Министерство образования Нижегородской области
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Областной многопрофильный техникум»
Рабочая программа учебной практики
по специальности 38.02.04 «Коммерция» (по отраслям)
Профессиональный модуль ПМ.03
Управление ассортиментом, оценка качества и обеспечение сохраняемости товаров
Ардатов
2015
СОГЛАСОВАНО
Методической комиссией
Преподавателей спец.дисциплин
Протокол №____
От «___» _________ 2015г.
|
УТВЕРЖДАЮ:
Директор ГБПОУ Областной многопрофильный техникум
___________ Н.И.Курицын
От «___» ____________ 2015г.
|
Председатель_____________ Т.М.Ермакова
СОГЛАСОВАНО:
Председатель Ардатовского Райпо
_____________________Янбиков Р.С.
Разработчики:
-Красавина Е.Ю - мастер производственного обучения первой категории ГБПОУ Областной многопрофильный техникум
Рабочая программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности
по специальности 38.02.04. Коммерции (по отраслям)
.
СОДЕРЖАНИЕ
№ п/п
|
Название разделов программы
|
cтр.
|
1
|
Паспорт программы учебной практики профессионального модуля
|
5
|
2
|
Результаты освоения учебной практики профессионального модуля
|
8
|
3
|
Структура и содержание учебной профессионального модуля
|
9
|
4
|
Условия реализации программы учебной практики профессионального модуля
|
12
|
5
|
Контроль и оценка результатов освоения программы учебной практики
|
16
|
паспорт рабочей ПРОГРАММЫ учебной практики
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ ПМ 03
Управление ассортиментом, оценка качества и обеспечение сохраняемости товаров
1.1. Область применения программы
Рабочая программа учебной практики – является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО 38.02.04 Коммерция (по отраслям) в части освоения основного вида профессиональной деятельности (ВПД): Управление ассортиментом, оценка качества и обеспечение соханяемости товаров и
соответствующих профессиональных компетенций (ПК) и общих компетенций (ОК):
Код
|
Наименование результата обучения
|
ПК 1.
|
Участие в формировании ассортимента в соответствии с ассортиментной политикой организации, определять номенклатуру показателей качества товаров.
|
ПК.2.
|
Расчет товарных потерь и реализация мероприятий по их предупреждению или списанию.
|
ПК.3.
|
Оценка и расшифровка маркировки в соответствии с установленными требованиями.
|
ПК.4.
|
Классификация товаров, идентификация их ассортиментной принадлежности, оценка качества, диагностика дефектов, определение градаций качества.
|
ПК.5.
|
Контроль за условиями и сроками хранения и транспортировкой товаров, обеспечивание их сохраняемости, проверка соблюдений требований к оформлению сопроводительных документов.
|
ПК 6.
|
Обеспечивание соблюдений санитарно-эпидемиологических требований к товарам и упаковке, оценка качества процессов в соответствии с установленными требованиями.
|
ПК.7.
|
Производить измерения товаров и других объектов, перевод внесистемных единиц измерений в системные.
|
ПК 8.
|
Работа с документами по подтверждению соответствия, участие в мероприятиях по контролю.
|
ОК 1.
|
Понимание сущности и социальной значимости своей будущей профессии, проявление к ней устойчивого интереса.
|
ОК 2.
|
Организация собственной деятельности, выбор типовых методов и способов выполнения профессиональных задач, оценка их эффективности и качества.
|
ОК 3.
|
Принятие решения в стандартных и нестандартных ситуациях и чувствовать за них ответственность.
|
ОК 4.
|
Осуществление поиска и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
|
ОК 6.
|
Работа в коллективе и в команде, эффективное общение с коллегами, руководством, потребителями.
|
ОК 7.
|
Самостоятельное определение задач профессионального и личностного развития, занятие самообразованием, осознанное планирование повышения квалификации.
|
ОК 12.
|
Соблюдение действующего законодательства и обязательных требований нормативных документов, а также требований стандартов, технических условий.
|
Рабочая программа учебной практики может быть использована в дополнительном профессиональном образовании и профессиональной подготовке работников для предприятий торговли при наличии среднего (полного) общего образования по направлению товароведение, торговое дело.
