Роспотребнадзор
О проведении оценки регулирующего воздействия проекта постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации
|
На письмо Роспотребнадзора
от 29 апреля 2016 г. № 01/5463-16-23
|
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
об оценке регулирующего воздействия на проект
постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации «Об утверждении санитарно-эпидемиологических правил «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям по производству хлеба, хлебобулочных и кондитерских изделий»
Минэкономразвития России в соответствии с разделом IV Правил проведения федеральными органами исполнительной власти оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов, проектов поправок к проектам федеральных законов и проектов решений Совета Евразийской экономической комиссии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2012 г. № 1318 (далее – Правила), рассмотрело проект постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации «Об утверждении санитарно-эпидемиологических правил «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям по производству хлеба, хлебобулочных и кондитерских изделий» (далее–проект акта), подготовленный и направленный для подготовки настоящего заключения Роспотребнадзором (далее – разработчик), и сообщает следующее.
Проект акта подготовлен разработчиком взамен санитарных правил и норм СП 2.3.4.3258-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям по производству хлеба, хлебобулочных и кондитерских изделий», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 11 февраля 2015 г. № 10, и утративших силу 6 сентября 2015 г.
Проектом акта предлагаются требования к размещению, устройству, санитарно-техническому состоянию оборудования, помещений и территорий организаций, вырабатывающих хлеб, хлебобулочные и кондитерские изделия. Требования проекта акта распространяются на юридических и физических лиц (включая граждан), деятельность которых связана с производством и оборотом хлеба, хлебобулочных и кондитерских изделий на всей территории Российской Федерации.
Проект акта направляется в Минэкономразвития России для подготовки заключения об оценке регулирующего воздействия впервые.
По результатам рассмотрения установлено, что при подготовке проекта акта процедуры, предусмотренные пунктами 9 – 23 Правил, разработчиком соблюдены.
Разработчиком проведены публичные обсуждения также проекта акта и сводного отчета в срок с 22 декабря 2014 г. по 2 февраля 2015 г.
Информация об оценке регулирующего воздействия проекта акта размещена разработчиком на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» по адресу: http://regulation.gov.ru (ID проекта акта 00/03-18590/09-14/10-13-2/).
В соответствии с пунктом 28 Правил Минэкономразвития России провело публичные консультации с субъектами предпринимательской и иной деятельности, с субъектами Российской Федерации. Соответствующие запросы были направлены в Торгово-промышленную палату Российской Федерации, Российский союз промышленников и предпринимателей, Общероссийскую общественную организацию малого и среднего предпринимательства «ОПОРА РОССИИ», Общероссийскую общественную организацию «Деловая Россия» и другие, а также в ряд организаций, профессиональных союзов и ассоциаций, являющихся участниками отношений, на которые направлено регулирование проекта акта, среди которых ОАО «КАРАВАЙ», ЗАО «Шоколадная фабрика «Новосибирская», ПАО «Продовольственая компания «ЛИМАК», ОАО ТКФ «Ясная Поляна», Ассоциация Компаний Розничной Торговли (АКОРТ), Ассоциация производителей и поставщиков продовольственных товаров «Руспродсоюз», Ассоциация предприятий кондитерской промышленности «АСКОНД» и другие.
Участники публичных консультаций отметили, что ряд замечаний и предложений, направленных разработчику в процессе публичного обсуждения, в проекте акта не учтен, хотя в Сводке предложений по итогам публичного обсуждения проекта акта имеются отметки о принятии замечаний.
С учетом замечаний и предложений участников публичных консультаций Минэкономразвития России отмечает, что проект акта нуждается в переработке с учетом современного оснащения технологических линий, современных технологических процессов производства, упаковки, хранения и перевозки хлеба, хлебобулочных и кондитерских изделий, а также применения современных эффективных средств очистки и дезинфекции рабочих помещений и оборудования.
1. Проект акта содержит требования к зданиям и сооружениям, предназначенным для производства хлеба, хлебобулочных и кондитерских изделий.
