МИНОБРНАУКИ РОССИИ
Федеральное государственное автономное образовательное
учреждение высшего образования
«ЮЖНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Институт наук о Земле
|
УТВЕРЖДАЮ
Руководитель специальности
«Прикладная геология»
____________Т.В. Шарова
« » 2016г.
|
Рабочая программа дисциплины
Технологии моделирования месторождений
Специальность
21.05.02 Прикладная геология
Специализации: Геологическая съемка, поиски и разведка месторождений полезных ископаемых
Уровень образования
Высшее .
Форма обучения очная .
Программа разработана
Шаровой Т.В., доцентом кафедры месторождений полезных ископаемых, кандидатом геолого-минералогических наук .
Рекомендована к утверждению на заседании кафедры
|
месторождений полезных ископаемых
|
протокол заседания
№ от 2016 г.
|
Зав. кафедрой, проф. Гамов М. И.
|
Ростов-на-Дону, 2016
I. Цели освоения дисциплины
Целями Изучение графической среды AutoCad с использованием ее в дальнейшей профессиональной деятельности.
Задачи:
Задачи курса содержат формирование у студентов необходимых знаний умений и навыков, которые должен иметь специалист инженерного профиля.
-
систематизация знаний о современных средствах вычислительной техники, математических методах и программных продуктах, используемых для автоматизации проектно - конструкторских работ.
- создание геологических карт и разрезов в графической среде AutoCAD;
- создание 3-х мерных моделей месторождений.
II. Место дисциплины в структуре ООП специалитета
2.1 Дисциплина «Технологии моделирования месторождений» представляет собой дисциплину по выбору.
2.2 Дисциплина «Технологии моделирования месторождений» базируется на курсах «Компьютерная графика», «Информатика», «Инженерно-геологическая графика», «Основы геоинформатики» «Математика», «Общая геология», «Структурная геология», «Кристаллография и минералогия», «Основы учения о полезных ископаемых».
Знать: роль и значение информации и информационных технологий в развитии современного общества, общее устройство и принцип работы ЭВМ, основные методы, способы и средства получения, хранения, переработки информации.
Уметь: вводить данные в ЭВМ, управлять выводом данных, работать с информацией в глобальных компьютерных сетях, создавать и редактировать объекты в графических редакторах.
Навыки: работы на компьютере.
2.3 Освоение дисциплины «Технологии моделирования месторождений» необходимо как предшествующее для дисциплин для научно-исследовательской работы студентов и выполнения выпускной квалификационной работы специалиста.
III. Требования к результатам освоения содержания дисциплины
3.1 Процесс изучения учебной дисциплины «Технологии моделирования месторождений» направлен на формирование элементов следующих компетенций в соответствии с ФГОС ВО (ОС ЮФУ) и ООП ВО по данной специальности:
а) общекультурных (ОК):
способностью к самоорганизации и самообразованию (ОК-7).
б) общепрофессиональными компетенциями (ОПК):
способностью организовывать свой труд, самостоятельно оценивать результаты своей деятельности, владением навыками самостоятельной работы, в том числе в сфере проведения научных исследований (ОПК-5);
готовностью проводить самостоятельно или в составе группы научный поиск, реализуя специальные средства и методы получения нового знания (ОПК-6);
пониманием сущности и значения информации в развитии современного информационного общества, осознанием опасности и угрозы, возникающих в этом процессе, соблюдением основных требований информационной безопасности, в том числе защиты государственной тайны (ОПК-7);
применением основных методов, способов и средств получения, хранения и обработки информации, наличием навыков работы с компьютером как средством управления информацией (ОПК-8).
в) профессиональных (ПК):
способностью проводить математическое моделирование процессов и объектов на базе стандартных пакетов автоматизированного проектирования и исследований (ПК-15);
способностью подготавливать данные для составления обзоров, отчетов и научных публикаций (ПК-16).
В результате освоения дисциплины «Технологии моделирования месторождений» обучающийся должен:
Знать:
понятие информации; общую характеристику процессов сбора, передачи, обработки и накопления информации, технические и программные средства реализации информационных процессов;
Уметь:
аргументировано формулировать свою мысль в устной и письменной формах;
применять средства AutoCad в своей профессиональной деятельности;
интерфейс программы AutoCAD;
графические примитивы программы и их свойства;
создавать новые типы линий, образцы штриховок и слайды;
создавать трехмерные объекты, получать виды, проекции и сечения, вычитать объекты и объединять их.
Владеть:
навыками критического восприятия информации;
навыками в области информатики и современных информационных технологий для работы с геологической информацией;
методами поиска и обмена информацией в глобальных и локальных компьютерных сетях;
методами построения математических моделей при решении производственных задач.
