1 Цели и задачи преддипломной практики
Целью преддипломной практики является выполнение выпускной квалификационной работы в форме магистерской диссертации.
Задачи преддипломной практики состоят в следующем:
составление технического задания;
анализ вариантов решения проблемы;
планирование реализации проекта;
оценка технико-экономической эффективности принимаемых решений.
2 Перечень планируемых результатов прохождения практики, соотнесенных с планируемыми результатами освоения образовательной программы магистратуры
В результате прохождения преддипломной практики обучающийся должен обладать следующими профессиональными компетенциями.
Код
|
Содержание компетенции
|
Приобретаемые в рамках компетенции знания, умения и навыки
|
ПК-10
|
способность управлять проектами разработки объектов профессиональной деятельности
|
знать: методы выбора и оптимизации проектных решений;
уметь: контролировать состояние проекта (т.е. обладать актуальной, полной и непротиворечивой информацией о ходе реализации проекта, проблемных зонах, потенциальных рисках и возможностях, а также о ключевых параметрах проекта – сроках, стоимости и выполнении содержания)
владеть: навыками прогнозирования последствий принимаемых решений, нахождения компромиссных решений в условиях многокритериальности и неопределенности.
|
ПК-11
|
способность осуществлять технико-экономическое обоснование проектов
|
Знать: экономические вопросы организации системы производства, передачи и распределения энергии в условиях реформирования отрасли в области эффективного использования основного и оборотного капитала энергокомпаний.
Уметь: разрабатывать и составлять бизнес-план и резюме проекта; оценивать стоимость проектных работ; рассчитывать тариф на электроэнергию
Владеть: основными методами экономической оценки проектов; основами бизнес-планирования инвестиционных проектов
|
3 Место преддипломной практики в структуре ООП магистратуры
Преддипломная практика входит в раздел Б2.П «Производственная практика» основной образовательной программы по направлению 13.04.02 Электроэнергетика и электротехника программа «Электротехнические комплексы и системы» и относится к вариативной части. Проводится на 2 курсе в 4 семестре.
Форма проведения практики – дискретная.
Продолжительность практики – 17 недель.
Общая трудоемкость – 25,5 зачётные единицы (918 часов).
Преддипломная практика проводится для выполнения выпускной квалификационной работы, является неотъемлемой частью учебного процесса и базируется на знаниях, умениях и навыках, полученных при изучении теоретических дисциплин программы магистратуры и прохождении учебной практики, производственной практики по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности, выполнении НИР.
4 Содержание преддипломной практики
Конкретное содержание преддипломной практики зависит от темы магистерской диссертации и отражается в задании, составленном научным руководителем (Приложение 1).
5 Формы отчетности по преддипломной практике
Форма промежуточной аттестации - зачет с оценкой.
По окончании преддипломной практики магистрант обязан представить на кафедру следующие документы, подписанные участниками процесса:
задание на ВКР (Приложение 1);
отчет о практике;
отзыв-характеристику от руководителя практики от организации (Приложение 3).
Практика оценивается руководителем на основе отчёта, составляемого магистрантом. Отчёт о прохождении практики должен включать следующие структурные элементы:
1) титульный лист (Приложение 2);
2) задание на ВКР;
3) основная часть, содержащая:
краткое описание предприятия - места прохождения преддипломной практики;
материалы, собранные в соответствии с заданием на ВКР;
перечень основных работ и заданий, выполненных в процессе практики.
4) список использованных источников;
Отчет о преддипломной практике оформляется в соответствии с установленными требованиями (Приложение 4).
6 Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
6.1 Перечень компетенций с указанием этапов их формирования в процессе освоения образовательной программы
ПК-10
|
способность управлять проектами разработки объектов профессиональной деятельности
|
ПК-11
|
способность осуществлять технико-экономическое обоснование проектов
|
Указанные компетенции формируются в ходе следующих этапов:
информационного (объяснительного), представленного лекциями с использованием мультимедийных технологий изложения материала, направленного на получение базовых знаний по дисциплине;
аналитико-синтетического, или деятельностного, представленного лабораторными занятиями в форме экспериментальных работ с обсуждением полученных результатов, самостоятельной работой студентов над учебным материалом, в том числе в ходе занятий в интерактивной форме, направленного на формирование основной части знаний, умений и навыков, способности самостоятельного решения профессиональных задач в сфере заявленных компетенций;
оценочного, представленного текущим контролем в форме тестирования, а также промежуточной аттестацией по дисциплине или практике.
