Скачать 367.57 Kb.
|
Прокуратура Приморского края Отдел по обеспечению участия прокуроров в гражданском и арбитражном процессе Управление правовой статистики МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ по обеспечению представительства и защите интересов органов и должностных лиц прокуратуры в судах и составлению статистического отчета по форме ЗИП ГАС г. Владивосток 2016 год СОДЕРЖАНИЕ I.Общие положения по обеспечению представительства и защите интересов органов и учреждений прокуратуры Российской Федерации в судах………………….….……..….………...3 II.Обеспечение представительства органов прокуратуры в судах общей юрисдикции……………………..……………………………………………………………………...6 III. Обеспечение представительства органов прокуратуры в арбитражных судах………………12 IV. Особенности составления статистического отчета «Защита интересов органов прокуратуры в судах» по форме ЗИП ГАС ………………………………………………………………………..16 Нормативно-правовые и организационно-распорядительные документы. Судебная практика……………………………………………………………………………………………….21 Приложение……………………………………………………………………………………………..
Деятельность органов прокуратуры представляет собой специфический вид государственной деятельности, обусловленной своей универсальностью, поскольку согласно статье 1 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» (далее – Закон о прокуратуре) прокуратура Российской Федерации как единая федеральная централизованная система органов с подчинением нижестоящих прокуроров вышестоящим и Генеральному прокурору Российской Федерации осуществляет от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации. Систему прокуратуры Российской Федерации составляют Генеральная прокуратура Российской Федерации, прокуратуры субъектов Российской Федерации, приравненные к ним военные и другие специализированные прокуратуры, научные и образовательные организации, редакции печатных изданий, являющиеся юридическими лицами, а также прокуратуры городов и районов, другие территориальные, военные и иные специализированные прокуратуры (статья 11 Закона о прокуратуре). Наряду с этим органы и учреждения прокуратуры вступают во взаимоотношения с физическими и юридическими лицами как в связи с исполнением надзорных функций, так и как полноценный участник гражданского оборота (в качестве работодателя, заказчика по различным контрактам на предоставление услуг или выполнение работ и другое). Обеспечение представительства органов прокуратуры Российской Федерации при рассмотрении в судах гражданских и арбитражных дел по спорам, в которых органы прокуратуры Российской Федерации и их должностные лица являются стороной спорных правоотношений, заинтересованными или третьими лицами регламентировано приказами Генерального прокурора Российской Федерации от 23.10.2013 № 453 «Об организации работы по обеспечению представительства и защите интересов органов и учреждений прокуратуры Российской Федерации в судах» (далее – Приказ № 453) и прокурора Приморского края от 11.11.2013 № 146 «Об организации работы по обеспечению представительства и защите интересов органов прокуратуры Приморского края в судах» (далее – Приказ № 146). Согласно пункту 2 Приказа № 453 его действие распространяется на все судебные споры с участием органов и учреждений прокуратуры по гражданским, арбитражным, а с 15 сентября 2015 года и административным делам, за исключением дел по спорам о возмещении вреда, причиненного в результате незаконного уголовного преследования, представительство и защита интересов органов прокуратуры Российской Федерации по которым осуществляются в порядке, установленном совместным Приказом Генеральной прокуратуры Российской Федерации и Минфина России от 20.01.2009 № 12/3н «О взаимодействии органов прокуратуры и Министерства финансов Российской Федерации при поступлении сведений об обращении в суд гражданина с иском (заявлением) о возмещении вреда, причиненного в результате незаконного уголовного преследования». В соответствии с частью 1 статьи 46 Конституции Российской Федерации, частью 1 статьи 3 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ) и частью 1 статьи 4 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) каждое заинтересованное лицо вправе обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов. Граждане и юридические лица активно реализуют свое право на обращение в суд для защиты трудовых и имущественных прав, взыскания убытков и судебных расходов, оспаривания ответов, действий (бездействия) должностных лиц органов прокуратуры и актов прокурорского реагирования, установления юридических фактов. При возникновении дела в суде с участием органа прокуратуры Российской Федерации и (или) его должностного лица руководителем прокуратуры назначается представитель. Способом оформления