МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Дальневосточный федеральный университет»
(ДВФУ)
ИНЖЕНЕРНАЯ ШКОЛА ДВФУ
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ДИСЦИПЛИНЫ
«СОЦИОЛОГИЯ»
150300.62 Прикладная механика
Форма подготовки очная
Название школы Инженерная школа
Название кафедры механики и математического моделирования
курс ___4____ семестр __7____
лекции _36__ (час.)
практические занятия_______час.
Курсовое проектирование____семестр
лабораторные работы_______час.
консультации
всего часов аудиторной нагрузки____36____ (час.)
самостоятельная работа ____36_____ (час.)
реферативные работы (количество)
контрольные работы (количество)
зачет __________ семестр
экзамен____7______семестр
Учебно-методический комплекс составлен на основании требований государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования № 337 тех/БАК от 14 апреля 2000 года.
Учебно-методический комплекс дисциплины обсужден на заседании кафедры
социальных наук «19» июня 2012 г.
Заведующая кафедрой Кузина И.Г
Составитель: Купряшкин И.В., Панфилова А.О.
Оглавление
АННОТАЦИЯ УМКД………..…………………………………………………...3
РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА.…………………………………………..5
ЛЕКЦИИ..………………………………………………………………………...20
МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ……………………...68
КОНТРОЛЬНО-ИЗМЕРИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ…………………………73
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………….81
ГЛОССАРИЙ…………………………………………………………………….84
Аннотация учебно-методического комплекса дисциплины
«Социология»
Учебно-методический комплекс дисциплины «Социология» разработан для студентов 4 курса по направлению 150300.62 «Прикладная механика» в соответствие с требованиями ГОС ВПО по данному направлению и положением об учебно-методических комплексах дисциплин образовательных программ высшего профессионального образования (утверждено приказом и.о. ректора ДВФУ от 17.04.2012 № 12-13-87).
Дисциплина «Социология» входит в федеральный компонент цикла общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин.
Общая трудоемкость освоения дисциплины составляет 72 часа. Учебным планом предусмотрены лекционные занятия (36 часов), самостоятельная работа студента (36 часа). Дисциплина реализуется на 4 курсе в 7 семестре.
Содержание дисциплины охватывает круг вопросов, связанных с изучением основ социологии как науки об обществе, механизмов развития и функционирования различных социальных институтов и организаций, а также взаимосвязей экономических, и социальных процессов и явлений. Анализируются социально-значимые проблемы в различных сферах жизнедеятельности общества, в том числе: и в организационно-управленческой сфере и в сфере профессиональных взаимодействий.
Дисциплина «Социология» логически и содержательно связана с такими курсами, как «Философии», «Культурология», «Правоведение».
Учебно-методический комплекс включает в себя:
рабочую учебную программу дисциплины;
конспекты лекций (разбитые по темам полные конспекты);
материалы для организации самостоятельной работы студентов (задания и методические указания по их выполнению);
контрольно-измерительные материалы (тесты, индивидуальные задания, экзаменационные задания и вопросы);
список литературы (в том числе Интернет-ресурсов);
глоссарий.
Достоинством данного УМКД является раздел Контрольно-измерительные материалы, где собраны большое количество тестов, сгруппированных по темам, которые могут применятся как для итогового контроля, так для проверки самостоятельной работы.
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Дальневосточный федеральный университет»
(ДВФУ)
ИНЖЕНЕРНАЯ ШКОЛА ДВФУ
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
«СОЦИОЛОГИЯ»
150300.62 Прикладная механика
Форма подготовки очная
Название школы Инженерная школа
Название кафедры механики и математического моделирования
курс ___4____ семестр __7____
лекции _36__ (час.)
практические занятия_______час.
Курсовое проектирование____семестр
лабораторные работы_______час.
консультации
всего часов аудиторной нагрузки____36____ (час.)
самостоятельная работа ____36_____ (час.)
