Методические указания для обучающихся по внеаудиторной самостоятельной работе по дисциплине одб. 01 Русский язык ( специальность 21. 02. 02 Бурение нефтяных и газовых скважин)

Методические указания для обучающихся по внеаудиторной самостоятельной работе по дисциплине одб. 01 Русский язык ( специальность 21. 02. 02 Бурение нефтяных и газовых скважин)


НазваниеМетодические указания для обучающихся по внеаудиторной самостоятельной работе по дисциплине одб. 01 Русский язык ( специальность 21. 02. 02 Бурение нефтяных и газовых скважин)
страница1/6
ТипМетодические указания
rykovodstvo.ru > Руководство эксплуатация > Методические указания
  1   2   3   4   5   6
Министерство образования Оренбургской области

Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение «Нефтегазоразведочный техникум»

г. Оренбурга

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ

ПО ВНЕАУДИТОРНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ

по дисциплине ОДБ.01 Русский язык

( специальность 21.02.02 Бурение нефтяных и газовых скважин)

ОРЕНБУРГ 2015г.

Методические указания для обучающихся по внеаудиторной самостоятельной работе являются частью программы подготовки специалистов среднего звена по специальности 21.02.02 Бурение нефтяных и газовых скважин

Рассмотрено на заседании

МК преподавателей

общеобразовательных дисциплин

Протокол № ___ от «__» _________ 2015

Председатель МК ________/Балакина Д.М../

Методист_______________/Маслова Н.Б./

УтверждАЮ

Зам. директора по УР

_______Сороколетова Л.В.

«___»__________20__ г.

Составитель: Маслова Наталья Борисовна, преподаватель русского языка и литературы ГАПОУ «НГРТ».

Введение

УВАЖАЕМЫЙ СТУДЕНТ!

Методические указания по выполнению самостоятельных работ по дисциплине ОДБ.01 Русский язык созданы Вам в помощь для работы на занятиях и во внеурочное время.

Наличие положительной оценки (отметки о выполнении) каждого вида самостоятельной работы необходимо для получения дифференцированного зачета по дисциплине и допуска к экзамену, поэтому в случае невыполнения работы по любой причине или получения неудовлетворительной оценки за самостоятельную работу Вы должны найти время для ее выполнения или пересдачи.

Внимание! Если в процессе выполнения заданий для самостоятельной работы возникают вопросы, разрешить которые Вам не удается, необходимо обратиться к преподавателю для получения разъяснений.

Желаем Вам успехов!!!

Виды самостоятельной работы, формы

отчётности и контроля

Раздел/

тема

Вид самостоятельной работы

Количество часов

Форма отчётности и контроля

Раздел 1. Введение

Язык и речь. Функциональные стили речи и их особенности.


Самостоятельная работа №1: подготовить сообщения , презентации на темы : «Русский язык в современном мире»; «Различие между понятиями «культура языка» и «культура речи»; «Культура речи как уровень практического владения языком, как учение о коммуникативных качествах литературной речи (правильности, точности, логичности, этической выдержанности) и как система знаний, умений и навыков, обеспечивающих эффективное использование языка для коммуникативной цели»; « Взаимосвязь культуры языка и культуры речи».


1

Устный опрос

Научный стиль речи. Основные жанры научного стиля.


Самостоятельная работа №2.Составить презентацию на тему: «Виды исследовательских работ» (форма, структура)

1

Защита презентации

Публицистический стиль речи, его назначение.


Самостоятельная работа №3: подобрать из средств массовой информации 3 текста публицистического стиля


1

Письменный отчёт

Текст как произведение речи.

Самостоятельная работа №4: выписать определения и подобрать примеры художественно-выразительных средств: эпитет, олицетворение, сравнение, метафора, метонимия, синекдоха, гипербола, антитеза, градация, оксюморон, парцелляция ,анафора, риторический вопрос, лексический повтор.

1

Письменный отчёт

Лингвостилистический анализ текста

Самостоятельная работа №5: подготовить рефераты на темы «Русское письмо и его эволюция», « Устная и письменная формы существования русского языка и сферы их применения», « Текст и его назначение. Типы текстов по смыслу и стилю». « Вклад М.В.Ломоносова (Ф.Ф.Фортунатова, Д.Н.Ушакова, Л.В.Щербы, А.А. Реформатского, В.В. Виноградова и др., по выбору) в изучение русского языка».

1

Защита реферата

Раздел2. Лексика и фразеология










Русская лексика с точки зрения ее происхождения

Самостоятельная работа №6 : выполнение практических заданий.

1

Проверка письменных заданий

Лексика с точки зрения ее употребления

Самостоятельная работа № 7: выполнение практических заданий.

1

Проверка письменных заданий

Активный и пассивный словарный запас.

Самостоятельная работа№8 : составить таблицу на тему «Лексика с точки зрения ее употребления»

1

Письменный отчёт

Фразеологизмы.

Самостоятельная работа №9: подготовить презентации на темы : «Фразеология как учение об устойчивых сочетаниях слов», « Фразеологизмы и их разновидности», «Фразеологические словари», «Словари синонимов, антонимов, омонимов, паронимов».


1

Защита презентации

Лексические нормы.

Самостоятельная работа №10 подготовить сообщение на тему: «Лексические и фразеологические нормы»;

1

Устный опрос

Лексические нормы.

