ИНФОРМАЦИОННАЯ СИСТЕМА МОНИТОРИНГА КАЧЕСТВА ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ УСЛУГ
Шифр темы: 2107-05-08
РУКОВОДСТВО ПРОГРАММИСТА
Версия 1.0
|
|
На листах
|
2008
|
Аннотация
Настоящее руководство предназначено для работы системного программиста с программным изделием «Информационная система мониторинга качества государственных услуг» (далее «ИС «Мониторинг»).
В руководстве отражен порядок действий системного программиста по установке, настройке и обслуживанию программного изделия, а также возможные сообщения и запросы программы и действия системного программиста в каждом конкретном случае.
Содержание
1 Общие сведения о программе 5
1.1 Назначение и функции программы 5
1.2 Условия выполнения программы 6
2 Структура программы 7
2.1 Компоненты программы 7
2.2 Связи между компонентами программы 8
2.3 Связи с другими программами 8
3 Проверка программы 10
3.1 Авторизация пользователей 10
3.2 Отображение и редактирование информации 11
3.3 Построение аналитических отчетов 12
3.4 Управление пользователями 13
3.5 Обратная связь 15
3.6 Web-сервисы 17
4 Сообщения системному программисту 19
Список сокращений 20
1Общие сведения о программе
1.1Назначение и функции программы
Программное изделие «Информационная система мониторинга качества государственных услуг» (далее «ИС «Мониторинг») предназначено для решения следующих задач:
формирование, ведение, обновление, использование единой базы данных по мероприятиям мониторинга качества государственных услуг;
регламентированное взаимодействие участников проведения мероприятий мониторинга качества государственных услуг;
визуализация исходных, отчетных, результирующих материалов мероприятий мониторинга качества государственных услуг;
справочно-консультационная помощь участникам реализации мероприятий мониторинга качества государственных услуг, а также заявителям государственных услуг;
разграниченный защищенный доступ к материалам системы мониторинга качества государственных услуг.
Программное изделие обеспечивает выполнение следующих функций:
авторизация пользователей;
отображение и редактирование информации, хранящейся в единой базе данных по мероприятиям мониторинга качества государственных услуг;
отображение перечня таблиц БД с возможностью просмотра хранящейся в них информации и перехода от одной таблицы к другой по гиперссылкам (в соответствии с логическими связями между ними);
формирование и отображение аналитических сводок по результатам мониторинга качества государственных услуг на основе информации, хранящейся в единой базе данных;
управление правами доступа к материалам системы мониторинга качества государственных услуг как для отдельных пользователей, так и для групп пользователей;
регистрация экспертов, не являющихся зарегистрированными пользователями ИС мониторинга качества государственных услуг.
1.2Условия выполнения программы
1.2.1Требования к составу аппаратных средств
Сервер, на котором функционирует программное изделие, должен иметь следующие технические характеристики:
процессор – 32-разрядный, частота – не менее 1.7 ГГц;
емкость ОЗУ – не менее 512 Мб;
емкость НЖМД – не менее 10 Гб;
аппаратная поддержка RAID-массивов уровней 0, 1 и 0+1;
подключение к сети Интернет с пропускной способностью не менее 10 Мбит/с.
Клиентские рабочие станции ИС мониторинга качества государственных услуг должны иметь следующие технические характеристики:
-
процессор – 32-разрядный, частота – не менее 800 МГц;
емкость ОЗУ – не менее 256 Мб;
емкость НЖМД – не менее 10 Гб;
подключение к сети Интернет с пропускной способностью не менее 256 Кбит/с;
видеоподсистема, поддерживающая работу с разрешением дисплея не менее 1024х768 пикселей.
1.2.2Требования к составу программных средств
Программное изделие должно функционировать на сервере, оснащенном следующими программными средствами:
web-сервер Apache;
интерпретатор языка PHP версии не ниже 5.0;
СУБД MySQL версии не ниже 5.
Используемый хостинг должен обеспечивать:
возможность отсылки e-mail с предоставленного хостинга;
поддержку вышеперечисленных технологий (Apache, PHP 5.0, MySQL5).
На клиентских рабочих местах ИС мониторинга качества государственных услуг должна быть установлена одна из нижеперечисленных программ-браузеров:
Internet Explorer версии не ниже 5.5;
FireFox версии не ниже 2.003.
2Структура программы
2.1Компоненты программы
Программное изделие представляет собой набор PHP-скриптов и различных вспомогательных файлов (файлы настроек, каскадные таблицы стилей, библиотеки и т.д.). Перечень компонентов программного изделия с кратким описанием назначения каждого из них приведен в таблице 2 .1.
