Тишков Валерий Александрович 14. 01. 2005




Скачать 94.57 Kb.
Название Тишков Валерий Александрович 14. 01. 2005
Тип Документы
rykovodstvo.ru > Руководство ремонт > Документы

СМИ и ксенофобия.


Тишков Валерий Александрович
14.01.2005
http://www.ethnonet.ru



Проблема противодействия ксенофобии в средствах массовой информации, при всей ее очевидности, является одной из наиболее сложных для осмысления и воздействия. Главная трудность – это сам субъект анализа в виде журналистского сообщества, которое далеко не всегда готово признать наличие данной проблемы, а тем более - внести коррективы в свою работу. Журналист, чаще, чем представители других гуманитарных профессий, склонен считать себя правым и почти всегда готов использовать доступное ему печатное слово в собственную защиту. Еще сложнее – анализ устного и печатного слова или видео образов, через которые осуществляется информационная коммуникация и медийное послание. Тем более, что многие журналисты полагают, что никакого послания, кроме как информационного, они не осуществляют и никакого специального воздействия на свою аудиторию не оказывают.

Особую трудность для диагностики представляют печатные издания, в которых злонамеренное и разрушительное содержание заключается автором в скрытые формы или же оно автором вообще не осознается как разрушительное. Разве задумывался российский спортивный комментатор с токийских Олимпийских игр над оскорбительным смыслом своей фразы «Сегодня славяне должны порвать азиатов!» в момент репортажа с хоккейного матча между командами России и Казахстана? Конечно, не задумывался и, более того, этот журналист убежден, что ничего предосудительного он не совершил. Точно также не видели никакой проблемы не только журналисты, но и читатели газеты «Известия», которая еще около десяти лет тому назад в сообщениях о первом постсоветском суде присяжных из города Ростова регулярно сообщала национальность подсудимых (цыгане) и только их, а не других участников процесса, например, судьи или прокурора. Поэтому сложность данной проблемы не только в самих журналистах, но и в воспринимаемой аудитории и в той оценочной планке, которая установлена в том или ином обществе.

За более чем десятилетний период деятельности в области изучения и разрешения конфликтов мы пришли к убеждению, что журналист и медийный деятель являются одним из ключевых факторов в конструировании современных нетерпимости, конфликтов и насилия. В домассмедийном обществе эту роль больше выполняли колдуны-прорицатели, авторы памфлетов и проповедей, уличные агитаторы, творцы пера, кисти и сцены. Отчасти, эти возможности не только позитивного, но и разрушительного воздействия за ними сохранились, но они уже никак не могут сравниться с возможностями воздействия телевидения, газет или Интернета. Но именно этот фактор (действующая сила или конкретное лицо) меньше всего осознает свою причастность к конструированию напряженности, меньше всего страдает в конфликте и меньше всех несет ответственности за жертвы и ущерб. Хотя, конечно, следует признать, что журналистская профессия является далеко не легкой и даже опасной, особенно если речь идет о работе журналистов в зонах насилия и открытых конфликтов.

Несмотря на многочисленные семинары-инструкции, профессиональные этические кодексы, открытые обвинения и даже судебные иски, массовое журналистское сообщество, воспитанное в репортерском (информационно-отражательном) варианте своей профессии, имеющее ограниченное образование и разделяющее бытовые представления о социальной жизни, с большим трудом воспринимает рефлексивный и социально-ответственный подход к журналистике.

Журналистика, будучи профессией сугубо интеллектуальной, в своем повседневном выражении является глубоко материалистичной. Средства массовой информации и их служители почти всегда воспринимают описываемое происходящее как драматическое отражение фундаментально важных проблем реальной жизни. Чтобы придать большую значимость добытой и транслируемой информации, журналист (репортер, колумнист или аналитик) совершают операцию сенсационной нагрузки необычностью, особенно когда речь идет о проблемах человеческих различий, о чем-то, что является «другим» и труднопонимаемым. Именно к этой категории относится информация об этнических различиях, напряженности и насилии, включая интересующие нас ксенофобию и нетерпимость.