Самостоятельная работа №11: выполнить упражнение на тему: «Основные виды лексических ошибок».

1

Устный опрос

Раздел 3. Фонетика, орфоэпия, графика, орфография










Орфоэпические нормы.

Самостоятельная работа №12 : произвести фонетический разбор слов, подготовить рефераты на темы: «Орфографический и орфоэпический словари русского языка и сфера их использования», «Фонетика как учение о звуковой стороне речи», «Артикуляционная характеристика звуков речи», « Гласные и согласные звуки и их классификация. Чередование фонем».

1

Устный опрос

Правописание безударных гласных, звонких и глухих согласных.

Самостоятельная работа №13 подготовить конспект на тему « Письмо и орфография. Принципы русской орфографии»,

1

Письменный отчёт

Правописание О/Ё после шипящих и Ц.

Самостоятельная работа №14 составить тест на тему «Правописание О/Ё после шипящих и Ц»

1

Проверка теста

Правописание И – Ы после приставок.

Самостоятельная работа №15составить словарный диктант на темы «Правописание приставок на З - / С - . Правописание И – Ы после приставок».

1

Устный опрос

Раздел 4.Морфемика, словообразование, орфография










Способы словообразования.

Самостоятельная работа №16: Произвести морфемный разбор слов.

Подготовить сообщения на темы: «Строение русского слова», «. Способы образования слов в русском языке», «Словообразование как раздел науки о языке, изучающий структуру слов и способы их образования», «Морфема, типы морфем. Способы образования (морфемные и неморфемные)».

1

Устный опрос

Правописание чередующихся гласных в корнях слов.

Самостоятельная работа №17: выполнить задания по карточкам

1

Письменный отчёт

Правописание приставок ПРИ - / - ПРЕ -. Правописание сложных слов.

Самостоятельная работа №18: выполнить задания по карточкам

1

Письменный отчёт

Раздел 5 Морфология и орфография










Имя существительное. Лексико-грамматические разряды имен существительных.

Самостоятельная работа №19: подготовить сообщение на тему : «Части речи в русском языке. Принципы распределения слов по частям речи».

1

Устный опрос

Имя числительное. Лексико-грамматические разряды имен числительных.

Самостоятельная работа №20 : выполнение практических заданий по карточкам

1

Письменный отчёт

Глагол. Грамматические признаки глагола.

Самостоятельная внеаудиторная работа №21 : составить таблицу «Правописание глаголов»

1

Устный опрос

Деепричастие как особая форма глагола.

Самостоятельная внеаудиторная работа №22 : выполнить задания по карточкам

1

Письменный отчёт

Правописание наречий.

Самостоятельная внеаудиторная работа №23 : составить конспект по теме

« Правописание наречий»

1

Письменный отчёт

Слова категории состояния (безлично-предикативные слова).

Самостоятельная работа №24 : составить конспект на тему « Основные виды морфологических ошибок: ошибки в выборе форм рода и числа существительных; ошибки в склонении существительных, прилагательных, местоимениях, числительных; ошибки в образовании степеней сравнения прилагательных и наречий, в употреблении местоимений; ошибки в образовании и употреблении форм глаголов, причастий и деепричастий».

1

Устный опрос

Раздел 6 Служебные части речи.










Предлог как часть речи.

Самостоятельная работа №25 : составить конспект на тему «Правописание предлогов»


1

Устный опрос

Употребление союзов в простом и сложном предложении.

Самостоятельная работа №26: выполнение практических заданий по теме: «Слитное, раздельное написание союзов».

1

Письменный отчёт

Правописание частиц НЕ и НИ с разными частями речи. Частицы как средство выразительности речи.

Самостоятельная работа №27 : выполнение практических заданий по теме «Правописание частиц»


1

Письменный отчёт

Междометия и звукоподражательные слова. Правописание междометий и звукоподражаний.

Самостоятельная внеаудиторная работа №28 : составить презентацию на тему «Служебные части речи»

1

Защита презентации

Раздел 7. Синтаксис и пунктуация










Словосочетание. Строение словосочетания. Виды связи слов в словосочетании

Самостоятельная внеаудиторная работа №29 : подготовить сообщение на тему «Виды связи слов в словосочетании»; выполнить практическое задание

1

Устный опрос

Логическое ударение. Прямой и обратный порядок слов. Грамматическая основа простого двусоставного предложения.

Самостоятельная внеаудиторная работа №30 : Произвести синтаксический разбор простых предложений

1

Письменный отчёт

Второстепенные члены предложения (определение, приложение, обстоятельство, дополнение).


Самостоятельная внеаудиторная работа №31 : работа по карточкам

1

Письменный отчёт

Роль второстепенных членов предложения в построении текста.


Самостоятельная внеаудиторная работа №32-33 : подготовить сообщение «Тире в простом предложении. Тире между подлежащим и сказуемым»; обозначить второстепенные члены предложения в тексте

1

Устный опрос

Односоставное и неполное предложения.

Самостоятельная внеаудиторная работа №34 : Из текстов художественной литературы подобрать 20 односоставных предложений

1

Устный опрос

Осложненное простое предложение.


Самостоятельная работа №35 : подготовить тест по теме «Знаки препинания в предложениях с однородными членами».

