Скачать 4.67 Mb.
|
Анатолий Шалыто Мои счастливые годы жизни на кафедре «Компьютерные технологии» Университета ИТМО (К двадцатипятилетию кафедры) 2017 г. «Отделить учебное от научного нельзя. Но научное без учебного все-таки светит и греет, а учебное без научного – только блестит» (Н. Пирогов). В 2011 г. кафедре «Компьютерные технологии» исполнилось двадцать лет. В ознаменование этого события я написал книгу: «Мои счастливые годы жизни на кафедре «Компьютерные технологии» Университета ИТМО (К двадцатилетию кафедры)». Мозаика НК. СПб.: 2012. (http://is.ifmo.ru/belletristic/Shalyto-moi-shastlivye-gody-na-CT.pdf). В 2017 г. ее опубликовал также и «Виртуальный компьютерный музей» (http://www.computer-museum.ru/books/shalyto_happy_years_new.pdf). Благодарственное письмо из Российской национальной библиотеки приведено здесь: http://is.ifmo.ru/belletristic/2012-05-04-nlr-letter-gody. С использованием этой книги была написана еще одна книга, посвященная данному событию: Васильев В.Н., Парфенов В.Г. Истории кафедры «Компьютерные технологии НИУ ИТМО». СПб.: НИУ ИТМО, 2013. (http://is.ifmo.ru/belletristic/2013/ctd-history.pdf). Вот рецензия на нее: http://is.ifmo.ru/aboutus/2014/stories-comment.pdf. Прошло пять лет, и в 2016 г. мы решили повторить наш эксперимент. При этом я включаю в книгу некоторые события, описанные в прошлый раз. Работа над книгой затянулась, и поэтому в нее включено также и то, что произошло до сентября 2017 г. Итак, вперед. 1981 В 1964 г. в СССР зародилось уникальное явление – «Школы по теории дискретных устройств и конечных автоматов», которые были организованы Михаилом Александровичем Гавриловым (впоследствии – член-корреспондентом АН СССР). До его смерти в 1979 г. прошла 21 школа, а потом – еще 12, которые проводились вплоть до 1996 г. под руководством Павла Павловича Пархоменко, также избранного член-корреспондентом АН СССР. Уникальность этих школ состоит в том, что по продолжительности существования они не имеют аналогов в мире (http://www.computer-museum.ru/books/IKT_schools.pdf). Я был знаком с Гавриловым, и он даже ссылался на мои работы, но на школы, проводимые им, я не ездил, так как считал неудобным отпрашиваться на работе – в НПО «Аврора» – на весьма длительный срок. Только в 1981 г. я «созрел» и поехал с моим научным руководителем В.Л. Артюховым и коллегой И.Л. Бобровой на 23-ю школу в Таллин. Там я получил «боевое» крещение, о котором хочу рассказать, – возможно, молодежи это будет полезно, и они поймут, «как закалялась сталь», что мне очень пригодилось через несколько лет. У нас на школе был совместный часовой доклад, который начинался в 17-00. В 18-00 должен быть следующий, а в 19-00 – ужин. Первым из нас в течение 45 минут выступил Валерий Леонидович, который говорил не все это время, так как на этих школах любой из присутствующих в любое время мог задать любой вопрос по тематике выступления. На предыдущем заседании я был на докладе «не мальчика, но мужа», которому за час не удалось сдвинуться с первого определения, так как слушатели непрерывно задавали вопросы. Как выяснилось, Артюхов тоже недостаточно хорошо «держал удар», так как и на работе, и в институте повышения квалификации, где мы вместе с ним преподавали по совместительству, его обычно слушали «открыв рот». Поэтому где-то с 20-й минуты аудитория практически потеряла интерес к его выступлению, но регламент есть регламент, и он продолжал свой доклад. Когда он закончил, на сцену вышла Ирина Леонидовна, что не вызвало особой радости у слушателей. Она проговорила 10 минут, ей не задали ни одного вопроса, и все думали, что на этом с нами все. Сейчас будет пятиминутный перерыв и начнется последний доклад этого дня. Но не тут-то было – на сцену вышел я, так как это был первый, а потом оказалось, что и последний, шанс у меня по-настоящему заявить о себе на такой представительной «тусовке» – в зале было человек 50 специалистов, из которых более 10 – доктора наук. Павел Павлович, который видел меня в первый раз в жизни, высказал мнение, что мне не стоит начинать, так как времени почти не осталось. Это «почти» позволило мне возразить ему, и он поинтересовался сколько же времени мне надо. В этот момент я «собрался» как на последний бой, так как мне нужен был час, но я, естественно, не мог произнести такое. Мой мозг напрягся и смог придумать ответ, который поверг всех в шок: «Я буду выступать до тех пор, пока любой из присутствующих не скажет, что ему неинтересно». С учетом того, как отмечено выше, здесь люди «в карман за словом не лезли», слушатели поняли, что им ничего не угрожает, и они скоро меня «заткнут». Пархоменко, сказал, что это весьма оригинальное заявление и