ПРИЛОЖЕНИЕ №
к приказу Минтранса России
от №
Нормы безопасности НБ ЖТ ТМ 01-98 «Элементы верхнего строения железнодорожного пути. Нормы безопасности» изменить (пересмотреть) в следующей редакции:
«1 Область применения
Настоящие требования распространяются на элементы верхнего строения железнодорожного пути общего пользования единой сети железных дорог Российской Федерации.
Настоящие требования являются техническим регламентом и обязательны для соблюдения всеми юридическими лицами, независимо от их организационно-правовой формы и ведомственной принадлежности, осуществляющими разработку, изготовление и поставку элементов верхнего строения железнодорожного пути.
2 Основные положения
2.1 Реализация установленных настоящих требований по сертификации осуществляется путем обязательного их включения в нормативные документы.
2.2 Выполнение установленных настоящих требований по сертификации является необходимым условием обеспечения безопасности движения, безопасности для жизни и здоровья людей, имущества и окружающей среды.
2.3 Оценка соответствия элементов верхнего строения железнодорожного пути настоящим требованиям осуществляется органом по сертификации при проведении работ по сертификации. При оценке соответствия могут быть использованы результаты анализа опыта эксплуатации, результаты установленных видов и категорий испытаний по соглашению между PC ФЖТ и заявителем в установленном порядке.
3 Термины и определения
В настоящих Нормах используются термины с соответствующими определениями:
Частица: Базовая единица оценки, как правило, неметаллическая частица.
Включение: Общее название для отдельных частиц, а также для частиц в сочетании с их размером и расстоянием между ними.
Строчка включений: Расположение подряд не менее трех частиц, образующих одно включение.
Примечание - см. рисунки А.2 и А.5 (приложение А).
Площадь измерения: Площадь на полированной поверхности образца, на которой производится определение. Как правило, площадь измерения составляет 200 мм2.
Расстояние между частицами: Расстояние е между частицами в главном направлении деформации и расстояние t в перпендикулярном направлении.
Примечание - см. рисунок А.1 (приложение А).
Расстояние между строчками включений: Соответствует определению расстояния между частицами (см. рисунок А.2 (приложение А)).
Нерегулярное: Нерегулярное расположение частиц в поле зрения.
Длина: Размер включения в главном направлении деформации, всегда больше ширины.
Диаметр: Наибольший размер включения, отнесенного к глобулярным включениям.
Ширина: Наибольший размер перпендикулярно к главному направлению деформации. Это ширина вписанного в ограничительный прямоугольник эллипса с такой же длиной, как включение.
Вытянутая частица: Частица эллиптической формы.
Примечание - см. рисунок А.7 (приложение А).
Глобулярная частица: Круглая или прямоугольная частица.
Вид: Включения различают по видам в зависимости от цвета, формы и расположения, но не от химического состава (см. приложение А).
Плавка: Количество материала, произведенное одновременно в одинаковых рабочих условиях.
Образец (для неметаллических включений): Часть металла головки рельса, изготовленная в соответствие с требованиями ГОСТ Р 51685 вдоль направления прокатки рельса, методами исключающими нагрев, образование прижогов и изменение микроструктуры.
Ограниченная оценка: Результаты определения среднего содержания включений, ограниченное теми включениями, которые превышают заданное значение длины, коэффициента формы или площади.
Трещиностойкость: Способность рельса как конструкции сопротивляться развитию возникшей в нем трещины.
Вероятность безотказной работы: Вероятность того, что в пределах заданной наработки отказ объекта не возникнет.
Визуальный контроль: Органолептический контроль, осуществляемый органами зрения.
Контрольный образец: Отдельное представительное изделие или измеренное количество материала.
Контроль: Мероприятия, включающие проведение измерений, испытаний, проверки одной или нескольких характеристик изделия или услуги и их сравнение с установленными требованиями с целью определения соответствия.
Метод испытания: Установленные технические правила проведения испытания.
Метод контроля: Правила применения определенных принципов и средств контроля.
Наработка: Продолжительность или объем работы объекта.
Полигонные испытания: Испытания опытно-промышленной партии, проводимые на подконтрольном участке железнодорожного пути, который характеризуется постоянными, на период испытаний, условиями эксплуатации, включая состояние пути и подвижных единиц.
Работоспособность: Состояние объекта, при котором значения всех параметров, характеризующих способность выполнять заданные функции, соответствуют требованиям нормативно-технической и (или) конструкторской документации.
Образец (проба) - отдельное представительное изделие или измеренное количество материала.
Типовая методика испытаний: Организационно-методический документ, утвержденный и аттестованный в установленном порядке, содержащий сведения о методах испытаний по определению одной или нескольких взаимосвязанных характеристик однородной группы продукции.