6.2 Описание показателей и критериев оценивания компетенций на различных этапах их формирования, описание шкал оценивания
ПК-10. Способность управлять проектами разработки объектов профессиональной деятельности
Практика как этап формирования компетенции в рамках образовательной программы
|
Уровень формирования компетенций
|
базовый
|
повышенный
|
высокий
|
Преддипломная практика
|
знать: теоретические и методические основы системы управления проектами.
уметь: пользоваться инструментарием планирования и контроля хода выполнения проекта; моделирования проектов с применением программных средств.
владеть: навыками управления простыми проектами разработки объектов профессиональной деятельности.
|
знать: теоретические и методические основы системы управления проектами, а также организационные формы управления проектами и методами их разработки.
уметь: пользоваться инструментарием планирования и контроля хода выполнения проекта; навыками исследовательской и творческой работы, моделирования проектов с применением программных средств.
владеть: методическими подходами к принятию решений по выработке концепции проекта, его структуризации и оценке.
|
знать: историю развития методов управления проектами, научные, теоретические и методические основы системы управления проектами, а также организационные формы управления проектами и методами их разработки.
уметь: пользоваться инструментарием планирования и контроля хода выполнения проекта; навыками исследовательской и творческой работы, моделирования проектов с применением программных средств.
владеть: методическими подходами к принятию решений по выработке концепции проекта, его структуризации и оценке, навыками управления проектами простых объектов профессиональной деятельности..
|
ПК-11 способность осуществлять технико-экономическое обоснование проектов
Практика как этап формирования компетенции в рамках образовательной программы
|
Уровень формирования компетенций
|
базовый
|
повышенный
|
высокий
|
Преддипломная практика
|
Знать: экономические вопросы организации системы производства, передачи и распределения энергии.
Уметь: оценивать стоимость проектных работ; рассчитывать тарифа на электроэнергию.
Владеть: основными методами экономической оценки проектов.
|
Знать: экономические вопросы организации системы производства, передачи и распределения энергии в условиях реформирования отрасли в области эффективного использования основного и оборотного капитала энергокомпаний.
Уметь: разрабатывать и составлять бизнес-план и резюме проекта; оценивать стоимость проектных работ; рассчитывать тарифа на электроэнергию.
Владеть: основными методами экономической оценки проектов; основами бизнес-планирования инвестиционных проектов.
|
Знать: организационную структуру управления отраслью и энергокомпаниями; экономические вопросы организации системы производства, передачи и распределения энергии в условиях реформирования отрасли в области эффективного использования основного и оборотного капитала энергокомпаний.
Уметь: разрабатывать и составлять бизнес-план и резюме проекта; оценивать стоимость проектных работ; рассчитывать тарифа на электроэнергию.
Владеть: основными методами экономической оценки проектов; основами бизнес-планирования инвестиционных проектов.
|
Шкала оценивания сформированных компетенций
Показателями и критериями оценки знаний, определенных требованиями к результатам обучения при прохождении практики, демонстрируемых студентом в ходе текущей и промежуточной аттестации, являются:
оценки «отлично» заслуживает студент, обнаруживший полные и глубоко обоснованные знания;
оценки «хорошо» заслуживает студент, обнаруживший достаточные, полные и обоснованные знания;
оценки «удовлетворительно» заслуживает студент, обнаруживший недостаточно полные и обоснованные знания;
оценка «неудовлетворительно» выставляется студенту, обнаружившему не полные и не обоснованные знания.
Показателями и критериями оценки умений и навыков, определенных требованиями к результатам обучения при прохождении практики, демонстрируемых студентом в ходе текущей и промежуточной аттестации, являются:
оценки «отлично» заслуживает студент, обнаруживающих уверенные умения и навыки;
оценки «хорошо» заслуживает студент, обнаруживший недостаточно уверенные умения и навыки;
оценки «удовлетворительно» заслуживает студент, обнаруживший неуверенные умения и навыки;
оценка «неудовлетворительно» выставляется студенту, у которого умения и навыки отсутствуют.
