Утверждаю
Заместитель Министра
путей сообщения
Российской Федерации
25 апреля 2002 г. N ЦШ-ЦТ-907
Согласовано
Руководитель Департамента
локомотивного хозяйства
МПС России
А.Д.РУСАК
16 января 2002 года
Руководитель Департамента
сигнализации, централизации
и блокировки МПС России
В.М.КАЙНОВ
14 декабря 2001 года
Руководитель Департамента
безопасности движения
и экологии МПС России
П.С.ШАНАЙЦА
24 апреля 2002 года
Начальник ПКБ ЦТ МПС
В.П.ТОЛСТОВ
7 декабря 2001 года
Первый заместитель
директора ВНИИУП
МПС России
П.А.КОЗЛОВ
4 декабря 2001 года
Директор
ДХООО "Локомотив"
С.Ф.КАШИН
4 декабря 2001 года
ИНСТРУКЦИЯ
ПО ЭКСПЛУАТАЦИИ КОМПЛЕКСНОГО ЛОКОМОТИВНОГО
УСТРОЙСТВА БЕЗОПАСНОСТИ
1. Общие положения
1.1. Настоящая Инструкция определяет порядок пользования комплексным локомотивным устройством безопасности (КЛУБ), которое предназначено для повышения безопасности движения и улучшения условий вождения поездов.
1.2. В Инструкции приняты следующие сокращения:
КЛУБ - комплексное локомотивное устройство безопасности;
БЭЛ - блок электроники локомотивный;
БИЛ - блок индикации локомотивный;
БК - блок коммутации;
ДПС - датчик пути и скорости;
БО - блок оптронный;
БСС - блок согласования с системой САУТ;
БВД - блок ввода данных;
АЛС - автоматическая локомотивная сигнализация непрерывного типа;
АЛСН - автоматическая локомотивная сигнализация числового кода;
АЛС-ЕН - многозначная локомотивная сигнализация непрерывного типа с фазоразностной модуляцией;
АЛСО - участки железных дорог, где основным средством регулирования движения поездов является автоматическая локомотивная сигнализация;
ПТО - пункт технического обслуживания локомотивов и МВПС;
З - зеленый сигнал блока индикации локомотивного и соответствующий ему код АЛСН;
Ж - желтый сигнал блока индикации локомотивного и соответствующий ему код АЛСН;
КЖ - красно-желтый сигнал блока индикации локомотивного и соответствующий ему код АЛСН;
К - красный сигнал блока индикации локомотивного;
Б - белый сигнал блока индикации локомотивного;
БМ - белый мигающий сигнал блока индикации локомотивного;
V - допустимая скорость проследования путевого светофора, к
к
которому приближается поезд;
V - максимально допустимая скорость движения локомотива или
д
МВПС в данной точке пути;
V - скорость движения локомотива или МВПС;
ф
МВПС - моторвагонный подвижной состав;
САУТ - система автоматического управления торможением;
КПД - комплекс средств сбора и регистрации контрольных данных;
ТС КБМ - телемеханическая система контроля бодрствования машиниста;
ВСМ - высокоскоростная магистраль;
ПТЭ - Правила технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации;
ИСИ - Инструкция по сигнализации на железных дорогах Российской Федерации.
1.3. При работе КЛУБ в режиме АЛСН на блоке БИЛ должны индицироваться сигналы, соответствующие сигналам путевых светофоров, к которым приближается поезд (п. п. 2.24, 2.25 ИСИ).
1.4. При работе КЛУБ в режиме АЛС-ЕН, на блоке БИЛ должны индицироваться сигналы, соответствующие показаниям напольных светофоров согласно "Таблице соответствия показаний локомотивных индикаторов", разработанной на основании проекта ГТСС для каждого конкретного участка, определенного МПС России для оборудования каналом АЛС-ЕН.
1.5. На участках, оборудованных устройствами автоматической локомотивной сигнализации (АЛС), пользование существующими средствами сигнализации и связи при движении поездов должно производиться в полном соответствии с Инструкцией по движению поездов и маневровой работе на железных дорогах Российской Федерации.
1.6. При работе локомотивов, оборудованных устройством КЛУБ, с хозяйственными поездами, а также локомотивов, оборудованных для подключения путейской техники, необходимо дополнительно пользоваться действующими инструкциями МПС России о порядке пользования устройствами.
1.7. Все локомотивы и МВПС, оборудованные устройством КЛУБ, отправляемые на участки как оборудованные, так и не оборудованные путевыми устройствами АЛС, должны иметь исправное устройство КЛУБ.
1.8. Запрещается выдавать из депо оборудованные устройством КЛУБ локомотивы и МВПС, а машинистам отправляться ведущим локомотивом из основных депо, пунктов оборота локомотивов, пунктов технического обслуживания на локомотивах и МВПС с выключенным или неисправным устройством КЛУБ и неустановленным фиксатором открытого положения разобщительного крана электропневматического клапана автостопа ЭПК (кроме МВПС) на участки как оборудованные, так и не оборудованные путевыми устройствами автоматической локомотивной сигнализации.
