МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
“НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ «МИСиС»”
СБОРНИК МАТЕРИАЛОВ
Обзор
ПЕРЕДОВОГО ОТЕЧЕСТВЕННОГО И ЗАРУБЕЖНОГО опыта в области энергоСБЕРЕЖЕНИЯ И ПОВЫШЕНИЯ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ эффективности
Москва, 2014
Содержание
Введение…………………………………………………………………….2
1. Международный опыт энергосбережения …………………………….3
2. Международный опыт повышения энергетической эффективности на примере отдельных стран……………………………………………………….11
3. Российский опыт повышения энергоэффективности………………..17
Методическое пособие подготовлено в качестве дополнительного материала для изучения международного опыта энергосбережения и возможности его адаптации в различных отраслях и сферах деятельности. 3
4. Анализ международного опыта в области 21
разработки стандартов систем энергетического менеджмента 21
6. Анализ международного опыта формирования и внедрения в практику мультимедийных информационно-аналитических ресурсов 72
Введение
Состояние экономики любых государств и жизненный уровень населения во многом определяются наличием запасов топливно-энергетических ресурсов и эффективностью их использования.
В индустриально развитых странах в отличие от прежней ориентации на крупномасштабное наращивание производства энергетических ресурсов высшим приоритетом энергетической стратегии является повышение эффективности энергопользования у потребителей, т.е. энергосбережение. Во многих странах разработаны национальные целевые программы экономии использования топливно-энергетических ресурсов, которые охватывают обширный комплекс мероприятий по совершенствованию структуры потребления энергоносителей, развитию материально-технической базы экономии ресурсов, более полному извлечению полезных компонентов, сбору и использованию вторичного сырья, контролю и учету энергопотребления.
В данном методическом пособии представлен отечественный и зарубежный опыт в области энергосбережения, разработки стандартов систем энергетического менеджмента, опыт создания комплексных образовательных центров, опыт реализации проектов в рамках государственно-частного партнерства и др.
Методическое пособие подготовлено в качестве дополнительного материала для изучения международного опыта энергосбережения и возможности его адаптации в различных отраслях и сферах деятельности.
В подготовке сборника материалов приняли участие:
Введение, разделы 1-3, 9 - Кузьмина Е.Е. – д.э.н., проф., директор Центра маркетинга образовательных услуг ИНОБР НИТУ «МИСиС»
Разделы 4-8 - Фролов В.В., руководитель Центра комплексной энергоэффективности и энергосбережения ФГБУ ИПК Минобрнауки России
Нурахов Н.Н., к.э.н., заместитель руководителя Центра комплексной энергоэффективности и энергосбережения ФГБУ ИПК Минобрнауки России
Косарев П.Г., консультант Центра комплексной энергоэффективности и энергосбережения ФГБУ ИПК Минобрнауки России.
1.Международный опыт энергосбережения
Федеральный закон «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 23.11.2009 г. № 261-ФЗ использует следующие понятия энергосбережения и энергетической эффективности:
энергосбережение - реализация организационных, правовых, технических, технологических, экономических и иных мер, направленных на уменьшение объема используемых энергетических ресурсов при сохранении соответствующего полезного эффекта от их использования (в том числе объема произведенной продукции, выполненных работ, оказанных услуг);
энергетическая эффективность - характеристики, отражающие отношение полезного эффекта от использования энергетических ресурсов к затратам энергетических ресурсов, произведенным в целях получения такого эффекта, применительно к продукции, технологическому процессу, юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю.
По мнению специалистов, отношение к энергосбережению за рубежом и в России разнится (см. таблицу 1).
