УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ
АДМИНИСТРАЦИИ МИНЕРАЛОВОДСКОГО
ГОРОДСКОГО ОКРУГА
П Р И К А З
06 сентября 2017г. г. Минеральные Воды № 885
Об утверждении требования к организации и проведению школьного этапа всероссийской олимпиады школьников
На основании приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 18 ноября 2013 года № 1252 «Об утверждении Порядка проведения всероссийской олимпиады школьников»
ПРИКАЗЫВАЮ:
1. Утвердить требования к организации и проведению школьного этапа всероссийской олимпиады школьников (далее – олимпиада) по общеобразовательным предметам на территории Минераловодского городского округа в 2017/18 учебном году по следующим общеобразовательным предметам:
по русскому языку (Приложение 1)
по литературе (Приложение 2)
по экологии (Приложение 3)
по праву (Приложение 4)
по английскому языку (Приложение 5)
по немецкому языку (Приложение 6)
по французскому языку (Приложение 7)
по испанскому языку (Приложение 8)
по экономике (Приложение 9)
по астрономии (Приложение 10)
по математике (Приложение 11)
по химии (Приложение 12)
по искусству (МХК) (Приложение 13)
по физике (Приложение 14)
по технологии (Приложение 15)
по биологии (Приложение 16)
по географии (Приложение 17)
по истории (Приложение 18)
по обществознанию (Приложение 19)
по физической культуре (Приложение 20)
по ОБЖ (Приложение 21)
по информатике и ИКТ (Приложение 22)
2. Решетниковой С.А., ведущему специалисту управления образования, организовать размещение данного приказа на сайте Управления образования в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
3. Контроль за исполнением данного приказа возложить на руководителя отдела общего образования А.А. Яцына.
Начальник управления образования
администрации Минераловодского
городского округа Л.А. Безруких
Приложение №1
к приказу управления образования
администрации Минераловодского
городского округа
№ 885 от 06.09.2017 г.
Требования
к проведению школьного этапа Всероссийской олимпиады
школьников по русскому языку
Настоящие требования к организации и проведению школьного этапа всероссийской олимпиады школьников 2017/18 учебного года подготовлены муниципальными предметно-методическими комиссиями по русскому языку и литературе на основании «Порядка проведения Всероссийской олимпиады школьников», утверждённого приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 18 ноября 2013 г. № 1252 (с изменениями от 17 марта 2015 года (Приказ Министерства образования и науки РФ № 249), от 17 декабря 2015 года (Приказ Министерства образования и науки РФ №1488).
1. Форма и порядок проведения школьного этапа всероссийской олимпиады школьников по русскому языку
Порядок проведения школьного этапа всероссийской олимпиады школьников (далее Олимпиада) по русскому языку и литературе определяется разделом III Порядка проведения всероссийской олимпиады школьников. Школьный этап Олимпиады состоит из одного письменного тура и проводится в срок согласно утвержденному графику.
2. Участники школьного этапа Олимпиады по русскому языку
Участниками школьного этапа Олимпиады по русскому языку и литературе являются учащиеся 5-11 классов. При разработке заданий Олимпиады на школьном этапе необходимо разбить учащихся на следующие возрастные группы:
1. 5-6 классы
2. 7-8 классы
3. 9 класс
4. 10-11 классы
3. Организация школьного этапа Олимпиады по русскому языку
Для проведения указанного этапа Олимпиады создается жюри школьного этапа Олимпиады по русскому языку. В состав жюри школьного этапа Олимпиады входят учителя русского языка и литературы образовательных организаций района.
Школьный этап Олимпиады по русскому языку проводится в классах по 15 столов; обязательно иметь достаточное количество экземпляров заданий, чистую бумагу для черновиков, авторучки, скрепки или степлер.
В здании, где проводится Олимпиада, должен быть оборудованный всем необходимым медицинский пункт с дежурной медицинской сестрой, присутствие которой должно быть обеспечено на всё время проведения Олимпиады.
4. Перечень справочных материалов, средств связи и электронно-вычислительной техники, разрешённых к использованию во время проведения Олимпиады.
Участникам Олимпиады запрещается использовать при выполнении заданий любые справочные материалы, словари, электронные средства связи, электронные книги и иное техническое оборудование. В случае нарушения участником Олимпиады Порядка проведения Олимпиады и Требований к проведению школьного этапа Олимпиады по русскому языку, созданных на основе данных рекомендаций, представитель организатора Олимпиады вправе удалить данного участника Олимпиады из аудитории без права дальнейшего участия в Олимпиаде по русскому языку в текущем году.
Школьный этап Олимпиады проводится в соответствии с требованиями к проведению указанного этапа и по заданиям, разработанным муниципальными предметно-методическими комиссиями, с учётом методических рекомендаций Центральной предметно-методической комиссии по русскому языку.
