Скачать 0.74 Mb.
|
Федеральное Государственное автономное образовательное учреждение высшего образования Российский университет дружбы народов (РУДН) УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС Дисциплина: ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ЛИНГВИСТИКЕ Рекомендуется для направления подготовки 45.03.02 «Лингвистика» по профилям «Теория и методика преподавания иностранных языков и культур» и «Перевод и переводоведение» Квалификация (степень) выпускника - бакалавр Информация Курс: 3 Семестр: 6 Кафедра теории и практики иностранных языков СОДЕРЖАНИЕ 1.ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ «ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ЛИНГВИСТИКЕ» 32.КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ 153.ФОНДЫ ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ 543.1. Методические указания для преподавателя, студента 54 3.2. Описание балльно-рейтинговой системы 56 3.3. Тематика рефератов 58 3.4. Тестовые задания 59 3.5. Перечень вопросов итоговой аттестации по курсу 65 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА В «Федеральном государственном стандарте высшего образования» основной акцент в подготовке бакалавров сделан на компетентностный подход, когда в основу образовательного процесса наряду с приобретением знаний и умений положено овладение обучающимся профессиональными и общекультурными компетенциями. Бакалавр по направлению подготовки «Лингвистика», профили «Теория и методика преподавания иностранных языков и культур» и «Перевод и переводоведение» учится решать задачи в рамках следующих видов профессиональной деятельности: преподавательской, переводческой, организационно-управленческой и исследовательской. Характерной особенностью программы «Информационные технологии в лингвистике» являются ее комплексность и целостность обучения. Исходный уровень студентов характеризуется как «пользователь», что подразумевает владение математикой и основами информатики в рамках общеобразовательной средней школы. Требования к входным знаниям, умениям и компетенциям студента, необходимым для изучения дисциплины: владение навыком работы с компьютером как средством получения, обработки и управления информацией. Программа составлена из расчета следующей аудиторной трудоемкости: в течение 1 семестра – 36 часов занятий (общая трудоемкость – 144 часа). Контроль уровня знаний студентов предусматривает: а) текущий контроль по материалу проходимой темы; б) итоговый контроль в виде письменной работы и устной аттестации (экзамен).
Цель курса – сформировать у студентов широкие мировоззренческие ориентации и установки, помочь им овладеть комплексом компьютерных знаний, включающим в себя теоретическую, практическую, воспитательную и образовательную составляющие. Задачи курса: – обучение студентов для самостоятельного освоения современного программного обеспечения и пользования компьютером в офисах и для преподавания студентам. –– создать у студентов правильное представление о использовании компьютерных программ для лингвистики в творческих целях (реализация воспитательной и образовательной составляющих) 2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП: Б.2. Математический и естественнонаучный цикл. 3. ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ: Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:
В результате изучения дисциплины студент должен: Знать: теоретические основы информационных процессов, устройство ПК, принцип работы внешних устройств ПК. Уметь: форматировать и редактировать тексты, редактировать векторные объекты, составлять, форматировать и редактировать таблицы, использовать формулы и графики в электронных таблицах, строить различные типы диаграмм, создавать презентации. Владеть: навыками работы в MS WORD, MS Excel, MS Power Point, навыками поиска информации в сети. 4. ОБЪЕМ ДИСЦИПЛИНЫ И ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ Общая трудоемкость дисциплины составляет 4 зачетных единицы.
5. СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ 5.1. Содержание разделов дисциплины Раздел 1. Основные понятия лингвистики и информационных технологий. Тема 1. Лингвистика. Язык. Лингвистика как наука о закономерностях строения и развития естественного языка. Понятие теоретической и прикладной лингвистики. Соотношение прикладной и компьютерной лингвистики. Язык как знаковая система. Понятие естественного и искусственного языка. Виды искусственных языков. Тема 2. Информация. Информационные технологии. Информация как предмет изучения информатики и кибернетики. Понятие информационных технологий в лингвистике. Виды информации. Способы кодирования и носители информации. Информационные революции. Понятие модели и алгоритма в информатике. Понятие искусственного интеллекта. Тема 3. Аппаратное обеспечение информационных технологий в лингвистике. Компьютер и периферийные устройства как аппаратная основа информационных технологий. Тема 4. Программное обеспечение информационных технологий в лингвистике. Системное и прикладное программное обеспечение. Лингвистические ресурсы (lingware). Тема 5. Автоматизированное рабочее место лингвиста. Раздел 2. Области применения информационных технологий в лингвистике. Тема 6. Автоматический анализ и синтез звучащей речи. Этапы автоматического анализа речи. Ввод в компьютер звучащей речи. Аналоговый и цифровой звуковой сигнал. Тема 7.Пословный и пофонемный анализ речи. Тема 8. Программы обработки звучащей речи и голосового управления компьютером. Методы автоматического синтеза речи. Тема 9. Автоматическое распознавание текста. Ввод печатного текста в компьютер. Распознавание текста с помощью OCR-программ. Тема 10. Автоматическое аннотирование и реферирование текста. Понятие автоматического аннотирования и реферирования текста. Виды рефератов. Примеры систем автоматического аннотирования. Тема 11. Автоматический анализ и синтез текста. Графематический, морфологический, синтаксический и семантический анализ текста. Понятие токенизации, парсера. Формальная грамматика. Машинная основа, машинное окончание. Автоматический синтез текста. Раздел 3. Прикладные разделы компьютерной лингвистики Тема 12. Корпусная лингвистика. Корпусная лингвистика как раздел прикладной лингвистики. Понятие корпуса, разметки. Виды корпусов. Требования к корпусам Тема 13. Компьютерная лексикография. Понятие компьютерной лексикографии. Электронный словарь. Состав словарной статьи. Тема 14. Электронный словарь. Виды электронных словарей. Преимущества электронных словарей. Перспективы компьютерной лексикографии. Тема 15. Компьютерная терминография. Понятие компьютерной терминографии. Термин как основной объект терминографии. Терминологические банки данных. Тема 16. Машинный перевод. Понятие перевода и машинного перевода. Классификация систем МП. Системы переводческой памяти. Этапы осуществления полностью автоматизированного МП. Проблемы МП. Примеры систем МП. Параметры оценки систем МП Тема 17. Компьютерное обучение языкам. Информатизация образования и связанные с этим изменения в обучении языкам. Понятие компьютерного обучения языкам. Классификация электронных средств обучения. Дистанционное обучение. Сетевые ресурсы в обучении языкам. Тема 18. Информационно-поисковые системы. Понятие информационно-поисковой системы. Виды поисковых средств в Интернете. Характеристика поисковой системы Интернета. Информационно-поисковый язык. 5.2 Разделы дисциплины и междисциплинарные связи с обеспечиваемыми (последующими) дисциплинами
5.3. Разделы дисциплины и виды занятий
5.4. Описание интерактивных занятий
6. ЛАБОРАТОРНЫЙ ПРАКТИКУМ – НЕ ПРЕДУСМОТРЕНО 7. ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ (СЕМИНАРЫ) – см. п. 5.4. 8. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
|
Учебно-методический комплекс дисциплина: квантитативная лингвистика... Программа дисциплины «квантитативная лингвистика и новые информационные технологии» 4 |
Учебно-методический комплекс дисциплины «информационные технологии управления» Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями государственного стандарта высшего профессионального образования... |
||
Учебно-методический комплекс дисциплины «информационные технологии... Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего профессионального... |
Учебно-методический комплекс дисциплины «Информационные технологии... Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта высшего... |
||
Учебно-методический комплекс дисциплины «Информационные технологии... Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта высшего... |
Учебно-методический комплекс дисциплины «Информационные технологии... Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта высшего... |
||
Учебно-методический комплекс по дисциплине сд. 08 Информационные... Учебно-методический комплекс по дисциплине «Информационные технологии в профессиональной деятельности» составлен в соответствии с... |
Учебно-методический комплекс дисциплины «информационные технологии рынка ценных бумаг» Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального... |
||
Учебно-методический комплекс дисциплины «информационные системы в экономике» Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего профессионального... |
Учебно-методический комплекс составлен на основании требований государственного... Учебно-методический комплекс дисциплины обсуждена на заседании кафедры Информационные системы управления «29» июня 2011 г |
||
Учебно-методический комплекс дисциплины «Информационные технологии» Контрольный экземпляр находится на кафедре бизнес-информатики и экономико-математических методов |
«информационные технологии в профессиональной деятельности: учебно-методический комплекс» Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение чистопольский сельскохозяйственный техникум |
||
Учебно-методический комплекс специальные технологии для специальности:... О 26 Специальные технологии: учебно-методический комплекс / Л. К. Обухова. – Елабуга: Изд-во егпу, 2009. – 51 с |
Учебно-методический комплекс дисциплины «компьютерные технологии в науке и технике» Учебно-методический комплекс составлен на основании требований федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального... |
||
Учебно-методический комплекс дисциплины «Компьютерные технологии» Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями федерального государственного стандарта высшего профессионального... |
Учебно-методический комплекс дисциплины опд. Ф. 7 Информационные... ... |
Поиск |