В соответствии с частью 1 статьи 1 Федерального закона от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании» (далее – закон № 184-ФЗ) указанный закон регулирует отношения, возникающие при разработке, принятии, применении и исполнении обязательных требований к продукции, в том числе зданиям и сооружениям, или к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации.
Согласно части 3 статьи 4 закона 184-ФЗ федеральные органы исполнительной власти вправе издавать в сфере технического регулирования акты только рекомендательного характера, за исключением случаев, установленных статьями 5 и 9.1 указанного закона. На основании части 3 статьи 7 закона № 184-ФЗ не включенные в технические регламенты требования к продукции или к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, правилам и формам оценки соответствия, правила идентификации, требования к терминологии, упаковке, маркировке или этикеткам и правилам их нанесения не могут носить обязательный характер.
В соответствии со статьей 5.1 закона № 184-ФЗ особенности технического регулирования в области обеспечения безопасности зданий и сооружений устанавливаются Федеральным законом от 30 декабря 2009 г. №384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений».
Таким образом, установление обязательных требований к зданиям и сооружениям, не является предметом правового регулирования санитарно-эпидемиологических правил.
Считаем необходимым исключить из проекта акта пункты, содержащие указанные требования: 2.3, 2.4, 3.1, 3.3, 3.6, 3.9, 3.12, 3.14 – 3.17, 4.2, 4.5, 4.6, 5.1 – 5.3, 6.1, 6.2, 6.6 – 6.9, 7.1, 7.4 -7.6, 8.1, 14.6, 14.7.
2. Ряд проектируемых требований не соответствует положениям статьи 38 Федерального закона от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (далее – Закон) в части разработки санитарных правил, которая должна предусматривать:
«проведение комплексных исследований по выявлению и оценке воздействия факторов среды обитания на здоровье населения;
определение санитарно-эпидемиологических требований предотвращения вредного воздействия факторов среды обитания на здоровье населения;
установление критериев безопасности и (или) безвредности, гигиенических и иных нормативов факторов среды обитания;
анализ международного опыта в области санитарно-эпидемиологического нормирования;
установление оснований для пересмотра гигиенических и иных нормативов;
прогнозирование социальных и экономических последствий применения санитарных правил;
обоснование сроков и условий введения санитарных правил в действие».
Разработчик представил сводный отчет о проведении оценки регулирующего воздействия, в котором разделы 9 - 15 заполнены формально, отсутствует информация о предусмотренных указанной статьей Закона анализе международного опыта в области санитарно-эпидемиологического нормирования; установлении оснований для пересмотра гигиенических и иных нормативов; прогнозировании социальных и экономических последствий применения проектируемых санитарных правил; обосновании сроков и условий введения проектируемых санитарных правил в действие.
Также проект акта содержит раздел XV, которым проектируются обязанности и ответственность администрации за соблюдение требований, изложенных в проекте акта.
Указанный раздел не является предметом регулирования санитарных правил,
3. К проекту акта имеются следующие замечания.
3.1. Полагаем избыточным требование, проектируемое пунктом 2.6 проекта акта в части очистки контейнеров по сбору мусора и твердых отходов при их заполнении на 2/3 объема. Вывоз мусора и отходов с предприятий осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления». Организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов относится к полномочиям органов местного самоуправления городских округов в области обращения с отходами. Органами местного самоуправления устанавливаются график и стоимость вывоза отходов. Вывоз контейнеров, заполненных отходами на 2/3, приведет к необоснованному увеличению расходов организации.
Считаем необходимым исключить указанное положение проекта акта.
3.2. Проектируемым пунктом 3.4. проекта акта устанавливается требование при наличии в организации резервуаров чистой воды для непрерывного обеспечения водой в часы наибольшего потребления и в аварийных ситуациях, они должны подвергаться обработке и дезинфекции по мере необходимости, но не реже одного раза в месяц. Полагаем необоснованным установление срока раз в месяц и достаточным указание на «меру необходимости обработки и дезинфекции».
3.3. Полагаем, что проектируемый пункт 3.8 проекта акта об организации питьевого режима работников должен быть перенесен в раздел XIV, посвященный гигиене труда, и доработан в части исключения излишней детализации способов обеспечения наличия питьевой воды.