предложил мне начинать. Я понимал, что единственный способ продержаться как можно дольше, состоит в том, чтобы у каждого, кто задает вопрос, после моего ответа отпадало желание задавать следующий. Помню, что через пару минут вопрос мне задал Вилен Петрович Чистов, которому я ответил так: «Есть такой Вилен Петрович Чистов, который на одной из конференций спросил меня то же самое. Тогда я ответил так… – после этого я повторил сказанное в предыдущий раз и добавил: «С тех пор мое мнение по этому вопросу не изменилось». Ответы в такой форме не приняты у интеллигентных людей, но мне ничего не оставалось делать – «пан или пропал». В зале возникло напряжение, но меня никто не остановил, и я продолжил выступление. Кто еще задал вопросы, не помню, но форма моих ответов не изменилась. Это привело к тому, что минут через двадцать (я уже давно превзошел выделенный мне лимит времени) Самарий Иосифович Баранов сказал, что я веду себя неприлично, и предложил закончить выступление. Однако Пархоменко с констатирующей частью высказывания Самария согласился, а с результирующей – нет, так как сказал, что все это вместе очень интересно, и предложил мне продолжать. Меня долго не надо было упрашивать... Я чувствовал, что большинство слушателей заинтересовалось происходящим. С меня лил пот, как из ведра, но я держался. Лирическое отступление о … деньгах . Недавно нам всем предложили держаться, но я – молодец – как следует из сказанного выше, начал делать это задолго до этого прекрасного совета . Интересно, что еще было высказано утверждение, что денег нет. У меня сложилось впечатление, что по тому, как живет страна, народ не очень поверил сказанному. Я же давно считаю, что деньги есть всегда, но их просто не всем хватает. Я также предполагаю, что одна из основных функций начальства гуманистическая: они делают все, чтобы финансовые потоки не захлестнули подчиненных. В общем, я закончил в 18-55. Следующий доклад перенесли на завтра, и все пошли ужинать. Пархоменко спросил у моего друга Леонида Розенблюма, откуда я такой взялся, вечером меня позвали в компанию организаторов школы, которые знали друг друга давным-давно, на круглом столе возникла дискуссия после фразы «вот Шалыто сказал», на банкете меня выбрали «мисс школы» . С Павлом Павловичем у меня после этого сложились прекрасные отношения, и он, частности, был одним из тех, кто через много лет подписал отзыв ведущего предприятия на мою докторскую диссертацию, а на прощание Анатолий Васильевич Каляев, основоположник таганрогской научной школы, ставший Героем Социалистического Труда и член-корреспондентом АН СССР (его сын – Игорь – сегодня академик РАН), сказал, что я всегда могу к нему обращаться. В этом же году вышла моя первая книга: Артюхов В.Л.,--- Копейкин Г.А., Шалыто А.А. Настраиваемые модули для управляющих логических устройств. Л.: Энергоздат, 1981 (http://is.ifmo.ru/books/nastr_mod/). В общем, тогда (мне в то время было 33 года) стало ясно, что жизнь удалась (тем более, что я только что женился), а из изложенного ниже будет видно, что она продолжает удаваться и до сих пор. Однако тогда ни я и никто другой не знали, что нас ждет через десять лет, когда развалится Советский Союз. К этому времени я очень хорошо зарабатывал и получал около 600 рублей в месяц: 300 рублей как старший научный сотрудник в НПО «Аврора», примерно 150 рублей там же в виде премий и поощрительных вознаграждений за изобретения, а еще 160 рублей я получал за работу доцентом на полставки по совместительству в Институте повышения квалификации руководящих работников и специалистов судостроительной промышленности. Потом куда-то исчез этот Институт (уже не помню – совсем или только из моей жизни). Затем началась безудержная инфляция, в зарплата стала исчисляться во многих тысячах, но от этого легче не становилось. Более того,. в какой-то момент мой доход в НПО стал около 20 $ (!) в месяц, которые, правда, благодаря усилиям Генерального директора Витольда Витальевича Войтецкого выплачивались практически без перебоев, что было большим достижением в то время. Это, конечно, было хорошо, но не очень, и обедать в столовой на работе я не мог себе позволить несколько лет, а питался только бутербродами, которые приносил из дома. Многие бросали инженерный труд и начинали пробывать себя на разных ролях в бизнесе, который обычно сильно отличался от их предыдущей профессиональной деятельности. Из вузов народ уходил реже, но интерес к дополнительным заработкам был не меньшим, чем у работников промышленности. В этой ситуации я окончательно осознал, что жизнь у меня одна и что я не буддист и реинкарнации не будет. Поэтому решил не сдаваться и держаться за инженерный труд и науку столько сколько будет возможно, а для успокоения души стал развивать автоматное программирование и писать толстую книгу о нем. Это решение напоминает принятое в свое время шеф-электриком завода «Электросила» Р.