Скачать 124.45 Kb.
|
Химия 11класс Тема «Железо: химический элемент и простое вещество. Соединения железа и их практическое применение» Цель: повторить, систематизировать и углубить знания учащихся о железе, как элементе побочной подгруппы, его соединениях и их практическом применении. Задачи: - создать условия для изучения учащимися физических и химических свойств железа на основе строения его атома; - закрепить знания о физических и химических свойствах металла, нахождении в природе, обоснованных областях применения; - акцентировать внимание школьников на возможности интеграции курсов химии, литературы, истории, биологии; - развивать умение осуществлять самостоятельную деятельность и воспитывать культуру умственного труда. Метод обучения: проблемный. Организационные формы: беседа, самостоятельная работа, практическая работа. Средства обучения: маршрутная карта, инструкции, химическое оборудование. Демонстрационное оборудование: таблицы, демонстрационный штатив, перекись водорода 3%, мясной фарш, пробирка. Оборудование на столах учащихся: Сульфат железа ( ) (свежепрготовленный), хлорид железа ( ), гироксид натрия, гексацианоферрат ( ) калия, гесацианоферрат ( ) калия, роданид калия, 8 пробирок, штатив для пробирок, цветные карандаши (фломастеры). Подготовка к уроку: Сообщения готовят учащиеся по темам: - «Из глубокой древности»; - «Металлы и небесные тела» - « История железноделательного производства в г. Каменск-Уральском». На доске обозначен план изучения материала: Маршрутная карта с названиями станций. 1. Мотивация. Актуализация знаний. Сегодня путешествуя по станциям мы с вами, должны узнать ещё много нового, о хорошо нам известном веществе железе и его соединениях. Эпиграфом для этого урока является …. . «Человек не может обойтись без металлов… Если б не было металлов, люди влачили бы самую омерзительную и жалкую жизнь среди диких зверей.» Георг Агрикола, 1556 г. Эту мысль мы с вами будем доказывать в течении урока. Ну а девизом урока для нас будут слова «Единственный путь к знанию – это деятельность» Б.Шоу В тетрадях записали число и тему урока. Итогом нашего с вами урока будет своеобразная страница в энциклопедии химических элементов о железе. Итак, в путь . 2.Изучение нового материала 1 станция. «Историческая» (5мин.) Русское название хим. элемента железа связано, по-видимому, с санскритским корнем «жель», означающим «блестеть», «пылать».Железный век пришёл на смену бронзовому во 2 тысячелетии до н. э., а известно оно было очень и очень давно… Выступления учащихся по темам: - «Из глубокой древности»; - «Металлы и небесные тела»; - «Истрия железноделательного производства в г. Каменск – Уральском». (Смотри приложения 1,2,3.) Перелистываем эту страницу. У каждого химического элемента есть свой «дом», свой «адрес». 2 станция. «Визитка химического элемента» (5мин) Положение в ПСХЭ –устно.Схема строения атома, электронная и формула графическая формула на доске. Железо является элементом, т.е. переходным - так называют элементы с валентными электронами. В атома - элементов заполняются электронами внутренние подуровни, а - орбитали внешнего уровня обычно уже заполнены. Это означает, что каждый новый электрон, добавляемый в электронную оболочк - элемента, попадает не на внешний энергетический уровень, а на предшествующий ему внутренний. Все - элементы являются металлами. Как вы видите в 8гр. побочной подгруппе 3 элемента; это так называемая триада. После внимательного прослушивания об этой триаде, сделайте запись в тетрадь о значении железа. Выступление учащиеся (Приложение 4) 3 станция. «Свойства железа - простого вещества»(7 мин.) Открываем в ваших учебниках стр. 249-251, начиная с абзаца «Как вам известно…» изучая его, выписать с какими веществами вступает во взаимодействие железо. (Кузнецова Л.М. Химия. 10 (11) кл.: Учеб. для общеобразоват. учреждений. – М.: Мнемозина, 2003.) В тетради осуществляется запись по плану. Химические свойства железа.