IV. Содержание и структура дисциплины
4.1. Структура дисциплины
Общая трудоемкость дисциплины составляет 4 зачетных единиц 144 часов.
Модули дисциплины, изучаемые в 10 семестре. 44 часа лабораторных занятия, 64 часа самостоятельной работы.
№ модуля
|
Наименование модуля
|
Количество часов
|
Всего
|
Аудиторная работа
|
Внеауд. работа СР
|
Л
|
ЛБ
|
1
|
Основы AutoCAD. Построение примитивов с
помощью элементарных команд в
графической среде AutoCAD.
|
60
|
|
24
|
34
|
2
|
Оформление чертежей. Построение трехмерных моделей.
|
48
|
|
20
|
30
|
|
Итого:
|
100
|
|
44
|
64
|
4.2. Содержание модулей дисциплины
Модуль I. Основы AutoCAD. Построение примитивов с помощью элементарных команд в графической среде AutoCAD.
Лабораторная работа № 1. Знакомство с интерфейсом графической среды AutoCAD.
Лабораторная работа № 2. Средства пространственной ориентации.
Лабораторная работа № 3. Работа с примитивами. Построение первого чертежа.
Лабораторная работа № 4. Редактирования объектов. Построение второго чертежа.
Лабораторная работа № 5. Создание шаблонов разных форматов.
Модуль 2. Оформление чертежей. Построение трехмерных моделей
Лабораторная работа № 6. Текст.
Лабораторная работа № 7. Режимы простановки размеров.
Лабораторная работа № 8. 3D – моделирование.
Лабораторная работа № 9. Поверхности. Каркасное моделирование.
Лабораторная работа № 10. Построение трехмерных твердотельных моделей.
V. Образовательные технологии
При реализации различных видов учебной работы по дисциплине «Технологии моделирования месторождений» будут использоваться следующие технологии:
- проведение лабораторных занятий с использованием презентационного оборудования;
- модульная технология, позволяющая обучать студентов с целевой программой действий по законченному блоку информаций с рекомендациями преподавателя по самостоятельной работе;
- использование аудио-визуальных средств обучения, индивидуальная работа студента с электронно-образовательными ресурсами;
- технология проектного обучения, с проектными заданиями (4-6 часов) на лабораторных занятиях по модулям 1-2;
- электронное тестирование;
- бально-рейтинговая оценка знаний студентов;
- интернет-технологии работы в цифровом кампусе, включающие он-лайн консультации, электронные контрольные работы, использование электронных УМР.
28% - интерактивных занятий от объема аудиторных занятий
Семестр
|
Вид занятия (Л, ЛР)
|
Используемы интерактивные технологии
|
Кол-во часов
|
9
|
ЛР
|
Решение поставленных геологических задач с применением программы AutoCAD
|
12
|
VI. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации
6.1 Контрольные вопросы студентам для подготовки к тестированию по модулям дисциплины
Возможности AutoCAD.
Функции пространства модели и пространства листа. Способы создания чертежей.
Настройка панелей инструментов. Блокировка местоположения панелей инструментов.
Использование командной строки и текстового окна.
Методика создания чертежей в слоях. Настройка цветовой палитры.
Задание стилей единиц измерения, текстов, размеров.
Средства обеспечения точности черчения.
Основные способы редактирования чертежа и графических объектов.
Стандартные графические элементы чертежа. Блоки.
Создание нового слоя, задание его параметров – имени, индикатора включения, индикатора замораживания, индикатора блокировки, цвета, типа и веса линий, степени прозрачности, возможности вывода на печать и т.д. Установка слоя текущим.
Ввод графических примитивов (отрезок, луч, прямая линия, мультилиния, полилиния, многоугольник, прямоугольник, дуга (различные способы), окружность (различные способы), кольцо, сплайн, эллипс. Установка ширины и кривизны сегментов полилинии. Построение областей.
Получение информации о графических объектах. Задание индивидуальных свойств объектам.
Ввод отрезка заданного цвета, типа и веса, длины и угла наклона.
Вычисление на чертеже расстояний, радиусов, углов, площадей, объёмов.
Копирование свойств одного объекта в другой.
Настройка отображения весов линий.
Установка объектных привязок.
Установка параметров сетки и шаговой привязки.
Использование координатных фильтров (например, при построении окружности в центре прямоугольника).
Использование объектного отслеживания (например, при построении окружности в центре прямоугольника).
