Скачать 1.09 Mb.
|
КУРС ЛЕКЦИЙ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «КОРПОРАТИВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ» ТЕМА 1. ВВЕДЕНИЕ В КУРС «КОРПОРАТИВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ»
Корпоративное управление — это управление организационно-правовым оформлением бизнеса, оптимизацией организационных структур, построение внутри- и межфирменных отношений компании в соответствии с принятыми целями. Выделяя корпоративное управление в особый тип, особенности которого обусловлены спецификой корпорации в качестве объекта управления, его определяют как «управление, построенное на приоритетах интересов акционеров и их роли в развитии корпорации, управление, учитывающее реализацию прав собственности, предусматривающее взаимодействие акционеров (корпоративные коммуникации), построенное на стратегии развития корпорации в целом (интересы фирмы подчинены общим интересам), наконец, это управление, которое рождает корпоративную культуру, то есть комплекс общих традиций, установок, принципов поведения». Главная функция корпоративного управления – обеспечение работы корпорации в интересах собственников, т.е. акционеров, предоставляющих корпорации финансовые ресурсы. Проблема корпоративного управления затрагивалась многими исследователями. Однако пороговыми по выделению ее в отдельную область исследования стали разработки А. Берли и Г. Минза. В своей книге «Современная корпорация и частная собственность» (1931 г.) они впервые детально изучили проблему отделения контроля от собственности в т.н. квазипубличных корпорациях. Необходимо отметить, что корпоративное управление стало возможным только тогда, когда произошло четкое отделение собственности от управления. Вообще, исследования по корпоративному управлению отражали эволюцию крупных структур, что и обусловило пристальное внимание экономистов к данной проблеме в 80-е годы — годы массовых слияний и поглощений, тенденций к социально ориентированным нормам в правовых системах. Сущность корпоративного управления состоит в реализации цикла корпоративного управления для достижения максимальной эффективности функционирования корпорации, которая является основным критерием корпоративного управления. В настоящее время западными учеными предлагается цикл управления фирмой, состоящий из четырех этапов (рис.1). Рис.1. Цикл управления фирмой В частности, такую схему предлагают Мескон, Альберт и Хедоури. Однако, такое представление является слишком урезанным и для такого крупного объединения как корпорация не подходит. Для управления корпорацией используется расширенный цикл управления, содержащий семь этапов (рис.2). Для осуществления цикла управления, представленного на рис.2, управляющая компания должна определить и согласовать с подчиненными предприятиями перечень, структуру и объем информации о функционировании. Рис. 2. Цикл управления корпорацией Управляющая компания определяет политику корпорации в целом, а руководители предприятий направления деятельности своих предприятий в соответствии с общей политикой и интересами.
Следует отметить присутствие смешения понятий корпоративного управления и корпоративного менеджмента. Подчеркнем, что менеджмент является более узким понятием, которое включает в себя корпоративное управление. Кроме того, корпоративный менеджмент осуществляется исключительно менеджментом компании (высшим руководящим звеном), а корпоративное управление осуществляется всеми органами правления компании (акционеры, совет директоров, генеральный директор и менеджмент). Корпоративное управление носит преимущественно стратегический характер и нацелено на успешное функционирование компании во внешней среде (защита прав акционеров, взаимодействие с органами власти, партнерами, кредиторами и т.д.) 3. Генезис корпоративного управления (в России и за рубежом) В зарождении, развитии и становлении корпоративного управления можно выделить ряд существенных этапов.
В России также выделяют определенные этапы становления отечественного корпоративного управления.
Необходимо отметить, что появление различных элементов корпоративного управления и его становление в целом происходило по мере эволюции организационно-правовых форм. Поэтому, обратим внимание на функционирование уставного капитала различных организационно-правовых форм и проанализируем их на предмет адекватности принципам корпоративного управления с точки зрения регламентированных органов управления (таблица 1). Таблица 1 Характеристика организационно-правовых форм с точки зрения уставного капитала и органов управления
Система корпоративного управления (рис.3.) представляет собой организационную модель, с помощью которой корпорация должна представлять и защищать интересы своих акционеров. Это система взаимодействия и взаимоотчетности акционеров, совета директоров, менеджеров и других заинтересованных сторон (сотрудники, кредиторы, поставщики, местные власти, общественные организации), целью которой является увеличение прибыли при соблюдении действующего законодательства и с учетом международных стандартов. Генеральный директор и менеджмент (Правление)
Рис. 3. Схема системы корпоративного управления Потоки в данной системе распределены следующим образом: от Акционеров к Генеральному директору и менеджменту поступает капитал, Генеральный директор и менеджмент обязуется предоставлять Акционерам прозрачную финансовую отчетность. от Акционеров исходит контроль за деятельностью Совета директоров, а Совет директоров предоставляет информацию и индивидуальную отчетность Акционерам. Генеральный директор и менеджмент предоставляют оперативные данные и информацию о ходе реализации стратегии Совету директоров, а он в свою очередь осуществляет надзор за деятельностью компании и генерального директора.