реферативные работы (количество)
контрольные работы (количество)
зачет __________ семестр
экзамен____7______семестр
Рабочая программа составлена на основании требований государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования № 337 тех/БАК от 14 апреля 2000 года.
Рабочая программа обсуждена на заседании кафедры
социальных наук «19» июня 2012 г.
Заведующая кафедрой Кузина И.Г
Составитель: Купряшкин И.В., Панфилова А.О.
Владивосток
I. Рабочая учебная программа пересмотрена на заседании кафедры:
Протокол от «_____» ____________________ 20__ г. № _______
Заведующий кафедрой _______________________ __________________
(подпись) (и.о. фамилия)
II. Рабочая учебная программа пересмотрена на заседании кафедры:
Протокол от «_____» _________________ 201 г. № ______
Заведующий кафедрой _______________________ __________________
(подпись) (и.о. фамилия)
АННОТАЦИЯ
При разработке рабочей учебной программы использованы:
Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования образовательной программы, утвержденный "14" апреля 2000 г., регистрационный номер 337 тех/бак. Требования к дисциплине из государственного образовательного стандарта:
Индекс
|
Наименование дисциплины и их основные разделы
|
Всего часов
|
ГСЭ.Ф.09
|
Социология
Предыстория и социально-философские предпосылки социологии как науки. Социологический проект О. Конта. Классические социологические теории. Современные социологические теории. Русская социологическая мысль. Общество и социальные институты. Мировая система и процессы глобализации. Социальные группы и общности. Виды общностей. Общность и личность. Малые группы и коллективы. Социальная организация. Социальные движения. Социальное неравенство, стратификация и социальная мобильность. Понятие социального статуса. Социальное взаимодействие и социальные отношения. Общественное мнение как институт гражданского общества. Культура как фактор социальных изменений. Взаимодействие экономики, социальных отношений и культуры. Личность как социальный тип. Социальный контроль и девиация. Личность как деятельный субъект. Социальные изменения. Социальные революции и реформы. Концепция социального прогресса. Формирование мировой системы. Место России в мировом сообществе. Методы социологического исследования.
|
|
Целью преподавания дисциплины является формирование социологического мышления на основе глубокого и полного представления о социологии, ее развитии, позволяющего познать и оценить социальный мир с научных позиций.
Общей задачей курса является изучение основных аспектов социологических знаний. Частные задачи изучения дисциплины «Социология» состоят в том, чтобы:
1. Сформировать представление о становлении и развитии социологии с научных позиций.
2. Создать представление об основных принципах организации, функционирования, взаимосвязи социальных структур общества.
3. На основе полученных знаний формировать способности студентов правильно ориентироваться в решении профессиональных задач, связанных с обеспечением безопасности жизнедеятельности.
Дисциплина «Социология» относиться к федеральному компоненту гуманитарного, социального и экономического цикла дисциплин государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению «Прикладная механика» (бакалавриат).
Дисциплина «Социология» базируется на сумме знаний, полученных в ходе освоения дисциплин «История», «Экономика».
Изучение данного курса помогает студентам осмыслить логику социальных явлений и процессов, происходящих в данный момент в России. Исследование острых общественных вопросов социального неравенства, бедности и богатства, межнациональных, экономических и политических конфликтов, болезненных процессах, происходящих во всех институтах российского общества, формирует активную жизненную и гражданскую позицию студенчества, их ценностные ориентации, в том числе профессиональные.
Требования к результатам освоения дисциплины
По окончании курса студент должен знать:
• основные этапы развития социологической мысли и современные направления социологической теории;
• определение общества как надындивидуальной реальности и целостной саморегулирующейся системы;
• предпосылки функционирования и воспроизводства общественного целого;
• основные социальные институты, обеспечивающие воспроизводство социальных отношений;
• основные этапы культурно-исторического развития обществ, механизмы и формы социальных изменений;
• понятия социализации и социального контроля; освоить социологическое понимание личности как социально-типического в индивидах, иметь представление о личности как субъекте социального действия и социальные взаимодействий;
• особенности формальных и неформальных отношений, природу лидерства и функциональной ответственности; понимать групповую динамику и особенности межличностных отношений в группах; понимать механизм возникновения и разрешения социальных конфликтов;
• культурно-исторические типы социального неравенства и стратификации; иметь представление о горизонтальной и вертикальной социальной мобильности;
• иметь представление о процессе и методах эмпирического социологического исследования.
