1. Введение
Лодочные моторы “Ветерок” отличаются неприхотливостью и простотой конструкции, позволяющими эксплуатировать их и выполнять мелкий ремонт лицам, имеющим самую минимальную техническую подготовку. Вместе с тем, для обеспечения надежной работы мотора в течение всего моторесурса необходимо грамотно и своевременно устранять неисправности, возникающие в процессе эксплуатации.
Данная инструкция рассчитана на квалифицированных специалистов, но может также использоваться владельцами, самостоятельно ремонтирующими свой мотор.
В инструкции содержатся сведения, необходимые для обеспечения правильного обслуживания и устранения неисправностей на лодочных моторах семейства “Ветерок”.
По конструкции моторы отличаются друг от друга незначительно, поэтому иллюстрации даны только для мотора “Ветерок 12” и “Ветерок 12Р”.
Материал инструкции расположен по разделам:
Введение
Общие сведения
Топливная система
Система зажигания
Двигатель
Привод гребного винта
Подвеска
Пусковой механизм
Окончательная сборка мотора
Перечень приспособлений и инструмента для ремонта подвесных лодочных моторов семейства “Ветерок”.
В таблице 5 даны возможные неисправности и причины их возникновения.
Способы устранения наиболее сложных неисправностей рассмотрены в каждом разделе.
Основные узлы и детали моторов приведены на рисунках 1 и 2.
2. Общие сведения
2.1 Технические данные моторов.
2.2 Таблица зазоров.
2.3 Карта смазки.
2.4 Таблица возможных неисправностей.
Технические данные моторов.
Таблица 1
|
«Ветерок-6; -8»
и его модификации
|
«Ветерок-9,9; -12»
и его модификации
|
Основные параметры и размеры.
|
|
1.Тип двигателя
|
двухтактный, карбюраторный, бензиновый
|
2.Число цилиндров
|
2
|
2
|
3. Рабочий объем цилиндров, см3
|
173
|
249
|
4. Диаметр цилиндров, мм
|
50
|
60
|
5. Ход поршня, мм
|
44
|
44
|
6. Степень сжатия действительная
|
7
|
6
|
7. Продувка цилиндров
|
Дефлекторная
|
8. Максимальная эффективная мощность на валу гребного винта после 10 часовой обкатки, замеренная в условиях стенда завода-изготовителя с подводом воды для охлаждения от водопроводной сети (без водяной помпы) и приведенная к стандартным исходным атмосферным условиям по ОСТ 37.004.004 , кВт (л.с.)
|
«Ветерок-6»
4,4 0,2 (6 0,3)
«Ветерок-8»
5,9 0,3 (8 0,4)
|
«Ветерок-9,9»
7,3 0,34 (9,9 0,4)
«Ветерок-12»
8,8 0,36 (12 0,5)
|
9. Частота вращения коленчатого вала, соответствующая максимальной мощности, мин-1
|
5000 200
|
5000 200
|
10. Частота вращения коленчатого вала на холостом ходу при включении гребного винта, мин-1
|
1400 200
|
1400 200
|
11. Оптимальный угол опережения зажигания в градусах поворота коленчатого вала до ВМТ
|
28
|
28
|
12. Часовой расход топлива при максимальной эффективной мощности, кг/ч, не более
|
«Ветерок-6»
2,5
«Ветерок-8»
3,2
|
«Ветерок-9,9»
3,9
