МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Дальневосточный федеральный университет»
(ДВФУ)
Школа экономики и менеджмента
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ДИСЦИПЛИНЫ
«Стратегический менеджмент инноваций»
Направление подготовки: 080200.68 «Менеджмент»
Программа подготовки: «Финансовый менеджмент»
Форма подготовки: очная
Школа экономики и менеджмента ДВФУ
Кафедра Финансы и кредит
курс 1 семестр 2
лекции 12 час.
практические занятия 0 час.
семинарские занятия 0 час.
лабораторные занятия 24 час.
Консультации
всего часов аудиторной нагрузки 36 час.
самостоятельная работа 72 час.
реферативные работы
контрольные работы – не предусмотрены
зачет 2 семестр
экзамен - семестр
Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями федерального государственного стандарта высшего профессионального образования по направлению 080200.68 «Менеджмент», утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 18 ноября 2009 г. № 636
Учебно-методический комплекс обсужден на заседании кафедры менеджмента «7» июня 2012 г., протокол №10
Зав. кафедрой менеджмента д.э.н., доцент Е.Б. Гаффорова
Составитель профессор кафедры д.э.н., доцент Е.Б. Гаффорова
Содержание
1. Аннотация ……………………………………………………………………...3
2. Рабочая программа учебной дисциплины (РПУД)…………………………..7
3. Конспекты лекций…………………………………………………………….24
4. Материалы для практических занятий……………………………………..144
5. Материалы для самостоятельной работы студентов……………………...151
6. Контрольно-измерительные материалы………………………………...….270
7. Список литературы………………………………………………………......286
8. Глоссарий………………………………………………………………….....289
9. Дополнительные материалы (перечень)……………………………………296
Аннотация
Учебно-методического комплекса дисциплины
«Стратегический менеджмент инноваций»
по направлению подготовки: 080200.68 «Менеджмент»,
по программе подготовки: «Финансовый менеджмент»
Учебно-методический комплекс дисциплины «Стратегический менеджмент инноваций» разработан для студентов магистратуры по направлению 080200.68 «Менеджмент» в соответствие с требованиями ФГОС ВПО по данному направлению и положением об учебно-методических комплексах дисциплин образовательных программ высшего профессионального образования (утверждено приказом и.о. ректора ДВФУ от 17.04.2012 № 12-13-87).
Дисциплина «Стратегический менеджмент инноваций» входит в раздел «М.2.Профессиональный цикл. 2.3. Вариативная часть. Дисциплины по выбору студента» учебного плана подготовки магистров по направлению 080200.68 «Менеджмент» программа «Финансовый менеджмент».
Общая трудоемкость освоения дисциплины составляет 3 зачетные единицы, 108 часа. Учебным планом предусмотрены лекционные занятия (12 часов), лабораторные занятия (24 часов), самостоятельная работа (72 часа). Дисциплина реализуется на 1 курсе, во 2 семестре, заканчивается зачетом.
Содержание дисциплины охватывает следующий круг вопросов: тенденции и перспективы развития инновационной экономики, система государственной поддержки инновационного предпринимательства, нововведения и инновации как инструменты предпринимательской деятельности, правовые основы регулирования инновационной деятельности, организационные формы инновационного предпринимательства, стратегическое управление в инновационном бизнесе, коммерциализация инновационных технологий, риски в инновационном предпринимательстве, мониторинг, аудит и оценка эффективности инновационной деятельности.
Для изучения дисциплины необходимы компетенции, сформированные у обучающихся после средней общеобразовательной школы и подготовки бакалавра в вузе, и в результате освоения дисциплин ООП «Финансовый менеджмент» в первом и втором семестре: «Современные проблемы менеджмента», «Теория организации и организационное поведение», «Современный стратегический анализ», «Корпоративный менеджмент». Дисциплина связана с учебными курсами «Разработка и реализация стратегий», «Основы управления проектами», «Управление рисками».
Учебно-методический комплекс включает в себя:
- рабочую учебную программу дисциплины;
- конспекты лекций, включая план лекции и разбитые по темам полные конспекты;
- материалы для практических занятий, включая темы и задания;
- материалы для организации самостоятельной работы (кейсы, задания);
- контрольно измерительные материалы;
- список литературы (в том числе, Интернет-источников);
- глоссарий;
- дополнительные материалы (презентации).
Достоинством УМКД «Стратегический менеджмент инноваций» является включенные в него материалы, полученные на практических семинарах и тренингах, в том числе в университетах США, имеющих успешный опыт реализации образовательных программ по программам предпринимательства и управления инновациями. В УМКД для проведения практических занятий по всем темам представлены кейсы, что является частью реализации проблемно-ориентированного подхода к обучению.
