ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)
«ЯКУТСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ им. С.Ф. ГОГОЛЕВА»
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТА
ОП 01. ПЕДАГОГИКА
44.02.01 Дошкольное образование
Очная форма
Методическое пособие
ЯКУТСК
2016
УДК 377.5:37
ББК 74.57
Утверждено Учебно-методическим советом ГБПОУ РС (Я) «Якутский педагогический колледж им.С.Ф. Гоголева»
Составители:
Н.В. Баишева, К.Е.Данилова
Самостоятельная работа студента ОП 01.Педагогика : 44.02.01
С17дошкольное образование, очная форма : методическое пособие / Гос. бюджет. проф. образоват. учреждение Респ. Саха (Якутия) «Якут. пед. колледж им. С.Ф. Гоголева» ; [сост.: Н.В. Баишева. К.Е. Данилова]. – Якутск : Якутский педагогический колледж им. С.Ф. Гоголева, 2016 –30 с.
Агентство CIPНБР Саха
Методический комплект для выполнения внеаудиторной СРС по ОП 01. Педагогика составлен в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта по специальности среднего профессионального образования 44.02.01 Дошкольное образование (углубленной подготовки).
В пособии представлена система внеаудиторной самостоятельной работы и методические рекомендации к их выполнению, направленные на освоение общих и профессиональных компетенций по виду профессиональной деятельности «Воспитание и обучение детей дошкольного возраста в дошкольных образовательных учреждениях и в домашних условиях».
Пособие предназначено для студентов педагогического колледжа, обучающихся по специальности 44.02.01 Дошкольное образование.
УДК 377.5:37
ББК 74.57
Содержание
Пояснительная записка
|
3
|
Составление педагогическое эссе «Я и педагогическая профессия»
|
8
|
Анализ ПЗЛК составление плана самовоспитания
|
12
|
Составление сообщения о вкладе выдающихся педагогов в проблему воспитания человека
|
13
|
Составление аннотации ФЗ№ 273 «Об образовании в Российской Федерации»
|
16
|
Составление аннотациик Приказу Министерства образования и науки России от 30.08.2013 г., № 1014 «Об утверждении«Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования»
|
18
|
Подбор методов и приемов воспитания детей дошкольного возраста в разных видах деятельности
|
19
|
Подбор методов и приемов обучения детей дошкольного возраста в разных видах деятельности
|
20
|
Составление слайд-презентации «Современные образовательные технологии в детском саду»
|
21
|
Составление плана мероприятий по нравственному воспитанию дошкольников
|
23
|
Подготовка проекта «Детский сад моими глазами»
|
24
|
Подбор игр и упражнений для работы с детьми дошкольного возраста с нарушениями в развитии и поведении
|
26
|
Литература
|
27
|
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Методический комплект заданий для внеаудиторной самостоятельной работы является одной из важных составляющих учебно-методического обеспечения общепрофессиональной дисциплины (ОП) 01 Педагогика, основой подготовки специалиста педагогической профессии в сфере дошкольного образования.
В соответствии с учебным планом дошкольного отделения изучению ОП 01 Педагогика отводится максимальное количество часов – 124 часа, обязательной учебной нагрузки – 84 часа, 40 часов отводится самостоятельной работе студентов.
Данный методический комплект разработан с целью оказания помощи студенту в освоении содержания ОП 01 Педагогика. В нем даются методические указания к выполнению заданий внеаудиторной самостоятельной работы.
Задания составлены в соответствии с:
требованиями к дидактическим единицам ФГОС СПО по специальности 44.02.01. Дошкольное образование в части освоения основного вида профессиональной деятельности (ВПД): Воспитатель детей дошкольного возраста;
Положением о балльно-рейтинговой системе оценки учебных достижений студентов;
общими и профессиональными компетенциями (ОК, ПК) по ОП 01 Педагогика.В методических рекомендациях представлены задания по изучаемым темам, дается алгоритм выполнения заданий самостоятельной работы, а также критерии их оценивания.
Прежде чем приступить к выполнению заданий, студенту необходимо внимательно прочитать инструкцию и рекомендации к выполнению, познакомиться с критериями оценки заданий.
