Скачать 1.24 Mb.
|
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Оренбургская государственная медицинская академия» Министерства здравоохранения Российской Федерации Кафедра госпитальной педиатрии Диспансеризация и реабилитация детей с перинатальным поражением центральной нервной системы Учебное пособие Оренбург 2013 УДК М.Г. Рыбалкина, М.А. Скачкова, Н.Ф. Тарасенко, Е.В.Плигина, П.В. Кузнецова. Диспансеризация и реабилитация детей с перинатальным поражением центральной нервной системы Учебное пособие.- Оренбург, 2013.- с Пособие содержит материал, необходимый для изучения тактики ведения и реабилитации ребенка с перинатальным поражением центральной нервной системы на педиатрическом участке. Учебное пособие предназначено для студентов, обучающихся по специальности «Педиатрия». ….. Рецензенты: Д.м.н., профессор кафедры эпидемиологии и инфекционных болезней ГБОУ ВПО «Оренбургская государственная медицинская академия» МЗ РФ Л.А.Литяева Д.м.н., профессор, заведующий кафедрой детских болезней ГБОУ ВПО «Оренбургская государственная медицинская академия» МЗ РФ Л.Ю.Попова Учебное пособие рассмотрено и рекомендовано к печати РИС ГБОУ ВПО «ОрГМА» Минздрава России 2.1. Пояснительная записка Дисциплина «Поликлиника и неотложная педиатрия" относится к профессиональному циклу (С.З.) дисциплин ФГОС по специальности педиатрия высшего профессионального медицинского образования, изучается в X,XI,XII семестрах. Взаимосвязана со следующими дисциплинами: анатомия, гистология, эмбриология и цитология; нормальная физиология; патологическая физиология; пропедевтика детских болезней; гигиена; акушерство и гинекология; общественное здоровье и здравоохранение; детская хирургия. Общий объем в часах – 396ч. практические занятия - 180ч; лекций 48ч. Форма промежуточной аттестации по дисциплине – экзамен. Основной учебник по дисциплине «Поликлиника и неотложная педиатрия»: Калмыкова А. С. «Поликлиническая педиатрия» - Учебник для вузов – Москва,2009г-619с. Методические указания по подготовке к семинарскому занятию. Методические указания Модуль 3. Тема Особенности наблюдения за детьми групп риска и детьми с хронической патологией на педиатрическом участке.
Семинарское занятие №1.
А. Студент должен знать: - частоту церебральной патологии у новорожденных; - причины перинатальных поражений ЦНС; - классификацию перинатальных нарушений ЦНС у новорожденных и детей раннего возраста; - паталогоанатомические изменения и патофизиологические механизмы формирования нарушений ЦНС в зависимости от степени влияния этиопотических факторов; - клинику неврологических синдромов раннего и позднего восстановительного периодов; - специальные методы исследований, применяемые для диагностики нарушений ЦНС; - принципы комплексной терапии и реабилитации в остром и раннем восстановительном периоде энцефалопатии и родовой травмы ЦНС; - дифференциальную диагностику церебральных нарушений и новорожденных различной этиологии; - организацию диспансерного наблюдения за новорожденными с перинатальной энцефалопатией. Б. Студент должен овладеть навыками: - сбора соматического, гинекологического, акушерского анамнеза; - целенаправленного клинико-неврологического обследования новорожденного с перинатальной энцефалопатией; - оценки психомоторного развития ребенка на 1-ом году жизни; - интерпретация лабораторных показателей; - выписки медикаментов, используемых при данной патологии. В. Студент должен уметь: - оценить особенности акушерского анамнеза, сообенности течения беременности и родов, способствующие возникновению перинатальных поражений ЦНС; - оценить клинико-неврологические особенности течения раннего неонатального периода у больного новорожденного; - провести осмотр новорожденного ребенка и оценить его неврологический статус (степень выраженности физиологических рефлексов, развитие установочных рефлексов, состояние мышечного тонуса, симптоматику поражения черепно-мозговых нервов, менингиальные симптомы) и определить ведущий синдром; - оценить результаты специальных методов обследования (ЭЭГ, диафапоскопии, эхоскопии мозга, рентгенограмму черепа, анализа спинномозговой жидкости); - сформулировать и обосновать клинический диагноз; - провести дифференциальную диагностику различных поражений ЦНС у новорожденных; - назначить комплексное лечение ребенку с перинатальной патологией ЦНС в раннем восстановительном периоде; - составить план диспансерного наблюдения за детьми с перинатальной энцефалопатией на 1-ом году жизни 4. Вопросы для самоподготовки: 1.определение понятий: перинатальные поражения ЦНС, перинатальная энцефалопатия,гипоксические и травматические нарушения ЦНС, родовая травма ЦНС; 2.основные причины и факторы риска возникновения перинатальных поражений ЦНС уноворожденных; 3.классификация перинатальных нарушений ЦНС; 4.основные неврологические синдромы острого и раннего восстановительного периодов; 5.степени тяжести гипоксических нарушений ЦНС; 6.классификация внутренних кровоизлияний; 7.специальные методы диагностики перинатальных нарушений ЦНС 8.особенности организации ухода и вскармливания новорожденных детей с церебральнойпатологией; 9.понятие об установочных рефлексах и динамике их формирования; 10.критерии оценки нервно-психического развития ребенка первых месяцев жизни; 11.критерии оценки психомоторного развития ребенка на 1-ом году жизни; 12.основные принципы лечения новорожденных с перинатальными нарушениями ЦНС враннем восстановительном периоде; 13.диспансерное наблюдение за детьми с перинатальной энцефалопатией на 1-ом году жизни. 14. принципы и методы реабилитации детей с перинатальным поражением ЦНС.