Таблица 2.1 – Перечень компонентов программного изделия
Имена файлов и каталогов
|
Назначение
|
.htaccess
|
Каталог, содержащий настройки web-сервера apache
|
cgi-bin
|
Каталог, содержащий настройки CGI
|
cross_data.php
|
Скрипт, реализующий переход от физической структуры БД к бизнес-объектам
|
css
|
Каталог, содержащий каскадные таблицы стилей
|
data.php
|
Скрипт, реализующий общие для всех модулей процедуры доступа к данным
|
dbconf.php
|
Скрипт настроек взаимодействия программного изделия с базой данных
|
DBdump.sql
|
Скрипт для развертывания БД на сервере
|
expert.php
|
Скрипт для работы с модулем «Обратная связь»
|
ext
|
Каталог, содержащий библиотеку ExtJS
|
i
|
Каталог, содержащий изображения
|
index.php
|
Скрипт, реализующий механизм авторизации пользователей
|
js
|
Каталог, содержащий библиотеку скриптов
|
js-min
|
Каталог, содержащий сжатую библиотеку скриптов
|
json.php
|
Скрипт, реализующий протокол обмена данными между программным изделием и программой-браузером на клиентской рабочей станции
|
loadcsv.php,
savecsv.php,
uploadcsv.php
|
Скрипты, реализующие механизм загрузки/заполнения/сохранения веб-форм стандартов
|
settings.php
|
Скрипт общих настроек программного изделия
|
t_document.php
|
Скрипт для работы с модулем «Библиотека документов»
|
t_reports.php
|
Скрипт для формирования отчетов
|
t_resmondoc.php, t_std.php
|
Скрипты для работы с модулем «Результаты мониторинга»
|
t_users.php
|
Скрипт для работы с модулем «Пользователи»
|
upload
|
Каталог, содержащий загруженные в ИС документы
|
upload.php
|
Скрипт, реализующий загрузку документов на сервер
|
web_service
|
Каталог, содержащий скрипты, обеспечивающие работу web-сервисов
|
2.2Связи между компонентами программы
Все компоненты программного изделия работают в изолированном окружении, используя только общие настройки, задаваемые в файле settings.php (см. таблицу 2 .1). Использование общих настроек из файла settings.php компонентами программного изделия обеспечивается включением в соответствующие скрипты директивы include_once 'settings.php'.
2.3Связи с другими программами
Архитектура программного изделия соответствует трехзвенной модели (см. Рис. 2 .1).
Рис. 2.1. Трехзвенная архитектура программного изделия.
Компоненты программного изделия, перечисленные в таблице 2 .1, функционируют на сервере ИС мониторинга качества государственных услуг и реализуют уровень бизнес-логики, связывающий уровень данных и уровень представления (презентационный уровень).
Из Рис. 2 .1 видно, что основными связями компонентов программного изделия с другими программами являются:
взаимодействие с программой-браузером, функционирующей на клиентской рабочей станции ИС мониторинга качества государственных услуг (реализует связь уровня представления с уровнем бизнес-логики);
взаимодействие с СУБД, функционирующей на сервере ИС мониторинга качества государственных услуг (реализует связь уровня бизнес-логики с уровнем данных).
Взаимодействие программного изделия с программой-браузером осуществляется по протоколу HTTP в формате JSON. Взаимодействие программного изделия с СУБД MySQL осуществляется посредством стандартного MySql API.
3Проверка программы
Для того, чтобы убедиться в работоспособности программного изделия, установленного и настроенного в соответствии с требованиями раздела 3, необходимо выполнить следующие проверки:
проверить работоспособность процедуры авторизации пользователей;
проверить работоспособность отображения и редактирования информации, хранящейся в БД;
проверить работоспособность модуля построения аналитических отчетов;
проверить работоспособность модуля управления пользователями;
проверить работоспособность модуля обратной связи;
проверить работоспособность web-сервисов.
Программное изделие является работоспособным и обеспечивает минимальную функциональность при успешном прохождении первых двух проверок. Успешное прохождение прочих проверок свидетельствует о доступности дополнительной функциональности, реализуемой соответствующим модулем.
Перед проведением проверок следует с помощью программы-браузера, функционирующей на клиентской рабочей станции ИС мониторинга качества государственных услуг, войти на портал ar.gov.ru и перейти раздел Мониторинг, баннер «Стать экспертом». После этого в окне браузера должна открыться форма, изображенная на Рис. 3 .2. Если указанная форма не открылась, то программное изделие считается неработоспособным (из-за программных ошибок или неработоспособности технических средств ИС).
3.1Авторизация пользователей
Проверка работоспособности процедуры авторизации пользователей делится на два этапа:
проверка успешной авторизации существующих пользователей;
проверка отказа в авторизации при вводе неверных данных.
