Выпуск № 4/2012
Содержание номера
Страница главного редактора …………………………………………………………… 3
Дневник событий ………………………………………………………………………………. 4 – 7
С XVII Всероссийской конференции «Аптечная сеть России» ………………………………. 4 - 8
Региональные конференции Ассоциации «СоюзФарма» в Пятигорске, Москве,
Саратове, Казани, Краснодаре …………….. …………………………………………………….. 9 – 15
Позиция ОПОРЫ РОССИИ по внесению изменений в Положение о порядке ведения
кассовых операция для ИП ………………………………………………………………………… 15
Образовательные программы Ассоциации ……………………………………… 16 - 20
«Безрецептурные препараты в ассортименте аптеки. Биологически-активные добавки, специализированные продукты питания и препараты растительного происхождения»:
в Белгороде и Курске …………………………………………………………………………………. 16 - 17
«Аллергопрогноз-2012» в Казани …………………………………………………………………. 17
Аллергия - это не просто симптомы…
Тематическая конференция для аптек Калининградской области …………………………. 18
Тематическая конференция ААУ «СоюзФарма» для аптек Московского региона……….. 19
«Школа провизора» в Липецке ……………………………………………………………………. 20
Фармацевтическая справочная служба……………………………………………… 21 – 22
Дайджест СМИ за апрель…………………………………………………………………….. 23 – 28
Зарубежные новости ………………………………………………………………………………… 27 - 28
Конференции …………………………………………………………………………………….. 29
Анонс:
«Логистика в фармацевтическом бизнесе: развитие эффективной цепочки поставок»…………………………………………………………………………………………………. 29
Правовой навигатор ААУ «СоюзФарма» ……………………………………………… 30- 55
Нормативные документы ……… …………………………………………………………………… 30 – 41
Ответы Юридической службы на вопросы аптек ……………………………………………… .. 42 – 55
Добрый день, уважаемые коллеги!
1. Бизнес создают люди и губят его – тоже люди… Размышления на эту тему навеяло двухдневное пребывание на ежегодной отраслевой конференции «Аптечная сеть России». Даже в названиях панельных дискуссий был заложен конфликт и противостояние: «Война форматов на локальном рынке», «Одиночные игроки и локальные аптечные сети». К сожалению, погоня за «золотым тельцом» все больше привлекает в аптечную сферу людей, которые видят в ней только «бизнес и он должен приносить деньги» и могут обыденно констатировать: «происходит круговорот аптек в природе». А какой арсенал средств и технологий, включая ценовые войны, задействован…
Но, надо сказать, что есть еще настоящие профессионалы – провизоры, посвятившие выбранной профессии жизнь, и, научившись жить в новой бизнес-среде, не забывать о своей социальной ответственности перед людьми, да и своими сотрудниками. Особенно приятно отметить, что такую зрелость показали выступавшие на круглом столе конференции руководители аптек, входящих в нашу Ассоциацию: Т.Г.Коваленко (Аптечная сеть «Фармакон», г.Раменское Московской области) и Е.В.Гаврилова (Аптека «Венера» Москва).
2. Несмотря на интригующие и завлекающие названия ряда круглых столов, простое обозначение темы - «Саморегулируемые организации» - тоже не осталось без внимания участников конференции. Это - совместное мероприятие НП «Аптечная Гильдия» и ААУ «СоюзФарма». Руководители организаций: Е.В.Неволина и Д.Г.Целоусов не давали однозначных заключений, готовых рецептов, а делились своими размышлениями о преимуществах и трудностях СРО в отрасли, связанной со здоровьем, о правах и обязанностях его участников, страховании ответственности и др. Предстоит колоссальный объем работы по подготовке нормативных документов, разработке стандартов деятельности, определении качественных критериев, который может быть реализован только коллегиальными усилиями всех заинтересованных лиц. А потому руководители Ассоциаций призвали аптеки делиться своим мнением и предложениями.