Все подобранные задания ориентированы на реализацию общих и профессиональных компетенций (ОК, ПК) и соответствующих дидактических единиц.
В результате выполнения внеаудиторных самостоятельных заданий по учебной дисциплине осуществляется комплексная проверка следующих умений:
уметь:
1. определять педагогические возможности различных методов, приемов, методик, форм организации обучения и воспитания;
2. анализировать педагогическую деятельность, педагогические факты и явления;
3. находить и анализировать информацию, необходимую для решения педагогических проблем, повышения эффективности педагогической деятельности, профессионального самообразования и саморазвития;
4. ориентироваться в современных проблемах образования, тенденциях его развития и направлениях реформирования.
знаний:
знать:
1. значение и логику целеполагания в обучении, воспитании и педагогической деятельности.
2. принципы обучения и воспитания;
3.особенности содержания и организации педагогического процесса в условиях разных типов и видов образовательных учреждений, на различных ступенях образования;
4. формы, методы и средства обучения и воспитания, их педагогические возможности и условия применения;
5. психолого-педагогические условия развития мотивации и способностей в процессе обучения, основы развивающего обучения, дифференциации и индивидуализации обучения и воспитания;
6. понятие нормы и отклонения, нарушения в соматическом, психическом, интеллектуальном, речевом, сенсорном развитии человека (ребенка), их систематику и статистику;
7. особенности работы с одаренными детьми, детьми с особыми образовательными потребностями, девиантным поведением;
8. средства контроля и оценки качества образования;
9. психолого-педагогические основы оценочной деятельности педагога.
Таблица направленности освоенных умений на формирование ПК и ОК
Коды проверяемых умений
|
Коды компетенций, на формирование которых направлены умения
|
У 1. Определять педагогические возможности различных методов, приемов, методик, форм организации обучения и воспитания
|
ПК 5.4. Оформлять педагогические разработки в виде отчетов, рефератов, выступлений.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, определять методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 11. Строить профессиональную деятельность с соблюдением регулирующих ее правовых норм.
ПК 5.3. Систематизировать и оценивать педагогический опыт и образовательные технологии в области дошкольного образования на основе изучения профессиональной литературы, самоанализа и анализа деятельности других педагогов.
ОК 6. Работать в коллективе и команде, взаимодействовать с руководством, коллегами и социальными партнерами.
ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
ПК 5.5. Участвовать в исследовательской и проектной деятельности в области дошкольного образования
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности.
|
У 2. Анализировать педагогическую деятельность, педагогические факты и явления;
|
У 3. Находить и анализировать информацию, необходимую для решения педагогических проблем, повышения эффективности педагогической деятельности, профессионального самообразования и саморазвития;
|
У 4. Ориентироваться в современных проблемах образования, тенденциях его развития и направлениях реформирования.
|
Таблица направленности усвоенных знаний на формирование ПК и ОК
Коды проверяемых знаний
|
Коды компетенций, на формирование которых направлены знания
|
З. 1. Значение и логика целеполагания в обучении, воспитании и педагогической деятельности.
|
ПК 1.1. Планировать мероприятия, направленные на укрепление здоровья ребенка и его физическое развитие.
ПК 2.1. Планировать различные виды деятельности и общения детей в течение дня. ПК 3.1. Определять цели и задачи, планировать занятия с детьми дошкольного возраста.
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ПК 1.2. Проводить режимные моменты в соответствии с возрастом.
ОК 12. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).
ПК 5.2. Создавать в группе предметно-развивающую среду.
ОК 10. Осуществлять профилактику травматизма, обеспечивать охрану жизни и здоровья детей.
ПК 1.3. Проводить мероприятия по физическому воспитанию в процессе выполнения двигательного режима.
ПК 2.2. Организовывать различные игры с детьми раннего и дошкольного возраста.
ПК 2.3. Организовывать посильный труд и самообслуживание.
ПК 2.5. Организовывать продуктивную деятельность дошкольников (рисование, лепка, аппликация, конструирование).
