Укрупненная группа специальностей
23.00.00 ТЕХНИКА И ТЕХНОЛОГИЯ НАЗЕМНОГО ТРАНСПОРТА :
23.02.01 Организация перевозок и управление на транспорте
( на железнодорожном транспорте).
23.02.06 Техническая эксплуатация подвижного состава железных дорог.
Примерные задания 1 уровня
регионального этапа Всероссийской олимпиады профессионального мастерства обучающихся по специальностям СПО в 2017 году.
Этап 1.Тестовое задание
Тестовое задание формируется из разделов дисциплин:
1. Правила технической эксплуатации железных дорог
2. Инструкция по движению поездов и маневровой работе на железных дорогах РФ
3. Охрана труда
Инвариантная часть тестового задания.
1.ПТЭ устанавливают:
Варианты ответов:
А). порядок движения поездов на перегонах и производства маневров на станциях в нормальных и нестандартных условиях - раздел VI ПТЭ.
Б). порядок обеспечения безопасности поездной и маневровой работы посредством устройств сигнализации на железнодорожном транспорте - приложение 3 к ПТЭ.
В). ПТЭ для работников хозяйства перевозок устанавливают систему организации движения поездов, а также определяют действия работников железнодорожного транспорта при технической эксплуатации железнодорожного транспорта РФ общего и необщего пользования.
2. Блок-участок - это: Варианты ответов: А) часть межстанционного перегона при автоблокировке или полуавтоблокировке, применяемой как самостоятельное средство сигнализации и связи, ограниченная проходными светофорами (границами блок-участков) или проходным светофором (границей блок-участка) и станцией;
Б) часть межстанционного перегона при автоблокировке или автоматической локомотивной сигнализации, применяемой как самостоятельное средство сигнализации и связи, ограниченная входными (выходными) светофорами или проходным светофором
(границей блок-участка) и станцией;
В) часть межстанционного перегона при автоблокировке или автоматической локомотивной сигнализации, применяемой как самостоятельное средство сигнализации и связи, ограниченная проходными светофорами (границами блок-участков) или проходным светофором (границей блок-участка) и станцией.
3. Клеймо тормозного башмака наносится:
Варианты ответов:
А) на полоз;
Б) на упорную колодку;
В) на подошву.
4. Габарит подвижного состава - это:
Варианты ответов:
А) предельное поперечное (перпендикулярное оси пути) очертание, в котором, не выходя наружу, должен помещаться подвижной состав, установленный на прямом горизонтальном пути;
Б) предельное поперечное (перпендикулярное оси пути) очертание, внутрь которого не должен заходить как груженый, так и порожний подвижной состав, установленный на
прямом горизонтальном пути;
В) предельное поперечное (перпендикулярное оси пути) очертание, в котором, не выходя наружу, должен помещаться как груженый, так и порожний подвижной состав, установленный на прямом горизонтальном пути.
5.Правильный вариант ограждения:
Варианты ответов:
1. Вариант А.
2. Вариант Б.
3. Вариант В.
6. Движение поездов на боковые пути со скоростью не более 80 км/час допускается по стрелочным переводам:
Варианты ответов:
А). По перекрестным стрелочным переводам с крестовиной марки 1/11.
Б). По симметричным стрелочным переводам с крестовиной марки 1/9.
В). По стрелочным переводам с крестовиной марки 1/18.
7.Главное отличие между полным и сокращенным опробованием автотормозов:
Варианты ответов:
А). Полное опробование производится от стационарной компрессорной установки, а сокращенное - от компрессора локомотива.
Б). При полном опробовании проверяется состояние тормозной магистрали и действие тормозов у всех вагонов, а при сокращенном - у двух хвостовых вагонов (в моторвагонных поездах - у одного хвостового вагона).
В). При полном опробовании проверяется состояние тормозной магистрали и действие тормозов у всех вагонов, а при сокращенном - у трех хвостовых вагонов (в моторвагонных поездах - у двух хвостовых вагонов).
8.Полное опробование автотормозов производится:
Варианты ответов:
А). После смены локомотива.
Б). После стоянки поезда пассажирского - более 30 минут, грузового более одного часа.
В). После смены локомотивных бригад (без отцепки локомотива).
9.Сокращенное опробование автотормозов производится:
Варианты ответов:
А). После смены локомотива, если на станции отсутствуют стационарные устройства для опробования автотормозов.