В случае отсутствия подменного фонда устройства КЛУБ в пунктах технического обслуживания и оборота локомотивов и МВПС допускается следование локомотивов и МВПС в основные депо с неисправным устройством КЛУБ в нерабочей кабине.
1.9. Выключение путевых устройств АЛС по неисправности или другим причинам должно производиться с предварительным оформлением и выдачей на поезда предупреждений с последующей отменой предупреждений установленным порядком после включения путевых устройств в действие.
1.10. Ответственными лицами за правильное пользование КЛУБ во время поездки, а также за сохранность этих устройств на локомотиве являются машинист локомотива моторвагонного поезда и его помощник.
Ответственным лицом за сохранность локомотивных устройств КЛУБ на локомотивах (МВПС), ожидающих ремонта или ТО, является маневровая бригада.
Ответственность за техническое обслуживание устройств КЛУБ возлагается на работников локомотивных депо или работников локомотивных депо и дистанций сигнализации и связи.
Конкретный порядок технического обслуживания КЛУБ устанавливается приказом начальника железной дороги с разрешения МПС России.
Ответственность за содержание в исправном состоянии и бесперебойное действие КЛУБ на локомотивах и МВПС возлагается на причастных работников, а также на завод - изготовитель КЛУБ.
Пломбирование блоков устройства КЛУБ и фиксатора положения разобщительного крана ЭПК производится в соответствии с Приложением 2 настоящей Инструкции.
1.11. Все виды работ по содержанию и обслуживанию КЛУБ должны выполняться с соблюдением действующих правил и инструкций по технике безопасности.
1.12. При наличии на локомотиве кроме устройства КЛУБ устройств КПД, САУТ, ТСКБМ необходимо дополнительно руководствоваться инструкциями о порядке пользования данными устройствами.
2. Техническое обслуживание и порядок приемки КЛУБ
2.1. Техническое обслуживание и ремонт устройств КЛУБ производится работниками локомотивных депо или работниками локомотивных депо и дистанций сигнализации и связи. Технологический процесс утверждается начальником депо (при совместном обслуживании также и начальником дистанции сигнализации и связи) и должен соответствовать Инструкции по техническому обслуживанию КЛУБ и Правилам ремонта локомотива или МПВС.
2.2. При приемке локомотива или моторвагонного поезда машинист обязан проверить работоспособность аппаратуры КЛУБ в соответствии с разделом 3 настоящей Инструкции.
2.3. Машинист, принявший локомотив (МПВС), оборудованный аппаратурой КЛУБ, обязан:
- следить за чистотой и сохранностью аппаратуры КЛУБ и пломб, имеющихся на ней;
- проверять при осмотрах локомотива или моторвагонного поезда надежность крепления аппаратуры КЛУБ, особенно приемных катушек, датчиков скорости и подходящих к ним кабелей;
- своевременно докладывать об обнаруженных в пути следования неисправностях КЛУБ поездному диспетчеру или дежурному по станции и совместно с ними решать вопрос о дальнейшем порядке следования локомотива;
- при нахождении локомотива в депо своевременно докладывать дежурному по депо об обнаруженных неисправностях КЛУБ и совместно с причастными работниками принимать меры для устранения неисправностей;
- обо всех обнаруженных неисправностях и нарушениях в работе КЛУБ делать подробную запись в журнале технического состояния локомотива (форма ТУ-152).
3. Включение и выключение КЛУБ
3.1. Перед включением аппаратуры КЛУБ на локомотивах и МПВС машинист должен:
- убедиться, что давление воздуха в главных резервуарах не менее 7 кгс/кв. см;
- краны, соединяющие электропневматический клапан автостопа (ЭПК) с тормозной и напорной магистралями, находятся в открытом положении;
- на разобщительный кран тормозной магистрали ЭПК надет фиксатор его открытого положения (кроме МВПС);
- ключ в замке ЭПК повернут в крайнее правое положение;
- убедиться по вольтметру, установленному в кабине, что
напряжение источника питания КЛУБ в установленных пределах (не
ниже 0,9 U и не выше 1,1 U , где U в зависимости от типа
ном ном ном
локомотива (МВПС) может быть 50 В, 75 В, 110 В);
- на односекционных двухкабинных локомотивах, не имеющих автоматической схемы переключения кабин, повернуть рукоятку переключателя направления в положение, соответствующее направлению движения, и установить тумблер "1КАБ-2КАБ" на блоке БК-1 КЛУБ в положение, соответствующее той кабине, из которой будет осуществляться движение;
- на односекционных двухкабинных локомотивах, имеющих автоматическую схему переключения кабин при включении КЛУБ, во второй кабине установить управление локомотивом из второй кабины.
