Правительство Российской Федерации
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«Национальный исследовательский университет
«Высшая школа экономики»
Факультет менеджмента
Кафедра венчурного менеджмента
Чурбанова Анастасия Владимировна
Исследование взаимодействия ассоциации бизнес-ангелов с предпринимательским сообществом
Выпускная квалификационная работа по направлению
080200.62 – «Менеджмент»
группа №10М1
-
-
Рецензент
к.э.наук, ст. преподаватель
____________________
Е.А.Ермакова
|
Научный руководитель
к.э.наук, доцент.
____________________
М.Г.Назаров
Выполнила
Студентка группы №10М1
____________________
А.В.Чурбанова
|
Нижний Новгород, 2014
Содержание
Введение……………………………………………………………………...……3
Глава I Роль бизнес-ангелов и предпринимателей в региональной инновационной системе………………………………………………………..…6
1.1Региональная инновационная система: основные элементы и функции…..6
1.2 Особенности взаимодействия бизнес-ангелов с предпринимательским сообществом……………………………………………………………………...23
Глава II Оценка взаимодействия бизнес-ангелов и предпринимателей в региональной инновационной системе Нижегородской области.....................31
2.1 Общая характеристика региональной инновационной системы Нижегородской области…………………………………………………………31
2.2Разработка модели оценки взаимодействия бизнес-ангелов
с предпринимателями……………………………………………………………33
2.3 Разработка инструментария исследования…………………………….…..34
Глава III Особенности взаимодействия бизнес-ангелов с предпринимательским сообществом в Нижегородской области………….….37
3.1 Результаты исследования…………………………………………………...37
3.2 Рекомендации по улучшению взаимоотношений бизнес-ангелов с предпринимательским сообществом в Нижегородской области……………..43
Заключение…………………………………………………………………........54
Список литературы…………………………………………………………...….58
Приложение………………………………………………………………………64
Введение
Актуальность. Развитие национальной инновационной системы, её эффективное функционирование во многом зависит от степени инновационного развития в конкретных регионах страны. Высокий уровень региональной инновационной системы, в свою очередь, зависит от слаженности работы всех ее контрагентов. Бизнес-ангелы и предпринимательские сообщества являются одними из ключевых элементов развития региональной инновационной системы, способствующими эффективному функционированию инновационных кластеров. От уровня развития института венчурных инвестиций, частью которого являются бизнес-ангелы, и его интегрированности в бизнес-сообщество зависит развитие экономики региона. Бизнес-ангелы и предприниматели играют важную роль в развитии региональной инновационной системы, их взаимодействие приводит к значительному росту инновационной активности предприятий. Несмотря на то, что в мировой практике данному вопросу уделяют особое внимание, в России проблема взаимоотношения бизнес-ангелов и предпринимательского сообщества является мало изученной. Поэтому тема исследования является актуальной.
Степень изученности проблемы.
Многие авторы уделяли внимание темам, касающимся, проблеме взаимодействия бизнес-ангелов с предпринимательским сообществом.
Понятие «инновация» рассматривали Й. Шумпетер, П.Друкер, Б. Твисс, Г. Менш, В.Г. Медынский, К. Фримен, Э.Роджерс и др. Понятие «инновационная система» в своих работах отразили Б.Лундвалл, К.Фримен и Р.Нельсон и др.. Термин «региональная инновационная система» рассматривали такие исследователи, как Д. Долоро, Дж. Лим, А.Исаксен и др. Понятие «бизнес-ангел» анализировали К.Мэсон, Р.Гаррисон, В.Рамадани, А. Каширин, Е.Рогова, Е.Ткаченко, Э.Фияксель и др. Термин «предприниматель» рассматривался такими учеными, как Й.Шумпетер, С.Венкатараман, Г.Широкова, Р.Кантильон, Ж.-Б.Сэй и др. Концепцию межфирменных сетей анализировали Ф.Двайер, Д. Форд, Р. Кэнтер, Дж. Бэтонд, Р. Майлз и Ч. Сноу, В.Фруин, С. Джонс, В. Хестерли и С. Боргатти, Л.Дробышевская, И.Ларионова и др. Проблемой взаимодействия бизнес-ангелов и предпринимателей в условиях развития инновационных кластеров занимались Ю.Ли, С.Янг, А.Крэн, Д.Мэттэн, В.Коллеваерт, Ю .Фаззин, А.Каширин,А.Семенов, М.Феррари, М. Грановеттер и др.
