Министерство транспорта Российской Федерации
Федеральное агентство железнодорожного транспорта
Омский государственный университет путей сообщения
ИМЭК
Кафедра «Менеджмент, маркетинг и коммерция»
Курсовая работа
по дисциплине «Бизнес-планирование»
Разработка бизнес-плана по созданию кондитерской «Make»
К защите допущен: Работа защищена:
________________ ____________(оценка)
Преподаватель:
Попов М.С. ____________(Попов М.С.)
____________Зюбан О.О.
Группа 53M
Омск 2016
Содержание
Введение 3
1. Теоретические аспекты разработки бизнес плана 6
1.1 Понятие бизнес-плана 6
1.2 Структура бизнес плана 8
1.3. Методика разработки бизнес-плана 14
2. Анализ рыночной ситуации и условий реализации бизнес плана 16
2.1. Описание бизнес идеи 16
2.2. Анализ рынка 18
2.3. Сегментация и обоснование целевого сегмента 21
2.4. Анализ финансовых возможностей инвестора 22
2.5. Анализ привлекательности предложений конкурентов 22
3. Разработка структурных аспектов и обоснование результатов реализации бизнес плана 27
3.1. Маркетинговый план 27
3.2. Организационный план 31
3.3. Производственный план 36
3.4. Финансовый план 39
Заключение 41
Библиографический список 42
Введение
В зарубежных странах с развитой рыночной экономикой бизнес-планы давно заняли достойное место. Россия только накапливает опыт разработки этих планов, так необходимых и для получения финансирования, и для формулировки собственных идей в части бизнеса, и для оценки жизнеспособности его предлагаемого объекта.
Все больший интерес к особенностям разработки бизнес-планов проявляют руководители организаций и предприятий всех форм собственности, предприниматели, банковские и страховые структуры. Бизнес-план вошел в практику российского предпринимательства как инструмент стратегического планирования и необходимый документ для ведения деловых переговоров с инвесторами, кредиторами, а также как информация для государственных управляющих органов (министерств, комитетов, административных органов управления и т.д.).
Бизнес-план – инструмент предпроектных исследований, прединвестиционая стадия формирования концепции проектного предложения, коммерческой целесообразности реализации проекта на конкретной территории в конкретные сроки на основе анализа конъюнктуры рынка и выработки стратегии маркетинга.
Российское законодательство в настоящее время не закрепляет обязательность разработки бизнес-плана. Он является новым для многих российских предпринимателей. Распространена точка зрения, отрицающая целесообразность разработки развернутого бизнес-плана. Иногда считается, что его отсутствие может быть компенсировано познанием «глубин» отечественного бизнеса и интуицией. В современных условиях такая позиция не может быть достаточной не только для получения инвестиций под конкретные бизнес-проекты, но и для квалифицированной текущей работы в бизнесе.
Разговор о бизнес-планах становится крайне актуальным в силу трех причин:
во-первых, в экономику приходит новое поколение предпринимателей. Многие из них никогда не руководили коммерческим предприятием и потому крайне смутно представляют весь круг ожидающих проблем, особенно в рыночной экономике;
во-вторых, меняющаяся хозяйственная среда ставит и опытных руководителей предприятий перед необходимостью по-иному просчитывать свои будущие шаги и готовиться к непривычному до сегодня делу – конкуренции, в которой не бывает мелочей;
в-третьих, если мы рассчитываем получать иностранные инвестиции для подъема экономики, то должны уметь обосновать заявки и доказывать инвесторам, что способны просчитать все аспекты использования инвестируемых средств не хуже бизнесменов из других стран.
Решению всех этих задач и призван помочь бизнес-план документ, который заменил привычное нам технико-экономическое обоснование.
Бизнес-план – специальный инструмент менеджмента, используемый в современной рыночной экономике независимо от масштабов, сферы деятельности и формы предпринимательства. Успех в обычной рыночной торговле, выход фирмы с новым продуктом на рынок без полного и ясного представления о перспективах предпринимаемого дела не возможны без разработки надежных предварительных ориентиров и реального плана действий.
