Автомобильная промышленность России: иностранные компании и структура рынка


Скачать 73.83 Kb.
Название Автомобильная промышленность России: иностранные компании и структура рынка
Тип Документы
rykovodstvo.ru > Руководство ремонт > Документы
Автомобильная промышленность России: иностранные компании и структура рынка
Щиголев Антон Владимирович,
аспирант РЭУ им. Г.В. Плеханова
(
anton_shigolev@mail.ru)
Введение

Автомобильная промышленность является ведущей отраслью отечественного машиностроения, определяющей экономический и социальный уровень развития страны.

Структура отрасли

В текущей ситуации в рыночном сегменте производителей автомобилей (ОЕМ) присутствуют 4 основных типа предприятий:

  1. Традиционные российские производители (ОАО “АвтоВАЗ”, предприятия “Группы “ГАЗ”, ОАО “КАМАЗ”, АМО “ЗИЛ” и др.)

  2. Российские сборочные предприятия (ОАО “Иж-Авто”, ООО “Тагаз”, предприятия группы “Соллерс” и др.)

  3. Иностранные автопроизводители (предприятия Ford, GM, Toyota и т.д.)

  4. Прямые импортеры – присутствуют на рынке во всех категориях транспортных средств объем их импорта напрямую зависит от государственных мер тарифного и нетарифного регулирования [3].

Иностранные корпорации на автомобильном рынке России


Крупные автомобильные компании обычно не ограничивают производство только родной страной, а строят автосборочные предприятия по всему миру. К началу XXI века компания Ford имела заводы в 30, Toyota - в 27, а Volkswagen - в 15 странах мира. Первые иностранные предприятия в России работали по принципу крупноузловой сборки, собирая автомобили из готовых машинокомплектов. При этом компоненты автомобиля производились на зарубежных заводах и импортировались, а сборка заключалась в установке на уже готовый автомобиль двигателя, колёс и бамперов. Российская таможня облагает автозапчасти существенно меньшими пошлинами, чем готовые автомобили, поэтому крупноузловая сборка позволяла производителям экономить при минимальных затратах на организацию производства. В середине 2000-х начали появляться заводы полного цикла, первым из которых стал завод Ford во Всеволжске. Такие заводы производят большинство компонентов самостоятельно или закупают их у других российских предприятий. Руководство РФ неоднократно выражало поддержку подобных проектов как развивающих российскую промышленность и создающих рабочие места. Повышение пошлин на импорт автомобилей, осуществлённое правительством в 2009 г., имело целью стимулировать производство внутри России. При выработке стратегии развития российского автопрома Правительство РФ в марте 2010 рассмотрело вопрос о принципах сотрудничества с иностранными компаниями. Одним из основных принципов работы является расширение локализации производства в России[2]. В июне 2011 г. соответствующее соглашение было подписано с действующими в российском автопроизводстве компаниями Sollers-FordVolkswagenGeneral Motors и консорциум компаний АвтоВАЗ, Renault-Nissan, «ИжАвто», КамАЗ и ОАГ[1]. Иномарки местной сборки имеют по сравнению с импортированными ряд особенностей. Экономия на транспортировке, логистике, локализации производства, а также налоговые льготы для инвесторов и низкие пошлины на импорт запчастей позволяют производителям снизить себестоимость автомобиля. В результате иномарка российской сборки может быть намного дешевле для покупателя, чем импортированная из США, Западной Европы или Японии. С другой стороны, перенос производства в Россию отпугивает некоторых покупателей, так как они считают квалификацию и дисциплину российских рабочих крайне низкой по сравнению с японскими или немецкими, а качество российских автокомпонентов - недостаточно высоким.