Должен уметь:
• раскрывать общие закономерности в развитии общества, социальных структур, социальных отношений;
• анализировать основные проблемы стратификации российского общества, возникновение классов, причины бедности и неравенства, взаимоотношений социальных, групп, общностей, этносов;
• определять социальную базу общества, оценивать свое место в обществе, исходя из анализа личности, её уникальности в системе социальных взаимодействий;
• оценивать личность как субъект социального взаимодействия.
СТРУКТУРА ДИСЦИПЛИНЫ
Вид учебной работы
|
Всего часов
|
Распределение по семестрам
|
|
|
7 сем
|
|
Общая трудоемкость дисциплины
|
72
|
72
|
|
Лекции
|
36
|
36
|
|
Лабораторные занятия
|
|
|
|
Практические занятия (семинары)
|
|
|
|
Всего самостоятельная работа
|
36
|
36
|
|
Вид итогового контроля (экзамен, зачет)
|
экзамен
|
экзамен
|
|
|
|
|
|
Наименование разделов и тем курса
|
Количество часов
|
Всего
|
В том числе
|
Лекции
|
СРС
|
Раздел 1. История социологии. Методы социологических исследований.
|
8
|
4
|
4
|
1.1. Формирование научного статуса дисциплины.
|
4
|
2
|
2
|
1.2. История социологии.
|
4
|
2
|
2
|
Раздел 2. Социальные взаимодействия, социальный контроль и массовое сознание.
|
8
|
4
|
4
|
2.1. Социальное взаимодействие и социальные отношения.
|
4
|
2
|
2
|
2.2. Социальный контроль и девиация. Массовое сознание и массовые действия.
|
4
|
2
|
2
|
|
|
|
|
Раздел 3. Общество: типология обществ и социальные институты.
|
8
|
4
|
4
|
3.1 Социальная структура общества.
|
4
|
2
|
2
|
3.2 Социальный институт. Социальная организация.
|
4
|
2
|
2
|
Раздел 4. Мировая система и процессы глобализации.
|
8
|
4
|
4
|
4.1. Мировое сообщество и процессы глобализации.
|
4
|
2
|
2
|
4.2. Социальные движения.
|
4
|
2
|
2
|
Раздел 5. Социальные группы и общности.
|
8
|
4
|
4
|
5.1 Социальные группы и общности.
|
4
|
2
|
2
|
5.2 Социальные нормы и санкции.
|
4
|
2
|
2
|
Раздел 6.Социальная стратификация и социальная мобильность.
|
8
|
4
|
4
|
6.1 Социальное неравенство и социальная стратификация.
|
4
|
2
|
2
|
6.2 Социальная мобильность.
|
4
|
2
|
2
|
Раздел 7. Социальные изменения, культура как фактор социальных изменений.
|
12
|
6
|
6
|
7.1 Социальные изменения и социальный прогресс.
|
6
|
3
|
3
|
7.2 Культура как фактор социальных изменений.
|
6
|
3
|
3
|
Раздел 8. Личность и общество.
|
12
|
6
|
6
|
8.1 Личность как социальный тип и деятельностный субъект.
|
6
|
3
|
3
|
8.2 Общественное мнение как институт гражданского общества.
|
6
|
3
|
3
|
Итого
|
72
|
36
|
36
|
содержание теоретической части курса (36 часов)
Раздел 1. История социологии. Методы социологических исследований.( 4 часа)
Социология как наука об обществе, социальных отношениях и процессах, социальных общностях и институтах, механизмах межличностных взаимодействий. Ее предмет и объект, функции социологии. Понятие «социального». Социологические законы и категории. Место социологии в системе гуманитарного образования. Основные уровни социологического знания: общесоциологическая теория, социологические концепции среднего уровня и конкретно-социологические исследования.