Как начать свое дело в соответствии с поставленными целями, как эффективно организовать производство и продвижение товара на рынок, кто будет организовывать новое производство и когда будут получены первые доходы, как уменьшить риск, выжить и победить в конкурентной борьбе – ответы на эти и другие вопросы управления, финансирования, маркетинга, менеджмента предприниматель должен получить при разработке своего бизнес-плана.
Цель моей работы – разработать бизнес план для создания предприятия производящее кондитерские изделия.
Для реализации поставленной цели в работе определены следующие задачи:
а) изучить теоретические аспекты разработки бизнес плана;
б) проанализировать рыночную ситуацию и условия реализации бизнес плана;
в) разработка структурных аспектов и обоснование результатов реального бизнес плана
Объект исследования моей работы – предприятие производящее кондитерские изделия
1. Теоретические аспекты разработки бизнес плана
1.1 Понятие бизнес-плана.
Бизнес-план — это документ, в котором дается описание основных разделов развития организации на конкурентном рынке с учетом собственных и заемных финансовых источников, материальных и кадровых возможностей и предполагаемых рисков, возникающих в процессе реализации предпринимательских проектов.
В плане характеризуются основные аспекты коммерческого предприятия, анализируются проблемы, с которыми оно сталкивается, и определяются пути и методы их решения. Поэтому бизнес-план выступает одновременно в качестве поисковой, научно-исследовательской и проектной работы.
Бизнес-план помогает решать следующие основные проблемы, возникающие при создании собственного дела:
а) определить конкретные направления деятельности предприятия, его целевые рынки и место на этих рынках;
б) сформулировать долговременные и краткосрочные цели бизнеса, стратегию и тактику их достижения, а также определить круг лиц, ответственных за реализацию намеченного;
в) зафиксировать состав и показатели товаров и услуг, которые будут предложены потребителям, оценить соответствующие производственные и торговые издержки;
г) выявить соответствие имеющегося персонала предприятия и условий в мотивации его труда предъявляемым требованиям;
д) определить систему маркетинговых мероприятий по исследованию рынка, рекламе, стимулированию продаж, ценообразованию, каналам сбыта и др.;
е) оптимизировать организующую структуру управления;
ж) оценить финансовое положение предприятия и соответствие имеющихся финансовых и материальных ресурсов, возможности достижения поставленных целей;
з) выявить те трудности, которые способны помешать выполнению бизнес-плана, и наметить меры по их устранению.
Следовательно, бизнес-план — это экономически обоснованный аналитический документ, показывающий реальность планируемого дела. При этом масштабы планирования могут быть различны: развитие предприятия, направления деятельности, нового вида продукции, новой системы оплаты труда.
Бизнес-план является и многоплановым управленческим инструментом. Он предусматривает решение стратегических и тактических задач, стоящих перед предприятием, независимо от его функциональной ориентации, в том числе: организационно-управленческая и финансово-экономическая оценка состояния предприятия; выявление потенциальных возможностей бизнеса, анализ сильных и слабых его сторон; формирование инвестиционных целей на планируемый период.
В бизнес-плане обосновываются общие и специфические элементы функционирования предприятия в условиях рынка, выбор стратегии и тактики конкуренции, проводится оценка финансовых, материальных, трудовых ресурсов, необходимых для достижения целей предприятия.
Бизнес-план обеспечивает объективное представление о возможностях развития производства, способах продвижения товара на рынок, ценах, возможной прибыли, основных финансово-экономических результатах деятельности предприятия, выявляет зоны опасностей, предлагает пути их ограничения. Подобный план используется независимо от сферы деятельности, масштабов, вида собственности, организационно-правовой формы компании. В нем находят свое решение как внутренние задачи, связанные с управлением предприятием, так и внешние, обусловленные, в частности, взаимоотношениями с другими фирмами и организациями.
Благодаря бизнес-плану появляется возможность взглянуть на работу предприятия как бы со стороны. Сам процесс разработки бизнес-плана, включающий детальный анализ экономических и организационных вопросов, постоянно побуждает мобилизоваться.