3. Развивается взаимодействие Ассоциации «СоюзФарма» со Всероссийской организацией по поддержке малого и среднего бизнеса ОПОРА. Это и выступления региональных руководителей ОПОРЫ на наших конференциях, и информирование о позиции ОПОРЫ по ряду «болезненных» и для нас тем (в этом «Вестнике» - по внесению изменений в Положение о порядке ведению кассовых операция для ИП). В апреле, по запросу ОПОРЫ и Общественной Палаты РФ, Ассоциация представила материал о проникновении на фармацевтический рынок контрафактной и фальсифицированный продукции, оценке угроз, связанных с распространением такой продукции, а также предложения по противодействию ее производства и распространения (подготовлен Е.А.Максимкиной на базе участия в международных мероприятиях, результатов собственных исследований и контент-анализа публикаций).
4. Пока еще не сформировано новое Правительство и не озвучены кандидатуры руководителей Министерств, однако мысль о преемственности курса звучит постоянно. Поэтому Вам будет не безынтересно познакомиться с материалом о планирующихся с осени изменений в системе ценообразования на ЖНВЛП и разработанной Дорожной картой (читайте в дайджесте СМИ).
5. «Просто аптека» - неординарное решение украинских властей по противодействию манипуляции сознанием людей… «Бальзам» на души многих наших руководителей аптек…
6. Не могу оставить Вас без зарубежных новинок – об использовании виртуальных роботов-фармацевтов с искусственным интеллектом. Конечно, до наших реальных специалистов им далеко, но использование его для клинического анализа рецептов, индивидуального подбора наилучших средств, исключая «столкновение» различных препаратов – это Вы оцените.
С наилучшими пожеланиями и пусть Ваш бизнес будет достойным!
Н.И.Ривес, Главный редактор Вестника Ассоциации,
Руководитель Службы по связям с общественностью. n_rives@sojuzpharma.ru 30 апреля 2012 г.
Дневник событий
Апрель, по традиции, является наиболее активным месяцем года для отрасли, а значит и для всех ее участников. Так, уже семнадцатый раз проводится одно из самых масштабных мероприятий - Всероссийская конференция «Аптечная сеть России», в которой Ассоциация «СоюзФарма» и наши аптеки принимают непосредственное участие.
На протяжении месяца состоялись также пять региональных конференций ААУ «СоюзФарма». Руководители Ассоциации стали участниками: Конгресса «Человек и лекарство», заседания Общественного совета по защите прав потребителей при Федеральной службе по надзору в сфере здравоохранения и социального развития и Президиума ОПОРЫ РОССИИ.
XVII Всероссийская конференция «Аптечная сеть России»
В течение двух дней, 12-13 апреля 2012 г., эксперты обсуждали как темы, связанные с законодательным регулированием отношений в сфере фармацевтического бизнеса, так и практические аспекты развития аптечного бизнеса в России.
В первый день, на пленарном заседании, врио руководителя Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития Е.А.Тельнова подробно проинформировала о деятельности по контролю за реализацией программы модернизации здравоохранения. В 2011 году прошли проверки почти в 3,5 тыс. предприятий – юр.лиц и индивидуальных предпринимателей, в работе 21% из них выявлены нарушения. 48% нарушений совершены частными организациями
Основные виды нарушений: более 50% связаны с неправильным хранением лекарственных препаратов; на втором месте – несоответствие помещений лицензионным требованиям; 3-е – помещения отсутствуют при повторной проверке. По итогам составлены 162 предписания, 105 протоколов.
Объем фальсификата на российском фарм.рынке небольшой - 0,2% от общего количества серий препаратов, поступающих в оборот. "Цифра сама по себе невелика, но это не значит, что проблемы нет. Наличие фальсификата - угроза здоровью и жизни граждан. Надо ставить барьеры, которые оградят население от фальсификата, но не мешать работать фарм.промышленности", - подчеркнула она.