Цели и задачи учебной практики:
С целью овладения указанным видом профессиональной деятельности и соответствующими профессиональными компетенциями обучающийся в ходе учебной практики должен:
иметь практический опыт:
определения показателей ассортимента;
распознавание товаров по ассортиментной принадлежности;
оценки качества товаров в соответствии с установленными требованиями; установления градаций качества;
расшифровки маркировки;
контроля режима и сроков хранения товаров;
соблюдения санитарно-эпидемиологических требований к товарам, упаковке, условиям и срокам хранения.
уметь:
применять методы товароведения;
формировать и анализировать торговый (или промышленный) ассортимент;
оценивать качество товаров и устанавливать их градации качества;
рассчитывать товарные потери и списывать их;
идентифицировать товары;
соблюдать оптимальные условия и сроки хранения и транспортирования, санитарно-эпидемиологические требования к ним.
знать:
теоретические основы товароведения: основные понятия, цели, задачи, принципы, функции, методы, основополагающие товароведные характеристики и факторы, влияющие на них;
виды товарных потерь, причины их возникновения и порядок списания;
классификацию ассортимента, товароведные характеристики продовольственных и непродовольственных товаров однородных групп, оценку их качества, маркировку;
условия и сроки транспортирования и хранения, санитарно-эпидемиологические требования к ним;
особенности товароведения продовольственных и непродовольственных товаров.
Количество часов на освоение учебной практики – 36
2. результаты освоения ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
Результатом освоения программы профессионального модуля является овладение обучающимися видом профессиональной деятельности:
организация и управление торгово-сбытовой деятельностью и, в том числе профессиональными (ПК) и общими (ОК) компетенциями:
Код
|
Наименование результата обучения
|
ПК 1.
|
Участие в формировании ассортимента в соответствии с ассортиментной политикой организации, определять номенклатуру показателей качества товаров.
|
ПК.2.
|
Расчет товарных потерь и реализация мероприятий по их предупреждению или списанию.
|
ПК.3.
|
Оценка и расшифровка маркировки в соответствии с установленными требованиями.
|
ПК.4.
|
Классификация товаров, идентификация их ассортиментной принадлежности, оценка качества, диагностика дефектов, определение градаций качества.
|
ПК.5.
|
Контроль за условиями и сроками хранения и транспортировкой товаров, обеспечивание их сохраняемости, проверка соблюдений требований к оформлению сопроводительных документов.
|
ПК 6.
|
Обеспечивание соблюдений санитарно-эпидемиологических требований к товарам и упаковке, оценка качества процессов в соответствии с установленными требованиями.
|
ПК.7.
|
Производить измерения товаров и других объектов, перевод внесистемных единиц измерений в системные.
|
ПК 8.
|
Работа с документами по подтверждению соответствия, участие в мероприятиях по контролю.
|
ОК 1.
|
Понимание сущности и социальной значимости своей будущей профессии, проявление к ней устойчивого интереса.
|
ОК 2.
|
Организация собственной деятельности, выбор типовых методов и способов выполнения профессиональных задач, оценка их эффективности и качества.
|
ОК 3.
|
Принятие решения в стандартных и нестандартных ситуациях и чувствовать за них ответственность.
|
ОК 4.
|
Осуществление поиска и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
|
ОК 6.
|
Работа в коллективе и в команде, эффективное общение с коллегами, руководством, потребителями.
|
ОК 7.
|
Самостоятельное определение задач профессионального и личностного развития, занятие самообразованием, осознанное планирование повышения квалификации.
|
ОК 12.
|
Соблюдение действующего законодательства и обязательных требований нормативных документов, а также требований стандартов, технических условий.
|
Структура и содержание учебной практики профессионального модуля
ПМ.03 «Управление ассортиментом, оценка качества и обеспечение сохраняемости товаров»
Коды формируемых компетенций
|
Наименование тем
|
Кол-во часов
|
ПК 3, 7
ОК 1-4,6,7,12
|
Раздел 1.
Организация управления товарным ассортиментом, оценки качества и обеспечение сохраняемости товаров в торговых организациях
|
12
|
ПК 1, 2,
4-6, 8
ОК 1-4,6,7,12
|
Раздел 2.