3.2. Порядок включения аппаратуры КЛУБ.
3.2.1. При наличии автоматических выключателей питания КЛУБ установить их в положение "Включено", а при их отсутствии включить тумблер "ВКЛ" на блоке БЭЛ.
На блоке БИЛ в окне V должна индицироваться скорость, равная
ф
0 км/час.
3.2.2. По истечении времени не менее 30 сек. включить ключ
ЭПК.
При этом раздается кратковременный свисток ЭПК, включается
прерывистый звуковой сигнал блока БИЛ и затем (через 1 - 2 сек.)
световой мигающий сигнал "Внимание!". На блоке БИЛ загораются
сигнальные показания, в соответствии с табл. 1, V - скорость для
д
данного вида поезда, согласно ПТЭ и приказу начальника дороги,
V - 0 км/час.
ф
Таблица 1
┌───────────┬────────────┬─────────┬─────────────────────────────┐
│ Система │ Сигналы │Положение│ Сигналы индикаторов блока │
│кодирования│ путевых │тумблера │ БИЛ │
│ │ светофоров │ РМП ├──────────────────┬──────────┤
│ │ │ │сигналы локомотив-│ V │
│ │ │ │ного светофора/ │ к │
│ │ │ │кол. блок-участков│ │
├───┬───────┼────────────┼─────────┼──────────────────┼──────────┤
│1. │нет │Любой │Поездной │Б │V* │
│ │ │ │ │ │ д │
│ │ │ ├─────────┼──────────────────┼──────────┤
│ │ │ │Маневро- │Б │60 км/час │
│ │ │ │вый │ │ │
├───┼───────┼────────────┼─────────┼──────────────────┼──────────┤
│2. │АЛСН │Зеленый │Любое │З │V** │
│ │ │ │ │ │ д │
├───┼───────┼────────────┼─────────┼──────────────────┼──────────┤
│3. │АЛС-ЕН │В соответст-│Любое │1 или более │V │
│ │ │вии с │ │свободных блок- │ к │
│ │ │Инструкцией │ │участков │ │
│ │ │по сигнали- │ │ │ │
│ │ │зации │ │ │ │
├───┼───────┼────────────┼─────────┼──────────────────┼──────────┤
│4. │АЛСН │Желтый │Любое │Ж │V │
│ │ │ │ │ │ ж │
├───┼───────┼────────────┼─────────┼──────────────────┼──────────┤
│5. │АЛСН, │Красный │Любое │КЖ │V*** │
│ │АЛС-ЕН │ │ │ │ д │
├───┼───────┼────────────┼─────────┼──────────────────┼──────────┤
│6. │АЛСН │На занятом │Любое │К │20 км/час │
│ │АЛС-ЕН │блок-участке│ │ │ │
├───┼───────┼────────────┼─────────┼──────────────────┼──────────┤
│7. │АЛС-ЕН │Пригласи- │Любое │БМ │20 км/час │
│ │ │тельный │ │ │ │
└───┴───────┴────────────┴─────────┴──────────────────┴──────────┘
Примечания:
1. V* - установленное приказом начальника дороги значение
д
скорости следования локомотива (МВПС) по сигналу "Б" блока БИЛ
(вводится в КЛУБ при техническом обслуживании).
2. V** - установленное приказом начальника дороги значение
д
скорости проследования путевого светофора с зеленым сигналом
(вводится в КЛУБ при техническом обслуживании).
3. V*** - значение скорости, которое после проезда светофора
д
с "желтым" сигналом устанавливается в окне V блока БИЛ в
д
соответствии с введенной в КЛУБ длиной блок-участка (см. табл. 2),
затем постепенно снижается до 20 км/час и сохраняется на этом
уровне.
4. V - установленное приказом начальника дороги значение
ж
скорости проследования светофора с желтым сигналом (вводится в
КЛУБ при техническом обслуживании).
Таблица 2
Допустимая
скорость, км/час
|
Расстояние до конца блок-участка, м
|
грузовой
|
пассажирский
|
20
|
менее 219
|
менее 117
|
25
|
298 - 283
|
164 - 149
|
31
|
394 - 379
|
212 - 197
|
35
|
490 - 459
|
244 - 229
|
40
|
602 - 571
|
292 - 277
|
45
|
730 - 699
|
356 - 341
|
50
|
858 - 843
|
404 - 389
|
55
|
1018 - 987
|
468 - 453
|
60
|
1194 - 1163
|
548 - 533
|
65
|
1386 - 1353
|
612 - 597
|
70
|
1610 - 1563
|
708 - 693
|
75
|
1834 - 1787
|
788 - 773
|
80
|
-
|
884 - 869
|
85
|
|
не менее 965
|
90
|
|
не менее 1061
|
95
|
|
не менее 1173
|
100
|
|
не менее 1301
|
|