Оглавление
Общие положения 3
1.Целевой раздел 4
1.1. Пояснительная записка 4
1.1.1.Цели реализации основной образовательной программы начального общего образования. 4
1.1.2.Принципы и подходы к формированию основной образовательной программы начального общего образования и состава участников образовательных отношений. 5
1.1.3.общая характеристика основной образовательной программы начального общего образования. 6
1.1.4. Общие подходы к организации внеурочной деятельности 8
1.2.Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы 10
1.2.1.Структура планируемых результатов 10
1.2.2.Формирование универсальных учебных действий 12
Требования ФГОС 14
1 класс 14
2 класс 14
3 класс 14
4 класс 14
Формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций . 14
Воспринимать объединяющую роль России, как государства, территории проживания и общности языка. Соотносить понятия «родная природа» и «Родина» 14
Проявлять чувство сопричастности с жизнью своего народа и Родины, осознавать свою гражданскую и национальную принадлежность. Собирать и изучать краеведческий и исторический материал. 14
Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий. 14
Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов 14
Находить общие нравственные категории в культуре разных народов. 14
Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире 14
Принимать новый статус себя, как члена «школьного коллектива», члена «группы продленного дня» и т.д. 14
Ценить взаимопомощь и взаимоподдержку других людей. 14
Познавать моральные нормы и этические требования. 14
Принятие и освоение социальной роли учащегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения 14
Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе 14
поступках. 15
Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств 15
Внимательно относиться к собственным переживаниям, вызванным восприятием природы, произведений искусства. 15
Проявлять эстетическое чувство на основе знакомства с художественной культурой. 15
Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально - нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей 15
Уважительно относится к чужому мнению 15
Уважительно относится к чужому мнению, уметь принимать его 15
Проявлять уважительное отношение к истории и культуре других народов 15
Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций 15
Адекватно воспринимать оценку учителя. 15
Признавать собственные ошибки. Сопоставлять собственную оценку своей деятельности с оценкой её товарищами, учителем. 15
Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям 15
Выполнять правила личной гигиены, безопасного поведения в школе, дома, на улице, в общественных местах. 15
Чтение. Работа с текстом (метапредметные результаты) 22
Формирование ИКТкомпетентности обучающихся (метапредметные результаты) 26
Требования ФГОС 33
1 класс 33
2 класс 33
3 класс 33
4 класс 33
плану. 34
средства ИКТ). 35
неуспеха. 35
оценки. 35
задания. 35
действия 36
внимания. 36
Ученик может перевести в устный текст данные из таблицы, схемы 36
Ученик может перевести в устный текст данные из таблицы, схемы, диаграммы, может дополнить или достроить их 36
Ученик может перевести в устный текст данные из таблицы, схемы, диаграммы, может дополнить или достроить их, использовать эти средства для записи текстовой информации. Оформлять свои мысли используя таблицы, схемы, диаграммы. 36
аргументы. 37
числе и ИКТ. 37
ее оценивая. 37
помощью ИКТ). 38
и сети Интернет. 38
словаря. 39
вопрос. 40
источников. 40
проблемы. 45
следовать им. 45
уважительно 45
других людей. 46
групповой работы. 46
Предъявлять освоенность начальных сведений о сущности объектов, действительности в соответствии с содержанием конкретных учебных предметов. 46
Предъявлять освоенность начальных сведений о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности в соответствии с содержанием конкретных учебных предметов. 46
Предъявлять освоенность базовых предметных и межпредметных понятий, отражающих существенные связи и отношения между объектами и процессами изученными в первом классе. 47
Предъявлять освоенность базовых предметных и межпредметных понятий, отражающих существенные связи и отношения между объектами и процессами изученными в первом и втором классе. 47
учителя. 48
компьютере. 48
компьютере. 47
1.2.2.1.Планируемые результаты и содержание образовательной области «Русский язык и литературное чтение» на уровне начального общего образования 53
Русский язык 53
различать изменяемые и неизменяемые слова; 55
различать родственные (однокоренные) слова и формы слова; 55
находить в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончание, корень, приставку, суффикс. 55
выявлять слова, значение которых требует уточнения; 55
определять значение слова по тексту или уточнять с помощью толкового словаря 55
подбирать синонимы для устранения повторов в тексте. 55
Выпускник получит возможность научиться: 55
подбирать антонимы для точной характеристики предметов при их сравнении; 55