Формирование и анализ торгового ассортимента
|
18
|
|
Дифференцированный зачет
|
6
|
|
ИТОГО
|
36
|
Содержание учебной практики по профессиональному модулю ПМ.03
Управление ассортиментом, оценка качества и обеспечение сохраняемости товаров
Наименование разделов
|
Содержание учебного материала
|
Объем часов
|
Уровень освоения
|
Раздел 1. Организация управления товарным ассортиментом, оценки качества и обеспечение сохраняемости товаров в торговых организациях
|
Содержание
|
|
|
Ознакомление со способами и приемами предоставления потребителю информации: о товарах, их изготовителях, пределение достаточности и доступности информации о товарах;
Ознакомление с созданием и условиями поддержания заданного режима хранения, размещения товаров в складе. Ознакомление с операциями предреализационной товарной обработки перед отпуском товаров: сортировка, комплектация, формирование товарной партии, упаковывание, маркирование и т. д.
Овладение основными операциями предреализационной подготовки товаров с учетом их особенностей: разупаковывание, сортировки, проверки качества, в том числе осмотр внешнего вида маркировки, сверки цен с документами. Приобретение навыков размещения и выкладки в торговом зале разных групп товаров. Овладение навыками упаковывания разных групп товаров
|
12
|
2
|
Раздел 2. Формирование и анализ торгового ассортимента
|
Содержание
|
|
|
Изучение ассортимента товаров в розничной торговой сети. Составление товароведных характеристик реализуемых товаров. Ознакомление с оформлением прайс-листов и других средств информации об ассортименте и ценах на реализуемые товары.
Ознакомление с видами инвентаря и инструментов, имеющихся в торговом предприятии, их назначением, правилами пользования, ухода за ними;
Оформление ценников на товары и проверка наличия всех необходимых реквизитов. Оценка соответствия правил подготовки товаров однородных групп к продаже требованиям нормативных документов. Ознакомление с безопасными приемами труда;
Участие в приемке товаров по количеству и качеству, размещении товаров, работе с поставщиками и потребителями; проведении инвентаризации товаров. Работа с действующим законодательством и обязательными требованиями нормативных документов, а также требованиями стандартов, технических условий.
|
18
|
2
|
|
|
Дифференцированный зачет
|
6
|
|
|
|
Итого
|
36
|
|
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)
3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)
Условия реализации программы учебной практики профессионального модуля ПМ. 03. Управление ассортиментом, оценка качества и обеспечение сохраняемости товаров
4.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Практика является обязательным разделом ОПОП. Она представляет собой вид учебных занятий, обеспечивающих практико-ориентированную подготовку обучающихся.
Учебная практика профессионального модуля ПМ.03 Управление ассортиментом, оценка качества и обеспечение сохраняемости товаров проводится образовательным учреждением при освоении студентами профессиональных компетенций в рамках профессиональных модулей и реализуется как концентрированно в несколько периодов, так и рассредоточено, чередуясь с теоретическими занятиями в рамках профессиональных модулей.
Перечень кабинетов, лабораторий, мастерских и других помещений
Для проведения учебной практики имеются учебный магазин и лаборатория торгово-технологического оборудования.
Оборудование учебного магазина:
• витрина стеклянная - 1 шт.
выставочный стеллаж - 1 шт.
• ЕНВД POS–система ШТРИХ– lightPOS – 1 шт.
• весы напольные - 1 шт.
• кассовый аппарат АМС100 с денежными ящиками–1шт.
• весы электронные ШТРИХ принт – 1шт.
• терминал сбора данных OPTCON – 1шт.
• чекопечатающее устройство TSC–1 шт.
• весы электронные CheewayScale16 kg - 1 шт.
• сканер ШК МК 5145 Eclipse - 1 шт.
Оборудование Лаборатории торгово-технологического оборудования:
• кассовый .аппарат АМС-100К с денежным ящиком - 1шт.
• кассовый аппарат АМС 100Ф с денежным ящиком - 4 шт.
• контрольно-кассовые машины ККМ Элвес 01-03Ф - 2 шт.
• весы механические РН 10Ц13У- 2шт.
• весы электронные - 2 шт.
• кассовый аппарат АМС 100-9 шт.
• электронные весы Штрих - 10 шт.
• проектор – 1 шт.
• ККМ элвес микро К – 2 шт.
4.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основная литература
Казанцева, Н.С. Товароведение продовольственных товаров: учебник – 3-е изд.,- М.: Дашков и К, 2009. - 400с.