Жюри оценивает данные учащимися ответы, проводит анализ выполненных олимпиадных заданий, осуществляет очно по запросу участника показ работ, рассматривает очно апелляции участников, определяет победителей и призёров данного этапа Олимпиады на основании рейтинга по предмету и в соответствии с квотой, установленной организатором Олимпиады школьного этапа.
Школьный этап Всероссийской олимпиады школьников по русскому языку проходит в один (письменный) тур, в виде ответов на конкретно поставленные вопросы или решений определённых лингвистических задач, отдельно для участников 5-6, 7-8, 9 и 10-11-х классов.
Для проведения школьного этапа Олимпиады по русскому языку целесообразно определить неучебный день.
При проведении школьного этапа Олимпиады рекомендуется выделить несколько классных помещений для участников Олимпиады от каждой параллели для создания свободных условий работы участников – один человек за партой. Каждый участник должен быть обеспечен комплектом заданий и канцелярскими принадлежностями (бумагой, ручкой).
Рекомендуемое время начала Олимпиады – 10:00 по местному времени.
Рекомендуемое время выполнения заданий:
5-6 классы - 1 астрономический час, 7-8 классы - 1,5 часа, 9-11 классы - 3 часа.
До начала соответствующего этапа Олимпиады организаторы проводят инструктаж участников - информируют о продолжительности выполнения заданий, порядке подачи апелляций в случае несогласия с выставленными баллами, правилах поведения на Олимпиаде, а также о времени и месте ознакомления с результатами интеллектуального состязания.
5. Правила поведения во время Олимпиады:
- во время выполнения задания участники не вправе общаться друг с другом,
- во время выполнения задания участники не вправе свободно перемещаться по аудитории. В случае выхода участника из аудитории дежурный на обложке работы отмечает время его выхода;
- участник не имеет права в течение Олимпиады выносить из аудитории любые материалы, касающиеся Олимпиады (бланки заданий, листы ответа, черновики);
- участнику запрещается проносить с собой в аудиторию бумаги, справочные материалы, электронные средства связи, диктофоны, плееры, электронные книги, фотоаппараты и иное техническое оборудование;
- в случае нарушения участником Олимпиады Порядка проведения Олимпиады и Требований к проведению школьного этапа Олимпиады по русскому язык представитель организатора Олимпиады вправе удалить данного участника Олимпиады из аудитории, составив акт об удалении участника Олимпиады;
- участники Олимпиады, которые были удалены, лишаются права дальнейшего участия в Олимпиаде по русскому языку в текущем году. Для организации и контроля над проведением школьного этапа Олимпиады по русскому языку необходимо привлечь учителей-несловесников.
Все работы выполняются письменно. Сами работы предварительно кодируются. Жюри проверяет обезличенные работы и оценивает выполненные олимпиадные задания по единым критериям. Далее результаты выполнения каждого задания в работе суммируются, таким образом определяется общее количество баллов по результатам выполнения всей работы в целом.
Определение победителей и призёров школьного этапа Олимпиады осуществляется на основании «Порядка проведения Всероссийской олимпиады школьников», утверждённого приказом Министерства образования и науки РФ от 18 ноября 2013 г. № 1252.
После проверки работ проводится их анализ и показ, а также рассматриваются апелляции участников. Для повышения эффективности подготовки к олимпиадам необходимо не просто ознакомить участников с полученными результатами, но и осуществить разбор допущенных ошибок.
Жюри совместно с оргкомитетом Олимпиады осуществляет показ работ и рассматривает апелляции участников. Рекомендуется порядок проведения апелляций, практикующийся на региональном и заключительном этапах Олимпиады:
- Апелляция проводится в случаях несогласия участника Олимпиады с результатами
оценивания его олимпиадной работы.
- Рассмотрение апелляции проводится в спокойной и доброжелательной обстановке.
Участнику Олимпиады, подавшему апелляцию, предоставляется возможность убедиться в том, что его работа проверена и оценена в соответствии с критериями и методикой, разработанными Центральной предметно-методической комиссией.
- Апелляция участника Олимпиады рассматривается строго в день объявления результатов выполнения олимпиадного задания.
Для проведения апелляции участник Олимпиады подает письменное заявление.
Заявление на апелляцию принимается в течение 1 астрономического часа после окончания разбора заданий и показа работ на имя председателя Жюри (образцы документации: tp://www.rosolymp.ru/attachments/6484_Русский_язык_требования_ЗЭ_2017.pdf).
- При рассмотрении апелляции присутствует только участник Олимпиады, подавший
заявление, имеющий при себе документ, удостоверяющий личность.
- По результатам рассмотрения апелляции выносится одно из следующих решений:
• об отклонении апелляции и сохранении выставленных баллов;
• об удовлетворении апелляции и корректировке баллов.
- Критерии и методика оценивания олимпиадных заданий не могут быть предметом
апелляции и пересмотру не подлежат.
- Решения по апелляции принимаются простым большинством голосов. В случае
равенства голосов председатель Жюри имеет право решающего голоса.
- Решение по апелляции является окончательным и пересмотру не подлежит.