Автор-составитель УМКД д.э.н., профессор кафедры
менеджмента ШЭМ Е.Б. Гаффорова
Зав. кафедрой менеджмента ШЭМ Е.Б. Гаффорова
Abstract
Educational and methodical complex discipline
«The strategic management of innovations»
the direction of preparation: 080200.68 Management,
under the program of preparation: «Financial management»
Educational and methodical complex discipline of Strategic management of innovation» is designed for students of magistracy in a direction 080200.68 Management in compliance with the requirements of Federal state educational standards in this area and the regulations about the educational-methodical complexes of disciplines of the educational programs of higher professional education (approved by the order of the acting rector of far Eastern state University of 17.04.2012 № 12-13-87).
The discipline of Strategic management of innovation» is included in the section «М.2.Профессиональный cycle. 2.3. The variable part. Elective subjects» of the curriculum for the training of masters in the direction of 080200.68 «Management» programme «Strategic management».
The overall complexity of learning the discipline is 3 credits, 108 hours. The curriculum provides for lectures (12 hours), practical courses (24 hours), independent work (72 hours). Discipline is implemented on 1 course, in term 2, ends up with a test.
Contents of the course covers the following issues: trends and prospects of development of innovation economy, the system of state support of innovative entrepreneurship, innovations and innovations as tools of entrepreneurial activity, legal bases of regulation of innovative activity, organizational forms of innovative entrepreneurship, strategic management in the innovation business, the commercialization of innovative technologies, risks in innovative entrepreneurship, monitoring, audit and estimation of efficiency of innovative activity.
For studying the discipline necessary competence, formed by the students after high school and bachelor's training in the University, and as a result of learning disciplines of the PLO's «Strategic management» in the first and second semester: «Modern problems of management», «Theory of organization and organizational behavior», «Modern strategic analysis», «Corporate management». Discipline linked with training courses «designing and implementing strategies», «Basics of project management», «risk Management».
Educational and methodical complex includes:
working training program of the disciplines;
- lecture notes, including the plan of lectures and broken on the topics of full lecture notes;
- materials for practical training, including the topics and tasks;
- materials for independent work (cases, reference);
- control and measure materials;
- list of references (including online sources);
Glossary;
- additional materials (presentations).
Dignity and methodical complex «Strategic management of innovation» is included in the materials received at the workshops and trainings, including those in the universities of the USA, which have successful experience in implementing educational programs, programs of entrepreneurship and innovation management. In SMCS for practical classes on all the subjects presented case studies that are part of the problem-oriented approach to learning.
The author and compiler of the emcd doctor of Economics, Professor
management SHEM E.V. Gafforova
Head. the Department of management SHEM E.V. Gafforova
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Дальневосточный федеральный университет»
(ДВФУ)
ШКОЛА ЭКОНОМИКИ И МЕНЕДЖМЕНТА
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
«Стратегический менеджмент инноваций»
Направление подготовки: 080200.68 «Менеджмент»
Программа подготовки: «Финансовый менеджмент»
Форма подготовки: очная
Школа экономики и менеджмента ДВФУ
Кафедра Финансы и кредит
курс 1 семестр 2
лекции 12 час.
практические занятия 0 час.
семинарские занятия 0 час.
лабораторные занятия 24 час.
Консультации
всего часов аудиторной нагрузки 36 час.
самостоятельная работа 72 час.
реферативные работы
контрольные работы – не предусмотрены
зачет 2 семестр
экзамен - семестр
Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями федерального государственного стандарта высшего профессионального образования по направлению 080200.68 «Менеджмент», утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 18 ноября 2009 г. № 636
Рабочая программа обсуждена на заседании кафедры менеджмента «7» июня 2012 г., протокол №10
Зав. кафедрой менеджмента д.э.н., доцент __________ Е.Б. Гаффорова
(и.о. фамилия)
Составитель профессор кафедры д.э.н., доцент ____________ Е.Б. Гаффорова
(подпись) (и.о. фамилия)
I. Рабочая программа пересмотрена на заседании кафедры:
Протокол от «_____» _________________ 200 г. № ______
Заведующий кафедрой _______________________ Е.Б. Гаффорова
(подпись) (И.О. Фамилия)
II. Рабочая программа пересмотрена на заседании кафедры:
Протокол от «_____» _________________ 200 г. № ______
Заведующий кафедрой _______________________ Е.Б. Гаффорова
(подпись) (И.О. Фамилия)
АННОТАЦИЯ
Дисциплина «Стратегический менеджмент инноваций» входит в раздел «М.2.Профессиональный цикл. М.2.3 Вариативная часть. Дисциплины по выбору студента» учебного плана подготовки магистров по направлению 080200.68 «Менеджмент» программа «Финансовый менеджмент» и читается магистрам второго года обучения в третьем семестре и заканчивается зачетом.