Б). На станции формирования перед отправлением поезда.
В). После прицепки поездного локомотива к составу, если предварительно на станции было произведено полное опробование автотормозов от стационарного устройства или другого локомотива.
10.Четырехзначной автоблокировкой оборудуются участки:
Варианты ответов:
А). Где максимальная скорость пассажирских поездов не превышает 80 км/час.
Б). Где графиком заложены минимальные интервалы движения поездов порядка 8-10 минут.
В). Участки с особо интенсивным движением пригородных поездов, где требуется иметь блок - участки короче минимальной длины, установленной для трехзначной сигнализации.
11..Раздельными пунктами при движении поездов на межстанционных перегонах, оборудованных автоблокировкой, дополненной путевыми устройствами АЛСН, и не имеющих примыканий являются:
Варианты ответов:
А). Остановочные пункты пассажирских поездов (в том числе пригородных).
Б). Сигнальные знаки, обозначающие границы блок-участков.
В). Проходные светофоры.
12.Остановка поезда требуется в случаях:
Варианты ответов:
А). Погасшие сигнальные огни светофоров (кроме предупредительных на участках, не оборудованных автоблокировкой, заградительных и повторительных), непонятное их показание, а также непонятная подача сигналов другими сигнальными приборами.
Б). Погасшие сигнальные огни светофоров, непонятная подача сигналов другими сигнальными приборами.
В). Погасшие огни светофоров, непроизвольное мигание любых сигнальных огней.
13. Границей блок-участка при автоблокировке на двухпутном перегоне при движении по неправильному пути по сигналам локомотивного светофора (для машиниста поезда) является:
Варианты ответов:
А). Проходной светофор встречного направления.
Б). Изолирующий стык, разделяющий рельсовые цепи соседних блок-участков.
В). Сигнальный знак «Граница блок-участка.
14. Видимые сигналы по времени их применения бывают:
Варианты ответов:
А). Круглосуточные, дневные, ночные и сигналы, работающие в условиях плохой видимости.
Б). Круглосуточные, дневные и ночные.
В). Круглосуточные и дневные.
15.Светофор, разрешает поезду проследовать из одного района станции в другой:
Варианты ответов:
А) входной;
Б) выходной;
В) маршрутный.
16. Участок оборудован автоматической блокировкой, на выходном светофоре один зеленый огонь, свободно впереди блок – участков:
Варианты ответов:
А) три;
Б) два;
В) два или более.
17. Показания путевых светофоров не передаются на локомотивный, показания на локомотивном светофоре:
Варианты ответов:
А) красный огонь;
Б) желтый огонь;
В) белый огонь.
18. На выходном светофоре при «АБ» горит один зеленый мигающий и один желтый огни и одна зеленая светящаяся полоса, впереди свободно:
Варианты ответов:
А) два и более блок-участка;
Б) один блок-участок;
В) два блок-участка.
19.На участке с трехзначной автоблокировкой на проходном светофоре зеленый с желтым, на локомотивном зеленый. Локомотивной бригаде следует:
Варианты ответов:
А) следовать как при зеленом;
Б) следовать как при желтом;
В) действовать, как при запрещающем сигнале.
20. График движения поездов является:
Варианты ответов:
А). Графическим документом, дублирующим расписание движения поездов.
Б). Наглядным средством контроля поездного диспетчера (ДНЦ) за движением поездов.
В). Основой организации движения поездов.
Вариативный раздел тестового задания .
1. По каким документам отправляются поезда на перегон в течение перерыва действия всех средств сигнализации и связи?
1) по разрешениям на бланке белого цвета с двумя красными полосами по диагоналям
2) по разрешениям на бланке белого цвета с желтой полосой по диагоналям
3) По ключу-жезлу
4) По разрешениям на бланке цвета с двумя полосами по диагонали
2. С какой скоростью следует первый поезд, отправляющийся на закрытый перегон?
1) С установленной
2) 15 км/час
3) 20 км/час
4) 60 км/час
3. Что является разрешением для отправления поезда со станции при автоблокировке, если поезд должен вернуться с перегона обратно?
1) разрешающее показание выходного светофора и ключ-жезл
2) Разрешение на бланке зеленого цвета
3) Путевая записка
4) Разрешение на бланке зеленого цвета
4. Что служит разрешением на занятие поездом перегона при телефонных средствах связи?
