МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Дальневосточный федеральный университет»
(ДВФУ)
ШКОЛА ГУМАНИТАРНЫХ НАУК
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ДИСЦИПЛИНЫ
по дисциплине
СОЦИАЛЬНЫЕ СТРУКТУРЫ И СОЦИАЛЬНЫЕ ПРОЦЕССЫ
Направление 040100.68 Социология
Форма подготовки - Очная
Школа гуманитарных наук
Кафедра социальных наук
курс ___2____ семестр 3
лекции 16___ (час.)
практические занятия___16____час.
лабораторные работы___-____час.
всего часов аудиторной нагрузки___32_____ (час.)
самостоятельная работа __40_______ (час.)
контрольные работы (количество) 0
зачет ___________ семестр
экзамен___3______семестр
Учебно-методический комплекс составлен на основании требований федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования, утвержденного приказом от 14.01.10 г., № 42
Учебно-методический комплекс дисциплины обсужден на заседании кафедры,_протокол №1__________«01» _октября__2012_г.
Заведующая (ий) кафедрой_________________Кузина И.Г._____ 2012_г.
Составитель:_____________________________ОврахН.К.
Содержание
Рабочая программа дисциплины.
Конспекты лекций.
Материалы для практических занятий.
Материалы для организации самостоятельной работы студентов.
Контрольно-измерительные материалы.
Список литературы.
Глоссарий.
9. Дополнительные материалы.
Аннотация учебно-методического комплекса дисциплины «Социальные структуры и социальные процессы»
Учебно-методический комплекс дисциплины «Социальные структуры и социальные процессы» разработан для студентов _2_ курса по направлению 040100.68 «социология» в соответствие с требованиями ФГОС ВПО по данному направлению и положением об учебно-методических комплексах дисциплин образовательных программ высшего профессионального образования (утверждено приказом и.о. ректора ДВФУ от 17.04.2012 № 12-13-87).
Дисциплина «Социальные структуры и социальные процессы» входит в вариативную часть общенаучного цикла.
Общая трудоемкость освоения дисциплины составляет 2 зачетные единицы, 72_ часа. Учебным планом предусмотрены лекционные занятия (16 часов), семинары (16 часов), самостоятельная работа студента (40 часов). Дисциплина реализуется на _2_ курсе в _3_ семестре.
Содержание дисциплины охватывает следующий круг вопросов:
Проблемы изучения социальной структуры в западноевропейских научных парадигмах социологии XIX – начала XX в.
Теоретические подходы к исследованию социальной структуры в российской социологии.
Современные научные школы и парадигмы социальной структуры общества.
Концепции социального неравенства, стратификации и социальной мобильности.
Демографическая структура и движение народонаселения.
Социально-территориальная структура и урбанизация.
Профессионально-должностная структура общества.
Политическая структура общества и политические процессы.
Дисциплина «Социальные структуры и социальные процессы» логически и содержательно связана с такими курсами, как «История социологии», «Основы социологии», «Демография», «Социология города», «Конфликтология» и др., в которых так или иначе анализируется социальная структура, и рассматриваются базовые социальные процессы. Овладение курсом «Социальная структура и социальные процессы» необходимо студентам для освоения таких теоретических дисциплин, как «Современные социологические теории и школы», «Социология глобализационных процессов», «Принципы социального государства», «Методология и история социологии» и т.п., проведения научно-исследовательского семинара «Современные методы социологического исследования» и педагогической практики.
