Скачать 135.52 Kb.
|
ОБ ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫХ, КОММУНИКАТИВНЫХ И ПРАВОПРИМЕНИТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЯХ В СИНГАПУРСКОЙ СТРАТЕГИИ БОРЬБЫ С КОРРУПЦИЕЙ В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛИЗАЦИИТихомиров С.А., кандидат филологических наук, докторант Московский педагогический государственный университет, г. Москва Аннотация. В статье описываются некоторые особенности борьбы с коррупцией в Сингапуре: коммуникативный, институциональный и правоприменительный аспекты. Исследуется некоторые нормы уголовного законодательства Сингапура в отношении преступлений коррупционного типа, их квалифицирующие признаков, интерпретации типов коррупции, рассматриваются сложности, которые возникают в борьбе с коррупцией. Ключевые слова: Республика Сингапур, АТР, коррупция, рента, пропаганда, профилактика, правоприменение, уголовное законодательство. Summary. This article describes some of the features of corruption in Singapore: communicative, institutional and enforcement aspects. We investigate some of the criminal laws of Singapore in respect of crimes of corruption type of qualifying attributes, interpreting types of corruption are considered the difficulties that arise in the fight against corruption. Keywords: Republic of Singapore, AP region, corruption, rent, advocacy, prevention, law enforcement, criminal law. Республика Сингапур (авт.: далее – Сингапур) (малайск. Republik Singapura; кит. упр. 新加坡共和國, пиньинь: Xīnjiāpō Gònghéguó; там. சிங்கப்பூர் குடியரசு Ciŋkappūr Kudiyarasu) - мегаполис-государство, расположенный на островах в Юго-Восточной Азии. Сингапурская стратегия борьбы с коррупцией отличается своей функциональностью, логической строгостью и последовательностью: искоренение коррупции должно основано на минимизировании или исключении как можно большего количества предпосылок и условий, создающих как стимул, так и возможность склонения должностного лица и других лиц, способных участвовать в коррупционном процессе, к совершению коррупционных действий. Сингапур является парламентской республикой. Исполнительная власть в ней принадлежит кабинету министров во главе с премьер-министром, президент выполняет больше представительную роль, но в отдельных случаях может наложить вето на критические решения. При этом, в Сингапуре с 1965 года политически доминирует Партия «Народное действие» (People’s Action Party, PAP). Однако, такие оппозиционные партии, как Рабочая партия и Сингапурский демократический альянс, представлены в парламенте. Репортёры без границ ставят Сингапур на 140-е место в индексе свободы прессы из 167 стран [6]. Несмотря на это, правительство Сингапура создало в стране эффективную и прозрачную рыночную экономическую систему и институциональную основу для искоренения коррупции в виде сингапурского Бюро по расследованию случаев коррупции. Кроме того, правительство имеет репутацию честного и некоррумпированного, различные исследователи постоянно ставят Сингапур в первую десятку наименее коррумпированных стран в мире и на высшее место по отсутствию коррупции в АТР (азиатско-тихоокеанском регионе) (см. Transparency International) [7]. Коррупция (от лат. corrumpere - «растлевать») – определение и термин, обозначающие использование должностным лицом своих властных полномочий и доверенных ему прав в целях личного обогащения, противоречащее государственному законодательству и моральным установкам в обществе. Как правило, термин применяется по отношению к государственным и муниципальным служащим и политической элите. Соответствующий термин в европейских языках может иметь более широкое значение, связанное с его этимологией. В большинстве европейских стран и стран АТР коррупция относится к уголовным преступлениям. Характерным признаком коррупции является противоречие, конфликт между действиями должностного лица и интересами государства, либо конфликт между действиями выборного лица и интересами общества. Многие виды коррупции аналогичны мошенничеству, совершаемому должностным лицом, и относятся к категории преступлений против государственной власти. Участие в коррупционной деятельности может принимать любое лицо, обладающее дискреционной властью - властью над распределением каких-либо не принадлежащих ему ресурсов по своему усмотрению. Основным стимулом к коррупции является возможность получения экономической прибыли (ренты), связанной с использованием властных полномочий, а главным сдерживающим фактором - риск разоблачения и наказания. Коррупция не только как преступление, но и как общественное явление имеет давнюю историю, связанную с историей института власти как такового. К примеру, в своей «Божественной комедии» Данте поместил коррупционеров (мздоимцев) в восьмой (предпоследний) круг Ада. В момент обретения независимости в 1965 г., Сингапур был страной с высоким уровнем коррупции. А поскольку т.