Неверов, А.Н. Товароведение и организация торговли непродовольственными товарами: учебник/ Т.И. Чалых, Е.Л. Пехташева - М.: МЦФЭР, 2006. – 464 с.
Николаева, М.А. Товароведение потребительских товаров. Теоретические основы: учебник. - М.: Норма, 2007, 283с.
Тимофеева, В.А. Товароведение продовольственных товаров: учебник - 5-е изд, доп. и перераб.- Ростов на Дону: Феникс, 2005.- 416с.
Ходыкин, А.П. Товароведение непродовольственных товаров: учебник/ А.А. Ляшко, Н.И. Волошко – 3-е изд.,- М.: Дашков и К, 2010. – 544 с.
Справочник по товароведению продовольственных товаров. В 2 т.- учеб. пособие. / Под ред. Т.С. Голубкиной, Н.С. Никифорова - М.: Академия, 2008.
Федеральные законы
1. «О защите прав потребителей», ФЗ-2 от 09.01.96 г. с изменениями и дополнениями от 17.12.99. ФЗ-212,2004
2. Правила продажи отдельных видов товаров (Постановление Правительства РФ от 19.01.98 № 55 с изменениями и дополнениями)
Дополнительные источники:
Вилкова, С.А. Экспертиза потребительских товаров: учебник - М.: Дашков и К, 2010. – 252 с.
Дзахмишева, И.Ш. Идентификация и фальсификация непродовольственных товаров: учеб. пособие – 2-е изд; перераб. и доп. - - М.: Дашков и К, 2010. – 360 с.
Паршикова, В.Н. Товароведение и экспертиза бытовых химических товаров: учебник - М.: Академия, 2005. – 224 с.
Теплов, В.И. Коммерческое товароведение: учебник - М.: Дашков и К, 2010. – 696 с.
Журналы и газеты:
«Кожевенно-обувная промышленность»;
«Мягкое золото»;
«Потребитель»;
«Российская торговля»;
«Часы»;
«Швейная промышленность» и др.
4.3. Общие требования к организации образовательного процесса
Продолжительность учебной недели 6 дней. Урок производственного обучения длится 6 часов, с перерывами на отдых через каждые 45 минут.
Во время учебной практики обучающиеся распределяются по рабочим местам, обеспечиваются индивидуальными заданиями в соответствии с программой практики.
При проведении уроков учебной практики предусматривается реализация компетентностного подхода, использование активных форм проведения занятий с применением электронных образовательных ресурсов, деловых и ролевых игр, разработка индивидуальных и групповых проектов, анализ производственных ситуаций, использование личностно-ориентированных педагогических технологий.
На время учебной практики учащимся выдается спецодежда.
Формой промежуточной аттестации обучающихся по учебной практике является дифференцированный зачет.
4.4. Кадровое обеспечение образовательного процесса
Требования к квалификации педагогических кадров, осуществляющих руководство практикой:
Инженерно-педагогический состав: дипломированные специалисты – преподаватели междисциплинарных курсов, а также общепрофессиональных дисциплин. Мастера: педагогические кадры с опытом деятельности в организациях соответствующей профессиональной сферы.
Педагоги должны проходить стажировку в профильных организациях не реже 1-го раза в 3 года. Стажировка является обязательным условием.
Контроль и оценка результатов учебной практики
Результаты
(освоенные профессиональные компетенции)
|
Основные показатели оценки результата
|
Формы и методы контроля и оценки
|
ПК 1. Участие в формировании ассортимента в соответствии с ассортиментной политикой организации, определять номенклатуру показателей качества товаров.
|
- анализирование ассортимента
- обобщение, оформление выводов
- обоснование показателей качества товаров
|
фронтальный опрос, тестирование;
индивидуальный устный опрос с привлечением группы;
опрос по цепочке;
составление тезисов,
проверка выводов, представленных студентами
|
ПК 2. Расчет товарных потерь и реализация мероприятий по их предупреждению или списанию.
|
- получение результатов расчета товарных потерь, их обоснование
- проектирование мероприятий по их предупреждению или списанию
|
решение задач,
экспертная оценка выполнения практического занятия, лабораторной работы; анализ документа, представленного студентами;
|
ПК.3. Оценивать и расшифровывать маркировку в соответствии с установленными требованиями.