1

Письменный отчёт

Роль сравнительного оборота как изобразительного средства языка. Уточняющие члены предложения.

Самостоятельная работа №36 : выполнить практические задания по карточкам на темы «Знаки препинания в предложениях с обособленными членами. Обособление определений. Обособление обстоятельств».

1

Письменный отчёт

Знаки препинания при обращении. Знаки препинания при междометии. Употребление междометий в речи.

Самостоятельная работа №37: подготовить презентацию на тему « Знаки препинания при вводных и вставных конструкциях» составить 10 предложений с обращениями и междометиями

1

Защита презентации

Сложное предложение. Сложносочиненное предложение. Знаки препинания в сложносочиненном предложении. Синонимика сложносочиненных предложений с различными союзами. Употребление сложносочиненных предложений в речи.

Самостоятельная работа №38 : подобрать примеры по теме «Знаки препинания в ССП».

1

Письменный отчёт

Бессоюзное сложное предложение. Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении. Использование бессоюзных сложных предложений в речи.


Самостоятельная работа №39: составить таблицу «Пунктуация в сложном предложении. Знаки препинания в сложносочиненных предложениях, в сложноподчиненных предложениях, в бессоюзных сложных предложениях.»

1

Письменный отчёт

Знаки препинания в сложном предложении с разными видами связи. Сложное синтаксическое целое как компонент текста. Его структура и анализ. Период и его построение.

Самостоятельная работа №40: написать сочинение-эссе

1

Письменный отчёт



Самостоятельная работа №1:

подготовить сообщения или презентации на темы : «Русский язык в современном мире»; «Различие между понятиями «культура языка» и «культура речи»; «Культура речи как уровень практического владения языком, как учение о коммуникативных качествах литературной речи (правильности, точности, логичности, этической выдержанности) и как система знаний, умений и навыков, обеспечивающих эффективное использование языка для коммуникативной цели»; « Взаимосвязь культуры языка и культуры речи».

Самоконтроль по вопросам:

Язык как общественное явление

Понятие литературного языка

Понятия о нормах русского литературного языка

Две формы существования русского языка: устная и письменная.

Речевая культура как один из компонентов общественной культуры человека. Богатство и выразительность русского языка

Время на выполнение задания: 1 час.

Форма отчетности: сообщение предоставляется в электронном варианте или устно.

Методические рекомендации по подготовке сообщений:

Подготовка сообщения – это вид внеаудиторной самостоятельной работы по подготовке небольшого по объему устного сообщения. Сообщаемая информация носит характер уточнения или обобщения, несет новизну, отражает современный взгляд по определенным проблемам.

Сообщение отличается от докладов и рефератов не только объемом информации, но и ее характером – сообщения дополняют изучаемый вопрос фактическими или статистическими материалами. Оформляется задание письменно, оно может включать элементы наглядности (иллюстрации, демонстрацию).

Последовательность подготовки сообщения:

  1. Изучить  литературу по теме.

  2. Выделить основные понятия.

  3. Подобрать  и ввести в текст дополнительные данные, характеризующие объект изучения.

  4. Оформить сообщение письменно и проиллюстрировать компьютерной презентацией.

Оформление текстового материала.

Текстовая часть работы должна быть представлена  в компьютерном варианте на бумаге формата А4. Шрифт – Times New Roman, размер шрифта – 14, полуторный интервал, выравнивание по ширине. Страницы должны иметь поля (рекомендуемые): нижнее – 2; верхнее – 2; левое – 3; правое – 1,5. Объем реферата – 15-20 страниц. Все страницы работы должны быть подсчитаны, начиная с титульного листа и заканчивая последним приложением. Титульный лист(Приложение 1). Нумерация страниц должна быть сквозная, начиная  с введения и заканчивая  последним приложением. Номер страницы ставится в правом углу нижнего поля.

Критерии и показатели, используемые при оценивании сообщения

 

Критерий

Баллы

Грамотность сообщения

1

Новизна материала

2

Степень раскрытия сущности проблемы. Владение терминологией

2

Актуальность материала

2

Наглядность

1

Краткие выводы из всего сказанного; список использованных источников

2

Оценивание сообщения

- 10 баллов – «отлично»;

- 8-9 баллов – «хорошо»;

- 6-7 баллов – «удовлетворительно»;

- меньше 6 баллов – «неудовлетворительно».

Методические рекомендации по подготовке мультимедийных презентаций
Мультимедийные презентации - это вид самостоятельной работы студентов по созданию наглядных информационных пособий, выполненных с помощью мультимедийной компьютерной программы PowerPoint (приложение 2). Этот вид работы требует координации навыков студента по сбору, систематизации, переработке информации, оформления её в виде подборки материалов, кратко отражающих основные вопросы изучаемой темы, в электронном виде. То есть создание материалов-презентаций расширяет методы и средства обработки и представления учебной информации, формирует у студентов навыки работы на компьютере.

Материалы-презентации готовятся студентом в виде слайдов с использованием программы Microsoft PowerPoint. В качестве материалов-презентаций могут быть представлены результаты любого вида внеаудиторной самостоятельной работы, по формату соответствующие режиму презентаций.

