УТВЕРЖДЕНО
13356537.42 5520 9.357.ТП-ЛУ
РЕГИОНАЛЬНЫЙ ФРАГМЕНТ ЕДИНОЙ
ГОСУДАРСТВЕННОЙ ИНФОРМАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ В
СФЕРЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ
Модуль «OLAP Кубы»
13356537.42 5520 9.357.И3.54
Руководство пользователя
Листов
2016
Аннотация
Настоящий документ представляет собой руководство пользователя модуля «OLAP Кубы».
Модуль автоматизирует процедуру проведения аналитических запросов, обработки и сбора данных по деятельности медицинских организаций.
СОДЕРЖАНИЕ
1.Введение 5
1.1. Область применения 5
1.2. Краткое описание возможностей 5
1.3. Уровень подготовки пользователя 6
1.4. Определения, обозначения и сокращения 6
2. Назначение и условия применения 9
2.1 Автоматизируемые функции 9
2.2. Программные и аппаратные требования к системе 10
3. Подготовка к работе 11
3.1. Запуск системы 11
3.2. Проверка работоспособности системы 12
4. Описание операций 12
4.1. Наименование операций 12
4.3. Основные действия 13
АВАРИЙНЫЕ СИТУАЦИИ 41
1.Введение
Настоящий документ представляет собой руководство пользователя программного обеспечения регионального сегмента единой государственной информационной системы в сфере здравоохранения (далее РМИС), предназначенного для автоматизации работы персонала ЛПУ. Руководство включает в себя описание методики работы с модулем «OLAP кубы», которое автоматизирует генерацию различных отчетов по медицинской организации.
1.1. Область применения
Модуль используется для создания отчетов административного и управляющего персонала по различным параметрам деятельности медицинских организаций.
1.2. Краткое описание возможностей
Модуль позволяет специалисту осуществлять функции создания запросов по деятельности медицинской организации, а также вывод результатов запросов в виде табличном или графическом режиме.
1.3. Уровень подготовки пользователя
Данное руководство предполагает уверенное умение пользователя работать с персональным компьютером и использования обозревателя Интернета (Интернет-браузера).
1.4. Определения, обозначения и сокращения
-
Обозначения, используемые в документе
Обозначение
|
Определение
|
|
Новый запрос
|
|
Открыть запрос
|
|
Выйти
|
|
О программе
|
|
Сообщить об ошибке
|
|
Улучшить перевод
|
|
Перезагрузить кубы (очистить кэш)
|
-
Сокращения, используемые в документе
Сокращение
|
Определение
|
ПК
|
Персональный компьютер
|
Система
|
Региональная медицинская информационная система
|
МО
|
Медицинская организация
|
РМИС
|
Региональная медицинская информационная система
|
ПГГ
|
Программа Государственных гарантий
|
-
Термины, используемые в документе
Термины
|
Определение
|
URL
(Universal Resource Locator)
|
Стандартизированный способ записи адреса ресурса в сети Интернет
|
Вкладка
|
Элемент графического интерфейса пользователя, который позволяет в одном окне приложения переключение между несколькими предопределёнными наборами элементов интерфейса, когда их доступно несколько, а на выделенном для них пространстве окна можно показывать только один из них
|
Интернет-обозреватель, интеренет-браузер
|
Программное обеспечение для запроса веб-страниц, их обозреватель обработки, вывода и перехода от одной страницы к другой
|
Логин
|
Имя (идентификатор) учетной записи пользователя в компьютерной системе
|
Модуль
|
Функционально завершенный фрагмент программы (системы)
|
Поле
|
Элемент графического интефейса, в который можно ввести текст. Поле может быть активно (функция ввода текста доступна) и неактивно (функция ввода текста недоступна)
|
Программное обеспечение
|
Компьютерные программы, процедуры и, возможно, соответствующая документация и данные, относящиеся к функционированию компьютерной системы
|
Авторизация
|
Предоставление определённому лицу или группе лиц прав на выполнение определённых действий, а также процесс проверки (подтверждения) данных прав при попытке выполнения этих действий
|
Электронная почта
|
Технология и предоставляемые ею услуги по пересылке и получению электронных почтовых сообщений по компьютерной сети
|
Администратор
|
Специалист по обслуживанию программного и аппаратного обеспечения
|
2. Назначение и условия применения
2.1 Автоматизируемые функции
Модуль автоматизирует процесс следующие процессы:
Создание запросов по деятельности медицинской организации;
Формирование гибкой отчетности для выбранных запросов;
Вывод отчетности в виде табличном или графическом режиме, в виде гистограммы или графика;
Сохранение параметров запроса;
Открытие сохраненных запросов;
Автоматическое выполнение запросов.