Методы социологического исследования. Понятие выборки. Типы и методы формирования выборки.
Предыстория и социально-философские предпосылки социологии как науки. Зарождение социологического знания в середине XIX столетия, его предпосылки. Социологический проект О. Конта. Развитие его взглядов в работах Г. Спенсера, Э. Дюркгейма и других. Социологическая теория К. Маркса и Ф. Энгельса. Понимающая социология М. Вебера. Классические социологические теории. Современные социологические теории. Особенности современного этапа развития западной социологии, многообразие ее концепций и школ и ее основные макро- и микросоциологические направления.
Русская социологическая мысль. История развития социологической мысли в России. Русская социология на рубеже XIX – ХХ столетия. Положение социологии в СССР после революции. Забвение ее в период культа личности и возрождение в годы «хрущевской оттепели». Современное состояние российской социологии и перспективы ее развития.
Раздел 2. Социальные взаимодействия, социальный контроль и массовое сознание. (4 часа)
Понятие, признаки, структура социального действия. Социальные взаимодействия. Виды социальных взаимодействий по М. Веберу. Формы социального взаимодействия: кооперация, конкуренция, конфликт. Взаимодействие как обмен.
Понятие и функции социального контроля. Основные элементы социального контроля. Формальный и неформальный контроль. Понятие агентов социального контроля. Конформность. Понятие и социальные признаки девиации. Теории девиации. Формы девиации.
Раздел 3. Общество: типология обществ и социальные институты.( часа)
Общество и социальные институты. Понятие общества и его основные характеристики. Признаки общества. Общество как система. Подсистемы общества, их функции и взаимосвязь. Типология обществ. Подходы к развитию общества. Определение понятия «социальный институт». Элементы социального института (ценности, роли, нормы). Виды, функции, дисфункции социальных институтов Мировая система и процессы глобализации. Социальная организация.
Раздел 4. Мировая система и процессы глобализации.(4 часа)
Формирование мировой системы. Определение мирового сообщества. Мировое сообщество как сложная неоднородная система: промышленно-развитые страны, новые индустриальные страны, страны с переходной экономикой, беднейшие страны мира. Международное разделение труда; транснациональные корпорации.
Процессы глобализации. Понятие глобализация. Факторы процесса глобализации: электронные средства коммуникации, развитие технологий, формирование глобальных идеологий. Социальные последствия глобализации. Глобальные проблемы современности: «Север-Юг», «Война-Мир», экологические, демографические.
Социальные движения : понятие и критерии классификации. Современные социальные движения. Классификацию социальных движений по: целям, средствам, акторам, демократические социальные движения, экологические, профсоюзные, движения за мир.
Раздел 5. Социальные группы и общности.(4 часа)
Понятие и виды социальных групп (первичные, вторичные, внутренние и внешние, референтные). Малые группы и коллективы. Понятие и признаки малой группы. Диада и триада. Структура малой социальной группы и отношения лидерства. Коллектив. Понятие социальной общности. Виды общностей: демографические, территориальные, этнические общности.
Общность и личность. Малые группы и коллективы.
Социальные нормы и социальные санкции. Понятие и виды социальных норм. Понятие и виды санкций. Типы санкций.
Раздел 6.Социальная стратификация и социальная мобильность(4 часа)
Социальные движения. Социальное неравенство, стратификация и социальная мобильность. Понятия социальной стратификации, социальное неравенство и социальной дифференциации. Исторические типы стратификации. Рабство, кастовая система, сословная система, классовая система. Критерии стратификации в современном обществе: доход и собственность, власть, престиж, образование. Системы стратификации современных обществ. Система стратификации современного западного общества: высший, средний и низший классы. Система стратификации современного российского общества. Особенности формирования высшего, среднего, низшего классов. Базовый социальный слой.