Затраты времени на создание презентаций зависят от степени трудности материала по теме, его объёма, уровня сложности создания презентации, индивидуальных особенностей студента и определяются преподавателем.
Образец оформления презентации

  1. Первый слайд:

Тема информационного сообщения (или иного вида задания):

___________________________________________________
Подготовил: Ф.И.О. студента, курс, группа, специальность

Руководитель: Ф.И.О. преподавателя





  1. Второй слайд




План:

1. ______________________________.

2. ______________________________.

3. ______________________________.


  1. Третий слайд





Лаконично раскрывает содержание информации, можно

включать рисунки, автофигуры, графики, диаграммы

и другие способы наглядного отображения информации





  1. Четвертый слайд и т.д.




Литература, интернет-источники:


Критерии оценки:

  • соответствие содержания теме;

  • правильная структурированность информации;

  • наличие логической связи изложенной информации;

  • эстетичность оформления, его соответствие требованиям;

  • работа представлена в срок.


Оценка «5» (отлично) выставляется, если студент создал презентацию самостоятельно; презентация содержит не менее 10-13 слайдов информации; эстетически оформлена; имеет иллюстрации; содержание соответствует теме; правильная структурированность информации; в презентации прослеживается наличие логической связи изложенной информации; студент представляет свою презентацию.

Оценка «4» (хорошо) выставляется, если студент создал презентацию самостоятельно; презентация содержит не менее 10 слайдов информации; эстетически оформлена; не имеет иллюстрации; содержание соответствует теме; правильная структурированность информации; в презентации не прослеживается наличие логической связи изложенной информации; студент представляет свою презентацию в срок.

Оценка «3» (удовлетворительно) выставляется, если студент не сам создал презентацию; презентация содержит менее 10 слайдов; оформлена не эстетически, не имеет иллюстрации; содержание не в полной мере соответствует теме; в презентации не прослеживается наличие логической связи изложенной информации; студент не представляет свою презентацию в срок.
Самостоятельная работа №2.

Составить презентацию на тему: «Виды исследовательских работ» (форма, структура)

Время на выполнение задания: 1 час.

Форма отчетности: защита презентации .

Целью данной работы является выявление видов научно-исследовательской работы. Задачи: 1.Раскрыть понятие «научное исследование» и охарактеризовать его. 2.Рассмотреть понятие и специфику научно-исследовательских работ.

3.Охарактеризовать виды научно-исследовательских работ. 

Методические рекомендации по подготовке мультимедийных презентаций см. выше.

Дополнительная литература:

1.Антонова Е.С., Воителева Т.М. Русский язык: пособие для подготовки к ЕГЭ: учеб. пособие сред. проф. образования. — М., ОИЦ «Академия», 2014.

2.Власенков А.И. Русский язык: грамматика. Текст. Стили речи: учебник для 10-11 кл. общеобразовательных учреждений/ А.И. Власенков, Л.М. Рыбченкова.-15-е изд. – М.: Просвещение, 2011.-383с.

3. Греков В.Ф. Русский язык.10-11 классы: учеб. для общеобразоват. учреждений/В.Ф. Греков, С. Е. Крючков, Л.АЧешко.-4-е изд.-М.:Просвещение,2011.-368с.
Самостоятельная работа №3:

подобрать из средств массовой информации 3 текста публицистического стиля

Цель работы: развитие культуры речи, а также профессиональных навыков общения, умения ярко и точно выразить свое мнение относительно происходящего, дать оценку событиям, фактам, процессам.

Время на выполнение задания: 1 час.

Форма отчетности: письменный отчёт.
Критерии оценки: соответствие теме, аккуратность исполнения, выполнение требований при оформлении работы.

Для самоконтроля:

Публицистический стиль речи представляет собой функциональную разновидность литературного языка и широко применяется в различных сферах общественной жизни: в газетах и журналах, на телевидении и радио, в публичных политических выступлениях, в деятельности партий и общественных объединений. Сюда же следует добавить политическую литературу для массового читателя и документальное кино.

Публицистика - род литературы и журналистики; рассматривает актуальные политические, экономические, литературные, правовые, философские и другие проблемы современной жизни с целью повлиять на общественное мнение и существующие политические институты, укрепить или изменить их в соответствии с определенным социальным и нравственным идеалом. Публицистика существует в следующих формах:

· в словесной (письменной и устной),

  • графически изобразительной (плакат, карикатура),

  • фото- и кинематографической (документальное кино, телевидение),

  • театрально-драматургической,

  • словесно-музыкальной.

К публицистическому стилю относят подстили: газетно-публицистический, радио-тележурналистский, ораторский. Чаще жанровое разнообразие публицистического стиля обозначается емким именем – средства массовой информамации или масс-медиа (СМИ). СМИ по отношению к языку является своеобразным усилителем.

Регулярное радиовещание началось в России с 1924 г. В советское время радиовещание осуществлялось Всесоюзным радио, с 1990 г. стали появляться частные радиостанции, большая часть которых занимается музыкальным вещанием. В советские годы к дикторам радио предъявлялись очень строгие требования в части соблюдения норм оформления речи, содержательная сторона текстов определялась единой идеологией, что не могло не вызвать лексико-стилистического однообразия и шаблонности речи.

