Скачать 7.17 Mb.
|
Сборник произведений Александр Викторович Костюнин Петрозаводск, 25.01.2012 год Содержание Рукавичка (Рассказ) ……………………….....................……………………………………...…….4 Орфей и Прима (Рассказ) ……………………………………………………...….....................…....8 Танина ламба (Рассказ) …………………………………………………………...…......................15 Жор глубинной щуки (Рассказ) ………………………………………………...…....................…20 Колежма (Рассказ) ……………………………………………………………...…….......................27 Вальс под гитару (Рассказ) …………………………………………...………………....................35 Сплетение душ (Повесть-хроника) ……………………………...…………………........................39
Земное притяжение (Эссе) ……………………………………………………...…….....................81
Совёнок (Рассказ) ………………………………………………………………….....................…100 Двор на Тринадцатом (повествование в рассказах) ………………………….........................…107
Баян (Рассказ) ……………………………..………………………………...……...........................151 Офицер запаса (Афганские очерки)……………………………...………….....................…....…156
Нытик (Рассказ) …………………………..……………………………………........................….....185 Полёт летучей мыши (Рассказ) ……………………………………………….............................…192 Математическое ожидание (Фантастическая сказка по мотивам романа Евгения Замятина) ..................203 Таинство (Эссе) ……………………………...……………………………………...........................207 Пёрышки (Методика поиска себя) ……………………………………………....................................209 Третий день (Причеть) ……………………………………………………………............................229 Пёрышки (Продолжение) ……………………………………………................................................231 * Летом 2010 года мне посчастливилось объехать все 42 района Республики Дагестан. Планирую написать о Дагестане книгу. Предлагаю вашему вниманию несколько материалов: …………………………………………234
Публицистика ……………………………………………………………………………………..321 Свои отзывы и предложения направляйте по адресу: A-Kostjunin@yandex.ru Авторский сайт: http://kostjunin.ru Православному священнику Вейкко Пурмонену Рукавичка …Когда же настало утро, все первосвященники и старейшины народа имели совещание об Иисусе, чтобы предать Его смерти; и, связав Его, отвели и предали Его Понтию Пилату, правителю. Тогда Иуда, предавший Его, увидев, что Он осуждён, и, раскаявшись, возвратил тридцать сребреников первосвященникам и старейшинам, говоря: согрешил я, предав кровь невинную. Они же сказали ему: что нам до того? Смотри сам. И, бросив сребреники в храме, он вышел, пошёл и удавился. Евангелие от Матфея Нельзя сказать, чтобы я часто вспоминал школу. Мысли о ней, как далёкое, отстранённое событие какой-то совсем другой жизни, пробивались с трудом. Я не был отличником – хорошие отметки со мной не водились. Сейчас понимаю: могло быть и хуже. В пять лет, всего за два года до школы, я вообще не говорил по-русски. Родным для меня был язык карельский. Дома и во дворе общались только на нём. Десятилетняя школа была тем первым высоким порогом, за которым и жаждал я увидеть жизнь новую, яркую, возвышенную. Заливистый школьный звонок, свой собственный портфель, тетрадки, первые книжки, рассказы о неизведанном, мальчишеские забавы после уроков – всё это, словно настежь распахнутые ворота сенного сарая, манило меня на простор. При чём здесь отметки? Тридцать лет прошло. Повседневные заботы, реже радости полупрозрачной дымкой затягивают детство. Годы наслаиваются как-то незаметно, точно древесные кольца. С каждым новым слоем вроде бы ничего не меняется, а разглядеть глубь труднее. И только причудливым капом на гладком стволе памяти, ядовитым грибом или лечебной чагой выступают из прошлого лица, события, символы… Не знаю, почему уж так сложилось, но ярче всего из школьных лет запомнился мне случай с рукавичкой. Мы учились в первом классе. Алла Ивановна Гришина, наша первая учительница, повела нас на экскурсию в кабинет уроков труда. Девчонки проходили там домоводство: учились шить, вязать. Это не считалось пустым занятием. Купить одёжу точно в свой размер было негде. Перешивали или донашивали оставшееся от старших. Жили