2. С кислотами (особенности взаимодействия) 3. С водой при нагревании4 станция. «Соединения железа» Уравнения, иллюстрирующие химические свойства учащиеся составят дома. Железо образует два ряда соединений со степенью окисления е+2 и е+3. Познакомимся с этими соединениями железа. Открываем учебник страницу 253., записываем формулы оксидов и гидроксидов в тетрадь. Цвет оксида железа 3 валентного вам хорошо знаком – это ржачина. - Каков характер этих оксидов? (основные оксиды) 5 станция «Лабораторная» (10 мин.) Итак, как вам стало известно, что железо образует 2 иона. - Как называются реакции определяющие вещества? (качественные). Сейчас проведём лабораторную работу по определению ионов железа. Инструктаж по технике безопасности. Знакомство с оборудованием. Листы с инструкцией подпишите. Оформление работы вы будете осуществлять на них. Работаем в парах. Жил был художник один. Домик имел и огромное количество красок. Но вот однажды закончились у него самые ходовые краски. Остались только пустые ведёрки. Очень расстроился художник. Где взять краски? Вы сможете помочь художнику и получить краски. Для этого вам необходимо проделать некоторые опыты, согласно выданной вам инструкции. Проведение лабораторной работы. Уравнения протекающих реакций записать в аналогичной таблице на скрытой доске для последующей самопроверки после окончания лабораторной работы. Инструкция в приложении 5. Вывод по лабораторной работе осуществляется при раскрашивании картины художника. 3. Закрепление знаний и контроль усвоения знаний 6 станция «Вместе разберёмся» 1. Прочитайте задание «Приключение с господином Ферром» (задание на партах). Уставший господин Ферр пришел домой. Не успел он стряхнуть с себя металлическую пыль, как неожиданно к нему влетел Кисли и предложил создать совместное предприятие. Зная его коварный нрав, Ферр категорически отказался вступать с ним в контакт, но тут явилась очаровательная Аква и настолько легко вошла в доверие к Ферру, притупив его бдительность и осторожность, что Ферр не заметил, как Кисли вместе с Аквой овладели ситуацией. Ферр стал покрываться бурым налетом и выпадать в осадок. Так бы и пропал наивный Ферр, если бы на помощь не пришел Верный Газ, который заставил Ферра как следует прогреться, а затем постепенно восстановил его до прежнего состояния. Вопрос: Постарайтесь узнать героев рассказа, под именами которых зашифрованы вещества. Расскажите, о каких химических превращениях идет речь? Напишите соответствующие химические реакции. 2. По распространённости железо занимает 2 место после алюминия среди металлов, 4 среди всех элементов. Обратите внимание на второе задание( на партах учащихся). Металлы побочной подгруппы. Железо. Антропогенные источники: сточные воды и шламы металлургического, химического, нефтехимического, фармацевтического, лакокрасочного, текстильного производств; коррозия. Биологическая роль. Содержание железа в организме составляет 0,01%. Физическая роль железа обусловлена его способностью образовывать различные комплексные соединения с молекулярным кислородом, серой, азотом. Железосодержащие белки выполняют различные жизненно важные функции: гемоглобин транспортирует кислород от легких к тканям всех органов, миоглобин запасает его в мышцах в связанном виде, цитохромы обеспечивают тканевое дыхание. Железо участвует и в построении клеточного ядра. Токсическое действие. Соединения железа(11) более токсичны, чем соединения железа(111). Вдыхание пыли, содержащей соединения железа, приводит к заболеванию легких, сердечно – сосудистой дистонии, к снижению секреции желудка, изменению состава крови, возникновению стоматита, гастрита. Каково количество железа в организме человека? А какова его роль? Какая русская народная пословица характеризует роль железа в организме человека? (Мал - золотник да дорог). Совершенно верно. Любое кровотечение приносит неприятность и нужно знать как его остановить. В вам поможет перекись водорода. -Демонстрация Разложение пероксида водорода каталазой крови. В цилиндр наливают 10-15мл 1% раствора пероксида водорода и добавляют к мясному фаршу. Наблюдают бурное выделение кислорода: жидкость вспенивается, и пена заполняет весь цилиндр. Этот опыт демонстрирует одну из биологических функций железа. По химической природе каталаза – геминовый фермент, содержащий железо. Этот способ поможет остановить кровотечение из носа и капиллярное. 