Отчет по результатам самообследования
Детской школы искусств
(структурное подразделение дополнительного образования детей)
ГБУК г.Москвы «Детский театр эстрады»
за период 01.04.2014 г. – 01.04.2015 г.
Объект анализа: накопленный опыт педагогов и юных артистов театра (учащихся), их личностные достижения за период 01.04.2014 г. - 01.04.2015 г.
Цель анализа: получение наиболее полных данных о театре и школе, их значении и влиянии во внешней среде, определение соответствия содержания образовательной и театральной деятельности, выявление различных изменений.
Подготовлены: информационная справка «Показатели деятельности организации дополнительного образования, подлежащей самообследованию» (приложение № 5 приказа Минобрнауки РФ от 10.12.2013 г. № 1324), показатели результативности основных направлений жизнедеятельности школы и тетра.
Методы, применяемые при проведении анализа: мониторинг, наблюдение, контроль.
Школа (структурное подразделение театра) осуществляют свою деятельность в соответствии с Конвенцией о правах ребенка, Конституцией Российской Федерации, законодательством Российской Федерации, Законом Российской Федерации «Об образовании», указами Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих государственное управление в сфере образования, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, органов исполнительной власти города Москвы, Уставом ГБУК г.Москвы «Детский театр эстрады», Положением о структурном подразделении Детской школы искусств.
Детская школа искусств Государственного бюджетного учреждения культуры города Москвы «Детский театр эстрады» является структурным подразделением дополнительного образования детей Государственного бюджетного учреждения культуры города Москвы «Детский театр эстрады» создана на основании распоряжения Правительства Москвы от 15 февраля 2010 г. № 240-РП «О Государственном учреждении культуры города Москвы «Детский театр эстрады».
Школа не является юридическим лицом и осуществляет свою деятельность на базе ГБУК г.Москвы «Детский театр эстрады» по адресу: 105005, город Москва,
ул. Бауманская, дом 32, строение 1. Школа использует находящееся в оперативном управлении Учреждения обособленное имущество, не имеет самостоятельного баланса (сметы).
Основные задачи деятельности Школы являются:
- обучение детей по программам дополнительного образования детей художественно-эстетической направленности (Лицензия Департамента образования города Москвы на право ведения образовательной деятельности
№ 035278 от 03.07.2014 г.), начальной ступени образования артиста музыкального театра;
- выявление одаренных детей в раннем детском возрасте преимущественно
от 5 до 12 лет;
- создание соответствующих условий для их художественно-эстетического образования и воспитания, приобретения ими знаний, умений и навыков в области выбранного вида искусства; профессионального самоопределения;
- воспитание активного творческого начала в детях средствами музыкально-сценического искусства;
- обеспечение соответствующих условий для творческого развития и самовыражения (выход на сценическую площадку – результат максимального усвоения поставленных образовательных и творческих задач);
- подготовка наиболее способных учащихся к поступлению в образовательные учреждения, реализующие профессиональные образовательные программы в области искусств;
- эстетическое воспитание подрастающего поколения, в том числе воспитание подготовленной и заинтересованной аудитории слушателей и зрителей, путем приобщения к ценностям отечественной и зарубежной художественной культуры, лучшим образцам народного творчества, классического и современного искусства;
- реализация нравственного потенциала искусства как средства формирования и развития
этических норм поведения и морали как личности, так и общества;
- формирование общей культуры;
- организация содержательного и полезного досуга для отдельных категорий учащихся.
Организация образовательного процесса Школы:
Содержание и сроки образования в Школе определяется образовательными программами и планом подготовки репертуарных спектаклей театра. Организация образовательного процесса в Школе регламентируется учебным планом, годовым календарным учебным графиком и расписанием учебных занятий. Учебные планы разрабатываются Школой самостоятельно, на основе примерных учебных планов образовательных программ по видам музыкального искусства для детских школ искусств. Режим учебно-воспитательного процесса (расписание занятий) устанавливается Школой в соответствии с санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами. Школа работает в течение всего календарного года.