Таблица 1. - Сравнительная характеристика отношения к энергосбережению в зарубежных странах и в России
№
|
Зарубежные страны
|
Россия
|
1.
|
Главное внимание уделяется постоянной замене используемых производственных и коммунальных
технологий и энергопотребляющего оборудования на
более энергоэффективные технологии и оборудование
|
Наведение элементарного порядка,
ликвидация бесхозяйственности (составление режимных карт
энергопотребляющего оборудования, организация системы учета,
ликвидация очевидных очагов потерь и т.д.).
|
2.
|
Непрерывно и во всё больших масштабах увеличивается
выработка электроэнергии и тепла на базе возобновляемых и нетрадиционных источников энергии
|
Точечная реконструкция и техническое
перевооружение предприятий под выпуск конкретной продукции, как следствие - повышение энергетической эффективности.
|
3.
|
Доминирующее влияние на политику энергосбережения
оказывают экологические факторы, в т.ч. связанные с
так называемым «парниковым эффектом»
|
Реализация
целевых программ повышения энергоэффективности отдельных
предприятий, корпораций и снижения нагрузки на окружающую среду
|
Инструменты энергетической эффективности (мировая практика)1:
1. Принудительные мероприятия - законодательно закрепленные нормы и инициативы, внедряемые «сверху». Эти решения наиболее популярны в странах Европы, где законопослушное население и производители поддерживают обязательные государственные программы.
Примеры:
К 2014 г. из продажи и импорта стран Евросоюза полностью исчезнут лампы накаливания.
С 2009-2017 гг. реализуется программа по сокращению продаж бытовой техники с повышенным уровнем потребления электричества. Эти правила затронут промышленные двигатели, насосы, используемые в системах отопления, домашние холодильники и телевизоры
С 1997 г. в США действует национальная программа «Миллион солнечных крыш», предусматривающая установку солнечных энергосистем. В 2010 г. солнечные системы были установлены на крышах 1 млн. домов в 13 «солнечных городах» страны.
Германия является признанным лидером сферы ветроэнергетики - на территории страны размещены и успешно действуют не менее 20 тыс. ветрогенераторов. Более того, их производство активно работает на экспорт - около 70% установок продаются внешним покупателям. Совокупная мощность германских ветрогенераторов составляет 24 тыс. МВт. Для сравнения: аналогичной показатель мощнейшей ГЭС в России - Саяно-Шушенской - составляет 6,4 тыс. МВт.
2. Стимулирующие мероприятия подразумевают воздействие на производителя. В странах, активно использующих этот метод, в ход идут инструменты финансового стимулирования, а также PR-инструменты. Просчитать экономическую эффективность подобных решений сложнее, нежели в случае с государственной программой
Примеры:
В штате Коннектикут, США успешно действует финансовая программа, поощряющая «энергоэффективный бизнес». По ее условиям, владельцы бизнеса, решившие повысить энергоэффективность собственного предприятия, могут рассчитывать на существенную скидку от энергосбытовых компаний, а также беспроцентный кредит на внедрение новых технологий.
В Японии успешно функционирует программа «Победитель гонки». В ее рамках названия компаний, не справившихся с выполнением обязательств в сфере энергоэффективности, становятся достоянием гласности.
В Китае правительство регулярно проводит тестирование продукции различных компаний и исследует соответствие решений стандартам энергосбережения.
Безусловно, компании, не справившиеся с обязательствами, становятся известны буквально всей стране.
В Китае действует программа добровольной маркировки товаров, ориентированная на производителей. В условиях жесткой конкуренции китайские компании крайне заинтересованы в том, чтобы выделить свой продукт в ряду аналогичных. в Китае на производство одной единицы продукции на энергию приходится 19% затрат.
3. Просветительские методы подразумевают воздействие на непосредственного потребителя, формирование новой потребительской культуры, основанной на бережном природопользовании и сознательном выборе энергосберегающих технологий. В свою очередь, потребительский спрос определяет предложение - производители внедряют «зеленые» решения, чтобы соответствовать пожеланиям покупателей.