В рыночной экономике бизнес-план является исключительно эффективным рабочим инструментом как для вновь создаваемых, так и для действующих компаний во всех сферах предпринимательства. Бизнес-план побуждает тщательно изучить каждый элемент предполагаемого рискового рыночного мероприятия. Практически всегда в этом процессе обнаружится немало слабых мест и пробелов, устранению которых нельзя не уделить внимания.
Бизнес-планирование занимает все более существенную долю в ведении предпринимательства на современном уровне. В постоянно преобразующемся деловом мире для бизнеса открывается сейчас множество новых возможностей. Бизнес-планирование помогает не упустить их и использовать для преобразования и повышения эффективности деятельности на рынке.
1.2 Структура бизнес плана
В бизнес-плане отражаются все стороны производственной и коммерческой деятельности предприятия, его финансовые результаты.
Поскольку бизнес-план является инструментом реализации стратегии предприятия, то структура документа должна быть унифицирована.
Стандартный бизнес-план должен включать в себя следующие основные разделы:
а) Обзорный раздел (резюме)
Резюме — один из наиболее важных разделов бизнес-плана, так как в нем кратко отражается суть проекта. От того, как написано резюме, зависит, возникнет ли интерес у потенциальных инвесторов к предприятию.
Резюме должно содержать:
цель проекта;
краткое описание компании;
краткое изложение наиболее привлекательных моментов из всех остальных разделов с акцентом на положительные аспекты предлагаемой бизнес-идеи;
объем привлекаемых инвестиций и/или кредитных ресурсов;
основные финансовые показатели, характеризующие эффективность проекта;
предполагаемый срок и порядок возврата заемных средств;
номера и даты получения патентов и сертификатов;
факты, подтверждающие надежность деятельности предприятия, юридические и экономические гарантии.
б) Описание предприятия:
основные виды деятельности и характер компании; профиль компании (производство, торговля или сфера услуг);
стадия развития данного бизнеса;
цели предприятия и его организационно-правовая форма;
что и как компания намерена предлагать своим клиентам;
основные технико-экономические показатели предприятия за прошлые пять лет;
нынешние и перспективные географические рамки деятельности компании;
показатели конкурентоспособности товаров и предприятий по конкретным рынкам и периодам;
отличия данного предприятия от других компаний.
в) Описание продукции или услуг:
физическое описание продукции или услуг;
описание возможностей их использования;
привлекательные стороны предлагаемой продукции или услуг, их новизна;
степень готовности продукции или услуг к выходу на рынок;
список экспертов или потребителей, которые знакомы с товаром или услугами и могут дать о них благоприятный отзыв (при наличии такой информации).
г) Анализ рынка и маркетинговая стратегия.
Цель анализа рынка — разъяснить, как предполагаемый бизнес намеревается воздействовать на рынок и реагировать на складывающуюся на нем обстановку, чтобы обеспечить сбыт товара
Анализ рынка содержит:
определение спроса и емкости рынка;
анализ конкуренции и других факторов воздействия на развитие данного бизнеса;
результаты исследования рынка;
прогнозы объемов продаж;
описание маркетинговой стратегии данной компании (стратегии сбыта, рекламы и продвижения товара,ценообразования, стимулирования продаж и т. д.).
Маркетинговая стратегия включает:
технологии и результаты сегментации рынка;
стратегию ценообразования, прогнозы цен на товары предприятия;
стратегии охвата рынка;
стратегии разработки новых товаров;
выбор ресурсной стратегии;
выбор методов и способов распространения товаров;
стратегию стимулирования быта продукции;
выбор стратегии рекламы товара;
выбор стратегии развития предприятия на перспективу.
д) Производственный план
Основной производственный план содержит:
общий подход к организации производства;
необходимое сырье и материалы, их источники и условия поставки;
технологические процессы на производстве;
необходимое оборудование и его мощность.
требования в отношении трудовых ресурсов (производственный, инженерно-технический и административный персонал, условия труда, структура и состав подразделений, обучение персонала, предполагаемые изменения в структуре персонала по мере развития предприятия).