Обычно проблемы нетерпимости и ксенофобии рассматриваются в контексте расы, этничности и культуры. Проявления нетерпимости, продиктованные сугубо социальными (профессионально-классовыми), гендерными, возрастными различиями, хотя и представляют собой существенную проблему, в данный анализ не включаются. прежде всего проявление нетерпимости на основе культурных различий, к которым относятся прежде всего этнические, расовые, религиозные, языковые и регионально-местнические (культурно-исторические) различия. Изначально идея толерантности возникла как идея религиозной терпимости, но со временем это стала более широкой установкой и доктриной активного отношения, формируемого на основе признания универсальных прав и основных свобод человека. В России доктрина и политика толерантности обрела особую популярность, особенно начиная с середины 1990-х годов, когда ООН провозгласила 1995 год Годом толерантности и в стране прошла серия конференций и вышли научные труды по этой проблеме. Следуя в какой-то мере западным установкам и глобальным кампаниям, в России так же было много сделано по части пропаганды и реализации программы «Культура мира», которую инициировал Генеральный секретарь ЮНЕСКО Федерико Майор и которую, к сожалению, новое руководство ЮНЕСКО отодвинуло на задние приоритеты.

В последние годы в мире, включая и Россию, действительно возникли противоречивые ощущения и острые дебаты по поводу толерантности, многокультурности и их производных. Распространившиеся во многих регионах мира насилие, терроризм и ксенофобия казалось бы поставили под сомнение порожденные западно-либеральными установками доктрины и политические практики. В частности, в России, угроза терроризма и озабоченность безопасностью граждан и государства выдвинули на передний план именно эти жесткие вопросы, а не общегуманитарные озабоченности. Однако все эти новые факторы не отменяют фундаментальной потребности утверждения согласия и терпимости как главной стратегии противодействия экстремизму и терроризму.

Современные массовые коммуникации (сюда мы включаем прежде всего СМИ – теле- и радиоэфир, периодические печатные издания и электронную связь через Интернет и почту) обладают огромной силой воздействия. Они не только отражают, но и определяют общественный климат и политические действия. СМИ через прямой контакт с потребителем (читателем, слушателем, зрителем) или через общественную среду воздействуют также на бытовое сознание. В данном случае приватная сторона, когда в душе человека может царить всеобщая терпимость или, наоборот, гореть ненависть, но все это выражается не далее как в его частной жизни, представляет собой предмет для анализа социальных психологов и антропологов. Но вот сфера общественного воздействия и проблема внедрения толерантности и противодействия ксенофобии – это предмет нашего анализа и, собственно говоря, само содержание проекта ТАСИС.

Строго говоря, сами по себе СМИ имеют свое основное предназначение – это информирование граждан о происходящем и не более. Но реальность такова, что изначально любая система коммуникаций не может быть вне властного контроля, будь это деньги или бюрократия), и не может быть вне идеологии, будь это политическая программа или установки журналиста, редактора или издателя. СМИ таким образом есть часть общества и своего рода хребет и кровеносная система общественно-политического дискурса. Как люди воспринимают этнокультурные, религиозные и расовые аспекты человеческих взаимоотношений, какую политику проводит государство и как человек, общество и государство взаимодействуют по поводу этих восприятий, - все это проходит через средства массовой информации, хотя имеются и другие каналы коммуникации (бюрократические тексты и инструкции, устная информация, прямая агитация, и т.п.)

И здесь мы имеем две сферы отражения-воздействия: одна – это то, как СМИ выполняют роль транслятора и, пользуясь словами В.И. Ленина, «коллективного пропагандиста и агитатора» представлений и установок властвующего субъекта (государства, собственника, рекламодателя); вторая – это то, как внутренние представления, конкретная ситуация и установки производителя информации отражаются в словах и образах, которые могут нести мир, но могут и убивать больше, чем пули.

С целью привнесения позитивного мирового опыта в российскую действительность, полезно напомнить о рекомендациях, которые Ассамблея Совета Европы в 1995 году специально разработала для СМИ европейских стран при освещении проблем этнических меньшинств и мигрантов. Вот некоторые из наиболее важных положений и некоторые необходимые комментарии или вопросы к российским журналистам.

  1. Иммиграция и наличие этнических меньшинств являются неотъемлемой частью современной Европы. Крупные общины иммигрантов постоянно проживают в наших обществах и вносят вклад в его благосостояние и определяют его неоднородный состав.
    Достаточно ли мы обращаем внимание на тот действительно огромный вклад, который вносят в российскую экономику и культуру представители разных национальностей, а также те уже постоянные российские новожители, прибывшие в страну из разных регионов бывшего СССР, а также временные мигранты? Безусловно, недостаточно, ибо в СМИ преобладают сведения (чаще всего неточные или ложные) о вреде и угрозах, которые несут с собой мигранты, и почти ничего о тех полезных делах в строительстве, образовании, торговле и услугах, которыми повседневно уже в течение многих лет пользуются миллионы россиян.