3.4. Считаем целесообразным уточнить в проектируемом пункте 5.5 проекта акта требования по содержанию в воздухе вредных веществ, которые могут содержаться при производстве хлеба, хлебобулочных и кондитерских изделий. Взвесь мучной и сахарной пыли образуется при промышленном производстве муки и размоле сахара в пудру в больших объемах, в отличие от хлебопекарного и кондитерского производства. Из текста проекта акта неясно, какие виды мучной и сахарной пыли должны быть ограничены при производстве хлеба, хлебобулочных и кондитерских изделий. Также, по информации участников публичных консультаций, в процессе производства хлеба, хлебобулочных и кондитерских изделий в воздухе рабочей зоны могут находиться иные вредные вещества. Считаем необходимым предусмотреть в проекте акта исчерпывающий перечень контролируемых предельно-допустимых концентраций веществ при производстве хлеба, хлебобулочных и кондитерских изделий.
3.5 Проектируемый раздел 5.6 полагаем целесообразным перенести в раздел XIV, содержащий требования к гигиене труда, и доработать в соответствии с современным состоянием технологического оборудования.
3.6. Раздел VI проекта акта, регламентирующий требования к производственным и вспомогательным помещениям и их содержанию, считаем необходимым привести в соответствие с положениями статьи 14 технического регламента Таможенного союза «О безопасности пищевой продукции» (далее - ТР ТС 021/2011), исключив излишнюю детализацию отдельных этапов технологических процессов, которые должны осуществляться в соответствии с технологическими инструкциями.
Также обращаем внимание разработчика, что периодичность очистки и мытья окон, помещений, технологического и вспомогательного оборудования должна устанавливаться в соответствии с технической оснащенностью, сложностью технологических процессов, наличием средств автоматизации и механизации в соответствии с правилами производственного контроля, разработанными в соответствии с принципами ХАССП (пункт 2 статьи 10 ТР ТС 021/2011). Например, хлебопекарный цех, расположенный в здании современной постройки и оснащенный эффективной системой вентиляции и кондиционирования, с достаточной герметизацией и аспирацией технологического оборудования, не нуждается в мойке окон и стен чаще раза в квартал или полугодие. В то же время пищевые производства, расположенные в зданиях более ранней постройки, оснащенные менее эффективным оборудованием, нуждаются в более частой санитарной обработке помещения.
Технологические инструкции и правила производственного контроля, в соответствии с пунктом 2 статьи 10 ТР ТС 021/2011 должны включать описание и требование соблюдения процедур, обеспечивающих:
- содержание производственных помещений, технологического оборудования и инвентаря, используемых в процессе производства (изготовления) пищевой продукции, в состоянии, исключающем загрязнение пищевой продукции;
- обеспечение соблюдения работниками правил личной гигиены в целях обеспечения безопасности пищевой продукции;
- способы, обеспечивающие безопасность пищевой продукции, установление периодичности и проведение уборки, мойки, дезинфекции, дезинсекции и дератизации производственных помещений, технологического оборудования и инвентаря, используемых в процессе производства (изготовления) пищевой продукции;
- осуществление производственного контроля.
Учитывая вышесказанное, раздел VI, а также пункты 7.7, 7.8, 9.3 - 9.9, 9.12 – 9.25, 11.7 должны быть доработаны в части исключения детализации, ограничивающей право субъекта предпринимательской деятельности выбора способа и периодичности осуществления процедур, направленных на обеспечение санитарного состояния производственных помещений и оборудования, необходимого для безопасности вырабатываемого хлеба, хлебобулочных и кондитерских изделий, а также выбора технологического оборудования для осуществления выработки безопасной пищевой продукции.
Также обращаем внимание разработчика на проектируемый пункт 6.17 проекта акта, содержащий требования к распределению должностных обязанностей работников, что не является предметом регулирования проекта акта.
