АРБИТРАЖНЫЙ СУД УЛЬЯНОВСКОЙ ОБЛАСТИ
432017, г. Ульяновск, ул. Железнодорожная, 14
Тел. (8422)33-46-08 Факс (8422)32-54-54
E-mail: info@ulyanovsk.arbitr.ru
Интернет: www.ulyanovsk.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
«24» мая 2016г. г. Ульяновск
Дело №А72-983/2016
Резолютивная часть решения объявлена 17.05.2016 г. Полный текст решения изготовлен 24.05.2016
г. Арбитражный суд Ульяновской области в составе судьи С.А. Абрашина
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Исаевой Е.А.
дело по исковому заявлению
Департамента государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области (ОГРНИП 1027301177749; ИНН 7303003740)
к Индивидуальному предпринимателю Матевосяну Гагику Матевосовичу (ОГРНИП 308402706300011; ИНН 402709123007)
третьи лица: Правительство Ульяновской области; Администрация города Ульяновска; Общество с ограниченной ответственностью «ПродСтрой»; Матевосян Тигран Матевосович; Областное государственное автономное учреждение «Управление спортивными сооружениями»; Министерство физической культуры и спорта Ульяновской области; Министерство строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области; Ульяновское муниципальное унитарное предприятие водопроводно-канализационного хозяйства «Ульяновскводоканал»
об изъятии земельного участка и расположенных на нем объектов при участии:
от истца – Стерлядева Е.В., доверенность №73-ИОГВ-10.02.01-07/09 от 12.01.2016
от ответчика – Майданова Ю.Н., доверенность; Зызина А.В., доверенность 77 А А 7029411 от 09.06.2015, доверенность 73 А А 0822042 от 09.09.2014, ордер адвоката
от ОГАУ «Управление спортивными сооружениями» – Петрянкина М.Н., доверенность 73 А А 0829265 от 16.10.2014
от ООО «ПродСтрой» – Зызина А.В., доверенность от Матевосяна Т.М. – Зызина А.В., доверенность 77 А Б 7029407 от 09.06.2015
от Министерства физической культуры и спорта Ульяновской области – не явился, извещен
от Правительства Ульяновской области – не явился, извещен
от Администрации города Ульяновска – не явился, извещен
от Министерства строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области – не явился, извещен
от УМУП ВКХ «Ульяновскводоканал – Крылова Т.Г., доверенность №4 от 01.01.2016
установил:
Департамент государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области обратился в Арбитражный суд Ульяновской области с исковым заявлением к Индивидуальному предпринимателю Матевосяну Гагику Матевосовичу об изъятии земельного участка с кадастровым номером 73:24:041802:657, площадью 1883 кв.м., расположенного в Ульяновской области, г. Ульяновск, категория земель: земли 2 населенных пунктов, разрешенное использование: многофункциональный торгово- офисный комплекс с объектами досуга, под торговым комплексом, ограничения (обременения): охранная зона канализации и водопровода, дренажа, теплотрассы, высоковольтного кабеля связи, площадь обременения 2345 кв.м., и расположенных на нем объектов недвижимого имущества: здание, нежилое, с кадастровым номером 73:24:041802:192, площадью 835 кв.м., инв. № 030300, литер М, адрес объекта: Ульяновская область, город Ульяновск, ул. Гончарова, 21, строение 1; сооружение- бассейн с фонтаном, нежилое, с кадастровым номером 73:24:041802:652, площадью 417,7 кв.м., адрес объекта: Ульяновская область, г. Ульяновск, ул. Гончарова, для размещения объектов инфраструктуры.
Определениями от 25.02.2016 и от 27.04.2016 суд привлек к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, Правительство Ульяновской области, Администрацию города Ульяновска, Общество с ограниченной ответственностью «ПродСтрой», Матевосяна Тиграна Матевосовича, Областное государственное автономное учреждение «Управление спортивными сооружениями», Министерство физической культуры и спорта Ульяновской области, Министерство строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области и Ульяновское муниципальное унитарное предприятие водопроводно-канализационного хозяйства «Ульяновскводоканал».
