-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
Приложение к письму Федерального казначейства
от «___»_________2016 г.
№_________
|
Обзор проблемных вопросов, возникающих в деятельности отделов внутреннего контроля и внутреннего аудита территориальных органов Федерального казначейства
№№
п\п
|
Вопрос (в редакции территориального органа
Федерального казначейства)
|
Позиция УВК(А)иОЭД
|
Вопросы, возникающие при осуществлении территориальными органами Федерального казначейства (далее – ТОФК), внутреннего контроля и внутреннего аудита в соответствии со Стандартами внутреннего контроля и внутреннего аудита Федерального казначейства, применяемыми контрольно-аудиторскими подразделениями при осуществлении ими контрольной и аудиторской деятельности, утвержденными приказом Федерального казначейства от 31 марта 2016 г. № 73 (с изменениями, внесенными приказом Федерального казначейства от 12 июля 2016 г. № 253) (далее – Стандарты)
|
1
|
В соответствии с требованиями Стандарта № 5 в целях составления Плана контрольно-аудиторское подразделение территориального органа Федерального казначейства обязано провести предварительный анализ данных об объектах проверки.
Следует ли результаты предварительного анализа оформлять документально?
|
В соответствии с требованиями пункта 1.5 раздела III Стандарта № 5 Стандартов контрольно-аудиторское подразделение ТОФК, ФКУ «ЦОКР» обязано проводить предварительный анализ данных об объектах проверки, в том числе о результатах осуществления внутреннего контроля за период, подлежащий проверке, а также о результатах проведения в отношении объектов проверки контрольных мероприятий контрольно-надзорными органами, в том числе Счетной палатой Российской Федерации (далее – предварительный анализ). По результатам проведения предварительного анализа контрольно-аудиторским подразделением осуществляется формирование годового плана внутреннего контроля и внутреннего аудита на очередной календарный год (далее – План).
Таким образом, результаты предварительного анализа оформлять иными документами не надо.
|
2
|
Имеет ли право руководитель ТОФК принять решение об изменении Плана проверок на очередной год путем исключения проверки из Плана, утвержденного не позднее 1 июля года, предшествующего очередному году, при наличии объективных причин, возникших с момента его утверждения (изменение кадрового состава ОВКиА, наделение ОВКиА новыми функциями и т.п.), при условии соблюдения требований Стандартов о периодичности проведения проверок?
|
В соответствии с пунктом 1.9 раздела III Стандарта № 5 Стандартов изменения в План вносятся на основании решения руководителя ТОФК, ФКУ «ЦОКР» (иного уполномоченного лица) об изменении информации, подлежащей отображению в Плане, в том числе в связи с изменением перечня объектов проверки, путем утверждения новой редакции указанного документа.
Учитывая изложенное, при наличии объективных причин внесение изменений в План, в том числе путем исключения проверки из Плана, возможно при условии соблюдения требования о периодичности проведения проверок, установленного пунктом 1.4 раздела III Стандарта № 5 Стандартов.
|
3
|
Можно включать проверяемый период в «(проверяемое направление деятельности объекта(ов) проверки (вопросы Программы проверки)» (для формы «Справка по результатам проверки деятельности объекта проверки»), в «тему проверки» (для формы «Акт проверки») или необходимость указывать в данных формах проверяемый период отсутствует?
|
В формах документов «Справка по результатам проверки деятельности объекта проверки» (приложение № 23 к Стандартам) (далее – Справка) и «Акт проверки» (приложение № 25 к Стандартам) (далее – Акт) предусмотрена строка:
«в соответствии с Программой проверки_____», в которой в соответствии с требованиями Стандартов должны указываться реквизиты программы проверки.
К реквизитам программы проверки относятся ее наименование (заголовочная часть) и дата утверждения.
Согласно пункту 2.3.2 раздела III Стандарта № 5 Стандартов заголовочная часть программы проверки должна содержать указание на полное наименование объекта проверки и проверяемый период.