Дисциплина направлена на формирование общекультурных компетенций выпускника:
способность совершенствовать и развивать свой интеллектуальный и
общекультурный уровень (ОК-1);
способность к самостоятельному обучению новым методам исследования, к изменению научного и научно-производственного профиля своей профессиональной деятельности, к изменению социокультурных и социальных условий деятельности (ОК-2);
готовность к активному общению в научной, производственной и социально-общественной сферах деятельности (ОК-3);
способность свободно пользоваться русским и иностранным языками как средством делового общения; способен к активной социальной мобильности (ОК-4);
готовность к принятию ответственности за свои решения в рамках профессиональной компетенции, способен принимать нестандартные решения, разрешать проблемные ситуации (ОК-6);
способность к адаптации к новым ситуациям, переоценке накопленного опыта, анализу своих возможностей (ОК-7);
способность демонстрировать знания фундаментальных и прикладных дисциплин магистерской программы (ОК-9);
способность использовать углубленные теоретические и практические знания, часть которых находится на передовом рубеже данной науки (ОК-10);
способность самостоятельно приобретать с помощью информационных технологий и использовать в практической деятельности новые знания и умения, в том числе в новых областях знаний, непосредственно не связанных со сферой деятельности, расширять и углублять своё научное мировоззрение (ОК-11);
способность использовать углублённые знания правовых и этических норм при оценке последствий своей профессиональной деятельности, при разработке и осуществлении социально значимых проектов (ОК-12);
способность демонстрировать навыки работы в научном коллективе, порождать новые идеи (креативность) (ОК-13);
способность осознать основные проблемы своей предметной области, при решении которых возникает необходимость в сложных задачах выбора, требующих использования количественных и качественных методов (ОК-14);
способность ориентироваться в постановке задачи и определять, каким образом следует искать средства ее решения (ОК-15);
способность и готовность применять знания о современных методах исследования (ОК-16);
способность и готовность проводить научные эксперименты, оценивать результаты исследований (ОК-17);
способность анализировать, синтезировать и критически резюмировать информацию (ОК -18);
способность к профессиональной эксплуатации современного оборудования и приборов (в соответствии с целями магистерской программы) (ОК-19);
способность оформлять, представлять и докладывать результаты выполненной работы (ОК-20);
способность использовать организационно-управленческие навыки в
профессиональной и социальной деятельности - аналитической, экспертной, консалтинговой, в сфере политических технологий (ОК-21);
способность самостоятельно использовать знания и навыки по философии социальных наук, новейшим тенденциям и направлениям современной социологической теории, методологии и методам социальных наук применительно к задачам фундаментального или прикладного исследования социальных общностей, институтов и процессов, общественного мнения (ПК-1);
способность самостоятельно формулировать цели, ставить конкретные задачи научных исследований в фундаментальных и прикладных областях социологии (в соответствии с профилем ООП магистратуры) и решать их с помощью современных исследовательских методов с использованием новейшего отечественного и зарубежного опыта и с применением современной аппаратуры, оборудования, информационных технологий (ПК-2);
способность осваивать новые теории, модели, методы исследования, навыки разработки новых методических подходов с учетом целей и задач исследования (ПК-3);
в педагогической деятельности: способность и умение использовать полученные знания в преподавании социологических дисциплин (углубленное знание основных школ и направлений, способностью к социологической рефлексии) (ПК-13).
Учебно-методический комплекс включает в себя:
рабочую программу дисциплины;
конспекты лекций (развернутый план лекции, включающий проблемные вопросы);
материалы для практических занятий (темы семинаров);
материалы для организации самостоятельной работы студентов (методические указания по их выполнению);
контрольно-измерительные материалы;
список литературы (в том числе интернет-ресурсов);
глоссарий;
дополнительные материалы: учебники (в том числе электронные),
Достоинством данного УМКД является наиболее методически разработанный раздел – рабочая учебная программа.
Автор-составитель учебно-методического комплекса
к.и.н., доцент, профессор кафедры социальных наук ШГН ДВФУ
Оврах Н.К.
Зав.кафедрой социальных наук Кузина И.Г.
ABSTRACT
The teaching materials on the course «Social structures and social processes» are designed to train students in the “Management sociology” educational program. Field of study – 040100 «Sociology», qualification (degree) to be earned – Master of Sociology Full-time program. Language of the program – Russian. The teaching materials are written in Russian.
These teaching materials on the course are developed in accordance with the curriculum of the educational program under the Federal State Educational Standard of Higher Professional Education (FSES HPE) 040100 «Sociology» (Master's degree), approved by the Ministry of Education and Science of the Russian Federation (December 21, 2009. № 751).
The content of the teaching materials on the course are based on modern science and educational practice and reflects the author's approach to the subject matter.
Main concepts of social structure and social processes.
Problems of studying of social structure and social processes in the West European scientific paradigms of sociology of XIX – the beginnings of the XX century.
Theoretical approaches to research of social structure in the Russian sociology.
Concepts of a social inequality, stratification and social mobility.
Social structures and social processes in modern society.
Modern schools of sciences and paradigms of social structure of society.
Demographic structure and population movement.
Socially - territorial structure and an urbanization Professional and official structure of society.
Political structure of society and political processes.
3 . Preprocessing of empirical data (10 hours).
4 . Preparation of initial model of the master thesis, its concept (10 hours).
The teaching materials on the course provide extensive use of active, creative and interactive lessons, combined with private study in order to create and develop the professional skills of the students.
The total number of the course’s credits – 2 credits (72 hours).
These teaching materials on the course include the following materials:
Course syllabus;
Lectures notes;
Materials for practical training lessons;
Materials for students’ private study;
Test and examination materials;
Reading list;
Glossary;
Additional materials.
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Дальневосточный федеральный университет»
(ДВФУ)
ШКОЛА ГУМАНИТАРНЫХ НАУК
|