Объект - взаимодействие ассоциации бизнес-ангелов с предпринимательским сообществом.
Предмет – уровень взаимодействия ассоциации бизнес-ангелов с предпринимательским сообществом.
Цель: выявить основные особенности и проблемы взаимодействия бизнес-ангелов с предпринимательским сообществом.
Задачи:
1) Рассмотреть понятие «региональная инновационная система», ее основные элементы и функции.
2) Проанализировать понятия «бизнес-ангел» и «ассоциация бизнес-ангелов», их роли и функции.
3) Рассмотреть понятия «предприниматель» и «предпринимательское сообщество», их роли и функции.
4) Провести исследование особенностей взаимодействия бизнес-ангелов с предпринимательским сообществом в Нижегородской области.
5) Разработать модель взаимодействия бизнес-ангелов с предпринимательским сообществом.
Методы – анализ-синтез, личные полуструктурированные интервью, качественный анализ данных.
Критерий научной новизны. Новизна исследования будет иметь практическое значение для понимания главных особенностей взаимодействия бизнес-ангелов с предпринимательским сообществом на примере Нижегородского региона.
Модель взаимодействия бизнес-ангелов с предпринимательским сообществом, а также рекомендации, разработанные по итогам исследования, будут ориентированы на улучшение данного процесса и стимулирование развития региональной инновационной системы в Нижегородской области.
Логика и структура работы.
В первой главе работы проанализируем развитие концепции региональной инновационной системы, ее основные элементы и функции, рассмотрим особенности инвестирования бизнес-ангелов, роль ассоциаций бизнес-ангелов в развитии инновационного проекта, выясним, в чем заключается смысл понятий «предприниматель», «предпринимательское сообщество», «межфирменные сети», определим особенности взаимодействия бизнес-ангелов и предпринимателей.
Во второй главе работы рассмотрим общую характеристику РИС Нижегородской области, проведем оценку уровня взаимодействия бизнес-ангелов с предпринимательским сообществом в региональной инновационной системе Нижегородской области посредством полуструктурированного интервью среди представителей бизнес-ангелов и предпринимателей Нижегородского региона.
В третьей главе работы проанализируем основные результаты проведенного исследования, обозначим основные рекомендации по улучшению процесса сотрудничества бизнес-ангелов и предпринимательского сообщества, составим модель их взаимодействия.
Глава I Роль бизнес-ангелов и предпринимателей в региональной инновационной системе
1.1Региональная инновационная система: основные элементы и функции.
Существуют различные концепции инновационных систем. Для того, чтобы проанализировать понятие региональной инновационной системы, необходимо начать с термина «инновация».
Инновации играют ключевую роль в развитии региональной инновационной системы.
Впервые понятие «инновация» появилось в научных работах XIX в. Разработкой концепций, посвященных исследованию данного термина занимались многие ученые, такие как Й. Шумпетер, П.Друкер, Б. Твисс, Г. Менш, В.Г. Медынский, К. Фримен, Э.Роджерс и другие.
Исследователями выделяются различные подходы, исходя из которых, инновация рассматривалась как:
1) изменение (Й. Шумпетер, А.И.Пригожин)
2) средство (П.Друкер)
3) процесс (Б. Твисс, В.Г.Медынский);
4) результат (П. Лемерль, Р.А. Фатхудинов, А.С.Кулагин)
Основоположником концепции инноваций является Й. Шумпетер. Он определял инновацию как изменение, полагая, что ключевой функцией инновационной деятельности является функция управления изменениями (Шумпетер, 2007).
Исследователь рассматривал несколько типов комбинаций управления имеющимися производительными силами:
1) применение новой техники и технологических процессов;
2) внедрение улучшенной продукции;
3) применение нового сырья;
4) изменения в организации производства;
5) возникновение новых рынков сбыта.
П.Друкер напротив, под понятием «инновация» понимал особый инструмент предпринимательской деятельности, благодаря которому изменения могут быть использованы как способ осуществления нового вида бизнеса или услуг (Сафиуллина, 2012).
Исследователи, рассматривающие инновацию как процесс, придерживались другой позиции. Б. Твисс характеризовал инновацию как процесс передачи потребителю научного или технического знания. Продукт, в данном случае, являлся носителем технологии (Шепелев, 2008). Б. Санто, в свою очередь, рассматривал инновацию как общественно-экономический процесс, следствием которого является создание лучших по свойствам технологий и продуктов, благодаря практическому использованию идей и изобретений (Санто, 2006).
