Правительство Российской Федерации
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
Национальный исследовательский университет
«Высшая школа экономики»
Факультет медиакоммуникаций
Департамент «Медиапроизводство и креативные индустрии»
ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА
На тему: «Корпоративная культура средств массовой информации
на примере телеканала РЕН ТВ»
Студентка группы № 446ж
Шлык Е.В.
Руководитель ВКР:
Давыдов С.Г.
кандидат наук, доцент
Москва, 2014
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 2
ГЛАВА 1. ФЕНОМЕН КОРПОРАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ 8
§ 2. Основные элементы корпоративной культуры. 25
§ 3. Типология корпоративных культур. 51
ГЛАВА 2. КОРПОРАТИВНАЯ КУЛЬТУРА ТЕЛЕКАНАЛА РЕН ТВ: ХАРАКТЕРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ (по результатам социологического исследования). 61
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 103
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 111
ПРИЛОЖЕНИЯ 115
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. Сегодня под воздействия экономических, политических социальных и культурных изменений, происходящих в стране, актуальность изучения феномена корпоративной культуры организаций СМИ, в частности телеканалов, проявляется все более явственно.
Потребность изучения корпоративной культуры организаций СМИ вызвана как объективным возникновением большого их числа, так и развитием рыночной экономики. Под воздействием целого спектра экономических изменений учреждения СМИ, с одной стороны, трансформируются в предпринимательские организации, вынуждены постоянно повышать свою конкурентоспособность, а с другой стороны, должны сохранять и транслировать культурные ценности, влиять на настроения в обществе.
Разработка проблем корпоративной культуры интенсивно изучалась в последнее время за рубежом, но еще не нашла достаточного отражения в исследованиях современных российских ученых. Понятие «корпоративная культура» в российской науке, тем более, почти не используется применительно к организациям СМИ.
Почему за рубежом в последнее время возник повышенный интерес к корпоративной культуре? Ученые пришли к выводу о том, что корпоративная культура оказывает непосредственное влияние не только на человека, но и на все показатели компании. Это мнение сложилось в результате того, что:
Сегодняшний организационный мир значительно отличается от того, каким он был в начале 80-х годов 20-го века. Увеличилась значимость корпоративной культуры – того «клея», который скрепляет и сдерживает организацию как единое целое. Стало очевидным, что организации с сильной корпоративной культурой просто не нуждаются в развитой бюрократической иерархии и системе контроля. Когда люди имеют единые ценности и нормы поведения, нет необходимости указывать им, как они должны поступать в каждой конкретной ситуации.
Появились эмпирические исследования, указывающие на связь между корпоративной культурой и эффективностью работы компании. Многие исследования подтвердили непосредственную связь между высокими производственными показателями компании и ее корпоративной культурой.
Конечно, корпоративная культура – не единственная составляющая успеха организации. Но она является ключевым компонентом на пути к успеху, и именно это до недавнего времени совсем не принималось во внимание в нашей стране.
Роль корпоративной культуры в таких организациях как СМИ чрезвычайно важна. Она создает внешний образ СМИ, его репутацию, задает характер его взаимоотношения с внешней средой. Потребность изучения корпоративной культуры организаций СМИ вызвана тем, что их роль в обществе очень высока. Сегодня СМИ сохраняют и транслируют традиционные культурные ценности, влияют на умонастроения в обществе, выражают и формируют общественное мнение.
Исследование корпоративной культуры организаций СМИ является актуальным и в том смысле, что она определяет взаимоотношения между людьми внутри организации. Особенно важен такой фактор как соответствие собственных ценностей основным ценностям, разделяемым в этой организации. Реализация творческого потенциала журналиста во многом зависит также от условий работы в коллективе СМИ, от психологической атмосферы, от культуры взаимоотношений.
Проблема нашего исследования может быть сформулирована в виде противоречия между высокой научно-практической значимостью феномена корпоративной культуры организаций СМИ и недостаточной степенью изученности и разработанности данного вопроса в современной российской науке.