различать употребление в тексте слов в прямом и переносном значении (простые случаи); 55
оценивать уместность использования слов в тексте; 55
выбирать слова из ряда предложенных для успешного решения коммуникативной задачи. 56
распознавать грамматические признаки слов; 56
с учетом совокупности выявленных признаков (что называет, на какие вопросы отвечает, как изменяется) относить слова к определенной группе основных частей речи (имена существительные, имена прилагательные, глаголы). 56
Выпускник получит возможность научиться: 56
проводить морфологический разбор имён существительных, имён прилагательных, глаголов по предложенному в учебнике алгоритму; оценивать правильность проведения морфологического разбора; 56
находить в тексте такие части речи, как личные местоимения и наречия, предлоги вместе с существительными и личными местоимениями, к которым они относятся, союзы и, а, но, частицу не при глаголах. 56
различать предложение, словосочетание, слово; 56
устанавливать при помощи смысловых вопросов связь между словами в словосочетании и предложении; 56
классифицировать предложения по цели высказывания, находить повествовательные/побудительные/вопросительные предложения; 56
определять восклицательную/невосклицательную интонацию предложения; 56
находить главные и второстепенные (без деления на виды) члены предложения; 56
выделять предложения с однородными членами. 56
различать второстепенные члены предложения —определения, дополнения, обстоятельства; 56
выполнять в соответствии с предложенным в учебнике алгоритмом разбор простого предложения (по членам предложения, синтаксический), оценивать правильность разбора; 56
различать простые и сложные предложения. 56
применять правила правописания (в объёме содержания курса); 57
определять (уточнять) написание слова по орфографическому словарю учебника; 57
безошибочно списывать текст объёмом 80—90 слов; 57
писать под диктовку тексты объёмом 75—80 слов в соответствии с изученными правилами правописания; 57
проверять собственный и предложенный текст, находить и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки. 57
осознавать место возможного возникновения орфографической ошибки; 57
подбирать примеры с определённой орфограммой; 57
при составлении собственных текстов перефразировать записываемое, чтобы избежать орфографических
и пунктуационных ошибок; 57
при работе над ошибками осознавать причины появления ошибки и определять способы действий, помогающиепредотвратить её в последующих письменных работах. 57
оценивать правильность (уместность) выбора языковых и неязыковых средств устного общения на уроке, в школе, в быту, со знакомыми и незнакомыми, с людьми разного возраста; 58
соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета и правила устного общения (умение слышать, реагировать на реплики, поддерживать разговор); 58
выражать собственное мнение и аргументировать его; 58
самостоятельно озаглавливать текст; 58
составлять план текста; 58
сочинять письма, поздравительные открытки, записки и другие небольшие тексты для конкретных ситуаций общения. 58
создавать тексты по предложенному заголовку; 58
подробно или выборочно пересказывать текст; 58
пересказывать текст от другого лица; 58
составлять устный рассказ на определённую тему с использованием разных типов речи: описание, повествование, рассуждение; 58
анализировать и корректировать тексты с нарушенным порядком предложений, находить в тексте смысловые пропуски; 58
корректировать тексты, в которых допущены нарушения культуры речи; 58
анализировать последовательность собственных действий при работе над изложениями и сочинениями и соотносить их с разработанным алгоритмом; оценивать правильность выполнения учебной задачи: соотносить собственный текст с исходным (для изложений) и с назначением, задачами, условиями общения (для самостоятельно создаваемых текстов); 58
соблюдать нормы речевого взаимодействия при интерактивном общении (smsсообщения, электронная почта, Интернет и другие виды и способы связи). 58
1 класс 58
2 класс 58
3 класс 58
4 класс 58
Литературное чтение 77
осознавать значимость чтения для дальнейшего обучения, саморазвития; воспринимать чтение как источник эстетического, нравственного, познавательного опыта; понимать цель чтения: удовлетворение читательского интереса и приобретение опыта чтения, поиск фактов и суждений, аргументации, иной информации; 79
прогнозировать содержание текста художественного произведения по заголовку, автору, жанру и осознавать цель чтения; 79
читать со скоростью, позволяющей понимать смысл прочитанного; 79
различать на практическом уровне виды текстов (художественный, учебный, справочный), опираясь на особенности каждого вида текста; 79
читать (вслух) выразительно доступные для данного возраста прозаические произведения и декламировать стихотворные произведения после предварительной подготовки; 79