Определением от 27.04.2016 суд удовлетворил ходатайство истца об уточнении исковых требований, в котором заявитель просил суд: изъять у Матевосяна Гагика Матевосовича земельный участок с кадастровым номером 73:24:0418002:657, площадью 1883 кв.м., расположенный в Ульяновской области, г. Ульяновск, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: многофункциональный торгово-офисный комплекс с объектами досуга, под торговым комплексом, ограничения (обременения): охранная зона канализации и водопровода, дренажа, теплотрассы, высоковольтного кабеля связи, площадь обременения 2345 кв.м., и расположенные на нем объекты недвижимого имущества: здание, нежилое, с кадастровым номером 73:24:041802:192, площадью 835 кв.м., инв. № 030300, литер М, адрес объекта: Ульяновская область, город Ульяновск, ул. Гончарова, 21, строение 1; сооружение-бассейн с фонтаном, нежилое, с кадастровым номером 73:24:041802:652, площадью 417,7 кв.м., адрес объекта: Ульяновская область, г. Ульяновск, ул. Гончарова, для государственных нужд в пользу Ульяновской области, для размещения объектов инфраструктуры.
В судебное заседание 17.05.2016 г. Министерство физической культуры и спорта Ульяновской области, Правительство Ульяновской области, Администрация города Ульяновска, Министерство строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области не явились, извещены о месте и времени судебного заседания надлежащим образом. При данных обстоятельствах дело рассматривается в отсутствие указанных лиц, в порядке ст.156 АПК РФ.
Как следует из материалов дела, 20.07.2015 Департаментом государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области, в соответствии со статьей 30 Федерального закона РФ от 07 июня 2013 года N 108 - ФЗ "О подготовке и проведении в Российской Федерации чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года, Кубка конфедераций FIFA 2017 года и внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ", постановлением Правительства РФ от 20 июня 2013 года N518 "О программе подготовки к проведению в 2018 году в Российской Федерации чемпионата мира по футболу", было издано распоряжение №952-р об изъятии для государственных нужд Ульяновской области находящихся в собственности индивидуального 3 предпринимателя Матевосяна Гагика Матевосовича земельного участка с кадастровым номером 73:24:041802:657, площадью 1883 кв.м., расположенный в Ульяновской области, г.Ульяновск, категория земель: земли населенных пунктов и расположенных на данном участке объектов недвижимого имущества: нежилого здания с кадастровым номером 73:24:041802:192, площадью 835 кв.м., инв. №030300, литер М, адрес объекта: Ульяновская область, г.Ульяновск, ул.Гончарова, 21, строение 1 и сооружения- бассейна с фонтаном, с кадастровым номером 73:24:041802:652, площадью 417,7 кв.м., адрес объекта: Ульяновская область, г.Ульяновск, ул.Гончарова, для размещения объектов инфраструктуры (т.1 л.д.41-43). О принятии указанного решения ИП Матевосян Г.М. был уведомлен письмом Департамента от 22.07.2015 №73-ИОГВ-10-01/3967исх и дополнительно был приглашен в Департамент для ознакомления с проектом соглашения об изъятии для государственных нужд Ульяновской области земельного участка и расположенных на нем объектов недвижимого имущества.
В указанную дату и время Матевосян Г.М. в Департамент не явился, в связи с чем истец сопроводительным письмом от 18.08.2015 №73-ИОГВ-10-01/4510исх направил в адрес Матевосяна Г.М. проект Соглашения об изъятии для государственных нужд Ульяновской области земельного участка и расположенных на нем объектов недвижимого имущества.
Поскольку Матевосян Г.М., получив проект данного Соглашения, не представил в Департамент подписанное им Соглашение об изъятии, и учитывая истечение, установленного Федеральным законом РФ от 07 июня 2013 года N 108-ФЗ, трехмесячного срока для заключения сторонами соглашения о выкупе объекта, Департамент обратился в суд с настоящим исковым заявлением.