При определении уровня экзаменационной оценки по практике используются следующие критерии:
оценки «отлично» заслуживает студент, обнаруживший всестороннее, систематическое и глубокое знание учебно-программного материала, умение свободно выполнять задания, предусмотренные программой, усвоивший основную образовательную программу, и знакомый с дополнительной литературой, рекомендованной программой. Как правило, оценка «отлично» выставляется студентам, усвоившим взаимосвязь основных понятий дисциплины в их значении для приобретаемой профессии, проявившим творческие способности в понимании, изложении и использовании учебно-программного материала;
оценки «хорошо» заслуживает студент, обнаруживший полное знание учебно-программного материала, успешно выполняющий предусмотренные в программе задания, усвоивший основную литературу, рекомендованную в программе. Как правило, оценка «хорошо» выставляется студентам, показавшим систематический характер знаний по дисциплине и способным к их самостоятельному пополнению и обновлению в ходе дальнейшей учебы и профессиональной деятельности;
оценки «удовлетворительно» заслуживает студент, обнаруживший знание основного учебно-программного материала в объеме, необходимом для дальнейшей учебы и предстоящей работы по профессии, справляющийся с выполнением заданий, предусмотренных программой, знакомый с основной литературой, рекомендованной программой. Как правило, оценка «удовлетворительно» выставляется студентам, допустившим ошибки в ответе на экзамене и при выполнении экзаменационных заданий, но обладающим необходимыми знаниями для их исправления под руководством преподавателя;
оценка «неудовлетворительно» выставляется студенту, обнаружившему пробелы в знаниях основного учебно-программного материала, допустившему принципиальные ошибки в выполнении предусмотренных программой заданий. Как правило, оценка «неудовлетворительно» ставится студентам, которые не могут продолжить обучение или приступить к профессиональной деятельности по окончании вуза без дополнительных занятий по соответствующей дисциплине.
Форма промежуточной аттестации: зачёт с оценкой в 4 семестре.
6.3 Типовые контрольные задания или иные материалы, необходимые для оценки результатов освоения образовательной программы
Примерные контрольные вопросы:
методы выбора и оптимизации проектных решений;
теоретические и методические основы системы управления проектами;
бизнес-план и резюме проекта;
оценка стоимости проектных работ;
расчет тарифа на электроэнергию;
организационные формы управления проектами;
методы экономической оценки проектов;
планирование и контроль хода выполнения проекта;
экономические вопросы организации системы производства, передачи и распределения энергии;
моделирования проектов с применением программных средств.
6.4 Методические материалы, определяющие процедуры оценивания знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности, характеризующих этапы формирования компетенций
Положение о рейтинговой системе оценки качества учебной работы студентов (принято Ученым советом 27.12.2006г.).
Инструкция о курсовых, экзаменах и зачетах (принята Ученым Советом от 25.12.2003г., протокол №4, с изменениями от 25.05.2009г., протокол №9).
Положение об организации тестирования студентов (принято Ученым Советом от 25.05.2009г., протокол №9).
Положение об организации самостоятельной работы студентов (принято Ученым Советом от 25.05.2009г., протокол №9, с изменениями от 24.11.2014г. протокол №11).
Положение о прохождении практик студентами (Принято Ученым советом АГНИ от 28.12.2009г., протокол №4, с изменениями от 24.11.2014г., протокол №11).
Положение об участии представителей работодателей в образовательном процессе АГНИ (Принято Ученым советом АГНИ от 28.12.2009г., протокол №4, с изменениями от 24.11.2014г., протокол №11).
Стратегия по обеспечению качества подготовки выпускников с привлечением представителей работодателей (утверждена ректором АГНИ Емекеевым А.А. 24.02.2014 г.).
7 Перечень учебной литературы и ресурсов сети "Интернет", необходимых для прведения преддипломной практики
Основная литература:
1. Бурняшов Б.А. Применение информационных технологий при написании рефератов и квалификационных работ [Электронный ресурс]: учебное пособие/ Бурняшов Б.А.— Электрон. текстовые данные.— Саратов: Вузовское образование, 2013.— 97 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/12826.
2. Кузнецов И.Н. Основы научных исследований [Электронный ресурс]: учебное пособие/ Кузнецов И.Н.— Электрон. текстовые данные.— М.: Дашков и К, 2013.— 284 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/10947.
3. Мурашкин В.Г. Инженерные и научные расчеты в программном комплексе Math-CAD [Электронный ресурс]: учебное пособие/ Мурашкин В.Г.— Электрон. текстовые данные.— Самара: Самарский государственный архитектурно-строительный университет, ЭБС АСВ, 2011.— 84 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/20464.
4. Исаев Ю.Н. Практика использования системы MathCad в расчетах электрических и магнитных цепей [Электронный ресурс]: учебное пособие/ Исаев Ю.Н., Купцов А.М.— Электрон. текстовые данные.— М.: СОЛОН-ПРЕСС, 2013.— 180 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/26925.