Степень разработанности проблемы. Феномен корпоративной культуры стали активно изучать на Западе в начале 80-х годов прошлого века. Концепция корпоративной культуры прочно завоевала одно из ведущих мест в литературе по теории организации. Появилось много книг и статей о корпоративной культуре таких авторов, как Э. Браун, А. Вилкинс, Т. Дил, К. Камерон, Р. Килманн, А. Кеннеди, Р. Куинн, Дж. Мартин, Г. Морган, Ф. Тромпенаарс, Л. Смирсич, Р. Уотерман, Э. Шейн и др.
В последнее время проблемы корпоративной культуры стали завоевывать внимание российских ученых. Появились монографии, статьи, учебные пособия, освещающие тот или иной аспект корпоративной культуры. Необходимо отметить работы таких авторов как В.В. Козлов, В.А. Макеев, Т.О. Соломанидина, В.А. Спивак, Т.Н. Персикова, В.С. Щербина и др.
В этих работах исследуются, в основном, теоретические вопросы корпоративной культуры (сущность, свойства, типология, функции и пр.), анализируются работы зарубежных авторов, освещаются вопросы, связанные с корпоративной культурой, в основном, бизнес-организаций. В то время как важный аспект нашей проблемы – вопрос о корпоративной культуре организаций СМИ остался почти не исследованным.
Таким образом, объектом нашего исследования выступает корпоративная культура.
Предметная область исследования – особенности корпоративной культуры в современных СМИ (на примере телеканала РЕН-ТВ).
Цель исследования: изучить особенности и выявить качественные характеристики корпоративной культуры как важного условия функционирования и развития канала РЕН-ТВ.
Достижение поставленной цели предполагает решение следующих исследовательских задач:
1. Проанализировать характер взаимоотношений понятий «культура» и «корпоративная культура». Определить соотношение понятий «корпоративная культура», «организационная культура».
2. Осмыслить природу корпоративной культуры, пути ее формирования. Охарактеризовать структуру, свойства, типологию корпоративной культуры в организации.
3. Изучить основные характеристики социально-психологического климата телеканала РЕН ТВ.
4. Изучить корпоративную культуру телеканала РЕН-ТВ, ее основные характеристики. Описать состояние корпоративной культуры канала.
5. Выявить тип корпоративной культуры телеканала РЕН-ТВ.
Методы сбора информации. В нашей дипломной работе использованы следующие методы сбора первичной информации:
- Анализ литературы по исследуемому вопросу;
- Анкетный опрос сотрудников телеканала РЕН-ТВ;
- Включенное наблюдение;
- Метод анализа документов.
Гипотезы исследования:
Предполагаем, что основными ценностями корпоративной культуры телеканала РЕН-ТВ будут: ответственность, открытость и коллективизм. Эти ценности – ядро корпоративной культуры телеканала.
Можно сделать предположение, что в коллективе телеканала РЕН ТВ преобладает благоприятный социально-психологический климат.
Предполагаем, что тип корпоративной культуры данного телеканала – «Управляемая ракета». Главное в этой культуре – качество индивидуального труда, степень преданности общему делу. Все субъекты этой культуры делают все от них зависящее для выполнения поставленной задачи.
Научная новизна. Элементы научной новизны в дипломном исследовании:
Уточнено понятие «корпоративная культура», что привело к возможности его рассмотрения как не синонимичного понятию «организационная культура».
Организационная культура, культура организации формирует фабрично-конвейерного человека, заставляя его мыслить и действовать в интересах организации. От работника требуется строгая дисциплина, точность – то, что требует от него инструкция как исполнителя трудовых приемов.
Корпоративная культура, ее дух дают человеку ощущение удовлетворенности своим трудом, самоуважение. Процесс труда становится творческой деятельностью.
Этим существенно и отличается корпоративная культура от организационной культуры.
Выделен основной структурный элемент сложной системы корпоративной культуры. Им, на наш взгляд, являются ценности, разделяемые сотрудниками организации. Ценностный подход к культуре, который мы разделяем, является и основным подходом при рассмотрении корпоративной культуры.
Описано состояние корпоративной культуры телеканала РЕН-ТВ, его основные характеристики. Определен тип корпоративной культуры.
Практическая значимость работы состоит в том, что результаты нашего дипломного исследования могут быть использованы в дальнейших исследованиях феномена корпоративной культуры СМИ.
|