н. «вертикальная коррупция» является наиболее опасной для государственного устройства, тактика борьбы с ней была построена на ряде вертикальных мер: регламентации действий чиновников, упрощении бюрократических процедур, последовательном, комплексном, многоярусном надзоре над соблюдением высоких этических стандартов. Центральным звеном борьбы с коррупцией стала специальная служба - автономное Бюро по расследованию случаев коррупции, в которое граждане могут обращаться с жалобами на госслужащих и требовать возмещения убытков. Одновременно с этим было ужесточено законодательство, проведён ряд мер по усилению независимости судебной системы (с высокой зарплатой и привилегированным статусом судей), введены жесткие экономические санкции за дачу взятки или отказ от участия в антикоррупционных расследованиях, а также предприняты пропагандистские и иные коммуникативные специальные мероприятия, например, с освещением увольнения всех сотрудников таможни и других госслужб. Указанные меры сочетались с дерегулированием экономики, существенным поэтапным повышением зарплат чиновников и созданием конкурентной среды для подготовки квалифицированных административных кадров. В другом государстве АТР (азиатско-тихоокеанского региона) – КНР, коммуникативная составляющая борьбы с коррупцией также учитывается. В «Книге песен» - Ши-цзин (кит. трад. 詩經, упр. 诗经, пиньинь: Shī Jīng) - одной из древнейших памятников китайской литературы, уникальном источнике информации о языке и традициях различных регионов древнего Китая, сопоставимом с Риг-ведой по значимости и стилистике, включенной в канонический сборник конфуцианских текстов У-цзин, чиновники-коррупционеры (досл. - грабители) названы «большими крысами»; отмечается их прожорливость и ненасытность, быстрое воспроизведение и трудности со сдерживанием роста их популяции. Подобным образом и количество коррумпированных чиновников (в виду перспектив роста их численности) представляет для государственности огромную опасность. В китайском обществе (впрочем, как и российском) в отличие от современного сингапурского общества существует мнение, что «больше ловят мух, чем тигров»: мелкие преступники-коррупционеры осуждаются, а крупные остаются на свободе. В Китае даже стало популярным высказывание: «Большие мошенники выступают с докладами о борьбе с коррупцией, средние производят ревизии, а мелкие - попадают в тюрьму». В китайской медиасфере иногда акцентируется тезис о том, как строго преследовала компартия взяточников и казнокрадов во время революции, гражданской войны. Компартия Китая в начале 50-х годов развернула борьбу против «трех и пяти зол», в число которых входили различные виды коррупции. В ходе этой кампании получило известность дело Лю Циншаня и Чжан Цзышаня - двух видных партийных руководителей. Будучи замешанными в особо крупных хищениях, они были расстреляны. Однако, уже в 80-х годах один из руководителей КПК Чэнь Юнь заявил, что «вопрос стиля работы партии - это вопрос ее жизни и смерти». Смысл его слов был ясен: «вопрос стиля работы партии» преследовал цель очищения аппарата правящей партии от коррупционеров. Но если КНР в своей стратегии борьбы с коррупцией в настоящее время делает больший, на наш взгляд, упор на жесткость (и даже жестокость) антикоррупционных санкций, то в Сингапуре эффективно реализован на практике принцип неотвратимости наказания за преступления коррупционной направленности. В отличие от КНР, в источниках не встречается описания применения высшей и исключительной мер наказаний (в виде смертной казни) по отношению к лицам, осуждённым за коррупционные преступления. При этом, уровень преступности в Сингапуре - один из самых низких в АТР и в мире в целом, но существует смертная казнь, например за совершение особо жестоких убийств и торговлю наркотиками (смертная казнь через повешение). В период с 1991 по 2011 было приведено в исполнение более 500 смертных приговоров, это один из наиболее высоких показателей в мире по приведению смертных приговоров в исполнение. В настоящее время Сингапур занимает лидирующие места в мире по отсутствию коррупции, свободе предпринимательства и развитию инвестиционного климата. На практике государственная власть Сингапура в борьбе с коррупцией столкнулась с неизбежной проблемой: антикоррупционные инструкции меняются значительно медленнее, чем внешние условия. Поэтому они оставляют место для потенциальных коррупционно-опасных действий по усмотрению должностных лиц и других участников этого процесса, поскольку иначе система управления становится совершенно негибкой, и несоответствие жёстких норм реалиям способно полностью остановить работу госаппарата. Однако это означает, что в непредусмотренной законом, ситуации администратор может начать руководствоваться наиболее выгодной