Структура производства и продаж российского авторынка

Российский рынок легковых автомобилей отличается высоким уровнем фрагментации по моделям, что характеризует относительную развитость рынка, но создает проблемы конкурентоспособности по масштабам производства. Основным традиционным производителем легковых автомобилей в России является ОАО “АвтоВАЗ”. По данным OICA в 2012 году на территории России в общей сложности было произведено свыше 2,2 млн. единиц автомобильной техники, что на 12.1% превышает показатель 2011 года.  По данным "Автостат", лидером российского автопрома неизменно остается АвтоВАЗ, с конвейера которого в 2012 году сошло более 550 тысяч автомобилей LADA, что составляет четверть от всего объема производства автомобильной техники в РФ. В 2012 году тольяттинский завод сократил выпуск автомобилей примерно на 2%, что связано с модернизацией производственных мощностей и обновлением модельного ряда. Вслед за АвтоВАЗом располагаются автозаводы, выпускающие иномарки: "Автотор", "Хендэ Мотор Мануфактуринг Рус", "Фольксваген Груп РУС" и "Автофрамос". В 2012 году они суммарно произвели чуть более 815 тысяч автомобилей, что составляет свыше 35% от общего объема. При этом калининградский "Автотор" в очередной раз стал российским заводом-лидером по производству иномарок, всего выпустив 250 тысяч машин.

По данным PricewaterhouseCoopers в 2012 году продажи автомобилей отечественных брендов показали снижение на 6,5% - до 580 тысяч единиц, иномарок российского производства - рост на 17% до 1,215 миллиона единиц, импорт новых автомобилей вырос на 15% - до 965 тысяч штук. Иномарки отечественного производства показали лучший рост продаж в 2012 году и увеличили долю на авторынке до 44%.


Категории легковых автомобилей

Продажи, тыс. штук

Янв – Дек 2012

Янв – Дек 2011

Изменение

Отечественные бренды

580

620

-6.5%

Иномарки российского производства

1 215

1 040

+17%

Импорт новых автомобилей

9651

840

+15%

ВСЕГО

2 760

2 500

+10%


1 Без учета коммерческих авто
Наиболее популярной маркой машин в России остается Lada, а самой продаваемой моделью - Lada Priora, чей годовой тираж превысил 125,9 тысячи машин. Второй по популярности маркой стала Chevrolet, а лидером продаж среди иностранных моделей - Hyundai Solaris. На фоне общего роста автомобильного рынка результаты АвтоВАЗа в 2012 году не впечатляют: продажи автогиганта в России упали на 7%, до 537,6 тыс. автомобилей. Всего, включая экспорт, в прошлом году АвтоВАЗ продал 608,2 тыс. машин. Снижение продаж на российском рынке на 7%, до 537,6 тыс. автомобилей, не стало сюрпризом для компании. При этом серьезно изменилась структура продаж: если еще в 2011 году на классику и автомобили семейства Samara пришлось 37% всех продаж, то в 2012 году эта доля снизилась вдвое. Самой популярной моделью АвтоВАЗа в 2012 году оказалась Lada Priora, далее разместились Lada Granta и Lada Kalina соответственно. В 2012 году на долю АвтоВАЗа выпало слишком много перемен: завершилась программа утилизации и субсидирования автокредитов, были сняты с конвейера старые модели, а новые пока не налажены. Однако стоит отметить, несмотря на снижение продаж на российском рынке, финансовые показатели автозавода по итогам 2012 года вырастут за счет увеличения экспорта (+23,5%) и изменения структуры продаж. Несмотря на снижение продаж, “АвтоВАЗ” продал в 2,6 раза больше машин, чем ближайший «иностранец» в лице Chevrolet (205 042 шт.). Третье место досталось Renault, который смог реализовать 189 852 автомобилей (+23%). Также в пятерку лучших входит Kia (187 330 шт., +23%) и Hyundai (174 286 шт., +7%).
Продажи новых легковых и легковых коммерческих автомобилей в России по маркам.

Марки

Январь-Декабрь 2012

Январь-Декабрь 2011

%

Lada

537625

578387

-7%

Chevrolet

205042

173484

18%

Renault

189852

154734

23%

KIA

187330

152873

23%

Hyundai

174286

163447

7%

VW

164702

118003

40%

Nissan

153747

138827

11%

Toyota

153047

119505

28%

Ford

130809

118031

11%

Skoda

99062

74074

34%

(Данные продаж Комитета автопроизводителей АЕБ включают как импортированные, так и локально произведенные автомобили)

Составлено автором по материалам AEB.
Выводы

  • После нескольких лет сильной волатильности продаж на авторынке стали заметны признаки стабилизации. Продажи новых легковых и легких коммерческих автомобилей в России выросли на 11% в 2012 году.