Разметка и деление отрезков, дуг, сплайнов, окружностей, эллипсов и полилиний. Просмотр результатов разметки и деления – установка стиля отображения точек.
Загрузка элементов чертежей из центра управления (DesignCenter).
Выбор объектов с помощью прицела. Регулировка размера прицела. Исключение объектов из текущего набора. Выбор объектов до выбора команды редактирования, и выбор команды до выбора объектов.
Выбор объектов рамкой способами «window selection» и «crossing selection». Настройка интерфейса выбора объектов.
Выбор объектов ломаной линией.
Защита объектов от выбора и редактирования блокированием слоёв.
Выбор объектов по каким-либо свойствам или типам.
Операции редактирования объектов (удаление, линейное копирование и копирование в виде массивов (прямоугольного и полярного), зеркальное отражение поворот, масштабирование, непропорциональное растяжение, отсечение и удлинение, разрыв объектов, построение фасок и скруглений, сопряжение объектов, разбиение составных объектов.
Редактирование объектов с помощью ручек (grips).
Редактирование объектов группы (именованного и сохраненного набора объектов).
Выполнение штриховок и заливок, задание их параметров. Управление ассоциативностью штриховок.
Создание однострочного текста. Режимы выравнивания. Редактирование текста.
Ввод многострочного текста. Настройки параметров текста. Редактирование текста.
Нанесение выносок.
Импорт TXT-файлов.
Импорт RTF-файлов.
Создание таблиц и спецификаций. Настройка ширины столбцов и высоты строк. Объединение ячеек. Заполнение таблицы.
Использование формул в ячейках таблицы.
Управление ассоциативностью размеров.
Ввод в размерный текст префиксов, суффиксов и пользовательского текста.
Простановка радиусов, диаметров, угловых размеров.
Простановка размеров от выбранных объектов, от общей базы, цепочки размеров.
Способы работы с блоками.
Создание и работа с библиотеками блоков.
Добавление в блок функций динамического изменения: добавление параметра, операции, связывание операции с параметром.
Допустимые параметры блоков.
Свойство переопределения коэффициента расстояния.
3D-виды в пространстве модели.
Экспорт чертежа в различные форматы.
6.2 Тесты
Тестовые задания по модулям дисциплины в представлены в ИИК ЮФУ http://dbs.sfedu.ru
Тест состоит из четырех видов заданий. Студенту предлагается следующая структура тестовых заданий:
Тестовое задание «Множественный выбор» – задание закрытого типа, в котором студенту предлагается выбрать верные утверждения из списка ответов.
Инструкция к заданиям. К каждому заданию этой части даны несколько возможных вариантов ответа, в которых имеется, возможно, не один, а несколько правильных ответов (1, 2 и более). Отметьте правильный ответ(ы) маркером.
Тестовое задание «Короткий ответ» – задание, в котором студент при ответе на вопрос вписывает слово или фразу. Этот тип заданий состоит из основы (текст) и поля для ввода ответа.
Инструкция к заданиям. Ответом на задания этой части может быть слово, словосочетание или дата. Впишите в поле для ответа печатными буквами Ваш ответ.
Тестовое задание «Числовой вопрос». Вариант тестового задания «короткий вопрос». Ответ обязательно является числом.
Инструкция к заданиям. Ответом на задания этой части, может быть, цифра. Впишите в поле для ответа Ваш ответ.
Тестовое задание «На сопоставление» – задание, в котором предлагается группа терминов и необходимо установить соответствие. Этот тип заданий состоит из основы (текст), нескольких подвопросов и соответствующего числа ответов. Оформление: составляется один список, состоящий из вопросов и ответов на них.
Примеры тестовых заданий:
1. Выберите назначение программы AutoCAD
для игр;
для редактирования текста;
для построения чертежей и двух - и трехмерных изображений;
для рисования;
2. Выберите фирму разработчика программы AutoCAD?
AutoDesk;
Microsoft;
Apple;
Macintosh.
3. Напишите название основной системы координат, в которой по умолчанию начинается работа с программой________________
4. Выберите расширение файла созданного в программе AutoCAD?
.dwg;
.dwc;
.dpt;
.autoCad;
.cad.
5. Имеется ли в программе «AutoCAD» редактор текста
да имеется
нет такой функции
6. Укажите правильное соответствие между функциональным назначением команды и ее иконкой
Вывод чертежа на печать
|
|
Сохранение текущего чертежа
|
|
Создание пустого файла чертежа
|
|
Открытие существующего файла чертежа
|
|
7. Укажите правильное соответствие между функциональным назначением команды и ее иконкой
Круг
|
|
Многоугольник
|
|
Отрезок
|
|
Прямоугольник
|
|
8. Команда, выполняемая с помощью иконки , позволяет:
выбрать объект для перемещения;
повернуть объект вокруг базовой точки;
создать трехмерную модель;
создать массив.