все тогда туго. Бедовали. Способность мастерить ценилась. Как стайка взъерошенных воробьёв, мы, смущаясь и неловко суетясь, расселись по партам. Сидим тихо, пилькаем глазёнками. Учительница по домоводству сначала рассказала нам о своём предмете, поясняя при необходимости на карельском, а затем пустила по партам оформленные альбомы с лучшими образцами детских работ. Там были шитые и вязаные носочки, рукавички, шапочки, шарфики, платьица, брючки. Всё это кукольного размера, даже новорождённому младенцу было бы мало. Я не раз видел, как мать за швейной машинкой зимними вечерами ладила нам обнову, но это было совсем не то… Мы, нетерпеливо перегибаясь через чужую голову, разглядывали это чудо с завистью, пока оно на соседней парте, и с удовольствием, сколь можно дольше, на полных правах рассматривали диковинку, когда она попадала нам в руки. Звонок прогремел резко. Нежданно. Урок закончился. Оглядываясь на альбом, мы в полном замешательстве покинули класс. Прошла перемена, и начался следующий урок. Достаём учебники. Ноги ещё не остановились. Ещё скачут. Голова следом. Усаживаемся поудобнее. Затихающим эхом ниспадают до шёпота фразы. Алла Ивановна степенно встаёт из-за учительского стола, подходит к доске и берёт кусочек мела. Пробует писать. Мел крошится. Белые хрупкие кусочки мелкой пылью струятся из-под руки. Вдруг дверь в класс резко распахивается. К нам не заходит – вбегает – учительница домоводства. Причёска сбита набок. На лице красные пятна. – Ребята, пропала рукавичка! – и, не дав никому опомниться, выпалила: – Взял кто-то из вас… Для наглядности она резко выдернула из-за спины альбом с образцами и, широко раскрыв, подняла его над головой. Страничка была пустая. На том месте, где недавно жил крохотный пушистый комочек, я это хорошо запомнил, сейчас торчал только короткий обрывок чёрной нитки. Повисла недобрая пауза. Алла Ивановна цепким взглядом прошлась по каждому и стала по очереди опрашивать. – Кондроева? – Гусев? – Ретукина? – Яковлев? Очередь дошла до меня... Двинулась дальше. Ребята, робея, вставали из-за парты и, понурив голову, выдавливали одно и то же: «Я не брал, Алла Ивановна». – Так, хорошо, – зло процедила наша учительница, – мы всё равно найдём. Идите сюда, по одному. Кондроева! С портфелем, с портфелем… Светка Кондроева, вернувшись к парте, подняла с пола свой ранец. Цепляясь лямками за выступы, не мигая уставившись на учительницу, она безвольно стала к ней приближаться. – Живей давай! Как совершать преступление, так вы герои. Умейте отвечать. Алла Ивановна взяла из рук Светки портфель, резко перевернула его, подняла вверх и сильно тряхнула. На учительский стол посыпались тетрадки, учебники. Резкими щелчками застрекотали соскользнувшие на пол карандаши. А цепкие пальцы Аллы Ивановны портфель всё трясли и трясли. Выпала кукла. Уткнувшись носом в груду учебников, она застыла в неловкой позе. – Ха, вот дура! – засмеялся Лёха Силин. – Ляльку в школу притащила. Кондроева, опустив голову, молча плакала. Учительница по домоводству брезгливо перебрала нехитрый скарб. Ничего не нашла. – Раздевайся! – хлёстко скомандовала Алла Ивановна. Светка безропотно начала стягивать штопаную кофтёнку. Слёзы крупными непослушными каплями скатывались из её опухших глаз. Поминутно всхлипывая, она откидывала с лица косички. Присев на корточки, развязала шнурки башмачков и, поднявшись, по очереди стащила их. Бежевые трикотажные колготки оказались с дыркой. Розовый Светкин пальчик непослушно торчал, выставив себя напоказ всему, казалось, миру. Вот уже снята и юбчонка. Спущены колготки. Белая майка с отвисшими лямками. Светка стояла босая на затоптанном школьном полу перед всем классом и, не в силах успокоить свои руки, теребила в смущении байковые панталончики. Нательный алюминиевый крестик на холщовой нитке маятником покачивался на её детской шейке. – Это что ещё такое? – тыкая пальцем в крест, возмутилась классная. – Чтобы не смела в школу носить. Одевайся. Следующий! Кондроева, шлёпая босыми ножками, собрала рассыпанные карандаши, торопливо сложила в портфель