ПК 2.6. Организовывать и проводить праздники и развлечения для детей раннего и дошкольного возраста.
ПК 3.2. Проводить занятия с детьми дошкольного возраста.
ПК 3.5. Вести документацию, обеспечивающую организацию занятий.
ОК 7. Ставить цели, мотивировать деятельность воспитанников, организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за качество образовательного процесса.
ОК 9. Осуществлять профессиональную деятельность в условиях обновления ее целей, содержания, смены технологий.
ПК 1.4. Осуществлять педагогическое наблюдение за состоянием здоровья каждого ребенка, своевременно информировать медицинского работника об изменениях в его самочувствии.
ПК 5.1. Разрабатывать методические материалы на основе примерных с учетом особенностей возраста, группы и отдельных воспитанников.
ПК 2.4. Организовывать общение детей.
ОК 3. Оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях.
ПК 3.3. Осуществлять педагогический контроль, оценивать процесс и результаты обучения дошкольников.
ПК 2.7. Анализировать процесс и результаты организации различных видов деятельности и общения детей.
ПК 3.4. Анализировать занятия.
|
З. 2. Принципы обучения и воспитания;
|
З. 3.Особенности содержания и организации педагогического процесса в условиях разных типов и видов образовательных учреждений, на различных ступенях образования;
|
З. 4. Формы, методы и средства обучения и воспитания, их педагогические возможности и условия применения;
|
З. 5. Психолого-педагогические условия развития мотивации и способностей в процессе обучения, основы развивающего обучения, дифференциации и индивидуализации обучения и воспитания
|
З. 6.Понятие нормы и отклонения, нарушения в соматическом, психическом, интеллектуальном, речевом, сенсорном развитии человека (ребенка), их систематику и статистику;
|
З. 7. Особенности работы с одаренными детьми, детьми с особыми образовательными потребностями, девиантным поведением;
|
З. 8. Средства контроля и оценки качества образования;
|
З. 9. Психолого-педагогические основы оценочной деятельности педагога.
|
Самостоятельная работа № 1
Раздел 1. Введение в педагогическую профессию
Тема.Сущность и специфика педагогической профессии
Задание: Составление педагогического эссе
«Я и педагогическая профессия»
Методические рекомендации к выполнению задания
Эссе – древнейший жанр мировой литературы. Это прозаическое сочинение небольшого объема и свободной композиции, выражающее индивидуальные впечатления и соображения по конкретному поводу или вопросу и заведомо не претендующее на определяющую или исчерпывающую трактовку предмета.Жанр эссе требует свободного владения темой и определенной смелости (самобытности, непохожести на других) во взглядах и суждениях.
Некоторые признаки эссе:
наличие конкретной темы или вопроса (произведение, посвященное анализу широкого круга проблем, по определению не может быть выполнено в жанре эссе);
эссе выражает индивидуальные впечатления и соображения по конкретному поводу или вопросу и заведомо не претендует на определяющую или исчерпывающую трактовку предмета;
как правило, эссе предполагает новое, субъективно окрашенное слово о чем-либо;
в содержании эссе оцениваются в первую очередь личность автора - его мировоззрение, мысли и чувства.
Цель эссе состоит в развитии таких навыков, как самостоятельное творческое мышление и письменное изложение собственных мыслей.
Написание эссе позволяет автору научиться четко и грамотно формулировать мысли, структурировать информацию, использовать основные понятия, выделять причинно-следственные связи, иллюстрировать опыт соответствующими примерами, аргументировать свои выводы.
Объем эссе. Каких-либо жестких границ по объему эссе не существует, но даже самый красноречивый эссеист, как правило, ограничивает свое сочинение двумя-тремя десятками страниц. Для нашего эссе достаточно 1- 2 листов печатного текста (шрифт TimesNewRoman, кегль 14, выравнивание текста «по ширине»).
