Скачать 71.94 Kb.
|
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждения Ростовской области «Зерноградский педагогический колледж » (ГПОУ РО «ЗернПК») Образ учителя в жизни А.П.Чехова и его ранних рассказах. Работу выполнила: Кондратьева Елена Ивановна студентка 1В группы Руководитель: Ярина Оксана Владимировна Образ учителя в жизни А.П.Чехова и его ранних рассказах. Кто же такой учитель? УЧИТЕЛЬ, 1. лицо занимающееся преподаванием какого-н. предмета в низшей и средней школе, преподаватель, школьный работник. 2.Глава, автор или распространитель какого-н. учения. 3. Тот, кто научил или учит чему-н., кто оказывает или оказал влияние на развитие кого-нибудь. Словарь С.И.Ожегова и Д.Н.Ушакова. А.П.Чехов глубоко интересовался вопросами воспитания, образования подрастающего поколения. В его юмористических рассказах разбросано немало язвительных замечаний о казённой системе классического образования («Репетитор», «Человек в футляре», «Случай с классиком», «Учитель»). А А.П.Чехов говорил об учителях так: «Если бы вы знали, как России необходим хороший, умный, образованный учитель. У нас в России его необходимо поставить в какие-то особенные условия, и это нужно сделать скорее, если мы понимаем, что без широкого образования народа государство развалится как дом, сложенный из плохо обожжённого кирпича. Учитель должен быть артист, художник, горячо влюблённый в своё дело, (а у нас – это чернорабочий, плохо образованный человек, который идёт учиться с такой же охотой, с какой пошёл бы в ссылку). Он должен быть первым человеком, чтобы ответить на все вопросы, чтобы все черпали в нём силу, достойную внимания и уважения, чтобы не мог орать на него тот, кто носит звание инспектора школ, но заботится о не лучшей постановке образования, а только о тщательном выполнении циркуляров. Нелепо платить гроши человеку, который призван воспитывать народ – вы понимаете? – воспитывать народ! Отвратительно всё это. Какое издевательство». Первым учителем жизни А.П.Чехова был его отец - Павел Егорович. За малейшую провинность, оплошность, шалость, а тем более непослушание дети в семье Чеховых с раннего возраста строго наказывались. «Я помню, отец начал учить меня, или попросту говоря, бить, когда мне не было еще и пяти лет. Он сёк меня розгами, драл за уши, бил по голове, и я, просыпаясь, каждое утро думал, прежде всего, будут ли меня сегодня драть?..» – рассказывает герой автобиографичной повести А.П.Чехова «Три года». В дальнейшем из семьи Чеховых выросли педагоги: Иван Павлович Чехов – младший брат А.П. Чехова - педагог, учительствовал в московских городских училищах, и Мария Павловна Чехова – единственная сестра А.П.Чехова, работала преподавательницей истории и географии в частной женской гимназии Л.Ф. Ржевской. Таганрогская гимназия, в которой учился А.П.Чехов, считалась образцовым учебным заведением, числилась на хорошем счету у начальства, воспитывала верных слуг царя и отечества. Система обучения строилась в соответствии с этой задачей и сводилась к затуманиванию мозгов, искоренению свободомыслия и самостоятельности. Главными предметами были древние языки, а главным методом обучения была зубрежка. Основным принципом воспитания провозглашалась дисциплина. «Не рассуждать, а исполнять», – вот первая заповедь ученика. Для нерадивых учеников существовал карцер, в дверях классных комнат – глазки, наподобие тюремных. Директор гимназии Н.Н.Порунов разработал инструкции, определяющие поведение в стенах гимназии и вне её не только для гимназистов, но и для учителей. Все было расписано по пунктам – что можно и главным образом, чего нельзя делать. Большинство преподавателей были людьми забитыми, запуганными . В 1879 году он окончил гимназию в Таганроге. В этом же году он переехал в Москву и поступил на медицинский факультет Московского университета, где учился у известных профессоров: Г.А.Захарьина, Н.В.Склифосовского, А.А.Остроумова, А.Я.Кожевникова. В этом же году брат Антона Иван получил место учителя в подмосковном городе Воскресенск. Учителя в произведениях А.