В модуле доступны следующие кубы:
Деятельность МО;
Диспансерный учет;
Прикрепления пациентов;
Пролеченные пациенты;
Группы пациентов по категориям;
Исходы лечения закрытых случаев;
Оказанные услуги закрытых случаев;
Предварительная запись;
Исполнение ПГГ;
Анализ использования системы.
2.2. Программные и аппаратные требования к системе
Рабочее место должно удовлетворять требованиям, представленным в таблице (см. Таблица ).
Таблица . Программные и аппаратные требования к системе
Наименование оборудования
|
Характеристики
|
Процессор
|
От 1.5 ГГц, 2х-ядерный
|
Оперативная память
|
От 1 Гб
|
Дисковое пространство
|
От 2 Гб
|
Монитор
|
Диагональ не менее 17”, разрешение не менее 1280х1024 (4:3) или 1440х900 (16:10).
|
Пропускная способность канала связи до ЦОД
|
Не менее 256 Кбит/с (Download).
|
Программные средства
|
Интернет-браузер, поддерживающий язык HTML 5 (предпочтительно Google Chrome версии не ниже 35)
|
3. Подготовка к работе
3.1. Запуск системы
1. Запустите Интернет-обозреватель;
2. В адресную строку обозревателя введите URL приложения. Дождитесь загрузки страницы авторизации.
После установки соединения с системой открывается страница авторизации пользователя (см. Рисунок ).
Рисунок . Страница авторизации пользователя
Для входа в систему выполните следующие действия:
1. в поле «Имя пользователя» введите имя пользователя (логин);
2. в поле «Пароль» введите пароль;
3. нажмите кнопку «Войти».
В том случае, если вы не зарегистрированы в системе, обратитесь к администратору. После регистрации логин и пароль будут высланы на ваш адрес электронной почты.
В случае ошибки авторизации следует повторить ввод данных авторизации, учитывая регистр и раскладку клавиатуры.
Рисунок . Главное окно системы
3.2. Проверка работоспособности системы
Программное обеспечение работоспособно, если в результате действий пользователя, изложенных в разделе 2. Назначение и условия применения, загрузилась страница главного окна системы (см. Рисунок ).
4. Описание операций
4.1. Наименование операций
В настоящем разделе пошагово описаны следующие операции:
Формирование запросов;
Отображение результата запроса в виде таблицы или графика;
Фильтрация, сортировка, лимитирование при отображении аналитических запросов;
Выгрузка запросов в файл;
Сохранение запросов и загрузка сохраненных запросов.
4.2. Условия выполнения операций
Для успешного выполнения операций необходимо запустить приложение и авторизоваться (подробнее см. раздел 2).
4.3. Основные действия
4.3.1. Начало работы с модулем «OLAP кубы»
Для начала работы необходимо осуществить вход в Региональную медицинскую информационную систему (РМИС).
4.3.2. Описание основного функционала модуля «OLAP кубы»
4.3.2.1. Общее описание формы
На вкладке «Врачебная комиссия» отображаются список записей созданных врачебных комиссий, вид формы показан на рисунке (см. Рисунок 5).
Рисунок . Главная форма модуля «OLAP кубы»
Главное окно модуля «OLAP кубы» делится на две условных части:
1) Список доступных кубов с блоками «Измерения» и «Меры»;
2) Поля «Колонки», «Строки», «Фильтр» для инициализации анализа и поле для отображения результатов анализа в виде таблицы или графика.
Кроме указанных элементов форма содержит две панели кнопками инструментов.