Телевизионное вещание началось в России с 1939 г., однако широкое распространение оно получило только в 60-е гг. XX в. Речевые особенности телепередач советского времени определялись тем, что их участники произносили заранее написанные тексты, и только спортивные комментаторы имели право на импровизированный текст. Современное телевидение стремится максимально использовать прямой эфир, что ставит перед участниками передач более трудную речевую задачу и сразу же выявляет уровень их языковой компетенции.
Публичная политическая речь восходит к политическим кружкам XIX в., звучит на улицах во время Революции 1905 г., получает легальные права в Государственной думе, созданной на основании Манифеста от 17 октября 1905 г. Первая Дума начинает работу 27.04.1906 г. Свободные политические дискуссии прерываются гражданской войной, когда берет слово "товарищ маузер", литературные и научные дискуссии еще продолжаются примерно до 1929 г. С этого времени публичные политические тексты носят не информационный, а ритуальный характер, и публицистический стиль развивается не по законам естественного языка, а по законам искусственной знаковой системы. С 1988 г. обстановка в стране меняется, публицистический стиль вновь оказывается востребованным в естественной социальной коммуникации, и вот здесь обнаруживаются трудности, вызванные отсутствием хороших литературных традиций, в частности неподготовленность многих политиков к публичному общению в соответствии с нормами речевой культуры. Это не удивительно, если учесть, что легальная деятельность политических партий и движений имела место в России в 1906-1917 гг., а также с 1990 г.
Функции публицистического стиля:

Важнейшие функции публицистического стиля - информационная и воздействующая. Информационная функция текстов, относящихся к этому стилю, состоит в том, что авторы таких текстов имеют целью информировать как можно более широкий круг читателей, зрителей, слушателей о значимых для общества проблемах и о взглядах авторов на эти проблемы. Информационная функция присуща всем стилям речи. Специфика информационной функции в публицистическом стиле заключается в характере информации, ее источниках и адресатах. Информация в публицистических текстах не только описывает факты, но и отражает мнения, настроения, содержит комментарии и размышления авторов. Это отличает ее от научной информации. Перед публицистическими произведениями не ставится задача полного всестороннего описания того или иного явления, публицист стремится писать, прежде всего, о том, что вызывает интерес у определенных общественных групп, выделяя те стороны жизни, которые важны для его потенциальной аудитории. Информирование граждан о положении дел в общественно значимых сферах сопровождается в публицистических текстах осуществлением второй важнейшей функции этого стили - функции воздействия. Цель публициста состоит не только в том, чтобы рассказать о положении дел в обществе, но и в том, чтобы убедить аудиторию в необходимости определенного отношения к излагаемым фактам и в необходимости определенного поведения. Публицистическому стилю присущи открытая тенденциозность, полемичностьэмоциональность, что как раз и вызвано стремлением публициста доказать правильность своей позиции.

Кроме информационной и воздействующей, тексты публицистического стиля, конечно же, выполняют и все остальные присущие языку функции: коммуникативную, экспрессивную, эстетическую.

· Коммуникативность публицистического стиля заключается в том, что его тексты создаются не для внутреннего пользования и не для единственного адресата (хотя и в этих случаях коммуникативный аспект присутствует), а для максимально широкой аудитории. Коммуникация предполагает и обратную связь - ответ адресата. Для данного стиля обратная связь наиболее явно осуществляется в ситуации публичной дискуссии. Для газеты обратной связью являются письма читателей, ответы должностных лиц, статьи, присылаемые в ответ на предыдущие публикации. Радио и телевидение перешли от писем к телефонным звонкам слушателей и зрителей, в ходе которых они могут задать вопросы, высказать свое мнение, рассказать об известных им событиях. Широко применяется и привлечение зрителей к съемке телепередач в студиях. Современное интерактивное телевидение ищет новые формы поддержания контакта со зрителями. Коммуникативная функция определяет большинство культурно-речевых норм в любом стиле. В публицистике особенно важны такие качества речи, как понятность и выразительность. Этические нормы коммуникации в любом стиле предполагают взаимное уважение участников коммуникации, ориентированность текста на удобство его восприятия адресатом, уважение к правам личности.

· Экспрессивная функция языка позволяет говорящему выразить свои чувства. Публицистический текст обычно ярко отражает личность автора, отличается явно выраженным и эмоционально окрашенным отношением автора к излагаемым фактам. На телевидении эмоциональность менее характерна для выпусков новостей и обязательна для ток-шоу. Осуществление экспрессивной функции также предполагает соблюдение норм речевой культуры. Выражение эмоций не должно превращаться в единственную задачу публициста или политика или выходить за рамки приличий.

· Эстетическая функция публицистического текста представляет собой установку автора на то, чтобы сообщение своей формой в единстве с содержанием удовлетворяло эстетическое чувство адресата. Перечисленные выше функции определяют основные требования культуры речи, предъявляемые к произведениям публицистического стиля. Эстетическая функция для публицистического стиля не является обязательной в отличие от художественной литературы, однако внимание к эстетическим качествам текста весьма желательно и для журналиста, и для оратора. Информационная функция требует от автора информативности публицистического текста, т.е. того, чтобы текст содержал сведения, интересные и нужные адресату, а не только самому автору. Этические нормы предполагают достоверность и точность информации. Плохо, если заметка, выпуск новостей, аналитический обзор оказываются информационно пустыми.