Таким образом, Стандартом № 5 установлено требование по указанию проверяемого периода в Справке и Акте по строке, предусматривающей указание реквизитов программы проверки.
|
4
|
При наступлении события - предоставление документов или направление Запроса-требования, необходимо ли проставить подпись, дату и время в отметке в гр. 3 формы Запрос-требования?
|
В соответствии с пунктом 3.2.6 раздела III Стандарта № 5 Стандартов при проведении проверки руководителем контрольно-аудиторской группы (ответственным работником), членом контрольно-аудиторской группы в рамках возложенных полномочий направляется (при необходимости) руководителю объекта проверки (иному уполномоченному лицу) запрос-требование на представление документов, копий баз данных ППО, доступа к иным информационным ресурсам по форме согласно приложению № 22 к Стандартам (далее – Запрос-требование).
Указаниями по заполнению формы «Запрос-требование на представление документов» (приложение № 22 к Стандартам) установлены обязательные к исполнению требования по заполнению данной формы, а именно:
в графе 3 формы проставляются подпись члена контрольно-аудиторской группы; дата, время направления запроса-требования на представление документов, копий баз данных ППО, доступа к иным информационным ресурсам (пункт 5 данных Указаний);
в графе 4 формы проставляются подпись уполномоченного лица объекта проверки, представившего документы; дата, время представления документов (пункт 6 данных Указаний).
Учитывая изложенное, выполнение установленных требований Стандартов является обязательным.
|
5
|
Факт невыполнения объектом проверки предложений (рекомендаций), сформулированных по результатам предыдущих проверок, необходимо отражать в Справке в виде информации или оформить как нарушение (недостаток)?
|
Пунктом 4.1.3 раздела III Стандарта № 5 Стандартов установлено, что для подтверждения нарушений (недостатков), выявленных в ходе проверки, необходимо приложить к Справке копии соответствующих заверенных документов, и (или) справочные (аналитические) таблицы, подписанные членами контрольно-аудиторской группы, осуществлявшими проверку по соответствующему направлению деятельности (вопросу Программы проверки), и, при необходимости, уполномоченными должностными лицами объекта проверки.
В соответствии с пунктом 6.4 раздела III Стандарта № 5 Стандартов по результатам рассмотрения Отчета о результатах проверки (далее – Отчет), протокола заседания Контрольного совета ТОФК, ФКУ «ЦОКР» руководителем ТОФК (иным уполномоченным лицом), директором ФКУ «ЦОКР» (иным уполномоченным лицом), назначившим проверку, в адрес объекта проверки направляется информационное письмо, содержащее сведения о необходимости устранения выявленных нарушений (недостатков) (далее – Указание).
Учитывая изложенное, в случае невыполнения объектом проверки предложений (рекомендаций), содержащихся в Указании, указанный факт отражается в Справке в виде нарушения (недостатка).
|
6
|
Следует ли включать в Указания объекту проверки информацию и рекомендации о необходимости устранения нарушений (недостатков), допущенных не объектом проверки, и правильным ли будет направление Указаний о необходимости устранения нарушений (недостатков) структурному подразделению (не объекту проверки), которым фактически были допущены эти нарушения, с последующей организацией контроля за их устранением?
|
Пунктами 4.1.3, 4.2.6, 5.3 раздела III Стандарта № 5 Стандартов предусмотрена возможность отражения в Справке, Акте и Отчете информации о нарушениях (недостатках), выявленных при осуществлении проверки объекта проверки, допущенных не объектом проверки.
В соответствии с пунктом 6.4 раздела III Стандарта № 5 Стандартов по результатам рассмотрения Отчета (протокола заседания Контрольного совета ТОФК, ФКУ «ЦОКР») руководителем ТОФК (иным уполномоченным лицом), директором ФКУ «ЦОКР» (иным уполномоченным лицом), назначившего проверку, в адрес объекта проверки направляется Указание.