Ученые, рассматривающие инновацию как результат, анализировали термин с другой точки зрения. Р.А. Фатхутдинов характеризовал инновацию как конечный результат внедрения новшества для того чтобы изменить объект управления и получить экономический, социальный, экологический, научно-технический и другой эффект (Фатхутдинов, 2008).
А.С. Кулагин расширил понятие, рассмотрев инновацию не только как новую продукцию, но и как способ ее производства, применения, нововведения или усовершенствования в сфере организации, а также реализации продукции, обеспечивающие экономическую выгоду (Мезенина, 2012).
Таким образом, в соответствии с международными документами, регламентирующими инновационную деятельность, инновация представляет собой реализацию нового или значительно усовершенствованного продукта или процесса, нового метода маркетинга или нового метода организации бизнеса (Oslo Manual, 2005).
Существуют различные подходы к понятию «инновационная система». Ч. Эдквист определил инновационную систему как совокупность всех важных факторов, которые оказывают влияние на развитие, распространение и применение инноваций, а также друг на друга (Fagerberg, 2006).
Б. Лундвалл дал более широкое понятие инновационной системе, обратив внимание на экономический аспект. Таким образом, исходя из его концепции, инновационная система - система инноваций, образующаяся из элементов и отношений, участвующих в производстве, распространении и использовании знания, которое является новым и экономически полезным (Asheim, 2003).
Также исследователями было обозначено такое понятие, как «национальная инновационная система». Главными авторами теории являются Б.Лундвалл, К.Фримен и Р.Нельсон.
Б.Лундвалл, обращая внимание на внутрисистемные характеристики, определил национальную инновационную систему как систему инноваций, которая складывается из элементов и их взаимодействия в производстве, распространении и использовании новых знаний, располагающихся на национальном уровне (Lundvall, 1992). К.Фримен расширил понятие национальной инновационной системы, определив ее как сеть учреждений в государственном и частном секторах, в результате деятельности и взаимодействия которых осуществляется разработка, импорт, изменение и распространение новых технологий (Sverker, 2000). Р.Нельсон продолжил его теорию, уделив особое внимание роли институтов. Он обозначил корпоративную инновационную систему как совокупность институтов, взаимосвязь которых определяет инновационную деятельность фирм на уровне страны (Nelson, 1993). Таким образом, национальная инновационная система включает в себя систему взаимоотношений между наукой, промышленностью и обществом, где инновации стимулируют развитие научной деятельности и экономики в целом.
Региональная инновационная система является составляющей национальной инновационной системы. Она основывается на инновационной стратегии, политической составляющей и потенциале региона, которые являются особенностями региона. Выделяют несколько подходов к понятию «региональная инновационная система».
Концепция региональной инновационной системы появилась в начале 1990-х годов и стала использоваться в виде инструмента для того, чтобы лучше понять инновационные процессы на уровне региональной экономики. Ее популярность соотносится с повышением роли инновационных кластеров.
Существуют различные подходы к понятию «региональная инновационная система». Д. Долоро представлял региональную инновационную систему как совокупность носителей частных и общественных интересов формальных институтов и организаций, которые располагаются на определенной территории формальных институтов и других организаций, сотрудничают друг с другом и активно взаимодействуют для того, чтобы создать, распространить и использовать новее знание (Жихарев, 2010). Дж. Лим, в свою очередь, обратил внимание на экономический аспект понятия. Исследователь обозначил региональную систему как систему, которая стимулирует экономическое развитие, развитие инновационных способностей организаций, развивающихся на обозначенной территории региона, а также повышение уровня его конкурентоспособности (Жихарев, 2010).
А.Исаксен дал наиболее полное определение региональной инновационной системе. По его мнению, это совокупность организаций, которые функционируют в определенном регионе и вовлечены в инновационную деятельность за счет использования устойчивых связей друг с другом, механизмов кооперации и координации совместной деятельности, связей с институтами и социальными региональными структурами (Жихарев, 2010).
Региональная инновационная система состоит из одного или нескольких инновационных кластеров, выступающих в роли элементов, которые образуют систему, и областей инновационной деятельности с высокой концентрацией. Региональными кластерами, в данном случае, являются области деятельности с высокой концентрацией компаний, являющиеся взаимозависимыми, из одного или нескольких экономических секторов, которые функционируют и развиваются в определенном регионе. Также региональная инновационная система включает в себя инновационные сети, организованные благодаря долгосрочным партнерским связям и принятым нормам ведения (Шапошникова, 2008).
