Анализ итогов проведения областного практикума
«Методика организации полевых исследований обучающихся в эколого-биологическом образовании и природоохранном движении»
(г. Губкин, 24-26 сентября 2013 г.)
Областной практикум «Методика организации полевых исследований обучающихся в эколого-биологическом образовании и природоохранном движении» (далее – Практикум) проводился в г. Губкин 24-26 сентября 2013 г. на базе МБОУ СОК «Орлёнок»). Программа Практикума включала проверку уровня владения участниками методиками полевых экологических исследований, камеральной обработки материалов, а так же обучение этим методикам по направлениям «Ботаника», «Зоология», «Гидробиология», «Почвоведение». Полевой практикум проводился на участке поймы р. Осколец («Гидробиология»), а также на опушке дубравы близ с. Аверино Губкинского р-на («Ботаника», «Зоология», «Почвоведение»). Практические задания были сгруппированы по четырем направлениям для индивидуального выполнения с последующей камеральной обработкой собранного материала и оформлением отчета.
Руководителями Практикума подготовлены анализы его итогов по направлениям. В целом в анализах отмечены невысокие уровни методической подготовки школьников, не соответствующие уровням школьной программы по биологии и программ дополнительного экологического образования.
Так, в номинации «Ботаника» руководителем лаборатории отмечено, что не все школьники в равной степени были подготовлены к практикуму, что связано с низкой информационной обеспеченностью, отсутствием оборудования для работы, а также с недостаточной подготовкой учащихся в школах. Отсутствие даже простейшего ботанического оборудования (гербарных сеток, газет, колышков, верёвок) не позволило многим участникам провести самостоятельные ботанические исследования на предложенном участке. У многих отсутствовали определители, что затруднило составление списков названий растений и грибов на анализируемой территории с указанием класса, семейства и рода. Как существенная проблема отмечено неполное знание экологических/ботанических терминов и методик сбора/определения.
По направлению «Зоология» было также выявлено отсутствие необходимого оборудования (у детей из г. Белгорода, Белгородского, Красненского, Ракитянского и Яковлевского райнов). Лучше всего были экипированы школьники из Волоконовского, Красногвардейского и Чернянского районов, а также городов Губкин и Шебекино (имели при себе энтомологические сачки и сосуды для сбора материала). По направлению зоологии позвоночных лишь один человек был готов к проведению практикума. Было отмечено, что дети испытывали затруднения в работе с определителем и прибегали чаще к определению «по картинке». Все школьники путаются в таксономических рангах. В целом, сказывается отсутствие знаний о том, что должно входить в список необходимого оборудования и оснащения для освоения зоологических методик. Учитывая, что отдельные команды (из города Губкин и Красногвардейского района, г. Шебекино) лучше других продемонстрировали владение методиками полевого исследования, эти недочёты связаны с низкой эффективность подготовки школьников в районных центрах экологического образования. В связи с этим руководители лаборатории «Зоология» считают актуальным проведение дополнительной подготовки не только школьников, но и их руководителей.
По направлению «Гидробиология» также отмечена низкая обеспеченность полевым оборудованием. Примерно половина участников не имели практически никаких знаний по методикам полевых исследований и камеральной обработки, остальные продемонстрировали очень поверхностное знакомство с ними. Экологическую оценку водоёма участники проводили по косвенным признакам, что было связано с отсутствием собранного биологического материала.
Отчеты руководителей лабораторий «Ботаника», «Зоология», «Гидробиология» прилагаются.
В ходе практикума по «Почвоведению» школьники должны были самостоятельно сделать прикопки на глубину гумусово-аккумулятивного горизонта серой лесной почвы, определить морфологические признаки, отобрать образцы для камеральной обработки. Более половины участников не имели лопат, поэтому пользовались прикопками и базовым разрезом руководителя лаборатории. Не имели участники и почвенных ножей, мерных лент (у отдельных участников были линейки), емкостей с соляной кислотой. Лишь один участник (Вейделевский р-н) имел полевую почвенную лабораторию. Но, как оказалось, не очень знал её содержимое и не использовал в практикуме. При закладке прикопок большинство участников неправильно ориентировали переднюю стенку, делали ее непригодной для описания. При описании почвенного разреза участники испытывали затруднения при определении структуры почвы, механического состава, плохо идентифицировали новообразования и включения. Вместе с тем, большинство участников безошибочно определили тип почвы. В ходе полевого практикума многие школьники проявили интерес к описанию почвенного профиля в базовом разрезе, выполненном руководителем лаборатории. Это свидетельствует о том, что для них классическая схема полевого почвенного описания ранее была неизвестна. В ходе камеральной обработки результатов школьники были ознакомлены с планом почвенного описания, получили простейшие навыки пробоподготовки почв, определения некоторых морфологических почвенных свойств, приготовления почвенной вытяжки для химического анализа. В результате освоения методики почвенно-экологического исследования многие участники повысили свой рейтинг, изначально низкий из-за плохой подготовки к полевым работам. Наиболее высокий уровень выполнения заданий практикума показали участники из г. Старый Оскол, г. Алексеевка, Яковлевского и Ровеньского р-нов. В их отчетах, помимо почвенных описаний, содержались комплексные оценки состояния почвы на участке исследования, рекомендации по охране и использованию. Наименее успешно справились с заданиями практикума по почвоведению участники из г.г. Белгород, Губкин, Борисовского р-на.