Мониторинг и контроль за уровнем цен: 6 февраля 2012 г. утвержден административный регламент Росздравнадзора по контролю за применением цен на жизненно важные препараты. Согласно этому документу, структура имеет право проверять цены на ЖНВЛП на всех уровнях: от производителей до аптек. В 2012 г. Служба планирует увеличить выборочный контроль лекарств до 10% . В 2013-2014 гг. этот показатель составит уже 20%. «Только при таком уровне выборочных проверок можно говорить об эффективности госконтроля»,- отметила Е.А.Тельнова.
Еще одним объектом проверок станут ценники в аптеках. Контролеры планируют уделить особое внимание «соблюдению требований к актуальности размещаемой в торговых залах аптек информации о розничных ценах на препараты».
А.Н.Буйлова, советник Управления контроля размещения государственного заказа ФАС, рассказала о нюансах практического применения ФЗ «О закупках товаров, работ и услуг отдельными видами юридических лиц». С 1 января 2012 года желающие могут ознакомиться с графиками закупок на специальном сайте - согласно законодательству заказчики обязаны публиковать эти сведения. ФАС России предлагает централизованно размещать заказ через уполномоченные органы. По словам А.Н.Буйловой это будет особенно эффективно, когда речь идет о «малых закупках» для небольших учреждений. Новый закон определит, как устанавливать начальную максимальную цену на товары и услуги, которые будет закупать заказчик. Что касается этапа отбора участников заказа, ФАС России предлагает включать в реестр недобросовестных поставщиков сведения о физ.лицах, на которых зарегистрирована компания. Также представитель ФАС России сообщила, что 12 марта главой Минэкономразвития России подписан приказ, определяющий преференции для товаров российского происхождения, в том числе, для лекарственных препаратов.
Директор компании «Cegedim Strategic Data» Д.В.Мелик-Гусейнов высказал экспертное мнение на тему: «От лекарственного обеспечения – к лекарственному возмещению»: «Расходы бюджета Российской Федерации на здравоохранение значительно ниже, чем в ряде развитых стран. Но даже эти низкие затраты имеют сомнительную эффективность. Так, правом на бесплатные медикаменты сегодня в России пользуются свыше 17 млн.человек, при этом более 12 млн. выбирают денежную компенсацию вместо лекарств. Точка невозврата близка.
У системы лекарственного возмещения есть два пути развития — модели, успешно применяющиеся в мире. Первая – безрисковая, когда лечение заболевших финансируется из общего бюджета. Вторая модель лекарственного возмещения — рисковая: население вскладчину вносит определенный взнос, при наступлении страхового случая заболевший получает компенсацию.
В первом случае отечественному здравоохранению не потребуется менять существующую структуру — уже есть жесткий контроль со стороны Росздравнадзора, ФАС России и проч., потребуется только видоизменить систему ОМС. Страховые компании выступают в роли наблюдателей – пропускают через себя финансовые потоки: «погашенные рецепты пациент передает в страховую компанию для возмещения, покупка более дорогих лекарств будет возмещаться по базовой минимальной цене», пояснил эксперт. Cильная сторона данного пути – наличие развитой системы экспертизы и контроля, проблема же заключается в невозможности реализовать реальные страховые принципы.
Рисковая схема сложнее первой и требует более активного привлечения страховых компаний, обновления фондов инфраструктуры, реализации рыночных принципов регулирования отношений. Избыточные функции контролирующих и регулирующих органов можно передать бизнесу – страховые компании будут заинтересованы в том, чтобы посчитать свои финансовые потоки. Сложность второго пути в том, что россияне не готовы платить больше, чем сейчас, уточнил выступающий. Минус этой схемы – серьезные требования к устойчивости страховщиков, отсутствие эффективной системы регулирования ценообразования, полноценной статистики и ее интерпретации.
Российскому здравоохранению предстоит выбрать вариант, «радует тот факт, что Минздравсоцразвития России готово апробировать на ряде пилотных регионов возмещение закупок лекарств не по 94 закону, а на основе установленных предельных цен, то есть каждой аптеке будут возмещать те лекарства, которые отпускают льготным категориям граждан.