А. Лютером (https://ru.wikipedia.org/wiki/Лютер_Роберт_Андреевич), который выбрал «Великую теорему Ферма», в качестве задачи, решение которой позволит ему «скоротать» время, если его посадят. Так как за все в жизни надо платить, я тоже был «вознагражден» за принятое решение не только материально, но, сжав зубы, продолжал держаться. Все это продолжалось много лет. Когда до 1998 г. я пришел в ЛИТМО на переговоры с Владимиром Глебовичем Парфеновым, он сразу же поинтересовался как я выживаю. Я честно признался, что мой доход не 20 $, а 220 $, так как сдаю квартиру родителей. Думаю, что если бы я не сказал правду, моя карьера в вузе закончилась, еще не начавшись: кому нужен лгун или сумасшедший? После поступления в вуз на работу мое материальное положение не сильно улучшилось. Оно не становилось лучше и после того, как я стал выигрывать гранты. Естественно, что в указанном положении был не я один, а самое главное, не я один принял решение не изменять себе и своей профессии. Поэтому мне очень нравится читать книги тех, кто выстоял в этой борьбе и победил все обстоятельства, как, например, В.Н. Васильев и В.Г. Парфенов, и раздражают книги тех, кто «колебался» всесте с колебаниями страны. А еще я не рассказал, что многие, в том числе и я, по словам балетмейстера Бориса Эйфмана «подвергались искушению» уехать из страны. И здесь при борьбе с искушением я снова вспоминал о том, что жизнь у меня одна, что я человек русского языка и культуры, что эта моя страна, и я никуда не уеду, а буду здесь жить и успешно работать, что у меня и получилось! 1991 В календаре «Виртуального компьютерного музея» (http://computer-museum.ru/calendar/11.htm) среди важных дат в развитии информационных технологий в мире есть и такая: «11.06.1991 г. принято решение об организации в ЛИТМО кафедры «Компьютерные технологические системы» (зав. кафедрой В.Н. Васильев, зам. зав. кафедрой В.Г. Парфенов). В 1992 г. кафедра получила ее современное название «Компьютерные технологии» (http://www.computer-museum.ru/books/hist_niu_itmo.pdf). Студенты кафедры стали семикратными чемпионами мира по программированию». В Приложении 1 приведены мнения некоторых наших студентов и выпускников о нашей кафедре и целесообразности работы на ней. С этим же годом я связываю рождение автоматного программирования. Вот моя первая статья по этой тематике: Шалыто А.А. Программная реализация управляющих автоматов // Судостроительная промышленность. Серия «Автоматика и телемеханика». Вып. 13, с. 41, 42. http://is.ifmo.ru/works/switch_prr/. Впервые этот подход к программированию я использовал в 1991 г. при создании системы управления дизель-генератором ДГР-2А 500*500 судна проекта 15640 на базе аппаратуры Selma-2 фирмы ABB. Программирование выполнялось в НПО «Аврора» на языке функциональных блоков (Селма-2. Описание функциональных блоков. АББ Стромберг Драйвс, 1989). При этом по графам переходов строились изоморфные функциональные схемы, что до тех пор никогда не делалось (Project 15640. AS21. DG21. Control. АМИЕ. 95564.12М. St. Petersburg. ASS «Avrora», 1991). Это позволило нашему сотруднику, который не умел программировать, успешно сдать данную систему на судне. Он с моей помощью создал графы переходов и научился, как от этих графов изоморфно переходить к текстам программ. Через два года, в 1993 г., применение графов переходов позволило нам найти общий язык при взаимодействии с фирмой Norcontrol (Норвегия) при создании системы управления тем же дизель-генератором для судна проекта 15760, причем я научил наших партнеров программировать на текстовом языке на основе графов переходов, которые мы выдали им в качестве технического задания. Применение графов переходов резко упростило наше взаимодействие с представителями фирмы, и они включили представленные нами графы переходов в документацию на систему, что до этого никогда не делали (Functional Description. Warm-up & Prelubrication Logic. Generation Control Unit. Severnaya Hull no. 431. Norcontrol, 1993. http://is.ifmo.ru/progeny/_appl_doc2.pdf). Использование формализации при выдаче технического задания позволило разделить работу, а главное, ответственность между нашими организациями. Это также давало возможность проводить корректировку алгоритмов и программ не в терминах судовых устройств, как это делается до сих пор, а в терминах автоматов, что для программистов значительно проще и понятнее. Еще через два года, в 1995 г., автоматный подход к программированию