Понятие социального статуса. Социальное взаимодействие и социальные отношения.
Социальная мобильность и ее виды. Понятие мобильности. Виды мобильности: индивидуальная, групповая, межпоколенная, внутрипоколенная, вертикальная и горизонтальная. Каналы мобильности: доход, образование, брак, армия, церковь. Работа с тестами для закрепления изученного материала. Работа с ситуационными задачами для формирования следующих умений:
• определять тип социальной стратификации на основе характерных черт,
• классифицировать стратификационные системы современных обществ,
• определять вид социального статуса,
• определять вид социальной мобильности.
Раздел 7. Социальные изменения, культура как фактор социальных изменений (6 часов)
Культура как фактор социальных изменений. Понятие «культура». Культура как специфический способ организации и развития человеческой жизнедеятельности. Материальная и духовная культура. Структурные элементы культуры. Функции культуры. Формы культуры: элитарная, массовая, народная, субкультура и контркультура. Основные проблемы культуры в современных российских условиях. Культура как фактор социальных изменений. Взаимодействие экономики, социальных отношений и культуры.
Раздел 8. Личность и общество (6 часов)
Личность как социальный тип. Нормативная личность, модальная личность, идеальная личность. Теории личности З. Фрейда, Дж. Мида.
Общность и личность. Этапы социализации. Агенты социализации и институты социализации.
Социальная роль, ролевое поведение, ролевой конфликт.
Понятие социального статуса. Виды статусов (предписанный, достигаемый, смешанный). Статусный набор личности. Статусная несовместимость.
Общественное мнение как институт гражданского общества. Личность как социальный тип. Социальный контроль и девиация. Личность как деятельный субъект..
Социальные революции и реформы. Концепция социального прогресса. Формирование мировой системы. Место России в мировом сообществе.
III. тематика и перечень курсовых работ и рефератов
Рефераты:
1. Конституция Российской Федерации как основной закон страны.
2. В.В. Путин: политический портрет.
3. Д.А. Медведев: политический портрет.
4. «Закон о политических партиях» и формирование новой партийной системы в России.
5. Оппозиционные силы на современном этапе: состав и характер функционирования.
6. Социальная политика государства в условиях экономического кризиса.
7. «Партия власти» как структурообразующий элемент партийной системы Российской Федерации.
8. Национализм и ксенофобия в политической жизни современной России.
9. Политика России в отношении стран СНГ в 2000-2009 гг.
10. Законодательная и исполнительная власть в России: специфика их взаимодействия.
11. Терроризм как международная проблема современности.
12. Основные политические идеологии на рубеже XX-XXI вв.
13. Парламентские выборы 2003 и 2007 гг.: оценка политических итогов.
14. Президентские электоральные кампании 2004 и 2008 гг.: результаты и политические последствия.
15. Реформа исполнительной власти в Российской Федерации: причины и последствия.
16. Политическая элита современной России: состав, структура, методы рекрутирования.
17. Глобализация и геополитические перспективы России.
18. Антиглобализм как политическое движение современности.
19. Социальное государство в России: проблемы и перспективы.
20. Политическая культура России: базовая онтология и ценностные ориентации.
21. Законодательство о выборах в Российской Федерации.
22. Политическое будущее России: прогнозы специалистов.
23. Экономическое будущее России: прогнозы специалистов.
24. Глобальный финансовый кризис и изменение мировой политической конъюнктуры.
IV. контроль достижения целей курса
Вопросы к экзамену
1. Становление социологии как науки.
2. Характеристика научного статуса дисциплины.
3. Структура и функции социологии.
4. Методы социологических исследований.
5. Основные этапы развития социологической мысли.
6. Основные положения социологической теории О.Конта.
7. Сущность основной теории общества Г.Спенсора.
8. Теория «социального реализма» Э.Дюркгейма.
9. Понимающая социология М.Вебера.
10. Современная западная социология.
11. История развития социологической мысли в России.
12. Социальная структура личности. Статус. Роль.