Элементы региональной инновационной системы:
1) Предпринимательский сектор, состоящий из организаций, компаний, входящих в состав инновационных проектов, а также из устойчивых хозяйственных объединений компаний, в рамках составляющих инновационного процесса.
2) Государственный сектор:
региональные ведомства, которые разрабатывают и координируют научную и инновационную политику;
государственные финансирующие организации;
регулирующие органы;
предприятия и организации, принадлежащие или контролируемые государством.
3) Научно-исследовательский сектор, состоящий из организаций, выполняющих фундаментальные и прикладные исследования и разработки, проектные и конструкторские работы, в состав которых входят:
государственные научно-исследовательские организации;
частные исследовательские компании;
высшие учебные заведения, касающиеся проведения научно-исследовательских работ.
4) Организации по продвижению технологий и другие организации-посредники:
агентства по трансферу и коммерциализации технологий;
бизнес-инкубаторы;
технологические парки и пр.
5) Общественные и деловые объединения, осуществляющие координацию инновационной деятельности между организациями, в том числе:
деловые ассоциации ,альянсы;
профессиональные и деловые союзы;
общественные объединения и организации (Жихарев, 2010).
Функции региональной инновационной системы:
разработка инновационной политики;
обеспечение нормативно-законодательной базы;
выбор приоритетов в области инноваций и научных исследований и разработок;
мобилизация и размещение необходимых ресурсов;
осуществление научно- исследовательской деятельности;
создание человеческого капитала;
определение стимулов для развития инноваций (Буреш, 2011).
Таким образом, региональная инновационная система – это комплекс элементов инновационной деятельности, связанных между собой, инновационно-активных предприятий региона, субъектов малого инновационного бизнеса, НИИ, вузов, инновационных центров, технопарков, венчурных фондов, чье функционирование основывается на разработке и внедрении новых проектов.
Далее рассмотрим понятие «бизнес-ангел».
Первоначально термин «бизнес-ангел» употреблялся для обозначения спонсоров на Бродвее, занимающихся финансированием спектаклей на благотворительной основе, при этом не отказывающихся принять участие в разделе прибыли в случае успеха. Постепенно данный подход проник в сферу инноваций и высоких технологий, прежде всего в Силиконовую долину, где состоятельные люди стали финансировать инновационные проекты на стадии первоначального формирования. Постепенно объем инвестиций бизнес-ангелов увеличивался и распространялся на различные секторы экономики.
Существуют различные подходы к понятию «бизнес-ангел».
К.Мэсон и Р.Гаррисон полагали, что бизнес-ангелом является человек, который действует в одиночку или в формальном или неформальном объединении, который целенаправленно инвестирует собственные средства в инновационные проекты, где нет семейных связей и который принимает участие в ведении бизнеса, после его инвестирования (Harrison, 2005).
В.Рамадани расширил понятие. Исследователь рассматривал бизнес-ангелов как частных инвесторов, которые в течение их активной деятельности имеют накопленные средства, опыт и готовы инвестировать в инновационные предприятия с высокой долей риска для того, чтобы помочь молодым предпринимателям и увеличить свой доход (Ramadani, 2009).
А. Каширин, в свою очередь, конкретизировал термин, указав максимально возможные инвестиции бизнес-ангелов в инновационный проект. По его мнению, бизнес-ангелами являются инвесторы, физические и юридические лица, вкладывающие средства в малые инновационные компании ранних стадий развития обычно в объеме не более 1 млн евро в одну компанию ( Каширин, 2008).
Наиболее полное определение, раскрывающее все особенности бизнес-ангелов дали Е.Рогова, Е.Ткаченко, Э.Фияксель. По их мнению, бизнес-ангелы – это частные инвесторы, вкладывающие часть своих активов в высокорискованные и высокодоходные предприятия, чаще всего инновационные. Кроме финансовых ресурсов бизнес-ангелы привносят в компанию опыт, контакты, управленческие технологии и часто играют активную роль в управлении.
Функции бизнес-ангелов:
инвестирование части своих активов в высокорискованные и высокодоходные проекты
вложение своих знаний, деловых связей, опыта в развитие инновационного проекта
участие в управлении инвестируемого проекта (Рогова, 2011).