Анализируя итоги Практикума руководители лабораторий рекомендуют повысить ответственность педагогов дополнительного экологического образования за подготовку участников к практическим занятиям. Особое внимание следует уделить полному оснащению школьников простейшим полевым оборудованием и снаряжением, которые в большинстве случаев могут быть изготовлены самостоятельно. Кроме того, необходимо повысить обеспеченность практическими руководствами (желательно – уровня, адаптированного к школьному).
Перечень, рекомендуемых руководителями лабораторий Практикума, практических руководств приведён в приложении настоящего отчета. Следует подчеркнуть, что навыками простейших полевых экологических исследований должны владеть все школьники, независимо от их специализации.
Приложение
Перечень практических руководств,
рекомендуемых для подготовки школьников
Направление «Ботаника»
Алексеев Ю.Е., Жмылев П.Ю., Карпухина Е.А. Деревья и кустарники. Энциклопедия природы России. Справочное издание. — Москва: ABF, 1997. — 592 с.
-
Гарибова Л.B, Сидорова И.И. Грибы. Энциклопедия природы России. – М. : 1997. — 352 с.: 72 с.
Зерщикова А.Т., Рыжкова Ю.П. Учебная практика по естествознанию (землеведение, ботаника, зоология). Учебно-методическое пособие. — Белгород: ИПК НИУ "БелГУ", 2012. — 116 с.
Негробов В.В., Агафонов В.А. (сост.) Методические рекомендации к проведению учебной полевой практики по ботанике Учебно-методическое пособие для вузов. — Воронеж : ИПЦ ВГУ, 2009. — 47 с.
Скорбач В.В., Куркина Ю.Н., Третьяков М.Ю. Полевая практика по ботанике. Учебное пособие. – Белгород: Изд-во БелГУ, 2004. —193 с.
Шипунов А.Б. Летние школьные практики по ботанике. Методическое пособие. — Под ред. П.Ю. Жмылева. — M. : MЦHMO, 1998. — 198 с.
Школьный атлас-определитель высших растений / Новиков В.С., Губанов И. А. — М.: Просвещение, 1991.
Направление «Зоология»
Зерщикова А.Т., Рыжкова Ю.П. Учебная практика по естествознанию (землеведение, ботаника, зоология). Учебно-методическое пособие. — Белгород: ИПК НИУ "БелГУ", 2012. — 116 с.
Мариковский П.И. Юному энтомологу: Научно-популярная лит-ра. – М.: Дет. Лит., 1978. – 208 с.
Плавильщиков Н.Н. Занимательная энтомология: Научно-художественная литература. – М.: Дет. Лит., 1990. – 192 с.
Плавильщиков Н.Н. Определитель насекомых: Краткий определитель наиболее распространенных насекомых европейской части России. – М.: Топикал, 1994. – 544 с.
Храбрый В.М. Школьный атлас-определитель птиц. – М.: Просвещение, 1988
Школьный атлас-определитель беспозвоночных / Козлов М. А., Олигер И. М. — М.: Просвещение, 1991.
Школьный атлас-определитель насекомых / Мамев Б.М. — М.: Просвещение, 1985.
Направление «Гидробиология»
Зерщикова А.Т., Рыжкова Ю.П. Учебная практика по естествознанию (землеведение, ботаника, зоология). Учебно-методическое пособие. — Белгород: ИПК НИУ "БелГУ", 2012. — 116 с.
Изучение водных беспозвоночных реки и оценка ее экологического состояния / Боголюбов А. С., Засько Д. Н. — М.: Экосистема, 1999
Изучение зоопланктона / Боголюбов А. С., Котов А.А. — М.: Экосистема, 1999
Изучение фауны временных водоемов / Боголюбов А. С. — М.: Экосистема, 2002
Изучение физико-химических свойств природных вод / Боголюбов А. С. — М.: Экосистема, 2001
Методика изучения перифитона и оценки сапробности водоемов / Боголюбов А. С. — М.: Экосистема, 1997
Методы гидрологических исследований: проведение измерений и описание рек / Боголюбов А. С. — М.: Экосистема, 1996
Методы гидрологических исследований: проведение измерений и описание озер / Боголюбов А. С. — М.: Экосистема, 1996
Общая гидробиология / Константинов А.С. — М.: Высш. школа, 1986.
Определитель пресноводных беспозвоночных Европейской части СССР / Кутикова Л. А., Старобогатов Я. И. — Л.: Гидрометеоиздат, 1977.
Очерки из жизни пресноводных животных / Павловский Е. Н., Лепнева С. Г. — Л.: Советская наука, 1948 .
Сравнительная комплексная характеристика малых рек и ручьев / Боголюбов А. С., Засько Д. Н. — М.: Экосистема, 1999
Сравнительное изучение макрозообентоса окрестных водоемов / Боголюбов А. С. — М.: Экосистема, 1999
Направление «Почвоведение»
Добровольский, В.В. Практикум по географии почв с основами почвоведения: учеб. пособие. – М.: Просвещение, 1982 . – 127 с.
Методическое руководство по выполнению школьных исследовательских работ по экологии: учеб.-метод. Пособие / Сост. П.В. Голеусов. – Ч. 3. Экология почв. – Белгород: Изд-во БелГУ, 2008. – 64 с.
Почвы. Энциклопедия природы России / Г.В. Добровольский, Б.В. Шеремет, Т.В. Афанасьева, Л.А. Палечек – М.: ABF, 1998. – 368 с.
Экологический мониторинг: учебно-метод. пособие / Под ред. Т.Я. Ашихминой. – М.: Академический Проект, 2005. – 416 с.
|