- Проведение апелляции оформляется протоколами, которые подписываются членами Жюри и Оргкомитета.
Протоколы проведения апелляции передаются председателю Жюри для внесения соответствующих изменений в протокол и отчетную документацию.
- Документами по проведению апелляции являются:
• письменные заявления об апелляциях участников Олимпиады;
• журнал (листы) регистрации апелляций;
• протоколы апелляции.
Участники школьного этапа Олимпиады, набравшие наибольшее количество баллов,
признаются победителями школьного этапа Олимпиады при условии, что количество
набранных ими баллов превышает половину максимально возможных баллов.
Количество призеров школьного этапа Олимпиады по каждому общеобразовательному предмету определяется, исходя из квоты победителей и призеров, установленной организатором муниципального этапа Олимпиады.
Призерами школьного этапа Олимпиады в пределах установленной квоты победителей и призеров признаются все участники школьного этапа Олимпиады, следующие в итоговой таблице за победителями.
6. Общая характеристика структуры заданий школьного этапа Олимпиады по русскому языку
Распределение заданий по темам может выглядеть следующим образом:
фонетика (выявление специфики соотношения буква/звук, особенностей произношения и др.);
словообразование (современное и историческое членение слова на словообразовательные единицы и определение способа словообразования);
грамматика (разграничение грамматических форм слова, демонстрация умения давать слову морфологическую характеристику в зависимости от его синтаксической роли в предложении);
лексикология и фразеология (определение лексического значения слов одной тематической группы; знание семантики готовых единиц русского языка - фразеологизмов);
графика и орфография (определение причин ошибки; понимание взаимосвязи букв и звуков, роли букв в слове; элементарные знания истории русской письменности);
лексикография (умение работать с лексикографическим материалом, знание структуры словарной статьи и специфики лингвистической информации, изложенной в определённых типах словарей),
история языка, диалектология, славистика (выявление специфики русского языка среди других языков славянской группы; сопоставление древнего и современного значений слов, современных и устаревших (литературных и диалектных) форм и др ).
Не следует включать в задания материал, требующий знаний, полученных при освоении вузовских курсов «Старославянский язык», «Историческая грамматика», «Русская диалектология», «История русского литературного языка» и др., например, определение грамматических форм в древнерусском тексте, фонетических процессов праславянской эпохи. Более того, не рекомендуется включать задания по работе с древнерусским или диалектным текстом в комплекты заданий 5 и 6 классов.
Для разных возрастных групп также необходимо учитывать следующие особенности:
5-6 классы
Рекомендуется составлять задания по следующим темам школьного курса русского языка: фонетика, морфемика и словообразование, орфография, этимология, лексикология, лексикография, морфология, синтаксис (в современном состоянии и в исторической ретроспективе) - в соответствии с программой для 5-6 классов, где обзорно изучаются в разном объёме указанные разделы. Рекомендуется преимущественно составлять лингвистические задачи, требующие чётко сформулированного ответа и краткого комментария; возможно представление заданий в тестовой форме (с кратким обязательным пояснением выбора правильного варианта), в том числе с заранее заданным алгоритмом ответа. Объём работы: 5-6 (6-10) заданий (в зависимости от сложности и объёма), время выполнения - 1 (один) астрономический час. Каждое задание (или большая часть) должно (должны) иметь монопредметный (одноуровневый) характер: отражать особенности конкретного раздела, темы. Процент комплексных (требующих применения знаний по 2 разделам или темам языка) должен быть минимальным (1-2 задания).
Поиск правильного ответа в большей части заданий не должен предполагать прохождение нескольких последовательных этапов решения.
Определение победителей и призёров следует проводить отдельно в 5 и 6 классах.
7-8 классы
Задания должны отражать те же разделы, что и для 5-6 классов. Особый акцент предлагается сделать на следующих темах: лексикология, этимология, морфология, синтаксис (на уровне словосочетания), особенностях использования той или иной части речи в роли члена предложения. Время выполнения - 1,5 (полтора) астрономических часа.
Рекомендуется преимущественно составлять лингвистические задачи, требующие чётко сформулированного ответа и краткого комментария.
Целесообразно предлагать один (общий) комплект заданий для учащихся 7-8 классов, так как это позволит лучше дифференцировать учащихся и выявить среди семиклассников лингвистически одарённых детей. Однако определять победителей и призёров необходимо отдельно в каждой параллели.
К указанным темам для возрастной группы 5-8 классов добавляются темы по синтаксису простого и сложного предложения. Типы заданий: лингвистические задачи, требующие чётко сформулированного ответа и обязательного комментария.
Количество заданий на школьном этапе - 8-10, время выполнения - 3 (три) астрономических часа.
Возможен разный подход к составлению комплектов заданий: отдельно для 9 класса и один для 10-11 классов, отдельно для каждого класса - 9, 10, 11. При любом подходе определение победителей и призёров следует проводить отдельно в каждой параллели - в 9, 10, 11 классах.
|