Пунктом 6.5 раздела III Стандарта № 5 Стандартов определены требования к содержанию Указания. В соответствии с данными требованиями информация, которая должна содержаться в Указании, касается исключительно объекта проверки.
Таким образом, в Указание, направленное руководителем ТОФК, ФКУ «ЦОКР» в адрес объекта проверки, не включается информация о нарушениях (недостатках), допущенных не объектом проверки.
|
7
|
Каков дальнейший механизм реализации выявленных при осуществлении контрольного мероприятия в объекте проверки нарушений и недостатков, допущенных не объектом проверки и отраженных в пункте 8 Отчета о результатах проверки (приложение № 26 к Стандартам)?
|
В соответствии с пунктом 5.12 раздела V Стандарта № 6 Стандартов протокол заседания Контрольного совета ТОФК, ФКУ «ЦОКР» должен содержать, в частности, перечень нарушений (недостатков), выявленных при осуществлении проверки объекта проверки, допущенных не объектом проверки, в отношении которых Контрольным советом ТОФК, ФКУ «ЦОКР» (далее – Контрольный совет) принято решение о включении в протокол заседания Контрольного совета, а также решения Контрольного совета по поручениям должностным лицам и структурным подразделениям ТОФК, ФКУ «ЦОКР».
Таким образом, в случае рассмотрения на заседании Контрольного совета информации по выявленным при осуществлении проверки объекта проверки нарушений, допущенных не объектом проверки, протокол заседания Контрольного совета должен содержать соответствующие решения, в том числе предложения по поручениям должностным лицам структурных подразделений ТОФК, ФКУ «ЦОКР», допустивших указанные нарушения.
Решения в отношении таких должностных лиц, содержащиеся в протоколе заседания Контрольного совета, доводятся до должностных лиц структурных подразделений, не являющихся объектами проверки, для исполнения в установленном в ТОФК, ФКУ «ЦОКР» порядке.
|
8
|
Каким образом информацию о нарушениях, выявленных при осуществлении проверки объекта проверки, допущенные не объектом проверки, отражать в ППО AudPan по соответствующей проверке, если при разнесении результатов проверки указывается конкретный приказ на проверку и конкретное структурное подразделение, проверяемое в соответствии с данным приказом? Можно ли добавить произвольно то структурное подразделение, которое в данном случае не является объектом проверки, но по которому выявлены нарушения и зафиксированы в Справке, Акте, Отчете в соответствии с вышеуказанными пунктами?
|
Отчетность о работе контрольно-аудиторских подразделений ТОФК, ФКУ «ЦОКР» ежеквартально представляется в Федеральное казначейство по формам отчетности, установленным приказом Федерального казначейства от 3 октября 2013 г. № 224 «Об установлении форм и сроков представления отчетности о работе контрольно-аудиторских подразделений территориальных органов Федерального казначейства» (далее – приказ Федерального казначейства № 224).
Порядком заполнения установленных форм отчетности о работе контрольно-аудиторских подразделений территориальных органов Федерального казначейства (приложение № 4 к приказу Федерального казначейства № 224) не предусмотрено включение в Отчет о проведенных мероприятиях внутреннего контроля (аудита) (ф. 0531501) и в Сведения о результатах проведения внутреннего контроля (аудита) в структурных подразделениях Федерального казначейства (ф.0531503) информации о нарушениях (недостатках), выявленных при осуществлении проверки объекта проверки, допущенных не объектом проверки.
Соответственно в ППО AudPan не представляется возможным добавление информации о структурном подразделении, которое не является объектом проверки, но по которому выявлены нарушения и зафиксированы в Справке, Акте, Отчете.
|
9
|
Какими критериями следует руководствоваться при указании сведений о значимых казначейских рисках, учитывая количественное измерение значимости риска указанное в Классификаторе внутренних рисков?
|
В соответствии с пунктами 4.1.3, 4.2.6 раздела III
Стандарта № 5 Стандартов в Справке и в Акте излагается информация о значимых казначейских рисках (в том числе бюджетных), а также предложения и рекомендации по принятию мер по их минимизации.