· Функция воздействия связана с тем, чтобы цель его не противоречила общественным интересам, а форма воздействия не воспринималась бы как грубое давление или навязывание субъективных оценок.

К стилевым чертам современного публицистического стиля также относят:

· образность, выразительность.

· поиск новых языковых средств,

· открытое выражение авторской позиции,

· широкое использование устоявшихся речевых оборотов,

· огромная роль ключевых слов, характерных для определенной эпохи, идейного направления,

· сочетание логики и экспрессии,

· индивидуальность,

· отсутствие штампов, канцеляризмов, клише,

· жанровое разнообразие: передовые статьи, очерки, фельетоны, репортажи, интервью,

· монологическая и диалогическая, устная и письменная речь,

· ориентированность на мысль, факт, документ,

· массовость, доступность, демократичность,

Перестройка способствовала изменению нормы литературного языка. Средства массовой информации (СМИ), ранее снабженные институтами редактуры и корректуры, освободились от них. Если прежде публицистические тексты усиливали норму, то теперь они ее разрушают.

Таким образом, освоение основных приемов публицистического стиля будет способствовать развитию культуры речи, а также профессиональных навыков общения, умению ярко и точно выразить свое мнение относительно происходящего, дать оценку событиям, фактам, процессам.

 

 Самостоятельная работа №4:

Выписать определения и подобрать примеры художественно-выразительных средств: эпитет, олицетворение, сравнение, метафора, метонимия, синекдоха, гипербола, антитеза, градация, оксюморон, парцелляция ,анафора, риторический вопрос, лексический повтор.

Цель работы: повторить и закрепить знания о художественно-выразительных средствах языка; развитие умения анализировать, сопоставлять, сравнивать, выделять главное, устанавливать причинно-следственные связи; приводить примеры, формировать умения работы с литературой.

Время на выполнение задания: 1 час.

Форма отчетности: письменный отчёт.
Дополнительная литература:

1.Власенков А.И. Русский язык: грамматика. Текст. Стили речи: учебник для 10-11 кл. общеобразовательных учреждений/ А.И. Власенков, Л.М. Рыбченкова.-15-е изд. – М.: Просвещение, 2011.-383с.

2.Греков В.Ф. Русский язык.10-11 классы: учеб. для общеобразоват. учреждений/В.Ф. Греков, С. Е. Крючков, Л.АЧешко.-4-е изд.-М.:Просвещение,2011.-368с.
Самостоятельная работа №5:

Подготовить рефераты на одну из тем: «Русское письмо и его эволюция», « Устная и письменная формы существования русского языка и сферы их применения», « Текст и его назначение. Типы текстов по смыслу и стилю». « Вклад М.В.Ломоносова (Ф.Ф.Фортунатова, Д.Н.Ушакова, Л.В.Щербы, А.А. Реформатского, В.В. Виноградова и др., по выбору) в изучение русского языка».

Время на выполнение задания: 1 час.

Форма отчетности: защита реферата.

Методические указания по написанию и оформлению рефератов

Реферат — письменная работа по определенной научной проблеме, краткое изложение содержания научного труда или научной проблемы. Он является действенной формой самостоятельного исследования научных проблем на основе изучения текстов, специальной литературы, а также на основе личных наблюдений, исследований и практического опыта. Реферат помогает выработать навыки и приемы самостоятельного научного поиска, грамотного и логического изложения избранной проблемы и способствует приобщению студентов к научной деятельности.

Последовательность работы

  1. Выбор темы исследования. Тема реферата выбирается на основе его научного интереса. Также помощь в выборе темы может оказать преподаватель.

  2. Планирование исследования. Включает составление календарного плана научного исследования и плана предполагаемого реферата. Календарный план исследования включает следующие элементы:

    • выбор и формулирование проблемы, разработка плана исследования и предварительного плана реферата;

    • сбор и изучение исходного материала, поиск литературы;

    • анализ собранного материала, теоретическая разработка проблемы;

    • сообщение о предварительных результатах исследования;

    • литературное оформление исследовательской проблемы;

    • обсуждение работы (на семинаре, на конференции и т.п.).

Каждый элемент датируется временем начала и временем завершения.
План реферата характеризует его содержание и структуру. Он должен включать в себя:

  • введение, где обосновывается актуальность проблемы, ставятся цель и задачи исследования;

  • основная часть, в которой раскрывается содержание проблемы;

  • заключение, где обобщаются выводы по теме и даются практические рекомендации.

  1. Поиск и изучение литературы

Для выявления необходимой литературы следует обратиться в библиотеку или к преподавателю. Подобранную литературу следует зафиксировать согласно ГОСТ по библиографическому описанию произведений печати. Подобранная литература изучается в следующем порядке:

    • знакомство с литературой, просмотр ее и выборочное чтение с целью общего представления проблемы и структуры будущей научной работы;

    • исследование необходимых источников, сплошное чтение отдельных работ, их изучение, конспектирование необходимого материала (при конспектировании необходимо указывать автора, название работы, место издания, издательство, год издания, страницу);

    • обращение к литературе для дополнений и уточнений на этапе написания реферата. Для разработки реферата достаточно изучение 4-5 важнейших статей по избранной проблеме. При изучении литературы необходимо выбирать материал, не только подтверждающий позицию автора реферата, но и материал для полемики.