«Ветерок-12»
5
|
13. Максимальный крутящий момент, (при частоте вращения коленчатого вала 3500 мин-1), Нм (кгсм)
|
«Ветерок-6»
10,30 (1,05)
«Ветерок-8»
11,23 (1,15)
|
«Ветерок-9,9»
15,5 (1,58)
«Ветерок-12»
17,55 (1,79)
|
14. Минимальный удельный расход топлива, г/кВтч (г/л.с. ч)
|
«Ветерок-6»
566 (417)
«Ветерок-8»
543 (400)
|
«Ветерок-9,9»
535 (394)
«Ветерок-12»
566 (417)
|
15.Система зажигания
|
от маховичного бесконтактного электронного магдино
|
Основание магдино
|
МБЭ-3 ТУ 37.316.020
МБЭ-4 ТУ 37.316.020
|
Трансформаторы
|
2112.3705 ТУ 37.003.880
|
16. Свечи зажигания
|
А11
|
А17В
|
|
ОСТ 37.003.081
|
допускается устанавливать
|
А14 ОСТ 37.003.081
|
17. Система освещения для питания сигнальных огней лодки
|
от магдино, мощность до 30 Вт при напряжении 12В
|
18. Карбюратор
|
«Ветерок-6; -8»
К33Б ОСТ 37.001.207
К492 49.1107010 ТУ
К49 49.1107010 ТУ
«Ветерок-8Р; -6Р»
К49 49.1107010 ТУ
К492 49.1107010 ТУ
|
«Ветерок-9,9; -12»
К33В ОСТ 37.001.207
К493 49.1107010 ТУ
К491 49.1107010 ТУ
«Ветерок-12Р; -9,9»
К491 49.1107010 ТУ
К493 49.1107010 ТУ
|
19. Насос топливный
|
диафрагменного типа, максимальная высота всасывания 0,7 м
|
20. Емкость топливного бака, л
|
14
|
14
|
21. Пусковое устройство
|
Ручной пусковой механизм с самоубирающимся шнуром
|
22. Смазка двигателя
|
Разбрызгиванием смеси топлива с маслом
|
23. Применяемое топливо
|
Бензин автомобильный А-76 ГОСТ 2084,
Другие низко октановые бензины
|
24. Применяемые масла:
для смазки двигателя
|
масло моторное М-8В1 ГОСТ 10541- ,
масло МГД-14М ТУ 38.101.930, масло М-12ТП ТУ 38.401.666,
другие моторные масла для двухтактных двигателей, отечественного и импортного производства
|
для смазки редуктора
|
масло автомобильное трансмиссионное ТАп-15В ГОСТ 23652 или другие трансмиссионные масла, летние, отечественного и импортного производства
|
25. Объемное соотношение топлива и масла в топливной смеси:
обкаточная смесь
рабочая смесь
|
|
М-8В1
16 : 1
33 : 1
|
МГД-14М
20 : 1
50 : 1
|
|
26. Охлаждение
|
забортной водой, подаваемой помпой коловратного типа
|
27. Направление вращения вала коленчатого при виде сверху
|
по часовой стрелке
|
Передаточное отношение редуктора
реверс - редуктора
|
13 : 21
13 : 25
|
29. Гребной винт,
диаметр х шаг, мм
|
«Ветерок-6; -8»
№1 190 х 202
№2 210 х 1601
«Ветерок-6Р; -8Р»
№1 216 х 210
№2 216 х 1702
|
«Ветерок-9,9; -12»
№1 210 х 225
«Ветерок-9,9Р; -12Р»
№1 222 х 240
№2 216 х2102
|
Примечание – 1,2 -винты поступают в торговую сеть;
2 -винтами комплектуются моторы «WIND»
|
30. Масса (без масла в редукторе и комплекта ЗИП), кг
|
«Ветерок-6; -8»
24,5
«Ветерок-6У; -8У»
25,0
«Ветерок-6Р; -8Р»
26,0
«Ветерок-6РУ; -8РУ»
26,5
|
«Ветерок-9,9; -12»
25,5
«Ветерок-9,9У; -12У»
26,0
«Ветерок-9,9Р; -12Р»
27,0
«Ветерок-9,9РУ; -12РУ»
27,5
|
Таблица зазоров и натягов.