С учетом уточнения исковых требований истец просит: изъять у Матевосяна Гагика Матевосовича земельный участок с кадастровым номером 73:24:0418002:657, площадью 1883 кв.м., расположенный в Ульяновской области, г. Ульяновск, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: многофункциональный торгово-офисный комплекс с объектами досуга, под торговым комплексом, ограничения (обременения): охранная зона канализации и водопровода, дренажа, теплотрассы, высоковольтного кабеля связи, площадь обременения 2345 кв.м., и расположенные на нем объекты недвижимого имущества: здание, нежилое, с кадастровым номером 73:24:041802:192, площадью 835 кв.м., инв. № 030300, литер М, адрес объекта: Ульяновская область, город Ульяновск, ул. Гончарова, 21, строение 1; сооружение-бассейн с фонтаном, нежилое, с кадастровым номером 73:24:041802:652, площадью 417,7 кв.м., адрес объекта: Ульяновская область, г. Ульяновск, ул. Гончарова, для государственных нужд в пользу Ульяновской области, для размещения объектов инфраструктуры.
В свою очередь, ответчик просит в иске отказать, поскольку по его мнению отсутствует необходимость в изъятии для государственных нужд Ульяновской области принадлежащих ему земельного участка и расположенных на нем объектов; в случае проведения спортивных мероприятий, ответчик готов временно предоставить принадлежащие ему объекты для размещения пресс-центра, волонтеров либо иных целей. Представители третьих лиц: ООО «ПродСтрой» и Матевосяна Т.М. просят в иске отказать, поддерживая доводы ответчика.
Представитель ОГАУ «Управление спортивными сооружениями» просит исковые требования удовлетворить. Изучив материалы дела, исследовав и оценив представленные доказательства, выслушав представителей лиц, участвующих в заседании, суд считает, что исковые требования подлежат удовлетворению, исходя из следующего. 4 Статьей 30 Федерального закона от 07.06.2013 N 108-ФЗ "О подготовке и проведении в Российской Федерации чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года, Кубка конфедераций FIFA 2017 года и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" определено, что со дня вступления в силу настоящего Федерального закона до 31 декабря 2017 года на территориях субъектов Российской Федерации, в которых будут проводиться матчи чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года и Кубка конфедераций FIFA 2017 года, допускается изъятие земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества, иного имущества для размещения объектов инфраструктуры. Закон вступил в силу 07 июня 2013 года.
Данным федеральным законом предусмотрен специальный порядок изъятия земельных участков. Установление специального порядка направлено на достижение эффективной подготовки Российской Федерации к проведению чемпионата мира по футболу в 2018 г., а также иных сопутствующих мероприятий.
В п.5 ст.30 данного закона предусмотрено, что изъятие в соответствии с настоящей статьей земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества, иного имущества, которые находятся в собственности граждан или юридических лиц, для государственных или муниципальных нужд осуществляется в собственность: 1) Российской Федерации при изъятии для размещения объектов инфраструктуры федерального значения; 2) субъектов Российской Федерации при изъятии для размещения объектов инфраструктуры, финансирование строительства которых предусмотрено полностью или частично за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, за исключением объектов инфраструктуры федерального значения (далее - объекты инфраструктуры регионального значения); 3) муниципальных образований при изъятии для размещения объектов инфраструктуры, финансирование строительства которых предусмотрено полностью или частично за счет средств местных бюджетов, за исключением объектов инфраструктуры федерального значения и объектов инфраструктуры регионального значения (далее - объекты инфраструктуры местного значения).
Таким образом, в зависимости от того, для чьих нужд изымается земля, выкуп осуществляется Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием. Согласно п.34 статьи 30 данного федерального закона изъятие земельных участков для размещения объектов инфраструктуры допускается при отсутствии документов территориального планирования.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 20.06.2013 N 518 "О подготовке к проведению в 2018 году в Российской Федерации чемпионата мира по футболу" во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 25.03.2013 N 282 "Об организации подготовки чемпионата мира по футболу 2018 года в Российской Федерации" утверждена программа подготовки к проведению в 2018 году в Российской Федерации чемпионата мира по футболу, в которой пунктом 98.13 предусмотрена реконструкция тренировочной площадки на центральном стадионе «Труд» в г.Ульяновске по ул. Энгельса.