Рисунок . Панель инструментов
На панели инструментов (см. Рисунок . Панель инструментов) расположены следующие кнопки (слева направо по порядку):
Открыть запрос – Функция открытия ранее сохраненных параметров запроса;
Сохранить запрос – Функция сохранения параметров запроса;
Сброс запроса – Функция очистки параметров запроса;
Редактировать запрос – Функция включения режима редактирования запросов. По умолчанию включена – отображается левая часть окна с блоками «Измерения» и «Меры»;
Выполнить запрос – Функция выполнения запроса по выбранным параметрам;
Автоматическое выполнение – Автоматическое выполнение запроса после выбора параметров, по умолчанию функция включена;
Скрыть предков – Функция позволяет скрыть значения обобщающих или суммарных значений в результатах запросов, представленных в виде таблиц или графиков;
Скрыть пустые измерения – Функция позволяет скрыть пустые значения в результатах запросов;
Поменять местами оси – Функция меняет представление данных на экране, если представление в виде графика – меняются данные расположения на координатах графика местами, если таблица меняются данные представления из строк в столбцы и наоборот;
Показать MDX – Функция отображает на форме язык запросов;
Масштаб – Функция масштабирования, позволяет показать в таблице или графике, показать на экране только ту часть элементов, которые были ограничены прямоугольным выделением мышью значений в таблице;
Сценарий запроса – Отображает сценарий запроса;
Детализация по ячейке – Позволяет детализировать данные по выделенной ячейке, элементу, для детализации требуется установить необходимые флаги на признаках «Меры» и «Измерения»; Функция выводит таблицу детализации по указанной ячейке, в которой в свою очередь каждую из ячеек со значениями можно также детализировать;
Детализация по ячейке - Позволяет детализировать данные по выделенной ячейке, элементу, для детализации требуется установить необходимые флаги на признаках «Меры» и «Измерения», а также задать лимит количества строк в генерируемой таблице; Функция выводит таблицу детализации в нередактируемой форме, дальнейшие действия, связанные с аналитикой данных представленных в таблице невозможны;
Сохранить детализацию по ячейке в CSV – Функция сохранения детализации данных по ячейке в CSV формате файла. Для детализации требуется установить необходимые флаги на признаках «Меры» и «Измерения», а также задать лимит количества строк в генерируемой и экспортируемой в файл CSV таблице. Выгруженный файл сохраняется на компьютере и может быть открыт специализированными или офисными программами для просмотра (например MS Excel);
Выгрузить в XLS – Функция позволяет выгрузить сгенерированную таблицу в файл XLS;
Выгрузить в CSV - Функция позволяет выгрузить сгенерированную таблицу в файл CSV;
Выгрузить в PDF - Функция позволяет выгрузить сгенерированную таблицу в файл PDF;
Перейти в режим MDX - Функция перехода отображения представления запросов на форме в виде язык запросов;
Заметки – Функция добавления заметок к сгенерированным таблицам;
FullScreen – Функция отображения сформированного графика или таблицы на весь экран.
4.3.2.2. Выбор куба для проведения аналитики
Для проведения аналитики, необходимо в верхней части формы выбрать необходимый куб в выпадающем списке, вид формы показан на рисунке (см. Рисунок ).
Рисунок . Выбор куба
После выбора куба, на форме заполняются блоки «Измерения» и «Меры» признаками по соответствующему кубу, вид блоков показан на рисунке (см. Рисунок )
Рисунок . Блоки "Измерения" и "Меры" для куба
Блок «Измерения» содержит список раскрывающихся признаков, для выбора аналитики, вид показан на рисунке (см. Рисунок ).
Рисунок . Блок "Измерения"
4.3.2.3. Формирование аналитического запроса
После выбора куба, для проведения запроса, в признаках «Измерения» и «Меры» необходимо определить признаки которые будут располагаться в строках и колонках.
Поля для определения расположения запросов показаны на рисунке (см. Рисунок ).
Рисунок . Поля для определения расположения запросов
Для определения расположение признаков выделенный элемент/элементы поочередно перетянуть мышью в необходимое поле. Поля «Колонки» и «Строки» позволяют установить одновременно несколько значений. Аналогичным образом любой из установленных в поле признаков может быть удален перетягиванием мыши элемента из строки на остальную часть формы.
После определения признаков формирования запросов в полях «Колонки» и «Столбцы» формируется таблица или график с результатами или таблица, вид показан на рисунке (см. Рисунок ).
Рисунок . Таблица по сформированному запросу
Рисунок . Пример построения графика
Для оптимального расположения в строках и колонках данных, можно воспользоваться кнопкой на панели задач, пример изменения вида таблицы (Рисунок ) на рисунке (см. Рисунок ).
Рисунок . Пример перестроения таблицы
4.3.2.4. Детализация аналитического запроса
При формировании запроса предусмотрены инструменты уточняющие или детализирующие запрос.
Фильтрация, лимитирование
Формирование таблицы с использованием поля фильтр, могут быть использованы при необходимости детализации запроса, пример показан на рисунке (см. Рисунок ).
Рисунок . Пример использование поля "Фильтр"
Первичная детализация или признаки формирования таблицы графика могут быть установлена с помощью всплывающего меню по элементу на поле запроса, вид меню показан на рисунке (см. Рисунок ).
Рисунок . Меню. Подпункт «Limit»
Пункты меню «Limit», устанавливающего условие количества используемых элементов:
Top 10 – Используются первые 10 элементов;
Bottom 10 – Используются последние 10 элементов;
Top by… - Используются первые 10 элементов от указанного (пример см. Рисунок );
Рисунок . Подпункт меню «Limit». Подпункт "Top by..."
Bottom by… - Используются последние 10 элементов от указанного;
Castom Limit… - Настраиваемые условия фильтра;
Clear Limit – Очистить условия фильтрации.