учебники, скомкала одежонку и, прижав к груди куклу, пошла на цыпочках к своей парте. Ребят раздевали до трусов одного за другим. По очереди обыскивали. Больше никто не плакал. Все затравленно молчали, исполняя отрывистые команды. Моя очередь приближалась. Впереди двое. Сейчас трясли Юрку Гурова. Наши дома стояли рядом. Юрка был из большой семьи, кроме него ещё три брата и две младшие сестры. Отец у него крепко пил, и Юрка частенько, по-соседски, спасался у нас. Портфель у него был без ручки, и он нёс его к учительскому столу, зажав под мышкой. Неопрятные тетрадки и всего один учебник – вылетели на учительский стол. Юрка стал раздеваться. Снял свитер, не развязывая шнурков, стащил стоптанные ботинки, затем носки и, неожиданно остановившись, разревелся в голос. Аллавановна стала насильно вытряхивать его из майки, и тут на пол выпала… маленькая… синяя… рукавичка. – Как она у тебя оказалась? Как?!! – зло допытывалась Алла Ивановна, наклонившись прямо к Юркиному лицу. – Как?! Отвечай!.. – Миня эн тийе! Миня эн тийе! Миня эн тийе… – лепетал запуганный Юрка, от волнения перейдя на карельский язык. – А, не знаешь?!! Ты не знаешь?!! Ну, так я знаю! Ты украл её. Вор! Юркины губы мелко дрожали. Он старался не смотреть на нас. Класс напряжённо молчал. Мы вместе учились до восьмого класса. Больше Юрка в школе никогда ничего не крал, но это уже не имело значения. «Вор» – раскалённым тавром было навеки поставлено деревней на нём и на всей его семье. Можно смело сказать, что восемь школьных лет обернулись для него тюремным сроком. Он стал изгоем. Никто из старших братьев никогда не приходил в класс и не защищал его. И он никому сдачи дать не мог. Он был всегда один. Юрку не били. Его по-человечески унижали. Плюнуть в Юркину кружку с компотом, высыпать вещи из портфеля в холодную осеннюю лужу, закинуть шапку в огород – считалось подвигом. Все задорно смеялись. Я не отставал от других. Биологическая потребность возвыситься над слабым брала верх. *** Роковые девяностые годы стали для всей России тяжёлым испытанием. Замолкали целые города, останавливались заводы, закрывались фабрики и совхозы. Люди, как крысы в бочке, зверели, вырывая пайку друг у друга. Безысходность топили в палёном спирте. Воровство крутой высокой волной накрыло карельские деревни и сёла. Уносили последнее: ночами выкапывали картошку на огородах, тащили продукты из погребов. Квашеную капусту, банки с вареньем и овощами, заготовленную до следующего урожая свёклу и репу – всё выгребали подчистую. Многие семьи зимовать оставались ни с чем. Милиция бездействовала. У Чуковского в сказке, если бы не помощь из-за синих гор, все звери в страхе дрожали бы перед Тараканищем ещё и сейчас. Здесь же воров решили наказать судом своим. Не стали ждать «спасителя-воробья». Терпению односельчан пришёл конец. …Разбитый совхозный «пазик», тяжело буксуя в рыхлом снегу, сначала передвигался по селу от логова одного вора к другому, а потом выехал на просёлочную дорогу. Семеро крепких мужиков, покачиваясь в такт ухабам, агрессивно молчали. Парок от ровного дыхания бойко курился в промозглом воздухе салона. На металлическом, с блестящими залысинами полу уже елозили задом по ледяной корке местные воры. Кто в нашей деревне не знал их по именам? Их было пятеро: Лёха Силин, Каредь, Зыка, Петька Колчин и Юрка Гуров – это они на протяжении последних восьми лет безнаказанно тянули у односельчан последнее. Не догадывалась об этом только милиция. Руки не связывали – куда денутся? Взяли их легко, не дав опомниться. Да и момент подгадали удачно – в полдень. После ночной «работы» самый сон. «Пазик», урча, направился за село, по лесной просёлочной дороге. В пути молчали. Каждый сам в себе. Всё было понятно без слов. Ни в прокуроры, ни в адвокаты никто не рвался. Дорога шла прямо по берегу лесного озера Кодаярви. На пятом километре остановились. Двигатель заглушили. Вытолкнули «гостей» на снег. Дали две пешни и приказали рубить по очереди прорубь. Снежные тучи тяжело наползали на нас. Солнце скрылось. Поднялся ветер. Завьюжило. Мороз