Согласно п.6.1. статьи 30 Федерального закона от 07.06.2013 N 108-ФЗ для размещения объектов инфраструктуры регионального значения, в том числе для размещения стадионов для подготовки и проведения спортивных соревнований, уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации осуществляет следующие полномочия: 1) подготовка и принятие решений об изъятии земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества; 5 2) уведомление в установленном порядке лиц, у которых изымаются земельные участки и (или) расположенные на них объекты недвижимого имущества; 3) подготовка и заключение соглашений в связи с изъятием земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества; 4) обращение в суд с исками об изъятии земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества; 5) обращение в органы, осуществляющие государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, с заявлениями о государственной регистрации права собственности субъектов Российской Федерации на изъятые земельные участки и (или) расположенные на них объекты недвижимого имущества. 20.07.2015 Департаментом госимущества Ульяновской области, со ссылкой на вышеуказанные федеральный закон и постановление Правительства РФ было издано распоряжение № 952-р «Об изъятии для государственных нужд Ульяновской области земельного участка и расположенных на нем объектов недвижимого имущества».
В силу пункта 1.1 настоящего распоряжения изъятию путем выкупа с расположенными на нем объектами недвижимого имущества подлежит земельный участок с кадастровым номером 73:24:041802:657, площадью 1883 кв.м., принадлежащий на праве собственности ИП Матевосяну Г.М. и расположенный по адресу: Ульяновская область, г. Ульяновск. Указанное распоряжение Департамента госимущества об изъятии было размещено в соответствии с пунктом 14 статьи 30 Федерального закона от 07.06.2013 № 108-ФЗ «О подготовке и проведении в Российской Федерации чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года, Кубка конфедерации FIFA 2017 года и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» в газете «Ульяновская правда» от 23.07.2015 г. и на официальном сайте Правительства Ульяновской области в сети Интернет. Департамент государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области на основании Положения о Департаменте (утверждено постановлением Правительства Ульяновской области от 09.12.2008 № 500-П) является исполнительным органом государственной власти, уполномоченным от имени Ульяновской области осуществлять полномочия собственника имущества Ульяновской области, а также управление и распоряжение иным имуществом в случаях, установленных законодательством.
В соответствии с пунктом 16.1 статьи 5 Закона Ульяновской области от 17.11.2003 № 059-30 «О регулировании земельных отношений в Ульяновской области» Департамент госимущества Ульяновской области принимает решения об изъятии земельных участков для государственных нужд Ульяновской области в случаях и в порядке, определенных Земельным кодексом Российской Федерации, а также совершает иные связанные с таким изъятием действия, предусмотренные Земельным кодексом Российской Федерации, за исключением решений об изъятии для государственных нужд Ульяновской области земельных участков, необходимых в целях осуществления строительства (реконструкции) автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения, которые принимаются исполнительным органом государственной власти Ульяновской области, уполномоченным в сфере дорожного хозяйства. Таким образом, Департамент государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области является органом, уполномоченным на принятие решений об изъятии спорных объектов для государственных нужд Ульяновской области. Как установлено судом и не оспаривается ответчиком, ИП Матевосян Г.М. был уведомлен Департаментом о принятом решении об изъятии объектов недвижимости.
Распоряжение Департамента государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области №952-р от 20.07.2015 г. не было оспорено ответчиком либо иными лицами. После издания данного распоряжения, обществом с ограниченной ответственностью «ЭКСО ТПП-Ульяновск» был подготовлен отчет № 0237/15 об оценке недвижимого имущества, согласно которому рыночная стоимость принадлежащего ИП Матевосяну Г.М. земельного участка и расположенных на нем объектов недвижимости составляет 79 410 000 руб. 00 коп.
