Челябинский государственный педагогический университет
VI Всероссийская заочная олимпиада
«Ремесло и ремесленники в прошлом и настоящем»
Корона Российской империи
Усыпанный 11352 бриллиантами главный символ власти российских монархов представили в художественном музее Челябинска 20 марта 2014 г.
Реплика была создана в 2012 году в честь 250-летия со дня коронации императрицы Екатерины Великой и 400-летия дома Романовых. Изготовлена она современными Смоленскими ремесленниками.
Участник:
Таипова Анастасия Вадимовна,
Студентка 5 курса ППИ ЧГПУ
Специальность «Профессиональное обучение (юриспруденция)»
1. В чем заключались особенности изготовления «сборного меха», технологии сократившейся до нашего времени у многих народов Севера и Западной Сибири?
Ответ
|
Источник информации
|
Сборный мех – это способ получить своеобразную фактурность изделия за счет неоднородности мехового покрова. При рассмотрении цельной пушнины можно заметить эту неоднородность: спинка представляет собой плотный, густой мех, а по бокам и на брюшке мех более редкий, жидкий.
Сборный мех - это подобранные кусочки меха из разных частей шкуры.
|
http://izhevsk.ru/forummessage/137/3049245.html
Емельянов, Н.Ф. Население Среднего Приобья в феодальную эпоху / Н.Ф. Емельянов. – Томск, 1982
|
У южных селькупов в качестве верхней одежды были известны шубы из «сборного меха» –понджел-порг. Такие шубы носили мужчины и женщины. Характерной особенностью этих шуб являлось наличие мехового подклада, собранного из камусов мелких пушных зверьков – лапок соболя, белки, горностая, колонка, рыси. Сборный мех сшивали вертикальными полосками. Цветовой подбор делали таким образом, чтобы цветовые оттенки переходили один в другой. Сверху шубу обшивали тканью – сукном или плюшем. Женские шубы были длинней мужских. Длинная женская шуба из сборного меха представляла собой значительную семейную ценность.
|
http://detsad114.ucoz.ru/publ/kruzhkovaja_rabota/dizajn_studija_nacionalnogo_kostjuma_quot_sjulgam_quot/selkupskij_kostjum/32-1-0-453
Конев, А.Ю. Коренные народы Северо-Западной Сибири в административной системе Российской Империи (XVIII – начале ХХ в.в.) / А.Ю. Конев. – М., 1995
|
Оленьи и лосиные шкуры - один из самых распространенных материалов у народов Сибири. Наряду с оленьей шкурой для изготовления одежды употреблялись и шкуры различных пушных зверей, при этом использовались лишь ушки, лапки, хвостики, головки, шейки зверей. Такая одежда называется «одеждой из сборного меха», так как характерной ее особенностью является наличие мехового подклада-подстежки, собранной из камусов (меха с лап животного) мелких пушных зверьков. Традиция сборного меха допускала комбинирование мехового материала. Иногда все меховое полотно выполнялось только из одного вида меха, например соболя. Только для одной длинной шубы необходимое количество меховых лоскутков приходилось собирать длительный период - от двух до пяти лет при условии, что в семье есть удачливый охотник, и что на белку был «урожай». Длинная шуба из сборного меха, сшитая женщиной, являлась наглядной демонстрацией удачи и опыта промысловика-мужчины. Одежда, выполненная из маленьких кусочков меха разного цвета, казалась пестрой, очевидно, поэтому селькупов в прошлом называли «пегими людьми» (пегая орда).
|
http://cyberleninka.ru/article/n/traditsionnyy-kostyum-korennyh-narodov-sibiri-kak-otrazhenie-empiricheskoy-mentalnosti#ixzz2xAkD1jz8
http://www.vevivi.ru/best/Narody-Sibiri-nakanune-russkoi-kolonizatsii-ref183173.html
Сто народов, сто языков / под ред. Л.М. Минца. – М.: Просвещение, 1992
|
Селькупы – финно-угорский народ, который живет в Ямало-Ненецком автономном округе. Традиционной зимней верхней одеждой северных селькупов является парка (порг) - распашная шуба из оленьих шкур, сшитых мехом наружу (стан одежды состоит из одной целой шкуры со швами на плечах). В сильные морозы поверх парки мужчины надевают сокуй - глухую одежду из оленьих шкур, мехом наружу с пришитым капюшоном.