Дополнительная литература:
1. Фащиленко В.Н. Регулируемый электропривод насосных и вентиляторных установок горных предприятий [Электронный ресурс]: учебное пособие/ Фащиленко В.Н.— Электрон. текстовые данные.— М.: Горная книга, 2011.— 264 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/6632.
2. Черных И.В. Моделирование электротехнических устройств в MATLAB. SimPowerSystems и Simulink [Электронный ресурс]/ Черных И.В.— Электрон. текстовые данные.— М.: ДМК Пресс, 2007.— 288 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/7897.
3. Гаврилов Л.П. Расчет и моделирование линейных электрических цепей с применением ПК [Электронный ресурс]: учебное пособие для студентов машиностроительных вузов/ Гаврилов Л.П., Соснин Д.А.— Электрон. текстовые данные.— М.: СОЛОН-ПРЕСС, 2010.— 448 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/8657.
4. Цапенко Е.Ф. Расчет переходных процессов в линейных электрических цепях. Методические указания [Электронный ресурс]: учебное пособие/ Цапенко Е.Ф., Румянцева В.А.— Электрон. текстовые данные.— М.: Издательство Московского государственного горного университета, 2004.— 41 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/6643.
5. Лавров И.А. Задачи по теории множеств, математической логике и теории алгоритмов [Электронный ресурс]: учебное пособие/ Лавров И.А., Максимова Л.Л.— Электрон. текстовые данные.— М.: ФИЗМАТЛИТ, 2009.— 256 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/12903.
6. Карапетян И.Г. Справочник по проектированию электрических сетей [Электронный ресурс]/ Карапетян И.Г., Файбисович Д.Л., Шапиро И.М.— Электрон. текстовые данные.— М.: ЭНАС, 2012.— 376 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/5046.
7. Балдин М.Н. Основное оборудование электрических сетей [Электронный ресурс]: справочник/ Балдин М.Н., Карапетян И.Г.— Электрон. текстовые данные.— М.: ЭНАС, 2014.— 208 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/28860.
Интернет-ресурсы:
http://www.iprbookshop.ru/ - электронная библиотечная система IPRbooks;
http://e.lanbook.com/books/ - электронная библиотечная система издательства «Лань»;
http://zhane.ru/ - Правовые аспекты энергоснабжения - Информационно-аналитический портал для тех, кто хочет быть в курсе важных событий в правоприменении и правовом регулировании энергоснабжения.
http://www.eprussia.ru/ - Энергетика и промышленность России - информационный портал.
http://www.elektro-help.ru/ - Правовая помощь в подключении к электросетям.
http://www.minenergo.gov.ru/ - Сайт Министерства Энергетики РФ.
http://rosenergo.gov.ru/ - Сайт ФГБУ Российское энергетическое агентство Министерства Энергетики РФ.
http://www.fsk-ees.ru/ - Сайт «Федеральной сетевой компании Единой энергетической системы».
http://glavnyenergetyk.narod.ru/index.htm - Нормативная документация, статьи, программы, книги, проекты, чертежи и многое другое, по всем разделам энергетики.
http://электротехнический-портал.рф/index.php
http://www.consultant.ru/ - официальный сайт компании «КонсультантПлюс»
http://forca.ru/ - Энергетика: оборудование, документация
http://kruobzor.ru/index.php/companies/proizvoditeli-relejnoj-zashchity - обзор компаний, занимающихся производством релейной защиты и автоматики.
http://www.srzau-np.ru/ - сайт Некоммерческого партнерства «Содействие развитию релейной защиты, автоматики и управления в электроэнергетике».
http://so-ups.ru/ - Системный оператор Единой энергетической системы.
http://www.chekltd.com/ - сайт, посвященный инновациям в энергетике.
http://www.ntc-retec.ru/ - энергетический инжиниринг.
http://www.atsenergo.ru/ - Сайт ОАО «Администратор торговой системы оптового рынка электроэнергии».
http://www.np-sr.ru/ - сайт некоммерческого партнерства «Совет рынка».
http://www.energotrade.ru/ - портал энерготрейдера.
http://www.energo-consultant.ru/ - интернет-портал потребителей электроэнергии.
http://electricalschool.info/ - Сайт «Школа для электрика».
http://www.energosoft.info/ - информация в сфере энергетики.
8 Информационные технологии, используемые при проведении преддипломной практики
Во время прохождения практики магистранты могут использовать:
- электронно-библиотечную систему (электронная библиотека) института;
- компьютерные средства, оборудованные доступом к высокоскоростному Интернету;
- специализированное программное обеспечение, включая пакеты прикладных программ для решения задач диспетчерского управления;
- технологии доступа к информационным ресурсам ведущих отечественных и зарубежных библиотек и баз данных.