13. Социализация личности.
14. Причины и социальная сущность девиантного поведения.
15. Социокультурное взаимодействие.
16. Социальные общности и группы.
17. Социальные институты.
18. Типы общества.
19. Социальная стратификация.
20. Социальная мобильность.
21. Социальная сущность, структура и функции семьи.
22. Роль культуры в развитии общества.
23. Общественное мнение как институт гражданского общества.
24. Мировая система и тенденция глобализации.
25. Социальные революции и реформы.
26. Формирование мировой системы.
27. Социальные движения.
28. Концепция социального прогресса.
29. Место России в мировом обществе.
30. Личность и общество.
31. Культура как фактор социальных изменений.
V.Учебно-методическое обеспечение дисциплины
Список основной литературы
1. Ерохина Л. Д. Социология. Методические указания. Владивосток. Изд-во ТГЭУ 2011.
2. Козырев Г. И. Социология. Уч. пособие для вузов. 320 с. М: Форум 2010.
3. Ковтун Г. С. Социология девиантного поведения. Уч. пособие. Вл-к. Изд-во ДВГТУ 141 с. – 2010 г.
4. Оврах Н. К. Общая социология. Учебно-методическое пособие. 147 с. Изд-во ДВГУ. 2010.
5. Волков Ю.Г. Социология / Ю.Г. Волков; Под общей ред. Доктора философских наук, проф. В.И. Добренькова.- Изд. 5-е – Ростов н/ Д: Феникс, 2008-571, (2) с.- (Высшее образование).
6. Добреньков В.И., Кравченко А.И. Социология: учебник.- М.: ИНФРА-М, 2006.-624с.
7. Кравченко А.И. Социология: Учебник для студентов несоциологических специальностей, естественно-научных и гуманитарных вузов./ Кравченко А.И., Анурин В.Ф.- СПб и др. Питер, 2005. -431с.
8. Социология. Учебник для студентов вузов/ В.Н. Лавриненко, Г.С. Лукашева, О.А. Останина и др./ Под ред. Проф. В.Н. Лавриненко – М.ЮНИТИ- ДАНА, 2008- 448с. (серия «Золотой фонд российских учебников»)
Список дополнительной литературы
1. Добреньков В.И. Социология: Краткий курс/ Добреньков В.И., Кравченко А.И.. М.: Инфра-М., 2004- 231с.- (серия «Высшее образование).
2. Кравченко А.И. Социология: учебник.- М.:ТК Велби, Изд-во Проспект, 2007.-536с.
3. Социологический справочник. Под общей ред. В.И.Воловича.-К.: Политиздат Украины, 1990.- 382с.
4. Никитин В.Д. Учебный социологический словарь / В.Д.Никитин, А.В.Починкин.-Малаховка: ЗАО «Книга и бизнес», 2009.- 278с.
Интернет-ресурсы
Шурбе В.З. Методология и методика социологического исследования: учебное пособие; Новосиб. гос. архитектур.-строит. ун-т (Сибстрин). - Новосибирск: НГАСУ (Сибстрин), 2008. - 128 с. http://window.edu.ru/resource/338/63338
Скибицкий Э.Г., Скибицкая И.Ю. Основы делового общения: Учебное пособие. - Новосибирск: НГАСУ, 2008. - 388 с. http://window.edu.ru/resource/340/63340
Сирота Н.М., Сидоров С.А. Общая социология: Учебное пособие. - СПб.: Национальный открытый институт России, 2009. - 128 с. http://window.edu.ru/resource/019/76019
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Дальневосточный федеральный университет»
(ДВФУ)
ИНЖЕНЕРНАЯ ШКОЛА ДВФУ
ЛЕКЦИИ
по дисциплине «Социология»
150300.62 - «Прикладная механика»
г. Владивосток
СОДЕРЖАНИЕ ТЕОРИТИЧЕСКОЙ ЧАСТИ КУРСА
Раздел 1. Понятия и история социологии. Методы социологических исследований (4 часа)
|