Скачать 164.75 Kb.
|
Тема урока. Знакомый незнакомец. ( Анализ аспирина и аспириносодержащих препаратов) (Химия 10-11 класс. 2 часа) Цель: рассмотреть лекарства, содержащие в своем составе ацетилсалициловую кислоту, выявить наличие ацетилсалициловой кислоты, механизм действия и способы безопасного применения лекарственных препаратов, содержащих ацетилсалициловую кислоту. Рассмотреть химическую природу и безопасные способы применения лекарственных препаратов; осознать значимость знаний о лекарствах для каждого человека. Задачи: Образовательные: научить учащихся самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы Развивающие: развивать умение выделять главное, обобщать, классифицировать; самостоятельно приобретать знания. Воспитательные: научить самостоятельно оценивать, наблюдать явления; развивать познавательный интерес к предмету и творческие способности в процессе самостоятельной работы; формирование интереса к предмету. ХОД УРОКА Данная тема рассматривается на двух уроках. 1й урок – работа с теоретическим материалом. Изучение информации об аспирине и аспириносодержащих препаратах. Работа в парах 1) Самостоятельное изучение инструкций по применению лекарственного препарата 2) Заполнение таблиц. 3) Обобщающее выступление на 2-3 мин (название препарата, показания, противопоказания, особенности в употреблении, интересные факты) Состав аспириносодержащих препаратов
3) Характеристика аспириносодержащих препаратов
2й урок Исследование аспирина и аспириносодержащих препаратов. Работа в парах На столах инструкции для проведения исследований и таблица для записи результатов. 1) Инструкции для проведения исследований 1. Определение растворимости препарата в воде. Оборудование: спиртовка, держатель для пробирок, спички, измерительный цилиндр Реактивы: растертые таблетки в пронумерованных пробирках, вода в стакане, Ход работы.
2. Определение кислотности среды. Реактивы: растертые таблетки в пронумерованных пробирках, вода в стакане, индикатор. Ход работы.
3. Определение растворимости препаратов в этаноле. Реактивы и оборудование: измельченный препарат в пробирке, спирт в пробирке, спиртовка. Ход работы.
2) Нагреть на спиртовке примерно 30 сек и отметить растворимость 3)Результат наблюдений записать в таблицу и сравнить с растворимостью в воде. 4. Определение фенолпроизводного в растворе. Реактивы и оборудование: измельченный препарат в пробирке, вода в стакане, раствор FeCl3. Ход работы.
5. Определение крахмала в препарате Реактивы и оборудование: таблетка, раствор йода Ход работы.
6. Обнаружение аспирина Реактивы: раствор карбоната калия, раствор соляной кислоты Ход работы.
Заключения по экспериментам оформляется в отчетной таблице. РЕЗУЛЬТАТ ИССЛЕДОВАНИЙ
Краткое выступление от каждой группы по следующим пунктам
IV. Рефлексия. 1. Определение растворимости препарата в воде. Оборудование: спиртовка, держатель для пробирок, спички, измерительный цилиндр Реактивы: растертые таблетки в пронумерованных пробирках, вода в стакане, Ход работы.
Ацетилсалициловая кислота, согласно физическим свойствам малорастворимая в холодной воде. Но Аспирин и Упсарин УПСА хорошо растворились уже в холодной воде. Аспирин российского производства практически не растворился в холодной воде и также плохо растворился и после нагревания. Внимательно изучив инструкцию по составу лекарств, пришли к выводу, что крахмал, который присутствует в качестве вспомогательного вещества в аспирине российского производства является малорастворимым веществом, что также сказалось на растворении аспирина российского производства. По инструкции данные лекарства следует запивать водой (рекомендации всех производителей), соком (рекомендация дляУпсарина УПСА) и дополнительно молоком для Аспирина российского производства. Результат данного опыта показывает, что среди выбранных для исследования лекарств, содержащих ацетилсалициловую кислоту, аспирин российского производства малорастворимый в воде, поэтому попав в желудок, есть риск того что он прикрепится к стенкам желудка, что может вызвать эрозивно-язвенные поражения и желудочно-кишечные кровотечения 2. Определение кислотности среды. Реактивы: растертые таблетки в пронумерованных пробирках, вода в стакане, индиратор. Ход работы.
Использовали индикатор метилоранж, для определения кислотности среды. Продуктами гидролиза являются фенолпроизводное (салициловая кислота) и уксусная кислота, следовательно, необходимо использовать индикатор для выявления кислотных свойств. Результаты и выводы: При добавлении индикатора метилоранжа, яркая красная окраска появилась в образце № 3, где находился исследуемый образец с АСПИРИНОМ Российского производства, появление красной окраски метилоранжа указывает на выраженность кислотной среды. В пробирке № 1 и в пробирке № 2, где находились образцы АСПИРИНА С (Германия) и УПСАРИНА УПСА(Франция), индикатор не поменял свою окраску, следовательно, следует сделать вывод, что данные образцы не имеют яркой выраженной кислотности среды. Опасность аспирина заключается в том, что в желудке человека он под действием воды, как мы уже выяснили, подвергается гидролизу. Продуктами гидролиза являются фенолпроизводное (салициловая кислота) и уксусная кислота. В желудке находится определённая концентрация своей соляной кислоты, необходимой для обеззараживания и переваривания пищи, и повышение концентрации кислоты способствует нарушению кислотного баланса желудка, что может привести к появлению эрозивно-язвенных поражений и желудочно-кишечных кровотечений. 3. Определение растворимости препаратов в этаноле. Реактивы и оборудование: измельченный препарат в пробирке, спирт в пробирке, спиртовка. Ход работы.