3. Как вы знаете из жизненного опыта значение железа достаточно велико и скорее всего не уменьшится. Поэтому взаимодействие этого металла с окружающей средой неизбежно. Сообщение учащихся «Железо и окружающая среда». (Приложение 6) 4. Подведение итогов 7 станция «Конечная» Вернёмся к теме сегодняшнего урока. - Как считаете, достаточно ли вы сегодня узнали, чтобы составить статью о железе в энциклопедию о химических элементах. - Удалось ли нам доказать слова Георга Агриколы. Свой ответ подтвердите примерами из материалов сегодняшнего урока. - Почему железо в природе находится в связанном состоянии? Ваше домашнее задание:1. Дополнить конспект урока уравнениями химических реакций. 2. §37,38. Приложение 1 «Из глубокой древности»
Приложение 2 Металлы и небесные тела Издавна люди занимались поисками связи между металлами и небесными телами. Многие считали, что семь небесных тел состоят из металлов, конечно же, отчасти это не так. Тогда считали: Солнце – золото, Луна – серебро, Марс – железо, Меркурий – ртуть, Юпитер – олово, Венера – медь, Сатурн – свинец. Даже известный русский революционер, учёный – химик, академик Н.А.Морозов написал: Семь металлов создал свет По числу семи планет Дал нам космос на добро Медь, Железо, Серебро. Злато, Олово, Свинец Сын мой! Сера – их отец И спеши мой сын узнать: Что им ртуть родная мать. Серебро Ртуть Медь Золото Железо Приложение 3 Из хроники строительства Каменского Чугунолитейного завода 8 февраля 1700 года из Москвы в Каменский завод выезжают управитель Иван Астраханцев и плотинных дел мастер Ермолай Неклюдов. (В скобках указаны даты по новому стилю) 16(27) февраля началась подготовка к строительству. 28 февраля (11марта) из Москвы в Каменский завод Выезжают «станочного дела к ружью» 4 мастера с семьями. Им поручено делать на государственном заводе ружейные станки и обучать мастерству других ремесленников. Оружейники были монастырскими крестьянами из Суздаля. (В последствии от идеи изготовлять в Каменске ручное огнестрельное оружие отказались в пользу производства чугунных пушек.) В феврале же приказчик Каменского завода Иван Астраханцев шлёт грамоту тобольскому воеводе князю Черкасскому: «…Угольный мастер не может один поспеть с заготовкой угля для домны и молотовых». Воевода в ответ отправляет распоряжение верхотурскому воеводе: «Снять Пашку Иванова, который там без дела живёт, и отправить на Каменский завод» В марте из Москвы для работы на заводе отправлены доменные мастера и подмастерья, горновой мастер, меховой, угольные, молотовые, пушечные мастера. Быль о чуде на реке Каменке «…Через дорогу от острога (Колчеданского) стояло до пятка лочуг хлеборобов, которые снабжали хлебом камнетёсов в остроге. В зимние дни они промышляли на лося, рыбу и пушного зверька около речки Каменки (Железнянки), где таёжные берега были завалены сосновым буреломом, под которым плодились семейки куницы, бобров, соболей. Охотники для ночлега смастерили зимовье, в котором сложили печь из бурого камня, который глыбами лежал близ речки, вымытый водой. Печь топили сухостоем, и в одно январское утро верх перемычки рухнул, чугунная лава вышла из печи и застыла в плиту. Эта несчастная плита наделала много шуму, который дошёл до Иссака. Плита увезена была по его приказу в пустыню Далмата, и кузнецы превратили её в железо, которое в пробе оказалось очень изячным». Приложение 4 8 группа. Под призывный звон кольчуги О железе, как о друге, Каждый вспомнит и не раз. Сколько силы в нем сокрыто: Вилки, чайники, корыто, И ведро, и даже таз. Инструменты и машины, Сталь, чугун оно дает, Потому, не без причины, Его очень уважает Весь химический народ. Чинно шествует триада, Врозь и вместе, свойств – громада На кого ни погляди. Осмий, платина и родий Да иридий в том же роде, Но железо – впереди. В клетках и морских глубинах, Жизнь дает гемоглобину, Кислород в крови храня. Все сидящие здесь в зале Вряд ли бы существовали, Если б не было железа, Если б не было его. Приложение 5 Лабораторная работа «Качественные реакции на ионы железа» Реактивы и оборудование: Сульфат железа (II) (свежеприготовленный), хлорид железа (II), гидроксид натрия, гексацианоферрат (III)калия (жёлтая кровяная соль), гексацианоферрат (II) калия (красная кровяная соль), роданид калия, 8 пробирок, штатив для пробирок, цветные карандаши (фломастеры). Ход работы: Исследуйте, как изменится цвет некоторых растворов при смешивании их друг с другом. Для этого к растворам солей и растворы щелочей, желтой кровяной соли, роданида кальция.