Пункты меню «Sort», устанавливающего условие сортировки элементов (см. Рисунок ):
Ascending – Сортировка данных от минимального до максимального значения выбранной меры ;
Descending – Сортировка данных от максимального до минимального значения выбранной меры;
Ascending (Breaking Hierarchy) - Сортировка данных от минимального до максимального значения выбранной меры с изменением/разрушением иерархии по выбранной мере;
Descending (Breaking Hierarchy) - Сортировка данных от максимального до минимального значения выбранной меры с изменением/разрушением иерархии по выбранной мере;
Custom… - Настраиваемые условия сортировки данных;
Clear Sort – Очистить условия сортировки.
Рисунок . Подпункт меню "Sort"
Пункты меню «Grand totals», устанавливающего итоговое значение по мерам (см. Рисунок ):
None – Отсутствие суммирующей строки ;
Сумма – Суммация значений в таблице дополнительной строкой «Grand Total», пример показан на рисунке (см. Рисунок );
Минимум – Минимальное значение в дополнительной строке «Grand Total»;
Максимум – Максимальное значение в дополнительной строке «Grand Total»;
AVG – Среднее арифметическое значение по колонкам или строкам данных в таблице.
Рисунок . Подпункт меню "Grand totals"
Рисунок . Таблица запросов со строкой суммации
Детализация по ячейке
Сформированная таблица с помощью кнопки на панели инструментов позволяет детализировать любое из значений в предоставленных данных.
Рисунок . Детализация ячейки таблицы
После инициализации указанной функции, в таблице мышью указывается ячейка, для которой нужна детализация, далее возникает окно запроса (см. Рисунок ) , в котором нужно выделить необходимые поля с признаками детализации.
Пример результата детализации показан на рисунке (см. Рисунок ).
Рисунок . Пример проведения детализации
Таким образом с помощью кнопки на панели инструментов можно детализировать любую ячейку с данными, полученные данные также дальше можно детализировать, и так далее «проваливаясь» в составляющие значения, - получая таким образом исходные или составляющие цифры для параметров в первоначальном запросе.
*Особенность данной функции в том что каждый раз при проведении детелизации исходная таблица перезаписывается, данный подход может быть полезен например, при запросах обобщающей статистики и выявлении составляющих причин, факторов по данным.
С помощью кнопки на панели также можно производить детализацию, детализируя только один раз выбранную ячейку, результат выводится во всплывающую на экране поверх основной таблицы, таблицу для просмотра результатов детализации.
Разница в проведении детализации по кнопке в отличие от детализации по кнопке заключается в том, что последняя не закрывает и не перезаписывает основную таблицу запроса. Таким образом имея перед глазами основную таблицу запроса, можно по очереди просматривать составляющие данных в таблице, без возможности дельнейшей детализации показанных составляющих уже детализированных данных.
4.3.2.5. Графический режим, дополнительные инструменты
При формировании запроса предусмотрены инструменты позволяющие отобразить запрос в виде таблице или графика.
Представление в виде таблицы производится при активизированном на панели инструментов значке . Общий пример представления запроса в виде таблицы показан на рисунке (см. Рисунок ).
Рисунок . Представление данных в виде таблицы
Значки на дополнительной панели инструментов обладают следующим функционалом:
- При активизации добавляет спарк график по табличным данным;
- При активизации добавляет спарк гистограмму по табличным данным;
- Основная статистика -собирает основную статистику по данным в таблице, пример работы функции на основе предыдущего запроса (см. Рисунок ) показан на рисунке (см. )
Рисунок . Пример работы функции "Основная статистика"
Пример представления данных (см. Рисунок ) в виде графика представлен на рисунке (см. Рисунок ). Отображение результата запроса в виде графика производится при активизированном на панели инструментов значке .
Рисунок . Представление данных в виде графика
Отображения графика, виды графиков меняются на панели инструментов, вид панели показан на рисунке (см. Рисунок ).
Рисунок . Панель инструментов видов графика.
* Пункт «Выгрузить» - позволяет выгрузить полученные данные в файл png, jpeg, pdf, svg по выбору пользователя.
4.4. Заключительные действия
После завершения работы в системе нажмите кнопку «Выход» на панели инструментов в верхней части экрана (см. Рисунок ). Закройте окно интернет-браузера и выключите компьютер.
Рисунок . Кнопка выхода из системы
АВАРИЙНЫЕ СИТУАЦИИ
При сбое в работе аппаратуры восстановление нормальной работы системы должно производиться после перезагрузки операционной системы.
При неверных действиях пользователей, неверных форматах или недопустимых значениях входных данных, система выдает пользователю соответствующие сообщения, после чего возвращается в рабочее состояние, предшествовавшее неверной (недопустимой) команде или некорректному вводу данных.
РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОСВОЕНИЮ
Для успешного освоения необходимо иметь навыки работы с ПК, а также изучить настоящее руководство пользователя.
Перед началом работы необходимо запустить приложение и пройти авторизацию.
|