В рамках первого дня конференции состоялся «круглый стол» - «Одиночные игроки и локальные аптечные сети», на который с выступлениями были приглашены два руководителя аптек Ассоциации «СоюзФарма»: Т.Г.Коваленко – ген.директор «Фармакон» (г. Раменское Московская обл.), председатель Наблюдательного Совета ААУ «СоюзФарма» Московской области и Е.В.Гаврилова – ген.директор аптеки «Венера» (Москва), председатель Наблюдательного Совета ААУ «СоюзФарма» Москвы .
Т.Г.Коваленко откровенно поделилась с участниками заседания положительным опытом и наработками своей сети. «Успешная аптека – это, в первую очередь, социально-ориентированное учреждение системы здравоохранения, которое чтит свои исторические корни и традиции и в то же время активно использует современные технологии. Сеть «Фармакон» в октябре будет отмечать 85-летие со дня открытия первой аптеки, в ее структуре 20 аптечных учреждений. Характеризуется доступными ценами, разнообразным ассортиментом и качеством обслуживания, постоянно наращивает экономические показатели. Средний уровень рентабельности- 5,26%. Участвует в программе ДЛО. Руководство сети активно работает с депутатскими образованиями, благодаря чему добилось снижения арендной ставки для 2 социальных аптек, цены в которых реально на 10-15% ниже средних по району. Ассортиментная матрица своя для каждого аптечного предприятия (от 2 до 12 тысяч). Хороший результат дала установка банковских терминалов и оплата покупки ЛС с карточек. Для постоянных клиентов существуют дисконтные программы (скидка от 2 до 7%). На базе одной аптеки открыли ортопедический салон, с опытным врачом-консультантом. Так как салон стал пользоваться большой популярностью даже у жителей соседних районов, стали его развивать – приобрели специальное оборудование для изготовления стелек.
Но, как отметила Т.Г.Коваленко, самое большое достояние аптечной сети – кадры. В штате 91 человек : 42 провизора и 49 фармацевтов. 16 человек получают высшее образование, им оплачиваются длительные учебные отпуска. Все специалисты регулярно повышают свою квалификацию на базе собственного центра и образовательных мероприятий ААУ «СоюзФарма». Создана продуманная система оплаты труда.
Участников круглого стола поразил объем мероприятий по социальной поддержке сотрудников сети: регулярные медицинские осмотры, тренажерный зал и групповые занятия фитнесом. Все сотрудники имеют страховые полисы, получают социальные льготы и выплаты по корпоративным пенсионным программам. Руководство сети оказывает также социальную помощь и поддержку учреждениям района: специализированному реабилитационному центру, школе-интернату и др.
Завершая свое выступление, Т.Г.Коваленко передала мнение своего коллектива: «Избранная профессия – это наша жизнь. Наша деятельность связана с системой здравоохранения и носит прямую социальную направленность. Поэтому мы очень хотим, чтобы престиж профессии был поднят на соответствующую ему высоту».
О том, как «выживают» одиночные аптеки в Москве, где доля сетевых структур составляет 55%, рассказала Е.В.Гаврилова. Следует отметить, что ставка в ее выступлении делалась не на противопоставлении двух разных сегментов розницы (у каждого из которых есть свои преимущества и недостатки), а призыве к тому, чтобы конкуренция велась добросовестно. Активную роль в данном процессе должны сыграть профессиональные организации. Являясь членом ААУ «СоюзФарма», Е.В.Гаврилова предложила Ассоциации стать инициатором создания реестра добропорядочных участников фарм.рынка, включая производителей, дистрибьюторов и аптеки. Многое предстоит сделать профессиональным объединениям и в совершенствовании законодательной базы.
Одним из инструментов конкуренции все больше становятся поисковые системы. По мнению Е.В.Гавриловой несправедливо, что в них нет идентификации аптечных объектов согласно полученным лицензиям: аптеки, аптечные пункты, аптечные киоски. Она призвала также разработчиков поисковых систем особо выделить аптеки, несущие большую социальную нагрузку: сохранившие рецептурно-производственные отделы, готовящие стерильные растворы, отпускающие кислород и др.