Таблица 2
Наименование соединения
|
Величина зазора, мм
|
Ветерок 8
|
Ветерок 12
|
Поршень-цилиндр (по юбке)
|
0,08 – 0,14
|
0,1 – 0,16
|
Зазор в замке компрессионного кольца (кольцо в цилиндре)
|
0,15 – 0,35
|
0,25 – 0,45
|
Зазор между кольцом и канавкой (по высоте)
|
0,04 – 0,08
|
0,06 – 0,1
|
Поршень – поршневой палец
|
натяг 0 – 0,017
|
натяг 0–0,015
|
Поршневой палец – верхняя головка шатуна
|
0,012 – 0,029
|
0,016 – 0,039
|
Втулка гребного винта – горизонтальный вал
|
0,03 – 0,105
|
Основание панели – крышка картера
|
0,025 – 0,12
|
Картер – средняя опора
|
натяг 0,042 – 0,065
|
Крышка картера – картер
|
0 – 0,06
|
Шестерня пусковая – шкив
|
0,24 – 0,64
|
Шкив – подшипник шкива
|
0,24 – 0,64
|
Боковой зазор в зацеплении шестерен редуктора
|
0,16 – 0,28
|
Коленвал – подшипник 204
|
0,001 зазор – 0,03 натяг
|
Подшипник 204 – картер
|
0,007 зазор – 0,038 натяг
|
Подшипник 204 – крышка картера
|
0,007 зазор – 0,038 натяг
|
Подшипник 203 – проставка
|
0,032 зазор – 0,011 натяг
|
Подшипник 203 – ведущая шестерня
|
0,001 зазор – 0,027 натяг
|
Подшипник 7203 – ведущая шестерня
|
0,001 зазор – 0,027 натяг
|
Подшипник 7203 – проставка
|
0,032 зазор – 0,011 натяг
|
Подшипник 201 – вертикальный вал
|
0,009 зазор – 0,019 натяг
|
Подшипник 201 – стакан
|
0,021 зазор – 0,023натяг
|
Подшипник 201 – корпус редуктора
|
0,007 зазор – 0,038 натяг
|
Подшипник 201 – горизонтальный вал
|
0,025 зазор – 0,003 натяг
|
Подшипник 205 – ведомая шестерня
|
0 – 0,031 зазор
|
Подшипник 205 – корпус редуктора
|
0,047зазор – 0 натяг
|
Муфта ведущая – хвостовик ведущей шестерни
|
0,045 – 0,091
|
Муфта ведущая – вертикальный вал
|
0,025 зазор – 0,006 натяг
|
Крыльчатка – корпус помпы
|
натяг 0,3 – 0,6
|
Карта смазки.
Таблица 3
|
Место смазки
|
Вид смазки
|
Частота возобновления смазки
|
Пресная вода
|
Соленая вода
|
|
Основание магдино
|
УТ ГОСТ 1957-73
|
При каждой переборке, но не реже двух раз за сезон.
|
|
Вал коленчатый
|
УТ ГОСТ 1957-73
|
При каждой переборке, но не реже двух раз за сезон.
|
|
Вал вертикальный
|
Литол 24 ГОСТ 21150-87
|
При каждой переборке, но не реже двух раз за сезон.
|
|
Бензобак Резьба горловины и пробки
|
солидол Ж ГОСТ1033-79
масло МС-20 ГОСТ 21743-76
|
При каждой переборке, но не реже двух раз за сезон.
|
|
Редуктор
|
Трансмиссионная
|
Проверять уровень через каждые 10ч. работы.
При обкатке заменять через 50ч., в эксплуатации – через100ч.
|
|
Привод ручного управления газом
|
Консистентная
|
60 дней
|
30 дней
|
|
Резьба винтов крепления мотора, фиксатор откинутого положения мотора
|
Консистентная
|
60 дней
|
30 дней
|
|
Шарниры подвески
|
Автол, при переборках консистентная
|
60 дней
|
30 дней
|
|
Пусковой механизм
|
Консистентная
|
60 дней
|
30 дней
|
|
Посадочное место основания магнето
|
Консистентная тугоплавкая
|
При каждой переборке, но не реже двух раз за сезон.
|
Таблица возможных неисправностей.