Итак, вы наполнили ведерки красками? Молодцы. А теперь составьте для художника «рецепты» красок. Для этого заполните таблицу 2.
Приложение 6 «Металлы и окружающая среда» Металлолом Материал: железо и чугун. Ущерб природе: соединения железа ядовиты для многих организмов. Куски металла могут травмировать животных. Вред человеку: вызывает различные травмы. Пути разложения: под действием растворённого вводе или находящегося в воздухе кислорода медленно окисляется до оксида железа (ржавчины), который в некоторых условиях(кислые воды) растворяется. Конечный продукт разложения: порошок ржавчины или растворимые соли железа. Скорость разложения: на земле – 1мм в глубину за 10-20 лет, в пресной воде – 1мм в глубине, в солёной воде – 1 мм в глубину за 1-2год. Способ вторичного использования (в больших масштабах): переплавка. Наименее опасный способ обезвреживания (в любых масштабах): вывоз на свалку или захоронение. Продукты, образующиеся при обезвреживании: оксиды или растворимые соли железа. |
Тема: Углерод Используя Периодическую систему химических элементов Д. И. Менделеева, охарактеризуйте химический элемент углерод по плану |
Торговое название препарата: левитра (levitra) Действущее вещество: активное вещество Левитры это варденафил, в каждой таблетке Левитры содержится 5, 10 или 20 мг варденафила |
||
Учебной дисциплины химический анализ грунтов Рекомендуется для направления подготовки Целью освоения дисциплины «Химический анализ грунтов» является ознакомление студентов с современными методами анализа химического... |
Инструкция по заполнению формы "специальный рецептурный бланк на... Форма "Специальный рецептурный бланк на наркотическое средство и психотропное вещество" (далее рецептурный бланк) изготавливается... |
||
Алюминий и алюминиевые сплавы – Химический состав и форма обработанной... Рые оговаривают условия присвоения данному Европейскому Стандарту статуса национального стандарта без каких-либо изменений. Обновленные... |
Укажите простое предложение с уточняющим обстоятельством В долине он насчитал, по меньшей мере, пятнадцать аулов, остановившихся неподалеку друг от друга |
||
Гумат Ангарский Дарит растениям и почве сбалансированный набор микроэлементов: азот, фосфор, калий, медь, марганец, молибден, кобальт, цинк, железо... |
Магниты постоянные на основе сплава неодим-железо-бор марки ч36Р Приложение а (обязательное). Геометрические размеры и допуски на магниты в форме дисков |
||
Оао «Сибирский химический комбинат», именуемое в дальнейшем |
Техническое задание на поставку лекарственных средств Эуфиллин, средства спазмолитические, витамины, препараты, содержащие железо, препараты кортикоидного действия, препараты гормональные... |
||
Урок химии на тему "Железо и его соединения". 9-й класс Продолжить формировать умения составлять схемы строения атома, электронную формулу, графическую формулу; на основе этого определять... |
Пояснительная записка Кабинет Информатики элемент учебно-материальной... Кабинет Информатики – элемент учебно-материальной базы необходимой для качественного проведения уроков по программе предмета «Информатика... |
||
1 Историческая справка Значение блюд в питании, химический состав, пищевая ценность, лечебные свойства 5 |
Форма и способ процедуры закупки Заказчик: открытое акционерное общество «Ангарский электролизный химический комбинат» |
||
Мягкие лекарственные формы. Линименты Укажите вспомогательное вещество, которое используют для стабилизации линимента Вишневского |
Рабочая тетрадь Правила заполнения рецептурной формы «специальный рецептурный бланк на наркотическое средство и психотропное вещество» |
Поиск |