"Жилищно-коммунальное хозяйство: бухгалтерский учет и налогообложение", 2008, n 9


Скачать 124.26 Kb.
Название "Жилищно-коммунальное хозяйство: бухгалтерский учет и налогообложение", 2008, n 9
Тип Документы
rykovodstvo.ru > Инструкция по эксплуатации > Документы
"Жилищно-коммунальное хозяйство: бухгалтерский учет и налогообложение", 2008, N 9
ЯБЛОКО РАЗДОРА: ТЕХНИЧЕСКАЯ ДОКУМЕНТАЦИЯ НА ДОМ
Управление многоквартирным домом невозможно в отсутствие технической документации. Какие именно документы нужны управляющей организации и ТСЖ? Где их взять? Как быть, если предыдущая организация, управлявшая домом, удерживает документацию или вовсе ее не имеет? Данные ситуации все чаще встречаются на практике и зачастую решаются только в суде.
Состав документации
Перечень документов, включаемых в состав технической документации на многоквартирный дом, установлен п. п. 24, 26 Правил содержания общего имущества, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 N 491. Перечислим их.

Согласно п. 24 техническая документация на многоквартирный дом включает в себя:

а) документы технического учета жилищного фонда, содержащие сведения о состоянии общего имущества (в первую очередь технический паспорт здания <1>);

б) документы (акты) о приемке результатов работ;

в) акты осмотра, проверки состояния (испытания) инженерных коммуникаций, приборов учета, механического, электрического, санитарно-технического и иного оборудования, обслуживающего более одного помещения в многоквартирном доме, конструктивных частей многоквартирного дома (крыши, ограждающих несущих и ненесущих конструкций многоквартирного дома, объектов, расположенных на земельном участке, и других частей общего имущества) на соответствие их эксплуатационных качеств установленным требованиям;

г) инструкцию по эксплуатации многоквартирного дома.

В п. 26 названы иные документы, связанные с управлением многоквартирным домом:

а) копия кадастрового плана (карты) земельного участка, удостоверенная органом, осуществляющим деятельность по ведению государственного земельного кадастра;

б) выписка из реестра, содержащая сведения о зарегистрированных правах на объекты недвижимости, являющиеся общим имуществом;

в) заверенная уполномоченным органом местного самоуправления копия градостроительного плана земельного участка по установленной форме (для многоквартирных домов, строительство, реконструкция или капитальный ремонт которых осуществлялись на основании разрешения на строительство, полученного после установления Правительством РФ формы градостроительного плана земельного участка - 25.01.2006);

г) документы, в которых указываются содержание и сфера действия сервитута или иных обременений, с приложением заверенного соответствующей организацией (органом) по государственному учету объектов недвижимого имущества плана, на котором отмечены сфера действия и граница сервитута или иных обременений, относящегося к части земельного участка (при наличии сервитута);

д) проектная документация (копия проектной документации) на многоквартирный дом, в соответствии с которой осуществлено строительство (реконструкция) многоквартирного дома (при наличии);

е) иные связанные с управлением многоквартирным домом документы, перечень которых установлен решением общего собрания собственников помещений.

--------------------------------

<1> См. Приложение 12 к Инструкции о проведении учета жилищного фонда в Российской Федерации, утв. Приказом Минземстроя России от 04.08.1998 N 37.
Заметим, что Минрегион рекомендовал составлять двусторонний акт состояния общего имущества при передаче многоквартирного дома одной управляющей организацией другой (Письмо от 20.12.2006 N 14316-РМ/07). Представляется целесообразным включать такой акт в состав технической документации и впоследствии передавать следующей управляющей компании.

Одновременно нельзя забывать о том, что по-прежнему действуют Правила и нормы технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденные Постановлением Госстроя России от 27.09.2003 N 170. В п. 1.5.1 данного документа дается перечень технической документации долговременного хранения:

- план участка в масштабе 1:1000 - 1:2000 с жилыми зданиями и сооружениями, расположенными на нем;

- проектно-сметная документация и исполнительные чертежи на каждый дом;

- акты приемки жилых домов от строительных организаций;

- акты технического состояния жилого дома на передачу жилищного фонда другому собственнику;

- схемы внутридомовых сетей водоснабжения, канализации, центрального отопления, тепло-, газо-, электроснабжения и др. (схема внутридомовых сетей прилагается для сведения);

- паспорта котельного хозяйства, котловые книги;

- паспорта лифтового хозяйства;

- паспорта на каждый жилой дом, квартиру и земельный участок;

- исполнительные чертежи контуров заземления (для зданий, имеющих заземление).