Таблица 4
Причина неисправности
|
Способ устранения
|
Мотор не запускается
|
Нет топлива в карбюраторе
|
Если при подкачке топливо в карбюратор не поступает, проверить:
Правильность присоединения шлангов;
не засорен ли заборник топлива в топливном баке (отсоединить конец шланга от штуцера топливного бака, опустить его в отверстие заливочной горловины и прокачать топливо грушей);
исправен ли соединительный шланг (подкачивающая груша должна быть упругой при подкачке);
не засорены ли штуцер на кожухе, топливный насос и карбюратор (если при заливке топлива в диффузор карбюратора двигатель заводится, а затем останавливается).
Снять крышку поплавковой камеры, прочистить поплавковую камеру, отвернуть иглу главного жиклера, прочистить канал прокачкой топлива грушей или продувкой воздухом.
|
Разрегулирован карбюратор
|
Отрегулировать карбюратор. (См. раздел “Регулировка карбюратора”)
|
Свечи на дают искры (для проверки нужно вывернуть свечи, замкнуть корпуса свечей на “массу” и вытянуть шнур пускового механизма как при запуске, если магдино и свечи исправны, свечи должны искрить).
Лучше проверить искру, создав между концом высоковольтного провода и “массой” зазор 4-5 мм.
|
Очистить свечи от нагара и вытереть их насухо, установить правильный зазор между электродами. При поломке электрода или изолятора свечи – заменить свечу.
Проверить исправность свечей, трансформаторов, проводов и мест их соединения. Проверить наличие контакта выводов на “массу”. Если одна свеча искрит, а другая нет, можно перестановкой свечей, проводов к трансформаторам найти причину неисправности.
При неисправности основания магдино проверить его согласно разделу “Методика определения неисправностей в магдино”.
|
Свечи искрят, но мотор не запускается.
|
Проверить, не перепутаны ли провода к трансформаторам и к свечам. Проверить угол опережения зажигания (см. раздел “Регулировка системы зажигания”)
Уменьшить зазор между электродами свечей (до 0,6мм.).
|
В двигателе слишком много топлива – “пересос”, свечи забрызганы топливом.
|
Полностью открыть дроссельную заслонку карбюратора, вывернуть свечи и продуть цилиндры, проворачивая двигатель за шнур пускового механизма.
Свечи протереть насухо.
|
В поплавок карбюратора попало топливо.
|
Удалить из поплавка топливо, запаять место повреждения.
|
В топливной смеси слишком много масла. В карбюратор попало масло или вода.
|
Продуть цилиндры и проверить запуск на нормальной смеси. Заменить топливо.
|
Повреждены впускные пластинчатые клапаны.
|
Снять карбюратор и впускной патрубок. Вынуть клапанную перегородку. Осмотреть клапаны, сломанные заменить.
Клапаны должны прилегать к перегородке плотно или с зазором до 0,5 мм на конце клапана. Кривизна клапанов не допускается.
Перекрытие окон перегородки клапанами должно быть не менее 1 мм.
|
Попадание воды в цилиндры из-за нарушения уплотнений.
|
Заменить поврежденную прокладку головки блока, при необходимости зачистить или притереть уплотняемые поверхности.
|
Мотор запускается, но вскоре глохнет
|
Не отвернут винт на крышке топливного бака.
|
Отвернуть винт.
|
Не работает топливный насос. Для проверки запустить мотор и проверить работу мотора с ручной подкачкой. Если после прекращения ручной подкачки мотор глохнет, значит топливный насос неисправен.
|
Проверить целость диафрагмы и работу клапанов насоса. Клапаны должны пропускать топливо только в сторону карбюратора.
|
Топливная система засорена, в систему попала вода или масло, плохо перемешанное с бензином.
|
Промыть топливную систему бензином.
|
Мотор работает с перебоями
|
Не отрегулирован карбюратор (смесь слишком бедная или слишком богатая).
|
Отрегулировать карбюратор (см. раздел “Регулировка карбюратора”).
|
Бензин засорен или плохо перемешан с маслом. В бензин попала вода.
|
Промыть топливную систему. Заменить топливо.
|
Неисправно зажигание.
|
См. выше.
|
Поломка впускного клапана (признак – выбрасывание топливной смеси через карбюратор наружу).
|
Заменить клапан.