План обновления выпускаемой продукции должен содержать:
описание научных подходов, систем, принципов, методов и технологии, которые были применены при разработке стратегии обновления выпускаемой продукции;
технико-экономическое обоснование инвестиционных проектов;
показатели конкурентоспособности, качества и ресурсоёмкости продукции предприятия и основных конкурентов;
план НИОКР.
План производства и реализации продукции должен включать следующие вопросы:
расчет производственной мощности подразделений предприятия;
оперативно-календарные планы;
план реализации продукции;
анализ использования производственной мощности предприятия;
План развития производства содержит планы:
повышения технического уровня производства;
повышения организационного уровня производства;
социального развития коллектива;
мероприятий по охране окружающей среды;
инвестиционных проектов по развитию производства.
е) График выполнения работ
График выполнения (календарный план) работ в рамках проекта должен включать перечень основных этапов реализации проекта и потребности в финансовых ресурсах для их реализации, а также отражать планируемые временные рамки работ на каждом из этапов.
План обеспечения производства должен содержать:
анализ эффективности использования различных видов ресурсов;
расчет потребности в различных видах ресурсов;
план материально-технического обеспечения производства;
информационное обеспечение управления производством;
нормативно-методическое обеспечение производства.
ж) Управление и организация
Управление предприятием включает:
описание основных участников предприятия (предприниматель и его партнеры, инвесторы, члены совета директоров, занимающие ключевые посты сотрудники и т. д.);
организационная схема компании, показывающая внутренние связи и разделение ответственности в рамках организации;
порядок подбора, подготовки и оплаты труда сотрудников.
Организация реализации бизнес-плана предусматривает:
разработку, согласование и утверждение программы реализации стратегических планов;
организацию учета и контроля выполнения планов;
мотивацию выполнения планов в установленные сроки, требуемого качества и с намеченными затратами;
регулирование процесса реализации стратегических планов при появлении изменений во внешней и внутренней среде предприятия.
з) Финансовый план
Финансовый план должен быть согласован с материалами, представленными в остальных частях бизнес-плана, поскольку в нем обобщаются и представляются в стоимостном выражении все разделы бизнес-плана.
В финансовый план должны включаться:
прогноз объемов реализации;
баланс денежных расходов и поступлений;
финансовый бюджет предприятия;
прогнозный баланс;
операционный бюджет предприятия;
управление ценными бумагами, рисками, страхованием;
основные показатели эффективности проекта (срок окупаемости, чистый приведенный доход, внутренняя норма доходности, рентабельность).
и) Оценка рисков
В разделе «Оценка рисков» требуется оценить, какие риски наиболее вероятны для проекта и во что они в случае их реализации могут обойтись
Ответ на вопрос, как минимизировать риски и возможные потери от них, должен состоять из двух частей: описание организационных мер профилактики рисков и изложение программы самострахования или внешнего страхования.
к) Приложение
В данный раздел включаются документы, подтверждающие или дополняющие информацию, которая содержится в бизнес-плане, например, биографии управленческого персонала, результаты исследования рынка, заключения аудиторов, фотографии образцов продукции, план производственных площадей, договоры, гарантийные письма.
В разработке бизнес-плана важнейшая часть — финансовая, основанная на анализе и оценке денежных потоков, генерируемых финансово-хозяйственной деятельностью предприятия, расчете основных показателей их эффективности.
1.3. Методика разработки бизнес-плана.
В предпринимательской практике и научной литературе нет однозначного методического подхода к содержанию и структуре бизнес-плана. Это объясняется многообразием возможных целей, на решение которых направлен разрабатываемый бизнес-план, предметов избранной области деятельности, стратегией развития организации и другими факторами.
В целом структура бизнес-плана определяется спецификой вида деятельности, размером фирмы, целью разработки бизнес-плана, которую должны соблюдать (заполнять), например субъекты малого предпринимательства, желающие получить по лизингу оборудование. Федеральной службой по несостоятельности и финансовому оздоровлению предприятий разработана типовая структура бизнес-плана, который должен иметь следующие сведения: общая характеристика предприятия, краткие сведения по плану финансового оздоровления, анализ финансового состояния предприятия, мероприятия по восстановлению платежеспособности и поддержки эффективной хозяйственной деятельности, рынок конкуренции, деятельность в области маркетинга, производства, финансового плана.