  • Иномарки российского производства показали лучший рост среди остальных категорий легковых автомобилей и увеличили свою долю авторынка до 44%.

  • Несмотря на снижение продаж, АвтоВАЗ все еще опережает ближайшего конкурента более чем в два раза.


Список литературы

1. За рулем. 06.09.2011

2. РБК. 01.03.2010

3. Стратегия развития автомобильной промышленности РФ на период до 2020 года

Похожие:

Автомобильная промышленность России: иностранные компании и структура рынка icon "Легковая автомобильная промышленность России"
Она опирается на прогресс в основных и прикладных науках и, кроме того, сама является движущей силой для развития технологий
Автомобильная промышленность России: иностранные компании и структура рынка icon "Иностранные инвестиции в России: необходимость и сферы применения"
В середине 90-х годов для оживления экономики страны был необходим значительный приток средств частных инвесторов, и прежде всего...
Автомобильная промышленность России: иностранные компании и структура рынка icon Темы курсовых работ для студентов 1го курса магистратуры на 2016/2017...
...
Автомобильная промышленность России: иностранные компании и структура рынка icon «Дядя Саша и Кристина Орбакайте»
В системе свободного предпринимательства, когда компании не могут выжить, они просто гибнут. Конкуренция и есть двигатель свободного...
Автомобильная промышленность России: иностранные компании и структура рынка icon Отчет о результатах самообследования
Негосударственного образовательного учреждения дополнительного образования Ардатовская автомобильная школа досааф россии Республики...
Автомобильная промышленность России: иностранные компании и структура рынка icon Отчет о результатах самообследования (согласно Приказа Минобрнауки...
Профессиональное образовательное учреждение «Кондровская автомобильная школа Общероссийской общественно – государственной организации...
Автомобильная промышленность России: иностранные компании и структура рынка icon Название компании
Совет рынка и кдп-2: почему теперь нормы саморегулирования будут соблюдаться лучше?
Автомобильная промышленность России: иностранные компании и структура рынка icon Шаблон
Европы, Ближнего Востока, Азии, США и России в различных секторах экономики: промышленное и гражданское строительство, горнодобывающая...
Автомобильная промышленность России: иностранные компании и структура рынка icon Шаблон
Европы, Ближнего Востока, Азии, США и России в различных секторах экономики: промышленное и гражданское строительство, горнодобывающая...
Автомобильная промышленность России: иностранные компании и структура рынка icon Шаблон
Европы, Ближнего Востока, Азии, США и России в различных секторах экономики: промышленное и гражданское строительство, горнодобывающая...
Автомобильная промышленность России: иностранные компании и структура рынка icon Руководство пользователя «Оператор данных»
Классификатор адресов России. Структура утверждена Приказом фнс россии от 17. 11. 2005 г. №Саэ-3-13/594@
Автомобильная промышленность России: иностранные компании и структура рынка icon 1. Анализ рынка потребительского кредитования в России и урфо
Кредитование физических лиц является самым быстрорастущим сектором банковского бизнеса в России. Начиная с 1999 года в России наблюдается...
Автомобильная промышленность России: иностранные компании и структура рынка icon Обзор отрасли: алмазогранильная промышленность
Индия (Бомбей), Бельгия (Антверпен), Израиль (Тель-Авив), США (Нью-Йорк), Таиланд (Бангкок), Россия. Ювелирная промышленность наиболее...
Автомобильная промышленность России: иностранные компании и структура рынка icon Программа обучения по курсу: стандарты оказания риэлторской услуги в компании ООО «гравитон»
Введение в профессию: Рынок недвижимости в России. Особенности рынка недвижимости г. Барнаула и Алтайского края. Профессиональные...
Автомобильная промышленность России: иностранные компании и структура рынка icon Акт обследования учебно-материальной базы организации, осуществляющей...
Профессиональное образовательное учреждение «Коркинская автомобильная школа Общероссийской общественно – государственной организации...
Автомобильная промышленность России: иностранные компании и структура рынка icon Инструкция по установке и эксплуатации ►
Терморегуляторы серии uth производства компании «Uriel Electronics Co, ltd» (Южная Корея) спроектированы специально с учетом особенностей...

Руководство, инструкция по применению




При копировании материала укажите ссылку © 2024
контакты
rykovodstvo.ru
Поиск