  2. Освещение в СМИ вопросов, имеющих отношение к проблемам иммигрантов и этнических меньшинств, оказывает большое влияние на общественное мнение. Хотя СМИ являются важным средством борьбы с расизмом и ксенофобией, предрассудками и предвзятыми идеями, они в то же время могут способствовать возникновению и усилению подобных взглядов.
    В России рождение новой открытой журналистики и всеобщая смена корпуса старых советских профессионалов молодыми и амбициозными людьми, к сожалению, пока не привела к утверждению принципов компетенции, сдержанности и ответственности в освещении этнической тематики. Родилась целая индустрия низкопробной прессы и сформировалась тематическая ниша, которые осознанно или неосознанно занимаются пропагандой и утверждением антинаучных расистских и националистических идей и распространением негативных этнических стереотипов.

  3. Мигранты и этнические меньшинства должны освещаться в СМИ всесторонне и беспристрастно. Это один из первых шагов к тому, чтобы все граждане восприняли более умеренный подход к иммиграции и культурному многообразию в обществе, стали рассматривать иммигрантов и членов этнических меньшинств как равных себе. Объективный образ может быть создан на основе ответственного подхода со стороны журналистов при освещении указанных проблем, а также при условии, что представители этнических меньшинств и мигранты получат более широкий доступ к СМИ на всех уровнях.
    Отечественные СМИ достаточно много пишут и показывают по теме «народы России» главным образом в аспекте этнографической экзотики и различий, но совсем недостаточно говорится о единстве российского культурного многообразия, о том, что называется «российский народ». Большинство общероссийских и региональных СМИ занимают антимиграционистские позиции и изображают мигрантов как людей второго сорта или как враждебную силу. В последние годы появилось больше представителей этнических меньшинств в массмедийном производстве и много периодических изданий этнокультурного содержания. Но и эти издания сосредоточены или на некритическом восхвалении собственных культур, или на пестовании прошлых травм и несправедливостей, что вызывает негативные комплексы, враждебные чувства и отторжение общих ценностей.

  4. СМИ являются важным средством для информирования мигрантов об их родной стране, культуре, языке. Они призваны внести свой вклад в налаживание связи между мигрантами и их новой страной проживания. Они также позволяют мигрантам не терять связь со своей родной страной, предоставляют им возможности для выражения своих мыслей и поддержания контактов с членами их общины.
    В этом отношении ситуация в России, на наш взгляд, является более или мене благополучной, ибо подавляющее большинство мигрантов – это выходцы из регионов бывшего СССР и многие информационные, культурные и другие гуманитарные связи сохраняются в этом пространстве. Однако культурные дистанции со временем увеличиваются, а контакты становятся все более ограниченными. Поэтому на данную рекомендацию следует также обратить внимание особенно при разработке информационной политики и при решении вопросов поддержки изданий, осуществляемых от имени малых этнических групп и мигрантских сообществ.


Ассамблея сформулировала и некоторые конкретные рекомендации в адрес Комитета министров Совета Европы, которые имеют прямое отношение к России. Среди этих рекомендаций:

  • подготовка профессиональными журналистскими ассоциациями кодексов поведения, включающая этические принципы для журналистов;

  • учреждение наград журналистам или изданиям, которые вносят заметный вклад в борьбу против нетерпимости и расизма, за создание объективных и сбалансированных материалов о мигрантах и этнических меньшинствах;

  • решительное проведение в жизнь законов, запрещающих любое подстрекательство к расизму и фашизму в СМИ, и, где необходимо, принятие или усиление указанных законов;

  • совместно с СМИ осуществление образовательных и профессиональных подготовительных программ для иммигрантов и представителей этнических групп для того, чтобы обеспечить им более широкие возможности работы в СМИ;

  • организация семинаров и обучающих курсов для журналистов по вопросам взаимодействия различных культур, преподавание в школах журналистики курсов этики, уделяя особое внимание проблеме нетерпимости;

  • регулярный мониторинг журналистских работ с целью оценки качества освещения проблем мигрантов и этнических групп;

  • поощрение деятельности общественных и частных СМИ по борьбе с расизмом и ксенофобией, предоставление возможностей для привлечение представителей мигрантов и этнических меньшинств на работу на радио и телевидение;

  • оказание поддержки в подготовке программ по вопросам взаимодействия культур и иммиграции, включая программы на языке этнических меньшинств и мигрантов;

  • совместно с Фондом Еврообразов и Европейской конвенцией по кинематографическому совместному производству содействовать сотрудничеству в создании совместных фильмов, привлекая продюсеров из стран прежнего проживания мигрантов, создавая фильмы о мигрантах и этнических меньшинствах.