9 Материально-техническое обеспечение преддипломной практики
Преддипломная практика проводится на предприятиях, где возможно изучение материалов, связанных с темой выпускной квалификационной работы.
Во время прохождения практики магистранты могут использовать компьютерные средства, оборудованные доступом к высокоскоростному Интернету.
Материально-техническим обеспечением со стороны сторонних организаций, с которыми заключен договор на прохождение студентами практики, являются производственные мощности предприятий и иные виды обеспечения.
Приложение 1
Министерство образования и науки Республики Татарстан
Альметьевский государственный нефтяной институт
Факультет энергомеханический
Кафедра электро- и теплоэнергетики
Направление 13.04.02 Электроэнергетика и электротехника
Программа подготовки Электротехнические комплексы и системы
ЗАДАНИЕ
на магистерскую диссертацию
Магистранта группы _________
____________________________________________________________________
Ф.И.О. магистранта
1. Тема диссертации
утверждена приказом по АГНИ № ________ от «____» _________ 20__г.
Срок представления к защите «_____» _______________ 20__г.
2. Исходные данные
3. Перечень (примерный) основных вопросов, которые должны быть рассмотрены в диссертации
4. Перечень (примерный) графического и иллюстративного материала ________
Руководитель работы
___________________________________________ _________/ ______________
должность, уч. степень, уч. звание, подпись (Ф.И.О.)
Консультант по экономическому разделу
___________________________________________ _________/ ______________
должность, уч. степень, уч. звание, подпись (Ф.И.О.)
Консультант по разделу «Охрана труда и окружающей среды»
___________________________________________ _________/ ______________
должность, уч. степень, уч. звание, подпись (Ф.И.О.)
Куратор
___________________________________________ _________/ ______________
должность, уч. степень, уч. звание, подпись (Ф.И.О.)
Задание принял к исполнению ____.____. 20___ г. ____________
дата выдачи задания (подпись студента)
Приложение 2
Министерство образования и науки Республики Татарстан
Альметьевский государственный нефтяной институт
Факультет энергомеханический
Кафедра электро- и теплоэнергетики
ОТЧЕТ
о преддипломной практике
Выполнил магистрант _______________________ __________
(ФИО) (подпись)
Группа _____________
(шифр группы)
Направление подготовки 13.04.02 «Электроэнергетика и электротехника»
Программа подготовки Электротехнические комплексы и системы
Место прохождения практики: _________________________________________
(наименование предприятия)
____________________________________________________________________
Отчет проверил:
Руководитель практики от предприятия
_________________________________ ____________ _____________
должность, уч.степень, уч.звание (подпись) (ФИО)
Руководитель практики от кафедры
_________________________________ ____________ _____________
должность, уч.степень, уч.звание (подпись) (ФИО)
Защищен с оценкой ____________________
Альметьевск 20 г.
Приложение 3
ОТЗЫВ
На преддипломную практику магистранта
__________________________________________________
(Ф.И.О. магистранта)
Место прохождения практики
Сроки прохождения
Тема магистерской диссертации «
»
Руководитель практики ________________________________________________________
(разборчиво: фамилия, имя, отчество, ученая степень, звание и должность)
Подпись____________________ «____» ___________20___г.
(печать)
Примечание:
При составлении отзыва необходимо указать, как студент справился с заданием; каковы общие результаты; может ли подготовленный материал в целом или частично быть использован в учебной деятельности; дать оценку самостоятельной работы студент, его инициативе, умению применять полученные знания для решения практических задач, его отношение к делу и т.п.
Приложение 4
Основные требования, предъявляемые к оформлению отчета по практике:
1. Отчет должен быть отпечатан на компьютере через 1,5 интервала шрифт Times New Roman, кегль 14 размеры полей: верхнее и нижнее – 2 см, левое – 2,5 см, правое – 1,5 см.
2. Рекомендуемый объем отчета – 20 – 25 страниц машинописного текста.
3. Отчет должен быть иллюстрирован таблицами, графиками, схемами и т.п.
Сведения о переутверждении программы практики
Программа практики в составе ООП переутверждена решениями обеспечивающей кафедры:
от «____» ________ 20__ г., протокол № ______
от «____» ________ 20__ г., протокол № ______
от «____» ________ 20__ г., протокол № ______
от «____» ________ 20__ г., протокол № ______
от «____» ________ 20__ г., протокол № ______
|