использовать различные виды чтения: изучающее, выборочное ознакомительное, выборочное поисковое, выборочное просмотровое в соответствии с целью чтения (для всех видов текстов); 79
ориентироваться в содержании художественного, учебного и научнопопулярного текста, понимать его смысл (при чтении вслух и про себя, при прослушивании): 79
для художественных текстов: определять главную мысль и героев произведения; воспроизводить в воображении словесные художественные образы и картины жизни, изображенные автором; этически оценивать поступки персонажей, формировать свое отношение к героям произведения; определять основные события и устанавливать их последовательность; озаглавливать текст, передавая в заголовке главную мысль текста; находить в тексте требуемую информацию (конкретные сведения, факты, описания), заданную в явном виде; задавать вопросы по содержанию произведения и отвечать на них, подтверждая ответ примерами из текста; объяснять значение слова с опорой на контекст, с использованием словарей и другой справочной литературы; 79
для научно-популярных текстов: определять основное содержание текста; озаглавливать текст, в краткой форме отражая в названии основное содержание текста; находить в тексте требуемую информацию (конкретные сведения, факты, описания явлений, процессов), заданную в явном виде; задавать вопросы по содержанию текста и отвечать на них, подтверждая ответ примерами из текста; объяснять значение слова с опорой на контекст, с использованием словарей и другой справочной литературы; 79
использовать простейшие приемы анализа различных видов текстов: 79
для художественных текстов: устанавливать взаимосвязь между событиями, фактами, поступками (мотивы, последствия), мыслями, чувствами героев, опираясь на содержание текста; 79
для научно-популярных текстов: устанавливать взаимосвязь между отдельными фактами, событиями, явлениями, описаниями, процессами и между отдельными частями текста, опираясь на его содержание; 79
использовать различные формы интерпретации содержания текстов: 79
для художественных текстов: формулировать простые выводы, основываясь на содержании текста; составлять характеристику персонажа;интерпретировать текст, опираясь на некоторые его жанровые, структурные, языковые особенности; устанавливать связи, отношения, не высказанные в тексте напрямую, например, соотносить ситуацию и поступки героев, объяснять (пояснять) поступки героев, опираясь на содержание текста; 79
для научно-популярных текстов: формулировать простые выводы, основываясь на тексте; устанавливать связи, отношения, не высказанные в тексте напрямую, например, объяснять явления природы, пояснять описываемые события, соотнося их с содержанием текста; 79
ориентироваться в нравственном содержании прочитанного, самостоятельно делать выводы, соотносить поступки героев с нравственными нормами (толькодля художественных текстов); 80
различать на практическом уровне виды текстов (художественный и научно-популярный), опираясь на особенности каждого вида текста (для всех видов текстов); 80
передавать содержание прочитанного или прослушанного с учетом специфики текста в виде пересказа (полного или краткого) (для всех видов текстов); 80
участвовать в обсуждении прослушанного/прочитанного текста (задавать вопросы, высказывать и обосновывать собственное мнение, соблюдая правила речевого этикета и правила работы в группе), опираясь на текст или собственный опыт (для всех видов текстов). 80
осмысливать эстетические и нравственные ценности художественного текста и высказывать суждение; 80
осмысливать эстетические и нравственные ценности художественного текста и высказывать собственное суждение; 80
высказывать собственное суждение о прочитанном (прослушанном) произведении, доказывать и подтверждать его фактами со ссылками на текст; 80
устанавливать ассоциации с жизненным опытом, с впечатлениями от восприятия других видов искусства; 80
составлять по аналогии устные рассказы (повествование, рассуждение, описание). 80
осуществлять выбор книги в библиотеке (или в контролируемом Интернете) по заданной тематике или по собственному желанию; 81
вести список прочитанных книг с целью использования его в учебной и внеучебной деятельности, в том числе для планирования своего круга чтения; 81
составлять аннотацию и краткий отзыв на прочитанное произведение по заданному образцу. 81
работать с тематическим каталогом; 81
работать с детской периодикой; 81
самостоятельно писать отзыв о прочитанной книге (в свободной форме). 81
распознавать некоторые отличительные особенности художественных произведений (на примерах художественных образов и средств художественной выразительности); 82
отличать на практическом уровне прозаический текст
от стихотворного, приводить примеры прозаических и стихотворных текстов; 82
различать художественные произведения разных жанров (рассказ, басня, сказка, загадка, пословица), приводить примеры этих произведений; 82
находить средства художественной выразительности (метафора, олицетворение, эпитет). 82