В соответствии с распоряжением №952-р, Департаментом был подготовлен проект Соглашения об изъятии для государственных нужд Ульяновской области земельного участка и расположенных на нем объектов недвижимого имущества от 18.08.2015 г.
Данный проект Соглашения также был получен ответчиком. В соответствии с пунктом 23 статьи 30 Федерального закона от 07.06.2013 № 108- ФЗ «О подготовке и проведении в Российской Федерации чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года, Кубка конфедерации FIFA 2017 года и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» в случае, если соглашение, предусмотренное частью 18 настоящей статьи, не заключено в течение трех месяцев со дня предоставления лицу, у которого в соответствии с настоящей статьей изымаются земельные участки и (или) расположенные на них объекты недвижимого имущества, иное имущество для размещения объектов инфраструктуры, возможности ознакомления с проектом соглашения, уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти, уполномоченные органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления вправе обратиться в суд с иском об изъятии земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества, иного имущества.
Как следует из материалов дела, ИП Матевосяном Г.М. не был подписан проект данного соглашения ни в течении трех месяцев с момента получения им данного соглашения, ни в ходе судебного разбирательства. В статье 239.2 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что отчуждение зданий, сооружений, объектов незавершенного строительства, находящихся на изымаемом для государственных или муниципальных нужд земельном участке, либо помещений, расположенных в таких зданиях, сооружениях (за исключением сооружений (в том числе сооружений, строительство которых не завершено), размещение которых на изымаемом земельном участке не противоречит цели изъятия), осуществляется в связи с изъятием земельного участка, на котором расположены такие здания, сооружения, объекты незавершенного строительства.
В случае, если собственнику земельного участка, подлежащего изъятию для государственных или муниципальных нужд, или лицу, которому такой земельный участок принадлежит на ином праве, принадлежат расположенные на таком земельном участке объекты недвижимого имущества, изъятие такого земельного участка и отчуждение таких объектов в соответствии с настоящей статьей осуществляются одновременно. На спорном земельном участке с кадастровым номером 73:24:041802:657, площадью 1883 кв.м. расположены принадлежащие ответчику на праве собственности объекты недвижимого имущества: нежилое здание (многофункциональный торгово- офисный комплекс с объектами досуга) с кадастровым номером 73:24:041802:192, площадью 835 кв.м., инв.№030300, литер М, адрес объекта: Ульяновская область, г.Ульяновск, ул.Гончарова, №21, строение 1 и сооружение-бассейн с фонтаном, с кадастровым номером 73:24:041802:652, площадью 417,7 кв.м., адрес объекта: Ульяновская область, г. Ульяновск, ул. Гончарова (т.1 л.д.52-56).
Истец, в обоснование необходимости изъятия земельного участка и расположенных на нем объектов указал следующее: 7 «Требования к спортивным площадкам установлены в техническом задании на проектирование и строительство тренировочных площадок для чемпионата мира по футболу в 2018 году.
Стадион «Труд» указанным требованиям не соответствует: - к зданию административно-бытового комплекса и другим сооружениям должна быть обеспечена возможность подъезда пожарных машин со всех сторон на расстоянии не менее 8 метров по дороге с твердым покрытием шириной не менее 4,2 метров в соответствии с требованием п. 12.3 МГСН 1.01-99; не соблюдены требования п. 8.11 СП 4.13130.2013 «Системы противопожарной защиты.
Ограничение распространения пожара на объектах защиты. Требования к объемно-планировочным и конструктивным решениям, предусматривающие обязательное наличие проезда для пожарных машин шириной не менее 3,5 метра и высотой не менее 4,5 метра.