Приказами Федерального казначейства от 28 декабря
2015 г. № 376, № 380 утверждены классификаторы внутренних (операционных) рисков по направлениям деятельности территориальных органов Федерального казначейства (далее – Классификатор(ы) рисков), действующие с 1 января 2016 года.
Классификаторы рисков содержат информацию о значимости (0,5; 0,8; 1,0 единиц) каждого внутреннего (операционного) казначейского риска. Указанная в Классификаторах рисков информация о внутренних (операционных) казначейских рисках должна быть использована ТОФК, ФКУ «ЦОКР» при самостоятельном формировании информации о значимых казначейских рисках в процессе составления Справки, Акта.
|
10
|
Будет ли являться нарушением, если руководитель объекта проверки (иное уполномоченное лицо) ознакомится со Справкой ранее указанного пунктом 4.1.4 раздела III Стандарта № 5 времени?
|
В соответствии с пунктом 4.1.4 раздела III Стандарта № 5 Стандартов Справка передается для ознакомления под роспись руководителю объекта проверки (иному уполномоченному лицу) на срок, установленный руководителем контрольно-аудиторской группы, но не менее чем на 5 часов (в пределах рабочего времени).
Если руководителю объекта проверки (иному уполномоченному лицу) было предоставлено не менее 5 часов (в пределах рабочего времени) для ознакомления со Справкой, при этом фактически время ознакомления составило менее
5 часов, то данный факт не может являться нарушением вышеуказанных требований Стандарта № 5 Стандартов.
|
11
|
Необходимо ли направлять Справку руководителю контрольно-аудиторской группы посредством электронной почты ЗКВС, если проверка проводится по нескольким направлениям деятельности сотрудниками ОВКиА, находящимися территориально в одном здании, или же достаточно передать ее на бумажном носителе?
|
В соответствии с пунктом 4.1.6 раздела III Стандарта № 5 Стандартов в случае проведения камеральной проверки, либо комбинированной проверки (если камеральный этап проверки следует за выездным), скан-копия Справки, подписанной членом контрольно-аудиторской группы, ответственным за ее оформление, передается руководителю контрольно-аудиторской группы посредством электронной почты ЗКВС на выделенный адрес с уведомлением о доставке и прочтении сообщения получателем.
Согласно пункту 4.1.4 раздела III Стандарта № 5 Стандартов в случае проведения камеральной проверки объекта проверки, находящегося с членами контрольно-аудиторской группы в одном здании (в шаговой доступности), подписание и представление материалов проверки осуществляется в порядке, предусмотренном для выездной проверки.
Учитывая изложенное, в случае нахождения при осуществлении контрольного мероприятия членов контрольно-аудиторской группы в одном здании (в шаговой доступности), передача Справки членами контрольно-аудиторской группы руководителю контрольно-аудиторской группы может осуществляться на бумажном носителе.
|
12
|
Каким образом члены контрольно-аудиторской группы должны визировать Акт? Подразумевается визирование как подписание документа или, в соответствии с требованиями пункта 3.2.14 Инструкции по делопроизводству в территориальных органах Федерального казначейства, утвержденной приказом Федерального казначейства от 27 мая 2011 г. № 206, визы проставляются на оборотной стороне последнего листа документа?
Как оформить визирование Акта проверки членами контрольно-аудиторской группы, принимавшими участие в проверке, если в приложении № 25 не предусмотрено визирование членами контрольно-аудиторской группы?
|
В соответствии с пунктом 4.2.10 раздела III Стандарта № 5 Стандартов каждый экземпляр Акта подписывается руководителем контрольно-аудиторской группы (ответственным работником), при этом в случае, если руководителем контрольно-аудиторской группы принято решение об отсутствии необходимости в составлении Справок, Акт визируется всеми членами контрольно-аудиторской группы, принимавшими участие в проверке, с указанием разделов (вопросов Программы проверки), ответственными за проверку которых являлись соответствующие члены контрольно-аудиторской группы.