к вечеру стал пощипывать. Топить воров никто не собирался, а хорошенько проучить их следовало. Есть случаи, в которых деликатность неуместна, хуже грубости. …В совхозном гараже мы распили две бутылки прямо из горлышка. Стоя. Кусок чёрствого ржаного хлеба был один на всех. Мы пили за победу над злом. Я этим же вечером уехал в город, а наутро из деревни позвонили: Юра Гуров у себя в сарае повесился. Если бы не этот звонок, я бы, наверное, так и не вспомнил про синюю рукавичку. Чудодейственным образом отчётливо, как наяву, я увидел плачущего Юрку, маленького, беззащитного, с трясущимися губами, переступающего босыми ножонками на холодном полу… Его жалобное: «Миня эн тийе! Миня эн тийе! Миня эн тийе!» – оглушило меня. Я остро, до боли, вспомнил библейский сюжет: Иисус не просто от начала знал, кто предаст Его. Только когда Наставник, обмакнув кусок хлеба в вино, подал Иуде, только «после сего куска и вошёл в Иуду сатана». На профессиональном милицейском жаргоне это называется «подстава». Юрка, Юрка… твоя судьба для меня – укор… И чувство вины растёт. Что-то провернулось в моей душе. Заныло. Но заглушать эту боль я почему-то не хочу… *** …На небесах более радости будет об одном грешнике кающемся, нежели о девяноста девяти праведниках, не имеющих нужды в покаянии. Евангелие от Луки |
Сборник произведений Александр Викторович Костюнин Петрозаводск,... Двор на Тринадцатом (повествование в рассказах) |
Указатель произведений Извне: Науч фантаст рассказ / Худож. Е. Борисов // Техника молодежи (М.). 1958. № С. 26-30 |
||
Бюллетень содержит данные за период с 02 февраля 2012 по 09 февраля... Александр Жилкин и Елена Скрынник подписали соглашение о сотрудничестве на 2012 год |
Бюллетень содержит данные за период с 02 февраля 2012 по 03 февраля... Александр Жилкин и Елена Скрынник подписали соглашение о сотрудничестве на 2012 год |
||
План учебно-воспитательной работы моу «Соболевская основная общеобразовательная... Цели, задачи, приоритетные направления работы школы в условиях реализации программы развития школы до 2015 года на 2012-2013 учебный... |
Программы повышения квалификации Основные требования к режиму безопасности и условия выполнения этих требований. Объекты защиты конфиденциальной информации. Категории... |
||
Доклад о деятельности мбоу дод «Детская музыкально-хоровая школа... Основные задачи развития мбоу дод «дмхш «Мечта» нмр рт на 2012-2013 уч год |
Оао «кск» г. Москва 24 сентября 2015 г Исаев Сергей Петрович, Синицина Ольга Алексеевна, Иванов Николай Васильевич, Канукоев Аслан Султанович, Плешаков Александр Григорьевич,... |
||
Порядок В соответствии с Планом основных мероприятий на 2012 год второй областной этап смотра–конкурса на лучшее содержание, использование... |
Непрерывное профессиональное образование казачества: содержание,... Бочан С. А., канд филос наук, доцент каф теории государства и права и отечественной истории |
||
Непрерывное профессиональное образование казачества: содержание,... Бочан С. А., канд филос наук, доцент каф теории государства и права и отечественной истории |
Спрос и предложение на рынке труда С 744 Спрос и предложение на рынке труда и рынке образовательных услуг в регионах России : сб докладов по материалам Девятой Всероссийской... |
||
Культура и сервис: культурный туризм и экскурсионная деятельность Сборник материалов Культура и сервис: Культурный туризм и экскурсионная деятельность. Сборник материалов IV межрегиональной научно-практической конференции.... |
Тарле Евгений Викторович Северная война и шведское нашествие на Россию. Содержание От Северная война до вторжения шведской армии в пределы России. 1700–1708 гг |
||
Федеральное агентство воздушного транспорта информационный сборник по вопросам функционирования О коллегии Федерального агентства воздушного транспорта, посвященной итогам работы гражданской авиации в 2011 году и основных задачах... |
Теория и практика Физкультурное образование: теория и практика. Сборник материалов научно-исследовательской деятельности профессорско-преподавательского... |
Поиск |