П.Чехова являются прототипом учителей, учивших его. Например, рассказ «Человек в футляре» повествует о Беликове – учителе греческого языка. А прототипом Беликова стал инспектор таганрогской гимназии А. Ф. Дьяконов. Вспомним, как выглядел Беликов: даже «в очень хорошую погоду» он «ходил в калошах и с зонтиком и непременно в тёплом пальто на вате». И зонтик, и часы у него были в чехле, даже «…лицо, казалось, тоже было в чехле, так как он всё время прятал его в поднятый воротник». Беликов всегда носил «тёмные очки, фуфайку, уши закладывал ватой и когда садился на извозчика, то приказывал поднимать верх». Но Чехов изображает вовсе не безобидного человека. Учитель гимназии Беликов давил, угнетал всех на педагогических советах – и ему уступали. Учителя боялись его, и директор боялся: «Вот подождите же, наши учителя народ все мыслящий, глубоко порядочный, воспитанный на Тургеневе и Щедрине, однако же этот человек, ходивший всегда в калошах и с зонтиком, держал в руках всю гимназию целых пятнадцать лет! Да что гимназию? Весь город!» . Но проникает в город веяние новых времен. Среди учителей гимназии появляются независимые люди вроде преподавателя истории и географии Коваленко и его сестры Вареньки. « Не понимаю,– говорит Коваленко,– как вы перевариваете этого фискала, эту мерзкую рожу. Эх, господа как вы можете тут жить! Атмосфера у вас удушающая, поганая. Разве вы педагоги, учителя? Вы чинодралы, у вас не храм науки, а управа благочиния, и кислятиной воняет, как в полицейской будке». С приходом таких людей заканчивается век Беликова. Он умирает: «Теперь, когда он лежал в гробу, выражение у него было кроткое, приятное, даже веселое, точно он был рад, что наконец его положили в футляр, из которого он уже никогда не выйдет». Да, он достиг своего идеала! На чем же держалось его ничтожество, стоявшее у власти? Почему весь город дрожал перед этим внутренне мертвым человеком? Оказывается, на силе привычки, на инерции подчинения, живущей в обывателях этого городка и в читающих Щедрина педагогах. Во время похорон стояла дождливая погода и все учителя гимназии «были в калошах и с зонтами». О многом говорит эта чеховская деталь. Умер Беликов, а «беликовщина» осталась в душах людей: «Вернулись мы с кладбища в добром расположении. Но прошло не больше недели, и жизнь потекла по-прежнему, такая же суровая, утомительная, бестолковая, жизнь, не запрещенная циркулярно, но и не разрешенная вполне; не стало лучше. И в самом деле, Беликова похоронили, а сколько еще таких человеков в футляре осталось, сколько их еще будет!». В финале рассказа звучит гневная тирада собеседника Буркина Ивана Ивановича: «Видеть и слышать, как лгут и тебя же называют дураком за то, что ты терпишь эту ложь; сносить обиды, унижения, не сметь открыто заявить, что ты на стороне честных, свободных людей, и самому лгать, улыбаться, и все это из-за куска хлеба, из-за теплого угла, из-за какого-нибудь чинишка, которому грош цена, - нет, больше жить так невозможно!». Но эти обнадеживающие слова сталкиваются с равнодушной «беликовской» репликой учителя Буркина: «Ну, уж это вы из другой оперы, Иван Иванович …Давайте спать». И минут через десять Буркин уже спал. А вот рассказ о Федоре Лукиче Сысоеве, в течение четырнадцати лет преподававшем в фабричной школе. Рассказ написан в 1886 году, он так и называется – «Учитель». После очередных экзаменов (четырнадцатых в его педагогической карьере) герой пребывает в подавленном настроении, несмотря на то что, как пишет Чехов, «сошли эти экзамены прекрасно; все мальчики старшего отделения были удостоены свидетельства и награды; начальство, и фабричное, и казенное, осталось довольно успехами». Причина недовольства учителя заключалась в том, что: «Ему было досадно, что ученик Бабкин, всегда писавший без одной ошибки, сделал в экзаменационном диктанте три ошибки». «Инспектор, человек молодой и неопытный, статью для диктанта выбрал трудную, а