Также выделяется техническая документация, заменяемая в связи с истечением срока ее действия (п. 1.5.3):

- сметы, описи работ на текущий и капитальный ремонт;

- акты технических осмотров;

- журналы заявок жителей;

- протоколы измерения сопротивления электросетей;

- протоколы измерения вентиляции.

Отсутствие перечисленных документов жилищная инспекция расценивает как нарушение правил содержания и ремонта жилых домов, то есть как правонарушение, предусмотренное ст. 7.22 КоАП РФ. Примеры привлечения управляющих организаций и ТСЖ к административной ответственности - Постановления ФАС СЗО от 12.11.2007 N А56-49558/2006, от 17.01.2007 N А56-51745/2005.
Кто кому должен?
Пункт 10 ст. 162 ЖК РФ обязывает управляющую организацию за 30 дней до прекращения договора управления передать вновь выбранной управляющей организации, ТСЖ техническую документацию на многоквартирный дом и иные связанные с управлением таким домом документы. Как разъяснил Минрегион в Письме от 20.12.2006 N 14313-РМ/07, обязанность передать документацию возникает у любых лиц, которые оказывают услуги по содержанию и ремонту общего имущества по основаниям, возникшим до введения в действие ЖК РФ.

Техническая документация принадлежит собственникам помещений в многоквартирном доме. Управляющие организации и ТСЖ лишь хранят ее, вносят изменения и безвозмездно передают своим преемникам (вновь выбранным управляющим организациям, ТСЖ). Удержание документации рассматривается как создание препятствий для управления многоквартирным домом. При условии легитимного выбора способа управления новый субъект управления имеет право истребовать у своего предшественника комплект технической документации. Крайний метод отстаивания своих прав - обращение в суд.

Нередко судебный спор об истребовании документации сводится к выяснению, имеет ли истец законное право на управление домом (Постановления ФАС УО от 03.06.2008 N Ф09-3993/08-С5, от 08.04.2008 N Ф09-2228/08-С6, ФАС ПО от 05.03.2008 N А12-5947/06).

Составляя исковое заявление, ТСЖ и управляющие организации зачастую указывают перечень технической документации, идентичный приведенным в Правилах содержания общего имущества либо в Правилах и нормах технической эксплуатации жилищного фонда. Как справедливо отметили арбитры (Постановление ФАС ПО от 04.03.2008 N А12-6063/07-С53-5/С44), два названных перечня являются фактически идентичными.

На настоящем этапе уже не редкость региональные или местные нормативные акты, регламентирующие порядок передачи домов в управление, а также состав технической документации. Например, в Москве действует Распоряжение ДЖКХиБ г. Москвы от 29.09.2006 N 05-14-316/6, в Приложении 10 к которому приведен Реестр документов, подлежащих передаче при смене организации, управляющей многоквартирным домом. Заметим, что, вынося судебный акт об истребовании технической документации в пользу нового управляющего домом, арбитры ссылаются на подобные нормативные акты (см., например, Постановление ФАС ЦО от 07.08.2008 N А35-4192/07-С17).
Учетно-регистрационные документы
Помимо технической документации, отсутствие которой делает невозможным управление многоквартирным домом, нельзя забывать и об учетно-регистрационных документах. Напомним, что согласно Постановлению Правительства РФ от 17.07.1995 N 713 должностными лицами, ответственными за регистрацию граждан по месту жительства и пребывания, являются в том числе уполномоченные лица ТСЖ либо управляющей организации. Как следует из п. п. 6 и 58 Административного регламента предоставления Федеральной миграционной службой государственной услуги по регистрационному учету граждан РФ по месту пребывания и по месту жительства в пределах РФ (утв. Приказом ФМС России от 20.09.2007 N 208), должностные лица, ответственные за регистрацию граждан, обязаны не только осуществлять первичный прием соответствующих документов от граждан, но и вести, хранить поквартирные карточки и карточки регистрации по месту жительства.

Очевидно, что при выборе новой организации, управляющей домом, обязанности по регистрационному учету граждан также переходят к ней. А это, в свою очередь, означает, что ей понадобятся документы, которые начал вести предшественник. Поэтому поквартирные карточки и карточки регистрации также должны быть переданы при передаче дома в управление (см., например, Дополнительное решение Арбитражного суда Курской области от 22.05.2008 N А35-4192/07-С17).