9. Указать правильное соответствие между функциональным назначением
команды и ее иконкой
зеркальное отражение объектов;
|
|
копирование объектов;
|
|
перенос объектов;
|
|
создание массива.
|
|
VII. Учебно-методическое обеспечение дисциплины
7.1 Основная литература
Соколова, Татьяна Юрьевна. AutoCAD для студента [Текст] : популярный самоучитель / Т. Ю. Соколова. - Москва [и др.] : Питер, 2007. - 256 с.
Полещук, Николай Николаевич. AutoCAD 2006/2007 [Текст] : новые возможности / Николай Полещук, Наталия Карпушкина. - Санкт-Петербург [и др.] : Питер, 2006 (СПб.). - 204 с.
Тику, Шам. Настройка AutoCAD® [Текст] : [охватывает версии 2004/2005/2006] / Шам Тику; [пер. с англ. и ред. И. В. Шуляка]. - Москва [и др.] : Вильямс, 2006. - 768 с.
Полещук, Николай Николаевич. AutoCAD в инженерной графике [Текст] : [курс лекций] / Николай Полещук, Наталия Карпушкина. - СПб. [и др.] : Питер, 2005. - 493 с.
Хейфец, Александр Львович. Инженерная компьютерная графика AutoCAD [Текст] : учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по машиностроит. и архитектур.-строит. специальностям / А. Л. Хейфец. - Санкт-Петербург : БХВ-Петербург, 2005. - 336 с.
7.2. Дополнительная литература
Жарков Н. В. AutoCAD 2009: официальная русская версия. Эффективный самоучитель. СПб.: Наука и Техника, 2009. - 608 c.
Савельев Л.А. AutoCAD 2009 с нуля! (+ CD-ROM) изд-во: Лучшие Книги 2008, – 272 с.
Н. Полещук, В. Савельева Самоучитель AutoCAD 2009. Двумерное проектирование изд-во: БХВ-Петербург серия: Самоучитель, 2008, – 544 с.
Климачева Т.Н. AutoCAD 2008/2009 для студентов: Самоучитель, пособие, изд-во: ДМК Пресс – 2009, – 400 с.
Левковец Л. Самоучитель AutoCAD 2010, изд-во: БХВ-Петербург, 2009 – 652 с.
7.3. Список авторских методических разработок
Рабочая программа по дисциплине «Технологии моделирования месторождений».
Фонд оценочных средств по дисциплине «Технологии моделирования месторождений».
VIII. Материально-техническое обеспечение дисциплины
8.1 Учебно-лабораторное оборудование
компьютерный класс для проведения лабораторных занятий;
технические средства для показа презентаций, учебных видеофильмов;
цифровой кампус ЮФУ.
8.2 Программные средства
лицензионная программа AutoCAD;
Internet.
8.3 Технические и электронные средства
учебно-методический комплекс;
раздаточный материал в электронном виде;
презентации к лекциям;
комплект тестовых заданий.
IX. Учебная карта дисциплин
Учебная карта дисциплины
«Технологии моделирования месторождений»
Преподаватель Шарова Т.В. Кафедра Месторождений полезных ископаемых
Курс 5 . Семестр 9 Группа 2
Специальность Прикладная геология
№
|
Виды контрольных
мероприятий
|
Текущий контроль
|
Рубежный контроль
|
Максимальное количество баллов
|
|
Модуль 1 Основы AutoCAD. Построение примитивов с
помощью элементарных команд в графической среде AutoCAD.
|
30
|
20
|
1
|
Работа на лабораторных занятиях
|
12
|
|
|
Контрольная работа
|
18
|
|
4
|
Тестирование
|
|
20
|
|
Модуль 2 Оформление чертежей. Построение трехмерных моделей
|
30
|
20
|
1
|
Работа на лабораторных занятиях
|
10
|
|
2
|
Проектное задание
|
20
|
|
4
|
Тестирование
|
|
20
|
|
Всего
|
60
|
40
|
|
Бонусные баллы1
|
До 10
|
Активные консультации, работа в цифровом кампусе – 3 балла
Отсутствие пропусков – 4 балла
Участие в конференциях– 3 балла
|
|
Промежуточная аттестация
зачет2
|
Максимальная сумма 100
|
Преподаватель ___________ Шарова Т.В.
Согласовано: заведующий кафедрой
профессор ___________ Гамов М.И.
|