Визирование Акта осуществляется с соблюдением требований пункта 3.2.14 Инструкции по делопроизводству в территориальных органах Федерального казначейства, утвержденной приказом Федерального казначейства от 27 мая 2011 г. № 206, с проставлением всеми членами контрольно-аудиторской группы, принимавшими участие в проверке, своей подписи с ее расшифровкой (инициалы, фамилия) и наименования замещаемой должности.
|
13
|
В соответствии с требованиями подпункта 4.2.10 пункта 4.2 «Оформление акта проверки» подраздела 4 «Оформление результатов проверки» раздела III Стандарта № 5 в случае, если руководителем контрольно-аудиторской группы при проведении выездной проверки либо комбинированной проверки (если выездной этап следует за камеральным) принято решение об отсутствии необходимости в составлении Справок, Акт визируется всеми членами контрольно-аудиторской группы, принимавшими участие в проверке с указанием разделов (вопросов Программы проверки), ответственными за проверку которых являлись соответствующие члены контрольно-аудиторской группы.
Следует ли из вышесказанного, что в приказе о назначении проверки окончание срока проверки для всех участников контрольно-аудиторской группы должно быть единым?
|
Согласно пункту 4.2.3 раздела III Стандарта № 5 Стандартов сроком проведения проверки, указанным в Акте, является период с даты начала проведения проверки по дату окончания проверки включительно в соответствии с приказом о назначении проверки.
Учитывая изложенное, срок проведения проверки является единым для всех его участников.
В том случае, если привлечение к проверке отдельных участников контрольно-аудиторской группы планируется на срок менее срока проведения проверки, в приказе о назначении проверки допускается указание сроков проведения проверки по отдельным вопросам программы проверки, продолжительность которых меньше срока, установленного для проведения проверки в целом.
|
14
|
Должно ли Указание содержать предложения и рекомендации по устранению выявленных нарушений (недостатков), принятию мер, направленных на минимизацию казначейских рисков, в том числе бюджетных, по внесению изменений в карты внутреннего контроля объекта проверки?
|
В соответствии с пунктом 6.1 раздела III Стандарта № 5 Стандартов результаты проверки содержатся:
в Отчете (в случае принятия решения об отсутствии необходимости рассмотрения материалов проверки Контрольным советом ТОФК, ФК «ЦОКР»);
в протоколе заседания Контрольного совета ТОФК, ФКУ «ЦОКР» (в случае принятия решения о необходимости рассмотрения материалов проверки Контрольным советом ТОФК, ФКУ «ЦОКР»).
В соответствии с пунктом 5.3 раздела III Стандарта № 5 Стандартов в Отчет должны быть включены предложения и рекомендации по устранению выявленных нарушений (недостатков), принятию мер, направленных на минимизацию казначейских рисков, в том числе бюджетных, по внесению изменений в карты внутреннего контроля объекта проверки.
Согласно пункту 6.4 раздела III Стандарта № 5 Стандартов по результатам рассмотрения Отчета (протокола заседания Контрольного совета ТОФК, ФКУ «ЦОКР») руководителем ТОФК (иным уполномоченным лицом), директором ФКУ «ЦОКР» (иным уполномоченным лицом), назначившего проверку, в адрес объекта проверки направляется Указание.