В результате чего возникла необходимость в изъятии указанного выше недвижимого имущества, находящегося в частной собственности, для государственных нужд Ульяновской области. Поскольку на данный момент с учетом фактической застройки прилегающего участка и расположения самого спортивного сооружения реконструкция последнего невозможна». Как следует из материалов дела, Центральный стадион «Труд» находится на земельном участке площадью 40 711 кв.м. с кадастровым номером 73:24:041802:648, принадлежащем на праве постоянного (бессрочного) пользования Областному государственному автономному учреждению «Управление спортивными сооружениями».
Из представленного УОГУП БТИ на обозрение суда инвентарного дела на объект: «стадион «Труд», усматривается, что данный земельный участок расположен в границах улиц Энгельса, Гончарова и Карла Маркса. В свою очередь, принадлежащий ИП Матевосяну Г.М. земельный участок с кадастровым номером 73:24:041802:657, имеющий адрес: Ульяновская область, г.Ульяновск фактически расположен по ул.Гончарова и является смежным с земельным участком с кадастровым номером 73:24:041802:648.
При этом, из инвентарных дел УОГУПБТИ, а также представленных ответчиком чертежа границ земельного участка, аэрофотосъемки участка, отчета оценщика, фотоматериалов следует, что находящееся на данном участке нежилое здание (многофункциональный торгово-офисный комплекс с объектами досуга) фактически расположено в «чаше стадиона» (т.2. л.д.28, т.3, т.4 л.д.134, т.5 л.д.72). Как следует из материалов дела, в настоящее время на центральном стадионе «Труд» отсутствует второй въезд, в связи с чем Главным Управлением МЧС по Ульяновской области было выдано предписание №254/1/1 113 от 16.06.2015г. об устранении указанного нарушения до 16.03.2016г. (т.6.л.д.45-46). Подпунктом 6 пункта 2 статьи 63 Федерального закона N 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» предусмотрено, что первичные меры пожарной безопасности включают в себя обеспечение беспрепятственного проезда пожарной техники к месту пожара. Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 90 указанного Федерального закона для зданий и сооружений должно быть обеспечено устройство пожарных проездов и подъездных путей к зданиям и сооружениям для пожарной техники, специальных или совмещенных с функциональными проездами и подъездами.
Согласно п. 23 ст. 2 Федерального закона от 30.12.2009 № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» сооружение -результат строительства, представляющий собой объемную, плоскостную или линейную строительную систему, имеющую наземную, надземную и (или) подземную части, состоящую из несущих; а в отдельных случаях и ограждающих строительных конструкций и предназначенную для выполнения производственных процессов различного вида, хранения продукции, временного пребывания людей, перемещения людей и грузов.
Согласно Своду правил СП 31-115-2006 «Открытые плоскостные физкультурно - спортивные сооружения» футбольное поле является сооружением. Таким образом, как к непосредственно футбольному полю стадиона, так и к входящим в состав объекта «Стадион «Труд» зданиям и сооружениям необходимо обеспечение доступа пожарной техники. Поле стадиона по известным всем стандартам представляет собой плоскостное сооружение округлой формы.
Таким образом, и пожарный проезд должен свободно функционировать по всему периметру футбольного поля. Кроме того, Российским футбольным союзом разработан Стандарт (СТО) «Футбольные стадионы», который определяет требования к футбольным стадионам, их инфраструктуре при проведении футбольных матчей на территории Российской Федерации, и которые распространяются на все категории футбольных стадионов. Из материалов дела следует, что данные требования выполнимы и технически осуществимы лишь при предоставлении дополнительной территории со стороны ул.Гончарова, в месте нахождения принадлежащих ответчику земельного участка и объектов недвижимости. В соответствии с Федеральным законом от 07.06.2013 N 108-ФЗ "О подготовке и проведении в Российской Федерации чемпионата мира по футболу ФИФА 2018, Кубка Конфедерации ФИФА 2017 года" одним из направлений деятельности по подготовке спортивных мероприятий является строительство и реконструкция необходимых объектов инфраструктуры, к которым согласно статье 2 этого Закона отнесены предназначенные для подготовки и проведения спортивных соревнований объекты спорта (в том числе стадионы и тренировочные базы) и необходимые для осуществления мероприятий объекты социальной, транспортной, инженерной и иных инфраструктур, которые включены в Программу подготовки к проведению в 2018 году в Российской Федерации чемпионата мира по футболу. В данном случае, судом установлено, что Правительство Российской Федерации, внесло в данную Программу мероприятия по реконструкции расположенного в г.Ульяновске стадиона «Труд».