Что привлекает потребителей в одиночных аптеках? Качество и культура обслуживания покупателей, которые в значительной мере контролирует сам директор, гибкая политика управления ассортиментом, ценообразованием, система качества и др. Говоря о культуре партнерских отношений, Е.В.Гаврилова предложила ряд тезисов, позицию по которым нужно вырабатывать совместными усилиями: вернуться к регламентации расстояния между аптеками (от 500 до 800 м); работать над введением единых кодов классификации ЛС, чтобы вся цепочка товародвижения приобрела прозрачность; государству активнее привлекать отраслевые профессиональные объединения к разработке нормативных документов и контролирующим функциям; разработать Кодекс добросовестной конкуренции, который и станет основным конкурентным преимуществом.
С сообщением о ценовых войнах на рынке Нижегородской области выступил ген.директор «ПИК НН» Г.Князев. Формат российских дискаунтеров, получающих все большее развитие на аптечном рынке, является объективным ответом на состояние платежеспособности населения и хаотичности рынка. В Нижегородской области дискаунтером является бренд «Ладушка»(20 точек ), который, по его мнению, задает планку правильной организации работы. Выступающий не побоялся озвучить в профессиональной аудитории данные: открытие одной «Ладушки» в Нижнем влечет закрытие от 7 до 10 аптек, средний оборот точки – 5 млн.руб. (в отдельных – до 15 млн.). На это рынок реагирует экономикой, сокращается демпинг. Но, считает Г.Князев, длительных перспектив у этого формата нет.
«Стратегию локализации. Почему плохо быть разветвленной сетью» представил ген. директор и совладелец «Медиал» (г.Зеленоград/Москва) Е.Нагдаев, в составе которой 15 торгующих предприятий с объемом розничных продаж 575 млн.руб.( 2011 г.), долей рынка в городе - 35-40%. Развиваясь с 1993 года, они сознательно делали ставку на локализацию по административным округам и сохранение индивидуальности в каждом учреждении, подстраивались под потребителя. Главным критерием эффективности работы сети считают ассортиментный, на втором месте – ценовой фактор. Они – не дискаунтеры, но придерживаются сбалансированного ценового уровня из ближайшего окружения. Большое значение имеет репутация компании в глазах потребителя, поэтому опираются на профессиональные кадры - у них практически нет текучести.
Завершал круглый стол президент Группы компаний РЛС, д.э.н., профессор Г.Л. Вышковский сообщением на тему «Управление аптечной деятельностью в регионах на основе единого информационного пространства». В соответствии с решением № А4-18040 от 30.12.2010. заседания президиума Совета при Президенте РФ по развитию информационного общества РФ утверждены «Требования к составу регионального фрагмента единой информационной системы в сфере здравоохранения», которые предусматривают создание информ.системы автоматизации аптечной деятельности.
Но построение единого информационного пространства (ЕИП) сейчас невозможно в рамках существующих законных и подзаконных актов. В государстве нет инф.системы, которая вела бы реестр ЛС. Для решения этой задачи (повышение эффективности управления аптечной деятельностью) РЛС® предлагает объединить усилия специалистов сферы обращения лекарств (СОЛ) и создать общественную систему нормативно-справочной информации (НСИ), доступную для всех участников ЕИП на принципах отечественных и международных стандартов.
Первым шагом в этом направлении РЛС® предлагает утвердить основные принципы автоматизированного информационного обмена, одним из которых является формулирование требований к региональному фрагменту системы НСИ. Для внедрения системы НСИ аптечным учреждениям не нужно менять саму автоматизированную систему, которая уже работает в локальном режиме, и ее работа устраивает самих субъектов СОЛ. Следует только доработать три ее информационно-лингвистических подсистемы: отвечающую за обработку электронных накладных; отвечающую за формирование основного словаря товаров аптечного ассортимента (ТАА) и таблиц, связанных с ним; формирующую отчет по движению ТАА.
|