|
http://detsad114.ucoz.ru/publ/kruzhkovaja_rabota/dizajn_studija_nacionalnogo_kostjuma_quot_sjulgam_quot/selkupskij_kostjum/32-1-0-453
http://narodru.ru
Пелих, Г.И. Происхождение селькупов / Г.И. Пелих. – Томск: изд. Тоского университета, 1972
Гемуев, И.Н. Народы Западной Сибири: Ханты. Манси. Селькупы. Ненцы. Энцы. Ншанасаны. Кеты. / И.Н. Гемуев. – М.: Наука, 2005
|
Ненцы
|
http://do.gendocs.ru/docs/index-100311.html
http://www.vesti.ru/videos?cid=680&vid=459762
|
Обычно подбирают шкурки светлые и темные, с одинаковым невысоким ворсом. При сшивании меховых кусочков следят за ровным направлением ворса. Волос, выступающий за срез кожевой ткани, подрезают ножом. Сшивают детали так, что со стороны волосяного покрова совершенно не видно ниток.
Ханты, манси, селькупы шили одежду из шкурок и лапок белок, зайцев, лисиц, из ушей оленей, изготовляя т. н. «сборный мех», нередко искусно подбирая детали, напр. беличьи спинки, брюшки и ушки в шахматном порядке. Кеты украшали женскую одежду из ровдуги полоской из лапок белки, росомахи, колонка, выдры, соболя или из выпоротка с ног лося.
|
http://www.emaproject.com/north_article.html?id=4277
Электронная библиотека Музея антропологии и этнографии им. Петра Великого РАН http://web1.kunstkamera.ru
|
Развитие художественной отделки на женской меховой одежде у ненцев прошло следующие этапы: сборный мех – шахматное чередование по цвету деталей кроя – орнаментация. Материалы, касающиеся декора традиционного мужского костюма ненцев, менее представительны.
Глухая меховая одежда ворсом наружу – савак, соок – демонстрирует два подхода к отделке. Первый реализуется в полосках цветного сукна с нашитыми на них полосками белого оленьего меха, вшиваемыми в боковые швы одежды спереди и на спинке. На манжетах ворсовая сторона меха обращена внутрь, а снаружи данная деталь обшита сукном. При этом цвет отделочного сукна на полосках и манжетах совпадает. Второй подход заключается в шахматном чередовании темного и светлого меха у деталей кроя. В обоих случаях точку в убранстве совика ставит опушка капюшона, сшиваемая технологией «сборного меха» из песцовых хвостов, и панда из светлого собачьего меха.
|
Электронная библиотека Музея антропологии и этнографии им. Петра Великого РАН http://www.kunstkamera.ru/files/lib/978-5-88431-195-4/978-5-88431-195-4_22.pdf
Хомич, Л.В. Ненцы. – СПб: Просвещение, 1994
|
В качестве промысловой одежды у мужчин бытовали короткие шубы мехом наружу – кырня – из меха оленя или заячьих шкур. В XIX–XX вв. широкое распространение получили овчинные тулупы и собачьи дохи – зимняя дорожная одежда, а также суконные зипуны. В середине XX в. этот тип одежды вытеснила стеганая фуфайка. Нижняя плечевая одежда южных селькупов – рубахи и платья (каборг – для рубахи и платья) – вошли в обиход в XIX в. Подпоясывали плечевую одежду мягкой тканой опояской или кожаным ремнем.
|
http://www.totallyplaces.ru/lpns-911-10.html
Евладов, В.П. По тундрам Ямала к Белому острову / В.П. Евладов. – Тюмень, 1992
|
У народов Севера в верхней мужской одежде преобладала глухая (без разреза спереди, надеваемая через голову), у южных и восточных – распашная шуба. Глухая меховая одежда, не имеющая разреза спереди, была трех видов: малица, гусь (кумыш) и парка. Первую носили мохом к телу, а гусь и парку – мехом наружу. Парка была нарядной одеждой, а кумыш надевали в дорогу поверх малицы. Мужчины подпоясывали все виды верхней одежды поясами. Женщины
повсеместно носили распашную верхнюю одежду, но у каждой группы был свой покрой. Некоторые виды женской одежды (штаны, рубаха, халат, платок, обувь) не отличались от мужской; специально женскими были набедренный пояс-повязка, двойная шуба из оленьих шкур, большие головные платки. На севере зимнюю одежду шили по большей части из оленьих шкур, а южнее – из сборного меха в сочетании с тканями.
