предмета «Английский язык, 5 класс» составлена в соответствии с требованиями |
Утверждено Рабочая программа по учебному предмету «Английский язык» Начальное общее образование |
||
Рабочая программа по предмету английский язык в 3 классе на 2014-2015 учебный год Рабочая программа предназначена для 3 класса общеобразовательных учреждений и составлена в соответствии с требованиями Федерального... |
Рабочая программа по предмету “Английский язык” на 2014 2015 учебный год Примерной программы основного общего образования по иностранным языкам (английский язык) и авторской программы М. З. Биболетовой,... |
||
Рабочая программа по предмету английский язык для 6 9 классов создана... Рабочая программа по предмету английский язык для 6 – 9 классов создана на основе федерального компонента государственного стандарта... |
Рабочая программа По предмету Программа разработана на основе авторской рабочей программы Н. И. Быковой и М. Д. Поспеловой «Английский язык. Рабочие программы.... |
||
Методические рекомендации по выполнению практических работ по учебной... Перечень практических занятий по дисциплине «Русский язык и литература. Русский язык» |
И их перевод с английского языка на русский Автору удалось классифицировать словосочетания с левым препозитивным определением и обозначить способы их перевода на русский язык.... |
Поиск |