1) Путевая записка
2) Бланк белого цвета с желтой полосой по диагонали
3)Предупреждение
4)Бланк белого цвета с красной полосой по диагонали
5. Кто руководит движением поездов на участке?
1) Поездной диспетчер
2) Поездной диспетчер и дежурные по станциям, ограничивающим перегон
3)Поездной или локомотивный диспетчер
4) Дежурный по отделению дороги
6. Какие поезда запрещается отправлять при перерыве действий всех средств сигнализации и связи:
Пассажирские
Грузовые
С опасным грузом класса 1 (ВМ)
Можно отравлять все поезда
7. Какое должно быть расстояние между пунктами остановки встречных поездов при отправлении на закрытый перегон с различных раздельных пунктов?
1) Не менее 1 км
2) Не менее тормозного пути
3) Не регламентируется
4) Не менее 5 км
8. В каком случае следует выдавать предупреждения на поезда?
1) при введении в действие новых средств сигнализации и связи
2) при очистке желобов переезда
3)При замене одной шпалы
4) При осмотре пути
9. Что является разрешением для отправления поезда со станции при нормальной работа автоблокировки?
Размещающее показание выходного светофора
Путевая записка
Ключ-жезл
Разрешение на бланке зеленого цвета
10. Могут ли расцепляться или соединяться хозяйственные поезда на перегоне, закрытом для производства работ?
1) Да
2) Могут только соединяться
3) Могут только расцепляться
4) Нет
11. Кому выдается разрешение с красной полосой, если на закрытый перегон отправляются несколько хозяйственных поездов, соединенных друг с другом?
Машинисту каждого поезда
Руководителю работ
Машинисту головного поезда
Машинисту хвостового поезда
12. С какой скоростью следует первый поезд на закрытый перегон при автоблокировке?
С установленной
15 км/час
20 км/час
60 км/час
13. Как вручается машинисту разрешение на занятие перегона, если поезд отправляется со станции при запрещающем показании выходного светофора (если разрешение не передается по радиосвязи)?
1) Дежурным по станции лично или через одного из станционных работников, связанных с движением поездов, что указывается в техническо-распорядительном акте станции
2) Любым работником, связанных с движением поездов, по усмотрению ДСП
3) Дежурным по станции или через одного из станционных работников, имеющим удостоверение сигналиста
4) Только лично дежурным по станции
14. При движении локомотива с вагонами, прицепленными сзади, по свободным путям маневры производятся со скоростью не более:
1) 40 км/ч
2) 25 км/ч
3) 15 км/ч
4) 60 км/ч
15. В каком случае разрешается отправлять хозяйственные поезда на перегон по сигналам, не дожидаясь закрытия перегона?
На перегоне, оборудованном автоблокировкой
На перегоне, оборудованном электрожезловой системой
На перегоне, оборудованном электрожезловой системой
При руководстве работами начальником дистанции пути
16. Какую форму имеет предупреждение, выдаваемое на поезд?
1) Распечатка на телетайпе установленной формы
2) Бланк белого цвета с желтой полосой
3) Произвольную
4) Бланк белого цвета с двумя красными полосами
17. В каком случае следует выдавать предупреждения на поезда?
1) при обнаружении остродефектного рельса
2) при обнаружении ослабшего болта в стыке
3) при работе обходчика
4) при обнаружении выбоин на автодороге ближе 5 м от пути
18. В каком случае следует выдавать предупреждения на поезда?
При комиссионных осмотрах шпал
При наличии автоблокировки
При неисправностях пути, требующих уменьшения скорости
При перевозке детей
19. Кто управляет приборами сигнализации, централизации и блокировки на станции?
Дежурный по станции
Дежурный стрелочного поста – самостоятельно в пределах участка обслуживания
Дежурный по отделению
Дежурный по станции
20. Кто дает разрешение соединить составы моторвагонных поездов для вывода поезда при вынужденной остановке?
Дежурный по станции регистрируемым приказом
Поездной диспетчер регистрируемым приказом
Поездной диспетчер устным распоряжением
Дежурный по станции устным распоряжением
Этап 2. Практическое задание. Перевод профессионального текста.
Вариант 1.
Задача. Переведите приведённый ниже текст и ответьте на вопросы.
FREIGHT TRAIN
Journeys of passengers and frights by railway begin and end at stations. A railway station is a place where passengers may board and alight form trains and freight may be loaded or unloaded. A station dealing with goods is called a freight station.