Таким образом, бизнес-ангел привносит в компанию кроме денег свои знания, деловые связи, опыт в сфере деятельности и управленческие навыки. От этого выигрывает вся команда в целом, существенно ускоряется рост и развитие бизнеса.
Чаще всего бизнес-ангелы приобретают миноритарный пакет акций (долей) компании на ограниченный период времени (3-7 лет), поскольку они заинтересованы в том, чтобы предприниматель был достаточно мотивирован для реализации своего проекта. Бизнес-ангелы вкладывают в десятки проектов небольшие средства и способствуют их развитию, для того чтобы увеличилась вероятность успеха одно или нескольких профинансированных проектов и прибыль была значительной. Отличительной особенностью бизнес-ангела от инвесторов в традиционных бизнесах является тот факт, что его не настолько интересует текущая прибыль проекта, как таковая, поскольку его основной целью является максимальное увеличение стоимость компании и последующая продажа своей доли в ней (Фияксель, 2007).
Основная мотивация для бизнес-ангела инвестирования в проекты:
получение возможности прибыльно вложить капитал;
финансирование разработки с целью включения ее потом в собственный бизнес;
получение радости и удовлетворения от инвестиционной деятельности;
передача опыта и знания молодым предпринимателям, желание участвовать в создании новых компаний (Боков, 2012).
личностный рост;
поддержка производства товаров и услуг, которые полезны для общества;
улучшение репутации в сообществе;
прочие нефинансовые мотивы (Ramadani, 2009).
Явление финансирования проектов бизнес-ангелами имеет широкое распространение в США и Европе.
Так, к примеру, в США в 2006 г. число бизнес-ангелов составило 234 000 человек, они инвестировали 25,6 млрд долл. в 51 000 проектов ( Sohl, 2007). Эксперты насчитывают 125 тыс.человек, являющихся активными бизнес-ангелами. При этом ежегодный объем венчурных инвестиций в Европейском союзе оценивается примерно в 3 млрд евро (Statistics compendium, 2007).
Таким образом, бизнес-ангелы являются важнейшим классом инвесторов, заполняющим разрыв между первоначальными вложениями собственных компаний с последующими источниками финансирования.
Ситуация на рынке бизнес-ангелов России несколько отличается от западной модели. Главным отличием является тот факт, что российские бизнес-ангелы предпочитают вкладывать средства в компании, находящиеся на стадии расширения. Также существует проблема недостатка информации о ситуации, происходящей на неформальном рынке венчурного капитала. Одним из наиболее эффективных решением проблем является объединение бизнес-ангелов в сети, ассоциации и другие неформальные организации. Цель подобных объединений – дать возможность предпринимателям показать свои проекты большому числу бизнес-ангелов, как действующих, так и начинающих, являющихся потенциальными инвесторами. Также подобные объединения позволяют объединить не только капитал участников, но и компетенции, опыт из различных сфер бизнеса.
Функции ассоциаций бизнес-ангелов:
привлечение бизнес-ангелов и инициаторов проектов;
отбор проектов, осуществляющийся заранее;
установление контактов между бизнес-ангелами и инициаторами проектов;
оказание правовой и методической помощи бизнес-ангелами и инициаторам проектов;
обучение инвесторов и авторов проектов, касательно проблем инвестиционного процесса,
консалтинговые услуги;
содействие в формировании команды, работающей над проектом;
постоянное обновление информации о новых проектах, которые были зарегистрированы, и новых членах ассоциации;
подробное описание рассматриваемых проектов;
регулярное обновление информации для членов ассоциации;
инвестиции в инновационные компании ранних стадий;
объединение средств и компетенций членов ассоциации при инвестировании (Рогова, 2011).
Цели членов ассоциации бизнес-ангелов:
совместное инвестирование в проекты собственной разработки;
помощь в получении соинвестирования из сторонних источников;
получение экспертной оценки по поступающим проектам о перспективах коммерциализации;
организация поиска сторонних перспективных проектов;
использование бизнес-связей и партнерских отношений с различными организациями других членов ассоциации;
получение консультации при подготовке документации при подаче в различные фонды и программы поддержки.
Ассоциации бизнес-ангелов являются более эффективной формой взаимодействия, по сравнению с одиночными бизнес-ангелами. Поскольку одиночный бизнес-ангел больше полагается на личный опыт и случайные проекты, в то время как объединение бизнес-ангелов способно организовать постоянный входящий поток сделок, отбор венчурных проектов, их подготовку и презентационные сессии для потенциальных инвесторов.
|