Очевидно, что чем крупнее организация, чем сложнее ее финансовая деятельность, тем полнее и обоснованнее должна быть разработка разделов плана, соответственно бизнес-план небольшого предприятия по составу, структуре и объему может быть значительно проще.
Состав и структура бизнес-плана зависят также от размеров предполагаемого рынка сбыта, наличия конкурентов и перспектив роста создаваемого предприятия, поскольку чем крупнее рынок сбыта, тем большее количество его сегментов необходимо учитывать, а при большом количестве конкурентов требуется изучение наиболее крупных из них, их товаров и услуг, а, следовательно, и усложнение структуры бизнес-плана. Особенно важные для предприятия сегменты рынка или наиболее важные конкуренты для более пристального изучения могут быть вынесены в особый раздел плана.
В настоящее время на рынке России из западных методик наиболее известна разработка UNIDO (Организация объединенных наций по промышленному развитию) для развивающихся стран по подготовке промышленных технико-экономических обоснований и её электронная версия СОМFАR. Кроме того, популярностью пользуются разработки Tacis – программы Европейского Союза, разработанной для стран СНГ (плюс Монголия) по субсидированию приобретений современных технологий; а также некоторые другие. Правительство Российской Федерации утвердило своим постановлением Положение об оценке эффективности инвестиционных проектов при размещении на конкурсной основе централизованных инвестиционных ресурсов Бюджета развития Российской Федерации. В качестве приложения к данному положению Правительство предлагает макет бизнес-плана, представляемого претендентом в составе заявки
Можно выделить основу всех вышеперечисленных методик составления бизнес-планов. Такой основой являются следующие разделы:
- финансовый план;
- маркетинг-план;
- система производства.
Указанные разделы связаны между собой организационным планом (конкретной схемой реализации проекта), с соответствующим просчетом рисков и выделением компенсационных мероприятий. Именно эти основополагающие ключевые разделы и заложили фундамент российских стандартов формирования бизнес-планов.
В последнее время на основе указанных методик появились текст-шаблоны для написания бизнес-плана. Такой шаблон в процессе разработки бизнес-плана обрастает откорректированной информацией, расчетами, таблицами и графиками. Таким образом, достигается максимальное упрощение работы над текстовой частью бизнес-плана.
2. Анализ рыночной ситуации и условий реализации бизнес плана
2.1. Описание бизнес идеи
Кондитерская «Make» создается с целью организации и развития цивилизованной торговли кондитерскими изделиями, а также с целью быстрого и качественного обслуживания посетителей, с максимальным вниманием к нему и предложением наиболее качественных изделий, а так же возможностью создать свое кондитерское изделия, исходя из своих вкусовых предпочтений. В настоящее время кондитерские в нашем городе не отвечают требованиям покупателя, изменился темп жизни и домохозяйки все реже имеют возможность и время для приготовления по настоящему вкусных, питательных и ароматных пироженных, тортов и прочих сладостей.
Все кондитерские изделия приготавливаются только из натуральных продуктов. Наша кондитерская производит коржи для тортов, пироженные изделия из различного теста. Изделия выпекаются по разной рецептуре, различны по вкусу и весу. Все изделия сделаны из пшеничной муки высшего сорта
Кондитерская - это не только 2-3 вида пироженных и тортов, но и разнообразие ассортимента, его оригинальность и всегда свежесть. Так же для покупателей будет предложена абсолютно новая вещь в кондитерской сфере – покупатель сможет, стоя у прилавка, собрать свое собственное пироженное, торт, начиная от коржа, заканчивая кремом и джемом, и получить свой заказ через 10-15 минут. В ассортименте будут предоставлены бисквитные, медовые, шоколадные и другие. Ассортимент будет постоянно пополняться. Начинка (крема) будут такие как: творожно-суфлейное, йогуртовое, рафаэлло, фисташковое, шоколадная, трюфельная. Покупатель подходит к прилавку, выбирает корж, начинку, количество слоев, и верхний слой торта. После чего торт комплектуется и отправляется покупателю в красиво-упакованной коробке.