Перинатальная энцефалопатия, родовая травма, физиологические рефлексы новорожденного, реабилитация.
С.454- 507. 2. Амбулаторно-поликлиническая педиатрия – учебное пособие. / Под редакцией В.А. Доскина. – М., 2009.
Тестовые задания 1. ПРИЗНАКОМ ЦЕРЕБРАЛЬНОЙ ИШЕМИИ ПЕРВОЙ СТЕПЕНИ ЯВЛЯЮТСЯ: А. Судороги Б. Симптом Грефе В. Синдром возбуждения Г. Кома Д. Выбухание большого родничка 2. КАКОЙ КЛИНИЧЕСКИЙ ПРИЗНАК УКАЗЫВАЕТ НА ТЯЖЕСТЬ ГИПОКСИИ ГОЛОВНОГО МОЗГА У НОВОРОЖДЕННОГО: А. Синдром нервно-рефлекторной возбудимости Б. Вегето-висцеральные нарушения В. Симптом Моро Г. Синдром мышечной дистонии Д. Нарушение сознания 3.ПОСЛЕ ПЕРЕНЕСЕННОЙ РОДОВОЙ ТРАВМЫ НАБЛЮДАЮТСЯ: А) микроцефалия Б) черепно-мозговые грыжи В) синдром задержки психоречевого развития Г) макроцефалия Д) гидроцефалия 4. ОЦЕНКА ПО ШКАЛЕ АПГАР, СООТВЕТСТВУЕЮЩАЯ ГИПОКСИИ СРЕДНЕЙ ТЯЖЕСТИ: А) 6-7 баллов Б) 5 баллов В) 8-9 баллов Г) 3-4 балла Д) 0-1 балл 5. МИАТОНИЧЕСКИЙ СИНДРОМ ПРИ ПОРАЖЕНИИ ШЕЙНОГО ОТДЕЛА ПОЗВОНОЧНИКА СВЯЗАН: А) с поражением периферического двигательного нейрона Б) с ишемией ретикулярной формации спинного мозга В) с повышением внутричерепного давления Г) поражением пирамидного пути Д) поражением экстрапирамидной системы 6. КЛИНИЧЕСКАЯ КАРТИНА ПРИ ПОРАЖЕНИИ СПИННОГО МОЗГА В ОБЛАСТИ ШЕЙНОГО УТОЛЩЕНИЯ: А) верхний спастический парапарез Б) нижний спастический парапарез В) тетрапарез Г) верхний вялый парапарез, нижний спастический парапарез Д) верхний и нижний вялый тетрапарез 7. ГИДРОЦЕФАЛИЯ ФОРМИРУЕТСЯ ПОД ВЛИЯНИЕМ: А) спонтанно Б) токсического воздействия В) внутриутробно резвившегося энцефалита Г) метаболической перестройки Д) радиационного воздействия 8. БОЛЬШИЕ РАЗМЕРЫ ГОЛОВЫ (МАКРОЦЕФАЛИЮ) МОЖНО СЧИТАТЬ ПАТОЛОГИЕЙ ПРИ НЕСООТВЕТСТВИИ ВОЗРАСТНЫМ ПОКАЗАТЕЛЯМ: А) на 2 см Б) на 4 см В) свыше двух среднеквадратичных отклонений Г) на 1 см Д) на 3 см 9. ВРОЖДЕННАЯ ГИДРОЦЕФАЛИЯ ОБУСЛОВЛЕНА: А) нарушением всасывания в пахионовых грануляциях Б) гиперпродукцией ликвора В) нарушением формирования ликворной системы Г) увеличением желудочков мозга Д) нарушением кровоснабжения головного мозга 10. ПАРЕЗЫ, ПАРАЛИЧИ ЧАЩЕ ВСЕГО БЫВАЕТ ИСХОДОМ ВНУТРИУТРОБНО ПЕРЕНЕСЕННОГО: А) токсоплазмоза Б) сифилиса В) листериоза Г) гриппа Д) анемии 11. ДЛЯ ГИПЕРКИНЕТИЧЕСКОЙ ФОРМЫ ДЦП ХАРАКТЕРНО НАЛИЧИЕ: А) атетоза Б)хореического гиперкинеза В)торсионной дистонии Г) хореоатетоза Д) все вышеперечисленные 12. ЭЛЕКТРОНЕЙРОМИОГРАФИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ИМЕЮТ ЗНАЧЕНИЕ: А) при спинальной мышечной атрофии Б) при неавральной амиотрофии Шарко-Мари-Тута В) при миастении, при миодистрофиях Г) при ДЦП Д) все вышеперечисленные 13. ЛЕГКАЯ ФОРМА РОДОВОЙ ТРАВМЫ ПРОЯВЛЯЕТСЯ: А) брадикардией Б) тахикардией В) тремором подбородка, тремором ручек Г) желтушность кожных покровов Д) коматозное состояние 14. РОДОВАЯ ТРАВМА СПИННОГО МОЗГА ВОЗНИКАЕТ ВСЛЕДСТВИЕ: А) хронической гипоксии Б) острой асфиксии В) механического повреждения Г) метаболического воздействия Д) воздействия радиации 15. БОЛЕЕ ТЯЖЕЛОЕ ТЕЧЕНИЕ ПОРАЖЕНИЯ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ У НЕДОНОШЕННЫХ ДЕТЕЙ ОБУСЛОВЛЕНО: А) не закончена дифференциация нервной системы, недоразвитием кровеносной системы Б) малым весом В) сопутствующими заболевания Г) аномалиями головного мозга Д) все вышеперечисленные Эталоны ответов:
Ситуационные задачи |
Особенности отражения в формах федерального статистического наблюдения... |
Инструкция по осуществлению общественного наблюдения при проведении Нормативные правовые и методические документы, регламентирующие порядок осуществления общественного наблюдения 6 |
||
Инструкция по заполнению форм федерального статистического наблюдения № В целях совершенствования статистического наблюдения, проводимого Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей... |
План для проведения группового занятия по учебной дисциплине «Устройство... Устройство башенной установки, размещение приборов прицеливания, наблюдения и наведения, особенности их устройства, обращение с приборами... |
||
Методические материалы по осуществлению общественного наблюдения при проведении Нормативные правовые и методические документы, регламентирующие порядок осуществления общественного наблюдения 6 |
Указани я по заполнению форм федерального статистического наблюдения Некоммерческие организации предоставляют форму федерального статистического наблюдения № п-1 при осуществлении производства товаров... |
||
Рабочая программа учебного модуля «Процедура общественного наблюдения... Правила аккредитации он. Организация обучения он. Правила оформления Акта общественного наблюдения при проведении гиа 9-11 классов... |
Методические рекомендации по обеспечению работы поста радиационного и химического наблюдения Инструкция предназначена для постов радиационного и химического наблюдения гражданской обороны, а также насф специальной и общей... |
||
Техническое задание на монтаж оборудования системы телевизионного... Поставка оборудования системы телевизионного наблюдения в соответствии с прилагаемым перечнем |
Приказ 23. 09. 2009 №205 Москва Об утверждении статистического инструментария... Утвердить прилагаемые формы федерального статистического наблюдения с указаниями по их заполнению и ввести их в действие |
||
Приказ 14. 10. 2009 №226 Москва Об утверждении статистического инструментария... Утвердить прилагаемые формы федерального статистического наблюдения с указаниями по их заполнению и ввести их в действие |
Техническое задание. Наименование выполняемых работ Выполнение работ по монтажу и установке уличного видео наблюдения, по монтажу и установке видео наблюдения в спальных корпусах в... |
||
Техническое задание. Наименование выполняемых работ Выполнение работ по монтажу и установке уличного видео наблюдения, по монтажу и установке видео наблюдения в спальных корпусах в... |
Методические рекомендации по организации поста радиационного, химического... Порядок действий личного состава поста радиационного, химического и биологического наблюдения |
||
Инструкция по подготовке и проведению комплексного наблюдения условий жизни населения москва Указания по отбору домохозяйств для комплексного наблюдения условий жизни населения 4 |
Методические указания по самостоятельной аудиторной/внеаудиторной... Тема: Пневмонии атипичные, этиология, особенности клинического течения, особенности лечения |
Поиск |