  1. Обработка материала
    При обработке полученного материала автор должен:

    • систематизировать его по разделам;

    • выдвинуть и обосновать свои гипотезы;

    • определить свою позицию, точку зрения по рассматриваемой проблеме;

    • уточнить объем и содержание понятий, которыми приходится оперировать при разработке темы;

    • сформулировать определения и основные выводы, характеризующие результаты исследования;

    • окончательно уточнить структуру реферата.

  1. Оформление реферата

  2. При оформлении реферата рекомендуется придерживаться следующих правил:

    • следует писать лишь то, чем автор хочет выразить сущность проблемы, ее логику;

    • писать последовательно, логично, доказательно (по схеме: тезис – обоснование – вывод);

    • соблюдать правила грамматики, писать осмысленно, не злоупотребляя наукообразными выражениями.

При изложении материала необходимо придерживаться принятого плана.

Реферат печатается на стандартном листе бумаги формата А4. Левое поле - 30 мм, правое - 15 мм, верхнее и нижнее - 20 мм. Шрифт Times New Roman размером 14, межстрочный интервал 1,5.

Каждый новый раздел начинается с новой страницы; это же правило относится к другим основным структурным частям работы (введению, заключению, списку литературы, приложениям и т.д.).

Страницы реферата с рисунками и приложениями должны иметь сквозную нумерацию. Первой страницей является титульный лист, на котором номер страницы не проставляется. Номер листа проставляется арабскими цифрами в центре нижней части листа без точки.

Название раздела выделяется жирным шрифтом и располагается симметрично строке без переноса слов. Точка в конце названия не ставится. Название не подчеркивается.

Фразы, начинающиеся с новой строки, печатаются с абзацным отступом от начала строки (1,25 см).

В работе можно использовать только общепринятые сокращения и условные обозначения.

Следует учитывать ряд особенностей при написании числительных. Одноразрядные количественные числительные, если при них нет единиц измерения, пишутся словами (пять фирм, а не 5 фирм). Многоразрядные количественные числительные пишутся цифрами, за исключением числительных, которыми начинается предложение. Такие числительные пишутся словами.

Важным моментом при написании реферата является оформление ссылок на используемые источники. При их оформлении следует придерживаться следующих правил:

  • текст цитаты заключается в кавычки и приводится в той грамматической форме, в какой он дан в источнике, с сохранением особенностей авторского написания;

  • каждая цитата должна сопровождаться ссылкой на источник;

  • научные термины, предложенные другими авторами, не заключаются в кавычки.

При цитировании текста цитата приводится в кавычках, а после нее в квадратных скобках указывается ссылка на литературный источник по списку использованной литературы и номер страницы, на которой в этом источнике помещен цитируемый текст. Например: [15, с. 237-239]. Возможно оформление ссылок при цитировании текста в виде концевых сносок со сквозной нумерацией. Образец оформления титульного листа реферата представлен в Приложении 1.
Критерии оценки:

  • актуальность темы;

  • соответствие содержания теме;

  • глубина проработки материала;

  • грамотность и полнота использования источников;

  • соответствие оформления реферата требованиям.

Защита тематического реферата:

  1. Может проводиться на выделенном одном занятии (семинаре) в рамках часов учебной дисциплины или по одному реферату при изучении соответствующей темы.

  2. Защита реферата студентом предусматривает: 

  • доклад по реферату не более 5-7 минут;

  • ответы на вопросы оппонента.

  1. На  защите рекомендовано излагать материал, исключая непосредственное чтение текста реферата.

  2. Общая оценка за реферат выставляется с учетом оценок за работу, доклад, умение вести дискуссию и ответы на вопросы. 


Оценка «5» (отлично) выставляется, если тема соответствует содержанию; определена и глубоко изучена проблема; материал логично изложен; докладчик свободно владеет материалом, изложение ведется с опорой на тезисы; регламент изложения соблюдается.

Оценка «4» (хорошо) выставляется, если тема соответствует содержанию; определена и изучена проблема; материал логично изложен, докладчик хорошо владеет материалом, изложение ведется с опорой на тезисы; регламент изложения соблюдается.

Оценка «3» (удовлетворительно) выставляется, если тема не вполне соответствует содержанию; проблема определена, но изучена поверхностно; материал не логично изложен, докладчик с трудом ориентируется в материале, наблюдается сплошное чтение текста; регламент изложения не соблюдается.

Оценка «2» (неудовлетворительно) – тема реферата не раскрыта, обнаруживается существенное непонимание проблемы.
Самостоятельная работа №6 :

Выполнение практических заданий.

  1   2   3   4   5   6

Похожие:

Методические указания для обучающихся по внеаудиторной самостоятельной работе по дисциплине одб. 01 Русский язык ( специальность 21. 02. 02 Бурение нефтяных и газовых скважин) iconМетодические указания для обучающихся по внеаудиторной самостоятельной...
Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение «Нефтегазоразведочный техникум»

Методические указания для обучающихся по внеаудиторной самостоятельной работе по дисциплине одб. 01 Русский язык ( специальность 21. 02. 02 Бурение нефтяных и газовых скважин) iconМетодические рекомендации По организации внеаудиторной самостоятельной...
«Информатика» разработаны в соответствии с Федеральными государственными образовательными стандартами среднего профессионального...