учитель соседней школы, Ляпунов, которого инспектор попросил диктовать, вел себя «не по-товарищески»: диктуя – выговаривал слова не так, как они пишутся, и точно жевал слова» . О том, чем и как оплачено право Федора Лукича Сысоева горячиться и упрекать Ляпунова в некорректности, Чехов напишет в самом конце рассказа: «… Он подошел к столу, где лежала стопка ученических тетрадей, и, выбрав тетрадь Бабкина, сел и погрузился в созерцание красивого детского почерка…». Задачей Чехова не было подробно и методически точно написать о том, как учить, как преподавать. Но о том, каким должен быть учитель, а главное – каким он быть не должен. Особенности композиции рассказов, проблематика, стиль и лексика, речь и психологическое состояние героев, внешний мир с его звуками и запахами, говорящие фамилии, трагикомический финал – является тем калейдоскопом красок, в центре которого личность героя –учителя. Список литературы:
|
Пояснительная записка Спортивный туризм самостоятельная и социально-ориентированная... Спортивный туризм в России является национальным видом спорта, имеющим многолетние традиции. Он включает в себя не только спортивную... |
Здоровый образ жизни. Isbn: 5-88782-005-5 Г. Дик-Рид "Роды без страха" Серия: Здоровье вашего ребенка. Изд. 1-е Тема: Здоровый образ жизни. Isbn: 5-88782-005-5 |
||
Методический сектор Мы за здоровый образ жизни информационно-методический сборник Мы – за здоровый образ жизни : информационно-методический сборник / Подосиновская центральная библиотека им. А. Филёва. Подосиновец,... |
1. Мореплаватели XVII – XVIII вв Иногда путешествие становится образом жизни. Есть народ, у которого «путешествие» стало образом жизни – это цыгане. Встречаются племена,... |
||
Здоровый образ жизни единственный стиль жизни, способный обеспечить,... Полезные навыки и привычки, сформированные в детском возрасте, помогают воспитать гармонично развитую личность, для которой ведение... |
Педагоги часто ставят перед собой вопрос: «Как обеспечить безопасность... Педагоги часто ставят перед собой вопрос: «Как обеспечить безопасность и здоровый образ жизни своим воспитанникам»? Рассмотрим одно... |
||
Расчет затрат на разрубку противопожарных разрывов на территории... Среднее расстояние доставки людей и оборудования до места производства работ – 2 км (в одну сторону) |
Иудаизм религиозно-этическое мировоззрение, определяющее верования,... Иудаизм — религиозно-этическое мировоззрение, определяющее верования, культуру и образ жизни евреев на протяжении всей их фиксируемой... |
||
Гпоу«чмк» документация об открытом аукционе в электронной форме на право заключить договор Наименование Заказчика: Государственное профессиональное образовательное учреждение «Читинский медицинский колледж» (гпоу«чмк») |
Сибагатулина Светлана Аркадьевна, методист Гпоу «Сыктывкарский гуманитарно-педагогический колледж имени И. А. Куратова» и гпоу «Печорский промышленно-экономический техникум».... |
||
Гпоу«чмк» документация о проведении запроса котировок в электронной... Наименование Заказчика: Государственное профессиональное образовательное учреждение «Читинский медицинский колледж» (гпоу«чмк») |
Матрица Жизни «биом» Себе любимому часто приводит к серьезным заболеваниям, причины которых общеизвестны: малоподвижный образ жизни, перенесенные «на... |
||
Дайте детству наиграться! Игра относится к числу основных видов деятельности человека, наряду с трудом и учением. Она появилась в его жизни с незапамятных... |
Высшая школа информационных технологий и информационных систем С тем как растет роль компьютеров в жизни человека, компьютерная аппаратура, различные девайсы существенно влияют и на образ жизни... |
||
Ионизаторы воздуха, "Цептер" и его новинки. Письмо Нам обоим одинаково нравиться Ваш подход к своему душевному состоянию и здоровью. Мне 40 лет, а дочке 16. Дочка даже попросила распечатать... |
О тчаялись излечиться Диета, образ жизни и прием обычных лекарств во время гомеопатического лечения. 15 |
Поиск |