Внесли в пробирки по 0,1 г лекарственных препаратов и добавили 10 мл этанола. При этом наблюдали частичную растворимость аспирина. Нагрели на спиртовке пробирки с веществами. Сравнили растворимость лекарственных препаратов в воде и этаноле. Результаты и выводы: Результаты эксперимента показали, что АСПИРИН (Российского производства) лучше растворяется в этаноле, чем в воде, но выпадает в осадок в виде игольчатых кристаллов, АСПИРИН (производство - Германия) частично растворился, а часть лекарства образовала хорошо различимый белый осадок, так же белый осадок, мы наблюдали в пробирке № 2, где находился УПСАРИН УПСА (производство -Франция). В инструкции производители АСПИРИНА С (Германия) и УПСАРИНА УПСА (Франция) указывают, что недопустимо применение аспирина совместно с этанолом, это также доказало наше исследование, которое показало об изменении свойств лекарства. Следует сделать вывод о недопустимости применения алкогольсодержащих лекарств совместно с аспирином, а тем более с алкоголем. Возникает вопрос, почему производители российского аспирина не указывают этого в своей инструкции? Определение фенолпроизводного в растворе. Реактивы и оборудование: измельченный препарат в пробирке, вода в стакане, спиртовка. Ход работы.
Для качественного определения фенолпроизводного (салициловой кислоты) в растворе необходимо взять FeCl3. При его добавлении к раствору появляется фиолетовое окрашивание (справочник). Взболтали по 0,1 г каждого препарата с 10-15 мл воды и добавили несколько капель хлорида железа (III). При этом наблюдали темное коричнево-фиолетовое окрашивание. Наиболее ярко выраженное окрашивание наблюдалось в пробирках № 1 и № 2 (АСПИРИН С (Германия) и УПСАРИН УПСА (Франция). Результаты и выводы: В результате, было выявлено, что при гидролизе российского аспирина образуется больше уксусной кислоты, чем фенолпроизводных, вследствие того, что фиолетовой окраски не появилось. А при гидролизе АСПИРИНА С(Германия) и УПСАРИНА УПСА (Франция), наоборот, больше образуется фенолпроизводных, чем уксусной кислоты. Затем мы выяснили, что фенолпроизводное, это очень опасное для здоровья человека вещество, и предположили, что возможно, фенольное соединение влияет на появление побочных эффектов на организм человека, при приеме ацетилсалициловой кислоты (данный факт упоминался еще в 19 веке Состав аспириносодержащих препаратов
Характеристика аспириносодержащих препаратов
Инструкции для проведения исследований 1. Определение растворимости препарата в воде. Оборудование: спиртовка, держатель для пробирок, спички, измерительный цилиндр Реактивы: растертые таблетки в пронумерованных пробирках, вода в стакане, Ход работы.
2. Определение кислотности среды. Реактивы: растертые таблетки в пронумерованных пробирках, вода в стакане, индикатор. Ход работы.
3. Определение растворимости препаратов в этаноле. Реактивы и оборудование: измельченный препарат в пробирке, спирт в пробирке, спиртовка. Ход работы.
2) Нагреть на спиртовке примерно 30 сек и отметить растворимость 3)Результат наблюдений записать в таблицу и сравнить с растворимостью в воде. 4. Определение фенолпроизводного в растворе. Реактивы и оборудование: измельченный препарат в пробирке, вода в стакане, раствор FeCl3. Ход работы.
5. Определение крахмала в препарате Реактивы и оборудование: таблетка, раствор йода Ход работы.
|
Тема урока. Знакомый незнакомец Урок провела Боричевская Розалия Рафиковна учитель химии мбоу «Красноясыльская сош» |
Исследовательская работа на тему : «Аспирин знакомый незнакомец» Часто для обезболивания отвар коры ивы применяли в сочетании с настойкой мака. В таком виде его использовали вплоть до середины XIX... |
||
Ирина Адронати, Андрей Лазарчук, Михаил Успенский «Посмотри в глаза чудовищ» и «Гиперборейская чума», — и поставит перед читателем новые. Дело в том, что знакомый нам по этим предыдущим... |
Руководство по эксплуатации рассчитано на обслуживающий персонал,... Рэ содержит необходимые сведения о технических данных, составе, принципе действия счетчика ионов и его составных частей, указания... |
||
Иванов Н. Ф. Чёрные береты Роман Значит, это произойдет сегодня. Сейчас. Капитан Пшеничный, некогда знакомый начальник тюрьмы, рассказывал, как это происходит. Поэтому... |
Рассказывал один знакомый, который работал в некотором военном заведении... Он посмотрел на неё, потом поднял глаза вверх и посмотрел на отца, который разговаривал со своим знакомым. Снова посмотрел на соплю,... |
Поиск |