Примеры:
В США с 1992 г. действует программа Energy Star, разработанная Агентством по охране окружающей среды и Министерством энергетики. В рамках программы, устройства со средним энергопотреблением на 20-30% ниже аналогов маркируются престижным логотипом Energy Star. сегодня логотип Energy Star можно увидеть на товарах более 60 категорий. Лицензионные и партнерские соглашения действуют с промышленниками (более 2000), предприятиями розничной торговли (более 2000), строительными компаниями (более 6000) и другими сферами бизнеса. С 2000 по 2008 гг. покупатели приобрели более 2,5 млрд энергоэффективных товаров. Потребители, отдавшие предпочтение продуктам Energy Star год назад, уже сэкономили 19 млрд долл. США на счетах за коммунальные услуги и предотвратили выбросы парниковых газов, эквивалентные выхлопам 29 млн автомобилей.
В марте 2010 г. правительство Великобритании утвердило новый законопроект, направленный на борьбу с изменением климата и топливной бедностью. В рамках законопроекта британские домовладельцы смогут брать льготные кредиты с целью повышения энергоэффективности своих домов.
В марте 2010 г. президент США Барак Обама анонсировал новую программу поддержки американцев. Теперь покупатели теплоизоляционных материалов для своих домов и энергосберегающего оборудования смогут прямо в магазине получать субсидии из бюджета. Размер скидки будет составлять до 50% от суммы покупки, но не более 3 000 долл. США.
Уроки мирового опыта2:
Реальное энергосбережение невозможно в отсутствии законодательства на государственном, региональном и муниципальном уровнях, которое должно обеспечивать финансовую поддержку работ по энергосбережению.
Для справки:
- На основании огромного опыта, накопившегося с 1974 года, Комиссией ООН было сформулировано такое положение: «Сотрудничество между государством и энергопотребляющими системами, такими как жилищное коммунальное хозяйство, должно основываться на признании обеими сторонами того факта, что необходимы значительные капитальные вложения в энергосбережение, и государство должно их обеспечить».
- В любой стране мира, где решаются вопросы энергосбережения, первым шагом на пути повышения энергоэффективности были работы по улучшению теплоизоляции зданий. На проведение таких работ государство выдавало кредиты, и владелец здания при условии внедрения энергосберегающего оборудования и технологий имел право вернуть государству только половину заимствованных средств или не возвращать совсем. Сегодня во всех развитых странах имеются огромное количество методических рекомендаций и указаний, содержащих подробное описание возможностей получения субсидий на реализацию энергосберегающих мероприятий.
Реальное энергосбережение невозможно в отсутствии экономической привлекательности для инвесторов по внедрению современных энергоэффективных технологий, строительства энергоэффективных зданий и выпуска для них энергосберегающего оборудования.
Для справки:
- В России не сбалансирована структура цен на энергоносители, присутствуют перекрестное субсидирование, те или иные виды дотаций. Поэтому эти цены не отражают истинной стоимости энергоносителя для реальных потребителей. Стоимость киловатт-часа тепловой энергии для России ниже, чем для Европы почти в 10 раз. То есть если внедряется какое-нибудь энергосберегающее мероприятие, то в странах Западной Европы оно окупится за 5 лет, а у нас - только за 50 лет. Это никак не привлекает инвесторов. Здание служит долго, 20, 30, 40 лет и более, поэтому государственным и региональным органам нужно декларативно установить такую цену на энергоносители, чтобы стоимость тепловой энергии способствовала ее экономии и привлекала инвесторов.
- Высока норма дисконта, которая является следствием инфляции и сегодня
составляет в России от 15 до 20 %. Для сравнения: в Японии эта величина равна 4 %, в США – 6 %, в Западной Европе – 5 %.
- Отсутствие законодательной методики сравнения с «портфельными» инвестициями. Чтобы инвестору, имеющему деньги, помочь решить, как их использовать: положить под проценты или купить энергосберегающее оборудование, – нужно предложить инструмент (методику), благодаря которому легко посчитать, что выгоднее.
3. Внедрение мероприятий по энергосбережению не должно нарушать экологическую безопасность. В частности, экологическую безопасность жилища.