Для выполнения первого этапа следует в поле «Имя:» ввести зарегистрированное в системе имя пользователя, в поле «Пароль:» – пароль указанного пользователя, а затем нажать кнопку «Войти». Проверка считается пройденной, если в результате в окне браузера появилась основная форма ИС «Мониторинг», аналогичная изображенной на Рис. 3 .3.
Рис. 3.2. Форма авторизации пользователя.
Для выполнения второго этапа следует в поле «Имя:» ввести незарегистрированное в системе имя пользователя, и/или в поле «Пароль:» – неверный пароль пользователя, а затем нажать кнопку «Войти». Проверка считается пройденной, если в результате в окне браузера появилось всплывающее окно с сообщением «Имя/пароль не верны!».
3.2Отображение и редактирование информации
Для проверки работоспособности отображения и редактирования информации, хранящейся в БД следует выбрать из главного меню (расположено слева на основной форме ИС «Мониторинг», см. Рис. 3 .3) один из пунктов (например, «МФЦ»), после чего в рабочей области (справа от главного меню) выбрать один из элементов таблицы и нажать кнопку «Редактировать» (или добавить новый элемент, нажав кнопку «Добавить»).
В появившемся окне (Рис. 3 .4) следует изменить несколько значений и нажать кнопку «Сохранить», а затем – кнопку «Обновить». В результате измененные значения должны остаться в соответствующих полях формы, в этом случае проверка считается пройденной.
Рис. 3.3. Основная форма «ИС «Мониторинг».
3.3Построение аналитических отчетов
Для проверки работоспособности модуля построения аналитических отчетов следует выбрать из главного меню (расположено слева на основной форме ИС «Мониторинг», см. Рис. 3 .3) пункт «Аналитика» (расположен в ветви «Отчетность»). Затем в разделе «Фильтр» рабочей области задать условия для фильтрации содержимого отчета и нажать кнопку «Применить фильтр».
Проверка считается пройденной, если в рабочей области отобразился набор таблиц, содержащих ссылки на методические материалы и результаты мониторинга по выбранным административным регламентам с учетом выбранных ФОИВ/ОИВ и субъекта РФ.
Рис. 3.4. Форма редактирования сведений об МФЦ.
3.4Управление пользователями
Для проверки работоспособности модуля управления пользователями следует выбрать из главного меню (расположено слева на основной форме ИС «Мониторинг», см. Рис. 3 .3) пункт «Пользователи» (расположен в ветви «Управление пользователями»). Для этого следует войти в систему, используя учетную запись пользователя, обладающего правами на редактирование пользователей и их групп (например, пользователя, входящего в группу «Администраторы»).
Затем необходимо выполнить следующие действия:
воспользовавшись кнопкой «Добавить» (в верхней части рабочей области), создать нового пользователя (необходимо заполнить, по крайней мере поля «Логин» и «Группа» в таблице, см. Рис. 3 .5);
Рис. 3.5. Форма редактирования списка пользователей.
воспользовавшись кнопкой «Изменить пароль», задать пароль для вновь созданного пользователя (для этого в появившемся после нажатия кнопки всплывающем окне следует ввести одинаковый пароль в поля «Новый пароль:» и «Повторите пароль:» и нажать кнопку «Сохранить»);
выбрать из главного меню пункт «Права пользователей» и/или «Права групп» (расположены в ветви «Управление пользователями») и задать (установив/сбросив соответствующие флажки) для нового пользователя и/или его группы права на доступ/редактирование/удаление информации для различных модулей и результатов мониторинга (см. Рис. 3 .6), затем нажать кнопку «Сохранить» (в нижней части рабочей области);
выйти из системы, нажав кнопку «Выход», расположенную в левом верхнем углу формы (см. Рис. 3 .5);
пройти процедуру авторизации нового пользователя (см. первый этап проверки в подразделе 3.1);
убедиться, что набор пунктов главного меню, доступных новому пользователю, соответствует установленным для него и/или его группы правам;
выйти из системы, нажав кнопку «Выход», расположенную в левом верхнем углу формы (см. Рис. 3 .5).
Проверка считается пройденной, если все вышеперечисленные пункты выполнены успешно. По окончании проверки вновь созданного пользователя можно удалить, выбрав его в таблице формы «Пользователи» и нажав кнопку «Удалить» в верхней части рабочей области (см. см. Рис. 3 .5).
Рис. 3.6. Форма редактирования прав групп пользователей.
3.5Обратная связь
Для проверки работоспособности модуля обратной связи следует с помощью программы-браузера, функционирующей на клиентской рабочей станции ИС мониторинга качества государственных услуг, войти на портал ar.gov.ru и перейти по ссылке с баннера в раздел Мониторинг, там кликнуть на баннер «Стать экспертом». В результате в окне программы-браузера должна появиться форма обратной связи, аналогичная представленной на Рис. 3 .7.