Целью изучения дисциплины «Стратегический менеджмент инноваций» является формирование у студентов профессиональных компетенций в области предпринимательства и корпоративных инноваций, разработки и реализации стратегии инновационного развития компаний, стратегического управления инновационным бизнесом и корпоративными инновациями.
Содержание программы представляет собой развитие полученных ранее знаний в области экономики и менеджмента.
Задачи дисциплины «Стратегический менеджмент инноваций» состоят в том, что в процессе ее изучения у студентов должны формироваться:
знание тенденций и перспектив развития инновационной экономики, инновационной стратегии России, сущности и основных понятий инновационного предпринимательства;
представление об организационных формах инновационной деятельности и инновационного предпринимательства, системе государственной и негосударственной поддержки инновационного бизнеса;
понимание сущности и задач стратегического управления в инновационном бизнесе;
владение основными методами стратегического анализа, управления рисками, мониторинга, аудита и оценки эффективности в инновационном предпринимательстве.
Изучение дисциплины должно обеспечивать приобретение магистрантами совокупности знаний, умений и навыков, способствующих развитию у них различных видов компетенций (в соответствии с ФГОС ВПО):
Общекультурные:
– способностью развивать свой общекультурный и профессиональный уровень и самостоятельно осваивать новые методы исследования (ОК-1);
– способностью к изменению профиля своей профессиональной деятельности (ОК-2);
способностью самостоятельно приобретать и использовать новые знания и умения (ОК-3);
способностью принимать организационно-управленческие решения и оценивать их последствия (ОК-4);
- свободным владением иностранным языком как средством профессионального общения (ОК -5);
– обладать навыками публичных деловых и научных коммуникаций (ОК-6);
- способностью к применению на практике умений и навыков организации исследовательских и проектных работ, в управлении коллективом (ОК-7);
- способностью находить организационно-управленческие решения и готовностью нести за них ответственность (ОК-8);
- умением использовать нормативные правовые документы в своей деятельности (ОК-9).
В результате изучения дисциплины «Стратегический менеджмент инноваций» магистр менеджмента должен:
а) знать:
актуальные тенденции и перспективы развития инновационной экономики и предпринимательской деятельности;
главные направления инновационной политики России, направления развития современной системы государственной поддержки инновационного предпринимательства;
направления развития современного менеджмента в условиях глобализации и инновационного развития экономики;
проблемы управления инновационными предприятиями;
правовые основы регулирования инновационной деятельности;
преимущества и недостатки различных организационных форм инновационного предпринимательства;
проблемы, методы и приемы стратегического управления в инновационном бизнесе;
характерные риски в инновационном предпринимательстве и основные пути их снижения;
проблемы оценки эффективности инновационной деятельности.
б) уметь:
диагностировать проблемы и потребности предприятия по основным направлениям инновационной деятельности;
определять движущие силы и результаты развития проблем и потребностей;
осуществлять выявление и оценивать источники инновационных возможностей;
прогнозировать тенденции и применять современные подходы к управлению инновациями в бизнесе;
ставить и решать задачи в области своей профессиональной компетенции;
системно анализировать общие тенденции и конкретные ситуации в области инновационного предпринимательства и стратегий инновационного развития;
приобретать новые общие и профессиональные знания, используя современные технологии обучения.
в) владеть:
основными методами анализа инновационного потенциала предприятия, проблем и потребностей в области инновационного развития;
методами и способами оценки коммерческого потенциала инновационных продуктов и технологий;
основными методами стратегического анализа внешней и внутренней среды инновационного предприятия;
методами управления рисками, мониторинга, аудита и оценки эффективности в инновационном предпринимательстве.
Для изучения дисциплины необходимы компетенции, сформированные у обучающихся после средней общеобразовательной школы и подготовки бакалавра в вузе, и в результате освоения дисциплин ООП «Финансовый менеджмент» в первом и втором семестре: «Менеджмент в условиях глобализации», «Теория организации и организационное поведение», «Современный стратегический анализ», «Корпоративное управление», «Финансовый менеджмент». Дисциплина связана с учебными курсами «Разработка и реализация стратегий», «Основы управления проектами», «Управление рисками».
СТРУКТУРА И содержание теоретической части курса
Модуль 1. Инновационная экономика: теории и тенденции развития (2 час.)
|