Помимо сказанного, организации, получившей дом в управление, для правильного начисления платы за жилое помещение и коммунальные услуги понадобится информация о гражданах, имеющих льготы по оплате, а также проживающих на основании договоров социального найма. Соответствующие документы можно заявить в числе подлежащих передаче, арбитры нередко удовлетворяют среди прочего и такие требования (Постановление ФАС ЦО от 07.08.2008 N А35-4192/07-С17). Заметим, что на федеральном уровне отсутствуют нормы, обязывающие передавать подобные документы (кроме того, управляющая организация при заключении договоров управления с собственниками помещений может получить данную информацию, что называется, из первых уст). Однако в регионах они могут быть приняты (см. Распоряжение ДЖКХиБ г. Москвы от 29.09.2006 N 05-14-316/6) и тогда станут обязательными для сторон.
Если документов нет
Нередко причиной отказа управляющей организации передать новому субъекту управления домом техническую документацию является ее отсутствие. Пункт 10 ст. 162 ЖК РФ лишь устанавливает обязанность передать документы, но не регулирует ситуацию, когда они отсутствуют. Поэтому арбитры на местах вынуждены решать этот вопрос самостоятельно. Неудивительно, что результаты рассмотрения подобных судебных дел неодинаковы.

Так, например, ФАС СКО в Постановлении от 23.04.2008 N Ф08-2051/2008 отказал ТСЖ в требовании обязать управляющую организацию передать всю техническую и иную документацию, связанную с управлением многоквартирным домом и его эксплуатацией. Арбитры посчитали, что обязать управляющую компанию передать техническую документацию на многоквартирный дом товариществу собственников жилья можно при доказательствах наличия такой документации у ответчика. Исковые требования о передаче истцу документации, которой общество никогда не располагало, а также о восстановлении отсутствующей документации удовлетворению не подлежит. Аналогичный вывод - в Постановлении ФАС ПО от 17.04.2008 N А12-12416/06-С16.

В то же время есть примеры, когда судьи излагали иную позицию. Так, в Постановлении ФАС ПО от 19.08.2008 N А72-7798/2007 указано, что доводы ответчика об отсутствии у него истребуемых документов не освобождают его от исполнения предусмотренной законом обязанности и создают ТСЖ препятствия по управлению жилым домом <2>. Точно такой же вывод сделал ФАС ПО в Постановлении от 04.03.2008 N А12-6063/07-С53-5/С44 <3>: у предыдущей управляющей организации документация должна быть в наличии, ее отсутствие означает невозможность исполнения обязанности по управлению домами. Компания не представила доказательств отсутствия документов, свидетельствующих о передаче их какой-либо иной управляющей организации или собственникам помещений.

--------------------------------

<2> См. также Постановление ФАС ПО от 06.05.2008 N А57-12379/066.

<3> Определением ВАС РФ от 30.04.2008 N 5306/08 отказано в передаче дела на рассмотрение в надзорную инстанцию.
Показательно Решение Арбитражного суда Ростовской области от 15.05.2008 N А53-593/08-С2-6, в котором суд обязал ответчиков (бывшую управляющую организацию и муниципальное учреждение, реализующее полномочия муниципального образования в части эксплуатации жилфонда) восстановить отсутствующую техническую документацию на дом, переданный в управление ТСЖ. В частности, ответчикам предложено обратиться в проектный институт за проектной и исполнительной документацией.

Арбитры ФАС ВВО (Постановление от 21.07.2008 N А11-9332/2007-К1-14/455) солидарны со своими коллегами: отсутствие указанных документов у обязанной стороны не освобождает ее от исполнения предусмотренной законом обязанности при отсутствии надлежащих доказательств, подтверждающих факт передачи истребуемого комплекта документов. Неисполнение данной обязанности влечет возникновение у истца права на возмещение убытков в силу ст. 15 ГК РФ, в том числе и в виде расходов по восстановлению документации в случае ее утраты.
Застройщик - начало начал
Согласно п. 25 Правил содержания общего имущества застройщик обязан передать под расписку ТСЖ, созданному в строящемся доме, а также первому обратившемуся собственнику помещения инструкцию по эксплуатации многоквартирного дома. Сделать это нужно в течение месяца после получения разрешения на ввод многоквартирного дома в эксплуатацию.

Согласно Положению о разработке, передаче, пользовании и хранении инструкции по эксплуатации многоквартирного дома <4> такая инструкция представляет собой сборник документов, содержащих информацию, необходимую для эксплуатации дома. Во-первых, это сведения о застройщике, проектировщике, подрядчиках строительства. Во-вторых, характеристики дома в целом и перечень общего имущества с описанием, включая материалы, из которых объекты изготовлены. В-третьих, рекомендации по содержанию и ремонту имущества, а также рекомендуемые сроки службы отдельных его объектов.

