Скачать 264.63 Kb.
|
Визель Т. Г. Логопедические упражнения на каждый день для выработки четкой речи. –– М.: В.Секачев, 2005. – 16с. Пояснительная записка Предлагаемое методическое пособие предназначено не только и не столько для специалистов, сколько для педагогов общего профиля и родителей детей, у которых имеются нарушения речевого развития в виде неразборчивости речи, недостатков звукопроизношения и пр. Оно может быть также использовано специалистами, работающими в области восстановительного обучения больных, перенесших инсульт или черепно-мозговую травму и имеющими в виде последствий нарушения произносительной стороны речи. Пособие написано в связи с тем, что, работая практически, автор постоянно сталкивается с необходимостью давать подробные рекомендации каждому педагогу, родителю или логопеду. Конечно, пособие не может заменить живое общение специалиста с пациентами или их окружением, однако рекомендации, сопровождаемые таким «готовым» материалом, намного облегчают дело и оптимизируют прием. Текст пособия рассчитан на пациентов разного возраста. Предполагается, что пользующийся пособием сам будет отбирать те слова и фразы, которые считает доступными. То, как следует пользоваться пособием, дано в комментариях к каждому разделу или упражнениям, которые следует от начала до конца читать и говорить каждый день. Автор надеется, что оно будет полезно специалистам и близким родственникам, желающим помочь взрослым пациентам и детям с нарушениями речи обрести способность разборчиво и красиво говорить. Логопедический массаж1. Воротниковой зоны 2. Лицевых мышц 3. Губ 4. Языка 5. Мягкого неба Массаж воротниковой зоны, лицевых мышц, включая губы, выполняется по тем же правилам, что и обычный косметический массаж. Массаж языка проводится от его корня к кончику специальным зондом или другим предметом, например, закругленной пластмассовой ручкой зубной щетки. Используются практически все виды массажных движений: поглаживающие, разминающие, похлопывающие, вибрационные и др. Массаж мягкого неба и дужек проводится сверху вниз. Необходимо соблюдать при этом важное правило: если массируемые мышцы вялые, расслабленные, то массаж должен быть активный, интенсивный; если же мышцы напряжены, то следует начинать с расслабляющего массажа, выполняемого легкими поглаживающими движениями, и только по мере расслабления мышц пытаться проникнуть вглубь. Логопедическая гимнастика(Выполняется перед зеркалом; обучающий и обучаемый сидят так, чтобы оба были видны каждому. Дозировка и темп движений увеличиваются постепенно, по мере того, как оно осваивается.) Губы:1. Вытянуть — растянуть. Инструкция: Растянуть губы в улыбку так, чтобы были видны все зубы, и вытянуть в трубочку, чтобы получился хоботок. 2. Сжать — отпустить. Инструкция: Крепко сжать губы («рот на замок»), а затем плавно их распустить. 3. Сложить рупором. Инструкция: Нужно сделать так, как я, чтобы получился «рупор». 4. Покусать верхними зубами нижнюю губу. Инструкция: Нужно сделать так, как я. 5. Покусать нижними зубами верхнюю губу. Инструкция: та же. 2. Язык:1. Распластать по нижней губе и удерживать, постепенно продлевая время удержания. Инструкция: «Нужно чтобы язык лежал так, как у меня». Если мышцы языка остаются напряженными, надо слегка похлопать по языку шпателем. Способ выполнения: Распластать язык по верхней губе и удерживать, не поддерживая нижней губой, постепенно продлевая время удержания. Если пациент неспособен поднять язык сам, можно поддерживать его специальным зондом. Для облегчения задачи держать рот открытым, можно что-нибудь закусить с боков, например, кусочки сахара. Постепенно пациент должен научиться удерживать рот открытым без посторонней помощи. Совершать языком круговые движения (облизать губы). 2. Двигать языком от одного угла губ к другому (по воздуху, а не по нижней губе), постепенно продлевая время удержания. Инструкция: «Нужно двигать язык от одного уголка рта до другого так, чтобы язык скользил не по губе, а по воздуху». Способ выполнения: Если пациент не может выполнять упражнение самостоятельно, следует зажать кончик языка специальным шпателем или своими пальцами и передвигать его (пассивный вариант выполнения задания). 3. Цоканье (присасывание языка). Выполняется по подражанию. 4. Щелканье (подражание цоканью копыт лошади). Выполняется по подражанию. 5. Поднять язык к альвеолам и энергично произносить «Д, Д, Д...», удерживая рот в открытом состоянии (на ширину 2 см). Инструкция: «Нащупай(те) языком за верхними зубами бугорки и ударяй(те) в них копчиком языка». Для детей это упражнение можно обозначить как «Молоток» или «Забиваем гвозди». Способ выполнения: При открытом рте кончик языка произносит альвеолярное (зазубное) «Д» или «ДА, ДА, ДА...». Чтобы рот не закрывался можно зафиксировать щель (см. упражнение 1). 6. Удерживая язык у альвеол верхних зубов, дуть на него, подключая голос, чтобы получился звук средний между «3» и «Ж». Инструкция: «Нащупай(те) языком за верхними зубами бугорки, поднимите язык и дуйте на язык, как я. Для детей это упражнение можно обозначить как «Пчелка». Способ выполнения: При открытом рте кончик языка должен вибрировать от попадающей на него струи воздуха. Чтобы рот не закрывался, можно зафиксировать щель (см. упражнение 1). 