Структурная схема эссе:
- Эпиграф – при составлении эссе обычно автор находит афоризм, пословицу, поговорку, отражающую суть проблемы эссе или собственной позиции;
- Введение — определение основного вопроса эссе;
- Основная часть — ответ на поставленный вопрос. Один параграф содержит: тезис, доказательство, подвывод, являющийся частично ответом на поставленный вопрос;
- Заключение - суммирование уже сделанных подвыводов и окончательный ответ на вопрос эссе.
IV. Алгоритм написания эссе:
напишите эссе в черновом варианте, придерживаясь оптимальной структуры;
проанализируйте содержание написанного;
проверьте стиль и грамотность, композиционное построение эссе, логичность и последовательность изложенного (избегайте слишком эмоциональных прилагательных и наречий, важно определиться, чтобы в работе вы не перескакивали с научного стиля на публицистический, разговорный и наоборот);
сократите объем эссе (напоминаем, работа должна быть краткой, не более двух страниц);
еще раз обратите внимание на привлекательность вашей работы, ее индивидуальность (есть ли в вашей работе что-то особенное, позволяющее выбиться из ряда других работ);
раскрыта ли тема? Внесите необходимые изменения и напишите окончательный вариант.
При написании эссе важно также учитывать следующие моменты:
вступление и заключение должны фокусировать внимание на проблеме (во вступлении она ставится, в заключении - резюмируется мнение автора);
необходимо выделение абзацев, красных строк, установление логической связи абзацев: так достигается целостность работы;
стиль изложения: эссе присущи эмоциональность, экспрессивность, художественность, стиль отражает особенности личности, об этом тоже полезно помнить.
Начало (вступление) и концовка (заключение) должны содержать одну и ту же главную мысль (идею), которая должна стать стержнем вашего эссе.
VI. Эссе должно быть оформлена грамотно (орфография, стиль изложения).Не забывайте, что написание эссе – это акт творчества, самовыражения, а не перечисление заученных чужих фраз. Поэтому будьте оригинальны! Найдите ключевые образы, сформируйте ассоциативные ряды, соотносящиеся с впечатлениями, фактами, необходимыми для развертывания вашей главной идеи.
VII.Перед тем как приступить к написанию эссе, обратите внимание на следующие вопросы. Ответы на них позволят вам более четко определить то, что стоит писать в эссе:
о деятельности, которой вы выбрали:
что заставило меня заняться этим видом деятельности?
почему я продолжал (ю) заниматься (выбирать) этот вид деятельности?
о каждом событии вашей жизни, о котором вы собираетесь упомянуть:
почему мне запомнилось именно это событие?
изменило ли оно меня как личность?
было ли это откровением для меня (тем, о чем я раньше не подозревал?)
о каждом человеке, которого вы собираетесь упомянуть:
почему я назвал именно этого человека?
стремлюсь ли я стать таким как он?
какими его качествами я восхищаюсь?
было ли сказано им что-то такое, что я буду помнить всю жизнь?
пересмотрел ли я свои взгляды?
о каждом из ваших предпочтений и том, что вам не нравится:
почему мне это нравится или не нравится?
повлияло ли это обстоятельство в значительной степени на мою жизнь (мой выбор)?
о каждой вашей неудаче:
чему я в результате научился?
что полезного я вынес из этой ситуации?
6. затрагивая в эссе свои личные качества или способности, спросите себя:
отличаюсь ли я тем или иным качеством от тех, кого я знаю?
в чем проявилось это качество?
Критерии оценивания задания
ОПОР
|
Критерии
|
Изложение сути поставленной проблемы
|
Представлена собственная точка зрения
|
Проблема раскрыта не достаточно полно
|
Проведение анализа проблемы с использованием концепций и аналитического инструментария соответствующей дисциплины
|
Лаконичность и логичность изложения
|
Нарушение логики изложения
|
Обобщение в выводах авторской позиции по поставленной проблеме.
|
Дается личная оценка проблеме
|
Слабо аргументировано собственное видение проблемы
|
Грамотность изложения
|
Отсутствие орфографических, стилистических, синтаксических ошибок
|
Допущение ошибок
|
Соответствие оформления техническим требованиям
|
Соблюдение требований к техническому оформлению
|
Наличие технических ошибок
|
Самостоятельная работа № 2
|