рентой, следовательно, тщательная, регулярная и гибкая нормотворческая деятельность в этом направлении просто необходима. Сингапур на начальных этапах борьбы с коррупцией столкнулся также с такой проблемой как невозможность всеохватывающего контроля. Надзор требовал больших затрат бюджетных средств, а чрезмерно жёсткий контроль при этом наносил удар по качественным характеристикам управленческих кадров, персонала среднего звена и приводил к оттоку значительной части кадров. Таким образом, стало очевидным, что система и принципы управления ею сами по себе содержат потенциальную возможность для коррупции. Эта возможность перерастает в объективные условия, когда потенциальная рента преобладает над рисками. Данная проблема циклически, в разных формах, может воспроизводиться в бюрократическом аппарате, поскольку администраторы высшего уровня назначают своих подчинённых, формируют структуру ведомств и т. д. Даже системы с высокоразвитой представительной демократией сталкиваются с тем, что хотя высшие должности и занимают политические элиты, получившие властные полномочия от народа и рискующие потерей власти на следующих выборах, это не является гарантией минимизирования коррупции. При этом, одним из наиболее спорных вопросов является роль государственного регулирования рынков и государства как монополиста. Сторонники свободного рынка указывают, что уменьшение роли государства и рост конкуренции способствуют снижению коррупции, так как снижается объём необходимых дискреционных властных полномочий и сокращаются возможности для создания преимущественного положения на рынке посредством коррупционно-протекционного регулирования, а следовательно, возможности для поиска коррупционной ренты. Действительно, для всех стран с низкой коррупцией характерна относительно свободная экономика. Однако, частный сектор не всегда в состоянии предложить удовлетворительное решение проблем, и в таких случаях оправдано вмешательство государства как главного регулятора. Это, в свою очередь, создаёт предпосылки для недобросовестного надзора и сбора государственной ренты. Таким образом, полное избавление от коррупции оказывается невозможным даже в открытой экономике. Однако, процесс «сдержанной» экономической либерализации осуществляемый, например, правительством КНР по своей сути является активным вмешательством в экономику (которое вдобавок может сопровождаться созданием источников коррупционного обогащения). Поэтому на практике начальный период либерализации может сопровождаться противоположным эффектом - ростом коррупции [4]. И, наконец, исследования показывают отсутствие зависимости уровня коррупции при либерально-демократической политической системе от того, придерживается ли руководство страны неолиберальной или социал-демократической идеологии [3]. Более того, во многих странах с низкой коррупцией относительно большие налоги и государственные расходы (Канада, страны Скандинавии). Однако, к моменту обретения независимости в 1965 году Сингапур оказался в ситуации, сравнимой с постсоветской Россией. Страна находилось в очень тяжелом экономическом и политическом положении, наблюдался стабильный рост организованной преступности, а большинство чиновников участвовало в коррупционных схемах. Лидеры Сингапур пришли к пониманию необходимости минимизировать коррупцию, осознавая, что она представляет угрозу для государственной безопасности. Первое правительство страны в противостоянии коррупции столкнулось ещё с несколькими проблемами. Закон, регулирующий борьбу с коррупцией, был недоработанным. Многие коррупционные преступления оказались вне сферы его применения, а работники правоприменительных органов не обладали достаточными полномочиями для эффективного исполнения закона. При этом, госчиновники имели достаток гораздо более низкий, чем, к примеру, работники коммерческого сектора. Таможенные чиновники получали взятки за «ускорение» проверки транспортных средств, перевозивших контрабанду и запрещенные товары и другие коррупционные услуги. Персонал Центральной службы обеспечения продавал заинтересованным лицам информацию о госзаказах и заявках, поступивших на тендер. Чиновники Импортно экспортного департамента получали взятки за ускорение выдачи разрешений и т.