Далее следует заполнить предлагаемую форму (по крайней мере поля, отмеченные знаком «*») и нажать кнопку «Сохранить». В окне программы-браузера должно появиться сообщение об успешном сохранении информации.
Рис. 3.7. Форма обратной связи.
Затем необходимо:
пройти процедуру авторизации (см. первый этап проверки в подразделе 3.1), использовав учетную запись пользователя, обладающего правами на просмотр информации о зарегистрированных через форму обратной связи экспертах (например, пользователя, входящего в группу «Администраторы»);
выбрать пункт главного меню «Эксперты-общественники» (расположен в ветви «Обратная связь»);
в появившейся в рабочей области таблице со списком зарегистрированных экспертов (см. Рис. 3 .8) найти запись, соответствующую вновь заполненной форме обратной связи, и, нажав кнопку «Редактировать», проконтролировать правильность сохранения ранее введенной информации.
Проверка считается пройденной, если все вышеперечисленные пункты выполнены успешно. По окончании проверки информацию о вновь зарегистрированном эксперте можно удалить, выбрав его в таблице формы «Эксперты-общественники» и нажав кнопку «Удалить» в верхней части рабочей области (см. Рис. 3 .8).
Рис. 3.8. Форма с перечнем зарегистрированных экспертов-общественников.
3.6Web-сервисы
Для проверки работоспособности web-сервисов следует с помощью программы-браузера, функционирующей на клиентской рабочей станции ИС мониторинга качества государственных услуг, войти на портал ar.gov.ru и перейти по ссылке ???, расположенной в разделе ???. В результате в окне программы-браузера должен появиться список таблиц базы данных, аналогичный представленному на Рис. 3 .9. Список должен представлять собой набор гиперссылок, позволяющий просматривать данные, хранящиеся в каждой отдельной таблице, а также перемещаться по таблицам БД по внешним ключам.
Рис. 3.9. Список таблиц базы данных при использовании web-сервиса.
Воспользовавшись любым доступным средством управления базами данных для СУБД MySQL (mysqldump, phpMyAdmin, EMS SQLManager for MySQL и т.п.) следует проверить соответствие полученного в результате работы web-сервиса списка таблиц, а также хранящихся в них данных, физической структуре единой базы данных по мероприятиям мониторинга качества государственных услуг, развернутой на сервере ИС мониторинга качества государственных услуг. Если указанное соответствие имеет место, то проверка считается пройденной успешно.
4Сообщения системному программисту
Все сообщения, выдаваемые программным изделием модно разделить на три класса:
ошибки приложения (ошибки, вызванные некорректной работой программного кода);
ошибки СУБД (ошибки, возникающие в процессе взаимодействия программного изделия с СУБД);
сообщения приложения (информационные сообщения или запросы программного изделия, адресованные пользователю с целью получения подтверждения/отмены текущего действия).
Перечень сообщений программного изделия приведен в таблице 4 .2.
Таблица 4.2 – Сообщения программного изделия
Текст сообщения
|
Класс сообщения
|
Описание
|
Рекомендуемые действия
|
«PHP error …»
|
Ошибка приложения
|
Ошибки программного кода приложения
|
Необходимо обратиться к разработчикам программного изделия
|
«MySql error …»
|
Ошибка СУБД
|
Ошибки SQL-запросов к СУБД
|
Необходимо обратиться к разработчикам программного изделия
|
«Вы действительно хотите удалить выбранную запись?»
|
Сообщение приложения
|
Подтверждение удаления информации из БД
|
Если необходимо удалить информацию из БД, нажмите кнопку «Да», иначе – нажмите кнопку «Отмена»
|
«Вы не ввели…»
|
Сообщение приложения
|
Сообщение указывает на необходимость заполнения полей. Незаполненные поля выделяются красным цветом
|
Заполнить обязательные поля
|
«… не верны»
|
Сообщение приложения
|
Сообщение указывает на необходимость правильного заполнения полей
|
Заполнить поля в соответствии с документацией
|
Список сокращений
API
|
–
|
Application Programming Interface
|
RAID
|
–
|
Redundant Array of Independent Disks
|
БД
|
–
|
база данных
|
ИС
|
–
|
информационная система
|
МФЦ
|
–
|
многофункциональный центр
|
НЖМД
|
–
|
накопитель на жестких магнитных дисках
|
ОЗУ
|
–
|
оперативное запоминающее устройство
|
ОИВ
|
–
|
орган исполнительной власти
|
СУБД
|
–
|
система управления базами данных
|
ФОИВ
|
–
|
федеральный орган исполнительной власти
|
|