7. Вести язык по верхнему небу — упереть в зубы и сопротивляться попытке протолкнуть его назад специальным шпателем или каким-либо другим предметом, например, чайной ложкой. Инструкция: «Упри(те) язык в верхние зубы и дави(те) на них. Я буду толкать его обратно, а ты (Вы) не давайте, сопротивляйтесь мне». Способ выполнения: При открытом рте кончик языка должен упереться в верхние зубы. Обучающий шариковым зондом, чайной ложечкой или пальцем пытается отодвинуть его назад, в глубь рта. Коррекция звукопроизношения1. Имитация неречевых шумов, сопоставимых с гласными звуками:Вой ветра — УУУ... Плач младенца — УА, УА, УА... Перекличка, заблудившихся в лесу: АУ, АУ, АУ... Писк поросенка или мышонка: И, И, И... 2. Имитация неречевых шумов, сопоставимых с согласными звуками (четкое, утрированное произнесение):Мычание коровы — МУ, МУ, МУ... Мяуканье кошки: МЯУ, МЯУ, МЯУ... Лай собаки: АВ, АВ, АВ... Кваканье лягушки: КВА, КВА, КВА... Кудахтанье курицы — КО, КО, КО... Гоготанье гусей — ГА, ГА, ГА... Пение песенки — ЛЯ, ЛЯ, ЛЯ...; ПА, ПА, ПА...; ДУ, ДУ, ДУ... Звук воздушного шарика, который проткнули: ССС... Звук подлетающего комара: ЗьЗьЗь... Шуршание листьев: Ш Ш Ш... Звук подъезжающего поезда — ЧУК, ЧУК, ЧУК... Уханье филина — УФ, УФ, УФ... Рычание дикого зверя: РРР... Крик петуха — КУКАРЕКУ... Если звуки вызваны путем имитации, то можно приступать к автоматизации их в слогах. Для этого ниже приведены слоговые таблицы, в которых звуки систематизированы по способу и месту образования. Если же таким путем получить правильно произносимые звуки не удалось, то следует обратиться к специалисту-логопеду, который поставит их, а затем уже автоматизировать. 3. Слоговые таблицы:Таблицы составлены таким образом, чтобы автоматизируемый звук находился в разных фонетических контекстах: прямые слоги — твердые и мягкие; обратные слоги; слоги с разделительным мягким знаком.
Примечание: Обратные слоги со звонким согласным «Б» произносятся без оглушения. Неблагозвучные слоги пропущены.
4. СЛОВА (по предметным и предикативным картинкам).
Примечание: Можно самостоятельно составить таблицы с более сложными слогами, имеющими такую же систематизацию (губные, переднеязычные, заднеязычные и т.д.), например:
5. ПРЕДЛОЖЕНИЯ (по сюжетным картинкам).Подбирается ряд картинок на слова из слоговых таблиц. |
Конспект занятия в подготовительной группе «Чтобы зубы были здоровыми» Образовательная: Дать знания о разнообразных видах зубов и их назначении. Познакомить с основными правилами по уходу за зубами. Формировать... |
Книга для родителей Вы, конечно, стремитесь к тому, чтобы у вас сложились добрые отношения со своим ребенком, чтобы вы были для него примером и авторитетом,... |
||
Инструкция по эксплуатации Сабвуфер elac Вас с покупкой сабвуфера elac, который изготовлен в соответствии со строгими стандартами качества и экологическим нормами. Чтобы... |
Инструкция по эксплуатации и обслуживанию Данное устройство было... Внимательно прочитайте инструкцию перед использованием cybernaut nt. Она содержит всю необходимую информацию, в которой Вы нуждаетесь,... |
||
Инструкция пользователя Эта инструкция была разработана, чтобы гарантировать оптимальную работу печей-каминов Horse Flame, Olymberyl®. Очень важно, чтобы... |
Инструкция: Встаньте, пожалуйста, в два больших круга так, чтобы... Банк внеурочных занятий для профилактики гиперактивного поведения с младшими школьниками во внеурочное время |
||
Брут Пер. П. Гуров «Как это прекрасно — служить человеку! — сказал себе Брут, немецкая овчарка. — Как это возвышенно — носить корзинку. Пойду-ка я помедленнее,... |
Книга предназначена для людей с извращенным чувством юмора и альтернативной... Тельно, чтобы подразнить гусей. Но совершенно точно я писала все это не потому, что Знаю, Как Нужно Жить, – чего нет, того нет. Чтобы... |
||
Тема: «Нормы речевого развития» Каждый родитель мечтает и стремится к тому, чтобы его ребенок вырос гармонично развитым — был крепким и здоровым, умным, хорошо... |
Замечание Все обоснованные усилия были приложены, чтобы проверить точность содержащейся в нем информации на момент публикации. Об изменениях,... |
||
Инструкция по применению применение ... |
Предмет философии и основные аспекты философского знания Предмет философии — не одна какая-нибудь сторона сущего, а все сущее во всей полноте своего содержания и смысла. Философия нацелена... |
||
Инструкция по эксплуатации для акустической системы Акустика rs3 была спроектирована, чтобы быть эффектной, легкой в использовании и кроме всего прочего, для того чтобы качественно... |
Руководство по техническому обслуживанию и ремонту снегоболотохода atv 700 D(GT,GT1) Компания не несет ответственности за возможные неточности или отсутствие какой-либо информации в данном руководстве, несмотря на... |
||
Руководство по эксплуатации скутера bw's ваш скутер это изделие,... Все эти качества скомбинированы так, чтобы Ваш скутер стал высокотехнологичным и удобным покорителем городских дорог. Эта инструкция... |
Любовь к ребенку рождается раньше его появления на свет. С будущим... Самое страшное заключается в том, что из-за отсутствия слуха ребенок не будет говорить. Нарушение слуха и связанная с ним немота... |
Поиск |