Поломанный клапан удалить из картера или продувочного канала блока.
При появлении выбоин на перегородке в месте поломки клапана их необходимо устранить притиркой всей поверхности.
|
Появление калильного зажигания (при полной загрузке), сопровождающегося самопроизвольным падением оборотов и “жесткой” работой мотора, по причине повышенного угла опережения зажигания, скопления нагара в цилиндрах, неудовлетворительного состояния свечей и обеднения топливной смеси.
|
Уменьшить несколько угол опережения зажигания поворотом рукоятки румпеля (в сторону малого газа), и зафиксировать крайнее положение основания магдино винтом C
(рис. 4.1), вывертывая его до 5 мм. от первоначального положения, почистить или заменить свечи, удалить нагар при очередных регламентных работах, отрегулировать карбюратор.
|
Не вытекает вода из контрольного отверстия
|
Мотор недостаточно погружен в воду (отверстие для забора воды при работающем моторе не погружено в воду).
|
Транец лодки слишком высок. Если нельзя понизить транец, необходимо применить промежуточную рамку, чтобы мотор сидел глубже.
|
Засорено контрольное отверстие. Засорены отверстия заборника воды. Негерметично уплотнение трубок подвода воды к помпе или картеру (помпа засасывает воздух). Износ крыльчатки помпы.
|
Прочистить контрольное отверстие и ответвления заборника. Проверить уплотнение, обеспечить герметичность. При неисправном уплотнении и изношенной крыльчатке следует сразу же после запуска включить на короткое время гребной винт.
|
Повреждена крыльчатка помпы, при переборке не поставлена шпонка крыльчатки.
|
Заменить крыльчатку. Поставить шпонку. При замене крыльчатку ставить так, чтобы ее лопасти были направлены против часовой стрелки, если смотреть сверху.
Для замены крыльчатки нужно снять двигатель, расшплинтовать тягу 24 (рис. 3), вывести конец тяги из отверстия в рычаге 22, снять кольцо 2 и шайбу 3 с водяной трубки (рис. 10). Отвернув четыре болта крепления проставки, снять подводную часть. Вывернуть тягу 24, предварительно сделав метку на вертикальном валу против конца тяги (для удобства последующей сборки).
Отвернуть четыре винта и снять корпус помпы.
|
Пробита прокладка головки блока цилиндров.
|
Заменить прокладку.
|
Мотор стучит
|
Не завернута гайка маховика
|
Мотор необходимо остановить, затянуть гайку.
|
Мотор перегрет
|
Неисправна система охлаждения
|
Детонационные стуки в двигателе
|
Применять топливо по инструкции.
Очистить цилиндры, головку, поршни и свечи от нагара.
|
Треск в муфте переключения.
|
Отрегулировать муфту переключения (см. ниже).
|
Мотор работает, но лодка не движется.
|
Срезан штифт гребного винта.
|
Поставить запасной.
|
Неисправен механизм переключения муфты холостого хода. Не включается муфта переключения.
|
Отрегулировать положение муфты переключения следующим образом: ослабить винты ограничителя ручки переключения, перевести ручку в сторону положения “ход” и, отжимая ее до отказа, повернуть коленчатый вал на 0,5-1оборот. Совместить левый паз ограничителя с нижним концом ручки и закрепить ограничитель. При необходимости вывернуть или ввернуть тягу, сняв предварительно двигатель.
|
Провернулся демпфер гребного винта.
|
Заменить демпфер.
|
На винт намотались водоросли.
|
Очистить винт.
|
Отказ в работе пускового механизма.
|
Шестерня не входит в зацепление с маховиком.
|
Снять и подогнуть внутрь тормозную пружину шестерни, чтобы она проворачивалась с некоторым трением.
|
Не втягивается шнур.
|
Попала грязь в подшипники пускового механизма. Прочистить и смазать. Смазать тормозную пружину.
Устранить перекос подшипников. Винты крепления подшипников сильно не затягивать.
|
|