|
- понимание маркировочных данных
- сопоставление этих данных с фактическим значением
- оформление выводов
|
решение ситуаций, экспертная оценка выполнения практического занятия; анализ документа;
|
ПК 4. Классифицировать товары, идентифицировать их ассортиментную принадлежность, оценивать качество, диагностировать дефекты, определять градации качества.
|
- анализирование группы товаров
- составление товароведных характеристик
- обоснование качества товаров
|
тестирование;
индивидуальный устный опрос с привлечением группы;
опрос по цепочке;
выполнение схем,
анализ документа;
экспертная оценка выполнения практического занятия, лабораторной работы
|
ПК.5. Контролировать условия и сроки хранения и транспортирования товаров, обеспечивать их сохраняемость, проверять соблюдение требований к оформлению сопроводительных документов.
|
- сравнение условий и сроков хранения товаров
- проектирование мероприятий по сохранности товаров
- обобщение полученных результатов
|
Проверка документов, представленных студентами,
экспертная оценка выполнения практического занятия, лабораторной работы
|
ПК 6. Обеспечивать соблюдение санитарно-эпидемиологических требований к товарам и упаковке, оценивать качество процессов в соответствии с установленными требованиями.
|
- сопоставление санитарно-эпидемиологических требований к товарам
- составление показателей качества товаров
|
анализ документа; самостоятельная работа,
экспертная оценка выполнения практического занятия, лабораторной работы
|
ПК.7 Производить измерения товаров и других объектов, переводить внесистемные единицы измерений в системные.
|
- составление показателей измерения товаров и их обоснование
|
решение ситуаций,
экспертная оценка выполнения практического занятия; анализ документа;
|
ПК. 8 Работать с документами по подтверждению соответствия, принимать участие в мероприятиях по контролю.
|
- обоснование фактических показателей и их соответствие с регламентирующими документами.
- оформление полученных результатов
|
анализ документа;
индивидуальный устный опрос с привлечением группы;
экспертная оценка выполнения практического занятия, лабораторной работы;
зачет по практике
|
Формы и методы контроля и оценки результатов обучения должны позволять проверять у обучающихся не только сформированность профессиональных компетенций, но и развитие общих компетенций и обеспечивающих их умений.
Результаты
(освоенные общие компетенции)
|
Основные показатели оценки результата
|
Формы и методы контроля и оценки
|
ОК 1. Понимание сущности и социальной значимости своей будущей профессии, проявление к ней устойчивого интереса.
|
-демонстрация интереса к будущей специальности
|
Наблюдение и оценка достижений студента на практических занятиях, на учебной и производственной практике.
|
ОК 2. Организация собственной деятельности, выбор типовых методов и способов выполнения профессиональных задач, оценка их эффективности и качества.
|
-выбор и применение методов решения профессиональных задач в области организации коммерческой деятельности;
-оценка эффективности и качества выполнения работ
|
Наблюдение и оценка достижений студента на практических занятиях, на учебной и производственной практике.
|
ОК 3. Принятие решения в стандартных и нестандартных ситуациях и чувствовать за них ответственность
|
- решение стандартных и нестандартных профессиональных задач в области товароведной деятельности
|
Наблюдение и оценка достижений студента на практических занятиях, на учебной и производственной практике.
|
ОК 4. Осуществление поиска и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
|
-эффективный поиск необходимой информации;
-использование различных источников, включая электронные
|
Наблюдение и оценка достижений студента на практических занятиях, на учебной и производственной практике.
|
ОК 6. Работа в коллективе и в команде, эффективное общение с коллегами, руководством, потребителями
|
-взаимодействие с обучающимися, преподавателями, мастерами, руководителями практик от предприятий социальных партнеров в ходе обучения
|
Наблюдение и оценка достижений студента на практических занятиях, на учебной и производственной практике.
|
ОК 7. Самостоятельное определение задач профессионального и личностного развития, занятие самообразованием, осознанное планирование повышения квалификации
|
-организация самостоятельных занятий при изучении профессионального модуля
|
Наблюдение и оценка достижений студента на практических занятиях, на учебной и производственной практике.
|
ОК 12. Соблюдение действующего законодательства и обязательных требований нормативных документов, а также требований стандартов, технических условий.
|
-соблюдение действующего законодательства и обязательных требований нормативных документов, а так же требований стандартов, технических условий
|
Наблюдение и оценка достижений студента на практических занятиях, на учебной и производственной практике.
|
|