полномочий представителя выступает доверенность. Доверенность – это документ, который должен подтвердить перед третьими лицами процессуальное положение представителя и исключить сомнения в объеме его полномочий. Поэтому особые требования предъявляются к форме доверенности и порядку ее удостоверения. Закон устанавливает письменную форму доверенности. Полномочия представителя зависят от вида судопроизводства, а также от объема полномочий, изложенных в доверенности. Пунктом 4 Приказа № 453 предусмотрено, что доверенность представителя на ведение дела в суде, выдается и оформляется в соответствии с требованиями статей 185-187 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ), статей 53, 54 ГПК РФ, статей 61, 62 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ), и в порядке, установленном данным Приказом. В силу пункта 4.2 Приказа № 453 доверенность на представление и защиту интересов прокуратуры субъекта Российской Федерации и (или) ее должностных лиц выдает прокурор субъекта Российской Федерации либо им уполномоченные его заместители. В соответствии с пунктом 4.3 Приказа № 453 в доверенности, помимо фамилии, имени, отчества, должности работника органа или учреждения прокуратуры Российской Федерации, обязательно указываются номер служебного удостоверения, реквизиты судебного дела, предмет спора, наименование суда, рассматривающего дело, лиц, участвующих в деле, дата выдачи и реестровый номер доверенности, а также объем переданных представителю полномочий согласно требований процессуального законодательства. Подпись должностного лица органа прокуратуры Российской Федерации, выдавшего доверенность, необходимо скреплять гербовой печатью. Доверенность на представление интересов горрайспецпрокуратур подписывается соответствующим прокурором и скрепляется печатью прокуратуры. Для осуществления представителем процессуальных действий достаточно указать в доверенности, что лицо наделяется правом совершать от имени представляемого все процессуальные действия в суде, предусмотренные в статьях 54 ГПК РФ, 56 КАС РФ, 62 АПК РФ. Права, перечисленные в статье 54 ГПК РФ, а именно: на подписание искового заявления, предъявление его в суд, передачу спора на рассмотрение третейского суда, предъявление встречного иска, полный или частичный отказ от исковых требований, уменьшение их размера, признание иска, изменение предмета или основания иска, заключение мирового соглашения, передачу полномочий другому лицу (передоверие), обжалование судебного постановления, предъявление исполнительного документа к взысканию, получение присужденного имущества или денег, могут осуществляться только при их прямом указании в доверенности. В соответствии с частью 3 статьи 55 КАС РФ представители должны представить суду документы о своем образовании, а также документы, удостоверяющие их статус и полномочия. Однако в силу пункта 1 статьи 40.1 Закона о прокуратуре прокурорами могут быть граждане Российской Федерации, получившие высшее юридическое образование по имеющей государственную аккредитацию образовательной программе. Таким образом, по смыслу изложенной правовой нормы и части 2 статьи 55 КАС РФ в их системном толковании, прокуроры, участвующие в административном деле в качестве представителей органов прокуратуры, не обязаны представлять суду документы о своем образовании. Такое разъяснение дано в ответе на 17 вопрос в «Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации № 3 (2015)», утвержденном Президиумом Верховного Суда РФ 25.11.2015. Статьями 56, 57 КАС РФ установлены правила, касающиеся содержания полномочий представителей. В части 2 статьи 56 КАС РФ определены процессуальные действия, которые должны быть специально оговорены в доверенности, а также определено право на их осуществление самостоятельно или с согласия представляемого лица. К таковым относятся: - подписание административного искового заявления и возражений на административное исковое заявление, подачу их в суд; - заявление о применении мер предварительной защиты по административному иску; - подача встречного административного искового заявления; - заключение соглашения о примирении сторон или соглашения сторон по фактическим обстоятельствам административного дела; - полный либо частичный отказ от административного иска или на признание административного иска; - изменение предмета или основания административного иска; - передача полномочий представителя другому лицу (передоверие); - подписание заявления о пересмотре судебных актов по вновь открывшимся обстоятельствам; - обжалование судебного акта; - предъявление исполнительного документа к взысканию; - получение присужденных денежных средств или иного имущества. Исходя из анализа положений части 5 статьи 41, части 