--------------------------------

<4> Утверждено Приказом Минрегиона России от 01.06.2007 N 45.
Однако обязанность разработать и передать инструкцию возложена только на застройщиков, получивших разрешение на ввод дома в эксплуатацию начиная с 01.07.2007.
Примечание. Передавать документы, необходимые для эксплуатации дома, до получения в установленном порядке разрешения на ввод в эксплуатацию застройщик не обязан. Следовательно, если по каким-либо причинам дом эксплуатируется в отсутствие соответствующего разрешения, ТСЖ не вправе истребовать техническую документацию у застройщика (Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.02.2008 N А55-10698/2007).
Заметим, что установление обязанности застройщика передать инструкцию по эксплуатации дома при условии получения разрешения на ввод в эксплуатацию позднее 01.01.2007 не означает, что застройщик не обязан передавать никакую документацию, если дом был введен в эксплуатацию до названной даты. Кроме того, перечень документации не должен быть ограничен инструкцией, ведь ее явно недостаточно для эксплуатации дома (так, для заключения договоров на обслуживание внутридомового оборудования (например, лифта, крышной котельной) обязательно понадобится документация на него). Вместе с тем п. 10 ст. 162 ЖК РФ не дает оснований требовать от застройщика весь объем технической документации, ведь застройщик не является управляющей организацией и не оказывает услуги по содержанию и ремонту общего имущества на иных основаниях.

Ранее порядок приемки многоквартирных домов регулировался территориальными строительными нормативами, многие положения которых повторяли нормы СНиПа 3.01.04-87 "Приемка в эксплуатацию законченных строительством объектов. Основные положения". В частности, в п. п. 3.5 и 4.17 перечислены документы, которые представлялись государственным приемочным комиссиям подрядчиком и заказчиком. А в п. 4.18 указано, что данная документация после приемки объекта должна храниться у эксплуатационной организации. В спорах в отношении многоквартирных домов, введенных в эксплуатацию в период действия территориальных строительных норм, отдельные суды применяют именно эти нормы и обязывают застройщика передать документацию ТСЖ или управляющей организации (Постановление ФАС ВСО от 13.12.2007 N А19-577/07-Ф02-9154/07, Решение Арбитражного суда Ростовской области от 10.07.2008 N А53-5581/2008-С2-41).

В настоящее время территориальные строительные нормативы повсеместно отменяются в связи с введением нового порядка приемки объектов - на основании разрешения на ввод объекта в эксплуатацию. При этом в актуальных документах, издаваемых органами строительного надзора, перечень документов, которые застройщик должен представить на проверку, фактически тот же самый <5>.

--------------------------------

<5> См. Приложение 1 к Приказу Службы государственного строительного надзора и экспертизы Санкт-Петербурга от 07.07.2006 N 71-п "О работе службы по выдаче заключений о соответствии построенного, реконструированного, отремонтированного объекта капитального строительства требованиям технических регламентов и проектной документации".
Из правила о том, что документы должны храниться у эксплуатирующей организации, следует вывод, что техническая документация, приведенная в п. п. 3.5 и 4.17 СНиПа 3.01.04-87, является принадлежностью вновь созданного объекта недвижимости (см. ст. 135 ГК РФ) и в случае поступления объекта новому собственнику подлежит передаче непосредственно собственнику или уполномоченному им лицу (ТСЖ, управляющей организации). Такие выводы прозвучали в Постановлении ФАС УО от 28.09.2005 N Ф09-4566/04-С6, а также в Решении Арбитражного суда Ростовской области от 10.07.2008 N А53-5581/2008-С2-41.
С.Н.Козырева

Эксперт журнала

"Жилищно-коммунальное хозяйство:

бухгалтерский учет и налогообложение"

Подписано в печать

05.09.2008</5></5></4></4></3></2></3></2></1></1>

Похожие:

\"Жилищно-коммунальное хозяйство: бухгалтерский учет и налогообложение\", 2008, n 9 icon Гбоу спо со «красноуфимский аграрный колледж» фонд оценочных средств...
«Бухгалтерский учет и налогообложение» для студентов очной и заочной форм обучения
\"Жилищно-коммунальное хозяйство: бухгалтерский учет и налогообложение\", 2008, n 9 icon  Учет белья, постельных принадлежностей и одежды в учреждениях здравоохранения...
Учет белья, постельных принадлежностей и одежды в учреждениях здравоохранения (С. Валова, "Учреждения здравоохранения: бухгалтерский...
\"Жилищно-коммунальное хозяйство: бухгалтерский учет и налогообложение\", 2008, n 9 icon Генеральным директором Государственного унитарного предприятия «Жилищно-коммунальное...