A freight train (also known as goods train) uses freight cars to transport goods or materials. Much of the world’s freight is transported by train. For example, in the USA the rail system is used more for transporting freight than passengers. Transporting freight by train is highly economic, and also more energy efficient than transporting freight by road.
There are many different types of freight trains, which are used to carry many different kinds of freight, with many different types of wagons. One of the most common types on modern railways is a container train. Containers can be lifted on the train by cranes and loaded off into trucks. This type of freight train has already replaced the traditional boxcar type of freight train in many countries.
There are also many other types of wagons, such as “low loader” wagons for transporting road vehicles. There are refrigerator cars for transporting foods such as ice cream. Open-topped wagons are used for transporting minerals and bulk materials. However, today most coal and aggregates are moved in hopper wagons because they can be filled and discharged rapidly. Tankers are used for transporting liquids and gases.
Freight trains are loaded and unloaded in freight terminals. Along their routes, freight trains are routed through rail yards to sort cars and assemble trains for their final destinations, as well as for equipment maintenance and crew changes.
Under the pressure of competition railways had to modernize and improve their infrastructure and rolling stock, increase speed and reduce fees.
Answer the questions:
Where do journeys begin and end?
What is the purpose of a freight station?
Are freight trains used to transport goods or materials?
What are different types of freight trains used for?
What types of freight cars do you know?
One of the most common types on modern railways is an open-topped wagon, isn’t it?
Why are minerals moved in hopper wagons?
Are freight trains loaded and unloaded in rail yards or freight terminals?
What is the main task of any rail yard?
Why did railways have to modernize? In what way?
Перевод текста
ГРУЗОВОЙ ПОЕЗД
Поездки пассажиров и перевозки грузов по железной дороге начинаются и заканчиваются на станциях. Железнодорожная станция-это место, где пассажиры могут войти и выйти из поезда, а грузы могут быть загружены или выгружены. Станции, имеющие дело с грузами, называется грузовыми станциями.
Грузовой поезд (также известный как товарный поезд) использует грузовые вагоны для транспортировки товаров и грузов. Большая часть грузовых перевозок в мире осуществляется по железной дороге. Например, в США, железнодорожная система используется больше для перевозки грузов, чем пассажиров. Перевозки грузов по железной дороге отличаются высокой экономичностью, а также являются более энерго- эффективными, чем перевозки грузов автомобильным транспортом.
Есть много различных типов грузовых поездов, которые используются для перевозки различных видов грузов, с различными типами вагонов. Один из самых распространенных видов грузовых перевозок на современной железной дороги-это контейнерные перевозки.. Контейнеры могут загружаться и сгружаться с платформы поезда с помощью подьемных кранов. Этот вид грузовых перевозок давно уже заменил традиционные товарные вагоны во многих странах.
Существует много других грузовых вагонов, таких как «низкая платформа», вагоны – платформы для перевозки автомобильного транспорта. Есть холодильники для транспортировки пищевых продуктов, таких как мороженое. Полувагоны используются для транспортировки руды и сыпучих материалов. Однако, сегодня большинство минералов и строительных материалов перемещаются в вагонах-хопперах, потому что они быстро загружаются и разгружаются. Цистерны предназначены для транспортировки жидкостей и газов.
Грузовые поезда загружаются и разгружаются в грузовых терминалах. На всем маршруте их следования, грузовые поезда проходят через сортировочные станции для сортировки вагонов и формирования поездов для пути их конечного назначения, а также для обслуживания оборудования и замены локомотивных бригад.
Под давлением конкуренции железные дороги вынуждены осуществлять модернизацию и усовершенствовать свою инфраструктуру и подвижной состав, увеличивать скорость и снижать стоимость проезда.
Критерии оценивания:
Работа состоит из 2 заданий:
Задание № 1 направлено на проверку умения понимания и перевода текста профессиональной тематики.
Задание № 2 направлено на проверку умения отвечать на поставленные вопросы.
Задания составлены на проверку умений на уровне обязательной подготовки.
Вариант 2
Диалог на иностранном языке
1.Выполнение регламента переговоров между причастными работниками .
2. Передача в эфир информационных сообщений .
Критерии оценивания:
Понимание полученной информации и выполнение требуемых от работника действий.
Доклад работника о выполнении им служебного задания( осуществление обратной связи).
Задание 2. Задание по организации работы коллектива
2.1.Составление расписания движения поездов на заданном участке.