Похожие:

Тишков Валерий Александрович 14. 01. 2005 icon Оао «кск» г. Москва 13 августа 2015 г
Исаев Сергей Петрович, Синицина Ольга Алексеевна, Артамонов Юрий Александрович, Иванов Николай Васильевич, Плешаков Александр Григорьевич,...
Тишков Валерий Александрович 14. 01. 2005 icon Закупочная документация по запросу предложений Открытый запрос предложений...
Для справок по техническим вопросам обращаться: Першин Валерий Александрович, тел: 8-(3462)65-23-40. 6
Тишков Валерий Александрович 14. 01. 2005 icon Оао «кск» г. Москва 24 февраля 2015 г
Исаев Сергей Петрович, Ветчинников Владимир Николаевич, Артамонов Юрий Александрович, Воронов Михаил Владимирович, Иванов Николай...
Тишков Валерий Александрович 14. 01. 2005 icon Оао «кск» г. Москва 26 февраля 2015 г
Исаев Сергей Петрович, Артамонов Юрий Александрович, Ветчинников Владимир Николаевич, Воронов Михаил Владимирович, Иванов Николай...
Тишков Валерий Александрович 14. 01. 2005 icon Оао «кск» г. Москва 28 ноября 2014 г
Шашкин Никита Артемович, Гарага Дмитрий Сергеевич, Дубенко Павел Николаевич, Иванов Николай Васильевич, Елин Алексей Анатольевич,...
Тишков Валерий Александрович 14. 01. 2005 icon Оао «кск» г. Москва 20 августа 2015 г
Исаев Сергей Петрович, Вильк Святослав Михайлович, Синицина Ольга Алексеевна, Иванов Николай Васильевич, Канукоев Аслан Султанович,...
Тишков Валерий Александрович 14. 01. 2005 icon Захаров Валерий Михайлович
Почтовый адрес: 662200, Красноярский край, г. Назарово, Микрорайон Березовая роща, д. 31
Тишков Валерий Александрович 14. 01. 2005 icon Закон калининградской области от 02. 03. 2005 n 507 (ред от 21. 12....
Закон калининградской области от 02. 03. 2005 n 507 (ред от 21. 12. 2005) "Об утверждении областной целевой Программы "Льготные лекарства...
Тишков Валерий Александрович 14. 01. 2005 icon Первый канал, Новости, 09. 06. 2005, 15: 00: 00 14
Ведомости, Панов Андрей, Петрачкова Александра, Гончарова Оксана, 10. 06. 2005, №105, Стр. А3 20
Тишков Валерий Александрович 14. 01. 2005 icon Радио 6 маяк, Новости, 26. 07. 2005, 20: 00: 00 6
Ведомости, Руднева Елена, Никольский Алексей, Николаева Анна, 27. 07. 2005, №136, Стр. А2 9
Тишков Валерий Александрович 14. 01. 2005 icon Первый канал, новости, 14. 10. 2005, Кокорекина Ольга, 12: 00 8
Нтв, воскресный вечер с владимиром соловьевым, 16. 10. 2005, Соловьев Владимир, 22: 00 24
Тишков Валерий Александрович 14. 01. 2005 icon Первый канал, новости, 05. 12. 2005, Кокорекина Ольга, 12: 00 12
Ведомости, Использованы материалы "Интерфакса" и "Прайм-тасс, 06. 12. 2005, №229, Стр. А3 27
Тишков Валерий Александрович 14. 01. 2005 icon Первый канал, Новости, 17. 03. 2005, 12: 00: 00 14
Ведомости, Николаева Анна, Никольский Алексей, Воронина Анфиса, Егорова Татьяна, 18. 03. 2005, №47, Стр. А1 38
Тишков Валерий Александрович 14. 01. 2005 icon Руководство для пользователей по работе с web-интерфейсом
Государственный контракт №12/2005 от 11. 05. 2005, заключенный между фк и ООО «отр 2000»
Тишков Валерий Александрович 14. 01. 2005 icon Радио 8 маяк, новости, 12. 05. 2005, Максимова, 13: 00 8
Ведомости, Никольский Алексей, Кашин Василий, 13. 05. 2005, №84, Стр. А2 13 базы строгого режима. 15
Тишков Валерий Александрович 14. 01. 2005 icon Радио 19 маяк, новости, 13. 10. 2005, Максимова, 14: 00 19
Ведомости, Никольский Алексей, Николаева Анна, Гончарова Оксана, Кудашкина Екатерина, 14. 10. 2005, №193, Стр. А1 23

Руководство, инструкция по применению






При копировании материала укажите ссылку © 2017
контакты
rykovodstvo.ru
Поиск