Скачать 0.87 Mb.
|
ГИС-Образование Е.Г.Капралов Геоинформационные технологии несомненно относятся к разряду наукоемких и расположенных на стыке различных наук. Геоинформатика как и картография имеет три ипостаси: наука, технология и производство. Каждая из них имеет свою специфику и нуждается в квалифицированных специалистах. Как обстоит дело с их подготовкой в России. Далее рассмотрены некоторые вопросы этой многоаспектной проблемы. Специальности и специализации В России существует несколько классификаторов, в которых приведены названия научных специальностей. Это Общероссийский классификатором специальностей по образованию ОК 009-2003 (ОКСО), Перечень направлений подготовки (специальностей) высшего профессионального образовании, Перечень номенклатуры специальностей научных работников и Государственный рубрикатор научно-технической информации (ГРНТИ), который «Представляет собой универсальную иерархическую классификационную систему областей знаний и связан в своей кодовой части с Номенклатурой специальностей научных работников. Содержательно ОКСО и Перечень направлений подготовки (специальностей) высшего профессионального образовании полностью согласованы. Отличаются только коды специальностей. Геоинформатика присутствует только в Перечне номенклатуры специальностей научных работников и имеет шифр 25.00.35. Паспорт этой специальности определен следующим образом: Шифр специальности: 25.00.35 Геоинформатика Формула специальности: Геоинформатика – область науки и техники, отражающая и изучающая природные и социально-экономические геосистемы, их взаимодействие и развитие посредством компьютерного моделирования на основе информационных систем и технологий, баз данных и баз знаний. В задачи геоинформатики входит изучение общих свойств геоинформации, закономерностей и методов ее получения, фиксации, накопления, обработки и использования, а также развитие теории, методологии и технологий создания геоинформационных систем с целью сбора, систематизации, хранения, анализа, преобразования, отображения и распространения пространственно-координированных данных. Значение научных и технических проблем данной специальности для народного хозяйства состоит в обеспечении информацией, контроле и поддержке принятия управленческих решений в сферах планирования и проектирования, исследований в науках о Земле и смежных с ними социально-экономических науках, в развитии образования и культуры, сохранении экологического равновесия, предупреждения чрезвычайных ситуаций, обеспечении обороноспособности страны. Область исследования: 1. Теоретические и экспериментальные исследования в области развития научных и методических основ геоинформатики. 2. Технические средства сбора, регистрации, хранения, передачи и обработки геоинформации с использованием вычислительной техники. 3. Геоинформационные системы (ГИС) разного назначения, типа (справочные, аналитические, экспертные и др), пространственного охвата и тематического содержания. 4. Базы и банки цифровой информации по разным предметным областям, а также системы управления базами данных. 5. Базы знаний по разным предметным областям. 6. Математические методы, математическое, информационное, лингвистическое и программное обеспечение для ГИС. 7. Геоинформационное картографирование и другие виды геомоделирования, системный анализ многоуровневой и разнородной геоинформации. 8. Компьютерные геоизображения новых видов и типов, анимационные, мультимедийные, виртуальные и другие электронные продукты. 9. Геоинформационные инфраструктуры, методы и технологии хранения и использования геоинформации на основе распределенных баз данных и знаний. 10. Телекоммуникационные системы сбора, анализа, обработки и распространения пространственно-временной геоинформации. 11. Взаимодействие геоинформатики, картографии и аэрокосмического зондирования Смежные специальности: 25.00.32 – Геодезия; 25.00.33 – Картография; 25.00.34 – Аэрокосмические исследования Земли, фотограмметрия; 25.00.26 – Землеустройство, кадастр и мониторинг земель. Отрасли наук: технические науки, физико-математические науки, геолого-минералогические науки, географические науки. НА сайте www.edu.ru приведена таблица соответствия шифров Номенклатуры специальностей научных работников кодам ГРНТИ
Анализируя Перечень направлений подготовки (специальностей) высшего профессионального образования можно выделить из этого перечня два подперечня: 1. Специальности, в рамках которых целесообразно обучение созданию информационного и программного обеспечения ГИС, проектированию ГИС и управлению ГИС-проектами 2. Специальности, для которых целесообразно обучение использованию ГИС в предметной области специальности Эти подперечни по нашему мнению могут выглядеть примерно так: Специальности, в рамках которых целесообразно обучение созданию информационного и программного обеспечения ГИС
Специальности, для которых целесообразно обучение использованию ГИС
В любом случае в настоящее время нет образовательной специальности геоинформатика. Как следствие этого нет УМО по этой специальности, рекомендованных учебных планов и программ. Фактически уже более 10 лет ведется подготовка специалистов геоинформатиков в различных ВУЗах России. Только кафедр, в названии которых присутствует слово геоинформатика более 20, в ряде ВУЗов есть учебно-научные лаборатории геоинформатики.