Для справки:
- По результатам работы Комиссии ООН было сформулировано, что «приоритетность при выборе энергосберегающих технологий имеют технические решения, одновременно способствующие улучшению микроклимата помещений».
- В России повсеместно устанавливаются новые герметичные окна, и совершенно забыто, что система вентиляции у нас рассчитана таким образом, что свежий воздух должен поступать через неплотности в окнах.
- Вот как изменяются законодательные требования к воздухопроницаемости окон: в 1971 году поступление свежего воздуха должно было равняться 18 кг через 1 м2 окна в час, в 1979 году – 10 кг/м2•ч, в 1998 – 5 кг/м2•ч. Даже 18 кг/м2•ч было предельным минимумом, а сейчас мы пришли к так называемому «синдрому больных зданий».
4. Реальное энергосбережение в ЖКХ, в промышленно - гражданском
строительстве невозможно при отсутствии системного нормирования энергопотребления.
Для справки:
- В России нормируется потребление только в отопительный период.
- Во всех развитых странах нормируется максимальное потребление энергии также и в теплый период, и в годовом цикле.
- В ЕС с начала 2006 г. вступила в действие директива «Энергетические характеристики зданий», положения которой нашли свое отражение в национальном законодательстве стран – членов Евросоюза. Согласно этой директиве, разработанной Европейским парламентом и Советом Евросоюза, общая энергетическая эффективность здания – это количество энергии, потребляемое им, помимо прочего, на отопление, горячее водоснабжение, вентиляцию, кондиционирование воздуха и освещение. Поскольку здания становятся энергетическими системами, очень важно наладить взаимодействие различных отраслей.
Пример: Нет ни одной страны, в которой здания в городах были бы обвешаны таким количеством сплит-систем, как, например, сегодня в Москве. Это происходит потому, что в России не нормируется энергопотребление системы кондиционирования для теплого периода. А значит, нет возможности архитекторам проявить свою инициативу в выборе формы и планировки здания с учетом направленного воздействия наружного климата.
5. Необходима постоянная пропаганда достижений в сфере энергетической эффективности, и в первую очередь – путем демонстрации реально работающих образцов оборудования, технологий и функционирующих энергоэффективных зданий.
Например, в Финляндии находится порядка 200 демонстрационных энергоэффективных зданий, и даже целые районы, такие как Viikki. По этим
демонстрационным проектам учатся и опытные, и молодые специалисты. В Германии имеются уже более 500 демонстрационных проектов. Президент США Рейган в период своего правления сделал Калифорнию демонстрационным штатом. Сегодня одним из наиболее интересных демонстрационных энергоэффективных зданий является Pearl River Tower в Китае, в котором собраны замечательные инновационные технологии, вплоть до использования электроэнергетических ветроустановок, интерактивных ограждающих конструкций со специальными пленками, наносимыми на стекла, которые вырабатывают энергию и пропускают свет в зависимости от интенсивности попадающей на них энергии солнечной радиации. В Москве частично введен в эксплуатацию Московский международный деловой центр «Москва-Сити» (ММДЦ «Москва-Сити»), но, к сожалению, до настоящего времени ни одно из зданий данного проекта не является образцом для подражания в области использования энергоэффективных экологически чистых технологий.
6. Необходимо постоянное внедрение нетрадиционной возобновляемой энергетики («силовыми», поощрительными и иными методами).
Для справки:
- Комиссия ООН: «Энергосберегающая политика ХХI века основывается на применении технологий, использующих нетрадиционные возобновляемые источники энергии». Сегодня мы являемся свидетелями постоянного внедрения ВЭУ, фотоэлементов, приливных технологий, сжигания биотоплива.
- В России даже в наиболее разрекламированных и выигрышных проектах отсутствуют инновационные решения. Например, в ММДЦ «Москва-Сити»,
расположенном рядом с Москвой-рекой, не предусмотрено использование тепловых насосов для преобразования низкопотенциального тепла реки, нет и использования иных низкопотенциальных ресурсов.