Для многих желающих в кондитерской будет организованно мини-кафе, где покупатель может с аппетитом выпить чашечку горячего ароматного кофе, стакан молока или сок - на его вкус.
В нашей кондитерской установлен режим работы таким образом, что ассортимент остается всегда очень разнообразным. Мы ценим время людей и обслуживаем покупателей в своем фирменном магазине качественно и быстро. В будние дни основными посетителями нашего кафе будут студенты, школьники, работники различных организаций. В выходные дни наша кондитерская хорошо подходит для отдыха всей семьей. Уютный интерьер, приветливый персонал и вкуснейшие сладости сделают день немного сладше и вкуснее. Наша булочная намерена расширять свою деятельность, открывать со временем филиалы, а на летнее время создавать выездные кафе-кондитерские. Людям понравится возможность создать свое собственное пироженное, либо торт и насладится им вдвойне.
Суть проекта заключается в том, чтобы обеспечить горожан качественными кондитерскими изделиями, а так же реализовать новую тенденцию создания собственного рецепта торта, пироженного неотходя от прилавка.
Учредителями являются три человека, которые внесли в уставной капитал по 70 тыс. руб. Это директор кондитерской, коммерческий директор и бухгалтер. Они отвечают по заключенным договорам и в случае банкротства размерами своих вкладов. Все они являются квалифицированными специалистами в своей области, закончили высшие учебные заведения, однако не имеют достаточного практического опыта работы. Что касается бухгалтера, то он проработал по своей специальности два года в отраслевом научно-исследовательском объединении. Рабочими мы взяли молодых людей, закончивших техникумы, в том числе пищевые. Все они энергичны, полны желания качественно работать для процветания нашей кондитерской
Создаваемая кондитерская будет пользоваться спросом в городе Омске, так как кондитерская «Make» будет первой, где можно собрать свое пироженное, исходя из своих вкусовых предпочтений. Людям будет это интересно, так как практически каждый человек, покупая торт или пироженное разочаровывается в креме, корже, или начинке.
2.2 Анализ рынка, динамика, структура, прогноз, свое мнение
Рынок кондитерской продукции в России располагается на четвертом месте в мире (после Великобритании, Германии и США). Кондитерская отрасль развивается довольно активно. Жесткие рамки конкуренции на этом рынке побуждают создателей расширять свой ассортимент и создавать новую продукцию.
С 2011 по 2013 год в городе Омске был замечен подъем спроса на кондитерские продукты и в 2013 году составил 1 000000.тонн. Предельный рост индикатора в сравнении с прошлым годом был установлен в 2010 году и набрал 14%. В 2009 году спрос уменьшился на 9,5%. Согласно показателям BusinesStat, спрос на кондитерские продукты в период с 2012 по 2017 год будет расти и в 2017 году будет на уровне 1,5 млн. тонн. За последние три года в Омске отмечается подъем производства кондитерских товаров. Например, выпуск кондитерских товаров в 2013 году увеличился на 5,7%, что в конце года образовало 1 288112 тонн. Сокращение производства кондитерских товаров в январе 2015 года по отношению к показателям января 2014 года сократилось на 1,3%, что составило 1 000000 тонн. Но через 4 месяца спрос на продукцию набрал свои оборы и вернулся к цифре 1 300000 тонн. На рисунке 1 представлены объемы производства кондитерской продукции в Омске с 2011 по 2015 год (тонн).
Таким образом, кондитерская «Make» входит в развивающийся рынок, где уровень спроса на кондитерские изделия, за последние 5 лет, ежедневно расчет, следовательно, компания имеет значительные шансы укрепить свое положение среди Омских предприятий, засчет новой концепции продажи кондитерских изделий.
Кондитерский рынок Омска является довольно развитым. Проведя маркетинговые исследования, было выделено две группы конкурентов: косвенные конкуренты и прямые конкуренты.
|