\"Жилищно-коммунальное хозяйство: бухгалтерский учет и налогообложение\", 2008, n 9 icon Реферат по дисциплине «Международные Экономические Отношения» на...
В других крупных секторах экономики сельское хозяйство, транспорт, связь, жилищно-коммунальное хозяйство удельный вес иностранных...
\"Жилищно-коммунальное хозяйство: бухгалтерский учет и налогообложение\", 2008, n 9 icon Гис жкх. Кто обязан регистрироваться?
Гис жкх образована, чтобы объединить всех участников рынка жилищно-коммунальных услуг – управляющие и ресурсоснабжающие компании,...
\"Жилищно-коммунальное хозяйство: бухгалтерский учет и налогообложение\", 2008, n 9 icon Рабочая программа дисциплины (модуля) утверждаю
Мировая экономика, Финансы и кредит, Налоги и налогообложение, Страхование, Бухгалтерский учет, анализ и аудит
\"Жилищно-коммунальное хозяйство: бухгалтерский учет и налогообложение\", 2008, n 9 icon Конференция «Налогообложение и бухгалтерский учет в малом бизнесе» Дата
Место проведения: Выставочное объединение «Пермская ярмарка» (Пермь, Шоссе Космонавтов 59, 2 этаж)
\"Жилищно-коммунальное хозяйство: бухгалтерский учет и налогообложение\", 2008, n 9 icon Сборник задач по бухгалтерскому финансовому учету для аудиторных...
Бухгалтерский финансовый учет является одной из важнейших базовых дисциплин специальности 08. 01. 09 «Бухгалтерский учет, анализ...
\"Жилищно-коммунальное хозяйство: бухгалтерский учет и налогообложение\", 2008, n 9 icon Рабочая программа дисциплины (модуля) утверждаю
Экономика труда, Финансы и кредит, Налоги и налогообложение, Экономика предприятия и организации, Страхование, Мировая экономика,...
\"Жилищно-коммунальное хозяйство: бухгалтерский учет и налогообложение\", 2008, n 9 icon Актуальная бухгалтерия nlr п23/6820 Актуальные вопросы бухгалтерского учета и налогообложения
Автономные учреждения: Экономика. Налогообложение. Бухгалтерский учет nlr п23/6924
\"Жилищно-коммунальное хозяйство: бухгалтерский учет и налогообложение\", 2008, n 9 icon Конспект лекций для студентов всех форм обучения специальности 080110...
Налоги и налогообложение: Конспект лекций / Составитель Н. А. Леончик. – Кемерово, 2006. – 80 с
\"Жилищно-коммунальное хозяйство: бухгалтерский учет и налогообложение\", 2008, n 9 icon Курсовая работа по дисциплинам: «Бухгалтерский учет»
«Бухгалтерский учет хозяйственных операций текущей деятельности предприятия и анализ финансового состояния предприятия за отчетный...
\"Жилищно-коммунальное хозяйство: бухгалтерский учет и налогообложение\", 2008, n 9 icon Программа повышения квалификации «Бухгалтерский учет, отчетность...
Ано дпо «Сибирский Центр образования и повышения квалификации «просвещение» Лицензия №9662 от 13. 04. 2016г
\"Жилищно-коммунальное хозяйство: бухгалтерский учет и налогообложение\", 2008, n 9 icon Программа работает без эл ключа. З активации на одном компьютере
Турбо Бухгалтер 9 базовая (бухгалтерский учет +налоговый учет +мини зарплата + бух учет тмц+ учет осина +Контрагенты +Налогоплательщик...
\"Жилищно-коммунальное хозяйство: бухгалтерский учет и налогообложение\", 2008, n 9 icon Рабочая программа дисциплины (модуля) Бухгалтерский учет и анализ
«Бухгалтерский учет и анализ» в этом курсе изучаются концептуальные основы бухгалтерского учета и анализа, одинаково значимые для...
\"Жилищно-коммунальное хозяйство: бухгалтерский учет и налогообложение\", 2008, n 9 icon Справочник содержит квалификационные характеристики профессий рабочих,...
Лесоавиационная охрана". "Связь". "Жилищно-коммунальное хозяйство". "Бытовое обслуживание населения". "Киносеть и кинопрокат". "Театрально-зрелищные...

Руководство, инструкция по применению




При копировании материала укажите ссылку © 2024
контакты
rykovodstvo.ru
Поиск