Существует достаточное количество исследований, увязывающих корпоративное управление и эффективность деятельности компании. При этом существуют отличительные стимулы для внедрения корпоративного управления, т.е. преимущества, которые могут получить компании при внедрении стандартов корпоративного управления (рис.4). Облегченный доступ к рынку компаний Укрепление репутации Снижение рисков в т.ч. тех, которые связаны с предъявлением судебных исков Снижение стоимости капитала Повышение эффективности компании и увеличение стоимости активов Рис.4. Преимущества эффективного корпоративного управления Высокие стандарты корпоративного управления – обязательные требования зарубежных компаний к потенциальным партнерам. Исследование международной консалтинговой компании McKinsey показывает, что инвесторы готовы платить значительную наценку на акции предприятий с высоким уровнем корпоративного управления, в частности, средняя наценка на акции российских предприятий с эффективным корпоративным управлением составляет 38%, китайских – 25%, бразильских – 24%, США – 14%, Германии – 13%. Надлежащее корпоративное управление оптимизирует весь комплекс бизнес процессов и как следствие – способствует увеличению прибыли. Так, исследование деятельности 1500 корпораций, проведенные группой профессора гарвардской школы бизнеса, Полом Гомперсом показывает: у компании, придерживающейся высоких стандартов корпоративного управления, показатели эффективности и капитализации выше, чем у остальных фирм. Эффективное корпоративное управление снижает и стоимость капитала. Исследования, проводимые аудиторской фирмой «PricewaterhouseCoopers» в 2003 году, показывали на примере 8 азиатских стран, включая Японию и Россию, что недостаток прозрачности поднимает стоимость капитала на 700 базисных пунктов. Т.о.: значение эффективного корпоративного управления выходит за рамки проблемы соблюдения прав акционеров в отдельно взятой компании, на карту поставлено формирование принятой основы экономического роста, привлечение инвестиций, создание мощного частного сектора. К современным тенденциям в развитии системы корпоративного управления мы можем отнести:
ТЕМА 2. ЭВОЛЮЦИЯ ТЕОРИЙ КОРПОРАТИВНОГО УПРАВЛЕНИЯ 1. Основные условия и причины возникновения корпоративного управления Корпоративное управление сформировалось как объективная необходимость ведения крупного бизнеса. Естественно, что этому предшествовал длительный эволюционный процесс становления корпораций. На определенном этапе международное сообщество было вынуждено прибегнуть к выработке единых норм и стандартов, позволяющих упростить и унифицировать процессы управления корпоративными структурами не зависимо от их местоположения. Анализируя общемировые тенденции становления корпораций специалисты выделяют три основных этапа1. Каждый этап отражает существенные черты корпораций сформировавшиеся в обществе на тот период времени. В начале ХХ-го столетия, корпорации появившиеся в ходе промышленной революции, воспринимались как имущество их владельцев. Считалось, что они служат исключительно цели обеспечения адекватной отдачи на вложенные в них средства. Корпорация рассматривалась как машина, работники и управляющие являлись частями этой машины. В этот период господствует механистическая модель управления. Для данного этапа были характерны следующие условия:
Данный этап экономического развития нашел отражение в следующих теоретических разработках, которые составили базис теоретических основ корпоративного управления. Теоретические основы корпоративного управления вбирают в себя элементы управления фирмой и моделируют возможные тенденции развития фирмы до уровня многопрофильного крупного бизнеса, с определенной организационной структурой производства и управления. Теория фирмы. Рассматривает хозяйствующий субъект как набор факторов производства у = f (K, L). Понятия хозяйствующего субъекта как организации в классическом понимании, с выраженной внутренней организационной структурой и внешней средой, не существует. Поэтому предполагается замкнутая система организации, без внешних поставщиков, без правового регламента, без воздействия политической среды. Сложные процессы финансирования хозяйствующих субъектов, включающие как правило внешние заимствования, также упразднены. В период после второй мировой войны механистическая концепция корпорации была разрушена, этот период стал характеризоваться восприятием корпорации как организма. Увеличение числа фирм вызвало закономерные процессы конкуренции и концентрации. Целью корпораций того периода стали две важнейших задачи - выживание и рост. Получение прибыли отходит на второй план по причине усиления качественных характеристик производства и управления. Считалось, что корпорация сама по себе сложная структура и успех или неудачи ее функционирования кроются в ее внутренней структуре. Наличие внешней среды просто не предполагалось, естественно не учитывалось и ее влияние. Данный этап характеризуется следующими условиями:
Этому этапу соответствуют следующие теоретические основы корпоративного управления: Теория трансакционных издержек. Трансакционные издержки - это затраты (явные и неявные) на обеспечение выполнения внешних контрактов. Трансакционными называют затраты на совершение деловых операций, включая в себя денежную оценку времени на поиск делового партнера, на ведение переговоров, заключение контрактов, обеспечение его соответствующего исполнения. Трансакционные издержки особенно высоки в случае:
Снижение трансакционных издержек возможно посредством интеграции предприятий. Теория контрактов. Данная теория акцентирует внимание на внутренней структуре корпорации, предполагая контрактную основу ее построения. Корпорация представляет собой совокупность отношений между работниками, управляющими и собственниками. Как правило эти отношения выражаются формальными договорами, контрактами. Но даже если отношения не регулируются формальным договором, то существуют определенные взаимосвязи с поставщиками, потребителями, система субординации между работниками и управляющими - это система неформальных контрактов. Тем не менее они достаточно стабильны на протяжении какого-либо периода времени и их нарушение влечет определенные санкции против других участников. В рамках теории выделяют три типа контрактов:
Следующий этап развития корпорации приходится на период 80-90 гг. ХХ столетия, характеризуется отрицанием корпорации как организма и выдвигает к ней иные требования. Прежде всего усиление государственного регулирующего воздействия на хозяйственную жизнь, привело к осознанию необходимости развития средового подхода к функционированию корпорации. Каждая корпорация не обособлена сама по себе, а функционирует во взаимодействии с другими рыночными институтами. Окончательно утверждается концепция корпорации как организации. Во-вторых, усложняются задачи управления корпорацией: выдвигаются требования к первостепенности удовлетворения потребностей акционеров, что влечет за собой осознание необходимости формирования корпоративной культуры и принципов корпоративного управления. Данному этапу характерна следующая теория. Теория прав собственности. Предполагает наличие внешней и внутренней среды хозяйствующего субъекта, рассматривает его деятельность в среде "себе подобных". В рамках данной теории в отличие от теории фирмы присутствует понятие компании и выстраивается институциональная среда компаний. Главенствующую роль в данной теории играет объект собственности, рассматриваются несколько подходов к его определению.
По отношению к объекту выстраиваются субъекты собственности:
Ведутся споры о сосредоточении экономической и правовой власти на уровне каждого субъекта. Перечисленные теоретические основы корпоративного управления подчеркивают эволюционность процесса становления корпораций в их современном понимании и позволяют вычленить теоретические источники корпоративного управления основанные на взаимодействии всех органов правления корпорацией. Возможность выделения данных источников появилась только на третьем этапе становления корпорации, с возникновением корпоративного управления как такового. Теоретическими источники корпоративного управления являются: Агентская теория (Agency Theory) Теория соучастников (Stakeholder Theory) Управленческая теория (Stewardship Theory) Организационная теория (Organization Theory) Кратко проанализируем каждую из данных теорий:
В рамках агентской теории широкую известность приобрела, предложенная в 1976 году экономистами Йенсеном и Меклингом модель, согласно которой агентские отношения – это контракт, согласно которому начальник нанимает подчиненного для осуществления действий в интересах начальника, и который предполагает передачу части прав принятия решений подчиненному. Кроме того, агентские отношения влекут за собой агентские издержки, которые включают в себя:
Модель делает следующие основные предположения:
Дополнительные предположения (впоследствии будут ослаблены):
В результате делаются следующие выводы:
В агентской теории используются и другие модели. Например, модели структуры капитала. В основе одной из них лежит теорема Модильяни-Миллера, которая гласит, что выбор между долгом и собственностью не влияет на стоимость фирмы. Это утверждение выполнено только при условии, что финансовые рынки совершенны. Однако, согласно Йенсену и Меклингу, долг также несет с собой агентские издержки. Менеджер будет перекладывать риск на кредиторов, осуществляя более рисковые инвестиции:
Агентские издержки долга включают в себя:
Эти издержки растут с ростом долга, таким образом, чем выше доля долга в структуре капитала компании, тем выше стоимость долга для компании. Другими широко известными теориями структуры капитала является модель «налогового щита» (рассматривает случаи, когда налоговое законодательство предусматривает, что проценты по долгу не облагаются налогом), модель теории свободных денежных потоков Йенсена и модель «теории иерархии» Майерса, разработанная им в 2001 году, которая делает вывод, что при наличии свободных денежных средств компания предпочитает внутреннее финансирование внешнему, поскольку при внутреннем финансировании не возникает проблемы ассиметрии информации. В качестве внешнего финансирования компания предпочитает привлекать долг, до тех пор, пока издержки долга не превысят выгод. При этом выпуск