7. Необходим системный подход к проектированию жилых и общественных зданий с учетом требований энергоэффективности, экологии и дизайна. Для этого требуются: нормативно-правовое обеспечение, специальное техническое регулирование, соответствующее IT-обеспечение и, главное, - квалифицированные специалисты во всех частях проекта.
Международный опыт повышения энергетической эффективности на примере отдельных стран
Во многих странах накоплен достаточно большой опыт повышения энергетической эффективности. В европейском союзе одной из самых эффективных стран в области энергосбережения и повышения энергоэффективности является Финляндия, занимающая первое место в мире по использованию биоэнергии.
В Финляндии самые низкие в мире выбросы углекислого газа на 1 кВт
ч энергии. К 2020 году с нынешних 4% доля используемой финнами возобновляемой энергии вырастет до 38%. Уже действует национальная программа по разработке новых технологий производства биотоплива второго поколения на основе древесных отходов.
Для справки:
- Правительство разрабатывает дополнительные стимулы для предприятий по повышению их энергоэффективности: субсидии на покупку новых технологий, налоговые льготы.
- Пропаганда энергосбережения на фоне высоких тарифов на энергию изменила мышление финнов, старающихся экономить ресурсы и использовать только экологичную продукцию. Многие из них в своих домах используют гибридное отопление (грунтовое тепло, солнечная энергия, биотопливо, тепло воздуха).
- Благодаря горизонту планирования, исчисляемого десятилетиями, планы по повышению эффективности экономики и снижению ее зависимости от невозобновляемых источников энергии не зависят от текущей ценовой конъюнктуры.
- Жесткие законодательные нормы требуют функционирования предприятий с учетом экологических ограничений. Например, все финские предприятия включены в систему обработки отходов.
Курс на энергоэффективность и экологичность позволили Финляндии стать одним из лидеров в производстве и экспорте чистых технологий и прорывных инновационных решений.
Еще одной страной успешно реализующей программы энергосбережения является Дания.
Дания находится в более выигрышном положении в сфере энергоэффективности по сравнению с другими странами благодаря своей разумной энергетической политике.
Для справки:
- С 1981 года по настоящее время Дания увеличила экономический рост на 75% в целом, в то время как расход энергии по большому счету не изменился.
- Дания инвестировала средства в эффективные энергетические решения
и возобновляемые источники энергии. В то же время, с помощью налоговых
послаблений для предприятий сделали для них более привлекательной задачу концентрации на альтернативных и оптимально эффективных решениях. Такая поощрительная, мотивационная система оказалась весьма успешной и нисколько не повлияла на конкурентоспособность Дании.
- Во время финансового кризиса экологическая направленность страны показывает всем неплохой пример. Данные за 2008 год свидетельствуют, что датский экспорт энергетических технологий возрос на 19 процентов, что приблизительно в четыре раза больше, чем соответствующие значения общего экспорта. Такое положение вещей доказывает, что инвестиции в экологичную промышленность могут окупаться – и сейчас, и в будущем.
- Большое количество датских компаний принадлежит к элите мирового
бизнеса, и именно за ними остается первенство в экологической модернизации производства и продукции, которая стала основой политики крупных корпораций.
- Более того, размещая свои заводы в других странах мира, компании
не изменяют своим принципам экологичности. Следует отметить, что такая
политика находит поддержку у правительства Дании и служит обоюдной пользе корпораций и общества.
Еще одной страной, эффективно реализующей программы энергосбережения, является Германия. В этой стране директивы европейского союза (ЕС) по энергоэффективности зданий введены в существующий национальный закон (нормы) EnEv, относящийся к энергосбережению.
Для справки:
- Важно отметить, что внедрение энергосбережения в Германии финансируют банки и крупные корпорации, а не государство. Капитал DENA – Немецкое Энергетическое Агентство (Die Deutsche Energie-Agentur GmbH –
DENA) – общество с ограниченной ответственностью – создано в 2000 г. в Берлине, являющееся федеральной структурой.