3.7. В разделах VI и X проекта акта содержатся требования к условиям хранения сырья и готовой продукции хлебопекарного и кондитерского производства. Обращаем внимание разработчика, что требования к хранению пищевой продукции и сырья для ее производства установлены в регламенте TP ТС 021/2011. Пункты 6.2, 6.3, 10.15, 11.1 дублируют требования, установленные TP ТС 021/2011. При этом разработчик указывает на требование TP ТС 021/2011 о том, что сроки и условия хранения устанавливает изготовитель пищевой продукции. Поскольку практически все сырье, используемое для производства хлеба, хлебобулочных и кондитерских изделий является пищевой продукцией, подлежащей оценке соответствия в форме декларирования (растительное и масложировое сырье) и ветеринарной сертификации (яйца, сырое молоко), то условия и сроки хранения для каждого вида продукции содержатся в информации, которой должна сопровождаться пищевая продукция. Излишняя детализация требований к процессу и условиям хранения отдельных видов продукции, предлагаемая разработчиком в представленной редакции проекта акта, содержит риск распространения данных требований на другие виды продукции, а также может не соответствовать условиям, устанавливаемым изготовителем.
Также проектируемые разработчиком требования могут не соответствовать технологическим процессам, в соответствии с которыми вырабатываются хлеб, хлебобулочная и кондитерская продукция.
3.8. Раздел VII проекта акта содержит требования к бытовым помещениям и их содержанию. Положения раздела частично дублируют положения раздела XIV, содержащего требования к гигиене труда. Полагаем целесообразным перенести положения раздела VII в раздел XIV проекта акта и привести их соответствие с положениями указанного раздела.
3.9. Раздел X проекта акта содержит требования:
к технологическим операциям по разгрузке муки и к конструкциям оборудования (пункт 10.13);
к технологическим операциям и оборудованию для производства и подготовке фруктово-ягодных и иных начинок (пункты 10.22 – 10.31);
к рецептуре, технологическим операциям и конструкциям оборудования при производстве крема (разделы 10.42 – 48.48);
к технологическим операциям, конструкциям и ассортименту оборудования при производстве тортов и пирожных (разделы 10.42, 10.52, 10.57);
к технологическим операциям и оборудованию при производстве хлеба (10.53).
При этом разработчик руководствуется требованиями, разработанными более тридцати лет назад, и не учитывает наличие модернизированного оборудования и используемые при наличии такого оборудования иные технологические режимы.
Считаем целесообразным доработать указанные пункты проекта акта, исключив излишнюю детализацию технологических операций и требования к оборудованию, не направленные на обеспечение непосредственно безопасности производимой пищевой продукции.
Обращаем также внимание разработчика на пункт 10.54 о требованиях к хлебу, пораженному картофельной болезнью. Термин «тягучая» не используется в действующей нормативной и технической документации в отношении картофельной болезни хлеба. Также считаем необходимым включить в проект акта меры по борьбе с картофельной болезнью хлеба в части санитарной обработки оборудования, предварительного выявления картофельной болезни хлеба, а также способов утилизации муки, в которой выявлены споры картофельной палочки, с указанием сортов и видов продукции, для производства которой указанная мука может быть использована.
3.10. Раздел XI проекта акта, которым проектируются требования к реализации хлеба, хлебобулочных и кондитерских изделий, содержит в пункте 11.5 отсылочную норму к правилам укладки, хранения и перевозки хлеба и хлебобулочных изделий. Обращаем внимание разработчика на отсутствие упомянутого нормативного акта.
Также считаем избыточным требование о дезинфекции транспортного средства, предназначенного для перевозки хлеба, не реже одного раза в 5 дней.
На основании проведенной оценки регулирующего воздействия проекта акта с учетом информации, представленной разработчиком в сводном отчете, Минэкономразвития России сделан вывод о наличии положений, вводящих избыточные обязанности, запреты и ограничения для физических и юридических лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности или способствующих их введению, а также положений, приводящих к возникновению необоснованных расходов физических и юридических лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, а также бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации.
Е.В.Беседина
Департамент оценки регулирующего воздействия
И.О. Фамилия
тел:
Департамент оценки регулирующего воздействия (495)6508700*2643
|