4 Требования по сертификации
Требования по сертификации, предъявляемые к элементам верхнего строения железнодорожного пути, приведены в таблице 1. Сведения о нормативных документах, на которые даны ссылки в таблице 1, приведены в таблице 2.
ТРЕБОВАНИЯ ПО СЕРТИФИКАЦИИ ЭЛЕМЕНТОВ ВЕРХНЕГО СТРОЕНИЯ ПУТИ
Таблица 1
Наименование сертификационного показателя
|
Нормативные документы, устанавливающие требования к сертификационному показателю
|
Нормативные значения сертификационного показателя
|
Нормативные документы, устанавливающие методы проверки (контроля, испытаний) сертификационного показателя
|
Регламентируемый способ подтверждения соответствия
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
1. Рельсы железнодорожные широкой колеи.
|
1.1 Геометрические размеры и качество поверхности
|
ГОСТ Р 51685
|
|
ГОСТ Р 51685
|
Измерение
|
длина с отверстиями, мм *
В
Т1
Н
|
ГОСТ Р 51685
п.5.4
|
25000±4
25000±9
25000±6
|
ГОСТ Р 51685
п.8.2
|
то же
|
длина без отверстий, мм
В
Т1, Н
|
то же
|
25000±10
25000±20
|
то же
|
-"-
|
высота рельса Н, мм
Р50 В
Р50 Т1, Н
Р65 В
Р65 Т1, Н
Р75 В
Р75 Т1, Н
Р65К В
Р65К Т1, Н
|
ГОСТ Р 51685
п.5.1
|
152+0,6-0,5
152+0,8-0,5
180±0,6
180±0,8
192±0,6
192±0,8
181±0,6
181+1,3-1,0
|
ГОСТ Р 51685
п.8.1
|
-"-
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
ширина головки b, мм
Р50 В
Р50 Т1, Н
Р65, Р75 В
Р65, Р75 Т1, Н
Р65К В
Р65К Т1, Н
|
ГОСТ Р 51685
п.5.1
|
72±0,4
72±0,5
75±0,4
75±0,5
75±0,4
75±0,5
|
ГОСТ Р 51685
п.8.1
|
Измерение
|
ширина подошвы B, мм
Р50 В
Р50 Т1, Н
Р65, Р75 В
Р65, Р75 Т1, Н
Р65К В
Р65К Т1, Н
|
то же
|
132±0,8
132±1,0
150±0,8
150+1,0-1,5
150±0,8
150+1,0-2,0
|
то же
|
то же
|
высота шейки h, мм
Р50 В, Т1, Н
Р65, Р65К В, Т1, Н
Р75 В, Т1, Н
|
-"-
|
83+0,3-0,5
105+0,3-0,7
104+0,3-0,7
|
-"-
|
-"-
|
толщина шейки е, мм
Р50 В
Р50 Т1, Н
Р65, Р65К В
Р65, Р65К Т1, Н
Р75 В
Р75 Т1, Н
|
-"-
|
16±0,4
16+0,8-0,5
18±0,4
18+0,8-0,5
20±0,4
20+0,8-0,5
|
-"-
|
-"-
|
высота пера m, мм
Р50 В
Р50 Т1, Н
Р65, Р65К В
Р65 Т1, Н
Р65К Т1, Н
Р75 В
Р75 Т1, Н
|
-"-
|
10,5±0,5
10,5+1,0-0,5
11,2±0,5
11,2+1,0-0,5
11,2±1,0
13,5±0,5
13,5+1,0-0,5
|
-"-
|
-"-
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
диаметр болтового отверстия d, мм
Р50 В
Р50 Т1, Н
Р65, Р65К В
Р65, Р65К Т1, Н
Р75 В
Р75 Т1, Н
|
ГОСТ Р 51685
п.5.2
|
34±0,8
34±1,0
36±0,8
36±1,0
36±0,8
36±1,0
|
ГОСТ Р 51685
п.8.1
|
Измерение
|
отклонение формы поверхности катания головки от номинальной (по оси симметрии), мм
Р50 В
Р50 Т1, Н
Р65, Р75 В
Р65, Р75 Т1, Н
Р65К В,Т1,Н
|
ГОСТ Р 51685
п.5.1
|
±0,3
±0,5
±0,3
±0,5
не нормируется
|
то же
|
то же
|
вогнутость подошвы, мм
для всех типов и категорий рельсов
|
то же
|
не допускается
|
-"-
|
-"-
|
выпуклость подошвы (равномерная), мм
Р50, Р65, Р65К, Р75 В
Р50, Р65, Р75, Р65К Т1, Н
|
-"-
|
0,3
0,5
|
-"-
|
-"-
|
отклонение профиля от симметричности (асиммет-ричность), мм
Р50В
Р50 Т1, Н
Р65, Р75, Р65К В
Р65, Р75, Р65К Т1, Н
|
-"-
|
±1,0
±1,2
±1,0
±1,3
|
-"-
|
-"-
|
|