2 статьи 221 КАС РФ к участию в административном деле об оспаривании решения, действия (бездействия) должностного лица, государственного или муниципального служащего в качестве второго административного ответчика в обязательном порядке привлекается соответствующий орган, в котором исполняют свои обязанности должностное лицо, государственный или муниципальный служащий. Таким образом, при возникновении в суде административного дела о признании незаконным действия (бездействия), акта прокурорского реагирования районного, городского, межрайонного, специализированного прокурора и (или) должностных лиц этих прокуратур, соответствующим представителям необходимо заявлять ходатайство о привлечении прокуратуры края в качестве административного соответчика, если указанная обязанность не выполнена судом самостоятельно. Представитель прокуратуры края вправе запрашивать в подразделениях аппарата прокуратуры края, горрайспецпрокуратурах и у должностных лиц все необходимые для разрешения дела материалы. Правовая позиция по делу представителем прокуратуры формируется в письменном виде и согласовывается со структурным подразделением прокуратуры края, ответственным за обеспечение представительства и защиту интересов органов прокуратуры Российской Федерации и их должностных лиц в соответствии с компетенцией, установленной Приказом № 146 (отделом по обеспечению участия прокуроров в гражданском и арбитражном процессе и отделом материального обеспечения, эксплуатации зданий и транспорта). По результатам рассмотрения дела при наличии оснований представитель прокуратуры подает апелляционную, кассационную, надзорную жалобу (но не представление) на судебное постановление, а также возражения на апелляционные, кассационные, надзорные жалобы, поданные иными лицами, участвующими в деле.
Процессуальным законодательством предусмотрены различия в порядке рассмотрения дел, возникающих из гражданских и в сфере административных и иных публичных правоотношений, в связи с чем особое значение приобретает правильное установление вида судопроизводства. В тех случаях, когда оспариваемые действия совершены органами прокуратуры и их должностными лицами в процессе осуществления деятельности, основанной на равенстве участников правоотношений, дело подлежит рассмотрению по нормам гражданского процессуального законодательства. В порядке искового производства с участием представителей органов прокуратуры подлежат рассмотрению гражданские дела: – о восстановлении на работе и иным спорам, возникающим из трудовых правоотношений; по пенсионным спорам; – о компенсации морального вреда и возмещении материального ущерба в связи с незаконными решениями, действиями (бездействием) органов прокуратуры; – о защите чести, достоинства и деловой репутации и компенсации морального вреда; – по имущественным спорам и иным гражданским делам. Следует учитывать, что в деле, в котором орган прокуратуры является истцом или ответчиком, представитель прокуратуры, защищающий его интересы как участника спорного материального правоотношения, обладает лишь теми общими правами и обязанностями лица, участвующего в деле, которые закреплены в статье 35 ГПК РФ. В соответствии с пунктом 3 части первой статьи 16 и частью первой статьи 18 ГПК РФ прокурор не может участвовать в рассмотрении дела, если он лично, прямо или косвенно заинтересован в исходе дела либо если имеются иные обстоятельства, вызывающие сомнение в его объективности и беспристрастности. По смыслу названных статей, прокурор как особый субъект гражданского процесса, наделенный полномочиями по даче заключения по делу, не может участвовать в деле, в котором орган прокуратуры выступает в качестве стороны спорного правоотношения, то есть имеет ведомственную заинтересованность в исходе дела. Указанная правовая позиция изложена в определениях Конституционного Суда Российской Федерации от 21.04.2005 № 193-О, от 25.02.2013 № 200-О, определении Верховного Суда Российской Федерации от 22.12.2006 № 66-В06-16. Таким образом, по искам о восстановлении на работе в органах прокуратуры, о выселении из служебного жилого помещения лиц, прекративших трудовую деятельность в органах прокуратуры, прокурор не вправе принимать участие и давать заключение по делу в порядке части 3 статьи 45 ГПК РФ. В административном порядке с участием представителя органов прокуратуры в основном рассматриваются дела об оспаривании актов прокурорского реагирования (представлений, протестов и предостережений) и об оспаривании решений, действий (бездействия) (например, об оспаривании ответов на обращения; требований прокурора в порядке статьи 22 Закона о прокуратуре). К обстоятельствам, имеющим значение для правильного разрешения данной категории дел, относятся: - имеет ли орган (лицо) полномочия на принятие решения или совершение действия; - соблюден ли порядок принятия решений, совершения действий органом или лицом в том случае, если такие требования установлены нормативными правовыми актами (форма, сроки, основания, процедура и т.