- Его учредителями являются государство и финансовый институт – Кредитное ведомство восстановления и развития (KfW) – это право поровну делится между федеральным правительством и банковской группой KfW.
- Германия является страной, которая наиболее активно использует современные технологии энергосбережения и альтернативные источники энергии.
- Берлин намерен экономить на энергоносителях за счет альтернативных источников энергии. Все бассейны будут оснащены солнечными батареями. Частные инвесторы получат возможность разместить на крышах общественных зданий более 100 000 м2 солнечных батарей и подавать полученную энергию в городскую сеть.
- С 2007 г. администрация Берлина имеет право закупать для своих нужд лишь автомобили, потребляющие в городском цикле не более 6,5 л бензина на 100 км пробега. До 2011 г. граница допустимого расхода должна быть снижена до 5 л.
- При приобретении компьютеров и других электронных приборов, административные учреждения Берлина должны будут останавливать свой выбор на продуктах, потребляющих наименьшее количество электричества.
Вопросы энергосбережения в США решены на жесткой обязательной основе. Пользователю энергоресурсами не предоставляется право выбирать или не выбирать путь энергоэффективного хозяйствования.
Для справки:
- Энергосбережение входит в число стратегических интересов США, которые
понимают энергосбережение как способ уменьшить энергозависимость страны, сократить количество ввозимых нефтепродуктов, перейти на альтернативные источники энергии.
- У потребителя есть два варианта правомерного поведения: в первом случае
потребитель энергоресурсов выполняет требования федеральных органов и органов местного штата по энергосбережению, во втором - платит штрафы за невыполнение этих требований.
- В 1992 году был принят федеральный закон "Energy Policy Act of 1992" (Закон об энергетической политике 1992), в котором были определены основные направления работы по энергосбережению в Соединенных Штатах Америки.
- Согласно этому закону была создана структура федеральных и местных агентств по энергосбережению, разрабатываются программы финансирования и поощрения работ по внедрению энергоэффективных технологий.
- Любой потребитель энергоресурсов обязан разработать и согласовать с административными органами план использования предоставляемых ему энергоресурсов в соответствии с требованиями Sec. 204. Integrated Resource Plans указанного закона.
Некоторые новые меры, направленные на повышение энергоэффективности США:
• 5 млрд. долларов в фонд Программы помощи с утеплением. Эта программа, существующая уже 30 лет, оплачивает расходы по ремонту домов семей с низким доходом с целью энергосбережения. Более 5,6 миллиона семей с низким доходом получили услуги в рамках этой программы, осуществление которой началось в 1976 году. Программа повышает уровень комфорта домов и снижает расходы семей на электроэнергию в долгосрочной перспективе.
• 4 млрд. долларов на модернизацию государственного жилья, находящегося в ведении Министерства жилищного строительства и городского развития США, для повышения энергоэффективности.
• 300 млн. долларов на скидки для потребителей, приобретающих энергосберегающие электроприборы.
• 3,2 млрд. долларов на гранты штатам и местным органам власти для поддержки осуществления проектов
повышения энергоэффективности и энергосбережения в государственных зданиях.
• 4,2 млрд. долларов для Администрации общих служб США на преобразование зданий, принадлежащих федеральному правительству, в высокопроизводительные экологически чистые здания, в которых сочетаются методы энергосбережения и использования возобновляемых источников энергии.
• 6,9 млрд. долларов – Федеральной администрации по пассажирским перевозкам для передачи местным службам общественного транспорта с целью инвестиций в проекты по энергосбережению и расширению возможностей систем общественного транспорта.
• 50 млн. долларов на усилия, направленные на повышение энергоэффективности информационных технологий и технологий связи.
• Увеличение налоговых льгот для домовладельцев и предприятий, которые за собственный счет осуществляют модернизацию своих объектов недвижимости с целью повышения энергоэффективности.