Спорные объекты находятся во владении ответчика, что препятствует реконструкции стадиона в целях приведения данного объекта в соответствие с обязательными требованиями к спортивным объектам.
Поскольку решение об изъятии недвижимого имущества ответчика принято уполномоченным органом с соблюдением установленной законом процедуры такого изъятия, основание изъятия соответствует закону и ответчиком не оспорено, за изъятием объектов обратилось уполномоченное лицо, требования истца подлежат удовлетворению, а земельный участок с кадастровым номером 73:24:041802:657, площадью 1 883 кв.м., категория земель - земли населенных пунктов, адрес (местонахождение): Ульяновская область, г.Ульяновск, и расположенные на нем объекты недвижимого имущества: нежилое здание (многофункциональный торгово- офисный комплекс с объектами досуга) с кадастровым номером 73:24:041802:192, площадью 835 кв.м., инв.№030300, литер М, адрес объекта: Ульяновская область, г.Ульяновск, ул.Гончарова, №21, строение 1; сооружение-бассейн с фонтаном, с кадастровым номером 73:24:041802:652, площадью 417,7 кв.м., адрес объекта: Ульяновская область, г. Ульяновск, ул. Гончарова, подлежат изъятию у индивидуального предпринимателя Матевосяна Гагика Матевосовича для государственных нужд в пользу Ульяновской области для размещения объектов инфраструктуры.
Суд отмечает, что поскольку предметом спора по настоящему делу являлось требование об изъятии для государственных нужд земельного участка и расположенных на нем объектов, вопрос о денежной компенсации, в связи с изъятием 9 объектов недвижимости, может быть рассмотрен в отдельном судебном разбирательстве. Суд отклоняет доводы ответчика о невозможности проведения реконструкции стадиона, в связи с отсутствием финансирования данного мероприятия, а также отсутствием действий уполномоченных организаций по реконструкции стадиона, по следующим основаниям.
В пункте 98(13) Программы подготовки к проведению в 2018 году в Российской Федерации чемпионата мира по футболу, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 20 июня 2013 года №518 предусмотрено, что источником финансирования мероприятий по реконструкции стадиона «Труд» является бюджет субъекта РФ с софинансированием из федерального бюджета.
В соответствии с распоряжением Правительства Ульяновской области от 10.05.2016 № 238-пр «О некоторых мерах по повышению качества реконструкции тренировочной площадки на центральном стадионе «Труд» в целях подготовки и проведения чемпионата мира по футболу FIFA и Кубка конфедерации FIFA главным распорядителем бюджетных средств областного бюджета, направленных на реконструкцию стадиона «Труд» определено Министерство физической культуры и спорта Ульяновской области, а ОГАУ «Управление спортивными сооружениями» - единым заказчиком в части подготовки проектной документации по реконструкции.
Более того, в соответствии с постановлением Правительства Ульяновской области от 05.08.2013 № 351-П «Об утверждении Порядка разработки, реализации и оценки эффективности государственных программ Ульяновской области», постановлением Правительства Ульяновской области от 11.09.2013 № 37/416-П утверждена государственная программа Ульяновской области «Развитие физической культуры и спорта в Ульяновской области на 2014 -2018 годы». Государственным заказчиком государственной программы является Министерство физической культуры и спорта Ульяновской области.