|
Рабочая программа дисциплины блок 1 «Дисциплины» Рабочая программа составлена на основании федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению... |
Рабочая программа дисциплины блок 1 «дисциплины (модули)» Рабочая программа составлена на основании федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению... |
||
С. Л. Смекалов, Д. Л. Федоров геоинформационные технологии в археологических исследованиях Геоинформационные технологии в археологических исследованиях / Балт гос техн ун-т. Спб., 2004. 104 с |
Контрольные задания или иные материалы для оценки результатов освоения дисциплины Фармацевтическая технология как наука, ее задачи. Пути совершенствования производства лекарственных средств. Роль отечественных ученых... |
||
Контрольные задания или иные материалы для оценки результатов освоения дисциплины Фармацевтическая технология как наука, ее задачи. Пути совершенствования производства лекарственных средств. Роль отечественных ученых... |
Основная образовательная программа бакалавриата «Картография и геоинформатика» Геоинформационное обеспечение при создании единой картографической основы государственного кадастра недвижимости с использованием... |
||
Методические указания для лабораторного практикума по учебным дисциплинам... Методические указания предназначены для подготовки к лабораторному практикуму и сасмостоятельным занятиям по учебным дисциплинам... |
Рабочая программа дисциплины (модуля) в. Од. 5 «геоинформационные... В. од. 5 «геоинформационные технологии сбора картографо-геодезической информации» |
||
Лекция Введение в историю экономики > Предмет истории экономики и... Историко-экономическая наука оформилась как самостоятельная ветвь системы экономических наук в XIX в. Вначале произошло становление... |
Фармацевтическая технология Технология лекарств как научная и учебная дисциплина. Современные направления развития фармацевтической технологии. Связь с другими... |
||
«Сборник задач и вопросов по физике в помощь поступающим в мифи», М., 1964 Сборник научного юмора, скажете вы. — Но разве слова „наука“ и „юмор“ не исключают друг друга? — конечно нет. Эта книга — несомненное... |
Ix всероссийская научная конференция молодых ученых «наука. Технологии. Инновации» Новосибирский государственный технический университет приглашает принять участие в работе IX всероссийской научной конференции молодых... |
||
Статья о беременности и родах вьетнамских свиней Беременность у вьетнамских... Здравствуйте, на этом форуме я постараюсь ответить на Ваши вопросы по содержанию и разведению вьетнамских вислобрюхих свиней, а так... |
Гобу «Физтех-лицей» им. П. Л. Капицы Создание концепции экономического журнала для подростков Область настоящего исследования находится на стыке двух наук: социологии и экономики |
||
А. Ю. Просеков технология производства блюд диетического М. П. Щетинин заведующий кафедрой технологии продуктов питания Алтайского государственного технического университета им. И. И. Ползунова,... |
Академия наук СССР академия наук грузинской сср Беритов И. С. Структура и функции коры большого мозга. – М.: Наука, 1969. – 532 с |
Поиск |