Обучение и воспитание в Школе ведется на русском языке.
Школа самостоятельно формирует контингент учащихся. Устанавливаемые Школе контрольные цифры контингента учащихся (ученических мест, финансируемых за счет средств бюджета города Москвы) являются видом государственного задания на оказание Школой образовательных услуг по реализации дополнительного образования детей художественно-эстетической направленности.
Прием в Школу осуществляется на два отделения: вокальное и хореографическое, в соответствии с годовым планом приема, составляемым и утверждаемым Школой. В школу принимаются дети 5-12 лет. Правом поступления в Школу пользуются все граждане РФ. Граждане иностранных государств, проживающие на территории РФ, принимаются в Школу на общих основаниях. Для поступающих в Школу приемной комиссией проводиться проверка способностей в области музыкального или хореографического искусства (в зависимости от выбранного отделения). Возраст поступающих в Школу определяется в соответствии с учебными планами и программами.
Порядок и сроки проведения приемных прослушиваний, требования к поступающим определяются Педагогическим советом Школы. Родители (законные представители) поступающего в Школу представляют документы: заявление установленного образца, медицинскую справку о состоянии здоровья с заключением о возможности заниматься в Школе по избранному виду искусства, копию свидетельства о рождении. Зачисление учащихся в Школу производится приказом Художественного руководителя Учреждения на основании решения приемной комиссии Школы.
В случае, если число детей, желающих обучаться по соответствующим образовательным программам дополнительного образования детей художественно-эстетической направленности, превышает число мест в Школе, преимущественным правом при зачислении пользуются граждане, нуждающиеся в социальной поддержке, в том числе дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей и дети с ограниченными возможностями здоровья (при условии отсутствия медицинских противопоказаний для занятий соответствующим видом искусства по состоянию здоровья).
Для обеспечения выполнения установленного государственного задания в части контрольных цифр контингента учащихся Школа вправе производить прием учащихся на свободные ученические места в течение всего календарного года (дополнительный набор). Обучение в Школе бесплатное.
Школа самостоятельна в выборе системы оценок, формы, порядка и периодичности промежуточной аттестации обучающихся. В Школе в конце учебного года проводятся открытые уроки, отчетные концерты (зачеты), в которых принимают участие те обучающиеся, кто в силу недостаточной подготовленности не вышел на сцену.
Ответственность за создание в Школе необходимых условий для учебы, труда и отдыха обучающихся и работников несет директор театра в соответствии с законодательством Российской Федерации, правовыми актами города Москвы, Уставом театра, Положением о Школе и локальными актами Школы. Художественный руководитель утверждает в установленном порядке Положение о Школе, изменения и дополнения в Положение о Школе; осуществляет контроль за соответствием деятельности Школы; осуществляет другие полномочия, предусмотренные законодательством Российской Федерации, правовыми актами города Москвы.
Непосредственное управление Школой осуществляет заместитель директора театра по работе детской школы искусств, который назначается на должность и освобождается от должности Художественным руководителем театра, по представлению директора театра. Заместитель директора по работе ДШИ планирует, организует и контролирует образовательный процесс по реализации образовательных программ дополнительного образования детей художественно-эстетической направленности; отвечает за качество и эффективность работы структурного подразделения; выполняет полномочия в соответствии с Положением школы и Уставом театра, иными локальными актами Школы.
Общее руководство деятельностью Школы в части организации образовательного процесса осуществляет педагогический совет.