воспринимать художественную литературу как вид искусства, приводить примеры проявления художественного вымысла в произведениях; 82
сравнивать, сопоставлять, делать элементарный анализ различных текстов, используя ряд литературоведческих понятий (фольклорная и авторская литература, структура текста, герой, автор) и средств художественной выразительности (иносказание, метафора, олицетворение, сравнение, эпитет); 82
определять позиции героев художественного текста, позицию автора художественного текста. 82
Выпускник научится: 83
создавать по аналогии собственный текст в жанре сказки и загадки; 83
восстанавливать текст, дополняя его начало или окончание или пополняя его событиями; 83
составлять устный рассказ по репродукциям картин художников и/или на основе личного опыта; 83
составлять устный рассказ на основе прочитанных произведений с учетом коммуникативной задачи (для разных адресатов). 83
Выпускник получит возможность научиться: 83
вести рассказ (или повествование) на основе сюжета известного литературного произведения, дополняя и/или изменяя его содержание, например, рассказывать известное литературное произведение от имени одного из действующих лиц или неодушевленного предмета; 83
писать сочинения по поводу прочитанного в виде читательских аннотации или отзыва; 83
создавать серии иллюстраций с короткими текстами по содержанию прочитанного (прослушанного) произведения; 83
создавать проекты в виде книжек-самоделок, презентаций с аудиовизуальной поддержкой и пояснениями; 83
работать в группе, создавая сценарии и инсценируя прочитанное (прослушанное, созданное самостоятельно) художественное произведение, в том числе и в виде мультимедийного продукта (мультфильма). 83
1 класс 83
2 класс 83
3 класс 83
4 класс 83
Виды речевой и читательской деятельности 83
осознавать значимость чтения для дальнейшего обучения, саморазвития; вос-принимать чтение как источник эстетического, нравственного, познавательного опыта; понимать цель чтения: удовлетворение читательского интереса и приобретение опыта чтения, поиск фактов и суждений, аргументации, иной информации; 83
прогнозировать содержание текста художественного произведения по заголовку, автору, жанру и осознавать цель чтения; 83
читать со скоростью, позволяющей понимать смысл прочитанного; 83
различать на практическом уровне виды текстов (художественный, учебный, справочный), опираясь на особенности каждого вида текста; 83
читать (вслух) выразительно доступные для данного возраста прозаические произведения и декламировать стихотворные произведения после предварительной подготовки; 84
использовать различные виды чтения: изучающее, выборочное ознакомительное, выборочное поисковое, выборочное просмотровое в соответствии с целью чтения (для всех видов текстов); 84
ориентироваться в содержании художественного, учебного и научнопопулярного текста, понимать его смысл (при чтении вслух и про себя, при прослушивании): 84
для художественных текстов: определять главную мысль и героев произведения; воспроизводить в воображении словесные художественные образы и картины жизни, изображенные автором; этически оценивать поступки персонажей, формировать свое отношение к героям произведения; определять основные события и устанавливать их последовательность; озаглавливать текст, передавая в заголовке главную мысль текста; находить в тексте требуемую информацию (конкретные сведения, факты, описания), заданную в явном виде; задавать вопросы по содержанию произведения и отвечать на них, подтверждая ответ примерами из текста; объяснять значение слова с опорой на контекст, с использованием словарей и другой справочной литературы; 84
для научно-популярных текстов: определять основное содержание текста; озаглавливать текст, в краткой форме отражая в названии основное содержание текста; находить в тексте требуемую информацию (конкретные сведения, факты, описания явлений, процессов), заданную в явном виде; задавать вопросы по содержанию текста и отвечать на них, подтверждая ответ примерами из текста; объяснять значение слова с опорой на контекст, с использованием словарей и другой справочной литературы; 85
использовать простейшие приемы анализа различных видов текстов: 85
для художественных текстов: устанавливать взаимосвязь между событиями, фактами, поступками (мотивы, последствия), мыслями, чувствами героев, опираясь на содержание текста; 85
для научно-популярных текстов: устанавливать взаимосвязь между отдельными фактами, событиями, явлениями, описаниями, процессами и между отдельными частями текста, опираясь на его содержание; 86
использовать различные формы интерпретации содержания текстов: 86
для художественных текстов: формулировать простые выводы, основываясь на содержании текста; составлять характеристику персонажа;интерпретировать текст, опираясь на некоторые его жанровые, структурные, языковые особенности; устанавливать связи, отношения, не высказанные в тексте напрямую, например, соотносить ситуацию и поступки героев, объяснять (пояснять) поступки героев, опираясь на содержание текста; 86
