Информационно-методический портал по инклюзивному и специальному образованию
«Образование без границ» www.edu-open.ru
|
Групповая нейропсихологическая диагностика
в начальной школе
Камардина И.О., Матвеева Е.Ю., Пылаева Н.М.
г. Москва, ИПИО МГППУ, Школа «Золотое сечение»,
ЦПМСС ДиП
В современную педагогическую практику все шире внедряется школьная нейропсихология [12, 13, 4, 2]. Нейропсихология детского возраста изучает особенности формирования высших психических функций (ВПФ) в ходе индивидуального развития ребенка [8, 1, 6, 3]. В основе работы нейропсихолога лежат методологические принципы, разработанные Л. С. Выготским [5] и А. Р. Лурия [7] и широко принятые в отечественной и зарубежной практике.
Работа нейропсихолога в школе включает диагностику развития ВПФ, коррекционно-развивающую работу с детьми, испытывающими трудности в обучении, а также консультирование педагогов и родителей ребенка по вопросам оптимизации обучения. На сегодняшний день нейропсихология детского возраста владеет уникальным методическим аппаратом, позволяющим оценить специфику развития когнитивных функций ребенка.
Нейропсихологическая диагностика детей традиционно проводится индивидуально [1, 3, 6, 9, 11]. Достаточно полное обследование в зависимости от нейродинамических характеристик ученика начальной школы занимает до 60 минут. Такое обследование всех детей начальной школы является весьма трудоемким и вызывает необходимость групповой диагностики.
Групповая диагностика особенно важна в начале учебного года (третья неделя сентября), поскольку дает возможность учителям лучше понять актуальное состояние своих учеников и в дальнейшем помочь учиться каждому.
Нами были подготовлены и апробированы материалы для проведения группового обследования в разных классах.
В групповой диагностике можно достаточно точно оценить уровень развития таких важных для школьного обучения функций как произвольное внимание, программирование и контроль деятельности, серийная организация движений, слухо-речевая память, зрительный гнозис и зрительно-пространственные функции.
Приведем примеры используемых при групповой диагностике проб:
1. «Реакция выбора». Поскольку в ситуации класса невозможно обычное выполнение пробы: на 1 стук постучи 2 раза, на 2 стука постучи 1, то использовалась условная реакция выбора. Инструкция: «Мы сейчас будем рисовать синим и красным карандашом. Возьмите в руку синий карандаш. Задание для синего карандаша: на 1 стук нарисуй палочку, на 2 стука нарисуй точку». После выполнения этой пробы дается другая более сложная проба с обратной инструкцией, требующая переключения. Продолжение инструкции: «Теперь возьмите красный карандаш. Задание для красного карандаша: на 1 стук нарисуй точку, на 2 стука нарисуй палочку». Для удержания задания инструкция задается как в вербальной, так и в графической форме на доске. Первоклассникам в начале года дается лишь первый вариант пробы.
2. Шифровки и «Следуй по маршруту» (trail making test). В «Школе внимания» [10] в числе коррекционных заданий есть такие, которые могут быть использованы и для оценки функций программирования и контроля в классе. К ним относятся 3 вида шифровок и задания «Следуй по маршруту». Бланки этих методик необходимо распечатать. Инструкция задается устно всему классу, тексты инструкций приведены в Методических указаниях к «Школе внимания».
3. Свободные и направленные ассоциации в письменном виде. Детям предлагается за 2 мин. написать любые слова. Задание лучше выполнять в начале группового обследования.
Начиная со 2-го класса, к свободным ассоциациям присоединяются направленные. Это могут быть как известные «Растения», «Действия», так и другие: «Напиши названия разных сладостей» или «Напиши названия разных красных предметов», или «Напиши, как можно больше слов о том, каким может быть яблоко. Например, спелое, еще какое?»
4. «Графомоторная проба». По команде взрослого дети продолжают начатый узор сначала правой рукой, затем левой. На выполнение рисунка каждой рукой отводится 1 минута. Выполнять задание лучше разными цветными карандашами, чтобы дети не смогли подправить неудавшийся рисунок ведущей рукой. Образец может быть предъявлен или на листе бумаги или – для детей постарше – на доске. Желательно, чтобы психолог или его помощник обходя класс, помог ребенку, не усвоившему программу, и зафиксировал, кто из детей закончил узор до конца строки меньше, чем за минуту.
5. «Счёт». Сложность заданий на счет может широко варьировать. Детям предлагается письменно продолжить числовой ряд, например, 2, 4, 6….; или 9, 8… Более сложные задания: 20 – 3; 100 – 7; ответы умножения на 7 в обратном порядке, параллельные ряды: 10, 1, 9, 2…; 16, 1, 15, 2…
6. «Задачи». Сложность задач также меняется в зависимости от этапа обучения. Первоклассникам в начале года можно предложить следующие задачи: «Сначала улетели 3 птицы, потом улетели 2 птицы. Сколько птиц улетело?» или «Когда из коробки конфет взяли 4 конфеты, там осталось 5 конфет. Сколько было вначале?» Психолог зачитывает и повторяет задачу, написанную на бланках или на доске, а дети записывают решение.
Школьникам постарше в соответствии с программой даются задачи: «На двух полках 18 книг. На одной полке на 2 книги меньше, чем на другой. Сколько книг на каждой полке?»; «Сыну 5 лет. Через 15 лет отец будет в 3 раза старше сына. Сколько лет отцу сейчас?» и др.
7. «Слухо-речевая память». Детям называют 6 – 7 слов для запоминания и просят записать все, что запомнили, в заготовленный бланк. После этого дети меняют цветной карандаш, им называют ещё раз слова и просят их записать. В данном случае, другой цвет поможет психологу проанализировать качество и количество воспроизведённых слов при первом или втором предъявлении.