В этой связи Указание должно содержать предложения и рекомендации по устранению выявленных нарушений (недостатков), принятию мер, направленных на минимизацию казначейских рисков, в том числе бюджетных, по внесению изменений в карты внутреннего контроля объекта проверки в случае наличия таких предложений и рекомендаций в Отчете или протоколе заседания Контрольного совета ТОФК, ФКУ «ЦОКР».
|
15
|
В случае принятия решения руководителем ТОФК (иным уполномоченным лицом), назначившим проверку, по результатам рассмотрения Отчета о результатах проверки, о необходимости рассмотрения результатов проверки на заседании Контрольного совета ТОФК, в какой срок следует направлять объекту проверки Указание и с какого события исчислять срок?
|
Пунктом 6.6 раздела III Стандарта № 5 Стандартов установлено, что Указание направляется объекту проверки в течение трех рабочих дней с даты принятия руководителем ТОФК, ФКУ «ЦОКР» (иным уполномоченным лицом) решения, предусмотренного пунктом 6.3 Стандарта № 5.
Пунктом 6.3 раздела III Стандарта № 5 Стандартов установлен перечень решений, которые руководитель ТОФК, ФКУ «ЦОКР» (иное уполномоченное лицо) (далее – Руководитель) вправе принять по результатам рассмотрения Отчета, в том числе решения о необходимости рассмотрения результатов проверки на заседании Контрольного совета ТОФК, ФКУ «ЦОКР».
В этой связи:
1. В случае принятия Руководителем решения без рассмотрения материалов проверки на заседании Контрольного совета Указание направляется объекту проверки в течение трех рабочих дней с даты принятия Руководителем такого решения;
2. В случае принятия Руководителем решения о рассмотрении материалов проверки на заседании Контрольного совета Указание направляется объекту проверки в течение трех рабочих дней с даты подписания протокола заседания Контрольного совета ТОФК, ФКУ «ЦОКР».
|
16
|
Целесообразно ли отделу внутреннего контроля и аудита Управления планировать и осуществлять контрольные и аудиторские мероприятия в отношении функциональной деятельности структурных подразделений, осуществляющих функции внутреннего государственного финансового контроля? Если проведение проверок целесообразно, то обязательно ли включение контрольных мероприятий в указанных отделах в Годовой план внутреннего контроля и внутреннего аудита Управления на 2017 год?
|
Стандарт № 5 Стандартов разработан для использования контрольно-аудиторскими подразделениями ТОФК, ФКУ «ЦОКР» при организации и проведении проверок в отношении исполнения функций и осуществления полномочий в установленной сфере деятельности в структурных подразделениях ТОФК, ФКУ «ЦОКР».
Проверки в отношении структурных подразделений ТОФК, ФКУ «ЦОКР» осуществляются в соответствии с Планом.
Учитывая, что структурные подразделения, выполняющие функции по осуществлению внутреннего государственного финансового контроля, являются структурными подразделениями ТОФК, ФКУ «ЦОКР», включение проверок в отношении их деятельности в План на 2017 год и в дальнейшем представляется необходимым.
|
17
|
Как должны оформляться (в какой форме и в каком разделе) в Акте проверок, проведенных ОВКиА, нарушения (недостатки), выявленные и зафиксированные структурным подразделением самостоятельно, а не в ходе проведения ОВКиА плановой (внеплановой) проверки?
|
Нарушения (недостатки), выявленные в деятельности структурного подразделения самим структурным подразделением, включаются в Акт, если установленное нарушение (недостаток) выявлено проверяющим и допущено в проверяемом периоде. При этом в Акте указывается информация о том, что нарушение (недостаток) установлено самим структурным подразделением ТОФК, ФКУ «ЦОКР».
Информация о таком нарушении (недостатке) отражается
в том разделе Акта, который содержит информацию о соответствующих нарушениях (недостатках).
|
18
|
Необходимо ли регистрировать программу проверки в ППО АСД Ландокс, в журнале «Проекты внутриведомственной корреспонденции»?
|
В соответствии с пунктом 2.3.3 раздела III Стандарта № 5 Стандартов Программа проверки утверждается руководителем ТОФК, директором ФКУ «ЦОКР» (иным уполномоченным лицом) на бумажном носителе. Регистрация проекта Программы проверки в ППО АСД «Ландокс» представляется нецелесообразной.
|
|
|