Методические указания для обучающихся по внеаудиторной самостоятельной работе по дисциплине одб. 01 Русский язык ( специальность 21. 02. 02 Бурение нефтяных и газовых скважин) iconМетодические указания по выполнению самостоятельной внеаудиторной...
Методические указания по выполнению внеаудиторной самостоятельной работы по учебной дисциплине иностранный язык предназначены для...

Методические указания для обучающихся по внеаудиторной самостоятельной работе по дисциплине одб. 01 Русский язык ( специальность 21. 02. 02 Бурение нефтяных и газовых скважин) iconМетодические указания для самостоятельной внеаудиторной работы студентов...
Методические указания предназначены в помощь для Вашей самостоятельной внеаудиторной работы с целью самостоятельного изучения и усвоения...

Методические указания для обучающихся по внеаудиторной самостоятельной работе по дисциплине одб. 01 Русский язык ( специальность 21. 02. 02 Бурение нефтяных и газовых скважин) iconМетодические указания для студентов по выполнению курсовой работы...
Методические указания составлены в соответствии с Федеральными государственными требованиями к минимуму содержания и уровню подготовки...

Методические указания для обучающихся по внеаудиторной самостоятельной работе по дисциплине одб. 01 Русский язык ( специальность 21. 02. 02 Бурение нефтяных и газовых скважин) iconМетодические указания для обучающихся по внеаудиторной самостоятельной работе нытва 2015
Методические указания для обучающихся по аудиторной и внеаудиторной самостоятельной работе носят общий характер и адресованы студентам...

Методические указания для обучающихся по внеаудиторной самостоятельной работе по дисциплине одб. 01 Русский язык ( специальность 21. 02. 02 Бурение нефтяных и газовых скважин) iconМетодические указания для обучающихся по внеаудиторной самостоятельной...

Методические указания для обучающихся по внеаудиторной самостоятельной работе по дисциплине одб. 01 Русский язык ( специальность 21. 02. 02 Бурение нефтяных и газовых скважин) iconДипломного проекта по дисциплине «Заканчивание скважин»
«Бурение нефтяных и газовых скважин» очной, заочной и заочносокращенной форм обучения

Методические указания для обучающихся по внеаудиторной самостоятельной работе по дисциплине одб. 01 Русский язык ( специальность 21. 02. 02 Бурение нефтяных и газовых скважин) iconМетодические указания для студентов по выполнению лабораторных и...
Методические указания для студентов по выполнению лабораторных и практических работ

Методические указания для обучающихся по внеаудиторной самостоятельной работе по дисциплине одб. 01 Русский язык ( специальность 21. 02. 02 Бурение нефтяных и газовых скважин) iconМетодические указания по выполнению самостоятельной работы по дисциплине «Русский язык»
Рекомендовано методической комиссией института экономики и предпринимательства для студентов ннгу, обучающихся по

Методические указания для обучающихся по внеаудиторной самостоятельной работе по дисциплине одб. 01 Русский язык ( специальность 21. 02. 02 Бурение нефтяных и газовых скважин) iconРеферат по дисциплине: «Бурение нефтяных и газовых скважин» на тему:...
Потребности человечества в углеводородном сырье, отсутствие надежной альтернативы нефти и газу как топливу требуют совершенствования...

Методические указания для обучающихся по внеаудиторной самостоятельной работе по дисциплине одб. 01 Русский язык ( специальность 21. 02. 02 Бурение нефтяных и газовых скважин) iconМетодические указания по выполнению внеаудиторной самостоятельной...
Методические указания предназначены для студентов техникума, обучающихся по специальности

Методические указания для обучающихся по внеаудиторной самостоятельной работе по дисциплине одб. 01 Русский язык ( специальность 21. 02. 02 Бурение нефтяных и газовых скважин) iconМетодические рекомендации по выполнению практических работ по учебной...
Перечень практических занятий по дисциплине «Русский язык и литература. Русский язык»

Методические указания для обучающихся по внеаудиторной самостоятельной работе по дисциплине одб. 01 Русский язык ( специальность 21. 02. 02 Бурение нефтяных и газовых скважин) iconИнститут нефти и газа
Методические указания устанавливают общие положения к выполнению дипломного проекта (ДП) по специальности 090800 «Бурение нефтяных...

Методические указания для обучающихся по внеаудиторной самостоятельной работе по дисциплине одб. 01 Русский язык ( специальность 21. 02. 02 Бурение нефтяных и газовых скважин) iconМетодические указания по выполнению самостоятельных работ студентами по дисциплине «Информатика»
Методические указания состоят из введения, перечня вопросов и заданий для самостоятельной работы обучающихся, которые снабжены списком...

Методические указания для обучающихся по внеаудиторной самостоятельной работе по дисциплине одб. 01 Русский язык ( специальность 21. 02. 02 Бурение нефтяных и газовых скважин) iconМетодическое пособие для проведения внеаудиторной самостоятельной...
Методическое пособие предназначено для организации эффективной самостоятельной внеаудиторной работы обучающихся, получающих образование...


Руководство, инструкция по применению




При копировании материала укажите ссылку © 2018
контакты
rykovodstvo.ru
Поиск