Мужская одежда. Малица с капюшоном
|
http://etnic.ru/edu/ugry/ugry11.html
http://rushkolnik.ru/docs/index-22524723.html
Прибыльский, Ю.А. Советский Север в годы Великой Отечественной войны (1941-1945 г.г.) / под ред. Р.А. Сибарева. – Томск: изд-во Томского университета, 1986
Бардина, П.Е. Быт русских сибиряков Томского края / П.Н. Бардина. – Томск: изд-во ТГУ, 1995
Ядне, Н.Н. Я родом из Тундры / Н.Н. Ядне. – Тюмень, 1985
|
Технологии пошива меховых изделий
В настоящее время в индустрии моды и дизайна одежды существует несколько технологий пошива меховых изделий: начиная от традиционного цельного меха и заканчивая сложным, но интересным роспуском.
Технология сборного меха позволяет, например, получить фактурный меховой жилет за счет неоднородности мехового покрова.
Меховой жилет, изготовленный по технологии «сборный мех», - это подобранные кусочки меха из разных частей шкуры.
Технология роспуска расширяет возможности моделирования меховых изделий, так как есть фасоны, которые просто невозможно сшить из цельной пушнины. К примеру, изделия трапециевидной формы нередко шьются именно по технологии роспуска.
Цельная шкурка по этой технологии разрезается на вертикальные, горизонтальные полосы в форме «елочки», которые затем сшиваются в одно полотно, чередуясь с полосками из натуральной кожи или замши .
Тем самым меховое полотно расширяется, создается образ легкого, «летящего» силуэта. Чаще всего под роспуск подходит пушнина с длинным волосяным покровом, скрывающим швы. Когда распускается не вся шкурка, а ее часть - технология называется «подроспуск».
По своим особенностям роспуск – одна из наиболее трудоемких технологий обработки меха и пошива меховых изделий.
Традиционная технология цельного меха подразумевает сшивание нескольких цельных шкурок (пластин) между собой. Цельный мех и минимум швов обеспечивают меховому жилету большую прочность, износостойкость, носкость.
Метод перфорации направлен на увеличение площади меховой шкурки, ее пластичности, гибкости. Растяжение обеспечивается путем надрезания мездры шкурки: надсечки (1-1,5 см) устанавливаются в шахматном порядке.
Изнаночную сторону каждой перфорированной шкурки дублируют тонкой клеевой тканью для большей прочности изделия.
Перечисленные технологии являются одними из самых популярных, однако, существуют и прочие способы пошива меховых изделий, выбор каждой из которых зависит не только от фасона и модели изделия, но и вида меха.
|
http://magazinmexa.ru/Tehnologia_posiva_mehovyh_izdelij.html
Очерки истории Тюменской области / под ред. В.Н. Кружинова. – Тюмень, 1994
Гемуев, И.Н. Народы Западной Сибири: Ханты, Манси. Селькупы. Ненцы. Энцы. Нганасаны. Кеты / И.Н. Гемуев. – М, 2005
Страны и народы: научно-популярное географическое этнографическое издание. – Советский Союз. Общий обзор. – Российская Федерация. – М., 1983
Хомич, Л.В. Ненцы / Л.В. Хомич. – СПБ: Просвещение, 1994
Федорова, Е.Г. Украшение верхней плечевой одежды народов Сибири (ханты, манси, ненцы, энцы, нганасаны, кеты, эвенки, эвены, чукчи, коряки) // Материальная и духовная культура народов Сибири. Сб. МАЭ. Т. 42. – Л., 1988
Карапетова, И.А. Одежда лесных ненцев // Проблемы этногенеза и этнической истории самодийских народов. – Омск, 1983
|
Глухая меховая куртка по технологии сборного меха шьется из шкуры оленя. Зимой носится в два слоя: наружный (мехом наружу) и внутренний (мехом внутрь), в тёплое время – в один. Ворот в расслабленном положении широкий, но продетая через него верёвка из сухожилий позволяет при надобности затянуть. Свободные рукава сужены на запястьях, чтобы руки всегда можно было засунуть под полу куртки. Капюшон опционален. Для дополнительного комфорта воротник и низ кухлянки оторачивают мехом песца, росомахи или собаки. Ещё один часто используемый элемент – пояс, на который вешали ножи, кисеты и другую необходимую амуницию. Степень защиты от холода у кухлянок настолько высока, что охотники зачастую в них же и остаются спать на открытом воздухе в тундре, используя куртку как спальный мешок. Надевали кухлянку на голое тело.
Аналоги
МАЛИЦА АТКУК
коми, ханты и др. эскимосы
Есть у народов Крайнего Севера и свои дождевики – камлейки. Камлейка – это глухая рубаха с капюшоном, которую обычно надевали в качестве внешнего слоя на меховые малицы или кухлянки, а морские зверобои – на охоту. Такая рубаха делалась из кишок и горловой ткани морских млекопитающих: моржа, нерпы, сивуча. Особая текстура таких тканей фактически не пропускала воду и снег, защищая мех основной куртки и комфорт носящего.