п.); - соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного действия (бездействия) требованиям закона и иного нормативного правового акта, регулирующего данные правоотношения. С учетом этого письменные возражения представителя на административное исковое заявление должны содержать пояснения по перечисленным позициям. В соответствии с пунктами 1, 2, 3 статьи 10 Закона о прокуратуре в органах прокуратуры в соответствии с их полномочиями разрешаются заявления, жалобы и иные обращения, содержащие сведения о нарушении законов. Решение, принятое прокурором, не препятствует обращению лица за защитой своих прав в суд. Поступающие в органы прокуратуры заявления и жалобы, иные обращения рассматриваются в порядке и сроки, которые установлены федеральным законодательством. Ответ на заявление, жалобу и иное обращение должен быть мотивированным. Если в удовлетворении заявления или жалобы отказано, заявителю должны быть разъяснены порядок обжалования принятого решения, а также право обращения в суд, если таковое предусмотрено законом. |
Методические рекомендации по актуальным вопросам формирования и представления... Методические рекомендации разработаны отделом ведомственной статистики и методического обеспечения управления правовой статистики... |
Методические рекомендации мр 5 0109-16 Методические рекомендации предназначены для специалистов медицинских организаций, врачей-эпидемиологов, врачей-дезинфектологов, дезинструкторов... |
||
Методические указания по составлению отчетных форм государственного статистического Методические указания разработаны для врачей, медицинских статистиков, организаторов здравоохранения органов управления здравоохранением... |
Методические рекомендации об организации командировок и оформлению... Настоящие Методические рекомендации устанавливают порядок расходования финансовых средств, выделенных на командировочные расходы... |
||
Анализу судебной практики по рассмотрению в судах заявлений об оспаривании... Управления Федеральной службы судебных приставов по Санкт-Петербургу (далее – Управление) проведён анализ судебной практики по рассмотрению... |
Методические рекомендации мр 5 0109-16 "Дезинфекционный режим в медицинских... Методические рекомендации предназначены для специалистов медицинских организаций, врачей-эпидемиологов, врачей-дезинфектологов, дезинструкторов... |
||
Приказ 01. 07. 2011 №36 Об организации работы по обеспечению доступа... Генерального прокурора РФ от 31 мая 2011 г. №153 “Об организации работы по обеспечению доступа к информации о деятельности органов... |
Методические рекомендации по созданию, подготовке и оснащению нештатных... Методические рекомендации предназначены для федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской... |
||
Инструкция о действиях должностных лиц таможенных органов «об утверждении инструкции о действиях должностных лиц таможенных органов, осуществляющих таможенное оформление и таможенный контроль... |
Анализу судебной практики по рассмотрению в судах заявлений об оспаривании... Управления Федеральной службы судебных приставов по Санкт-Петербургу (далее – Управление) проведён анализ судебной практики по рассмотрению... |
||
Приказ №45-5 от 29 августа 2016 года План основных мероприятий по... Подготовка приказов о пожарной безопасности (далее – пб) и назначении ответственных должностных лиц за пожарную безопасность в образовательном... |
Статья Установление консульских отношений Настоящий Федеральный закон определяет правовые основы осуществления консульской деятельности, права и обязанности консульских должностных... |
||
Методические рекомендации отражают основные положения действующих... Методические рекомендации предназначены для должностных лиц центрального аппарата мчс россии, региональных центров по делам гражданской... |
Инструкция по составлению отчета федерального государственного статистического наблюдения №30 Федерации. Сводный отчет за год по республике, краю, области, автономному округу, подписанный руководителем органа управления здравоохранением,... |
||
Анализа сведений о выполнении мероприятий плана деятельности Роскомнадзора за 1 квартал 2016 год Проверки деятельности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления 2 |
О порядке обеспечения доступа к информации о деятельности органов... Генерального прокурора Российской Федерации от 31. 05. 2011 №153 «Об организации работы по обеспечению доступа к информации о деятельности... |
Поиск |