Скачать 443.15 Kb.
|
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Ставропольский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации Кафедра поликлинической педиатрии «Утверждаю» заведующий кафедрой поликлинической педиатрии д.м.н., профессор Н.А. Федько «___»_________________20__ г. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИк практическому занятию для студентов по учебной дисциплине «Педиатрия» со студентами V курса специальности лечебное дело Занятие №5 «Респираторные аллергозы. Поллинозы, бронхиальная астма у детей. Диагностика и дифференциальная диагностика бронхиальной астмы. Клинические проявления. Принцип ступенчатой терапии. Неотложная помощь в приступном периоде. Острые аллергические реакции у детей генерализованные (анафилактический шок и токсико-аллергические реакции: синдромы Стивенса-Джонсона и Лайелла) и локализованные (крапивница, отек Квинке). Неотложная помощь. Работа в кабинете аллерголога поликлиники». Обсуждена на заседании кафедры« 1 » августа 2015 г. протокол № 1 Методическая разработка составлена ассистентом, к.м.н. Воронкиной Е.Н. «___»_________________ 20___г. г. Ставрополь, 2015 г. Занятие №5 «Респираторные аллергозы. Поллинозы, бронхиальная астма у детей. Диагностика и дифференциальная диагностика бронхиальной астмы. Клинические проявления. Принцип ступенчатой терапии. Неотложная помощь в приступном периоде. Острые аллергические реакции у детей генерализованные (анафилактический шок и токсико-аллергические реакции: синдромы Стивенса-Джонсона и Лайелла) и локализованные (крапивница, отек Квинке). Неотложная помощь. Работа в кабинете аллерголога поликлиники». 2. Актуальность темы (мотивация): К респираторным аллергозам относят заболевания, в патогенезе которых решающая роль принадлежит аллергии, а в клинической картине на первый план выступают поражения органов дыхания. Респираторные - аллергозы понятие собирательное. Оно объединяет малые формы респираторных аллергозов, бронхиальную астму и более редкие заболевания: экзогенный аллергический альвеолит, аллергическую пневмонию, эозинофильный легочной инфильтрат.БА – заболевание, в основе которого лежит хроническое аллергическое воспаление бронхов, сопровождающееся их гиперреактивностью и периодически возникающими приступами затрудненного дыхания или удушья в результате распространенной бронхиальной обструкции, обусловленной бронхоконстрикцией, гиперсекрецией слизи, отеком стенки бронхов. Бронхиальная обструкция (под влиянием лечения или спонтанно) обратима БА является одним из самых распространенных хронических заболеваний детского возраста и частота ее продолжает расти. В структуре хронической бронхолегочной патологии у детей БА составляет 50 –60%. Среди детей с БА у 70% - легкое, 20 –25 % - среднетяжелое и 5 – 8% - тяжелое течение болезни. У значительной части пациентов диагноз устанавливают с опозданием на 2 – 6 лет от начала заболевания, что существенно ухудшает курабельность и прогноз БА. Острые аллергические реакции у детей как генерализованные (анафилактический шок и токсико-аллергические реакции: синдромы Стивенса-Джонсона и Лайелла) так и докализованные (крапивница, отек Квинке) встречаются часто и требуют неотложной диагностики и терапии. 3. Учебные и воспитательные цели: 3.1 Общая цель – изучить этиологию респираторных аллергозов у детей различного возраста. Разъяснить необходимость всестороннего аллергологического обследования детей в целях ранней диагностики респираторных аллергозов, в т.ч. и бронхиальной астмы (БА). На основе лекционного материала и самоподготовки научить студентов принципам оказания мер неотложной помощи по купированию приступа бронхиальной астмы на различных этапах медицинской помощи. Изучить современные аспекты принципов лечения бронхиальной астмы и диспансерного наблюдения детей с респираторными аллергозами. Изучить острые аллергические реакции у детей генерализованные (анафилактический шок и токсико-аллергические реакции: синдромы Стивенса-Джонсона и Лайелла) и докализованные (крапивница, отек Квинке). 3.2 Частные цели (задачи). Студент должен знать:
1 - факторы, предрасполагающие к развитию БА; 2 - причинные факторы; 3 - факторы, усугубляющие действие причинных факторов; 4 - факторы, вызывающие обострение бронхиальной астмы (триггеры);
Студент должен уметь:
4. Схема интегративных связей: при подготовке к занятиям необходимо восстановить приобретенные на предыдущих курсах знания из разделов нормальной физиологии – основные типы реактивности человека, общая реактивность, иммунологическая реактивность; микробиология – клеточные основы иммунных реакций, неспецифическая иммунологическая реактивность, специфический иммунитет. 5. Вопросы для самостоятельной работы студентов и самоконтроля во внеучебное время:
6. Рекомендуемая литература студенту: Обязательная:
Дополнительная:
7. Аннотация по теме занятия. Бронхиальная астма – хроническое воспалительное заболевание дыхательных путей, которое проявляется:
Клиника проявляется приступами удушья, приступообразным кашлем, свистящим дыханием, экспираторной одышкой. Эквивалентом приступа являются эпизоды ночного кашля, повторный обструктивный синдром затяжного характера. Выделяют легкую, средней тяжести и тяжелую БА. Наряду с этим выделяют легкий, средней тяжести и тяжелый приступ БА. Степень тяжести приступа и БА устанавливается исходя из особенностей клинического проявления, частоты приступов, потребности в спазмолитиках, оценки проходимости дыхательных путей. Приступ бронхиальной астмы (БА) - это остро развившееся и/или прогрессивно нарастающее экспираторное удушье, затрудненное и/или свистящее дыхание, спастический кашель («кашлевая астма») или сочетание этих симптомов. Сопровождается резким понижением показателей пиковой скорости выдоха (ПСВ), определяемой у детей старше 5-летнего возраста с помощью пикфлуометра (ПФ). Развивается в результате распространенной бронхиальной обструкции в связи с хроническим аллергическим воспалением бронхов и их гиперреактивностью. Мониторинг функции внешнего дыхания (ПСВ, объем форсированного выдоха за 1 секунду) включены сегодня в стандарты ведения детей с бронхиальной астмой старше 5 лет. Использование ПФ направлено на совершенствование диагностики обострения. ПСВ представляет важный объективный критерий контроля за эффективностью лечебных мероприятий. Принципиально важным является распознавание ранних симптомов обострения БА, умение тестировать функцию внешнего дыхания с помощью ПФ, как можно, более раннее оказание помощи и условия для наблюдения за ребенком не менее 1-2 часов. Одним из важнейших моментов эффективности и своевременности терапии является создание плана письменных инструкций поведения ребенка и его родителей во время приступа, который составляется непосредственно лечащим врачом (или аллергологом, пульмонологом). Для лучшего взаимодействия и взаимопонимания необходимо постоянное повышение знаний пациентов и родителей о БА. Важно, чтобы больной представлял механизм развития приступа, его возможные причины, симптомы-предвестники приступа, умел проводить пикфлуометрию и оценивать полученные результаты, был обучен пользованию ингалятором, небулайзером, знал лекарства, которые необходимо использовать на начальных этапах терапии. Все эти знания можно получить занимаясь в «Астма-школе» или в индивидуальной беседе с врачом. Если по критериям оценки степени тяжести приступ у ребенка с БА расценивается как легкий (сохранена физическая активность и разговорная речь, легкое возбуждение, частота дыхания (ЧД) нормальная или увеличена на 30% от нормы, пульс учащен, свистящие хрипы в конце выдоха, ПСВ - 70-90% от нормы, бронхоспазмолитическая терапия не проводилась или использовались неадекватные дозы препаратов), используется один из вариантов ингаляционной терапии: Ингаляции одного из бронхоспазмолитических препаратов с помощью дозирующего аэрозольного ингалятора или через небулайзер:
Вдыхается 1 -2 дозы препарата, у детей раннего возраста - предпочтительно с помощью спейсера или небулайзера. Оценку состояния ребенка проводят с использованием мониторирования ПСВ с помощью ПФ через сутки, а затем через 3 дня. В случае стабильного состояния продолжить бронхоспазмолитическую терапию (ß2-агонисты каждые 4-6 часов в течение 1-2 суток в ингаляциях или метилксантины (короткого и длительного действия) перорально и базисную терапию (недокромил натрия, кромогликат натрия, ингаляционные кортикостероиды). При неэффективности терапии легкого приступа БА, сохранении или нарастании симптомов через 20 минут после проведенных мероприятий - повторить ингаляцию бронхоспазмолитика из дозирующего ингалятора (или через небулайзер) каждые 20 минут в течение часа. При неудовлетворительном эффекте - необходима терапия средне-тяжелого приступа. При среднетяжелом приступе БА (физическая активность ограничена, в разговоре произносит отдельные фразы, возбужден, частота дыхания увеличена на 30-50% от нормы, участие вспомогательной мускулатуры, втяжение яремной ямки, тахикардия, дыхание свистящее на вдохе и выдохе, ПСВ - 50-70% от нормы, бронхоспазмолитическая терапия не проводилась или неадекватна) целесообразна:
При ликвидации приступа бронхоспазмолитическая терапия продолжается каждые 4 часа (ß2- агонистами короткого действия) в течение 1-2 суток. А затем - перевод на ß2-агонисты пролонгированные или метилксантины до нормализации клинических и функциональных данных. Продолжить прием препаратов для базисной терапии, увеличить их дозу в 1,5-2 раза на 7-10 дней или использовать комбинированные препараты. Если через 20 минут после ингаляционной терапии состояние ребенка не улучшилось - повторить ее (суммарно до 3-х раз в течение часа). При сохранении симптомов среднетяжелого приступа БА или их нарастании необходимо добавить системные глюкокортикоиды парентерально (или внутрь) в дозе 1-2 мг/кг. Повторить ингаляцию бронхоспазмолитика. Оценить состояние через 20 минут. При неудовлетворительном эффекте показана госпитализация в стационар. Показания для госпитализации детей с обострением БА:
При приступе БА не следует использовать:
Бронхоспазмолитические препараты, применяемые в неотложной терапии бронхиальной астмы у детей. 1. ß2-адреномиметики а) короткого действия (бронхорасширяющий эффект наступает через 4-5 минут, максимальное время воздействия - 40-60 минут, продолжительность действия - 4- 5 часов): сальбутамол (вентолин, сальбен); тербуталин (бриканил); фенотерол (беротек); гексопреналин (ипрадол). б) длительного действия (начало действия через 5-10 минут с долговременным (до12 часов) расширением бронхов): кленбутерол (спиропент); формотерол (форадил, оксис); сальметерол (серевент, сальметр); сальтос (вольмакс). 2. Метилксантины а) короткого действия: аминофиллин (эуфиллин); б) пролонгированные: теофиллин; эуфилонг; теопэк; вентакс; ретафил; спорофиллин-ретард; теотард; 3. Блокаторы М-холинорецепторов: ипротропиум бромид (действие препарата проявляется через 25-50 минут после ингаляции с максимальным воздействием к концу 1-го часа и сохранением эффекта в течение 5-6 часов). 4. Комбинированные препараты: (ß2-адрсномиметик (фенотерол)+ипротропиум бромид)=беродуал. (ß2-адреномиметик (фенотерол)+кромоглициевая кислота)=дитек. (ß2-адреномиметик (сальбутамол )+кромоглициевая кислота)=интал-плюс.
|
Методические рекомендации к практическому занятию для студентов по... Содержание работы врача дошкольно-школьного отделения детской поликлиники |
Методические рекомендации к практическому занятию для студентов по... Содержание профилактической работы врача педиатра с детьми и подростками в поликлинике и на дому |
||
Методические рекомендации к практическому занятию для студентов по... Содержание профилактической работы врача – педиатра с детьми и подростками в поликлинике и на дому |
Методические рекомендации к практическому занятию для студентов по... Содержание профилактической работы врача – педиатра с детьми и подростками в поликлинике и на дому |
||
Методические рекомендации к практическому занятию для студентов по... Содержание профилактической работы врача педиатра с детьми и подростками в поликлинике и на дому |
Методические рекомендации к практическому занятию для студентов по... Содержание профилактической работы врача педиатра с детьми и подростками в поликлинике и на дому |
||
Методические рекомендации к практическому занятию для студентов по... Тема 22. Диагностика, первая врачебная помощь, тактика педиатра при синдроме острой дыхательной недостаточности у детей |
Методические рекомендации к практическому занятию для студентов по... Тема Система диспансерного наблюдения за детьми, перенесшими острые заболевания и детьми с хроническими заболеваниями. Медицинская... |
||
Методические рекомендации к практическому занятию для студентов по... Тема 23. Диагностика, первая врачебная помощь, тактика педиатра при синдроме острой сердечной, сосудистой недостаточности и нарушения... |
Методические рекомендации к практическому занятию для студентов по... Синдром ангины у детей. Этиологическая структура. Кокковые и вирусные ангины. Дифтерия зева. Ангина при гематологических заболеваниях.... |
||
Методические рекомендации к практическому занятию для студентов по... Актуальность темы. Оздоровление детей, является важнейшей государственной задачей, поскольку истоки большинства заболеваний взрослых... |
Методические рекомендации к практическому занятию для студентов по... Кроме того, орз, а тем более повторные, формируют хроническую патологию лор органов, способствуют развитию аллергии, снижают иммунитет,... |
||
Методическая разработка к практическому занятию для студентов по... Содержание работы врача дошкольно – школьного отделения детской поликлиники |
Методическая разработка к практическому занятию для студентов по... Тема 22 Диагностика, первая врачебная помощь, тактика педиатра при синдроме острой дыхательной недостаточности у детей |
||
Методическая разработка к практическому занятию для студентов по... Актуальность темы. Оздоровление детей, является важнейшей государственной задачей, поскольку истоки большинства заболеваний взрослых... |
Методическая разработка к практическому занятию для студентов по... Тема 10. Болезни органов пищеварения. Болезни органов мочевыделения. Ранняя диагностика, диспансеризация, реабилитация, профилактика... |
Поиск |