был использован в НПО «Аврора» при создании ряда подсистем комплексной системы управления техническими средствами для судна проекта 17310. Программирование выполнялось у нас в объединении по графам переходов на языке инструкций ALPro, который применялся в программируемых логических контроллерах Autolog фирмы FF-Automation (Финляндия). Подход вновь продемонстрировал свою эффективность. Подробнее о рождении автоматного программирования написано здесь: http://is.ifmo.ru/belletristic/Shalyto-moi-shastlivye-gody-na-CT.pdf. В 1991 г. я стал гражданином: не побоялся выйти на Исаакиевскую площадь в Санкт-Петербурге в ночь с 20 на 21 августа 1991 г., что было, правда, непросто. «И все так же, не проще / Век наш пробует нас – / Можешь выйти на площадь, / Смеешь выйти на площадь, / Можешь выйти на площадь / В тот назначенный час?!» (А. Галич, 1968 г.). Я смог, но при этом на себе всю ночь ощущал справедливость английской пословицы, которую тогда не знал: «Герой – это человек, который боится убежать». Днем революция выглядела так: http://is.ifmo.ru/autograph/revolution/. Многие, кто там не был, считают, что в этой «ночной прогулке» ничего опасного не было, так как войска из Горелова (поселок под Санкт-Петербургом) не двинулись в город. Да, это так, но, когда я выходил из дома в первом часу ночи, не знал, чем эта «прогулка» закончится, во всяком случае таксист, которой меня подвез до площади, пожелал мне удачи и денег не взял, сказав, что он на такое не способен. Больше это событие комментировать не буду – у каждого своя правда. |
Мои воспоминания о детских и юношеских годах жизни в г. Симбирске... Мои предки (я разумею это слово в первоначальном, а не в теперешнем, жаргонном смысле) в общественной жизни города Симбирска видной... |
Дорогие мои земляки москва Вд в 1945 году, 11 февраля, русский, женат. Мои родители были жертвами политических репрессий, имевших место в СССР в различные годы.... |
||
Viii. Отечественная астрономия в 30-е годы. Встречи и впечатления... Но сумма таких мнений, вероятно, близка к истине. Я надеюсь, что мне простят попытку набросать несколько портретов астрономов и других... |
Михаил Николаевич Задорнов я никогда не думал Михаил Задорнов, он всегда говорит о несуразностях нашей жизни. Вот и эта книга, в которую вошли написанные в разные годы рассказы,... |
||
Пайпс Ричард Россия при старом режиме Посвящается Даниэлю и Стивену... Не знаю, право, пожелал ли бы я посвятить более тридцати лет жизни изучению истории России и писанию работ на эту тему, не питай... |
Председателя секции московских спаниелистов в годы ее процветания посвящаю «злым утятником», не мысля себя без результативной утиной охоты, я завел себе в пятидесятых годах первого спаниеля. Он не был удачен.... |
||
Аннотация: Если Вы хотите узнать, как преодолеть все преграды и обрести... Многие годы она была бестселлером в США и выдержала там 42 издания. Но и до сих пор книга Наполеона Хилла потрясает жизненной энергией.... |
Чичероне, или путеводитель по павловску Царствование Павла I c 1796 года до его гибели и дальнейшие годы жизни вдовствующей императрицы Марии Федоровны, скончавшейся в 1828... |
||
Инструкция по выдаче готовых результатов (водительских удостоверений)... Мвд по рс (Я) на базе офисов центра «Мои Документы» «Выдача российских национальных водительских удостоверений при замене, утрате... |
Думай и богатей Многие годы она была бестселлером в США и выдержала там 42 издания. Но и до сих пор книга Наполеона Хилла потрясает жизненной энергией.... |
||
Этапы и сроки реализации Программы Программно-целевые инструменты... Ведомственная целевая программа фмба россии "Медико-биологическое и медико-санитарное обеспечение спортсменов сборных команд Российской... |
Рекомендации для родителей по правилам дорожного движения Известно, что человек впитывает нормы поведения в первые годы жизни. Его жизненные уроки и уроки родителей являются тем фундаментом,... |
||
Анатолий Степанович Дятлов Чернобыль. Как это было Воспоминание участника аварии на Чернобыльской аэс, которого многие считают её виновником |
3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины Именно эти годы жизни имеют первостепенное значение для успешной социализации личности, для формирования мировоззрения, нахождения... |
||
Продукция компании sigcess Кто в последние годы не побывал в Китайской Народной Республике и не видел разительных перемен в жизни китайского народа, тем очень... |
Умц по гочс / руководство начальник учебно-методического центра Харитонов Анатолий Александрович Консультации по вопросам организации обучения и оказания методической помощи: ежедневно, с 13. 00 до 16. 00 |
Поиск |