д. [1]. Себя и своих соратников премьер-министр Сингапура Ли Куан Ю, начавший системную борьбу с коррупцией, характеризовал как «группу буржуазных, получивших английское образование лидеров». «[Члены правительства] были вполне уверены, что смогли бы обеспечить себя средствами к существованию и не работая в правительстве, – мне и подобным мне профессионалам это было вполне по силам…У большинства из нас работали жены, которые могли бы содержать семью, если бы мы находились в заключении или отсутствовали. А поскольку министры вызывали уважение и доверие людей, то и государственные служащие вели себя с достоинством и принимали решения с уверенностью» [1]. В 1960 году стратегия борьбы с коррупцией была закреплена в Законе о предотвращении коррупции и наделении Бюро по расследованию коррупции особыми полномочиями. Произошло упрощение процедур принятия решений, была устранена всякая двусмысленность и непоследовательность в законодательстве, были отменены излишние регулирующие нормы - вплоть до отмены разрешений и лицензирования. Независимое Бюро занялось борьбой с коррупцией в высших эшелонах власти. Расследования были инициированы также против близких родственников Ли Куан Ю. Ряд министров, уличённых в коррупции, были приговорены к различным срокам заключения, либо покончили жизнь самоубийством, либо бежали из страны. Среди них были и давние соратники Ли Куан Ю. Всё это говорит о необходимости системных политических мер и политической воли в борьбе с коррупцией. Ли Куан Ю в своих воспоминаниях отмечает, что он постоянно насаждал принцип верховенства закона и равенство всех перед законом, включая высших чиновников и своих родственников. «Начать с проповеди высоких моральных принципов, твердых убеждений и самых лучших намерений искоренить коррупцию – легко. А вот жить в соответствии с этими добрыми намерениями – трудно. Для этого требуются сильные лидеры и решимость бороться со всеми нарушителями, безо всяких исключений. Служащие Бюро должны были располагать полной поддержкой политического руководства, чтобы действовать без страха и в соответствии с законом» [1]. Были резко подняты зарплаты судей, на судейские должности были назначены лучшие юристы страны. Зарплата сингапурского судьи достигла нескольких сот тысяч долларов в год (в 1990-е годы – свыше 1 млн. долл.). на политическом уровне было принято решение о подавлении нескольких могущественных ОПГ. Госслужащим, занимающим ответственные посты, были увеличены зарплаты до уровня менеджеров частных корпораций. При пересмотре ставок в 1989 и 1994 гг. заработные платы высшим государственным служащим Сингапура повысились до такого уровня, что они стали самыми большими в мире. Важной мерой борьбы с коррупцией явилось стратегирование в вопросах пропаганды антикоррупционной деятельности государства и его граждан [2]. Правительство учло закономерность, заключающуюся в том, что предусмотренные законом жесткие наказания не будут действенными, если они не опираются на эффективное правоприменение. Именно поэтому Бюро (см. выше) в Сингапуре стало универсальным антикоррупционным агентством. Основные функции Бюро: рассмотрение жалоб, содержащих обвинения в коррупции в общественной и частной сферах, расследование случаев халатности и небрежности, допущенных государственными служащими, а также проверка законности их действий и решений. Сотрудники Бюро имеют исключительное право без решения суда задерживать и обыскивать подозреваемых в коррупционных действияхх, если на то есть основания в соответствии с Законом. Бюро наделено полномочиями вести расследование не только в отношении подозреваемого в коррупции, но также его родственников и поручителей, проверять любые их банковские, долевые и расчетные счета и финансовые записи, вызывать на допрос свидетелей, а также расследовать любые правонарушения, вскрывающиеся в ходе изучения коррупционного дела. Особое внимание в оперативной работе Бюро уделяется работникам правоприменительных органов и служащим, которые по роду своей деятельности занимают потенциально коррупциогенные должности. Объединенное с офисом премьер-министра, Бюро возглавляется директором, напрямую подчиняющимся главе государства. Показательно, что Бюро имело на 2011 г. всего 71 сотрудника - 49 следователей и 22 административных работника, представляя собой подразделение администрации Премьер-министра Сингапура. В Бюро входят три подразделения: следственное, справочно-информационное и вспомогательное. Следователи Бюро наделены следующими полномочиями: 1. Производить аресты, в соответствии с Законом;
2. Следователи наделены правом изъятия вещественных доказательств. Сотрудники Бюро, по выданной повестке, могут входить в любое помещение, обыскивать его, производить выемку любых документов или имущества, связанных с коррупционными действиями. Антикоррупционное законодательство Сингапура – достаточно гибкое и регулярно пересматривается и дополняется. Правовая система Сингапура нацелена на профилактику коррупции, в том числе и посредством пропагандистской работы. Глава министерства юстиции Йонга Пунг Хо, отметил в 2002 году: «Я не сомневаюсь, что в судах можно применять куда более жесткие наказания, чтобы воспитать в обществе недоверие и отвращение к действиям, наделяющим гражданскую службу сомнительной репутацией, и серьезно вредящим беспристрастной работе нашей уголовной системы. Легкое попустительство преступлению, сделанное сегодня, выведет из равновесия эффективность