для научно-популярных текстов: формулировать простые выводы, основываясь на тексте; устанавливать связи, отношения, не высказанные в тексте напрямую, например, объяснять явления природы, пояснять описываемые события, соотнося их с содержанием текста; 86
ориентироваться в нравственном содержании прочитанного, самостоятельно делать выводы, соотносить поступки героев с нравственными нормами (толькодля художественных текстов); 87
различать на практическом уровне виды текстов (художественный и научно-популярный), опираясь на особенности каждого вида текста (для всех видов текстов); 87
передавать содержание прочитанного или прослушанного с учетом специфики текста в виде пересказа (полного или краткого) (для всех видов текстов); 87
участвовать в обсуждении прослушанного/прочитанного текста (задавать вопросы, высказывать и обосновывать собственное мнение, соблюдая правила речевого этикета и правила работы в группе), опираясь на текст или собственный опыт (для всех видов текстов). 87
осмысливать эстетические и нравственные ценности художественного текста и высказывать суждение; 87
осмысливать эстетические и нравственные ценности художественного текста и высказывать собственное суждение; 88
высказывать собственное суждение о прочитанном (прослушанном) произведении, доказывать и подтверждать его фактами со ссылками на текст; 88
устанавливать ассоциации с жизненным опытом, с впечатлениями от восприятия других видов искусства; 88
составлять по аналогии устные рассказы (повествование, рассуждение, описание). 88
Творческая деятельность 88
создавать по аналогии собственный текст в жанре сказки и загадки; 88
восстанавливать текст, дополняя его начало или окончание или пополняя его событиями; 88
составлять устный рассказ по репродукциям картин художников и/или на основе личного опыта; 89
составлять устный рассказ на основе прочитанных произведений с учетом коммуникативной задачи (для разных адресатов). 89
вести рассказ (или повествование) на основе сюжета известного литературного произведения, дополняя и/или изменяя его содержание, например, рассказывать известное литературное произведение от имени одного из действующих лиц или неодушевленного предмета; 89
писать сочинения по поводу прочитанного в виде читательских аннотации или отзыва; 89
создавать серии иллюстраций с короткими текстами по содержанию прочитанного (прослушанного) произведения; 89
создавать проекты в виде книжек-самоделок, презентаций с аудиовизуальной поддержкой и пояснениями; 89
работать в группе, создавая сценарии и инсценируя прочитанное (прослушанное, созданное самостоятельно) художественное произведение, в том числе и в виде мультимедийного продукта (мультфильма). 89
Литературо-ведческая 90
пропедевтика 90
распознавать некоторые отличительные особенности художественных произведений (на примерах художественных образов и средств художественной выразительности); 90
отличать на практическом уровне прозаический текст
от стихотворного, приводить примеры прозаических и стихотворных текстов; 90
различать художественные произведения разных жанров (рассказ, басня, сказка, загадка, пословица), приводить примеры этих произведений; 90
находить средства художественной выразительности (метафора, олицетворение, эпитет). 90
воспринимать художественную литературу как вид искусства, приводить примеры проявления художественного вымысла в произведениях; 90
сравнивать, сопоставлять, делать элементарный анализ различных текстов, используя ряд литературоведческих понятий (фольклорная и авторская литература, структура текста, герой, автор) и средств художественной выразительности (иносказание, метафора, олицетворение, сравнение, эпитет); 91
определять позиции героев художественного текста, позицию автора художественного текста. 91
Круг детского чтения 92
осуществлять выбор книги в библиотеке (или в контролируемом Интернете) по заданной тематике или по собственному желанию; 92
вести список прочитанных книг; 92
работать с тематическим каталогом; 92
осуществлять выбор книги в библиотеке (или в контролируемом Интернете) по заданной тематике или по собственному желанию; 92
вести список прочитанных книг с целью использования его в учебной и внеучебной деятельности, в том числе для планирования своего круга чтения; 92
работать с тематическим каталогом; 92
работать с детской периодикой; 92
осуществлять выбор книги в библиотеке (или в контролируемом Интернете) по заданной тематике или по собственному желанию; 92
вести список прочитанных книг с целью использования его в учебной и внеучебной деятельности, в том числе для планирования своего круга чтения; 92
составлять аннотацию и краткий отзыв на прочитанное произведение по заданному образцу. 92
работать с тематическим каталогом; 92
работать с детской периодикой; 92
самостоятельно писать отзыв о прочитанной книге (в свободной форме). 92
|