Больших успехов в области повышения энергетической эффективности достиг Китай. Вопросами энергосбережения Китай начал заниматься с 2003 года. Однако первое снижение энергозатрат на производство единицы ВВП в Китае произошло только в конце 2006 года. Снижение составило всего на 1,23% по сравнению с показателем предыдущего года.
- Согласно 11-му пятилетнему плану (2006-2010 гг.) народнохозяйственного и социального развития, в 2010 г. энергозатраты на единицу ВВП должны снизиться на 20% по сравнению с показателем, зарегистрированным в конце 10-й «пятилетки», однако на сегодня реализация плана удалась стране лишь на 14%. Одной из важнейших причин невыполнения в 2006 г. задачи по энергосбережению является неудавшееся изменение модели экономического
роста.
- В настоящее время рост китайской экономики стал возможным главным образом за счет развития промышленности, в которой доля тяжелой и химической отраслей с высокими энергозатратами оказалась достаточно большой. Таким образом, экономический рост в стране чрезмерно зависит от энергозатрат и расходования ресурсов.
- Сочетание финансово-налоговой и промышленной политик, направленных на энергосбережение, должно способствовать улучшению структуры производства и повышению его уровня. При разработке нового закона о корпоративном подоходном налоге с учетом необходимости унификации налоговых обязательств отечественных предприятий и предприятий с участием иностранного капитала, по мнению правительства, следует рассмотреть возможность заложить статью о применении энергосберегающего оборудования в качестве определенного условия для
предоставления налоговых льгот.
Российский опыт повышения энергоэффективности
В России накоплен достаточно богатый региональный опыт повышения энергоэффективности в разных отраслях и сферах деятельности. Как показывает опыт России и ряда стран, цели и задачи по энергосбережению для каждого региона должны быть свои и приоритеты должны определяться местной спецификой. Например, чем выше стоимость энергоресурсов в конкретном месте, тем быстрее окупятся энергосберегающие проекты.
На объектах бюджетной сферы представляет интерес опыт Министерства образования и науки РФ, проводящего систематическую политику повышения эффективности использования энергии в образовательных учреждениях, которым была реализована программа «Энергосбережение Минобразования России на 1999–2005 годы».
В рамках данной программы создана информационно-аналитическая система учета расхода ТЭР, система управления энергосбережением в университетах и колледжах, система финансирования мер по энергосбережению. В результате, например за счет мер по энергосбережению, коммунальные расходы Белгородского ГТУ были снижены на 30 % по теплу, на 36 % по горячей воде, почти на 50 % по холодной воде.3 Сложность аккумуляции экономии бюджетных средств сдерживает применение механизмов, в рамках которых за счет экономии финансируется модернизация бюджетных объектов. Успех реализации подобных программ зависит от решения вопросов определения и распределения финансовой экономии, что в конечном итоге определяет интенсивность усилий ее участников. Во многих регионах предпринимались попытки создать механизмы заинтересованности. Например, в республике Саха были разработаны «Методические основы экономического стимулирования энергосбережения в бюджетных организациях Республики Саха (Якутия)»4 Однако Бюджетный кодекс РФ сделал любые схемы нелигитимными.
Показателен опыт организации учета электрической энергии при внедрении автоматизированной системы коммерческого учета энергоносителей (АСКУЭ) в Белгородской области.
На всех подстанциях 110 и 35 кВ «Белгородэнерго» внедрена автоматизированная информационно-измерительная система коммерческого учета электроэнергии (АИИС КУЭ), обеспечивающая автоматический сбор данных об объеме потребленной электроэнергии.