2.2. Передача в эфир информационных сообщений.
Примерные задания 2 уровня
регионального этапа Всероссийской олимпиады профессионального мастерства
обучающихся по специальностям СПО в 2017 году
Проанализируйте исходные данные и выполните задание.
Вами составлено расписание движения поездов на заданном участке. По составленному расписанию осуществляется движение поезда, в процессе которого возникают различные нестандартные ситуации . Отрабатываются действия всех причастных работников как в стандартных , так и не в стандартных условиях( сбой графика движения, перекрытие сигналов и др.). Главное условие - ввод поезда в график при безусловном соблюдении безопасности движения.
Таблица 1
Требования к претендентам
|
Градация по важности
|
очень важно
|
важно
|
желательно
|
Профессиональные предпосылки, образование
1. Уровень и профиль образования
|
X
|
|
|
2. Другие виды образования
|
|
|
X
|
3. Знание иностранного языка
|
|
X
|
|
4. Опыт профессиональной деятельности: профессиональный опыт (с указанием стажа работы)
|
|
X
|
|
5. Специальные знания
|
|
X
|
|
Личностные предпосылки
6. Способность анализировать проблемы и делать по ним выводы
|
|
X
|
|
7. Приспособляемость (способность к многовариантной проработке проблем при возникновении различных ситуаций)
|
|
X
|
|
8. Организационные способности (способность к рациональному планированию и организации выполняемой работы, определению приоритетности заданий, распределению заданий с учетом возможностей исполнителей, организации работы до получения конечного результата)
|
X
|
|
|
9. Личная инициатива (умение проявлять инициативу и выдвигать идеи)
|
|
X
|
|
10. Способность к принятию решений (степень самостоятельности при принятии решений, готовность отстаивать свои решения, несмотря на внешнее сопротивление)
|
|
X
|
|
11. Способность переносить нагрузки (умение качественно выполнять работу в ограниченное время и в условиях больших нагрузок)
|
|
X
|
|
12. Умение кратко и ясно выражать мысли
|
|
X
|
|
13. Мотивационные функции (умение пробуждать интерес к работе, восприятие новых идей)
|
|
X
|
|
14. Стиль общения (корректность, открытость, коммуникабельность, готовность оказать помощь и поддержку в решении проблем)
|
|
|
X
|
Установлены следующие весовые коэффициенты:
для 1-й градации (очень важно) - 1,5;
для 2-й градации (важно) - 1,0;
для 3-й градации (желательно) – 0,5.
Результаты проверочных испытаний претендентов А, Б, В, Г, Д, Е
Таблица № 2
Показатели оценки
|
Данные значительно
выше нормы
|
Данные
выше нормы
|
Данные
соответствуют норме
|
Данные ниже нормы
|
1. Уровень и профиль образования
|
|
А, Б, В, Г, Д
|
Е
|
|
2. Другие виды образования
|
|
|
А, Б, В, Г, Д, Е
|
|
3. Иностранные языки
|
|
|
Б, Г, Е
|
А, В, Д
|
4. Опыт профессиональной деятельности
|
А, Б, Д
|
В, Г, Е
|
|
|
5. Специальные знания
|
Б, Д
|
А, В, Г, Е
|
|
|
6. Способность анализировать проблемы и делать по ним выводы
|
Б, Г
|
А, В, Д, Е
|
|
|
7. Приспособляемость
|
В, Д
|
А, Е
|
Б, Г
|
|
8. Организационные способности
|
В
|
Б, Г, Д, Е
|
А
|
|
9. Личная инициатива
|
А
|
Б, В, Г, Д, Е
|
|
|
10. Способность к принятию решений
|
|
А, Б, В, Г, Е
|
Д
|
|
11. Способность переносить нагрузки
|
Б
|
А, В, Г, Д, Е
|
|
|
12. Умение кратко и ясно выражать мысли
|
|
А, В, Д, Е
|
Б, Г
|
|
13. Мотивационные функции
|
|
Е
|
А, Б, В, Г, Д
|
|
14. Стиль общения
|
Г
|
А, Б, Д, Е
|
В
|
|
По результатам проверочных испытаний необходимо присвоить количественное балльное значение каждому отрезку шкалы по пятибалльной системе:
- данные значительно выше нормы – 5 баллов;
- данные выше нормы – 4 балла;
- данные соответствуют норме – 3 балла;
- данные ниже нормы – 2 балла.
|