Кроме изолированных слов детям можно предложить для запоминания фразы. Инструкция: «Я сейчас 2 раза повторю фразу, постарайтесь ее запомнить. Запомнили? А теперь запишите». Примеры фраз: «В саду за высоким забором росли развесистые яблони»; «На опушке леса охотник заметил волка» и др.
8. «Наложенные изображения». На бланке с наложенными изображениями дети находят и обводят разными цветными карандашами контуры предметов и пишут их названия.
9. «Зрительные свободные и направленные ассоциации». Рабочий лист делится на 6 – 8 или 9 клеток, в которых дети рисуют любые предметы (свободное ассоциирование), либо делают рисунки на заданную тему. Инструкция к свободным ассоциациям: «В каждой клеточке сделай по одному рисунку. Рисуй, что хочешь, но следи, чтобы рисунки не повторялись, в каждой клеточке должен быть свой рисунок». Инструкция к направленным ассоциациям: «Теперь в каждой клеточке рисуй разные растения. Следи внимательно, чтобы рисунки не повторялись». После завершения задания дети подписывают свои работы и пишут, если могут, названия изображенных предметов.
10. «Самостоятельный рисунок и копирование стола». На доске заранее психолог рисует образец и закрывает его до начала пробы. Детей просят самостоятельно нарисовать стол, так, чтобы были видны четыре ножки. После этого открывают образец, и дети копируют изображение с доски.
11. Копирование рисунка «Домик». Дети копируют изображение, заранее подготовленное на диагностическом бланке. На рисунок отводится около 5 мин.
12. Копирование фигуры Рея-Тейлора. Каждому ребенку раздается образец фигуры, чистый лист для копирования и 3 цветных карандаша. Инструкция: «Перед вами рисунок марсианского корабля. Давайте нарисуем его разноцветным. Берем красный карандаш и начинаем». Через 30 сек. детям говорят: «Продолжите рисовать синим карандашом» и еще через 30 секунд предлагают взять зеленый карандаш. Через 2–3 минуты от начала рисования дети сдают работы.
13. «Зрительно-пространственная память». 4–6 фигур для запоминания рисуются на доске и закрываются до начала проведения пробы. По команде взрослого фигуры открывают и дети копируют фигуры на свой листок. Через 15 мин. детей просят на другом листе воспроизвести по памяти фигуры.
Чтобы предотвратить списывание, начиная со 2 класса, детям раздают разные образцы и через 10 сек. образцы забирают. В качестве образцов можно использовать фигуры из набора, предлагаемого А.В.Семенович [11].
Целью групповой диагностики является скрининговое исследование для выявления детей, попадающих в группу риска. В случае обнаружения трудностей у ребенка в групповой диагностике специалистом далее проводится полное обследование, результатом которого является составление плана нейропсихологического сопровождения ребенка.
Опыт проведения групповой диагностики в школе «Золотое сечение» и школе ЦПМСС ДиП показал свою эффективность и подтвердил возможность выполнения некоторых нейропсихологических проб в условиях всего класса. Диагностическая работа с группой носит ориентировочный характер, но позволяет делать выводы относительно общей картины по классу, а также выделять детей, наиболее нуждающихся в развернутой индивидуальной нейропсихологической диагностике и дальнейшем сопровождении.
Литература
Ахутина Т.В., Игнатьева С.Ю., Максименко М.Ю., Полонская Н.Н., Пылаева Н.М., Яблокова Л.В. Методы нейропсихологического обследования детей 6-8 лет // Вестник Московского Университета. Серия 14, Психология. – 1996. - №2.
Ахутина Т.В., Камардина И.О. Коррекционно-развивающая помощь детям с трудностями обучения, основанная на идеях Л.С.Выготского и А.Р.Лурии: анализ эффективности // Культурно- историческая психология. - 2008.- №1.
Ахутина Т.В., Полонская Н.Н., Пылаева Н.М., Максименко М.Ю. и др. Нейропсихологическое обследование. // В кн. «Нейропсихологическая диагностика, обследование письма и чтения младших школьников». / Под ред. Т.В. Ахутиной и О.Б. Иншаковой. – М.: В.Секачев, 2008.
Ахутина Т.В., Пылаева Н.М. Преодоление трудностей учения: нейропсихологический подход. - СПб.: Питер, 2008.
Выготский Л.С. Психология и учение о локализации психических функций // Собр.соч.: В 6 т.- М., 1982. - Т.1
-
Корсакова Н.К., Микадзе Ю.В., Балашова Е.Ю. Неуспевающие дети: нейропсихологическая диагностика трудностей в обучении младших школьников. Изд. второе, дополненное – М.: Педагогическое общество России, 2001. – 160 с.
Лурия А. Р. Высшие корковые функции человека и их нарушения при локальных поражениях мозга. 2-е изд. - М., 1969.
Микадзе Ю.В. Нейропсихология детского возраста: учебное пособие. – СПб.: Питер, 2008.
Полонская Н.Н. Нейропсихологическая диагностика детей младшего школьного возраста. - М., 2007.
Пылаева Н.М., Ахутина Т.В. Школа внимания. Методика развития и коррекции внимания у детей 5-7 лет. Методическое пособие и дидактический материал. - М.: «Теревинф», 2004.
Семенович А.В. Введение в нейропсихологию детского возраста. - М.: Генезис, 2005.
Hale, J.B., Fiorello, C.A. Handbook of School Neuropsychology: A practicioner’s Guide. The Guilford Press, 2004.
Handbook of School Neuropsychology. Eds.: R. D'Amato, E. Fletcher-Janzen, C.R. Reynolds. New York, Guilford Press, Plenum Press, 2005.
|