ценных бумаг будет осуществляться в последнюю очередь. В 2001 году была предложена еще одна модель в рамках агентской теории, получившая широкое распространение. Это – модель Тироля. В данной модели предполагается, что действия менеджера могут быть не наблюдаемы. Доход фирмы зависит от усилий менеджера, но имеет вероятностную величину. Таким образом по результату деятельности фирмы сложно определить степень усилий, приложенных менеджером. В этой модели рассматривается мониторинг двух видов. Активный мониторинг означает, что инвестор может, понеся некоторые затраты, снизить частные выгоды менеджера (аналогично модели Йенсена-Меклинга). Пассивный мониторинг означает получение на промежуточном этапе более точного сигнала о деятельности менеджера. В качестве источников такого сигнала могут выступать инвестиционные аналитики, банки, рейтинговые агентства. Способами разрешения агентского конфликта между собственником и менеджером при этом являются:
3) Суть управленческой теории – состоит в том, что власть над корпорацией с наемным менеджментом осуществляется посредством директоров, назначаемых акционерами и подотчетных им. Множественность собственников ведет к передаче фактического контроля менеджеру. Менеджер обладает так называемым остаточным правом контроля. Чем больше дисперсия долей собственников, тем острее «проблема безбилетника», тем больше контроля в руках у менеджера, т. е. размывание прав собственности ослабляет возможности контроля за деятельностью команды. При этом подчеркивается, что проблема возникла в связи с рем, что за собственником компании остается функция владения, а за управляющим – функция распоряжения, которая проявляется в текущем функционировании компании. 4) Организационная теория предполагает, что большинство организационных структур ослаблено поведением высшего менеджмента. Менеджеры корпораций (вследствие разделения функций собственности и управления) имеют следующие частные выгоды контроля:
Как правило, частные выгоды персонифицированы и специфичны для каждой должности. Поскольку управляющие находятся ближе к производству, они располагают большей информацией и, следовательно, могут искажать предоставляемую собственникам информацию для достижения своих целей. ТЕМА 3. МОДЕЛИ И СОВРЕМЕННАЯ ПРАКТИКА КОРПОРАТИВНОГО УПРАВЛЕНИЯ
|
Курс лекций Ставрополь, 2015 содержание стр. Введение лекция Введение... Лекция 5: Приборы и приспособления для обнаружения и регистрации ионизирующих излучений |
2006 философия вводный курс лекций москва Российский университет дружбы народов Гречко П. К. (Введение, Тема 7), Волгин О. С. (Темы 11, 12, 15, 18), Орехов А. М. (Темы 13, 16), Рудановская С. В. (Темы 6, 8), Курмелева... |
||
Информационный бюллетень "Корпоративное управление" (по материалам сми) Фас одобрила приобретение южноафриканским Standard Bank 33% акций группы "Тройка Диалог" 7 |
Лекции автора по курсу «Экономика и управление на предприятии (с... Л. 1 Корпоративное управление: определение и значение. Исторические предпосылки необходимости разработки стратегии фирмы. Определение,... |
||
Курс по навигации Введение в навигацию в продуктах и решениях sap Данный курс объясняет, как ориентироваться в системах sap. Он предназначен для студентов университетов и других высших образовательных... |
Учебный курс. Содержание Тема № Материальная часть парашютов Тема... Назначение, ттд, принцип действия и конструкция тренировочного, запасного и спасательного парашютов. Взаимодействие частей парашюта... |
||
Корпоративное управление и право. Контрактное и английское право для международных юристов Аудитория: Члены совета директоров, начальники юридических управлений/департаментов, корпоративные юристы, представители юридических... |
Учебный план курса «Пользователь эвм» Уровень подготовки: начинающий.... Введение. Структура окна Worrd. Ввод текста. Вызов команд. Пиктограммное меню. Быстрая помощь, команды помощи. Общие установки.... |
||
Учебный курс Оглавление Введение 3 о курсе «Технология управления... |
Протокол № Данный курс является авторским. Он продолжает курс «Пользователь персонального компьютера» (10 класс). Курс рассчитан на 34 часа... |
||
Программа дисциплины «Управление закупками и контрактами» для... Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов, обучающихся по направлению... |
Расписание и бюджет проекта: эффективное планирование, управление... Управление проектами на основе стандарта pmi pmbok guide 5th Edition (2012) Базовый курс для 2 (двух) представителей |
||
Курс лекций для студентов IV курса Специальности 080507 «Менеджмент организации» Тема IХ. Научно-технический прогресс и повышение эффективности работы предприятия |
«Введение в специальность» Тема: «История создания и анализ работы основных мировых производителей легковых автомобилей» |
||
Лекция №1 Тема 1 Введение Принципы классификации лекарственных средств: по фармакологическим эффектам, химическому строению, показаниям к применению |
Практический курс английского языка 4 курс Под редакцией В. Д. Аракина... Практический курс английского языка. 4 курс: П69 Учеб для педвузов по спец. «Иностр яз.» / Под ред. В. Д. Аракина. 4-е изд., перераб... |
Поиск |