нашей гражданской службы, уменьшив доверие населения к правоприменительным органам, и откинув назад усилия правительства по созданию в международном сообществе облика Сингапура как безопасного и свободного от коррупции государства» [5]. Как правило, агентства подобные сингапурскому Бюро по расследованию случаев коррупции, создаются там, где коррупция проникла в суды, прокуратуру, в органы полиции и спецслужбы. Практически все подобные агентства учреждены именно в странах АТР, и лишь один такой аппарат создан в Новом Южном Уэльсе - одном из штатов Австралии. Как правило, такие органы независимы от других правоохранительных структур, и напрямую подчиняется высшему руководителю страны. Отбираются в них самые достойные и безупречные кадры. Такой орган наделяется чрезвычайными полномочиями для проведения оперативных и следственных действий на фоне эффективной системы социально-политического коммуницирования и общественного надзора над его деятельностью. В Сингапуре несколько авторитарные методы борьбы с коррупцией во многом определяются политическим руководством страны, а эффективность противостояния коррупции основана на неотвратимости наказания. При этом, государство также выстроило эффективную систему коммуницирования по вопросам борьбы с коррупцией во всех сферах жизни сингапурского общества. Примечания 1. Ли Куан Ю. Сингапурская история. Из «третьего мира» – в первый. - М., МГИМО (У) МИД России, 2005. 2. Тихомиров С.А. Гипербола и феномен преувеличения: Лингвистика и политическая коммуникация (градуальный аспект) – Германия, Гамбург, LAP Lambert Academic Publishing, 2012. - С. 331. 3. Kaufmann D. Research on corruption: critical empirical issues // Economics of corruption / ed. Jain A. K. - Mass.: Kluwer. - 1998. - P. 129. 4. Weyland K. The politics of corruption in Latin America // Journal of Democracy. - 1998. - Vol. 9, No. 2. - P. 108. 5. http://app.cpib.gov.sg/cpib_new/user/default.aspx?pgID=201 6. http://en.rsf.org 7. http://transparency.org |
Книга по борьбе с коррупцией предисловие российской редакционной коллегии Транспаренси Интернешнл (ТИ) под редакцией Джереми Поупа; результаты обсуждения этой книги, которое было организовано в июне 1999... |
Международная научно-практическая конференция «предпринимательская... «предпринимательская деятельность в условиях глобализации и интеграции экономики» |
||
Использование бумаги в игровых технологиях Цель: Способствовать повышению уровня профессиональной компетентности педагогов, мотивации на системное использование в практике... |
При верховном суде российской федерации Владимир Путин, выступая с ежегодным посланием Федеральному собранию, отдельно затронул тему борьбы с коррупцией. Сегодня она стоит... |
||
Статья из рубрики "Вызовы и угрозы международной безопасности" Шитова Е. Н. Методы борьбы с коррупцией в Бразилии: достижения и новые вызовы // nb: Международные отношения. 2015. № С. 123-143.... |
С. Е. Метелёв международная трудовая миграция в условиях глобализации... Метелев С. Е. Международная трудовая миграция в условиях глобализации и нелегальная миграция в России. М., 2006. с |
||
Литература Основные направления внешнеэкономической деятельности России в условиях глобализации и интеграции мировой экономики |
Соискателя на степень бакалавра: Свиридовой Екатерины Георгиевны... ... |
||
С. В. Кортунов проблемы национальной идентичности россии в условиях глобализации Монография подготовлена в рамках реализации проекта Научного Фонда гу-вшэ №07-01-126 |
Курсовая работа на тему: роль и механизм функционирования тнк в условиях... Тенденции развития тнк в современных международных экономических отношениях |
||
План Введение 2 Глава Ценовые стратегии корпоративных предприятий... В условиях конкурентного рынка цена формируется преимущественно под воздействием факторов, объективно складывающихся независимо от... |
Федерации Программа «мва: профессиональная специализация» На тему:" Формирование стратегии и сценарный анализ в условиях неопределенности " |
||
Министерство образования и науки РФ ано впо «смольный институт российской... Научно-методологические основы государственного управления социально-экономическим развитием в условиях глобализации |
Учебно-методическое пособие содержит комплекс учебно-методических... Эор для учащихся начального общего образования обеспечивает условия реализации требований фгос ноо, направленных на решение коммуникативных... |
||
Курсовая работа по дисциплине "Экономика фирмы" В этой связи, особенно актуальной становится разработка стратегии предприятия именно в условиях кризиса. В этом состоит актуальность... |
Отчет о научной деятельности мэбик показатели научно-методической... Национальная экономика в условиях глобализации: бизнес и общество в противостоянии кризису. Коллективная монография под общей редакцией... |
Поиск |