Слово «унты» произошло от эвенкийского «унта», то есть «обувь». Подобные сапоги изготавливали из оленьих или заячьих камусов, то есть шкуры с ног животного. Подошву у обуви делали из стриженой шкуры оленя, а изнутри унты обшивали мехом. В большинстве случаев особой высотой они не отличались, однако если сапог был высоким, то под коленом его стягивали вздержкой. Классическим элементом является инкрустация бисером или вышивкой. Внутреннюю стельку унтов делали по возможности из войлока, что обеспечивало дополнительный комфорт носящему. Кстати, вариация унтов из овчины стала излюбленным предметом гардероба лётчиков времен Первой мировой, так как позволяла сохранять ноги в тепле даже в условиях экстремальных высот и открытой кабины.
В общем-то, родственная унтам обувь обитателей американского континента – инуитов и юпиков. Также делались из укороченного меха оленей или тюленей и обычно в высоту доставали лишь до голени. Инуитские ремесленники, а точнее жены, частенько дошивали снаружи помпоны или кисти из кроличьего или лисьего меха. В Гренландии и Восточной Аляске также была распространена техника обшивания ботинок хрящами животных для того, чтобы поступь охотника была совсем мягкой и бесшумной.
Для обозначения наиболее распространенного низа народов Севера – меховых штанов – каких-либо оригинальных терминов нам не известно. Однако именно их в том или ином виде носили и носят почти все обитатели северных широт. Зимой принято надевать сразу две пары или же, как у эскимосов, поддевать под такие штаны – внимание – меховые (!) чулки.
Нам до сих пор непонятно почему, но большинство народов Севера – от алеутов и инуитов до чукчей – старались обходиться без головных уборов (и без рукавиц, кстати). Шляпы служили, скорее, статусным целям – их носили шаманы или люди высокого положения. Если же говорить об относительно распространённых в массах головных уборах, то таковым, конечно, будет капорообразная меховая шапка, напоминающая дамский чепец или маленький капюшон – кому что ближе. Шили их, правда, уже не из оленей, а из мелкого зверя – бобра или соболя, а изнутри такие шапки подбивались мехом белки, горностая, лисичьих или заячьих лапок.
Рукавицы, как и обувь, вышивались из камуса молодых оленей. Другим широко используемым материалом была ровдуга – замша из оленьей или лосиной шкуры. Запястную часть обычно украшали бисером или цветными нитями.
|
http://www.furfur.me/furfur/all/style-fufur/168657-traditsionnaya-odezhda-narodov-kraynego-severa
http://bestreferat.ru/referat-405968.html
Страны и народы: научно-популярное географическое этнографическое издание. – Земля и человечество. – Глобальные проблемы. – М., 1985
Сборник музея антропологии и этнографии XLII. – Ленинград: изд-во «Наука», 1988
Чубарева, Л. Медвежий след и локоть лисицы // Северные просторы. – 2004/2005. - №3-4. – С. 82
Попов, А.А. Нганасаны: материальная культура / А.А. Попов. – М., 1948
Митрюкова-Фишер, Л. На нас Ваша одежда // Северные просторы. – М., 1996
Пелих, Г.И. Происхождение селькупов / Г.И. Пелих. – Томск: изд. томского университета, 1972
Бардина, П.Е. Быт русских сибиряков Томского края / П.Е. Бардина. – Томск: изд-во ТГУ, 1995
Попов, А.А. Нганасаны: материальная культура / А.А. Попов. – М., 1948
Харючи, Г.П. Традиции и инновации в культуре ненецкого этноса (вторая половина ХХ в.) / Г.П. Харючи. – Томск, 2001
Митрюкова-Фишер, Л. На нас Ваша одежда // Северные просторы. – М., 1996
Чубарова, Л. Медвежий след и локоть лисицы // Северные просторы. – 2004/2005. - №3-4. – С. 82
Сухой, Е.Н. Из глубины веков / Е.Н. Сухой. – Тюмень, 1994
|
P.S. Россияне жалуются на нехватку качественных отечественных мехов. На прилавках - сплошь импортные шубы. Почему же самая богатая пушниной страна одевается в заграничные меха? Оказывается, перерабатывать мех в нашей стране попросту негде, технологии устарели, а зверсовхозы вынуждены буквально бороться за еду для своих подопечных.
|
http://do.gendocs.ru/docs/index-100311.html
http://www.vesti.ru/videos?cid=680&vid=459762
|
|