Сроки и этапы реализации государственной программы 2014-2018 годы. В рамках данной госпрограммы предусмотрено выделение средств из областного бюджета Ульяновской области на осуществление мероприятия «Подготовка проектной документации для реконструкции Центрального стадиона «Труд», проверка достоверности сметной стоимости, реконструкция, капитальный ремонт, в том числе приобретение оборудования для реконструкции, ремонта Центрального стадиона «Труд». На основании п.98(13) Программы подготовки к проведению в 2018 году в РФ чемпионата мира по футболу, утверждённой постановлением Правительства РФ от 20.06.2013 № 518, Министерством спорта РФ предусмотрено из федерального бюджета на реконструкцию тренировочной площадки на центральном стадионе «Труд» в размере 99,8 млн. руб. Министерством физической культуры и спорта Ульяновской области были утверждены технические задания на выполнение работ по реконструкции центрального стадиона «Труд» (т.6 л.д.6-7, 129-133). По заявке ОГАУ «Управление спортивными сооружениями» ООО НИППИ «УльяновскСтройПроект» разработало план-предложение реконструкции центрального стадиона «Труд».
Также в материалы дела представлена проектная документация по реконструкции центрального стадиона «Труд» раздел 2 «Схема планировочной организации земельного участка» (т.6 л.д.91-97). Иные доводы ответчика сводятся к оспариванию самого факта необходимости проведения реконструкции стадиона «Труд». Указанное опровергается документами, представленными истцом и ОГАУ «Управление спортивными сооружениями» в материалы настоящего дела, а также представленными ответчиком фотоматериалами, 10 из которых следует, что изымаемое вместе с земельным участком трехэтажное здание, принадлежащее ответчику на праве собственности, фактически расположено на стадионе, что в свою очередь препятствует как самой реконструкции, так и влечет угрозу жизни и здоровью граждан при проведении на стадионе культурно-массовых мероприятий.
Пояснения представителя ответчика Владимирова О.М. о возможности устройства пожарного проезда на стадионе без изъятия имущества ответчика не могут служить бесспорным доказательством, поскольку указанное лицо является заинтересованным в исходе данного дела (будучи представителем ИП Матевосяна Г.М.). Сама процедура изъятия недвижимого имущества для государственных нужд Ульяновской области ответчиком по делу не оспаривается. Расходы по делу с рассмотренных требований составляют 6000 руб. и по правилам статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат отнесению на ответчика. Апелляционные жалоба, представление на решение суда об изъятии земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества могут быть поданы в течение десяти дней после дня принятия судом первой инстанции данного решения. Решение суда первой инстанции вступает в законную силу по истечении десяти дней со дня его принятия в случае, если не подана апелляционная жалоба (п. 25 статьи 30 закона 108-ФЗ). Руководствуясь статьями 110, 167-177, 180-182, Арбитражного процессуального кодекса РФ, арбитражный суд
РЕШИЛ:
Исковые требования удовлетворить.
Изъять у индивидуального предпринимателя Матевосяна Гагика Матевосовича (ОГРНИП 308402706300011; ИНН 402709123007) земельный участок с кадастровым номером 73:24:041802:657, площадью 1 883 кв.м., категория земель - земли населенных пунктов, адрес (местонахождение): Ульяновская область, г.Ульяновск, и расположенные на нем объекты недвижимого имущества: нежилое здание (многофункциональный торгово-офисный комплекс с объектами досуга) с кадастровым номером 73:24:041802:192, площадью 835 кв.м., инв.№030300, литер М, адрес объекта: Ульяновская область, г.Ульяновск, ул.Гончарова, №21, строение 1; сооружение-бассейн с фонтаном, с кадастровым номером 73:24:041802:652, площадью 417,7 кв.м., адрес объекта: Ульяновская область, г. Ульяновск, ул. Гончарова, для государственных нужд в пользу Ульяновской области для размещения объектов инфраструктуры.
Взыскать с индивидуального предпринимателя Матевосяна Гагика Матевосовича (ОГРНИП 308402706300011; ИНН 402709123007) в доход федерального бюджета госпошлину в сумме 6 000 руб. 00 коп. Решение вступает в законную силу по истечении 10 дней и может быть обжаловано в установленном порядке в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд (г.Самара) через Арбитражный суд Ульяновской области. Судья С.А.Абрашин
|