По мнению энергетиков, внедрение интеллектуальных счетчиков позволяет сотрудникам «Белгородэнерго», дистанционно отслеживая показания приборов учета, контролировать объем энергопотребления, вести учет активной электроэнергии по семи временным суточным тарифным зонам с учетом двух сезонов, выходных и праздничных дней. Приборы учета передают информацию о нагрузках и напряжениях в устройство сбора и передачи данных, с которых информация посредством мобильного Интернета собирается на сервер и становится доступна диспетчеру. Система позволяет получать информацию о расходе электроэнергии каждого потребителя, по любой трансформаторной подстанции, как в режиме реального времени, так и за прошедшие периоды, выполнять баланс электроэнергии. Потребители же могут в любой момент времени нажатием многофункциональной кнопки на счетчике получить полную оперативную информацию о том, сколько использовано энергии с момента установки аппарата или с начала месяца, а также проверить уровень напряжения в сети по трем фазам. Всего до 2011 г. планируется установить более 159 тыс. приборов учета.
Заслуживает внимания опыт хабаровского завода пивоваренной компании "Балтика". В 2010 году на этом предприятии был внедрен проект модернизации освещения: пивовары заменили более 6 тыс. люминесцентных ламп и около 150 уличных прожекторов и светильников. Эти меры позволили снизить потребление электроэнергии на освещение в целом по заводу на 65%. При этом расход электроэнергии на освещение производственных и административных помещений сократился в 3,5 раза, а на освещение территории завода - в 10 раз. Главный энергетик завода Баир Галсанимаев объяснил, что "новая система освещения была введена из-за высокой стоимости электроэнергии, а также в связи с возможностью частично компенсировать затраты на энергосберегающие проекты, получив льготные тарифы, в рамках уникальной краевой программы".
Впрочем, на практике от проведенной модернизации завод получил даже больше, чем ожидал. Прежде всего, проявился экономический эффект: проведенные мероприятия позволили освободить мощности для установки и запуска нового оборудования, и в итоге объем выпускаемой продукции возрос. Примечательно, что за счет уменьшения энергопотребления улучшилась экологическая обстановка - значительно снизились выбросы CO2 в атмосферу. В результате проект модернизации системы освещения завода был признан энергосберегающим, благодаря чему постановлением губернатора края заводу был присвоен Тариф экономического развития, дающий значительную экономию за счет снижения стоимости тарифов.
Резюмируя опыт российских регионов и городов, можно отметить, что5:
• реализация проектов повышения эффективности использования энергии на объектах бюджетной сферы и установки приборов учета дает значительную экономию бюджетных средств;
• растет понимание того, что экономия энергии может стать источником финансирования модернизации бюджетных зданий, поэтому все чаще предлагаются механизмы использования полученной и изъятой временно из бюджетного оборота экономии на продолжение работ по энергосбережению;
• многие механизмы стимулирования энергосбережения уже прописаны в нормативно-правовых документах, но отсутствие комплексности решения проблемы и изменений в бюджетном законодательстве не позволили реализовать их на практике;
• основная часть уже разработанных механизмов предполагает фиксацию и временное использование экономии на коммунальных платежах на цели стимулирования и финансирования продолжения работ по программам повышения энергоэффективности в бюджетной сфере;
• федеральное правительство не создало нормативно-правовой базы, позволяющей привлекать ресурсы частного сектора для обновления общественных зданий с расплатой из полученной экономии, а изменения в бюджетном процессе снизили заинтересованность муниципалитетов и частного сектора в реализации подобных схем;
• федеральное правительство после некоторого давления на субъекты РФ в плане установки приборов учета и лимитирования потребления коммунальных ресурсов, начиная с 2005 года, практически отказалось от их стимулирования к снижению потребления коммунальных ресурсов;
• годовой горизонт планирования бюджетных расходов затрудняет реализацию проектов с расплатой из полученной экономии;
• в последние годы стало сокращаться и прежде небольшое число энергосервисных компаний (ЭСКО), которые работают на основе перфоманс-контрактов на предоставление энергосервисных услуг, в том числе организациям бюджетной сферы;
• необходимо принять правовые акты, регулирующие вопросы перспективного финансового планирования и заключения долгосрочных контрактов (это может быть специальный закон о проведении мероприятий по ресурсосбережению бюджетными учреждениями или закон о бюджетном устройстве и бюджетной системе).
|