Количество обучающихся в Школе – 272 человек
Группа «Первые шаги» – 27 человек
Вокальное отделение – 156 человек
Хореографическое отделение – 89 человек
На вокальном отделении сформированы группы, учитывающие не только возраст детей, но и участие их в репертуарных спектаклях. Эта особенность учитывается в самом названии учебных групп (вокальных ансамблей):
группа «Дебют» (1-ый год обучения)
группа «Детский мир» (2-ой год обучения)
группа «Лицей» (3-ий год обучения)
группа папы Карло (4-ый год обучения)
группа «Каникулы» (5-ый год обучения)
группа «XXI век» (5-ый год обучения)
На хореографическом отделении также учитывается театральная специфика:
Группа «Первые шаги»:
- программа «Гимнастика. Ритмика. Танец» (1-ый год обучения)
младшая группа 1:
- программа «Гимнастика. Ритмика. Танец» (2-ой год обучения)
младшая группа 2:
- программа «Хореография» (1-ый год обучения)
средняя группа (2-ой и 3-ий год обучения)
старшая группа (4-ый и 5-ый год обучения)
Репертуарные спектакли проходят еженедельно – каждое воскресенье,
начало в 12.00 и в 15.00. Участники спектаклей только юные артисты театра, в данном случае реализуется я основной принцип «дети – детям».
По состоянию на 01.04.2015 г. в репертуаре театра 5 спектаклей:
Шоу-программа «Государство детей» (антология советской и российской эстрады), в которой принимают участие свыше 100 юных артистов. Это самый массовый спектакль. Особенностью его является то, что по мере усвоения учебного материала у обучающихся всегда есть возможность выступить на сцене.
Музыкальный спектакль «Давай поиграем в кино» (музыкальной основой спектакля является антология советской и российской киномузыки), посвященный памяти великих актеров отечественного кино. В этом спектакле замечательно воплощается сотворчество разновозрастных групп обучающихся.
Музыкальный спектакль «Где водятся волшебники?» (музыка М.Минкова, слова Ю.Энтина). Участвуют юные артисты 9-11 лет. В этом спектакле есть интрига. Актеры, а это дети младшего школьного возраста, блестяще отыгрывают «загадку» и под оглушительные аплодисменты отвечают на вопрос «Где водятся волшебники?».
Мюзикл «Веселые уроки». Спектакль о школе, о другой школе, в которой поют и танцуют. Это оригинальный взгляд на школьные предметы, когда даже такие серьезные науки, как география, история или русский язык, могут быть интересными и по-настоящему увлекательными. Участники спектакля – ученики и учителя. Соответственно это также разные возрастные группы. Учителей играют дети старшего школьного возраста, окончившие обучение по образовательным программам и продолжающие обучение по специфике музыкального театра.
Концертная программа «Музыка предков», состоящая из мировых рок- и поп-хитов.
По состоянию на 01.04.2015 г. состоялось 25 репертуарных спектаклей, в том числе мастер-класс художественного руководителя театра, композитора Валентина Овсянникова, и 24 прогона спектаклей в театральных костюмах, с использованием сценического светового оформления.
Премьера сезона 2014/2015 года – мюзикл «Весёлые уроки» на слова А.Сивицкого и Ю.Тимянского на музыку В.Овсянникова.
Учебный план школы – это комплекс дисциплин, способствующих развитию
музыкальных способностей детей и раскрытию их творческих возможностей.
Учебный план составляется в начале учебного года, принимается на заседании педагогического совета и утверждается художественным руководителем театра. Внутренний мониторинг образовательного процесса осуществляет художественный руководитель, директор театра, заместитель директора по работе детской школы искусств (структурное подразделение театра), заведующий учебной частью и преподаватели школы. Методическая работа школы осуществляется под руководством художественного руководителя театра (на вокальном отделении – главный хормейстер, на хореографическом отделении – главный балетмейстер). Методическую деятельность осуществляет
педагогический совет школы, художественный совет театра.
Расписание занятий, формы:
- групповые: хореография, музыкальная пластика, вокальный ансамбль,
актерское мастерство.
- индивидуальные: сольный вокал.
Продолжительность урока определяется в соответствии с порядком,
установленным уставом школы, и составляет 45 минут.
Характеристика образовательных программ:
обучение в школе ведется по типовым и адаптированным программам художественно-эстетической направленности. Образовательные программы учитывают дифференцированный подход с учетом индивидуальных особенностей, творческих задатков и одаренности детей. Учебные образовательные программы направлены на овладение всеми предметами учебного плана в соответствии с выбранной специальностью.
Продолжительность программ: 5 лет обучения.
Конкретный срок обучения устанавливается учебными планами образовательных программ по видам искусств. Все программы утверждены и прошли лицензирование.
Оборудование учебных классов
Учебный класс
|
Оборудование
|
Класс № 1
Сольный вокал
|
Пианино KAWAI
Банкетка Branher BP-140
Активная 2-х полосная акустическая система
MAKIE Thump TH-15A
Микшерный пульт Behringer 502
Ноутбук Asus Eee PC
Стереосистема
Доска классная
Шкаф для методических материалов
Доска с расписанием
Стол педагога, стулья, банкетки
|
Класс № 2
Ансамблевый вокал
|
Пианино KAWAI
Банкетка Branher BP-140
Активная 2-х полосная акустическая система
MAKIE Thump TH-15A
Микшерный пульт Behringer 502
Ноутбук Asus Eee PC
Стереосистема
Доска классная
Шкаф для методических материалов
Доска с расписанием
Стол педагога, стулья, банкетки
|
Класс № 3
Сольный вокал
|
Пианино KAWAI
Банкетка Branher BP-140
Активная 2-х полосная акустическая система
MAKIE Thump TH-15A
Микшерный пульт Behringer 502
Ноутбук Asus Eee PC
Стереосистема
Доска классная
Шкаф для методических материалов
Доска с расписанием
Стол педагога, стулья, банкетки
|
Класс № 4
Ансамблевый вокал
|
Пианино KAWAI
Банкетка Branher BP-140
Активная 2-х полосная акустическая система
MAKIE Thump TH-15A
Микшерный пульт Behringer 502
Ноутбук Asus Eee PC
Стереосистема
Доска классная
Шкаф для методических материалов
Доска с расписанием
Стол педагога, стулья, банкетки
|
Класс № 5
Сольный вокал
|
Электропианино
Активная 2-х полосная акустическая система
MAKIE Thump TH-15A
Микшерный пульт Behringer 502
Ноутбук Asus Eee PC
Стереосистема
Стол педагога, стулья
|
Класс № 6
Ансамблевый вокал
|
Электропианино
Активная 2-х полосная акустическая система
MAKIE Thump TH-15A
Микшерный пульт Behringer 502
Ноутбук Asus Eee PC
Стереосистема
Стол педагога, кресло, диван
|
Балетный зал
|
Балетные стойки (стационарные)
Балетные стойки (нестационарные)
Рояль KAWAI
Банкетка Branher BP-140
Зеркала
Стереосистема
Шкаф для методических материалов
Стулья
|
Репетиционная:
уроки по актёрскому мастерству,
ансамблевый вокал
|
Компьютер
Синтезатор Yamaha SHS-10R
Цифровое фортепиано Yamaha PA-300C
Электрогитара Jachson
Электрогитара Gibson
|
Звукостудия
Записи фонограмм для репертуарных спектаклей
|
Полностью оснащенная современным оборудованием звукостудия для записи музыкального материала
|
В течение учебного года постоянно велась работа с родителями обучающихся. 03.09.2014 г. традиционно проведено общее родительское собрание учащихся вокального и хореографического отделений, на котором были подведены итоги прошедшего учебного года, намечены перспективы работы в новом году и творческие планы. Родительское собрание по итогам учебного года и по результатам конкурсного набора планируется на 28 мая 2015 года в 19:00. Особое внимание было уделено программным требованиям, дисциплине и ответственности обучающихся, недопустимости пропусков учебных занятий и репетиций без уважительной причины. Проводились и родительские собрания по учебным группам, что особенно важно в работе с младшими школьниками. На май-месяц запланированы открытые уроки в подготовительных группах и в младшей хореографической группе. А самые старшие обучающиеся сдают зачет.
В текущем учебном году продолжилась работу по дальнейшему оформлению сайта театра, который отвечает всем современным требованиям, является интересным, актуальным, постоянно обновляющимся средством коммуникации.
|